Оно состоит из правовой идеологии и правовой психологии: Правовая идеология и правовая психология

Содержание

Правовая идеология и правовая психология

9.08.2014

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теоретического сознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода команднобюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой.

Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретноисторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент правовой культуры правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способствовать общественная нравственность, философия социальной защищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в человеческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

Ключевые слова: Право

Источник: Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд

Материалы по теме

Понятие и виды юридической ответственности

Теория государства и права — Учебник (под ред.

М.Н. Марченко)

Источники налогового права. Система источников налогового права

Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. — Налоговое право России

Государство в международном экономическом праве

Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук…

Логика и язык права

Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010

Заключение договора имущественного страхования

СТРАХОВЫЕ СПОРЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: Д.А. ШЕВЧУК

Классификация мер административного принуждения

Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс…

Правовой статус саморегулируемых организаций

Ершова И. В — Предпринимательское право.Учебник

Виды правовых норм

Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд

Концепция исследования психологии группового правосознания осужденных — Психология и право — 2018. Том 8. № 2

Аннотация

В статье представлена концепция исследования психологии группового правосознания осужденных, разработанная на основе интеграции частнонаучной теории правосознания с современными социально-психологическими подходами к изучению психологии больших социальных групп. Обращение к методологии социального представления позволяет выявить и описать специфику содержания социальных представлений, являющихся структурными составляющими психологии группового правосознания осужденных, а также проанализировать выполняемые ими ключевые функции. Применение субъектного подхода и теории деформации социальных отношений делает возможным изучение закономерностей образования и деформации психологии группового правосознания осужденных.

Сделан вывод о том, что интеграция указанных подходов дает возможность изучать психологию группового правосознания осужденных как сложный социально-психологический феномен, состоящий из совокупности вырабатываемых и разделяемых общностью ментальных репрезентаций в правовой сфере, а также выявлять закономерности образования и деформации его содержания.

Ключевые слова: правосознание, психология правосознания, осужденные , теория социальных представлений, субъектный подход

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psylaw.2018080208

Для цитаты: Сучкова Е.Л. Концепция исследования психологии группового правосознания осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 2. С. 101–112. DOI: 10.17759/psylaw.2018080208

Фрагмент статьи

В отечественной науке изучение психологической стороны правосознания началось в 60-е гг. XX в. В гуманитарных науках произошло некоторое ослабление идеологического пресса, что способствовало росту интереса ученых к изучению различных сторон общественной жизни, механизмов взаимодействия общества и личности, в том числе и в области права. С опорой на марксистскую философскую литературу, в которой доминировали представления о том, что дифференцированность общественной психики на общественную идеологию и общественную психологию проявляется во всех видах общественного сознания, в том числе и в сознании правовом; в качестве основных элементов правосознания были выделены правовая идеология и правовая психология.

<…>

Полный текст

В отечественной науке изучение психологической стороны правосознания началось в 60-е гг. XX в. В гуманитарных науках произошло некоторое ослабление идеологического пресса, что способствовало росту интереса ученых к изучению различных сторон общественной жизни, механизмов взаимодействия общества и личности, в том числе и в области права. С опорой на марксистскую философскую литературу, в которой доминировали представления о том, что дифференцированность общественной психики на общественную идеологию и общественную психологию проявляется во всех видах общественного сознания, в том числе и в сознании правовом; в качестве основных элементов правосознания были выделены правовая идеология и правовая психология.

Эмпирическое изучение социально-правовой психологии серьезно осложнялось следующими обстоятельствами: взглядами на эти элементы правосознания как на вторичные по отношению к правовой идеологии; различными мнениями об элементах правосознания и их соотношении; отсутствием в отечественной социальной психологии теоретико-методологических подходов, адекватных задачам эмпирического изучения реального содержания психологии больших социальных групп.

Все это способствовало тому, что количество теоретических исследований в данной предметной области существенно превалировало над количеством эмпирических исследований.

А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова решительно выступали против отождествления правосознания исключительно с правовой идеологией. В конце 1980-х гг. ими были проведены широкомасштабные исследования по изучению содержания правовой психологии населения, в том числе лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы [8]. Решение проблемы разработки методологических подходов к эмпирическому изучению психологии правосознания принципиально отличалось от исследований, проводимых ранее.

