Доклад «Развитие техники чтения в начальной школе».
Развитие техники чтения в начальной школе.
Развитие техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Работа над этой темой стала для меня одной из главных, так как современная начальная школа для читающего ребенка. В сельской местности-это большая проблема: из 20 первоклассников (в прошлом учебном году) умел читать по слогам один, и едва соединять слоги-двое. Если ученик хорошо научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
1) Изучение алфавитных названий букв
Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
— М и А будет МА.
— побуквенное чтение: М, А, М, А.
— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
Многолетний опыт учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа оказывающих влияние на успеваемость.
Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же добиться этой оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать?
Я познакомилась и стараюсь применять несколько видов работ по развитию навыков чтения.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения должны проводиться ежедневно, через определенные промежутки времени.
2. Жужжащее чтение. Оно было одним из основных элементов развития навыков чтения в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение из 8 слов и, дочитав до 4, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения и не может увязать все слова воедино. В этом случае нужна работа над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал профессор Н.Т. Федоренко. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.
Профессор И.Г. Пальченко для развития навыков чтения предлагает такие упражнения:
1.
Многократное чтение
2. Чтение в темпе скороговорки
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Для проведения многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик отмечает, до какого слова он прочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
Лучше изменить задание и на этом же отрывке текста потренировать артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки снижены требования к выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем можно переходить к третьему упражнению. Учитель говорит детям: “Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но только красиво и выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. И здесь ребенок продолжает читать незнакомую часть текста в том же повышенном темпе. Такие упражнения приводят к увеличению скорости чтения.
Я предлагаю задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
· Чтение по ролям
· Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора
· Составить вопросы к тексту
· Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение
· Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.
Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Рассмотрим их:
Алексеева Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, советует давать ребенку упражнения следующего вида:
Артикуляционная гимнастика.А) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
Б) упражнения
для развития четкости произношения:Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
Я часто использую в своей работе следующие игровые моменты:
«Молния” —чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение
“Спринт” —отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу — «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».
Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Используя, все описанные методы и приемы работы со слабочитающими детьми, всегда не теряешь надежду, что они научатся, все у ребят получится, радуешься увеличению темпа чтения. Хочется, чтобы в нашей стране были грамотные и любящие книгу люди.
Использованная л
итература:1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
Актуальная проблема начальной школы «Почему дети не читают?»
«Почему дети не читают?» или «Как заставить ребёнка читать?»
Одной из самых острых и трудно разрешенных проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины. Во-первых, меняется информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представление и восприятие информации вытесняют книгу. Вторая причина малоинтересные короткие тексты, акцент на скорости чтения, низкое понимание, неполное эмоциональное и образное восприятие содержания, делают урок чтения трудным для учителя и для ребёнка.
Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя?
В первом классе ребенок плохо читает, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработается навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. Что делать?
Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.
Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».
Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест. Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у
современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.
Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?
«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.
На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.
Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»
Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.
Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.
Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.
Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.
Почему дети не любят читать?
В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. Когда мы были маленькими, наши мамы читали нам книжки, прежде чем мы уснем или просто для общего развития и нам это очень нравилось. Каждый хотел оказаться на месте главного героя и сделать свой маленький подвиг. Эти произведения навсегда остались в нашей памяти: «Колобок», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Конек-горбунок», и другие. Мы не знали, что такое компьютер и уж тем более интернет, мобильные телефоны, редко смотрели телевизор. Странно, но почему-то нам было хорошо без всего этого, так как у нас были дела поважнее, чем сидеть дома. Наше поколение выросло на приставках «Денди», любимой игрушке –
тетрис. Мы играли на улицах в занимательные игры, читали, чтобы быть умнее и правильнее писать, нам было стыдно, когда в школе мы получали двойки. А теперь, разве наши дети ходят на улицу, чтобы поиграть в «Али-Ба-ба», «Казаки-разбойники» или просто погонять мяч по двору? Нет, теперь гораздо интереснее сесть дома у компьютера и погрузиться в виртуальную жизнь интернета. А как же быть с книгами, неужели их время закончилась и теперь в них нет никакого смысла?
