Опрос в психологии: методы, виды, требования, особенности
Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.
Сущность
Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.
Задачи и сферы применения
Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:
- Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
- Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
- Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
- Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
- Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.
Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.
Виды
Виды:
- Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
- Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
- Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
- Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.
Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.
Требования
Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.
К процедуре
Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.
Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.
К вопросам
От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:
- Отдельными, логичными.
- Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
- Без подсказок, двусмысленности.
- Конкретными.
- На языке, которым владеет опрашиваемый.
Должны присутствовать адекватные варианты ответа.
Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.
Виды:
- Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
- Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
- Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.
Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.
К анализу полученных данных
Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.
Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.
Методы
Методы:
- анкетирование;
- интервью;
- тесты.
Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:
- аудиторное;
- групповое;
- индивидуальное;
- массовое.
Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.
Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:
- Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
- Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
- Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.
Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:
- Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
- Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
- Личностные. Необходимы для определения личности человека.
- Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.
Преимущества и недостатки
Положительные стороны:
- Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
- Допустимо проводить углубленный анализ данных.
- Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
- Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
- Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
- Одновременный опрос нескольких людей.
При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.
Подготовка
Подготовка:
- Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
- Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
- Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
- Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
- Выбор респондентов для одной группы.
Проведение процедуры
Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:
- Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
- Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
- Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
- Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.
Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.
Анализ данных
После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:
- Неправильно сформулированные вопросы.
- Предвзятое отношение к опрашиваемому.
- Неправильный выбор людей для группы.
Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.
Метод опроса в психологии — Студопедия
Поделись
Вопрос
Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.
Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.
Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.
Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.
Беседа — предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.
Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.
Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.
Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Вопрос
Тесты
Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.
Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.
опросов | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Статистические обследования используются для сбора количественной информации об элементах совокупности. Опросы населения и институтов распространены в политических опросах и исследованиях правительства, здравоохранения, социальных наук и маркетинга. Опрос может быть сосредоточен на мнениях или фактической информации в зависимости от его цели, и многие опросы включают в себя задавание вопросов отдельным лицам. Когда вопросы задаются исследователем, опрос называется структурированным интервью или опросом, проводимым исследователем. Когда вопросы задаются респондентом, опрос называется анкетой или самостоятельным опросом.
Содержание
- 1 Структура и стандартизация
- 1.1 Серийные обследования
- 2 Преимущества и недостатки обследований
- 3 Преимущества и недостатки самостоятельных обследований
- 4 Методы обследования
- 5 Телефонные опросы
- 6 Почтовые опросы
- 6.1 Онлайн-опросы
- 6.2 Персональный опрос на дому
- 7 Подходы к выборке в методах исследования
- 8 См. также
- 9 Каталожные номера
- 10 Внешние ссылки
Структура и стандартизация
Вопросы обычно структурированы и стандартизированы. Структура предназначена для уменьшения предвзятости (см. структуру вопросника). Например, вопросы должны быть расположены таким образом, чтобы вопрос не влиял на ответ на последующие вопросы. Опросы стандартизированы для обеспечения надежности, обобщаемости и достоверности (см. количественные маркетинговые исследования). Каждому респонденту должны быть представлены те же вопросы и в том же порядке, что и другим респондентам.
При организационном развитии (OD) тщательно разработанные инструменты опроса часто используются в качестве основы для сбора данных, организационной диагностики и последующего планирования действий. Некоторые специалисты по ОП (например, Фред Николс) даже рассматривают разработку на основе опроса как sine qua non ОД.
Серийные опросы
Серийные опросы — это те, в которых одни и те же вопросы повторяются в разные моменты времени, в результате чего получаются временные ряды данных. Обычно они делятся на два типа:
- Поперечные обследования, при которых каждый раз формируется новая выборка. В некотором смысле любой разовый опрос также будет перекрестным.
- Продольные обследования, при которых с выборкой из первоначального обследования повторно связываются позднее, чтобы задать те же вопросы.
