Детская психология 4 5 лет для родителей: Воспитание детей 4-5 лет| Важные этапы развития| Советы психолога

Содержание

Психология ребенка 4 5 лет: советы родителям

В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.

Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.

Содержание

  1. Детские инициативы
  2. Запасаемся терпением
  3. Хочу все знать
  4. Осознание себя в обществе
  5. Как стать другом своему чаду
  6. Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям

Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?

Запасаемся терпением

Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.

В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.

Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Хочу все знать

Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Осознание себя в обществе

Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.

В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.

Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.

В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.

Как стать другом своему чаду

Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.

Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.

Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям

В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:

  1. Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
  2. Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
  3. Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
  4. Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
  5. Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
  6. Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
  7. Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.

Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.

Консультация для родителей Психологические особенности детей 4-5 лет.

Психолог

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЧКУ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА!

Давайте познакомимся!

В детском саду работает

педагог — психолог

ЕРЁМИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Общие сведения

ОБРАЗОВАНИЕ — ВЫСШЕЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – 6 ЛЕТ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ — —

Педагог-психолог: кто он и чем занимается в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает при необходимости медикаментозное лечение.

Педагог-психолог –педагог с углубленным знанием психологии, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, в возрастных особенностях этого развития, его индивидуальных вариантах. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее.

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной психологического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка, а также с оказанием своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Малыш, который здоров психологически, является счастливым, живущим в гармонии с собой, не чувствующим дискомфорта внутри своей личности.

 ! Здоровая психика малыша формируется только в условиях благоприятного психологического микроклимата в семье!

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка

. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог

•  Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования

•  Помощь в преодолении нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ

•  Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана

•  Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

•  Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.

•  Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, при взаимодействии всех специалистов сопровождения: с логопедом, воспитателем, другими специалистами, родителями.

•  Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.

•  Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

•  Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

 

Возрастная группа

Что делает психолог?

I младшая группа

(2 — 3 года)

·Сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка

· Ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы

·Игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

·Консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка

· Консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 — 4 года)

· Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии

· Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

· Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

Средняя группа

(4 — 5 лет)

·Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

·Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

· Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.

·Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для направления на ТПМПК г. Белгорода

Старшая группа

(5 — 6 лет)

·Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

· Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики рекомендации по развитию ребенка

· Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

·Выявление и поддержка одаренных детей

Подготовительная группа

(6 — 7 лет)

·Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

· Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).

· Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

· Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.

· Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе

· Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе

· Выявление и поддержка одаренных детей

 

Основным методом работы психолога является наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровой форме, часто в работе используются сказки, подвижные и дидактические игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).

! К сожалению, решить психологические проблемы ребёнка только в условиях детского сада, на занятиях с психологом часто бывает невозможно без взаимодействия с родителями ребенка. Положительный результат такой работы будет носить неустойчивый характер. Поэтому желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемы является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Не нужно пугаться, если педагог-психолог пригласит Вас на консультацию! Приглашая Вас, он хочет поделиться информацией о том, как развивается Ваш ребенок.

А так же, вы сами можете обратиться к психологу с интересующими вас вопросами, касающимися психологического и эмоционального развития вашего ребенка, его взаимодействия с окружающими, возрастных особенностей и пр..

График работы педагога-психолога  Ерёминой О.В.

в 2021-2022учебном году

 

День недели

 

Время работы

Часы консультативного приема родителей

Часы консультативного приема педагогов

Понедельник

09. 00-17.00

 

 

Вторник

08.30-15.00

 

11.00-14.00

Среда

12.00-19.00

17.00-19.00

 

Четверг

08.30-15.00

 

11.00-13.00

Пятница

11.00-19.00

16.30-18.00

 

 

*Обращаем Ваше внимание, что время консультации необходимо заранее согласовать со специалистом.  Кабинет педагога-психолога находится на 2 этаже.

Всегда рады помочь вам и вашим детям!

 Подготовила  педагог-психолог:  Ерёмина О. В

 

 В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества».

 

Дети общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого.

Взрослый в этот период очень авторитетен. Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности и прежде всего в сюжетно – ролевой игре. Ребенок активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более длительное время. Сама игра требует этого и способствует этому.

 

Игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых.

Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.

Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту.

 

 Роли, которые воспроизводятся детьми в игре:

·Семейные роли (папа, мама, бабушка, дедушка и т.д.)

·Воспитательные (няня, воспитательница в детском саду)

·Профессиональные (врач, командир, пилот)

·Сказочные (козлик, заяц, змея)

Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые и дети, или заменяющие их игрушки, например куклы. Сюжетно- ролевые игры в этом возрасте отличаются гораздо большим разнообразием, тематикой ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре, здесь заменяются условными, и возникает символическая игра.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. В этом возрасте впервые появляется лидерство, у детей начинают появляться организаторские умения и навыки.

