Опрос достоинства и недостатки метода: анкетного, социологического, экспертного, массового. Достоинства и недостатки метода опроса

Опрос социологический » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Опрос социологический — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся в ситуации контакта исследователей и респондентов (носителей исследуемой проблемы). Исследовательским инструментом опроса является вопрос. Ответы респондентов представляют собой первичные данные, которые подвергаются обработке, анализу и интерпретации. Социологический опрос классифицируют по разным основаниям. По числу опрашиваемых различают массовые, групповые и индивидуальные социологические опросы. В зависимости от статуса респондента по отношению к исследуемой проблеме (специалист / неспециалист) выделяют экспертные и массовые опросы. По способу получения информации опросы делят на письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование) опросы. В зависимости от характера контакта между исследователями и респондентами различают очные (непосредственные) и заочные (опосредованные), например, телефонные, почтовые, с помощью средств массовой информации.

По степени формализации процедуры опроса и вопросника выделяют формализованные (анкетирование, формализованное интервью), полуформализованные (интервью с путеводителем, фокусированные), неформализованные (нарративные, биографические интервью). Интернет-опросы могут быть письменными и  устными; очными и заочными.

Распространение Интернета предоставляет не только новые возможности для проведения социологического опроса как канал коммуникации, но и является фактором переосмысления способов получения информации  о социальной реальности (Дудина, 2015).

Достоинства формализованных видов социологического опроса (анкетирование, формализованное интервью) заключаются в возможности оперативного получения информации массового характера, относительно низкой стоимости, простоте организации опросов и обработки полученных данных. Недостатки: неискренность части респондентов и вследствие этого искажение данных. В почтовом опросе возникает проблема возврата анкет.

Достоинства полуформализованных и неформализованных  видов социологического опроса состоят в возможности получения глубинной, иногда уникальной информации о субъективных состояниях опрашиваемых, их жизненных траекторий, опыта. Ситуация интервьюирования позволяет правильно понять субъективный смысл тех или иных событий, явлений социальной реальности с позиции опрашиваемого. Недостатки: возможность воздействия интервьюера на опрашиваемого мимикой, интонацией; относительно высокая стоимость.

В социологии молодежи применяются все разновидности социологического опроса. Это отразилось и на образовательных программах высшего образования по направлению подготовки «Социология», где выделена специализация «Социология молодежи».

 

Лит.: Белановский, С. А. (2001) Глубокое интервью. М. : Никколо-Медиа. 320 с.; Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2009) Прикладная социология: методология и методы. М. : Альфа-М — ИНФРА-М. 416 с.;  Дудина, В. И. (2015) Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социол. исследования. № 6 С. 13–22; Методы сбора информации в социологических исследованиях (1990) / под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. Кн. 1. Социологический опрос. М. : Наука. 232 с.; Практикум по социологии молодежи (2000) / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко. М. : Социум. 296 с.; Ядов, В. А. (1998) Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Добросвет — Кн. дом «Университет». 596 с.

Н. А. Селиверстова

Особенности применения массового опроса как метода социологических исследований

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена определению роли такого метода как массовый опрос в развитии социологии и науки в целом. В статье делается акцент на возможных затруднениях, с которыми может столкнуться исследователь, выявляются преимущества и недостатки данного метода. Также применение массового опроса иллюстрируется на примерах.

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»

Abstract
This article focuses on defining the role of such a method as a mass survey in the development of sociology and science in general. The article focuses on the potential difficulties which may arise and identifies the advantages and disadvantages of this method. Also, the usage of the mass survey is illustrated by examples.

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Особенности применения массового опроса как метода социологических исследований // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3172 (дата обращения: 05.12.2022).

Роль социологических исследова­ний в нашей повседневной жизни и в развитии науки в целом сложно переоценить. Социологическое исследование — это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные измерения, обобщения, анализ социологической информации.Исследования в социологии — это эффективный способ познания реальности, дающий возможность специалисту в любой сфере деятельности учитывать социальные последствия его действий, сократить вероятность ошибки и в целом понять весь механизм общественной жизни. С помощью социологических исследований можно выявить причины, лежащие в основе явлений и процессов и решить некоторые проблемы в различных областях человеческой деятельности.

Любое социологическое исследование базируется на сборе данных. Для этого исследователь может использовать самые различные техники: наблю­дение, контент-анализ, анкетный опрос, интервьюирование и т. п. Самой рас­пространенной техникой все же является массовый опрос. Используемые в ходе опроса анкеты могут заполняться самими респондентами или специально обученны­ми интервьюерами. В любом случае каждый из респондентов отвечает на поставленные вопросы.

Массовый опрос – один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации.

Массовый опрос относят к количественным методам социологического исследования. Имеющий самую богатую и давнюю историю, этот метод является одним из самых распространенных социологических методов.

Представления о том, каким должен быть хороший опрос, многократно менялись, вследствие чего любая попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора инфор­мации, плану исследования, типу анализа данных или характеру использова­ния полученных сведений обычно не оканчивается успехом. В стремлении дать исчерпывающее определение социологическому опросу, следует помнить, что для социологии как науки главной функцией опроса является проверка гипотез о характере свя­зей между различными переменными.

Опросные методы обладают рядом существенных достоинств. Во-первых, они позволяют достаточно быстро получить большой объем четко структурированной информации. Ещё одно достоинство массового опроса заключается в том, что его стоимость оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объем получаемых данных. Также, использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей при соблюдении определенных условий позволяет не только проверять гипотезы о причинных зависимостях, но и про­водить вторичный и сравнительный анализ результатов.

Метод также не лишен недостатков. Главный из них – формализованная анкета задает жесткие рамки исследованию. Можно выстроить иерархию социальных проблем, выявить факторы, на них влияющие, но среди проблем будут только те, которые перечислил в анкете исследователь. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимы предварительные исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований.

Анкет с большим количеством открытых вопросов этот недостаток касается в меньшей степени.

Массовому опросу, как и любому другому методу социологического исследования, присущи свои правила.

Для того, чтобы сведения о людях, группах или сообществах можно было рассматривать в качестве доказательства каких-либо теоретических гипотез, следует сначала ре­шить, что именно можно считать доказательством в данном случае, по каким правилам будут строиться логические сопоставления и статистические выво­ды, иными словами, необходимо выработать правильный исследовательс­кий план, то есть ответить на вопросы «О чем, кого и как мы будем спрашивать?»

В первую очередь необходимо определить предмет и объект исследования, то есть то, что именно мы будем исследовать, какую теорию мы хотим подкрепить фактическим материалом, на что будут направлены вопросы, каково будет их примерное содержание.

Следующим шагом в планировании опроса будет принятие решения о том, что счи­тать единицей анализа. Обычно единицами анализа, то есть теми, кого исследуют, бывают именно люди. Однако единицами анализа могут быть и семьи, и организации, и регионы, и государства.

Немаловажным аспектом в ходе построения плана исследования является выборка, то есть процесс отбора респондентов из генеральной совокупности.

С целью придания результатом опроса характера, максимально приближенного к объективному, выборка должна быть осуществлена так, чтобы любая единица генеральной совокупности имела равные шансы в неё попасть. Иными словами, респонденты должны обладать репрезентативностью, то есть возможностью распространять результаты исследования на всю генеральную совокупность. На практике такая выборка сложно осуществима в силу субъективных причин.

Не стоит забывать также и о формулировке вопросов. Типы анкетных вопросов классифицируются по форме, функциям и виду. Где это возможно, рекомендуется использовать следующие советы по их формулировке.

В первую очередь, следует избегать использования специальных терминов или сленга, слишком длинных формулировок. Также, вопрос не должен содержать в себе двух или более различных по смыслу вопросов, на каждый из которых можно получить независимый ответ. Неуместным считается употребление наводящих вопросов, неявно ука­зывающих респонденту, какой ответ желателен. Без крайней необходимости не стоит использовать выражения, содержащие в себе отрицание, а также излишнюю детализацию вопросов. Не стоит также забывать, что вопросы, требующие особой компетенции или осведомленности о чем-то, нужно задавать лишь тем, кто может на них ответить. В вопросах, касающихся фактического положения дел или поведения людей, следует достаточно конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих вас событий. При дальнейшем анализе данных нужно учитывать возможное влияние фактора социальной желательности.

Качественная формулировка вопросов очень важна для проводимого исследования, ведь когда это условие не учтено, увеличивается процент отказа от ответа. С другой стороны, проблема отсутствия ответа может быть спровоцирована и другими фактами, такими как социальная ситуация в стране или психологические особенности социально-демографических групп.

Качество анализа информации, полученной путем массового опроса, можно оценить на примере опроса различных поколений о настоящем и будущем молодых россиян. В ходе проведенного исследования, респондентам с периодичностью в десять лет были заданы несколько тематических вопросов, одним из которых был «Проводятся ли российские реформы в интересах молодежи, будущего страны?». В ходе подсчета результатов выяснилось, что представители различных поколений весьма существенно расходятся во мнениях. Люди среднего и старшего поколений в большей степени не согласны с этим утверждением, нежели молодежь. Аналитики этого исследования объясняют этот факт тем, что логика рассуждений представителей разных поколений совершенно различна. Старшее поколение, имеющее обширный жизненный опыт, мыслит более реалистично, ведь они видели своими глазами результаты предыдущих реформ. К тому же, они, в отличии от молодежи, привыкли рассчитывать наперед, задумываться о последствиях того, что они делают, решать долгосрочные проблемы. Молодежь же настроена более оптимистично, ведь «здоровье пока не беспокоит, проблема покупки собственной квартиры – в отдаленной перспективе». Что касается изменений во временном контексте, то по результатам опроса явственно видно, что количество считающих, что реформы проводятся не в интересах молодежи, значительно сократилось у обоих поколений. Исследователи также отмечают, что оптимистичные взгляды на будущее страны более присущи жителям крупных городов, поскольку они живут в благоприятных условиях. Из последнего, как и из всего исследования, следует сделать вывод о том, что необходимо приступить к корректировке социальной политики в ближайшее время, иначе наступят неминуемые общественные волнения.

Также, проанализировать эффективность проведения массового опроса можно на примере выяснения общественного мнения по поводу обслуживания сферы жилищно-коммунального хозяйства. Проведенное среди жителей разных типов поселений исследование свидетельствует, что состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество оказываемых населению в этой сфере услуг оценивается сегодня россиянами весьма критично. При этом социальное недовольство, которое фиксируется в отношении россиян к проблемам в жилищной сфере, во многом формируется за счет разрыва между расходами, которые люди несут в связи с оплатой жилья и жилищно-коммунальных услуг, и их качеством, то есть растущая цена жилищно-коммунального обслуживания сегодня не гарантирует их высокое качество. Также, в этом исследовании ставился вопрос о реформировании сферы жилищно-коммунального обслуживания населения. По результатам массового опроса, переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением вызывает у россиян не просто протест, но и особую тревогу. Комплексный анализ отношения к реформе опрошенных в разрезе различных типов поселений продемонстрировал лишь большой скептицизм в отношении реформы ЖКХ жителей Москвы и Санкт-Петербурга и страх населения перед самой формулировкой «переход на стопроцентную оплату жилья населением». Соответствующие органы должны учесть результаты проведенного опроса перед реформированием системы ЖКХ и сделать выводы о том, как прийти к компромиссному решению. В этом и заключается ценность данного исследования.

Кроме того, оценить простор для применения метода массового опроса можно на примере другого опроса общественного мнения. Суть исследования, в рамках которого был проведен опрос, заключалась в том, чтобы узнать степень осведомленности населения о таком понятии как «естественный отбор». В результате оказалось, что этот термин является одним из наиболее хорошо усвоенных обыденным сознанием научным понятием. Респонденты были дифференцированы на несколько различных категорий и был проведен комплексный анализ каждой группы, входящей в генеральную совокупность.

Из этого можно сделать вывод о том, что метод массового опроса актуален и для выяснения осведомленности населения о различных понятиях, степени их включенности в науку и уровня их общей эрудиции.

Такой метод социологического исследования, как массовый опрос, чрезвычайно важен для совершенствования нашего общества. Он особенно актуален, когда для выполнения задач исследования социологу необходимо получить сведения от широких слоев населения или узнать их мнение по заданной проблеме. Главное в этой ситуации ответственно подойти к выборке, для придания результатам исследования объективного характера.

Одним из главных преимуществ массового опроса перед другими методами это то, что чаще всего они бывают анонимны, вследствие чего респонденты отвечают максимально откровенно. Недостатком метода массового опроса может являться разве что лукавство респондентов и уход от ответов, но этот недочет присущ практически всем методам социологических исследований.

Социологические исследования и в частности массовые опросы необходимы обществу. Путем анализа и осмысления полученной информации наболевшие социальные проблемы выходят на поверхность, и обществу становится легче искать пути для их решения. Без проведения социологических исследований изучение общественного мнения было бы практически невозможным.

Библиографический список

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.76-112.
  2. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социс. 1990. №1. Сс.98-104.
  3. Значение социологических исследований: [электронный ресурс] режим доступа: http://www.politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-037.htm
  4. Аналитический доклад «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» (Настоящее и будущее в оценках молодых россиян): [электронный ресурс] режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_4_2.html
  5. Доклад по социальной политике: оценка ситуации и реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства: [электронный ресурс] режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_SociaPpolicy_9.html
  6. Шмерлина И.А.Кого отбирает «естественный отбор»? // Социальная реальность. 2007. № 10.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

4 метода обучения: преимущества и недостатки — Example.ng

Поиск

Дата:

Методы обучения: преимущества и недостатки

Содержание

Введение

Обучение является важной функцией. Это процесс передачи знаний прошлого и настоящего от одного поколения к другому. Он направлен на информирование, объяснение, стимулирование, направление, руководство и определение того, чему нужно учиться. На уроке учитель фокусируется на достижении поставленных задач на день. Достижение поставленных целей не может быть достигнуто изолированно. Этого можно достичь только с помощью методов обучения.

Определение методов обучения

Методы обучения – это те способы, которые учитель использует для передачи идей и информации своим ученикам или студентам. Методы обучения необходимы, поскольку учащиеся различаются физически, социологически, биологически, эмоционально и интеллектуально. Кроме того, Википедия определяет его как «метод, который включает в себя принципы и методы, используемые учителями, чтобы позволить учащимся учиться. Эти стратегии определяются отчасти предметом, который необходимо преподавать, и отчасти характером учащегося».

Примерами являются метод лекций, метод обсуждения, метод исследования/исследования, метод проекта, метод игры, метод демонстрации и метод опроса. Некоторые из этих методов ориентированы на учителя, другие – на учащихся. Кому-то нужна практика, кому-то нет. Ни один метод не лучше другого.

Метод вопросов:

В этом методе учитель использует подходящие вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся к целям урока. Используемые вопросы должны быть вопросами, требующими ответа «да» или «нет», «что» и «почему». Преимущество этого метода в том, что он позволяет учащимся делиться идеями, пробуждает их мыслительные способности и создает возможность для активного участия. Недостатком является то, что некоторые ученики могут использовать это как возможность покрасоваться. Поэтому учитель должен убедиться, что вопросы просты для медленно обучающихся.

Метод лекций:

Этот метод ориентирован на учителя. Здесь учитель предоставляет хорошо спланированный объем знаний по теме для учащихся. Этот метод используется для учащихся высших учебных заведений. Преимущества: учитель имеет полный контроль над классом, и факты представлены последовательно. Недостаток в том, что он ведет к диктанту и не оставляет времени на общение (учащихся и учителей).

Иногда в классе может быть шумно. Как учитель, использующий этот метод, он или она должен привлекать внимание учащихся от начала до конца, задавая им вопросы, используя иллюстрации, изображения и аудиовизуальные учебные материалы.

Метод запроса и обнаружения:

Этот метод хорош для предметов, связанных с наукой. Здесь научные средства используются в проведении исследований и исследований. Учащийся должен уметь использовать сформулированные гипотезы, проверять их и делать выводы. Этот метод поощряет творчество и критическое мышление и вовлекает всех учащихся.

Но это долго и дорого. Поэтому учителю приходится импровизировать или использовать имеющийся материал.

Метод обсуждения:

Это хорошо спланированный метод, при котором класс делится на группы с целью обмена идеями, мнениями и мнениями по определенной теме. Преимущества заключаются в том, что он побуждает учащихся слушать, думать и критиковать, дает им возможность учиться друг у друга и развивает их способность уважать мнение других учащихся. Его недостаток в том, что он не подходит для большого или густонаселенного класса.

Для эффективного использования метода обсуждения учитель должен выделить время ученикам, чтобы избежать монополии. Он или она должны быть знакомы с темой и поощрять их задавать вопросы. Должен быть план и развитие логической аргументации.

Метод ролевой игры:

Здесь учитель делает урок драматичным. Этот метод хорош для детей. Учитель может начать урок с драмы и закончить его обсуждением. Это помогает связать учащихся с тем, что они видят. Преимущества этого метода:

  1. Он делает обучение приятным, мотивирует учащихся,
  2. это заставляет их учиться во время игры. Недостатком является то, что это трудоемко и потребует много материалов. Используя этот метод,
  3. учитель должен следить за тем, чтобы ни один ребенок не сидел без дела, препятствовать чрезмерному смеху.
  4. Учитель должен сформулировать цель занятия, чтобы учащиеся не высмеивали их.
  5. Время от времени следует давать объяснения, чтобы увлечь их умы.

Другими методами обучения являются демонстрационный метод, метод обсуждения в классе, методы подведения итогов и т. д.

Наконец, чтобы все эти методы обучения были эффективными, учитель должен делать то, что мы называем оценкой в ​​классе. Это можно сделать, поняв возраст учащегося, предыдущий опыт обучения, социальный, эмоциональный, религиозный, интеллектуальный фон, прежде чем выбрать конкретный метод эффективного обучения.

Поделиться сообщением:

Подписаться

Я прочитал и принимаю Политику конфиденциальности.

Популярные

Еще подобные

Похожие

Управление согласием

Преимущества и недостатки различных типов тестовых вопросов

Полезно регулярно просматривать преимущества и недостатки наиболее часто используемых тестовых вопросов и банков тестов, которые теперь часто их предоставляют.

Вопросы с несколькими вариантами ответов

Преимущества

  • Быстро и легко подсчитывать баллы вручную или в электронном виде
  • Можно написать так, чтобы они проверяли широкий спектр навыков мышления более высокого порядка
  • Может охватывать большое количество областей содержания на одном экзамене, и при этом на него можно будет ответить в течение учебного периода

Недостатки

  • Часто проверяют навыки грамотности: «если учащийся внимательно читает вопрос, ответ легко узнать, даже если учащийся мало знает предмет» (стр. 19).4)
  • Предоставьте неподготовленным учащимся возможность угадывать, и при правильных догадках они получают баллы за то, чего не знают
  • Предоставлять учащимся дезинформацию, которая может повлиять на последующее осмысление содержания
  • Потратьте время и навыки на построение (особенно хорошие вопросы)
Верно-ложно вопросы

Преимущества

  • Быстро и легко набрать

Недостатки

  • Считается «одной из самых ненадежных форм оценки» (стр. 195)
  • Часто пишут так, что большая часть утверждения верна, за исключением одной небольшой, часто тривиальной части информации, которая затем делает все утверждение неверным
  • Поощряйте угадывание и награждайте за правильные предположения
Вопросы с краткими ответами

Преимущества

  • Быстрая и простая оценка
  • Быстро и легко писать

Недостатки

  • Поощряйте учащихся запоминать термины и детали, чтобы их понимание содержания оставалось поверхностным
Вопросы для эссе

Преимущества

  • Предложите учащимся возможность продемонстрировать знания, навыки и способности различными способами
  • Может использоваться для развития у учащихся навыков письма, особенно способности формулировать аргументы, подкрепляемые рассуждениями и доказательствами

Недостатки

  • Требуется много времени для оценки
  • Поощряйте использование субъективных критериев при оценке ответов
  • При использовании в классе требуется быстрое сочинение без времени на планирование или пересмотр, что может привести к некачественному письму
Вопросы, предоставленные банками тестов

Преимущества

  • Экономьте время и силы инструкторов, затрачиваемые на написание тестовых вопросов
  • Используйте термины и методы, которые используются в книге

Недостатки

  • Редко связаны с анализом, синтезом, применением или оценкой (междисциплинарные исследовательские документы, в которых примерно 85 процентов вопросов в тестовых банках тестируют на запоминание)
  • Ограничьте объем экзамена текстовым содержимым; при интенсивном использовании может привести учащихся к выводу, что материал, изучаемый в классе, неважен и неактуален

Мы склонны думать, что это единственные варианты тестовых вопросов, но есть и интересные варианты. В статье, рекламировавшей этот обзор, предлагается одно из них: начать с вопроса и корректировать его до тех пор, пока на него нельзя будет ответить одним словом или короткой фразой. Не перечисляйте варианты ответов на этот единственный вопрос, а прикрепите к экзамену алфавитный список ответов. Учащиеся выбирают ответы из этого списка. Некоторые из предоставленных ответов можно использовать более одного раза, некоторые нельзя использовать, и в списке ответов больше, чем вопросов. Это усиленная версия соответствия. Такой подход усложняет тест и снижает вероятность получения правильного ответа путем угадывания.

Помните, что учащиеся должны быть ознакомлены с любым новым или измененным форматом вопросов, прежде чем они столкнутся с ним на экзамене.

Примечание редактора: Список преимуществ и недостатков частично взят из упомянутой здесь статьи. В нем также приводятся данные исследований, относящиеся к некоторым из этих преимуществ и недостатков.

Ссылка: McAllister, D.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts