ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.
Учебник
М., 1996.
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Восприятием, называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность, целостность и структурность восприятия.
Б.Г. Ананьев (1907-1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок.
Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить его свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.
Например, ряд авторов описывают сетчатку лягушки как «детектор насекомых». Этот «детектор» вызывает рефлекторные движения языка, коща на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.
Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.
Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой.
Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система -совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.
Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, этот механизм является врожденным?
Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие.
Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, коща они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) Taiqke кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, утверждают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия, — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого’образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п.
Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривлений прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.
Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.
Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (рис. 3). В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).
Рис. 3.
Подводя итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима активтность и на макроуровне, т.е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.
Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.
Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятии. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.
Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.
Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверждено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех предметов, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.
Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная Прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной.
При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывают приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.
Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.
В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.
Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.
Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздра-, жителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражении. «…В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)» [1]. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из общего фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т.е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему— мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а. слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.
В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. чисто зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).
Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.
Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Классификация восприятии. В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятии. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. 2-е изд., доп. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. IV. — С. 163.
НАВЕРХ
Общая характеристика восприятия
20.12.2012
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Суть этого процесса состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Как вы уже догадались, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.
Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Ключевые слова: Восприятие
Источник: Маклаков А. Г. — Общая психология
Материалы по теме |
---|
Факторы, влияющие на восприятие Творогова Н. Д., Общая и социальная психология |
Развитие ощущений и восприятия Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия |
Психопатология расстройств восприятия Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Кодирование информации в сенсорной системе … |
Нейрофизиологические основы восприятия Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Принципы организации восприятия Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Искажения восприятия Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия |
Общие закономерности восприятия Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Общественное восприятие и характеристики, связанные с принятием налогообложения сахаросодержащих напитков, введенного во Франции в 2012 г.
. 2015 Октябрь; 18 (14): 2679-88.
дои: 10.1017/S1368980014003231. Epub 2015 28 января.
Шанталь Юлия 1 , Кэролайн Межан 1 , Флоренция Викари 1 , Сандрин Пено 1 , Серж Херкберг 1
принадлежность
- 1 1Université Paris 13, Sorbonne Paris Cité, Equipe de Recherche en Epidémiologie Nutritionnelle (EREN), Centre d’Epidémiologie et Biostatistiques, Inserm, Inra, Cnam, 74 rue Marcel Cachin, F-93017 Bobigny Cedex, France.
- PMID: 25627337
- DOI: 10.1017/С1368980014003231
Шанталь Джулия и др. Нутр общественного здравоохранения. 2015 Октябрь
. 2015 Октябрь; 18 (14): 2679-88.
дои: 10.1017/S1368980014003231. Epub 2015 28 января.
Авторы
Шанталь Юлия 1 , Кэролайн Межан 1 , Флоренция Викари 1 , Сандрин Пено 1 , Серж Херкберг 1
принадлежность
- 1 1Université Paris 13, Sorbonne Paris Cité, Equipe de Recherche en Epidémiologie Nutritionnelle (EREN), Centre d’Epidémiologie et Biostatistiques, Inserm, Inra, Cnam, 74 rue Marcel Cachin, F-93017 Бобиньи Седекс, Франция.
- PMID: 25627337
- DOI: 10.1017/С1368980014003231
Абстрактный
Задача: Во Франции акцизный налог на сахаросодержащие напитки был введен с 1 января 2012 года. Нашей целью было оценить восприятие этого налога, а также социально-демографические характеристики его сторонников и противников.
Дизайн: Поперечное исследование в когорте Nutrinet-Santé. Среди участников когортного исследования Nutrinet-Santé была отобрана подвыборка из 1996 человек. Восприятие налога на сахаросодержащие напитки оценивалось с помощью самостоятельно заполняемых анкет. Социально-демографические и диетические профили сторонников и противников этого налога были исследованы с помощью полиномиальной логистической регрессии. Репрезентативная на национальном уровне французская выборка, 2012 г.
Предметы: Взрослые старше 18 лет (наибольшая выборка в 1996 г.).
Результаты: Половина исследуемой выборки в целом поддерживала введение налога, а 57,7 % считали его полезным для улучшения здоровья населения. Участники с большей вероятностью поддержали налоговую модель, если полученный доход будет использоваться для улучшения системы здравоохранения (72,7 %) и если такое налогообложение было связано с соответствующим снижением цен на другие продукты питания (71,5 %). ). Пожилые участники с большей вероятностью поддержали налог, чем их более молодые коллеги (ОШ = 2,37; 9).5 % ДИ 1,60, 3,49 для >65 лет против 26-45 лет; Р<0,001). Участники с более низким уровнем образования были менее склонны поддерживать налог, чем участники с более формальным образованием (ОШ = 0,31; 95 % ДИ 0,19, 0,52 для низкого образовательного уровня по сравнению с высоким уровнем образования; P<0· 001). В наших моделях потребление сахаросодержащих напитков не было связано с налоговым восприятием.