Преимущества и недостатки обследований
- Преимущества методов обследований
- Это эффективный способ сбора информации от большого количества респондентов. Возможны очень большие выборки. Статистические методы могут использоваться для определения достоверности, надежности и статистической значимости.
- Опросы являются гибкими в том смысле, что они позволяют собирать широкий спектр информации. Их можно использовать для изучения отношений, ценностей, убеждений и поведения в прошлом.
- Поскольку они стандартизированы, они относительно свободны от нескольких типов ошибок.
- Они относительно просты в управлении.
- Сбор данных экономичен благодаря сосредоточенности на стандартизированных вопросах. Задаются, записываются, систематизируются и анализируются только вопросы, представляющие интерес для исследователя. Время и деньги не тратятся на второстепенные вопросы.
- Недостатки методов обследования
- Они зависят от мотивации, честности, памяти и способности субъекта реагировать. Субъекты могут не осознавать причин своих действий. Возможно, они забыли свои причины. Они могут быть не мотивированы давать точные ответы, более того, они могут быть мотивированы давать ответы, которые предстают в выгодном свете.
- Структурированные опросы, особенно с закрытыми вопросами, могут иметь низкую достоверность при исследовании аффективных переменных.
- Несмотря на то, что лица, выбранные для обследования, часто представляют собой случайную выборку, могут иметь место ошибки из-за отсутствия ответов. То есть люди, решившие ответить на опрос, могут отличаться от тех, кто не ответил, что приведет к смещению оценок.
- Выбор ответов на вопросы опроса может привести к нечетким наборам данных, поскольку иногда они относятся только к личному абстрактному понятию, касающемуся «силы выбора». Например, выбор «умеренно согласен» может означать разные вещи для разных испытуемых и для любого, кто интерпретирует данные для корреляции. Даже ответы «да» или «нет» проблематичны, поскольку испытуемые могут, например, поставить «нет», если выбор «только один раз» недоступен. == Преимущества и недостатки самостоятельных опросов ==
- Недостатки самостоятельных обследований
- Респонденты с большей вероятностью перестанут участвовать в опросе на полпути (выпадение)
- Респонденты не могут запрашивать разъяснения
- Низкая скорость отклика в некоторых режимах
- Интервьюер не может вмешиваться для зондирования или объяснения
- Часто респонденты, вернувшиеся в опрос, представляют крайности населения – искаженные ответы
- Респонденты могут прочитать всю анкету, прежде чем отвечать на какие-либо вопросы
- Преимущества самостоятельных опросов
- Меньше неправильно понятых вопросов и неуместных ответов.
- Меньше неполных ответов.
- Более высокая скорость отклика.
- Больше контроля над средой, в которой проводится опрос.
- Дополнительную информацию можно получить у респондента
- Недостатки самостоятельных обследований
Преимущества и недостатки самостоятельных обследований
- Недостатки самостоятельных обследований
- Респонденты с большей вероятностью перестанут участвовать в опросе на полпути (выпадение)
- Респонденты не могут запрашивать разъяснения
- Низкая скорость отклика в некоторых режимах
- Интервьюер не может вмешиваться для зондирования или объяснения
- Часто респонденты, вернувшиеся из опроса, представляют крайности населения – искаженные ответы
- Респонденты могут прочитать всю анкету, прежде чем отвечать на какие-либо вопросы
- Преимущества самостоятельных опросов
- Меньше неправильно понятых вопросов и неуместных ответов.
- Меньше неполных ответов.
- Более высокая скорость отклика.
- Больше контроля над средой, в которой проводится опрос.
- Дополнительную информацию можно получить у респондентов
Методы обследования
Существует несколько способов проведения опроса, в том числе:
- использование интервьюеров побуждает лиц из выборки давать ответы, что приводит к более высокому уровню ответов. [1] Интервьюеры
- могут улучшить понимание вопросов, отвечая на вопросы респондентов.
- довольно экономичный, в зависимости от структуры платы за местные звонки
- подходит для крупных национальных (или международных) основ выборки
- нельзя использовать для неаудиоинформации (графика, демонстрации, образцы вкуса/запаха)
- три типа:
- традиционные телефонные интервью
- набор номера телефона с помощью компьютера
- Автоматизированные опросы по телефону
- Почта
- процент ответов 5% — 30% [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
- анкеты могут быть вручены респондентам или отправлены им по почте, но во всех случаях они возвращаются исследователю по почте. Стоимость
- очень низкая, так как в большинстве стран почтовые пересылки дешевы
- длительные задержки, часто в несколько месяцев, прежде чем результаты опросов будут возвращены и можно будет начать статистический анализ
- не подходит для очень сложных вопросов
- предвзятость интервьюера не введена
- можно получить большой объем информации: некоторые почтовые опросы имеют длину до 50 страниц Скорость отклика
- можно улучшить с помощью почтовых панелей.
- члены комиссии согласились участвовать Панели
- можно использовать в лонгитюдных планах, когда одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз
Онлайн-опросы
- можно использовать через Интернет или по электронной почте
- Интернет предпочтительнее электронной почты, поскольку можно использовать интерактивные HTML-формы
Частота ответов - иногда составляла 90 % до 2000 г. , но с тех пор она быстро снижается (сейчас 2–30 %)
- часто недорог в управлении
- очень быстрые результаты
- легко модифицируется
- уровень ответов можно улучшить с помощью онлайн-панелей — члены панели согласились участвовать
- , если не защищен паролем, легко манипулировать, выполняя несколько раз, чтобы исказить результаты
- создание данных, обработка и отчетность могут быть автоматизированы
- наборов данных, созданных в режиме реального времени
- некоторые из них основаны на поощрении
- можно использовать через Интернет или по электронной почте
Индивидуальный опрос на дому
- респонденты опрашиваются лично, у них дома (или у входной двери)
- очень высокая стоимость
- частота ответов 40% — 50% [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
- подходит для графических изображений, запахов или демонстраций
- подходит для длительных съемок
- подходит для мест, где телефон или почта не развиты
- Личный опрос торгового центра
- покупателей в торговых центрах перехватывают — либо опрашивают на месте, проводят в комнату и опрашивают, либо отводят в комнату и дают анкету для самостоятельного заполнения
- процент ответов около 50%
- социально приемлемый — люди считают, что торговый центр является более подходящим местом для проведения исследований, чем их дом
- возможность предвзятости интервьюера
- быстро
- легко манипулировать, выполняя несколько раз, чтобы исказить результаты
- Методы, используемые для повышения частоты ответов
- краткость — по возможности на одной странице
- финансовые стимулы
- предоплата
- оплачивается по завершении
- неденежные поощрения
- раздача товаров (ручки, блокноты)
- участие в лотерее, розыгрыше или конкурсе
- купоны на скидку
- обещание пожертвовать на благотворительность
- предварительное уведомление
- приемы «нога в двери» — начните с небольшой несущественной просьбы
- персонализация запроса — адресация конкретным лицам
- последующие запросы — несколько запросов
- заявлено о принадлежности к университетам, исследовательским институтам или благотворительным организациям
- эмоциональные обращения
- заявок на сочувствие
- убедить респондента, что он может изменить ситуацию
- гарантия анонимности
Подходы к выборке в методах исследования
Выбор выборки имеет решающее значение для достоверности информации, которая представляет изучаемые совокупности. Метод выборки помогает определить направленность исследования и позволяет лучше принять сделанные обобщения. Осторожное использование предвзятой выборки может быть использовано, если это оправдано, и до тех пор, пока отмечается, что полученная выборка может не быть истинным представлением генеральной совокупности исследования. Существует два разных подхода к выборке в опросных исследованиях:
- Существует метод невероятностной выборки. При таком подходе не гарантируется, что все элементы, участвующие в исследовании, будут включены в выборку. Мы не можем рассчитать вероятность того, что каждый элемент будет представлен. Наиболее часто используемым методом выборки невероятности является подход выборки по удобству. С помощью этого метода он выбирает только тех, кто доступен и готов участвовать в опросе. Использование этого подхода обеспечивает удобство для исследователя и возможную небольшую выборку, но при этом возможна потеря достоверности данных из-за отсутствия представления.
