Социальное развитие это в психологии: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ это

Социальное развитие

Опубликовано пользователем Psyker

Социальное развитие

Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в «борьбе » прогресса и регресса «победу » одерживает прогресс. Возможны и «поражения «. Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития -это движение к более высокой организации общественной жизни.

Таким образом, социальное развитие характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.

Из анализа сущности социального развития видно, что оно является результатом разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим.

Чтобы углубиться в проблему социального развития, следует раскрыть, что представляют собой социальные противоречия, их классификацию, причины возникновения и способы разрешения.

Социальные противоречия как источник социального развития, их классификация и характеристика основных видов.

Социальные противоречия -это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:

— между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;

— между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози;

— между колхозным крестьянством и фермерами;

— между населением страны и преступным миром и т. д.

Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, -они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являются сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с невыплатой зарплат; неукомплектованность Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом в связи с нежеланием призывного контингента служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить силу их действия.

Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому, чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т. е. классифицировать.

Основания для классификации могут быть разными: значимость для общественного развития, сферы действий, масштаб, время действий и т. д. По ряду этих оснований наиболее принятая классификация выглядит следующим образом:

Рубрика: 

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова: 

  • Социальная психология

Оцените публикацию

Популярное

В Роструде объяснили особенности работы по совместительству и дали инструкцию

Деловой этикет: почему сейчас модно быть вежливым?

20 мемов про рекрутинг, карьеру и вакансии [16.

12.22]

Развитие социальной зрелости личности в период студенчества

Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «воз­раст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведен­ческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли замет­ные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматиче­ского, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старе­ния, особенно в сфере интеллекта и личности.

Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический воз­раст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – сте­пень овладения культурой данного общества [4, с.

9].

Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпа­дения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, напри­мер, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являть­ся зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрело­сти студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ ре­зультатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества харак­теризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 го­дам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчива­ется формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уров­ня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствитель­ности – в 20 лет [1, с.

285].

Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В воз­расте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллек­туальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста яв­ляется развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот пери­од происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого орга­низма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие челове­ка может происходить бесконечно.

Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность че­ловека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л. И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет. К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человече­ских отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной ста­дии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходи­мый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.

Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровожда­ется кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, ин­троспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социаль­ный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с. 204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизнен­ного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные че­ловеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развивать­ся в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоя­тельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией че­ловека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры лично­сти. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается рань­ше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.

Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в он­тогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологи­ческую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является ре­зультатом определенного жизненного этапа человека.

Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как фи­лософская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную ав­тономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством цен­ностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автоном­на: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентиро­вана на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностя­ми и требованиями других людей и общества.

Следовательно, социальную зрелость можно опре­делить как целостное личностное качество.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный дина­мично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как це­лостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возраст­ного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензи­тивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.

Социальное развитие в раннем детстве: Этапы

Наши социальные способности — это то, с чем мы не рождаемся. Часть наших способностей проистекает из того, кто мы есть как личность, но большая часть исходит из нашего окружения. То, как мы воспитаны, с кем взаимодействуем и чему подвергаемся, — все это факторы, влияющие на наше социальное и эмоциональное развитие.

  • Что такое социальное развитие?
  • Каковы стадии Эриксона?
  • Какие теории влияют на социальное развитие?
  • Каковы примеры социального развития в детстве?

Стадии социального и эмоционального развития в раннем детстве

Социальное развитие — это эволюция чьих-либо социальных и эмоциональных способностей, которые могут положительно или отрицательно повлиять на чью-то жизнь в будущем.

Стадии Эриксона

Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития, которые послужили основой для понимания психологами этих концепций. На каждом этапе есть конфликт, который необходимо преодолеть, чтобы перейти к следующему этапу развития.

Эти этапы подчеркивают различные препятствия, которые ребенок должен преодолеть, в том числе понимание безопасности своего окружения, развитие независимости, любопытство к своему окружению, развитие сложных навыков и выяснение того, кто они. Стадии помогают наметить различные социальные и эмоциональные развития в детстве.

Чтобы узнать больше об этапах Эрика Эриксона, нажмите здесь!

Теории социального развития в раннем детстве

Наряду с теорией Эриксона существуют другие концепции, имеющие решающее значение для социального развития в детстве.

Привязанность

Когда вы слышите слово «привязанность», о чем вы думаете? Вы привязаны к своему телефону, своим друзьям или, может быть, своим родителям?