И здесь есть только одно правильное решение, поменять немного фамилии авторов и репертуар литературы. Пусть вам будет нелегко, но вы же не допустите, чтобы ваш малыш не читал, а все время проводил в любимом мониторе? Присмотритесь к тем играм и увлечениям, которые нравятся вашему ребенку. Затем сходите в книжный магазин и купите подобную книгу, схожую увлечениям вашего чада. Да, возможно она не будет называться «Белоснежка и семь гномов», она наверняка будет называться «Звездные воины» или «Сталкер». И теперь, скрипя зубами, вы обязаны поставить среди Пушкина и Толстого и это издание. После всего этого вы должны показать своему ребенку, что вам эта книга очень нравится, и вы были не правы, говоря, что это просто ужас. Через некоторое время вы заметите, что ваш ребенок смотрит на вас совсем другими глазами, ведь вы его наконец-то поняли. Он сам предложит вам почитать вместе. Наша цель, сделать так, чтоб ребенок развивался не только в компьютере, но и, читая книги, разные, а не только те к которым мы уже успели привыкнуть. Читайте вместе всей семьей, и не кривите душой, читая то, что нравится «новому поколению», ведь ваш малыш начинает свою жизнь именно в это время, где именно такие произведения пользуются авторитетом среди ребят.
Как альтернативу можно предложить электронные книжки, чтение книг онлайн,
потому как нынешние ребятишки любят все же компьютеры, это не повлечет никаких
дополнительных затрат и очень облегчит поиск нужной литературы. В интернете, в
частности на сайте detkiuch.ru,
сейчас представлен широчайший выбор литературы, в том числе и детской: это и
сказки, рассказы, а также учебная литература. На
фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё
меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе:
низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике,
ошибки при выполнении письменных заданий по русскому языку. Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте,
другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать
сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться
читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста
распространяется у него до взрослого возраста.
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На
обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей
в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения
взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха,
невнимание учителей к психологическим
особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п. Наша задача –
диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет
проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.
Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа
темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате
медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в
двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но
знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся
на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно
учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.
Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто
скучен сам процесс. Попробуйте превратить чтение в игру. Разыгрывайте образы,
ситуации, в которых требуется что – то прочесть.
Как можно помочь ребёнку научиться читать?
1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому и при чтении создавайте игровые ситуации.
Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.
4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.
5.Выбирать
книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится
читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём
желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же
странице.
Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны
гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он
просил вас почитать.
6. Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.
Помогите своему ребенку в этом «новом поколении» и сами не
отставайте, ведь именно вы должны быть в курсе всех событий, чтобы вовремя
помочь ребенку.
Удачи вам и вашему ребенку!
Каковы причины плохого понимания прочитанного? (и как их исправить)
Некоторые основные причины плохого понимания прочитанного включают СДВГ, дислексию, сложный текст, ограниченный словарный запас, дефицит рабочей памяти и многое другое. У вас также могут возникнуть проблемы с пониманием того, что вы читаете, если вам неинтересно или скучно.
Есть много способов улучшить понимание прочитанного, и они не требуют кардинальных изменений.
Если у вас когда-либо были проблемы с концентрацией внимания или пониманием, вам будет полезно знать перечисленные здесь методы.
В этом посте обсуждаются основные причины плохого понимания прочитанного.
Читайте дальше, чтобы узнать о ежедневных практиках и онлайн-курсах, которые улучшат ваши навыки понимания прочитанного.
Бесплатное занятие по быстрому чтению – нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться
1. Дислексия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Людям с дислексией или СДВГ трудно сосредоточиться на задачах, включая чтение. Если вы не можете сосредоточиться, вы не поймете, что читаете. Это скорее неспособность оставаться на месте и концентрироваться достаточно долго, чтобы закончить историю.
Дислексия и СДВГ снижают продолжительность концентрации внимания, что означает, что вы, вероятно, потеряете концентрацию при чтении в течение длительного времени. Не заставляйте себя оставаться сосредоточенным. Вместо этого разбейте текст, который вы читаете, на более мелкие части.
Это сделает чтение менее утомительным и раздражающим. Практикуйте это каждый раз, когда читаете, чтобы улучшить свои навыки чтения и понимания. Перед погружением обязательно просмотрите материал.
Как это исправить:
Люди с СДВГ могут улучшить свои навыки чтения с помощью нескольких приемов. Начните с устранения отвлекающих факторов во время чтения. Выйдите из социальных сетей, выключите телевизор и уменьшите громкость музыки. Сделайте свою учебную среду зоной, свободной от отвлекающих факторов, чтобы помочь вам сосредоточиться.
Всегда двигайте по тексту каким-либо предметом (например, пальцем), чтобы направлять взгляд при чтении. Это поможет вам предотвратить случайные остановки, чтобы перечитать слова или предложения.
2. Трудный текст
Когда вы читаете материал со слишком большим количеством незнакомых слов, вы сосредотачиваетесь на расшифровке слов, а не на их понимании. Это снижает скорость чтения и ухудшает понимание прочитанного. Многие люди перестанут пытаться читать, когда это произойдет.
Как это исправить:
Но вы можете научиться читать быстрее, не жертвуя пониманием. Во-первых, необходимо ознакомиться с материалом. Не произносите слова в голове при чтении. Субвокализация замедляет чтение и ухудшает понимание.
Вы можете не произносить слова, которые читаете, направляя взгляд пальцем во время чтения. Кроме того, вы можете слушать музыку, чтобы отвлечься или заставить себя читать быстрее, чем обычно. Если у вас возникли проблемы с балансом скорочтения и понимания, вам следует пройти наш курс повышения квалификации по скорочтению.
Iris Reading предлагает курсы по скорочтению и развитию памяти, чтобы научить вас методам улучшения ваших навыков чтения.
Вы также можете использовать приложение AccelaReader, чтобы научиться читать быстрее. Используя инструмент скорочтения, вы можете установить желаемую скорость чтения слов и количество слов (фрагментов), которые должны мигать на вашем экране. Попробуйте, чтобы увидеть вашу текущую скорость чтения. Инструмент также может помочь свести к минимуму субвокализацию.
3. Безразличие и скука
Когда людям неинтересно или им наскучило то, что они читают, они, как правило, не обращают внимания на текст. Это может быть потому, что история не имеет отношения ни к чему, что они знают или что их волнует. Иногда материал, который вы читаете, может показаться вам скучным, потому что он слишком прост.
Веселые и захватывающие истории привлекают людей с плохими способностями к чтению. И вы с большей вероятностью поймете историю или материал, если они интересны.
Как это исправить:
Есть много способов улучшить понимание прочитанного при работе со скучными материалами. Ищите дополнительные материалы (например, видео на YouTube, сообщения в блогах и т. д.) по теме, которую вы читаете. Это поможет вам быстрее справиться со скучными вещами.
Это также помогает проверить материал перед чтением. Обратите внимание на структуру и найдите области, на которые акцентировал внимание автор. Таким образом, вы откалибруете свой мозг, чтобы легко кодировать информацию.
Не забывайте иногда делать перерывы. Читать долго без перерыва вредно. 10-минутный перерыв после 50-минутного чтения значительно улучшит вашу умственную активность.
4. Дефицит устной речи
Люди с дефицитом устной речи могут столкнуться с трудностями при чтении. Беглость устного чтения является одним из основных факторов, влияющих на понимание человеком письменного текста.
Как исправить:
Не стесняйтесь читать вслух про себя. Таким образом, вы услышите слова, которые читаете, и поймете, насколько хорошо у вас произношение. Чтение вслух также улучшает вашу способность запоминать информацию.
