Куликов Л.В.Глава 4. Психологическая устойчивость личности //Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115. Одни вечно больны только потому, что очень заботятся В.Ключевский Сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость личности. Определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие». Благополучие, как и «позитивное здоровье», предполагает реализацию физических и духовных потенций человека [Никифоров, 2002]. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия. В принятой видными специалистами медицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъективно оцениваемого здоровья. Если допустить, что достаточно осознать отсутствие болезней или физических дефектов, чтобы чувствовать себя благополучным, то тогда мы возвратимся к пройденному этапу — к попытке определить здоровье посредством исключения негативного начала, уходя от конструктивного, затушевывая ключевые понятия. Общее представление о психологической устойчивости Понятие «психологическая устойчивость». Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [1986]. Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [Англо-русский словарь по психологии, 1998]. В словаре А. Ребера [2000] «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. «Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность». Аспекты психологической устойчивости. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость (резистентность). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора. Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться. Одна из сторон стойкости — приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность — это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределенность — отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми. Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы. Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. У Л. Н. Толстого есть такие слова: Нам кажется, что настоящая работа — это работа над чем-нибудь внешним — производить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой — это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа — пустяки (Дневник. 1899, 28 июня). Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Они достаточно глубоко исследованы и описаны Г. С. Никифоровым [1989, 1996, 1999, 2002]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость. Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации…) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.Уравновешенность — способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой. В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности. Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги. Сопротивляемость. Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности). Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой — сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям (Петровский, 1975). Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям может быть предметом обстоятельного обсуждения, но вряд ли оно здесь уместно. Сошлемся на авторитет Г. Оллпорта, заявлявшего: …Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие — смехотворная слабость [Оллпорт, 1998, с. 111]. Далее в этой главе будут рассмотрены опоры (основания) психологической устойчивости личности. К ним мы относим доминанты веры и активности личности. Говоря о доминантах, мы имеем в виду доминанты сознания и активности личности. Направленность сознания на ту или иную сторону жизни в значительной степени определяет его содержание, делает доминантными одни мысли, образы и переживания и устраняет или уводит в тень другие. Основными доминантами в аспекте психологической устойчивости личности является вера и один или несколько видов активности (познавательной, деятельностной, коммуникативной). Каталог: content -> div -> 1124 -> 112402 -> Electrbib Скачать 316,14 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Тем не менее во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы?
В этом теоретическом вопросе содержится, как показал И.С.Кон1, целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно, и, исходя из него, можно давать различные ответы на общий вопрос. Например: о постоянстве чего идет речь — поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? и др. Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному. Показано, например, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.
Наряду с этим лонгитюдные (длительные по времени) исследования развития одних и тех же людей в течение, например, десятка и более лет показывают, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.
В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по представительному набору личностных характеристик оценивалось более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем — в старших классах средней школы и далее — еще раз в возрасте около 35 и 45 лет.
В течение трехлетнего периода времени с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) по 58% личностных переменных были получены значимые положительные корреляции. За более чем 30-летний период ведения исследования, начиная с подросткового возраста и до 45 лет, значимые корреляции были получены по 31% всех изучавшихся личностных характеристик. В табл. 13 перечислены свойства личности, которые в течение всего времени изучения показали себя как достаточно устойчивые.
1Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 4.
Таблица 13
Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж.Блоку)
Корреляция результатов исследования в течение трехлетнего периода времени от подросткового к старшему школьному возрасту Корреляция
результатов
исследования от
подросткового до
возраста 35—45
лет Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки)
Мужчины
0,58 0,53 По-настоящему надежный и ответственный человек.
0,57 0.59 Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, неспособен откладывать получение ожидаемого удовольствия.
0,50 0,42 Самокритичен.
0,35 0,58 Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства.
Женщины
0,50 0,46 В основном покорна.
0,39 0,43 Стремится находиться среди других людей, общительна.
0,48 0,49 Непослушна и неконформна.
0,45 0,42 Интересуется философией, такими проблемами, как религия, ценности, смысл жизни.
Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40—45 лет.
Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенно-
стей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего лично-стно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.
Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интро-версия и некоторые другие качества.
Сторонники теории социального научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человека, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:
1. Многие индивидуальные особенности людей, такие, на-пример;как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и дру-
гим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.
2. Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.
3. Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые с нами ведут себя определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.
Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.
Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.
В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о
том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.
Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, — эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированное™ в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный с устойчивостью личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Общее представление о личности.