Для детей пятого года жизни характерно – внеситуативно – познавательное общение.

При нем познаются предметы и явления окружающего мира. В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком и по поводу того, что не было в непосредственном опыте ребенка. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний и возникает желание обсуждать причины явлений.

 

Дети 4 – 5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Поэтому очень важно правильно определять степень сложности задания и его объем. Некоторые сложные умения и навыки надо формировать поэтапно, выделяя отдельные элементы.

Желание ребенка строить, лепить, трудиться, рассказывать необходимо, поддерживать и развивать. В этом возрасте дети хорошо осваивают правила, что служит основой их организованного поведения.

 

Особенности познавательной сферы детей пятого года жизни:

Восприятие. Способны узнавать, называть и соотносить семь основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), дифференцировать геометрические формы (шар – круг, куб — квадрат. треугольник), величину предметов (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый тонкий), нахождение в пространстве (далеко – близко, высоко — низко), эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев).

 

Память: начинают развиваться процессы произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Объем зрительной памяти составляет 4-5 предметов, объем слуховой памяти — 4 предметов.

 

Внимание: внимание становится более устойчивым. В развитии произвольного внимания ребенку помогает рассуждение вслух. Если ребенка просят постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длинного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях. Ребенок может быть продуктивен в данном возрасте 10 – 12 минут.

 

Мышление: В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец.

В этом возрасте ребенок:

— складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей.

— складывает из кубиков целостную картинку.

— собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

— конструирует из лего по образцу.

— собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

 

Воображение: Характерно воссоздающее, которое заключается в создании образов, описываемых в сказках; рассказах взрослого.

В образах воображения может наблюдаться смешение нескольких элементов, почерпнутых из разных источников; сочетание реального и сказочного, фантастического. Это не сила, а слабость воображения:

-из – за недостаточного опыта;

-из – за неумения отличать возможное от невозможного.

Ребенок просто старается понять, взрослые же считают, что он сознательно фантазирует.

 

В сфере развития коммуникативных навыков дети данной возрастной группы способны обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре придуманной взрослым. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа  Я ребенка.

 

Развитие волевой сферы позволяет детям среднего дошкольного возраста принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

Социальное развитие детей 3-5 лет

Дошкольные годы – волшебное время в развитии. Дети переходят от того, чтобы быть почти полностью зависимыми от своих родителей, к тому, чтобы быть в некоторой степени независимыми существами в мире. Практически в каждом аспекте развития их знания и компетенции стремительно растут, не в последнюю очередь это их социальные и эмоциональные навыки.

Дошкольные годы (от 3 до 6 лет) начинаются с конца второй стадии психосоциального развития Эрика Эриксона: автономии против стыда и сомнения. На этом этапе дети учатся быть самодостаточными в таких аспектах, как саморегуляция, пользование туалетом, кормление и одевание. Примерно в возрасте четырех лет они вступают в третью стадию психосоциального развития: Инициатива против Вины. В течение этого периода дети учатся воображать, становятся более независимыми, расширяют свои навыки с помощью игры, фантазии и исследования, а также вовлекаются, участвуют и сотрудничают с другими, включая сверстников. По Эриксону, если эти цели не будут достигнуты, ребенок станет пугливым, социально исключенным, ограниченным в своих способностях к игре и отрицательно зависимым от взрослых.

Ищете книги и идеи для чтения для вашего дошкольника? Подпишитесь по телефону на нашу рассылку для родителей школьников.

Несмотря на то, что эти цели кажутся возвышенными, большинство детей достигают их посредством естественного взаимодействия с семьей и другими опекунами. В то время как дошкольники также учатся общаться со сверстниками и взаимодействовать с ними, большая часть социального и эмоционального роста происходит в отношениях с опекунами. Одной из задач этого периода является научиться ориентироваться в сохранении безопасных привязанностей, возникших в младенчестве и отрочестве, и в то же время дифференцировать себя как личность.

Индивидуация для детей дошкольного возраста означает развитие лучшего понимания того, кто они есть, а также начало понимать других и относиться к ним. Создание этой личной идентичности означает изучение многих фундаментальных аспектов себя — пола, расы, личности. В возрасте 3 лет дети все еще верят, что могут вырасти и изменить пол. К 6 годам они понимают, что пол является более или менее фиксированным аспектом их идентичности. Таким образом, в дошкольном возрасте дети начинают ощущать устойчивые характеристики, которые делают их той уникальной личностью, которой они являются.