Кроме того, прослушивание аудиокниг, чтобы услышать, как диктор произносит слова, может помочь улучшить ваши навыки чтения.
Партнер по чтению может помочь улучшить ваши навыки чтения. Ведь две головы лучше, чем одна. Хотя чтение вслух полезно, вы можете улучшить его, попросив друга попрактиковаться с вами.
Обратите внимание на то, как ваш партнер произносит слова. Знакомство с тем, как должны звучать слова, поможет вам лучше понять текст.
5. Расстройство исполнительной функции (EFD)
Навыки исполнительной функции помогают планировать, организовывать, управлять временем, сохранять концентрацию и выполнять задачи. Люди с EFD могут иметь проблемы с запоминанием деталей. При чтении такие люди могут не понять организацию или хронологию рассказа.
Расстройство исполнительной функции связано с плохими навыками самоконтроля, поэтому будет нелегко найти стратегии для понимания прочитанного. Но вы можете сделать это с помощью нескольких советов.
Как это исправить:
Во-первых, вы должны составить график чтения и просматривать его несколько раз в день. При чтении сначала отсканируйте материал. Обращайте внимание на заголовки, маркеры, списки и другие повторяющиеся шаблоны.
Таким образом, вы будете знать области, на которых автор хочет, чтобы вы сосредоточились при чтении. Внимание к структуре материала облегчит обработку информации.
6. Ограниченный словарный запас
Люди с ограниченным словарным запасом могут столкнуться с трудностями при понимании прочитанного. Если вы не знаете значения слов, которые читаете, вы упустите смысл истории. В этом случае многие скорее откажутся от расшифровки незнакомых слов.
Запоминание новой лексики может быть сложной задачей, но несколько приемов могут вам помочь.
Как это исправить:
Попробуйте взять части слова, с которым вы впервые столкнулись, и связать их с визуальными подсказками.
Например, можно разбить слово клаустрофобия на «Клаус» — Санта-Клаус, и «фобия», что означает «страх перед».
Клаустрофобия означает боязнь ограниченного пространства. Изображение Санта-Клауса, застрявшего в дымоходе, может помочь вам вспомнить значение этого слова.
7. Дефицит рабочей памяти
У некоторых людей возникают проблемы с запоминанием прочитанного достаточно долго, чтобы обсудить это сразу после прочтения. Это общая проблема для людей с СДВГ. Есть много способов максимизировать вашу память и, в свою очередь, улучшить вашу способность к чтению.
Как это исправить:
Исследования показали, что релаксационные тренировки, включая медитацию и дыхательные практики, могут улучшить рабочую память. Йога — отличный способ начать.
Правильное питание также поможет улучшить работу мозга. Многие люди переходят на кетогенную диету. Но вы не должны вносить какие-либо радикальные изменения в свой рацион, чтобы питаться лучше.
Вам нужно добавить или убрать несколько продуктов из своего рациона. Пейте кофе, ешьте противовоспалительные продукты, такие как брокколи, жирная рыба, ягоды, зеленый чай, авокадо и многое другое. Сократите потребление алкоголя, цельнозерновых продуктов и других сложных углеводов.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями и следите за тем, чтобы поддерживать здоровый вес тела. Не забывайте высыпаться.
Вы также можете обратиться за помощью к специалисту, чтобы научиться приемам улучшения рабочей памяти. Многие студенты и профессионалы успешно улучшили свою память, пройдя наш видеокурс по улучшению памяти. Это всего 90 минут, и это верный способ улучшить ваши навыки запоминания.
8. Трудности с логикой и рассуждениями
Людям с плохими навыками логики и рассуждений может быть труднее читать. Они не смогут развивать связи между предложениями и внутри них. Это помешает им понять, что описывается в тексте, что приведет к плохому пониманию прочитанного.
Как это исправить:
Вы можете попробовать использовать рабочие тетради, которые помогут развить навыки построения логики, с сайта www.mindware.com или попробовать другой тренинг, нацеленный на весь мозг.