Критикуя упрощенные взгляды правовой науки на структуру правосознания, исследователи указывали на то, что в действительности она имеет вид множества сложных образований. Определение психологии правосознания как совокупности оценочных отношений к праву, правовому поведению людей, правоохранительным органам и их деятельности, собственному правовому поведению позволило органично объединить психологические ценностно-смысловые отношения к правовым явлениям и правовоззренческие компоненты в области права. Результатом описанного цикла исследований стала разработка одного из разделов юридической психологии — «Психология нормативно-правовой регуляции человеческого поведения, теория правосознания и правовая психология» — как частнонаучной теории юридической психологии [9].

В начале 1990-х гг. значительно сократилось количество исследований в области психологии правосознания. При этом видные отечественные специалисты считают изучение психологической проблематики правосознания приоритетной задачей юридической психологии на современном этапе ее развития. М.И. Марьин относит психологию правосознания к наиболее востребованным и значительным, ведущим направлениям современной психологии [10]. По мнению М.И. Еникеева, существует острая необходимость в изучении правосознания в условиях формирующегося правового государства [7]. О.Д. Ситковская указывает на то, что ключевой задачей юридической психологии является анализ социально-психологических факторов формирования и развития правового сознания и правовой культуры [13].

Произошедшие за последние десятилетия значительные изменения в области государственного устройства страны обострили традиционную для России проблему низкой правовой культуры населения и широкого распространения в обществе правового нигилизма. Повышение роли права как важного регулятора социального поведения людей является одной из приоритетных задач для современного российского общества. Для ее решения была разработана Государственная политика Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе.

Поставленные задачи по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения диктуют для юридической психологии необходимость активизировать исследования в области изучения психологии правосознания населения. Несмотря на очевидный запрос со стороны государства и общества на проведение исследований по изучению различных аспектов правовой психологии, приходится констатировать, что научных работ в данной сфере явно недостаточно.

В.М. Поздняков отмечает, что разработка проблематики правосознания оставлена за юристами, а юридической психологии при этом отведена роль «обслуживающей» дисциплины [11]. Рассматривая методологические проблемы современной юридической психологии, О.Д. Ситковская акцентирует внимание на том, что психология и отрасли психологического знания, с одной стороны, теория права и ее отрасли — с другой, исследуют качественно различные группы процессов и явлений и используют для этого различные методы. Юридическую психологию необходимо рассматривать как отрасль психологии, а ее предметом являются закономерности, механизмы психической деятельности и поведения людей в сфере регулируемых правом отношений [12].

Во второй половине 1990-х гг. актуализируются исследования по данной проблематике, когда после отмены идеологических догм к изысканиям в данной области подключились отечественные социальные психологи. В качестве теоретического обоснования исследований содержания психологии правосознания была выбрана концепция социальных представлений, разработанная французским социальным психологом С. Московичи. Исследователей привлекла позиция ученого, считающего, что психология всегда занимала ведущее место в системе всех социальных отношений — экономических, политических, правовых, что она есть их аккумулированное выражение. Произошедшие в России реформы способствовали тому, что на смену идеологизированному мировоззрению пришла психология. Кроме того, по мнению исследователей, Россия всегда была страной, где преобладали идеи и представления, т. е. они имманентны российскому сознанию [1].

Правосознание стало рассматриваться как совокупность социальных представлений о правовых объектах и явлениях. Привлечение теории социальных представлений в качестве методологической основы изучения психологии правосознания позволило изучать его содержание с учетом культурного контекста, исторической и политической специфики российского менталитета. Правомерность рассмотрения правосознания как совокупности социальных представлений в правовой сфере обосновывается тем, что большинство традиционно выделявшихся в отечественной психологии форм общественного сознания, кроме науки, образованы совокупностью соответствующих представлений [2].

Анализ современного состояния исследований в области психологии права позволяет констатировать усиление интереса к изучению психологии правосознания в рамках социальной психологии, в то время как в юридической психологии исследования в данной области практически прекратились. Несмотря на очевидную актуальность изучения особенностей восприятия явлений в области правовой действительности такой специфической социальной группой, как лица, отбывающие уголовные наказания, наблюдается дефицит современных психологических исследований правового сознания осужденных. Теоретико-методологический потенциал современных социально-психологических теорий может быть задействован и в юридико-психологических исследованиях правосознания осужденных.

Для решения вопросов, связанных с теоретико-методологическим обеспечением разработки проблемы психологии группового правосознания осужденных, необходимо на основе интеграции традиционного для юридической психологии ракурса исследований правосознания с современными теоретико-методологическими подходами к изучению психологии больших социальных групп разработать концепцию исследования психологии группового правосознания осужденных.

Подчеркивая теоретико-прикладной характер юридической психологии, О.Д. Ситковская отмечает, что эффективность практических рекомендаций во многом связана с уровнем разработки ряда конкретных проблем в смежных отраслях науки. «Особенно тесны связи с социальной психологией, ибо многие психолого-правовые проблемы имеют социально-психологический аспект» [13, с. 337]. Концептуальная проработанность такой интеграции предоставляет возможность в полной мере реализовать социально-психологический подход в юридической психологии. А.М. Столяренко указывает на то, что подавляющее число юридико-психологических проблем не может быть понято и разрешено вне социально-психологического контекста [15].

По мнению отечественных социальных психологов, теория социальных представлений является феноменом, наиболее подходящим для изучения сознания общества и отдельных групп в условиях социальных изменений. А.В. Юревич подчеркивает, что с момента своего появления концепция социальных представлений была направлена на то, чтобы рассматривать социальные отношения в совокупности, в полном объеме социального контекста, не дробя их на составные элементы и не лишая их смысла. С. Московичи полагал, что психология должна стать социально релевантной наукой. Социальная релевантность психологии отождествлялась с ее активным участием в решении важнейших социальных проблем, а также выполнением мировоззренческой функции, а именно — выработкой и трансляцией в массовое сознание общего образа общества и происходящего в нем. Авторами концепции ставилась задача сделать понятие социальных представлений удобным инструментом анализа социально-психологических процессов [20].

Одна из ключевых идей С. Московичи состоит в том, что социальное представление конструирует реальность не только для отдельного индивида, но и группы. Г.М. Андреева указывает на то, что социальное представление воздействует на группу, оказывая влияние на тех членов группы, которые в недостаточной степени адаптированы к групповому контексту. Социальное представление выработано группой в ее прошлом опыте и на основании поступившей к ней из общества различной информации. Принятие членом или всей группой некоторой совокупности представлений способствует тому, что члены группы в большей степени «проникнутся» целями группы и начнут более полно разделять эти цели [3].

Социальные представления помогают человеку и группе, в которой он состоит, создать понятную и непротиворечивую картину окружающей действительности. Идеи С. Московичи о том, что социальные представления возникают в ответ на угрозу стабильности группы, ее благополучию, что социальные характеристики группы влияют на особенности конструируемых представлений, а сконструированные представления образуют новую социальную реальность жизни группы, определяют ее жизнедеятельность, могут оказаться чрезвычайно плодотворными при изучении психологии правосознания осужденных.

Привлечение теории социальных представлений в качестве методологической основы изучения психологии правосознания не противоречит положениям частнонаучной теории правосознания А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой, раскрывающей содержание социально-правовой психологии. Представленный в данной теории подход к определению психологии правосознания как «сплава» оценочных отношений к разнообразным явлениям правовой действительности имеет много общего с положениями теории социальных представлений.

Большое внимание в концепции С. Московичи уделяется рассмотрению социальных функций представления. Обращение к методологии социального представления позволяет выявить и описать специфику содержания социальных представлений, являющихся структурными составляющими психологии группового правосознания осужденных, а также проанализировать выполняемые ими ключевые функции, помогающие сообществу осужденных познавать правовые явления, адаптировать совершающиеся события к уже имеющимся, вырабатывать совместные ценности, регулирующие поведение членов группы.

В современной отечественной психологии А.Л. Журавлевым обоснована актуальность и перспективность исследования больших социальных групп как коллективных (групповых) субъектов [5]. Отмечается, что вычленение субъектных характеристик больших социальных групп существенно дополнит понимание их психологии, поможет изучить вопросы, связанные со становлением, функционированием и развитием этих групп, будет способствовать пониманию глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе [6].