1. Понятие о личности.
2. Определения личности.
3. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.
4. Структура личности.
Т е м а 2. История исследований личности.
1. Три основных периода в научном изучении личности.
2. Философско-литературный подход к личности.
3. Клинический период изучения личности.
4. Начало и развитие экспериментальной психологии личности.
Т е м а 3. Современные теории личности.
1. Классификация современных теорий личности.
2. Психодинамические теории личности.
3. Социодинамические теории личности.
4. Гуманистическая теория личности.
5. Новейшие тенденции в теоретической разработке проблем личности.
Т е м а 4. Формирование и развитие личности.
1. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий.
2. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.
Т е м а 6. Проблема устойчивости личности.
1. Общее представление об устойчивости личности.
2. Жизненное значение феноменов устойчивости и изменчивости личности.
3. Устойчивость и изменчивость отдельных личностных свойств.
4. Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.
5. Аргументы за и против утверждений об устойчивости личности.
Темы для рефератов
1. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.
2. Классификация и содержание новейших теорий личности.
3. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
4. Проблема устойчивости личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
2. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.
3. Проблема нормы и патологии в развитии личности.
4. Культурно-исторический подход к изучению личности.
ЛИТЕРАТУРА
I
Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. (Что такое Я-концепция: 30—66. )
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Личность в психологии: 39—123. Теория З.Фрейда и психоанализ: 54—91. Гуманистическая психология личности: 91—104. Социализация личности: 108—113.)
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Деятельность и личность: 159—189. Мотивы, эмоции и личность: 206—230.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983. (Начало личности — поступок: 381—384.)
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Предмет психологического исследования личности: 5—19. Свойства личности: 19—41.)
Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Личность: 58—81.)
Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. (Факторный анализ личности (Р.Мейли): 84—100. Классификация личностей (А.Ф.Лазурский): 179—198. Психологические типы (К.Юнг): 199-218. )
Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Что такое личность (Э.В.Ильенков): 11—19. Некоторые черты психологической структуры личности (Б.Т.Ананьев): 39—41. Основные идеальные типы индивидуальности (Э.Шпрангер): 55—60. Самоактуализация (А.Маслоу): 108—117. Различные аспекты Я (Р.Мейли): 132—141. Черты личности (Р. Мейли): 142—149.)
Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100. Формирование и развитие морали: 100—110.)
Рейнвальд Н.И. Психология личности. — М., 1987. (Система свойств и структура личности: 75—108, 111—145. Психологические отношения и установки личности: 42—57. Понятие личности: 108—110. Проблема типологии личностей: 146—155.)
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152. Общая теория неврозов: 154—297. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека: 418—438.)
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О психоанализе: 346—381. Я и Оно: 425—439.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. IV. — М., 1975. (Структура личности: 196—283.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. («Персонологи-ческое» направление: 279—286.)
II
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. (Развитие личности: 113—185, 210—259.)
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (личность в социальной психологии: 317—331.)
Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. (Проблема личности в науке: 7—172. Свойства человека как личности: 173— 256. Развитие личности: 257—306. Индивидуальность человека как личности: 307—363.)
Бассии Ф.В. Проблема бессознательного. О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. — М., 1968. (Теория Фрейда: 67-97.)
Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Развитие личности: 1—5.)
Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. (Биологическое начало и личность: 74—80.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Личность и ее формирование: 281—310.)
Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116.)
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. (Теория З.Фрейда: 6—12. Теория К.Юнга: 12—13. Теория ААдлера: 14—18. Теория К.Хорни: 18—21. Теория Г.Салливена: 21— 26. Теория Э.Фромма: 26—30. Теория Э.Эриксона: 30—34. Теория фрустрации: 35—37. Гуманистическая теория личности: 37—57. Теория ролей: 57—63. Экзистенциальная теория личности: 63—70. «Понимающая» психология: 71—82. Теория личности во французской социологической школе: 83—97.)
История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (К науке о личности (К.Роджерс): 200—231.)
Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — № 4. — С. 126—137.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Способности и личность: 221—278.)
Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982. (Психологическая зрелость личности: 6—13.)
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. (Черты и типы личности: 103—136.)
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Методы психологического исследования личности: 41—56.)
Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Темперамент и отношения личности: 184—223.)
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981. (Личность. Теория: 23— 33. Периодизация развития личности: 55—67.)
Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. (Понятие ответственности. Ответственность как свойство личности: 5— 43. Формирование и развитие ответственности личности: 89—118.)
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема личности и советская психология: 68—80.)
Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (Психологическая теория строения и развития личности: 45—66. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности: 87—105. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности: 257—283. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения: 320—337.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Типология личностей: 152—161.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Направленность личности. Установки и тенденции. Потребности. Интересы: 103—122. Самосознание личности и ее жизненный путь: 236—249.)
Соколова ЕЛ». Проективные методы исследования личности. — М., 1980. (Защитные механизмы личности: 30—34.)
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. (Психологические проблемы развития личности: 9—71. Деятельность и развитие личности: 72—125.)
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985. (О понятии личности: 7—42. )
III
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. (Эмоциональная устойчивость личности: 28—140.)
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. (Формированиеличности и мотивация: 39—75, 135—143.)
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. (Методы исследования личности: тест Айзенка, MMPI, опросник для изучения акцентуированных свойств личности, метод Беркмана-Рихтера, проективные методы, метод Роршаха. ТАТ, исследование фрустрации, метод незаконченных предложений: 85—87.)
Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Личность и ее основные проявления: 5—11. Формирование личности: 37—59.)
Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. (Развитие личности. Нормапатология: 6—24, 175—222. Смысловая сфера личности: 80—109.)
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Личность и воспитание: 13— 130. )
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Мотивация и личность: 217—284.)
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М., 1989. (Самопрограммирование личности: 263—273. Созидающее самосознание: 291—302.)
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. — М., 1989. (Формирование личности. Биологическое и социальное: 190—211.)
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. (Учение и личность: 79—118.)
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989. (Типология личностей: 12—169.)
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983. (Самосознание как проблема психологии: 5—28.)
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Нейродинамические аспекты личности: 125-131.)
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. (Саморегуляция личности в системе отношений с другими людьми: 6—55. Жизненный путь и саморегуляция личности: 55—87.)
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Работоспособность и болезни личности: 17—31.)
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси, 1989. (Свойства личности и фиксированная установка: 88-95.)
Общая психология. — М-., 1986. (Личность: 191—230.)
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Личность: 213-253.)
Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (К психологии личности как развивающейся системы: 3—19. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: 19—44. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности: 67—87. Общение как условие развития личности: 177—197.)
Психология эмоций. Тексты. — М., 1984. (Эмоциональные психологические типы (К.Юнг): 238—251.)
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. (Понятие личности. Трудности определения: 5—34. Структура личности. Социально-психологическое понимание: 35—48. Социальные установки личности: 70—91.)
Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М., 1987. (Проблема индивидуальных типологических различий: 138— 168.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и личность: 194—210.)
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. — М., 1981. (О субъективном подходе к рассмотрению личности: 30—49. Психологический анализ устойчивости личности: 49—94. Возрастной аспект устойчивости личности: 150—180.)
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М., 1974. (Экзистенциальная психология и категория личности: 305—318.)
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
окон — Как ввести символ U+200B?
спросил
Изменено 1 год, 8 месяцев назад
Просмотрено 53 тысячи раз
Как я могу ввести символ Юникода U+200B (символ пробела нулевой ширины) с помощью клавиатуры?
- окна
- Юникод
- символов
6
При использовании последних версий Chrome/Chromium вы можете использовать его консоль для копирования символа в буфер обмена:
copy("\u200B") // работает только для символов BMP (от U+0000 до U+FFFF) copy("\u{200B}") // работает для всех символов (от U+0000 до U+10FFFF) копировать (String. fromCodePoint (0x200B))
1
Сначала преобразуйте шестнадцатеричное число 200B в десятичное 8203
Во-вторых, убедитесь, что цифровая блокировка включена, нажмите следующие нажатия клавиш, удерживая нажатой клавишу Alt, затем нажмите четыре цифры на цифровой клавиатуре и, наконец, отпустите клавишу Alt. ключ.
Alt + 8 2 0 3
Он вставит правильный символ, но вы можете увидеть мусор в зависимости от используемого шрифта (содержит ли он глиф для этого символа) как также редактор, который вы используете, может не поддерживать юникод и рассматривать его как два символа или что-то еще.
Примечание. Я проверил это со шрифтом Arial Unicode MS , и он работал как чемпион.
7
Следуйте инструкциям в Википедии. К сожалению, вам нужно сначала установить раздел реестра.
После выполнения этой формальности просто удерживайте Alt и нажмите + 2 0 0 B , обычно набирая +
и цифры на цифровой клавиатуре.