Примером такого продукта является Рабочая тетрадь для умственного развития (также известная как Рабочая тетрадь академического успеха). Вы можете получить его по следующей ссылке: http://www.pyramidofpotential.com/products-for-parents.
9. Плохие навыки визуализации
Если у кого-то плохие навыки визуализации, он может быть не в состоянии построить в голове визуальный сценарий во время чтения. Это удержит их от контекстуального понимания того, что происходит, особенно если они читают историю или процесс.
Как это исправить:
В Интернете доступно несколько отличных курсов, которые могут помочь вам развить навыки визуализации. Благодаря этим курсам вы научитесь лучше визуализировать, и это неизбежно приведет к улучшению способности к чтению.
10. Родители, испытывающие трудности с чтением
Если у одного или обоих ваших родителей были плохие навыки чтения, есть вероятность, что и у вас тоже. Это связано с тем, что чтение имеет основной генетический компонент, поэтому можно сказать, что плохое понимание прочитанного передается по наследству.
Как это исправить:
Во-первых, вам необходимо как можно скорее выявить ребенка, который подвержен риску развития трудностей с чтением. И как только вы найдете его, вы можете использовать все советы, упомянутые в этой статье, чтобы увидеть, какой из них поможет им больше всего.
Другие эффективные стратегии понимания прочитанного
Все упомянутые выше методы могут помочь вам облегчить некоторые проблемы, связанные с плохими навыками чтения.
Однако, если у вас нет какого-либо из описанных выше состояний, приведенные ниже советы все же могут помочь вам улучшить понимание прочитанного:
- Попробуйте читать вслух своим внутренним голосом, чтобы глубже погрузиться в чтение.
- Изучайте новые слова и фразы каждый день. Узнайте, как различные разговорные выражения используются в предложениях, и попробуйте попрактиковаться в их использовании в разговоре.
- Узнайте больше о том, как различные знаки препинания используются для акцентирования тона предложения. Это поможет вам понять контекст написанного.
- Попытайтесь определить контекст, в котором используются слова, и посмотрите, используются ли они не в основном значении слова.
- Попробуйте сделать вывод о значении и экстраполировать написанное, используя собственные знания и опыт. Это поможет вам легче понять, что происходит в предложениях, потому что вы уже это видите.
- Аннотируйте текст, который вы читаете; оставлять небольшие заметки на будущее. Это поможет вам, когда вы вернетесь к чтению этого текста, потому что вы не забудете весь текст, который вы уже поняли.
- Читая, задавайте себе вопросы по тексту и пытайтесь на них ответить. Это позволит вам читать текст более внимательно и с краткосрочными легко достижимыми целями.
Заключение
Улучшить свои навыки чтения можно только в том случае, если вы выясните причину проблемы. Как только вы это сделаете, вы будете знать соответствующие стратегии исправления.
Некоторыми основными причинами плохого чтения являются сложный текст, СДВГ, дислексия, ограниченный словарный запас, дефицит оперативной памяти и многое другое. У людей также могут быть проблемы с пониманием из-за скуки или отсутствия интереса к тому, что они читают.
Доказано, что скорочтение помогает справиться с плохими навыками чтения и понимания. Если вам трудно оставаться сосредоточенным, устраните все отвлекающие факторы во время учебы.
Вы также должны придерживаться хороших привычек, таких как здоровое питание и достаточное количество сна, которые полезны для вашей памяти.
Наконец, вы можете пройти онлайн-курс, чтобы освоить технику чтения, понимания и запоминания.
Iris Reading обучает быстрому чтению и запоминанию многих профессионалов и студентов по всему миру.
Как научиться читать быстрее?
Что такое техники чтения?
Причины затруднений с пониманием прочитанного в старших классах
Понимание прочитанного – главная цель обучения чтению. Если дети не понимают прочитанного, мы, как педагоги и родители, часто начинаем искать причину трудности, а потом ищем решения!