В ходе этого развития дошкольники также учатся более сложным способам общения с другими людьми. Например, эмпатия развивается примерно в возрасте 2 лет, но становится более заметной в возрасте от 3 до 5 лет. Когда ребенок испытывает эмпатию, он понимает, что может положительно повлиять на другого, предприняв действие или предложив помощь (например, купив пластырь для плачущий сверстник). Хотя эмпатию можно развивать, кажется, что она является неотъемлемой частью развития в разных культурах. Обратной стороной эмпатии являются негативные способы, с помощью которых дошкольники учатся влиять на других. В то время как малыши могут метаться в гневе, дошкольники могут использовать агрессию, чтобы умышленно причинить вред. Интересный способ помочь справиться с агрессией вашего ребенка — The Groouches, приложение, выпущенное Американской психологической ассоциацией.

Одной из задач родителей дошкольников является поддержка их стремления к развитию, а также содействие развитию. Например, родители могут помочь обуздать дошкольную агрессию, рассказывая детям об эмоциях, помогая им выучить названия чувств и давая им выход для их выражения. Один прекрасный способ помочь детям в этом возрасте испытать и выразить эмоции — игра. Игра — это детская работа, и у драматической игры есть дополнительное преимущество, позволяющее детям экспериментировать с социальными ролями и понимать их. Это также дает детям возможность развивать социальные навыки, выражать чувства и справляться с ними, снимать стресс, осуществлять контроль над своим окружением и экспериментировать с принятием решений.

Воображение детей может привести их в замечательные места, в одиночку или со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте дети переходят от параллельной игры (где «друзья» играют бок о бок, но по отдельности) к социальной игре (где друзья взаимодействуют, делятся идеями и строят игру другого). За это время дети начинают играть в игры, где они учатся по очереди и делиться, а также тому, как придерживаться правил. Благодаря этим игровым взаимодействиям дети учатся многостороннему! возможность поделиться объектом или событием. Маленьким детям трудно следовать правилам и управлять эмоциями. Поддерживайте своего ребенка, когда вы вместе играете в игры, — это отличный способ развивать его социальные навыки. Узнайте больше о том, как помочь ребенку справиться с импульсивностью, здесь.

Адаптация вашего стиля воспитания к стадии развития вашего ребенка

Служба детской психологии и школьной психологии Мельбурна, Порт Мельбурн

Вы когда-нибудь слышали (или говорили) что-то вроде: «Гррррр, мои родители обращаются со мной так, будто мне еще 5 лет!»?

Как вы понимаете (или знаете из личного опыта), может быть очень неприятно, когда с кем-то обращаются так, как будто он моложе, чем он есть на самом деле.

И, с другой стороны, может сбить с толку и оттолкнуть то, что с тобой обращаются так, будто тебе 9 лет.0034 старше , чем вы есть на самом деле. (Подумайте: «Я не могу поверить, что они ожидают, что я это сделаю? Я понятия не имею, как это сделать! Они оставили меня в покое, и мне некому помочь…»)

Это может показаться очевидным. , но по мере того, как дети и подростки проходят различные этапы своей жизни, родители и окружающие их взрослые должны корректировать свой язык, свои ожидания и свой дисциплинарный стиль.

Шесть стадий воспитания

Галинский (1981) предложил шесть стадий воспитания, совпадающих с различными стадиями развития ребенка. В качестве приблизительного руководства, эти этапы:

  1. Имиджмейкинг (беременность). Родители готовятся к рождению ребенка и в то же время начинают формировать представления о том, как изменится их жизнь и как они справятся с обязанностями и проблемами ребенка.
  2. Вскармливание (от рождения до 18-24 месяцев). Родители формируют узы привязанности и учатся балансировать потребности ребенка с работой, партнером, общественной жизнью, другими семейными и домашними потребностями.
  3. Авторизованный (2–5 лет). Родители пытаются установить границы и правила для своих детей. На этом этапе правила часто довольно черно-белые, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Тем не менее, родители должны попытаться объяснить причины различных правил и начать направлять своего ребенка к автономии и способности делать правильный выбор самостоятельно.
  4. Интерпретатор (5 лет – подростковый возраст). Родители должны начать учить детей принимать точку зрения других, интерпретировать поведение других людей и реагировать соответствующим образом. Дети часто учатся справляться с меняющейся динамикой сверстников, такой как запугивание, давление сверстников, сравнение со сверстниками и установление роли в группе друзей. Родители могут помочь своим детям ориентироваться в этих сложных социальных ситуациях.
  5. Взаимозависимые (в подростковом возрасте). Это может быть трудным временем как для родителей, так и для подростков, поскольку семья пытается найти баланс между большей свободой и независимостью ребенка и сохранением «последнего слова» за родителем. Разногласия могут привести к спорам, и есть дополнительное давление внешних влияний. На этом этапе очень важно эффективное и уважительное общение не только между подростком и его матерью или отцом, но и для общения родителей друг с другом
  6. Отъезд (от позднего подросткового возраста до совершеннолетия). Стадия отъезда наступает, когда ребенок достигает полной или почти полной самостоятельности (несмотря на то, что ему нужна помощь с оплатой одного-двух счетов!). Это не обязательно совпадает с тем, что молодой взрослый физически покидает дом. Родители и дети могут сформировать новые роли и начать общаться на более равноправной основе. Это может быть печальным временем для родителей, поскольку они переопределяют свою идентичность, но также могут привести к тому, что они заново откроют для себя свои собственные индивидуальные занятия.

Как это относится к вам?

Знакомые сцены? Можете ли вы определить, на какой стадии воспитания вы находитесь?

Как уже упоминалось, трудности чаще всего возникают, когда родители используют стиль, не соответствующий возрасту ребенка, либо ниже соответствующего возрасту уровня, либо выше соответствующего возрасту уровня.

Это также может быть сложно, если у вас несколько детей и вы должны индивидуально адаптировать свой стиль воспитания к каждому ребенку (не проще ли относиться ко всем одинаково?).

Так как же узнать, подходит ли ваш стиль воспитания вашему ребенку? Ну, их возраст — это всего лишь ориентир.

Некоторые дети взрослеют быстрее, и в таких случаях оправданно предоставлять им дополнительную свободу раньше, чем обычно. Но другим детям может не хватать самоконтроля или возникать проблемы с принятием решений, и им требуется больше руководства и дисциплины.

Другая подсказка заключается в том, что дети часто говорят вам (словами или действиями) свое мнение о вашем стиле воспитания. Слышали ли вы, как ваш ребенок говорит: «Муууум, ты никогда не позволяешь мне ничего делать!» или «Дааад, мне нужна твоя помощь, я не могу сделать это сам».

Ниже приведены некоторые моменты, которые помогут вам найти правильный баланс для вашего ребенка и стадии его развития, когда речь идет о дисциплине, ответственности, заботе и независимости.

Подумайте:

  • Делаете ли вы для своего ребенка то, что он мог бы сделать сам? Если да, то почему? Это потому, что они обращаются к вам за помощью или, возможно, потому, что вам проще/быстрее/безопаснее сделать это за них? Какие плюсы и минусы были бы в том, чтобы научить их делать это самостоятельно?
  • Решаете ли вы социальные проблемы за своего ребенка, решаете ли вы проблемы вместе или ваш ребенок решает проблемы самостоятельно? Почему? Что это значит для вас и вашего ребенка?
  • Ваш стиль воспитания больше направлен на предотвращение ошибок вашего ребенка или поиск способов выявить в нем лучшее? Как вы можете стимулировать их рост, заботясь при этом об их безопасности?
  • Какой тип личности у вашего ребенка? Как они реагируют на ваши попытки дисциплины, правил, воспитания или предоставления им свободы? Они скрытны? Непокорный? Соответствует? Они ведут переговоры? Они игнорируют правила? Подумайте о том, что их поведение говорит вам.

Наконец, спросите своего ребенка, что он думает. Спросите их, считают ли они вас строгими, покладистыми, удушливыми или легкими в общении. Спросите их, знают ли они причины для правил.

Спросите их, чего бы они хотели от вас – конечно, многие дети скажут просто «леденцы!» или «каникулы!» – но вас могут удивить некоторые из их ответов. (Убедитесь, что они знают, что это не та ситуация, когда они просто получают то, о чем просят.)

И не забывайте адаптировать свой стиль воспитания к личности вашего ребенка и находятся на стадии разработки.

Будьте на той же странице, что и ваш партнер, и убедитесь, что вы оба согласны с сообщениями, которые вы отправляете своим детям.

Если вам трудно эффективно общаться с ребенком или у вас есть такие проблемы, как неповиновение, избегание или пассивно-агрессивное поведение, возможно, стоит обратиться к детскому психологу за советом.

Ссылки

  • Моряк, Д. Х. (2004 г.) Поддержка детей дома, в школе и в обществе
  • Галинский, Э. (1987) Шесть этапов родительства. Рединг, Массачусетс: Perseus Books
  • Ньюман, Р. (2008). Построение отношений с родителями и семьями в программах школьного возраста. Нью-Олбани, Огайо.

 

Чем мы можем помочь?

Запишитесь на первичную консультацию для родителей, чтобы получить правильный совет для нужд вашего ребенка. Нажмите здесь, чтобы заказать телефонный звонок, и психолог позвонит вам в удобное время (только для потенциальных клиентов). Пожалуйста, имейте в виду, что мы часто заняты с клиентами, но мы делаем все возможное, чтобы ответить на все запросы в течение одного рабочего дня. 🙂

Почему нас выбрали 2866* родителей?

(*по состоянию на 24 июля 2019 г.)

  • Конфиденциально и конфиденциально: Мы являемся частной службой, поэтому вы получите 100% независимый и конфиденциальный совет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts