Социальное развитие
Опубликовано пользователем Psyker
Социальное развитие
Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в «борьбе » прогресса и регресса «победу » одерживает прогресс. Возможны и «поражения «. Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития -это движение к более высокой организации общественной жизни.
Таким образом, социальное развитие характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.
Из анализа сущности социального развития видно, что оно является результатом разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим.
Социальные противоречия как источник социального развития, их классификация и характеристика основных видов.
Социальные противоречия -это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:
— между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;
— между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози;
— между колхозным крестьянством и фермерами;
— между населением страны и преступным миром и т. д.
Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, -они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являются сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с невыплатой зарплат; неукомплектованность Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом в связи с нежеланием призывного контингента служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить силу их действия.
Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому, чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т. е. классифицировать.
Основания для классификации могут быть разными: значимость для общественного развития, сферы действий, масштаб, время действий и т. д. По ряду этих оснований наиболее принятая классификация выглядит следующим образом:
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- Социальная психология
Оцените публикацию
Популярное
В Роструде объяснили особенности работы по совместительству и дали инструкцию
Деловой этикет: почему сейчас модно быть вежливым?
20 мемов про рекрутинг, карьеру и вакансии [16.
12.22]Развитие социальной зрелости личности в период студенчества
Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «возраст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли заметные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматического, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старения, особенно в сфере интеллекта и личности.
Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический возраст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – степень овладения культурой данного общества [4, с.
Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпадения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, например, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являться зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрелости студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ результатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества характеризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 годам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчивается формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уровня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствительности – в 20 лет [1, с.
285].Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В возрасте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот период происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого организма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие человека может происходить бесконечно.
Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность человека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л. И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет. К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человеческих отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной стадии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходимый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.
Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровождается кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, интроспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социальный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с. 204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизненного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные человеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развиваться в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоятельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией человека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры личности. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается раньше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.
Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в онтогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологическую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является результатом определенного жизненного этапа человека.
Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как философская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную автономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством ценностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автономна: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентирована на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностями и требованиями других людей и общества.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный динамично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как целостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возрастного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензитивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.
Социальное развитие в раннем детстве: Этапы
Наши социальные способности — это то, с чем мы не рождаемся. Часть наших способностей проистекает из того, кто мы есть как личность, но большая часть исходит из нашего окружения. То, как мы воспитаны, с кем взаимодействуем и чему подвергаемся, — все это факторы, влияющие на наше социальное и эмоциональное развитие.
- Что такое социальное развитие?
- Каковы стадии Эриксона?
- Какие теории влияют на социальное развитие?
- Каковы примеры социального развития в детстве?
Стадии социального и эмоционального развития в раннем детстве
Социальное развитие — это эволюция чьих-либо социальных и эмоциональных способностей, которые могут положительно или отрицательно повлиять на чью-то жизнь в будущем.
Стадии Эриксона
Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития, которые послужили основой для понимания психологами этих концепций. На каждом этапе есть конфликт, который необходимо преодолеть, чтобы перейти к следующему этапу развития.
Эти этапы подчеркивают различные препятствия, которые ребенок должен преодолеть, в том числе понимание безопасности своего окружения, развитие независимости, любопытство к своему окружению, развитие сложных навыков и выяснение того, кто они. Стадии помогают наметить различные социальные и эмоциональные развития в детстве.
Чтобы узнать больше об этапах Эрика Эриксона, нажмите здесь!
Теории социального развития в раннем детстве
Наряду с теорией Эриксона существуют другие концепции, имеющие решающее значение для социального развития в детстве.
Привязанность
Когда вы слышите слово «привязанность», о чем вы думаете? Вы привязаны к своему телефону, своим друзьям или, может быть, своим родителям?
В психологии привязанность — это тесная эмоциональная связь между людьми. Эти привязанности могут заставить нас чувствовать себя комфортно и безопасно в наших отношениях.
Привязанность развивается по мере нашего роста, но она также присутствует с момента нашего рождения. Когда новорожденный входит в этот мир, первое, что он делает, — это сближается со своим опекуном. Это могут быть их биологические родители, приемные родители, бабушки и дедушки — кто бы там ни был, обеспечивая их едой и теплом.
The Harlows
Первоначально считалось, что младенцы и дети связаны только с теми, кто заботится о них, которые кормят их, но это изменилось после исследования Харлоу и Харлоу. Харлоу изучили предпочтения детеныша обезьяны в отношении «опекуна». Одним из этих импровизированных опекунов была проволочная «мама» с бутылкой, а другой — «мама» из одеял, но без еды. Обезьяны в подавляющем большинстве предпочли комфортную маму, несмотря на то, что у нее не было никакой еды, показывая, что они предпочитают не питание, а комфорт и безопасность.
Психологи считают, что дети, которые чаще общаются с человеком, с большей вероятностью привязываются к нему. Они также думают, что в раннем детстве существует период чувствительной привязанности . Некоторые утверждают, что это происходит в возрасте около 2,5 лет, а другие говорят, что в возрасте около 5 лет, но все согласны с важностью привязанности примерно в это время. Без привязанности дети, скорее всего, будут менее умными и будут иметь более высокий уровень тревожности.
К сожалению, не все вложения положительные. Сообщается, что люди, испытавшие привязанность к оскорбляющим людям в детстве, имеют более высокий уровень депрессии, легче пугаются и с большей вероятностью продолжат цикл жестокого обращения.
Стили воспитания
Стили воспитания также играют важную роль в социальном развитии. То, как родитель взаимодействует со своим ребенком, напрямую влияет на его способность к социальному развитию и на его способность формировать социальные навыки для использования в социальных ситуациях.
Стили воспитания – это способы, которыми родители взаимодействуют со своими детьми и воспитывают их.
Психологи согласны с тремя основными стилями воспитания. Каждый стиль воспитания влияет на социальное развитие ребенка.
Авторитарное
Авторитарное Воспитание основывается на правилах и соблюдении правил. Эти родители будут следовать строгим наказаниям и наказаниям и часто не оставят ребенку возможности внести какой-либо вклад.
Дети, выросшие в авторитарной семье, часто имеют более низкий уровень самооценки и не имеют социальных навыков.
Вы слышали об авторитарном правительстве? Та же идея!
Разрешающий
Разрешающий 9Воспитание 0018 слабое и практически не имеет строгих правил. Эти родители позволят своим детям диктовать все, что они хотят, и уступят, если они попытаются применить какие-либо санкции.
Дети вседозволенных родителей часто бывают незрелыми. Отсутствие у них последствий и авторитетных фигур также делает их более агрессивными, чем те, кто не вырос в разрешающих домах.
Авторитетный
Авторитетный Воспитание обеспечивает соблюдение правил и объясняет причины правил и последствия. Эти родители будут поощрять обсуждение ограничений, которые они устанавливают, и позволяют своим детям вносить свой вклад.
В общем, под авторитетным воспитанием понимается воспитание детей с самой высокой самооценкой и социальными способностями. Однако эти результаты основаны на исследованиях, участниками которых в основном были белые люди из среднего класса. Кроме того, тот факт, что дети из авторитетных семей наиболее социально приспособлены, не означает, что эта корреляция обусловливает социальные способности. Могут быть и другие факторы!
Рис. 1 Авторитарное воспитание устанавливает правила, но также позволяет ребенку быть самим собой. pixabay.com.
Я-концепция
В то время как привязанность является важным шагом в развитии отношений в детстве, именно развитие самооценки является ключевым моментом в детстве.
Я-концепция — это чья-то способность понимать, кто они есть.
Вы когда-нибудь видели, как собака смотрит на себя в зеркало? Он может прыгать, рычать или обнюхивать зеркало, чтобы понять, на кого смотрит эта собака. Из-за отсутствия самооценки он не осознает, что на самом деле является отражением в зеркале.
Показано, что только в возрасте около 18 месяцев дети могут узнавать свое отражение. Через детство и свое социальное развитие они начинают понимать, кто они и что они собой представляют. Они смогут сравнить себя и свои характеристики со своими сверстниками и понять различия между каждым человеком.
Важность социального и эмоционального развития в раннем детстве
Как и другие аспекты нашего бытия, наше социальное и эмоциональное развитие в детстве имеет решающее значение для того, чтобы настроить нас на лучшее будущее. То, как мы развиваемся в молодости, определяет то, какими мы будем, когда станем старше. Это влияет на то, кто мы есть, во что мы верим, на наши эмоциональные способности, социальные навыки, привязанность и отношения с другими людьми и даже на наш интеллект.
Может быть, пришло время дать нашим родителям поблажку из-за того давления, под которым они оказались. Они знают, что детство — очень важный период в нашей жизни для развития и закладки фундамента для нашего будущего «я». Они такие важные фигуры в нашей жизни для всего нашего развития. Они могут показать нам, что такое привязанность (может быть хорошей или плохой), их стиль воспитания может повлиять на наши навыки социализации в будущем, и они могут сыграть решающую роль в развитии нашей самооценки. Это много работы!
Примеры социального развития в раннем детстве
Как мы теперь знаем, на социальное развитие ребенка влияет множество факторов. Несмотря на то, что разные аспекты детства влияют на чье-то воспитание, некоторые элементы являются универсальными.
В детстве дети будут учиться и обретать независимость. Это начинается, когда детям около двух лет, и они начинают делать что-то самостоятельно, например, открывать двери и есть. Эта социальная независимость, которую они развивают, имеет решающее значение в дальнейшем, когда они обретут уверенность, чтобы действовать самостоятельно.
Еще одно развитие, происходящее в детстве, — делиться. Первоначально дети эгоцентричны и не могут мыслить дальше самих себя. Они не могут понять, что другие дети могут хотеть играть с той же игрушкой, что и они. По мере социального развития они начинают понимать, что могут по очереди делиться игрушкой и все равно получить ее. Делиться заботой!
Рис. 2 Не забудьте поделиться! pixabay.com.
Ключевым элементом социального развития в детстве является самооценка. Как было сказано ранее, это способность понимать, кто мы такие как личности. По мере того, как дети развиваются, они способны понимать свою личность, чувства и взаимодействия. Эти события имеют решающее значение для того, чтобы привести детей к формированию собственного чувства себя и идентичности.
Социальное развитие в раннем детстве – основные выводы
- Социальное развитие – это эволюция чьих-либо социальных и эмоциональных способностей (может быть положительной или отрицательной)
- В психологии привязанность — это тесная эмоциональная связь между людьми. Отсутствие привязанности может привести к снижению интеллекта и ограниченным социальным способностям.
- Воспитание стили влияют на социальные способности ребенка, при этом авторитет считается лучшим.
- На протяжении всего детства у детей развивается самооценка, которая является их пониманием того, кто они есть.
Характер социального развития ребенка
Обсуждение психологии
Статьей поделились
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим природу социального развития ребенка.
Новорожденный человеческий ребенок не является ни социальным, ни несоциальным существом. Он всего лишь организм и как таковой обладает возможностями и механизмами, готовыми к функционированию, поначалу очень ограниченно. Но он так устроен, что зависит от кого-то с рождения и потом еще долго. Он нуждается во внимании и помощи других для своего полного благополучия. Он рано узнает, что находится в присутствии людей.
Он начинает отвечать своей матери или другим, кто о нем заботится. Его реакции на других поначалу скудны, но постепенно, когда его органы чувств становятся более восприимчивыми к стимуляции, количество и сложность этих реакций увеличиваются, и начинается процесс социальной адаптации, важный аспект социального развития.
Социальное развитие в конечном счете означает достижение зрелости социальных отношений, которые начинают формироваться после рождения ребенка. У него разные аспекты. Одним из них является процесс социализации, процесс, который позволяет ребенку приобрести свой социальный статус в соответствии с его возрастом. Это также подразумевает изучение особых укладов своего общества, его обычаев и нравов, его языка, морали и образа жизни и мышления.
Другой аспект социального развития заключается в том, что ребенок постепенно расширяет свой круг общения и смешивается со все более крупными группами. Он больше не является членом только своих ближайших родственников, но учится приспосабливаться и к членам других групп, независимо от того, означает ли социальное развитие социализацию или увеличение социальных интересов, оно включает в себя развитие новых типов поведения, изменение интересов.