Выводы: Французский налог на сахаросодержащие напитки, по-видимому, был положительно воспринят общественностью. Социально-демографические факторы повлияли на такое восприятие, и поэтому их следует учитывать при разработке будущих мер общественного здравоохранения.
Ключевые слова: Налог на еду; Восприятие; популяционные исследования; Сахаросодержащие напитки.
Похожие статьи
Общественное восприятие налога на подслащенные напитки во Франции.
Сарда Б., Дебра С., Шазеля Э., Пено С., Ле Бодо Ю., Херкберг С., Тувье М., Джулия С. Сарда Б. и др. Нутр общественного здравоохранения. 2022 ноябрь;25(11):3240-3251. дои: 10.1017/S1368980022001665. Epub 2022, 9 августа. Нутр общественного здравоохранения. 2022. PMID: 35942709
Изменения в ценах, продажах, потребительских расходах и потреблении напитков через год после введения налога на подслащенные сахаром напитки в Беркли, Калифорния, США: исследование «до и после».
Silver LD, Ng SW, Ryan-Ibarra S, Taillie LS, Induni M, Miles DR, Poti JM, Popkin BM. Сильвер ЛД и др. ПЛОС Мед. 18 апреля 2017 г.; 14(4):e1002283. doi: 10.1371/journal.pmed.1002283. Электронная коллекция 2017 апр. ПЛОС Мед. 2017. PMID: 28419108 Бесплатная статья ЧВК.
Имеет ли сигнальный эффект мексиканский налог на сахаросодержащие напитки? ЕНСАНУТ 2016.
Альварес-Санчес К., Контенто И., Хименес-Агилар А., Кох П., Грей Х.Л., Герра Л.А., Ривера-Доммарко Дж., Урибе-Карвахаль Р., Шамах-Леви Т. Альварес-Санчес С. и др. ПЛОС Один. 22 августа 2018 г.; 13(8):e0199337. doi: 10.1371/journal.pone.0199337. Электронная коллекция 2018. ПЛОС Один. 2018. PMID: 30133438 Бесплатная статья ЧВК.
Оценка потенциала налогов на подслащенные сахаром напитки для сокращения потребления и получения дохода.
Андреева Т., Чалупка Ф.Дж., Браунелл К.Д. Андреева Т. и др. Пред. мед. 2011 июнь; 52 (6): 413-6. doi: 10.1016/j.ypmed.2011.03.013. Epub 2011 3 апр. Пред. мед. 2011. PMID: 21443899
Экономическая эффективность акцизного налога на сахаросодержащие напитки в США
Лонг М. В., Гортмейкер С.Л., Уорд З.Дж., Реш С.К., Муди М.Л., Сакс Г., Суинберн Б.А., Картер Р.С., Клэр Ван Ю. Лонг МВ и др. Am J Prev Med. 2015 июль;49(1):112-23. doi: 10.1016/j.amepre.2015.03.004. Am J Prev Med. 2015. PMID: 26094232 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Налог на сахар или что? Взгляд и предпочтения потребителей.
Пекара А. Пекара А. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 1 октября; 19 (19): 12536. дои: 10.3390/ijerph291912536. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36231840 Бесплатная статья ЧВК.
Изучение реакции средств массовой информации на национальный налог на сладкие напитки в Южной Африке: количественный контент-анализ.
Эссман М., Штольце Ф.М., Карпентье Ф.Д., Сварт Э.К., Тайлли Л.С. Эссман М. и др. Общественное здравоохранение BMC. 2021 6 марта; 21 (1): 454. дои: 10.1186/s12889-021-10460-1. Общественное здравоохранение BMC. 2021. PMID: 33676468 Бесплатная статья ЧВК.
Принятие ключевых мер общественного здравоохранения польским населением связано с грамотностью в вопросах здоровья, но не с грамотностью в области электронного здравоохранения.
Дуплага М. Дуплага М. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 июль 29;17(15):5459. дои: 10.3390/ijerph27155459. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 32751180 Бесплатная статья ЧВК.
Общественная приемлемость налога на сахаросодержащие напитки и связанные с ним факторы в Нидерландах.
Эйкеленбум М., ван Стрален М.М., Олтхоф М.Р., Рендерс К.М., Стенхейс И.Х.; Консорциум ПЕН. Эйкеленбум М. и соавт. Нутр общественного здравоохранения. 2021 июнь;24(8):2354-2364. дои: 10.1017/S1368980020001500. Epub 2020 4 июня. Нутр общественного здравоохранения. 2021. PMID: 32495730 Бесплатная статья ЧВК.
Политика в области питания и индивидуальная борьба за здоровое питание: вопрос общественной поддержки.