- Метод вероятностной выборки для исследовательских методов дает каждому элементу равные шансы быть включенным в выборку. Этот метод ближе к истинному представлению населения. Его может быть трудно использовать из-за размера выборки и стоимости получения, но полученные на его основе обобщения, скорее всего, будут ближе к истинному представлению населения. Вероятностная выборка включает в себя специальные процедуры выборки, такие как простая случайная выборка и стратифицированная случайная выборка, которые позволяют выборке представлять совокупность в большей степени, чем невероятностный подход.
- Метод простой случайной выборки , каждый элемент совокупности имеет равные шансы быть включенным в выборку.
- Метод стратифицированной случайной выборки , совокупность делится на подсовокупности (называемые стратами), после чего из страт берутся случайные выборки. Такой подход увеличивает представительство населения.
См.
также- Опросы потребителей
- Оценка курса
- Сбор данных
- Весы Лайкерта
- Маркетинг
- Маркетинговые исследования
- Оценка потребностей
- Опрос общественного мнения
- Количественные маркетинговые исследования
- Составление анкеты
- Анкеты
- Методология обследования
Ссылки
- ↑ Groves, R.M. (1989) Затраты на обследование и ошибки обследования . Нью-Йорк: Уайли.
Абрамсон, Дж.Дж. и Абрамсон, З.Х. 1999. «Методы обследования в общественной медицине: эпидемиологические исследования, оценка программ, клинические испытания» (5-е издание). Лондон: Черчилль Ливингстон.
Гровс, Р.М. 1989. Ошибки обследования и затраты на обследование. Нью-Йорк: Уайли.
Орнстейн, доктор медицины, 1998 г. «Обзор исследований». Текущая социология 46 (4): iii-136.
Shaughnessy, JJ, Zechmeister, EB, & Zechmeister, JS (2006). Методы исследования в психологии (седьмое изд., стр. 143-19).2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: высшее образование.
Внешние ссылки
- ESOMAR — это всемирная организация, которая способствует лучшему изучению рынков, потребителей и общества.
- Американская ассоциация изучения общественного мнения (AAPOR)
- Европейская ассоциация геодезических исследований (ESRA)
- Совет американских исследовательских организаций (CASRO)
- Ассоциация маркетинговых исследований (MRA)
- Краткие курсы по методологии опросов, спонсируемые Совместной программой по методологии опросов (JPSM) Университета Мэриленд-Колледж-Парк и Мичиганского университета-Энн-Арбор
- Обследование деликатных объектов
- Американская статистическая ассоциация — Раздел методов исследования
- Бесплатные ресурсы для методов оценки и социальных исследований ссылки на бесплатные ресурсы о том, как проводить опросы.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Подход к опросу — IResearchNet
Определение опроса
В широком смысле опрос можно определить как подробное исследование темы. Хотя интервью и фокус-группы часто включаются в это широкое понятие, термин «опрос» стал синонимом анкетного подхода к исследованию. Опросы, возможно, являются наиболее распространенным подходом к сбору данных в организациях, прежде всего из-за их широкой применимости. Их можно использовать для сбора информации как внутри организации, так и за ее пределами. Опросы можно использовать для оценки отношения сотрудников, оценки готовности к организационным изменениям, сбора отзывов о производительности или измерения удовлетворенности клиентов. Чтобы собрать точную информацию для любой из этих целей, необходимо выполнить определенные шаги; однако пользователи часто недооценивают время, необходимое для надлежащего проведения опроса. Важнейшие этапы планирования, разработки, информирования, администрирования, анализа и обработки результатов опроса являются серьезной задачей для любой организации.