Причину может быть трудно точно определить, потому что существует очень много причин трудностей с пониманием прочитанного. Хотя они могут проявляться в любом возрасте, они часто становятся более заметными в старших классах начальной школы, когда ученик переходит в третий или четвертый класс.
В начальной школе учащихся просят научиться читать. Но в старших классах учащиеся начинают переходить к текстам, которые требуют от них 90 217 чтения, чтобы выучить 90 220 .
Эти более сложные тексты требуют дополнительных базовых знаний и расширенного словарного запаса, что делает их более сложными для трудного читателя.
1. Дефицит устной речи:
Детям с ограниченным словарным запасом и проблемами с беглостью устной речи гораздо сложнее понять текст.
Сюда входят не только изучающие английский язык, но и дети, которые приходят из дома без большого количества книг или без внимания к грамотности.
Хорошей новостью является то, что было проведено несколько исследований, которые показали, что учащиеся, обучающиеся разговорному языку, также демонстрируют значительный прогресс в понимании прочитанного.
2. Трудности с декодированием:
Учащиеся, не обладающие сильным пониманием фонетики и навыков словесной атаки, будут тратить большую часть своей энергии, сосредотачиваясь на отдельных словах, а не на отрывке как единой единице.
Эта гиперконцентрация на расшифровке утомляет умственно и приводит к плохому пониманию.
3. Перегрузка рабочей памяти:
На самом деле это связано с трудностями декодирования. Когда чтение является рутиной, а учащимся требуется много времени на расшифровку, их рабочая память перегружается.
Они не могут сохранить четкое понимание текста, так как память заполнена трудностями декодирования. Это очень характерно для многих проблемных читателей, особенно для тех, у кого есть СДВ/СДВГ.
4. Расстройство исполнительных функций (EFD):
Мы используем навыки исполнительных функций, чтобы планировать, организовывать, выполнять задачи и быть гибкими в наших стратегиях по мере выполнения дел. Проблемные читатели часто имеют плохие исполнительные навыки.
Читателям, испытывающим затруднения, обычно трудно контролировать себя (чрезвычайно важный навык чтения), что затрудняет отслеживание организации рассказа и его смысла. Это разочарование часто приводит к тому, что ученики сдаются, не завершив отрывок.
5. Отсутствие интереса или скука:
Учащиеся часто стараются избегать сложных заданий. Если чтение кажется скучным или слишком трудным, учащиеся будут избегать его, не полностью вникать в текст или быстро сдаваться.
Учащиеся с СДВ/СДВГ могут быть особенно склонны к трудностям с концентрацией внимания при чтении, особенно когда текст неинтересен или слишком сложен.
6. Нарушение зрительной обработки:
Учащимся с нарушением зрительной обработки будет трудно понять, когда они непреднамеренно пропускают слова, пропускают строки, меняют местами буквы и/или цифры, а также имеют плохую зрительно-моторную координацию.
7. Афазия и дисфазия:
Учащиеся с афазией или дисфазией могли быть поражены черепно-мозговой травмой, опухолью или вирусом. У этих учеников, скорее всего, также будут проблемы с речью, и им, возможно, потребуется работа с логопедом или неврологом.
Как видите, существует ряд причин, которые могут привести к трудностям с пониманием прочитанного.
Во многих случаях учащиеся сталкиваются с сочетанием причин, усугубляющих проблемы с пониманием прочитанного.
К счастью, понимание прочитанного не является статичным и может быть улучшено с помощью сосредоточенной практики, времени и сильных стратегий обучения.
В следующем посте я подробно опишу некоторые важные решения для понимания прочитанного.
Чтобы узнать больше о понимании прочитанного в старших классах, вам могут быть интересны следующие сообщения:
Лучшие стратегии понимания прочитанного для старших классов
Стратегии улучшения понимания прочитанного в старших классах
Использование «Размышлений вслух» для улучшения понимания в старших классах
Признаки затруднений с пониманием в старших классах
экономят время учителей, соответствуют основным стандартам чтения и привлекают детей, вы можете посетить мой магазин.