В исследованиях, проведенных в советский период, правосознание осужденных не рассматривалось как групповой феномен. Под групповым правосознанием понималась сфера общественного сознания, включающая правовые представления, оценочные отношения, установки, которые типичны, существенны для рассматриваемой общности людей, которая может быть представлена либо всем обществом, либо определенной социальной группой. Отмечалось, что о групповом правосознании можно говорить применительно к тем общностям, возникновение и существование которых основано на реальных связях и отношениях, на существенных признаках близости, когда групповые интересы, отношения и характер деятельности юридически значимы [8].

Осужденные не признавались такой социальной группой в силу идеологических причин, не позволяющих считать их общностью лиц, имеющих близкие интересы, отношения внутри своего сообщества и осуществляющих деятельность, результаты которой имеют признаки юридической значимости. Таким образом, указанные исследования правосознания осужденных нельзя в полной мере считать изучением именно группового правосознания, поскольку влияние на его содержание групповых процессов не рассматривалось.

Опередил исследования того времени Г.Ф. Хохряков, акцентировавший внимание на том, что, попадая в места лишения свободы, осужденные остро осознают тот разрыв, который образовался между ними и обществом, понимают, что значимость их личности в глазах общества понизилась. Нахождение в условиях социальной эксклюзии помогает осужденным объединиться, осознать себя общностью людей, связанных похожей судьбой («мы»). Осознание осужденными своей принадлежности к сообществу «мы» сплачивает их и способствует пониманию необходимости поддерживать членов своей группы для соблюдения интересов своей общности [19].

Общность осужденных как группа, использующая для организации социальной жизни внутри (своей группы) ценности и нормы, разделяемые всем сообществом, обладающая такими признаками групповой субъектности, как взаимосвязанность членов группы, совместная активность и групповая саморефлексивность, в полной мере является групповым субъектом. Отметим, что, обладая всеми признаками субъектности, общность осужденных не направлена на создание позитивного проекта социального устройства и является носителем негативного группового сознания.

Можно констатировать необходимость изучения психологии правосознания осужденных через призму влияния на его формирование, содержание и функции особенностей данной социальной группы и отсутствие подобных исследований. Рассмотрение группового правосознания как атрибута коллективного субъекта (общности осужденных) позволит рассмотреть не только особенности содержания ментальных репрезентаций правовых явлений у членов данной группы, но и изучить условия их конструирования и выполняемые функции. Применение субъектного подхода делает возможным изучение закономерностей образования психологии группового правосознания осужденных.

В рамках субъектного подхода внешними условиями конструирования субъектом социальных представлений выступают характеристики общественно-политической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность большой социальной группы. В современной России актуальная общественная ситуация представляет собой совокупность кардинальных социальных преобразований во всех сферах общественной жизни и их последствий [5].

Комплекс внешних условий образования группового правосознания осужденных определяется актуальной общественной ситуацией в сфере правоотношений, тесно связанной с историческими и культурно-мировоззренческими особенностями правового сознания россиян. В качестве внутренних условий образования группового правосознания осужденных выступают социально-психологические особенности данной общности как группового субъекта [18].

Усвоение осужденными антиобщественных взглядов и установок происходит в процессе общения и взаимодействия внутри группы. «Деформация социальных отношений складывается и проявляется в ходе межличностного, группового и массового общения. Именно в процессе общения, а не в вакууме происходит искажение норм, стереотипов, ценностей, установок» [16, с. 11]. Теория деформации социальных отношений А.Н. Сухова [14] позволяет изучать восприятие и отношение различных социальных групп к отклонениям от общепринятых правовых и нравственных норм, регулирующих отношения в сфере государства и общества.

В местах лишения свободы, находясь в сообществе лиц, не желающих признавать легитимным правовое устройство общества, осужденные все больше отдаляются от легальных способов регулирования взаимоотношений между людьми и начинают ориентироваться на нормы поведения, принятые в тюремной общности. Интенсификация межличностной коммуникации в условиях социальной изоляции, действующие в среде осужденных универсальные нормативные и понятийные системы, регулирующие их повседневную жизнь, способствуют процессу конструирования социальных правовых представлений, посвященных осмыслению значимых для данной общности правовых явлений.

Рассматривая стратегии исследования социальных представлений, И.Б. Бовина указывает на большое разнообразие приемов и методов, их эклектичное использование. Отмечается, что применяются качественные, количественные и смешанные стратегии, а такое многообразие подходов оправдано природой изучаемого объекта, теми аспектами, которые попадают в фокус внимания исследователей. Автор делает вывод о возможности интеграции исследований, выполненных в рамках теории социальных представлений в несколько отличающихся методологиях.

И.Б. Бовина акцентирует внимание на том, что представители трех основных школ социальных представлений используют для их изучения хорошо известные социально-психологические и социологические методы (опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, проективные методы и др.). Отмечает, что изучение именно социальных представлений накладывает определенную специфику на каждый из этих методов, предполагает поиск новых методических приемов и техник. В фокусе ее внимания оказались подходы, разрабатываемые в рамках школ Экс-ан-Прованса и Женевы, обогатившие теорию социальных представлений разработками в области изучения когнитивных структур, предполагающими специальные методики их анализа [4].

С учетом специфики изучаемых феноменов для эмпирического изучения содержания психологии группового правосознания осужденных были подобраны методические комплексы, позволяющие выявить и описать составляющие социальных представлений. В частности, для этого использовались методы и процедуры, применявшиеся в социально-психологических исследованиях по изучению правосознания россиян; процедуры изучения социальных представлений, разработанные в рамках школ Экс-ан-Прованса и Женевы и апробированные в отечественных исследованиях. Также для проведения эмпирического исследования был разработан авторский инструментарий [17], прошедший апробацию в исправительных учреждениях различных регионов страны и в дальнейшем скорректированный с учетом полученных эмпирических данных.

Таким образом, на основе интеграции частнонаучной теории правосознания, теорий социальных представлений и деформации социальных отношений, субъектного подхода разработана концепция исследования психологии группового правосознания осужденных. В рамках указанной концепции психология группового правосознания осужденных рассматривается как атрибут коллективного субъекта, сложный социально-психологический феномен, состоящий из совокупности вырабатываемых и разделяемых общностью ментальных репрезентаций в правовой сфере, с помощью которых сообщество осужденных конструирует собственную систему отношений к правовой реальности для адаптации к ней и объяснения собственного правового поведения.

Литература

  1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., Ин-т  психологии РАН, 1997. С. 7—37.

  2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной науч. конф. (ИПРАН, 28—29 января 2002 г.). Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 88—103.

  3. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

  4. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5—23.

  5. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 51—81.

  6. Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5—15.

  7. Еникеев М.И. Юридическая психология // Юридическая психология. 2006. № 1. С.2—10.

  8. Ефремова Г.X., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск: КГУ, 1988. 255 с.

  9. Ефремова Г.Х. Правосознание как частнонаучная теория юридической психологии // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 52—58.

  10. Марьин М.И. Настоящее и будущее российской психологии: мнения ведущих специалистов // Национальный психологический журнал. 2012. № 1(7). С. 24.

  11. Поздняков В.М. Психологическая юриспруденция как междисциплинарная наука и область практики // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 206—219. doi: 10.17759 / psylaw.2017070117.

  12. Ситковская О. Д. Конвергенция юридической психологии и правовой науки // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 2 (34). С. 55—58.

  13. Ситковская О.Д. Методология юридической психологии // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 3 (8). С. 329—343.

  14. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 600 c.

  15. Столяренко А.М. Психология права // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 45—52.

  16. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: учеб. пособие для учеб. заведений МВД России. Рязань: РВШ МВД России, 1993. 134 с.

  17. Сучкова Е.Л. Методики психологического изучения правовых представлений и установок осужденных. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. 105 с.

  18. Сучкова Е.Л. Внешние и внутренние условия формирования группового правосознания осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 40—47.

  19. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юрид. лит., 1991. 224 с.

  20. Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 5—14.