Юркенбек К., Цюльсдорф А., Спиллер А. Юркенбек К. и соавт. Питательные вещества. 2020 18 февраля; 12 (2): 516. дои: 10.3390/nu12020516. Питательные вещества. 2020. PMID: 32085503 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Skidmore College
События
26 января
Лекция
Форма и история: разговор об искусстве ЛГБТК+ и… Лия ДеВун, профессор истории и женских, гендерных и сексуальных исследований в Университете Рутгерса, и…
Подробнее
Feb02
Сообщество
Сосед по комнате Весенняя лотерея
Музей Танского обучения Пейн: Вы пропустили «Сосед по комнате: жизнь с искусством Тан» осенью? Присоединяйтесь к нам в четверг, 2 февраля, в 18:00, чтобы принять участие в весенней лотерее 2023 года в школе Тан, в которой участвуют 12 счастливчиков… Суббота, 4 февраля, в 14:00, Семейная суббота: витражные снежинки! После просмотра фотографий снежинок из коллекции Tang Уилсона Элвина…
Подробнее
Feb07
Представление — Музыка
Ladd Listening Lounge
Музыкальный центр Zankel: случайные и совместные выступления студентов Skidmore, создание сообщества с помощью музыки. Приглашаются все. Подаются легкие закуски. Представлено Skidmore…
Подробнее
Информация и ресурсы
Почему Skidmore?
Мы — динамичное сообщество, где творческое мышление имеет значение в любом деле.
Узнать больше
Истории студентов
Узнайте своими словами, почему студенты Skidmore решили приехать сюда.
Узнать больше
Creative Thought Works
Посмотрите, как гуманитарные науки отличают наших выпускников каждый день, во всех областях, вокруг мир.
Истории выпускников
Четыре сезона Скидмора: обзор 2022 года
2022 год ознаменовался возвращением многих любимых традиций в кампус и ознаменовал начало годового празднования столетия колледжа, что дало всем нам повод остановиться и задуматься о Прошлое, настоящее и будущее Скидмора.
Свинцовый подарок от семей McCaffery-Wagman-Wachenheim поддерживает здоровье и хорошее самочувствие в Skidmore
Новый центр здоровья, хорошего самочувствия, фитнеса, тенниса и легкой атлетики объединит все аспекты поддержки здоровья и хорошего самочувствия студентов в одном кампусе .
Центр интегрированных наук Билли Тиш: интерактивный виртуальный тур
Первые два этапа Центра интегрированных наук Билли Тиш (CIS) теперь открыты для студентов, преподавателей и сотрудников Skidmore, а последний этап цель для завершения в 2024 году — Колледж сердечно приглашает вас совершить этот интерактивный виртуальный тур по крупнейшему отдельному академическому проекту в истории Колледжа Скидмор.
Дороти Э. Мосби назначена деканом факультета, вице-президентом по академическим вопросам
Skidmore College объявил, что доктор Дороти Э. Мосби присоединится к сообществу Skidmore в июне 2023 года. для исторически маргинализированных художников
Ханна Траоре ’17 обсуждает свой путь от курирования своей первой выставки в Скидморе до открытия галереи Ханны Траоре в Нью-Йорке в 2022 году, а также то, как это влияет на арт-сообщество.
Программа обучения за рубежом признана лидером в области разнообразия и инклюзивности
Программа Tufts-Skidmore Spain получила награду 2022 года за выдающиеся достижения в области разнообразия и инклюзивности в международном образовании от организации Diversity Abroad, которая поощряет разнообразие в программах обучения за рубежом.
Творчество
Мысль
Материя
Мы верим, что каждая жизнь становится более глубокой благодаря творчеству.
Подробнее
Учебный план
Изучите, что говорит вам
.
Какой бы дисциплиной вы ни занимались, вы будете смотреть на нее со всех сторон, соединяя различные способы мышления и несвязанные идеи. Выбери специальность, совмести интересы, или проложите свой собственный путь.
Подробнее
Кампус
Найдите себя здесь.
Отмеченные наградами рестораны и общежития, идеальный студенческий городок и 1000 акров земли. природная красота — есть что покрыть. Но, как и любой дом, наш кампус это и удобное место для возвращения, и стартовая площадка для изучения окружающего мира ты.
СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ
УСТОЙЧИВОСТЬ
Это гораздо больше, чем просто забота об окружающей среде.
Мы полностью привержены защите окружающей среды. Из нашего собственного солнечного поля и 29 здания с геотермальным отоплением и охлаждением, студенческие компосты, сады, и многое другое — мы делаем это сами, чтобы наши экосистемы и те, что за ними, могли пожинать плоды немедленная выгода.
Скидмор Факты
$ 47,100
Средний грант Skidmore первого года
44
Majors
100+
Клубы и организации
8: 1
Студент-боевик.
17
«Не бойтесь нестандартных карьерных путей. То, что большинство ваших одноклассников, друзей или членов семьи работают в определенной отрасли, не означает, что вы обязаны это делать. Объединить свои интересы проще, чем вы думаете. Если вы будете усердно работать и проявлять себя, вы встретите нужных людей, которые помогут вам на этом пути».