2
Alt + 0 1 2 9
Вставляет символ нулевой ширины.
1
Alt+0173 (старый пост, но я не видел этого конкретного ответа)
0
Вы можете перейти на этот веб-сайт: Символы — он обеспечивает легкий доступ ко многим специальным символам и символам. Внизу страницы вы видите кнопку для символа «Пробел нулевой ширины», просто нажмите на эту кнопку, чтобы скопировать символ «Пробел нулевой ширины» в буфер обмена.
0
Чтобы ввести это на ноутбуке без отдельной цифровой клавиатуры, вам нужно включить цифровую блокировку, которая зависит от производителя вашего компьютера. Тогда числа 0-9 равны MJKLUIO789 соответственно. На большинстве ноутбуков эти клавиши помечены соответствующим образом. Но, даже если это не так, это все равно должно работать.
Мой сайт для любых специальных символов, которые я не могу ввести через шестнадцатеричный код Unicode + Alt + X (например, в LibreOffice или Word, это Amp-what.com. Вы можете искать по именам символов, десятичным, шестнадцатеричным и даже html-объектам. Щелкните нужный символ, появится окно увеличенного размера, и вы можете щелкнуть любой часть вам нужна. Это поле выбора особенно полезно при копировании символов, которые вы не можете легко выбрать с помощью мыши, например символов без пробелов или диакритических знаков. Просто щелкнув внутри поля, любой символ будет скопирован в буфер обмена.
Я не уверен на 100%, но думаю, что может быть Alt+127
5
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.python — API Spotify получает сохраненные пользователем треки, ошибка 401, отсутствует токен
Задавать вопрос
спросил
Изменено 1 год, 1 месяц назад
Просмотрено 841 раз
Я создаю бота для разногласий с помощью discord.py и пытаюсь получить сохраненные треки пользователя Spotify. Это мое определение авторизации:
@метод класса защита get_token (я): CLIENT_ID = 'myclientid' CLIENT_SECRET = "секрет моего клиента" SPOTIFY_TOKEN_URL = "https://accounts.spotify.com/api/токен" client_token = base64.b64encode("{}:{}".format(CLIENT_ID, CLIENT_SECRET).encode('UTF-8')). decode('ascii') заголовки = {"Авторизация": "Базовый {}".format(client_token)} полезная нагрузка = {"grant_type": "client_credentials"} token_request = request.post(SPOTIFY_TOKEN_URL, данные=полезная нагрузка, заголовки=заголовки) access_token = json.loads(token_request.text)["access_token"] вернуть access_token
Это мое определение, где я пытаюсь получить сохраненные пользователем треки:
@commands.command(name='splayfav', aliases=['splayfavorites', 'splaysavedtracks'], description="Команда для просмотра информации из Spotify \n __Пример:__ *!infos*") асинхронное определение play_saved_tracks_from_spotify (я, ctx): токен = self.get_token (ctx) заголовки = { «Принять»: «приложение/json», «Тип контента»: «приложение/json», "Авторизация": f'Bearer {token}', } ответ = запросы.получить('https://api.spotify.com/v1/me/tracks', заголовки=заголовки) печать (ответ.текст)
Я получаю эту ошибку:
{ "ошибка" : { "статус": 401, "сообщение": "Отсутствует токен" } }
Но если я захожу в консоль API Spotify и вручную получаю токен и помещаю его вручную после носителя, то это работает, очевидно, я пытаюсь автоматизировать процесс, поэтому я не могу каждый раз брать его вручную. Если я печатаю токен, это на самом деле токен (я имею в виду, что это не None или что-то подобное), но это похоже на то, что он неправильный. Как я могу решить эту проблему?
- питон
- discord.py
- Spotify
Это глупое сообщение об ошибке. Он должен сказать вам, что ваш токен авторизации не имеет разрешения на доступ к пользователю.
Существует 2 разных способа авторизации:
- учетные данные клиента (как и вы, не можете получить доступ к каким-либо материалам, связанным с пользователем)
- Поток кода авторизации, см.: https://developer.spotify.com/documentation/general/guides/authorization/code-flow/
Второй способ требует дополнительной настройки вашего приложения. В основном вас перенаправляют на веб-страницу Spotify, затем пользователь выбирает разрешение для необходимых разрешений, затем вы возвращаете код, и с его помощью вы можете получить токен и токен обновления (это самое интересное).