Сучкова Елизавета Львовна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 2200
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 460
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

PlumX

Метрики публикации

Идеология, психология и право | Оксфорд Академик

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Хэнсон, Джон и Джон Йост (редакторы), Идеология, психология и право , серия по политической психологии (2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof: oso/9780199737512.001.0001, по состоянию на 5 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИдеология, психология и правоСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИдеология, психология и правоСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Abstract

Формально закон претендует на то, чтобы основываться исключительно на аргументированном анализе, лишенном идеологической предвзятости или бессознательных влияний. Судьи заявляют, что действуют как арбитры, применяя правила, а не создавая их. Они формулируют свои решения как прямое применение установленного набора правовых доктрин, принципов и мандатов к данному набору фактов. Как понимают ученые, внимательно изучающие право, этот каркас — фасад, а впечатление, которое производит правовая система, — иллюзия. Оливер Уэнделл Холмс-младший сделал аналогичное заявление более века назад, когда писал, что «ощутимые потребности времени, преобладающие моральные и политические теории, интуиция государственной политики, открыто или бессознательно, даже предрассудки, которые судьи разделяют с их ближние должны сделать гораздо больше, чем силлогизм, в определении правил, по которым люди должны управляться». Однако столетие спустя мы гораздо ближе к пониманию механизмов, ответственных за за разрыв между формальным лицом закона и фактическими силами, формирующими его. За последнее десятилетие или около того политологи и правоведы начали изучать связи между идеологиями, с одной стороны, и правовыми принципами и результатами политики, с другой. В этот же период мыслители обратились к пониманию психологических истоков идеологии. Эта книга — первая книга, в которой многие мировые эксперты по этим темам собрались вместе, чтобы исследовать иногда тревожные взаимодействия между психологией, идеологией и правом.

Ключевые слова: психология, идеология, закон, предвзятость, влияние, результаты политики

Предмет

Социальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

Содержание

  • Передняя часть

    • Страница авторского права
    • Преданность
    • Предисловие и благодарности
    • Авторы
  • я Введение

    • Расширять 1 Идеология, психология и право
      • Расширять 2 Конец конца идеологии
        • II Корреляты и причины идеологии

          • Расширять 3 Теория и исследования системного обоснования: последствия для права, правовой защиты и социальной справедливости
            • Расширять 4 Межличностные основы идеологического мышления
              • Расширять 5 Вытеснение морали: как идеология личного интереса может быть самореализующейся
                • Юридический комментарий: «Штраф — это не цена»: Insights for Law
                • Расширять 6 Ассоциации между законом, конкурентоспособностью и преследованием личных интересов
                  • Юридический комментарий: «Ты зовешь, я долблю!»: состязательный законничество и социальное влияние
                  • Расширять 7 Автоматические ассоциации: личное отношение или культурные знания?
                    • Юридический комментарий: новая культурная защита
                    • Расширять 8 Политика IAT
                      • Расширять 9 Атрибуции и идеологии: два разных взгляда на человеческое поведение, лежащих в основе наших законов, политики и теорий
                        • III Защита и сохранение идеологии

                          • Расширять 10 Предпочтение, принцип и политическая казуистика
                            • Юридический комментарий: убедительная аргументация и юридические доказательства дискриминации
                            • Расширять 11 Идентичность, вера и предвзятость
                              • Расширять Исправление пристрастности закона с помощью социальных наук
                                • Расширять 12 Предвзятое восприятие и спираль конфликта
                                  • Юридический комментарий: Юрист как средство защиты от предвзятости или фактор, усугубляющий предвзятость
                                  • Расширять 13 Видение предвзятости: дискредитация и отклонение точных атрибуций
                                    • IV Идеология в теории права и права

                                      • Расширять 14 Обратная реакция: реакция на науки о разуме в юридических академиях
                                        • Расширять 15 Мистика инструментализма
                                          • Расширять 16 Агрессивный допрос и карающее правосудие: предлагаемая психологическая модель
                                            • Расширять Юридический комментарий: Как выступать против пыток?: Понимание и противодействие динамике поддержки оскорбительного допроса
                                              • Расширять 17 Размышления двух социальных психологов о ситуационизме и системе уголовного правосудия
                                                • Расширять 18 При чем тут любовь?: Стереотипные женщины в диспозиционистских правонарушениях
                                                  • Расширять 19 Юридическая интерпретация и интуиция публичной политики
                                                    • Расширять 20 Идеология и изучение поведения судей
                                                      • Расширять 21 Деполитизация административного права
                                                        • Конец Материи