Определение цели и задач исследования
Прежде чем начать какой-либо проект исследования всерьез, необходимо четко определить цели и ожидаемые результаты проекта. Цели будут определять контент, который нужно освещать, вопросы, которые нужно задавать, людей, которых нужно спрашивать, и формат, который нужно использовать. Следовательно, исследователь должен определить, предназначен ли опрос для того, чтобы узнать о пульсе организации, определить необходимые действия или изучить новые продукты, политики или другие изменения. Исследователь также должен включить ключевые заинтересованные стороны в процесс планирования. Члены организации, которых попросят представить результаты опроса, должны быть включены в процесс на самых ранних этапах. Это также хорошее время, чтобы заручиться поддержкой высшего руководства, не говоря уже о членах профсоюза, если это применимо. Без участия людей, находящихся наверху организации, проект опроса может быть легко подорван.
После получения поддержки от ключевых игроков можно начинать процесс определения информации, которую необходимо собрать. Этот процесс определяется тем, как будет использоваться информация. Например, если целью является удержание ключевых талантов, опросы об удовлетворенности сотрудников должны затрагивать темы, влияющие на вовлеченность сотрудников (надзор, сама работа, коллеги, возможности роста). Опросы удовлетворенности клиентов должны касаться ключевых продуктов и услуг и того, как они предоставляются. Целью любого опроса является сбор информации, которая поможет улучшить организацию.
Разработка опроса
Разработка инструмента
Необходимо принять некоторые первоначальные решения относительно типа вопросов, которые будут заданы. Во-первых, необходимо учитывать баланс между открытыми (т. е. вписываемыми) и закрытыми (типа Лайкерта) вопросами. Открытые вопросы дают много информации, но их кодирование и интерпретация занимают значительно больше времени.
Открытые вопросы также дают респондентам возможность болтать, поэтому вопросы должны быть очень конкретными, чтобы предотвратить непреднамеренные или непонятные ответы. Закрытые вопросы гораздо легче обобщить, но они не дают респондентам реальной возможности для уточнения. Однако закрытые вопросы представляют собой различные проблемы с точки зрения их построения. В попытке собрать больше информации разработчики опросов часто создают непреднамеренно двойные вопросы, в которых запрашиваются две отдельные части информации (например, в одном вопросе респондентам предлагается оценить свою заработную плату и льготы). Апостериорная интерпретация невозможна, потому что фокус респондентов не ясен (например, оценивали ли они заработную плату или льготы или и то, и другое?). Вопросы должны касаться проблем, о которых респонденты знают, избегать жаргона или сокращений, которые респонденты могут не знать, и использовать максимально простой язык. Всегда помещайте самые деликатные вопросы в конец опроса, чтобы не потерять потенциальных респондентов до того, как они действительно начнутся.
Чтобы гарантировать, что вопросы задают то, что задумано, краткая предварительная проверка предметов может предотвратить головную боль позже. Попросите небольшую группу просмотреть вопросы, чтобы убедиться, что они правильно сформулированы. Вы также хотите проверить, сколько времени занимает опрос (чтобы ваше пригласительное письмо не лгало о требуемом времени), и пропустить шаблоны, чтобы респонденты увидели правильные вопросы. Поток и естественность порядка вопросов также можно оценить во время претеста. Для онлайн-опросов URL-адреса и гиперссылки должны быть проверены, чтобы убедиться, что инструмент опроса работает так, как вы надеетесь, и что окончательный опрос выглядит так, как должен.
Решение о том, как проводить опрос
Перед проведением опроса необходимо принять несколько дополнительных решений. Опрос будет охватывать всех сотрудников или меньшую их часть? Опрос будет проводиться онлайн или с использованием бумаги и карандаша? Если используются бумажные опросы, будут ли они проводиться по почте или в групповых администрациях на рабочих местах? Нужны ли стимулы для участия? Когда лучше проводить администрирование?