В психологии привязанность — это тесная эмоциональная связь между людьми. Эти привязанности могут заставить нас чувствовать себя комфортно и безопасно в наших отношениях.

Привязанность развивается по мере нашего роста, но она также присутствует с момента нашего рождения. Когда новорожденный входит в этот мир, первое, что он делает, — это сближается со своим опекуном. Это могут быть их биологические родители, приемные родители, бабушки и дедушки — кто бы там ни был, обеспечивая их едой и теплом.

The Harlows

Первоначально считалось, что младенцы и дети связаны только с теми, кто заботится о них, которые кормят их, но это изменилось после исследования Харлоу и Харлоу. Харлоу изучили предпочтения детеныша обезьяны в отношении «опекуна». Одним из этих импровизированных опекунов была проволочная «мама» с бутылкой, а другой — «мама» из одеял, но без еды. Обезьяны в подавляющем большинстве предпочли комфортную маму, несмотря на то, что у нее не было никакой еды, показывая, что они предпочитают не питание, а комфорт и безопасность.

Психологи считают, что дети, которые чаще общаются с человеком, с большей вероятностью привязываются к нему. Они также думают, что в раннем детстве существует период чувствительной привязанности . Некоторые утверждают, что это происходит в возрасте около 2,5 лет, а другие говорят, что в возрасте около 5 лет, но все согласны с важностью привязанности примерно в это время. Без привязанности дети, скорее всего, будут менее умными и будут иметь более высокий уровень тревожности.

К сожалению, не все вложения положительные. Сообщается, что люди, испытавшие привязанность к оскорбляющим людям в детстве, имеют более высокий уровень депрессии, легче пугаются и с большей вероятностью продолжат цикл жестокого обращения.

Стили воспитания

Стили воспитания также играют важную роль в социальном развитии. То, как родитель взаимодействует со своим ребенком, напрямую влияет на его способность к социальному развитию и на его способность формировать социальные навыки для использования в социальных ситуациях.

Стили воспитания – это способы, которыми родители взаимодействуют со своими детьми и воспитывают их.

Психологи согласны с тремя основными стилями воспитания. Каждый стиль воспитания влияет на социальное развитие ребенка.

Авторитарное

Авторитарное Воспитание основывается на правилах и соблюдении правил. Эти родители будут следовать строгим наказаниям и наказаниям и часто не оставят ребенку возможности внести какой-либо вклад.

Дети, выросшие в авторитарной семье, часто имеют более низкий уровень самооценки и не имеют социальных навыков.

Вы слышали об авторитарном правительстве? Та же идея!

Разрешающий

Разрешающий 9Воспитание 0018 слабое и практически не имеет строгих правил. Эти родители позволят своим детям диктовать все, что они хотят, и уступят, если они попытаются применить какие-либо санкции.

Дети вседозволенных родителей часто бывают незрелыми. Отсутствие у них последствий и авторитетных фигур также делает их более агрессивными, чем те, кто не вырос в разрешающих домах.

Авторитетный

Авторитетный Воспитание обеспечивает соблюдение правил и объясняет причины правил и последствия. Эти родители будут поощрять обсуждение ограничений, которые они устанавливают, и позволяют своим детям вносить свой вклад.

В общем, под авторитетным воспитанием понимается воспитание детей с самой высокой самооценкой и социальными способностями. Однако эти результаты основаны на исследованиях, участниками которых в основном были белые люди из среднего класса. Кроме того, тот факт, что дети из авторитетных семей наиболее социально приспособлены, не означает, что эта корреляция обусловливает социальные способности. Могут быть и другие факторы!

Рис. 1 Авторитарное воспитание устанавливает правила, но также позволяет ребенку быть самим собой. pixabay.com.

Я-концепция

В то время как привязанность является важным шагом в развитии отношений в детстве, именно развитие самооценки является ключевым моментом в детстве.

Я-концепция — это чья-то способность понимать, кто они есть.

Вы когда-нибудь видели, как собака смотрит на себя в зеркало? Он может прыгать, рычать или обнюхивать зеркало, чтобы понять, на кого смотрит эта собака. Из-за отсутствия самооценки он не осознает, что на самом деле является отражением в зеркале.

Показано, что только в возрасте около 18 месяцев дети могут узнавать свое отражение. Через детство и свое социальное развитие они начинают понимать, кто они и что они собой представляют. Они смогут сравнить себя и свои характеристики со своими сверстниками и понять различия между каждым человеком.