                                                          • Индекс

                                                        Войти

                                                        Получить помощь с доступом

                                                        Получить помощь с доступом

                                                        Доступ для учреждений

                                                        Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                                        Доступ на основе IP

                                                        Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                                        Войдите через свое учреждение

                                                        Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                                        1. Нажмите Войти через свое учреждение.
                                                        2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                                        3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                        4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                        Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                                        Войти с помощью читательского билета

                                                        Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                                        Члены общества

                                                        Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                                        Войти через сайт сообщества

                                                        Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                                        1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                                        2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                        3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                        Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                                        Вход через личный кабинет

                                                        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                                                        Личный кабинет

                                                        Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                                        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                                        Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                                        Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                                        • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
                                                        • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

                                                        Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

                                                        Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

                                                        Ведение счетов организаций

                                                        Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

                                                        Покупка

                                                        Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

                                                        Информация о покупке

                                                        Реклама

                                                        Реклама

                                                        Идеология, психология и право — уже в продаже! « Ситуационист

                                                        Под редакцией Ситуационист Редактор Джон Хэнсон, Идеология, психология и право исследует иногда тревожные взаимодействия между психологией, идеологией и законом и проливает свет на силы, лежащие за пределами логики, которые оживляют закон.

                                                        Вот некоторые из восторженных отзывов о томе, в том числе от нескольких Situationist Авторы:

                                                        «Идеология, психология и право — революция в процессе становления. Энциклопедический по своей широте, этот том отражает момент — как и первые опрометчивые дни движения в области права и экономики — когда внезапно становятся возможными смелые новые исследования. Для тех, кто все еще цепляется за приоритет предпочтений и стимулов, эта книга будет полезной угрозой».

                                                        ~ Ян Эйрс, профессор Уильяма К. Таунсенда, Йельская школа права и автор книги «Кнут и пряник: раскрой силу стимулов для достижения цели»

                                                        последние исследования в области науки о разуме, чтобы осветить мотивированные и бессознательные источники вдохновения для идеологии, права и политики. Великолепно отредактированный и своевременный том представляет собой очень доступную междисциплинарную коллекцию, объединяющую взгляды и взгляды многих из самых вдумчивых и влиятельных социальных психологов, политологов и ученых-правоведов в мире. Это необходимо прочитать всем, кто хочет лучше понять психологические ветры, обрушивающиеся на наши институты коллективного управления».

                                                        ~ Филип Г. Зимбардо, заслуженный профессор психологии, Стэнфордский университет

                                                        Экономисты провели серьезный анализ правовой политики. Включая идеи из психологии и других наук о поведении и разуме, этот том отображает важную и вдохновляющую междисциплинарность, которая будет определять новаторскую работу в будущем».

                                                        ~ Джеральд Торрес и Лани Гинье, соавторы книги «Канарейка шахтера: вербовка расы, сопротивление силе, преобразование демократии»

                                                        «Этот том показывает, что такое идеология и что она делает. Главы, написанные психологами, демонстрируют, что в работе разума мало что можно назвать «нейтральным». Ученые-правоведы, участвовавшие в написании этой книги, выдвигают вперед вопрос о том, как закон сам должен склоняться к справедливости, если это так. Этот сборник содержит факты и идеи, которые, если их принять во внимание, могут приблизить закон к стремлению к тому, чтобы все были равны перед законом».

                                                        ~ Махзарин Р. Банаджи, профессор социальной этики Кабота, факультет психологии, Гарвардский университет

                                                        «Проницательный, всеобъемлющий, всеобъемлющий. Хэнсон объединяет исследования и идеи из разных дисциплин, чтобы по-новому взглянуть на самые важные правовые вопросы нашего времени».

                                                        ~ Шина С. Айенгар, С.Т. Ли, профессор бизнеса Колумбийской школы бизнеса и автор книги «Искусство выбора 9».0368

                                                        Оценить:

                                                        Нравится:

                                                        Нравится Загрузка…

                                                        Эта запись была опубликована 12 января 2012 года в 00:01 и размещена в рубриках Книга, Идеология, Закон, Теория права, Мораль, Участники ситуационизма, Социальная психология. Тэги: идеология, право, психология, социальное познание, социальная психология.

          About the Author

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Related Posts