Решение о проведении переписи или выборочного обследования связано с другими этапами процесса обследования. Если опрос предназначен для использования приверженности дальнейшим действиям или изменениям, то в него следует включить всю организацию. Если результаты будут распространяться в каждом отделе организации (с расчетом на то, что будут предприняты действия на уровне отдела), требуется перепись. Если опрос предназначен для того, чтобы узнать, как организация в целом относится к проблеме (или проблемам), то выборки может быть достаточно. Выборочные обследования позволяют организации проводить опросы чаще, не рискуя утомиться от опросов. Однако выборочные опросы могут вызвать подозрения относительно того, почему и кто на самом деле был приглашен, и респонденту может быть легче их проигнорировать, потому что окружающие не воспринимают это как должное. Выборочные обследования требуют поддержки со стороны человеческих ресурсов (и, возможно, информационных технологий), чтобы иметь возможность определить подходящих сотрудников, а затем выбрать их случайным образом. Если результаты будут разбиты на более мелкие группы (например, по подразделениям, географическим регионам или демографическим группам), может потребоваться подход стратифицированной выборки для обеспечения достоверных результатов для соответствующих подгрупп.
Информирование об опросе
Следующим шагом в проведении опроса является информирование о том, что он будет проводиться. Показатели ответов страдают, если опрос не распространяется должным образом. Необходимый уровень коммуникации зависит от культуры проведения опросов в организации. В компаниях, которые ранее не проводили опросы, перед проведением опроса необходимо широкое общение, чтобы указать, почему опрос проводится, почему ответы имеют решающее значение, как будут использоваться результаты и как организация привержена действиям. В организациях, у которых в прошлом был негативный опыт проведения опросов, общение должно быть сосредоточено на том, как все будет иначе на этот раз. Средства связи будут варьироваться от компании к компании. Электронных писем от старших менеджеров может быть достаточно, тогда как в других организациях могут потребоваться публичные адреса. Средства связи, которые обычно используются в организации для сообщения о важных событиях, должны использоваться и для опроса.
Администрирование опроса
Средство, с помощью которого проводится опрос, является важным решением. Если все сотрудники имеют доступ к Интернету или системе электронной почты, может быть целесообразным проведение онлайнового или сетевого опроса. Онлайн-опросы упрощают отслеживание доли ответивших и устраняют необходимость ввода данных, связанного с бумажными опросами. В результате онлайн-опросы, как правило, более рентабельны по сравнению с другими подходами. Однако онлайн-опросы могут стать жертвой сетевых проблем и подозрений в том, что ответы на самом деле не являются анонимными. Онлайн-опросы также требуют, чтобы доступ к опросу контролировался. Если у рабочей силы нет готового доступа к Интернету или сети компании, могут потребоваться бумажные опросы. Бумажные опросы — это то, о чем большинство людей думают автоматически, и поэтому этот формат обеспечивает некоторое удобство. Они также допускают групповое администрирование, что может помочь увеличить скорость отклика. Голосовые опросы можно проводить по телефону, но обычно требуется, чтобы опрос был очень коротким и не очень сложным. Опросы по факсу все еще используются, но их популярность угасла.
Стимулы для участия обычно менее важны для внутренних опросов сотрудников, поскольку ожидается, что люди будут участвовать. Однако для внешних опросов (например, опросов удовлетворенности клиентов) поощрения могут помочь увеличить количество ответивших. Продолжаются исследования наиболее эффективных стимулов, но лотереи, основанные на ответах, похоже, фактически снижают количество ответов ниже уровня без какого-либо стимула. Более непосредственные стимулы кажутся более эффективными. Обещание поделиться результатами также может мотивировать некоторых респондентов.