Важность социального и эмоционального развития в раннем детстве

Как и другие аспекты нашего бытия, наше социальное и эмоциональное развитие в детстве имеет решающее значение для того, чтобы настроить нас на лучшее будущее. То, как мы развиваемся в молодости, определяет то, какими мы будем, когда станем старше. Это влияет на то, кто мы есть, во что мы верим, на наши эмоциональные способности, социальные навыки, привязанность и отношения с другими людьми и даже на наш интеллект.

Может быть, пришло время дать нашим родителям поблажку из-за того давления, под которым они оказались. Они знают, что детство — очень важный период в нашей жизни для развития и закладки фундамента для нашего будущего «я». Они такие важные фигуры в нашей жизни для всего нашего развития. Они могут показать нам, что такое привязанность (может быть хорошей или плохой), их стиль воспитания может повлиять на наши навыки социализации в будущем, и они могут сыграть решающую роль в развитии нашей самооценки. Это много работы!

Примеры социального развития в раннем детстве

Как мы теперь знаем, на социальное развитие ребенка влияет множество факторов. Несмотря на то, что разные аспекты детства влияют на чье-то воспитание, некоторые элементы являются универсальными.

В детстве дети будут учиться и обретать независимость. Это начинается, когда детям около двух лет, и они начинают делать что-то самостоятельно, например, открывать двери и есть. Эта социальная независимость, которую они развивают, имеет решающее значение в дальнейшем, когда они обретут уверенность, чтобы действовать самостоятельно.

Еще одно развитие, происходящее в детстве, — делиться. Первоначально дети эгоцентричны и не могут мыслить дальше самих себя. Они не могут понять, что другие дети могут хотеть играть с той же игрушкой, что и они. По мере социального развития они начинают понимать, что могут по очереди делиться игрушкой и все равно получить ее. Делиться заботой!

Рис. 2 Не забудьте поделиться! pixabay.com.

Ключевым элементом социального развития в детстве является самооценка. Как было сказано ранее, это способность понимать, кто мы такие как личности. По мере того, как дети развиваются, они способны понимать свою личность, чувства и взаимодействия. Эти события имеют решающее значение для того, чтобы привести детей к формированию собственного чувства себя и идентичности.

Социальное развитие в раннем детстве – основные выводы

  • Социальное развитие – это эволюция чьих-либо социальных и эмоциональных способностей (может быть положительной или отрицательной)
  • В психологии привязанность — это тесная эмоциональная связь между людьми. Отсутствие привязанности может привести к снижению интеллекта и ограниченным социальным способностям.
  • Воспитание стили влияют на социальные способности ребенка, при этом авторитет считается лучшим.
  • На протяжении всего детства у детей развивается самооценка, которая является их пониманием того, кто они есть.

Характер социального развития ребенка

Обсуждение психологии

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим природу социального развития ребенка.

Новорожденный человеческий ребенок не является ни социальным, ни несоциальным существом. Он всего лишь организм и как таковой обладает возможностями и механизмами, готовыми к функционированию, поначалу очень ограниченно. Но он так устроен, что зависит от кого-то с рождения и потом еще долго. Он нуждается во внимании и помощи других для своего полного благополучия. Он рано узнает, что находится в присутствии людей.

Он начинает отвечать своей матери или другим, кто о нем заботится. Его реакции на других поначалу скудны, но постепенно, когда его органы чувств становятся более восприимчивыми к стимуляции, количество и сложность этих реакций увеличиваются, и начинается процесс социальной адаптации, важный аспект социального развития.

Социальное развитие в конечном счете означает достижение зрелости социальных отношений, которые начинают формироваться после рождения ребенка. У него разные аспекты. Одним из них является процесс социализации, процесс, который позволяет ребенку приобрести свой социальный статус в соответствии с его возрастом. Это также подразумевает изучение особых укладов своего общества, его обычаев и нравов, его языка, морали и образа жизни и мышления.

Другой аспект социального развития заключается в том, что ребенок постепенно расширяет свой круг общения и смешивается со все более крупными группами. Он больше не является членом только своих ближайших родственников, но учится приспосабливаться и к членам других групп, независимо от того, означает ли социальное развитие социализацию или увеличение социальных интересов, оно включает в себя развитие новых типов поведения, изменение интересов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts