Фундаментальная ошибка атрибуции — объяснение, примеры, эффекты
I. Что такое фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная ошибка, из-за которой люди недооценивают влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивают влияние личностных диспозиционных факторов.
По сути, это означает, что фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что заставляет людей предполагать, что действия других людей менее подвержены влиянию окружающей среды, чем они есть на самом деле, и предполагать, что на эти действия их личность влияет больше, чем на самом деле.
Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он должен быть злым человеком в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
Фундаментальная ошибка атрибуции может существенно повлиять на то, как люди, включая вас, будут судить о других, поэтому важно ее понять. Таким образом, в этой статье вы узнаете больше о фундаментальной ошибке атрибуции и увидите, что вы можете сделать, чтобы правильно брать ее в расчет.
II. Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
Один примечательный пример фундаментальной ошибки атрибуции появляется в первом исследовании, посвященном этому явлению, опубликованном в 1967 году Эдвардом Джонсом и Виктором Харрисом, двумя исследователями из Университета Дьюка.
В первом и наиболее известном эксперименте в исследовании участникам давали то, что, по их мнению, было сочинением, написанным студентом для сдачи экзамена по политологии на спорную тему — Куба Фиделя Кастро. Некоторые участники получили эссе с позицией “за” Кастро, а другие — эссе с позицией “против” Кастро, и всех попросили оценить истинное отношение автора эссе к теме.
Эксперимент предоставил свидетельство фундаментальной ошибки атрибуции, поскольку участники, читавшие эссе про-Кастро, значительно чаще полагали, что студент, который его написал, был сам про-Кастро, по сравнению с теми, кто читал эссе анти-Кастро, даже если им говорили, что у студента, написавшего эссе, не было выбора в его отношении к теме.
С тех пор и другие исследования обнаружили доказательства фундаментальной ошибки атрибуции в различных областях. Например, дополнительные примеры фундаментальной ошибки атрибуции включают следующее:
- Люди, смотрящие телешоу, часто обнаруживают фундаментальную ошибку атрибуции, когда приписывают поведение актеров в сериале их личности, а не сценарию. По сути, это означает, что люди иногда предполагают, что поведение актера в его роли отражает его истинную личность, а не то, что им продиктовано сценарием. Более того, было обнаружено, что этот эффект остается постоянным, даже когда человек, демонстрирующий фундаментальную ошибку атрибуции, наблюдает, как один и тот же актер играет две разные роли; в таких случаях последняя сцена, которую люди просматривают, обычно определяет их оценку актера.
- Студенты часто демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, когда переоценивают внутренние причины выражения гнева учителями. По сути, это означает, что учащиеся предполагают, что основная причина гнева их учителей заключается в том, что они злые люди, а не в том, что их разозлило окружение. Это остается так, даже когда учащиеся осознают, что их собственные действия, такие как плохое поведение, умышленное провоцирование или отсутствие усилий, в первую очередь вызывают гнев учителя.
Примечание: термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен профессором Стэнфорда Ли Россом в 1977 году в статье под названием «Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции», где Росс обсуждает этот феномен на основе результатов более ранних исследований. Этот термин часто сокращается до «ФОА».
III. Почему люди совершают фундаментальную ошибку атрибуции
Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что она служит своего рода эвристикой, которая представляет собой мысленный ярлык, который люди интуитивно используют для быстрого принятия решений и формирования суждений.
В частности, фундаментальная ошибка каузальной атрибуции может рассматриваться как эвристическая, поскольку проще и быстрее предположить, что поведение людей основано только на их относительно стабильных внутренних чертах, чем учитывать различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять, и пытаться отделить действия людей от их намерений. Соответственно, эта предвзятость чаще возникает, когда людям не хватает когнитивных ресурсов или мотивации, необходимых для того, чтобы в полной мере учитывать влияние ситуационных факторов на поведение людей.
Кроме того, помимо ускорения процесса оценки людей и снижения когнитивной нагрузки во время этого процесса, есть и другие потенциальные преимущества использования этого вида эвристики.
Например, потенциальная выгода от фундаментальной ошибки атрибуции состоит в том, что цена ошибочного предположения о том, что чьи-то действия определяются в первую очередь их предрасположенностью, а не ситуативными факторами, иногда ниже, чем допущение обратного. По сути, это означает, что, оценивая чьи-то действия, часто предпочтительнее предположить, что на их поведение больше влияет их личность, чем на самом деле, нежели предполагать обратное.
Кроме того, другие причины также могут побудить людей к демонстрации фундаментальной ошибки атрибуции. Например, нейробиологическое исследование показало, что одна из возможных причин, по которой люди проявляют эту предвзятость, заключается в том, что когда они пытаются понять намерения других людей, то участвуют в ментализации, спонтанно обрабатывая психическое состояние другого человека.
Наконец, обратите внимание, что было выявлено, что различные факторы влияют на вероятность того, что люди будут демонстрировать фундаментальную ошибку атрибуции, а также на степень, в которой они ее демонстрируют. Это включает в себя как факторы, которые имеют отношение к человеку, составляющему суждение, например, от его национальности или настроения, так и факторы, имеющие отношение к человеку, которого судят, например, мысли о том, как воспринимаются его действия — в положительном или отрицательном свете. Это согласуется с исследованиями общего процесса атрибуции, которые показывают, что он может быть предвзятым по разным причинам, а также может зависеть от различных ситуационных и личных факторов.
Подводя итог, можно сказать, что люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции в первую очередь потому, что эта форма мышления служит когнитивным ярлыком, который позволяет им выносить суждения быстрее и легче. Также к причиной появления фундаментальной ошибки атрибуции может стать приверженность золотому правилу морали и нравственности. Более того, другие факторы также могут побуждать людей к проявлению фундаментальных ошибок атрибуции; это включает, например, тот факт, что часто предпочтительнее переоценивать, чем недооценивать влияние личностных факторов на поведение людей.
IV. Как избежать фундаментальной ошибки атрибуции
Есть несколько способов избежать фундаментальной ошибки атрибуции. Во-первых, просто узнав об этом явлении и помня о нем, можно в какой-то степени уменьшить вероятность его проявления.
Во-вторых, в ситуациях, когда вы замечаете, что демонстрируете это явление во время оценки кого-то, вы можете еще больше уменьшить его выраженность, активно размышляя о подобных ситуациях, когда было ясно, что на людей сильно влияли ситуативные факторы. Делая это, вы также можете спросить себя, действовали ли вы когда-либо подобным образом в подобных обстоятельствах, а затем изучить причины, по которым вы действовали таким же образом.
В-третьих, вы также можете попытаться придумать ряд возможных объяснений, в том числе ситуативных, поведения человека, которого вы оцениваете.
Кроме того, активное объяснение причин вашего суждения о ком-либо может еще больше помочь вам снизить вероятность того, что вы продемонстрируете фундаментальную ошибку атрибуции. Это работает как за счет того, что вы чувствуете себя более ответственным за свои рассуждения, так и за счет помощи в выявлении и избежании когнитивных ярлыков, которые в первую очередь приводят вас к проявлению этой предвзятости.
Наконец, вы также можете извлечь выгоду из использования общих техник устранения искажений, таких как замедление процесса рассуждений. В частности, вам часто будет полезно использовать методы исключения систематической ошибки, которые эффективны против аналогичных типов когнитивных предубеждений, таких как эгоцентрическое предубеждение и расхождение эмпатии.
Это включает, например, попытку рассмотреть ситуацию с точки зрения другого человека.
Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы избежать проявления фундаментальной ошибки атрибуции, вам следует помнить об этой когнитивной предвзятости при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений. «Вынося вердикт» опирайтесь на категорический императив Канта, который поможет вам избежать возможного разочарования от реакции на ваше мнение.
Примечание: чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, полезно иметь в виду принцип бритвы Хэнлона, который предполагает, что, когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, вам следует избегать предположений, что человек действовал из намеренного желания причинить вред, если существует правдоподобное альтернативное объяснение их поведения.
V. Как реагировать на фундаментальную ошибку атрибуции
Если вы заметили, что кто-то другой демонстрирует фундаментальную ошибку атрибуции, вы можете попытаться опровергнуть его мышление, используя аналогичные методы, которые вы бы использовали, чтобы избежать проявления этого предубеждения у себя.
Например, вы можете побудить человека, демонстрирующего эту предвзятость, подумать о похожих ситуациях, когда он действовал как человек, которого он судит, из-за ситуативных факторов. Точно так же вы можете попросить человека, демонстрирующего это предубеждение, подумать о связанных со внешними факторами причинах, по которым этот человек может показывать осуждаемое поведением.
Важно отметить, что такие методы предназначены в первую очередь для людей, которые непреднамеренно демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции как когнитивную ошибку. Однако некоторые люди намеренно используют ошибочные модели рассуждений, похожие на это предубеждение, по разным причинам.
Например, кто-то может возразить, что определенный человек, который сделал что-то негативное, должен был сделать это просто потому, что он плохой человек, а не потому, что его к этому подтолкнуло окружение, чтобы способствовать фундаментальной ошибке атрибуции в других.
Чтобы справиться со случаями, когда это происходит, часто лучше всего продемонстрировать логические проблемы рассматриваемого аргумента. Вы можете добиться этого, используя различные подходы, например, объяснив, что действия людей не обязательно определяются только их личностью, и предоставив примеры, подтверждающие это утверждение.
Потенциальным исключением из этого правила являются случаи, когда в дискуссии есть аудитория, в которой используется этот ошибочный аргумент, и вас волнует в первую очередь мнение аудитории, а не мнение человека, который намеренно использует этот аргумент. В таких случаях вы можете сосредоточиться на устранении искажений среди членов аудитории, используя ранее упомянутые методы устранения искажений вместо демонстрации логических проблем таких аргументов или в дополнение к ним.
VI. Предостережения относительно фундаментальной ошибки атрибуции
Как и в случае с подобными психологическими явлениями, следует принять во внимание несколько важных предостережений в отношении фундаментальной ошибки атрибуции.
Во-первых, важно отметить, что некоторые исследования по этой теме поставили под сомнение степень, в которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции и связанные с ней явления, такие как асимметрия атрибуции между действующим лицом и наблюдателем. Кроме того, такое исследование также поставило под сомнение причины, по которым люди вообще демонстрируют эти явления.
Во-вторых, важно помнить, что это сложное явление, на которое могут влиять различные факторы. Таким образом, вам следует ожидать значительных различий в том, как именно люди демонстрируют это явление, с точки зрения таких факторов, как то, насколько сильно они недооценивают влияние ситуационных факторов.
VII. Связанные понятия
Есть несколько психологических феноменов, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции. К ним, в первую очередь, относятся:
- Искажение переноса. Искажение переноса — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей делать выводы о характере человека на основе поведения, которое можно объяснить ситуативными факторами. Некоторые люди используют термины «фундаментальная ошибка атрибуции» и «искажение переноса» как синонимы, но эти два термина относятся к двум отдельным, хотя и тесно связанным, явлениям.
- Асимметрия наблюдателя в атрибуции. Асимметрия атрибуции между субъектом и наблюдателем — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей приписывать собственное поведение ситуативным причинам, а поведение других людей — диспозиционным факторам.
- Эгоистическая погрешность. Эгоистическая погрешность — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей хорошо относиться к своим успехам и положительному поведению, приписывая их диспозиционным факторам, и отрицать ответственность за неудачи и отрицательное поведение, приписывая их ситуативным факторам. Кроме того, термин «эгоистическая погрешность» иногда используется для обозначения любого типа когнитивной предвзятости, вызванной желанием человека повысить свою самооценку. Такую ошибку часто демонстрируют девушки, склонные к детскости.
- Первичная ошибка атрибуции. Первичная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей с большей вероятностью приписывать положительные действия ситуативным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения, а также заставляет людей с большей вероятностью приписывать отрицательные действия диспозиционным факторам, когда они выполняются кем-то из внешнего окружения, чем кем-то из их внутреннего окружения.
- Феномен “справедливого мира”. Феномен “справедливого мира” — это когнитивное предубеждение, которое заставляет людей предполагать, что действия людей всегда приводят к справедливым последствиям, а это означает, что те, кто делает добро, в конечном итоге награждаются, а те, кто делает зло, в конечном итоге наказываются. Например, феномен “справедливого мира” может заставить кого-то предположить, что если кто-то другой пережил трагическое несчастье, значит, он, должно быть, сделал что-то, чтобы заслужить это.
Кроме того, есть три концепции, которые часто упоминаются в связи с фундаментальной ошибкой атрибуции:
- Ситуационизм, который включает в себя ярко выраженное предпочтение ситуационных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Диспозиционализм, который включает в себя в ярко выраженное предпочтение диспозиционных факторов, когда дело доходит до объяснения человеческого поведения.
- Интеракционизм, который предполагает, что когда дело доходит до объяснения человеческого поведения, большое значение имеют как ситуационные, так и диспозиционные факторы.
Большинство исследователей демонстрируют поддержку интеракционизма, а не других концепций, полагая, что как ситуационные, так и диспозиционные факторы играют важную роль в управлении человеческим поведением.
Резюме и выводы
- Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей недооценивать влияние ситуативных факторов окружающей среды на поведение людей и переоценивать влияние личностных диспозиционных факторов.
- Например, фундаментальная ошибка атрибуции может заставить кого-то предположить, что если какой-то незнакомец выглядит рассерженным, значит, он злой человек в целом, даже если этот человек мог быть доведен до временного гнева чем-то, например, грубостью со стороны кого-то другого.
- Основная причина, по которой люди демонстрируют фундаментальную ошибку атрибуции, заключается в том, что легче и быстрее предположить, что поведение людей определяется только их личностью, чем пытаться учесть различные ситуационные факторы, которые могут на него повлиять.
- Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, вы должны помнить об этом предубеждении при оценке других и использовать такие методы, как рассмотрение соответствующих прошлых ситуаций, придумывание нескольких объяснений поведения людей и объяснение причин, лежащих в основе вашего суждения; вы также можете использовать общие методы устранения искажений, такие как замедление процесса рассуждений.
- Чтобы помочь другим избежать возникновения фундаментальной ошибки атрибуции, вы можете опровергнуть их мышление, используя аналогичные методы, которые вы использовали бы для опровержения собственных мыслей; однако, если они по какой-то причине намеренно используют похожие модели рассуждений, может быть предпочтительнее вместо этого сосредоточиться на объяснении логических проблем с помощью своих аргументов.
3.3. Каузальная атрибуция: виды и ошибки
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. У каждого человека есть привычные объяснения (или атрибуции) своего и чужого поведения. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию.
Объяснение причин поведения человека может быть осуществлено через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;
отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;
-
обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.
Когнитивный психолог Дж. Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное, объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).
Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («В этой ситуации так вынуждены вести себя»).
Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ф. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.
Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
4. Причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи — обстоятельствам.
5. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других людей, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.
Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем, — и ситуация проявляется более явно.
6. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации, являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.
7. По мере роста значимости случившегося люди более склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях другого человека, в особенностях его личности.
Распространенные ошибки и предубеждения в атрибуции
Хотя процесс установления причинных атрибуций интересен сам по себе, психологов также интересует, насколько точны эти атрибуции. Исследования давно показали, что мы не всегда точно определяем причины поведения. Более того, люди склонны делать одни и те же ошибки или предвзято относиться к определенному типу атрибуции. В этой статье мы рассмотрим четыре типа ошибок и предубеждений.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции Opens in new window (Ross, 1977) — это склонность наблюдателей приписывать поведение других людей диспозиционным или внутренним причинам и преуменьшать ситуативных или внешних причин .
- Внутренние причины — это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества.
- Внешние причины — это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды. Люди склонны делать внутренние, а не внешние атрибуции.
Например, кто-то, кого вы только что встретили, грубит вам на вечеринке. Согласно фундаментальной ошибке атрибуции, вы скорее приписываете их грубость внутренней характеристике, чем внешней. Таким образом, вы с большей вероятностью припишете их поведение тому, что они неприятные люди, чем тому, что у них просто был плохой день.
Как когнитивная предвзятость влияет на нашу д…
Пожалуйста, включите JavaScript
Как когнитивная предвзятость влияет на принятие нами решенийПредвзятость актера-наблюдателя
Предвзятость актер-наблюдатель Открывается в новом окне — это склонность к фундаментальной ошибке атрибуции Открывается в новом окне чаще при попытке объяснить поведение других, чем при объяснении собственного. Когда мы актеры, у нас меньше склонности искать внутренние причины поведения, чем когда мы наблюдаем такое же поведение у другого человека.
Например, вы и еще один человек идете по тротуару на урок. Вы оба спотыкаетесь и роняете книги. Вы будете приписывать причину спотыкания другого человека его неуклюжести (внутреннее), а свое спотыкание – крошечной трещине в тротуаре (внешнее).
Но почему мы склонны не обращать внимания на внутренние причины собственного поведения? Во-первых, у нас больше информации о себе, чем о других. Мы знаем, как наше поведение меняется в зависимости от ситуации, поэтому мы больше обращаем внимание на внешние причины. Во-вторых, мы склонны приписывать странное или неожиданное поведение внутренним причинам. Поскольку наше собственное поведение редко удивляет нас, мы больше обращаем внимание на внешние причины.
Мотивационные предубеждения
Мотивационные предубеждения возникают, когда что-то внутренне побуждает нас к определенной атрибуции. Мы можем искажать атрибуции, которые мы делаем о своем поведении, чтобы защитить свое эго, повысить нашу самооценку или хорошо выглядеть в глазах других.
Корыстный уклонOpens in new window — это склонность приписывать наши успехи внутренним причинам, а наши неудачи — внешним. Например, если вы сдадите экзамен, вы, вероятно, припишете свой успех своему интеллекту, а не простоте экзамена. В то же время, если вы провалите экзамен, вы, вероятно, будете искать внешнюю причину своей работы. Таким образом, ваш сосед по комнате не ложил вас спать слишком поздно, или экзамен был несправедливым.
Мы сделаем почти все, чтобы защитить себя от приписывания причины нашей неудачи нашему потенциальному недостатку интеллекта, что подрывает нашу самооценку.
В некоторых случаях мы можем пойти дальше, создав стратегии самоограничения. Здесь мы создаем новые потенциальные внешние причины для нашего поведения в случае неудачи. Мы пытаемся защитить себя от нелестных внутренних атрибуций, создавая внешние причины нашей неудачи.
Например, вы не думаете, что хорошо сдадите экзамен. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за причину, которая может привести к «менее разумной» или «ленивой» каузальной атрибуции, вы гуляете всю ночь перед экзаменом. Таким образом, когда вы терпите неудачу, вы можете приписать ее причину тому, что вас не было всю ночь.
Что происходит, когда мы сами себе препятствуем и не терпим неудач? Мы склонны к более сильной внутренней атрибуции, чем если бы мы вообще не были ограничены в себе. Вместо того, чтобы приписывать причину нашего успеха «я умен», мы склонны усиливать это приписывание «я самый умный человек в истории класса».
Окончательная ошибка атрибуции
Абсолютная ошибка атрибуции Открывается в новом окне (Петтигрю, 1979 г.) — это явление, при котором корыстные предубеждения распространяются на внутренние группы. При установлении атрибуций для положительных групп используются внутренние атрибуции; тем не менее, внешние атрибуции объясняют положительное поведение вне группы.
Точно так же для объяснения негативного поведения внутри группы используются внешние атрибуты; тем не менее, внутренние атрибуции объясняют негативное поведение вне группы.
Таким образом, одно и то же поведение, вероятно, будет объясняться по-разному в зависимости от того, считает ли человек, выполняющий такое поведение, членом своей или чужой группы воспринимающий. Эти объяснения влияют на ожидания людей относительно будущего внутригруппового и внегруппового поведения.
- Цитаты
15 Примеры фундаментальной ошибки атрибуции (2023)
Фундаментальная ошибка атрибуции — это умственный ярлык, который включает объяснение поведения другого человека с точки зрения его личности (а не приписывание его поведения ситуационному контексту).
Мы используем фундаментальную ошибку атрибуции, потому что легче думать о чем-то с точки зрения личности человека, а не сложной ситуации, из которой возникло его поведение.
В этом смысле это когнитивный ярлык, который делает наше мышление эффективным.
Он также используется, потому что у нас часто нет подробной информации об истории другого человека или различных вовлеченных ситуационных факторах.
Нас окружает множество примеров фундаментальной атрибуции. Мы можем видеть бедных людей ленивыми или немотивированными. Или кто-то, кого мы встречаем впервые, кажется холодным и отчужденным, поэтому мы делаем вывод, что он грубый человек.
Определение фундаментальной ошибки атрибуции
Хотя ведутся споры о том, кто первым определил фундаментальную ошибку атрибуции, Росс (1977) предложил очень простое определение:
«Склонность атрибутирующих лиц недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать роль диспозиционных факторов в управлении поведением» (стр. 183).
Это когнитивное искажение и эвристический пример (умственный ярлык), который является подкатегорией ошибки базовой ставки.
Это когнитивное искажение было хорошо изучено на протяжении многих лет. Интересно, что люди из индивидуалистической культуры более склонны совершать фундаментальную ошибку атрибуции, чем представители более коллективистской (Miller, 1984).
Коллективистские культуры подчеркивают ситуативные внешние факторы и взаимозависимость людей. В то время как индивидуалистические культуры подчеркивают независимость и диспозиционные влияния.
Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
1. Подрезание в пробке
Когда нас подрезают в пробке, мы склонны ругаться в адрес человека и обзывать его всевозможными именами: «Этот человек ужасен!» В этой ситуации мы экстраполируем однократное поведение и присваиваем им личность, основанную на изолированном примере.
Нет ничего более раздражающего, чем быть отключенным в пробке. Мало того, что это может стать причиной серьезной аварии и отправить людей в больницу, это просто нарушение этикета вождения. Если вы похожи на большинство людей, у вас может возникнуть желание сделать несколько замечаний о человеке, который только что вас перебил.
Одним из распространенных замечаний может быть то, что другой человек «плохой водитель». Если мы проанализируем этот комментарий, то увидим, что мы присваиваем кому-то долгосрочный атрибут на основе одного случая его поведения. Мы ничего не знаем об этом человеке и определенно не имеем доступа к его водительскому стажу, но тем не менее мы сделали вывод, что он обладает характером плохого водителя.
Однако, возможно, они просто пытались избежать аварии. Или, возможно, на улицу выбежала собака, и они свернули с дороги.
2. Плохой первый рабочий день
Первый рабочий день человека — это стресс. Они, вероятно, будут вести себя не так, как обычно, из-за ситуации.
В первый рабочий день многое может пойти не так. Новый сотрудник не знает, как обычно все делается. Даже найти, где находятся различные отделы, или понять основные офисные обычаи, может быть проблемой.
Конечно, это понятно, если кто-то может начать чувствовать себя немного разочарованным. Это разочарование может даже перерасти в открытое проявление раздражения, которое совсем не помогает.
Наша склонность совершать фундаментальную ошибку атрибуции привела бы нас к выводу, что поведение «нового парня» имеет внутреннюю атрибуцию, т. е. что они не очень хорошо справляются со стрессом. Оба они приписывают кому-то диспозиционные качества на основе очень небольшой выборки их поведения.
3. Злой сервер
Любой, кто работал официантом за барной стойкой или в ресторане, знает, что обслуживание грубых людей в течение всего дня может иметь негативные последствия. Тем не менее, если сервер, наконец, дает сбой и отключается, он считается грубым человеком.
В этом случае официанта не обязательно всю оставшуюся жизнь считать грубым человеком! Скорее, сочувственная интерпретация приписала бы поведение ситуации (им надоело плохое обращение), а не личности человека.
Официантка, может быть, и в самом деле очень непринужденная и успела впитать в себя много негатива за долгое время, пока, как раз, наконец, не сорвалась и не расстроилась. Я уверен, что большинство людей согласятся с тем, что это не является истинным отражением долгосрочных черт личности человека.
4. Предприниматели с золотым прикосновением
Часто, если у предпринимателя был один успешный бизнес, он может очень легко получить доступ к средствам инвесторов для будущих предприятий.
Инвесторы предполагают, что предприниматель является «отличным бизнесменом», обладающим золотым чутьем.
Это фундаментальная ошибка атрибуции, потому что они делают предположения о личности предпринимателя (они предположительно являются великим бизнесменом), вместо того, чтобы изучить свой бизнес-план, чтобы убедиться, что он действительно имеет прочную основу.
То же самое происходит и в обратном порядке: если начинающий бизнес предпринимателя терпит неудачу, скорее всего, ему будет трудно получить финансирование для следующего. Здесь были сделаны предположения о личности бизнесмена без изучения того, почему первая бизнес-идея потерпела неудачу.
5. Бедные люди ленивы
Это квинтэссенция фундаментальной ошибки атрибуции. Когда мы встречаем бедного человека, мы предполагаем, что он ленив, а не приписываем это ситуативным факторам в его жизни.
Проезжая мимо столовой для бездомных, мы можем заглянуть в другой мир. Мы можем видеть других, которые борются за выживание и в худшие времена в своей жизни.
Многие из нас могут решить, что они бездомные, потому что они ленивы, или, возможно, потому, что они осужденные преступники, которых никто не хочет нанимать. Все это примеры фундаментальной ошибки атрибуции.
Мы объяснили их затруднительное положение, ничего не зная ни о них, ни об их положении. Если бы мы провели небольшое расследование, то могли бы обнаружить, что некоторые из них стали жертвами пенсионного мошенничества, и поэтому они потеряли все свои сбережения сразу после того, как их компания сократилась и уволила тысячи менеджеров.
Фундаментальная ошибка атрибуции может сделать наши объяснения окружающего мира немного упрощенными, а иногда и слишком суровыми.
6. Опоздание на собеседование
Ничто так не начинает собеседование, как опоздание. Это создает плохое первое впечатление, особенно с учетом важности ситуации, и может привести к тому, что интервьюер сделает предположения о вашей личности.
Если человек, проводящий собеседование, похож на большинство из нас, то он может сделать вывод, что заявитель «непунктуальный человек». Это также может привести к выводу, что они безответственны и ненадежны. Ой. Ничто из этого не полезно для тех, кто ищет работу.
Однако, если знать правду, заявительница застряла в пробке из-за столкновения двух больших грузовиков. Или, может быть, они должны были отвезти своего первоклассника в школу, и это было утро, когда он решил закатить продолжительную истерику, потому что ему не разрешили носить костюм Бэтмена.
Может быть много очень разумных объяснений опозданий, и ни одно из них не связано с особенностями характера.
7. Обвинение жертвы
Иногда люди пытаются объяснить ситуацию жертвы, говоря, что именно их личность привела их в эту ситуацию. Например, мы можем сказать, что к девушке приставали из-за одежды, которую она носила.
Когда терпеть великую несправедливость, нет ничего хуже, чем когда другие указывают на нас пальцем и говорят, что мы это заслужили. Это добавляет оскорбление к травме в самой уродливой форме.
К сожалению, такое может случиться очень часто. Люди склонны возлагать вину на жертву преступления. Это хорошо задокументированное явление в социальных науках на протяжении десятилетий.
Если человека ночью ограбят в переулке, некоторые могут сказать, что только дурак пойдет по этому пути к своей машине. Если коллега был обманут на фондовом рынке, то мы могли бы сказать, что он заслужил это за то, что был жадным человеком.
Это очень неприятные и неудачные примеры фундаментальной ошибки атрибуции.
8. Слишком много выпивки на вечеринке
Если при первой встрече вы выпили слишком много на вечеринке, скорее всего, это первое впечатление надолго! Они могут не учитывать ситуационные факторы.
Все любят хорошие вечеринки. Выпить несколько бокалов с друзьями или коллегами — отличный способ снять стресс. Допустим, друг приглашает нас на вечеринку в пятницу вечером, которую устроил кто-то, кого мы на самом деле не знаем. Конечно, мы говорим «да», потому что это отличный способ завести новых друзей.
Вы задерживаетесь на работе допоздна, чтобы сделать несколько дополнительных дел перед выходными. Примерно через час после вечеринки вас начинает немного тошнить. Мы все знаем, что будет дальше.
Эта ситуация созрела для фундаментальной ошибки атрибуции. Один человек замечает своему другу, что вы легковес. Другой человек отмечает, что вы слишком много пьете.
Однако на самом деле произошло то, что вы не остановились поесть после работы и выпили натощак. Это вполне разумное объяснение, включающее ситуативный фактор.
9. Попробуйте новый рецепт при встрече с родителями
Первое блюдо, которое вы приготовите для кого-то, скорее всего, будет иметь высокие ставки. Если это сработает, вы сразу же станете потрясающим шеф-поваром. В противном случае вас могут счесть неумелым кулинаром, и это предположение останется навсегда!
Свидания могут быть очень веселыми. Волнение от встречи с кем-то новым и узнавания о нем может быть прекрасным процессом. Если звезды сойдутся, вам может повезти, и вы найдете свою вторую половинку.
В конце концов это означает встречу с родителями друг друга. Итак, поскольку вы отличный повар, вы приглашаете их приготовить вкусную еду, характерную для их родины. Потратив много времени на изучение различных рецептов, вы найдете тот, который кажется идеальным.
К сожалению, с едой полный провал. Бывает.
Хотя ваша партнерша знает, что вы отлично готовите, потому что вы готовили для нее раньше, ее родители придерживаются другого мнения. Вместо того, чтобы рассматривать множество ситуационных факторов, которые могли бы объяснить ужасную еду, они приходят к выводу, что вам «не следует бросать свою основную работу».
Это явное обвинение в том, что они считают навыком, которым вы не обладаете. Это также пример фундаментальной ошибки атрибуции.
10. Культурные недоразумения
Когда мы путешествуем, иногда наше впечатление о культуре омрачается недостатком культурного понимания. Когда это происходит, мы можем ошибочно отнести культурно нормальное поведение к «грубым».
Путешествие за границу может стать приключением на всю жизнь. Мы не только увидим новую землю и попробуем другую кухню, но и познакомимся с незнакомой культурой и изучим новые способы мышления.
Звучит здорово. Однако, если мы не будем осторожны, это также может означать, что мы сталкиваемся с некоторыми культурными недоразумениями в результате фундаментальной ошибки атрибуции.
Например, в некоторых странах официанту не принято ставить на стол стакан воды или эмоционально выражаться с посетителями.
Туристы легко могут сделать вывод, что люди в этой стране не любят иностранцев. Это может быть вовсе не так. Просто культура предписывает другой способ взаимодействия между официантами и посетителями ресторана. В этом случае поведение сервера приводит к увеличенной версии фундаментальной ошибки атрибуции.
11. Неудача на экзаменах в школе
Если кто-то, кого мы знаем, плохо учится в школе, мы можем сделать вывод, что он просто не очень умный человек. «Не очень умный человек» — это объяснение, которое приписывает человеку устойчивую характеристику. Это диспозиционная и означает долгосрочную стабильную черту.
Однако на самом деле может быть множество других объяснений, и все они ситуативны.
Например, возможно, человек живет в домашней обстановке, которая вызывает стресс и мешает ему сосредоточиться на учебе. Возможно, этот человек просто не интересуется наукой и вместо этого имеет долгосрочную цель, связанную со спортом. Или, может быть, они страдают от дислексии и еще не знают об этом.
Дело в том, что есть много возможных объяснений их плохой успеваемости, кроме недостатка интеллекта. К сожалению, фундаментальная ошибка атрибуции делает нас не очень понимающими других.
12. Плохая мать
Слишком часто матерей обвиняют и обвиняют в том, что они плохие родители, потому что их ребенок кричит или мать очень сурова со своим ребенком.
Это несправедливое предположение, которое делают сторонние наблюдатели, наблюдая за происходящим. Часто это люди, которые никогда не воспитывали детей и слишком скоры на суждения.
Точно так же другие могут не одобрить суровость матери, не принимая во внимание тот факт, что мать постепенно усугубляла последствия, а не сразу переходила к суровости или резкости.
Родители, с другой стороны, могут наблюдать и не делать опрометчивых предположений о том, что мать является «плохим родителем». Скорее, они могут понять, что ситуация с родителями часто бывает сложной, и они могут быть более склонны рассматривать это как изолированный инцидент, о котором им не следует судить слишком быстро.
13.
Полицейская предвзятостьПолиция должна быть особенно осторожной в отношении фундаментальных ошибок атрибуции. Если они делают предположения о личности человека, они могут принимать неверные решения, которые могут коренным образом повлиять на чью-то жизнь.
Если полиция делает предположения о личности человека при принятии решения о вынесении предупреждения или штрафа, то она позволяет фундаментальным ошибкам атрибуции мешать своей работе.
Например, если человек ведет себя тихо и нервничает во время разговора с полицией, они могут решить, что это плохой человек и его нужно убрать с улиц. Однако они могут не понимать, что в данной ситуации этот человек чувствует себя некомфортно и поэтому нервничает – это не имеет отношения к их личности!
14. Ожирение
Многие люди, которые борются с ожирением, правильно питаются и регулярно занимаются спортом. Однако они могут быть генетически предрасположены к избыточному весу.
К сожалению, многие люди в обществе считают, что любой тучный человек имеет избыточный вес из-за своего питания и отсутствия физических упражнений. Это может быть верно для некоторых людей, но не для всех.
Если вы сделали предположение о личности тучного человека на основе его веса, то мы совершаем ошибку атрибуции. Мы приписываем их вес их личности, а не биологическим факторам.
15. Великолепное первое свидание
Фундаментальные ошибки атрибуции также могут работать в нашу пользу. Например, если вы производите отличное впечатление на первом свидании, ваша вторая половинка может подумать, что вы беззаботный милый человек. Они явно еще не видели тебя настоящего!
Здесь ваше свидание приписывает ваше поведение во время свидания вашей личности (то, что вы действительно дружелюбный человек), а не тому факту, что вы вели себя наилучшим образом из-за ситуации.
Со временем люди, которые начинают встречаться, начинают узнавать «настоящую» версию друг друга (то есть свою настоящую долгосрочную личность), и отношения начинают разрушаться.
На самом деле, это единственная причина, по которой мы встречаемся! Люди встречаются месяцами или годами, надеясь узнать друг друга на более глубоком уровне и увидеть долгосрочную личность. Если бы мы поженились с первого взгляда, мы могли бы случайно сделать фундаментальную ошибку атрибуции, о которой мы обязательно пожалеем позже!
Другие примеры эвристики
- Примеры эвристики доступности
- Эвристические примеры репрезентативности
- Примеры эффекта ореола
Заключение
Сосредоточение внимания на диспозиционных объяснениях поведения людей может привести к фундаментальной ошибке атрибуции. Гораздо проще приписать личностные характеристики как источник действий человека.
Принятие во внимание ситуационных факторов отнимает много времени, требует умственных усилий и требует информации, которая может быть просто недоступна наблюдателям.
К сожалению, это может привести к тому, что жертву обвинят в преступлении, не дадут другим повода для сомнений, которых они заслуживают, и припишут множество негативных характеристик людям, о которых мы ничего не знаем.
Хотя для многих это неприятная предвзятость, она, по крайней мере частично, является функцией культуры. Люди из коллективистских культур менее склонны совершать фундаментальную ошибку атрибуции из-за их акцента на понимании ситуационных факторов и взаимозависимости людей.
Ссылки
Коули, Э. (2005). Просмотры от потребителей следующие на очереди: фундаментальная ошибка атрибуции в настройке сервиса. Журнал Академии маркетинговых наук , 33 (2), 139-152. https://doi.org/10.1177/0092070304268627
Фелсон, Р. Б., и Палмор, К. (2018). Предубеждения в обвинении жертв изнасилования и других преступлений.
Психология насилия, 8 (3), 390–399. https://doi.org/10.1037/vio0000168
Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.
Миллер, Дж. Г. (1984). Культура и развитие повседневного социального объяснения. Журнал личности и социальной психологии, 46 (5), 961–978.
https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.5.961 PMID 6737211
Пульц, С., Тисдейл, Т. В., и Кристенсен, К. Б. (2020). Контекстуальная атрибуция: как молодые безработные обвиняют себя и систему, а также взаимосвязь между виной и субъективным благополучием. Nordic Psychology , 72 (2), 146-167. https://doi.org/10.1080/176.2019.1667857 Росс, Л. (1977). Интуитивный психолог и его недостатки: искажения в процессе атрибуции. В Berkowitz, L. (Ed.). Успехи экспериментальной социальной психологии, 10 , (стр. 173–220). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ стойки
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ постов
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).