Наконец, время проведения исследования имеет решающее значение. Организациям следует избегать периодов исключительной занятости (апрель для бухгалтеров, ноябрь и декабрь в розничной торговле) или периодов, когда ожидается отсутствие многих сотрудников (лето или праздники). Организации должны предоставить сотрудникам достаточно времени для ответа и должны учитывать индивидуальные поездки, отпуска и отпуска. Если опрос доступен только в течение одной недели, сотрудники могут упустить возможность ответить. Две недели — это короткий период введения, а два месяца — относительно большой срок. Конечно, для онлайн-опросов может потребоваться более короткое окно, а для почтовых опросов необходимо предусмотреть время для почтовой службы. Точно так же необходимо учитывать сроки планирования действий по обследованию. Время проведения обследования должно быть таким, чтобы можно было немедленно сообщить о результатах и предпринять предварительные последующие действия вскоре после завершения обследования и анализа результатов.
Анализ результатов опроса
Способов анализа результатов опроса столько же, сколько и вопросов. Подход к анализу должен быть ориентирован на аудиторию, которая будет получать информацию. Хотя регрессионный анализ и другие статистические данные более высокого уровня могут предоставить очень полезную информацию, они подходят не для каждой аудитории. Обычно суммируется процент положительных ответов на отдельные вопросы или группы вопросов. Также можно сравнивать средние значения элементов или групп элементов. Например, категории или вопросы с относительно высокими средними значениями определяют сильные стороны, а категории или вопросы с относительно низкими средними значениями представляют возможности для улучшения.
Представление результатов опроса и принятие мер
Культура внутри организации влияет на то, как результаты опроса доводятся до сотрудников. Некоторые организации делятся результатами на уровне отдела, а затем продвигаются вверх по иерархии, при этом высшее руководство фактически получает результаты более низкого уровня в последнюю очередь. Другие организации требуют, чтобы результаты сначала представлялись наверху, а затем результаты распространялись сверху вниз по организации. Направление развертывания — это еще одна возможность для компании сообщить о важности опроса и о том, где они ожидают принятия мер.
Сообщаемые результаты зависят от аудитории и должны быть сосредоточены на том, «что это для них». Таким образом, результаты, предоставляемые переднему отделу, будут сильно отличаться от результатов, которыми делятся с командой высшего руководства. Отделы хотят знать, как чувствовала себя группа, где они были выше и ниже, и как они сравниваются с другими группами (или остальной частью командной цепочки). Старшие менеджеры хотят знать, какие части организации работают хорошо, а какие требуют их немедленного внимания. Они также хотят знать, насколько результаты организации соотносятся с отраслевыми (или конкурентными) нормами.
Это поднимает важный вопрос о том, должен ли фокус анализа и интерпретации быть внутренним или внешним по отношению к организации. Для первого опроса внешние нормы могут быть ненужным отвлечением, когда анализ должен быть сосредоточен на внутренних сильных и слабых сторонах. После того, как первоначальные внутренние базовые уровни установлены, может оказаться полезным провести сравнения с эталонными нормами в последующих обследованиях. Еще раз, цель опроса определяет фокус организации.
Когда области улучшения определены, организация (или отдел) должны решить, с чего начать — она не обязательно берется за каждую проблему. На этом этапе решающее значение имеет приверженность высшего руководства (или руководства отдела). Те, кому необходимо внести изменения, не будут участвовать, если они не верят, что у них будут необходимые ресурсы и поддержка.
Резюме
Опросы являются популярным инструментом в организациях, но у них есть проблема, заключающаяся в том, что почти каждый считает, что может хорошо провести опрос. К сожалению, очень легко сделать опрос плохо. Следуя изложенным здесь шагам, можно избежать некоторых основных ловушек при проведении опросов и получить преимущества эффективного опроса.
Ссылки:
- Черч, А. Х. и Вацлавски, Дж. (1998). Разработка и использование организационных опросов: процесс из семи шагов. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
- Краут, А.И. (1996).