Подростковый возраст: черты, особенности, период
Содержание статьи
- Какой возраст считается переходным?
- Что происходит с подростками?
- Как помочь ребенку в подростковом возрасте?
Подростковый возраст нередко называют еще и «переходным». Этот период в жизни человека действительно — переход от детства к взрослой жизни. Происходят не только стремительные физиологические изменения, но и серьезные психологические перестройки. Расскажем, что происходит со вчерашним ребенком, когда он становится тинейджером.
Какой возраст считается переходным?
Начать стоит с того, что подростковый возраст выделяли как отдельную веху в жизни далеко не всегда. Социокультурные изменения в конце XIX века обозначили такую необходимость в связи с возросшим интересом к теме отрочества и юности. Тогда же заговорили и о том, что существует некое переходное состояние, когда человек особенно уязвим и раним, как куколка бабочки. Сегодня ООН определяет подростковый возраст периодом с 10 до 19 лет. Однако этот критерий нельзя назвать четким. В данном случае все индивидуально. Кто-то может оставаться в 10 лет ребенком, как физиологически, так и психологически, для других же жизнь и мир вокруг начинают меняться.
Что происходит с подростками?
Эти изменения даются тяжело. У ребенка уже есть накопленный опыт, но он пока не знает, как его применять. Родители могут заметить, что прежде доброжелательный и ласковый малыш начинает дерзить, исчезают успехи в учебе, появляются новые интересы, стиль в одежде, дети становятся излишне эмоциональными или наоборот закрываются в себе.
Во многом это объясняется биологией и химией мозга — префронтальная кора головного мозга начинает развиваться вместе с другими изменениями, которые происходят с телом ребенка. На фоне гормональных бурь еще не сформирован когнитивный контроль. Если говорить простыми словами, ребенок просто не знает, что с собой делать; его одолевают новые незнакомые мысли и чувства, страхи и возрастающая ответственность.
Как помочь ребенку в подростковом возрасте?
- Режим и спокойная обстановка в семье очень важны для малышей, но стабильность нужна и подростку. Ведь бурный рост в подростковом возрасте как раз сравним с изменениями, которые происходят в раннем детстве. Режим дня, семейные традиции, «тихая гавань» в бушующем мире — подростку это необходимо. Вокруг него и так меняется слишком много всего.
- Родителям следует сохранять спокойствие. Не кричать в ответ на крик, не топать ногами. Тинейджер — все еще ваш ребенок, и ему нужен рядом ответственный взрослый, а не второй подросток, такой же как он. Спокойно обсуждайте семейные правила и последствия поступков. При этом эти последствия не должны быть излишне жестокими. Исключены физические наказания и унижение человеческого достоинства.
- Подростка и его чувства надо уважать. Нельзя высмеивать эмоции, которые испытывает ребенок в подростковом возрасте. Велик риск, что с вами больше никого ими не поделятся. Узнав о первой любви, травле в школе или ссоре с лучшим другом, надо встать на сторону ребенка и поддержать его.
- Несмотря на то, что велик соблазн оценить тинейджера как «маленького взрослого», с ним нельзя делиться семейными проблемами, говорить «ты уже взрослый и понимаешь, что папа нас бросил». Детская психика в этом возрасте особенно хрупкая. Подросток — это еще не взрослый человек.
- Тактично обсудите с ребенком физиологические изменения, которые происходят в его организме. Возможно, мальчикам понадобится совет отца, а девочкам — беседа с матерью. Однако это необязательное условие, если в семье воспитанием ребенка занимается только один родитель, поговорить все равно лучше, чем избегать разговора.
- Не бойтесь обращаться за помощью к психологу или психиатру, если состояние ребенка вас тревожит. У подростков бывают вполне взрослые проблемы — тревожное расстройство, депрессия, ОКР. Поговорите по душам, постарайтесь объяснить, что обращаться за помощью не стыдно, а психиатр — такой же врач, как и любой другой.
Подростковый возраст становится испытанием для ребенка и его родителей, но многих трудностей можно избежать, если стараться понять подростка и поддержать его в этот непростой период.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Почему принято считать подростковый возраст переходным
Что это такое переходный возраст? Как пережить переходный возраст своего ребёнка?
С юридической точки зрения переходный возраст сопровождается обычно наступлением совершеннолетия, получением паспорта, обретением определенных прав и обязанностей. Возможность получения водительского удостоверения, право голоса на выборах, дозволение на заключение брака, административная ответственность и другое – всё это человек обретает буквально в течении двух-трёх лет.
С психологической же точки зрения такой период является очень трудным для подростка и близких людей, которые его окружают. В это время ребёнок стремится к независимости, осознаёт наступление половозрелости, хочет найти своё собственное место в жизни, определиться со своими собственными вкусами и интересами. А родителям зачастую сложно принять и поверить в то, что их малыш уже вырос. Но любое их дальнейшее воздействие может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям воспитания.
В разных культурах переход во взрослую жизнь может сопровождаться разными традициями и обрядами: например, у славян юноша в двенадцать лет (в этом возрасте наступало совершеннолетие) получал два меча – знак того, что он стал воином и защитником, а девушке, по достижению того же возраста, дарили прялку и веретено, как символ того, что она умеет вести домашнее хозяйство. В современных реалиях подросток получает удостоверение личности, как признак своей собственной сознательности.
Какие трудности могут возникнуть во время переходного возраста?
Вполне возможно, что ребёнок в период переходного возраста может причислить себя к какой-либо субкультуре. Но не стоит спешить с негативной оценкой, большинство подобных групп не имеет никакого отношения к сатанизму или насилию. Особенностями субкультур обычно является интерес к какому-то жанру музыки и определённый внешний вид. Большинство людей не стремится углубиться в идеологию культуры, а подростку всего-навсего хочется видеть в своём окружении людей со схожими интересами и идеями. Именно поэтому и возникают такие движения в молодёжных культурах.
Также, достаточно часто, молодые люди стремятся отстоять свою политическую точку зрения – ту, которая кажется им наиболее комфортной в данных условиях. В связи с этим, подростки часто вступают в политические партии или участвуют в митингах. Очень велик процент того, что предпочтения ребёнка будут сильно отличаться от предпочтений его родителей. Будет ли это осознанное решение или же банальное проявление бунтовской натуры – зависит лишь от уровня личностного становления подростка.
Особо сильно волнует родителей и непредсказуемое поведение ребёнка – чадо становится агрессивным, вспыльчивым и замкнутым в себе. Многие взрослые люди переживают из-за потери контроля над ребёнком, опасаются того, что подросток пристраститься к алкоголю и наркотикам, и начинают проявлять гиперопеку. А это зачастую приводит к плачевным ситуациям – мятежная натура тинейджера только сильнее будет вырываться из-под родительского контроля. Важно помнить, что всем нам нужно когда-то становиться самостоятельными.
Как бороться с переходным возрастом ребёнка?
Многие психологи используют в ответ на этот вопрос одну простейшую фразу: “Вы уже были ребёнком, но ребёнок ещё не был взрослым”. Человек отличается от животных тем, что он может думать о том, как думают другие.
То, что ранило в юном возрасте вас – будет ранить и современного подростка: грубые выражения в его адрес, попытки принудить к чему-либо и вторжение в личную жизнь – всё это может плохо сказаться на отношениях в семье. Нужно не забывать ставить себя на место ребёнка. Старайтесь всегда помнить, что он мыслит и чувствует иначе, нежели вы.
Если же отношения между детьми и родителями совсем зашли в тупик, то не стоит отказываться от психологической помощи специалиста. “Давай поможем друг другу разобраться в сложившейся ситуации” – после такой фразы подросток вряд ли откажется от общения
Напряжение при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни
Научный очерк, 2017
8 страниц, класс: 1.4
П К
Патрик Кимую (автор)
Выдержка
РЕЗЮМЕ
Очевидно, что переход от подросткового возраста к взрослой жизни — это период бури и стресса. Это так, потому что этот переход включает в себя изменения в развитии, которые определяют продолжительность жизни или, скорее, способности человека во взрослом возрасте. В идеале ожидается, что переход во взрослую жизнь будет способствовать развитию во взрослой жизни, а также на протяжении всей остальной жизни человека. Таким образом, приобретение и укрепление ценностей, компетенций, социального капитала и взглядов имеет первостепенное значение для обеспечения успешного перехода молодежи. Поэтому разнообразные изменения, происходящие при этом переходе, можно определить как «бурю»; тогда как подавляющий аспект ответственности можно описать как «стресс». В действительности этот переход может быть успешным или неудачным в зависимости от напряженности, связанной с переходным периодом. Некоторые из возможных напряжений, с которыми могут столкнуться некоторые молодые люди, включают проблемы в развитии когнитивных навыков, недостатки в социальных отношениях и неправильное формирование личности. Подростковый возраст совпадает со школьными годами, в течение которых молодые люди приобретают профессиональные навыки и строят свою карьеру. Поэтому именно в это время молодым людям нужны хорошие социальные навыки, уверенность в своих интеллектуальных способностях, умение справляться с трудностями и чувство собственного достоинства. Это позволяет им пережить успешный переход во взрослую жизнь. Однако не все переходы бывают успешными, а неудачи объясняются напряженностью, которую испытывают молодые люди в этот период.
НАПРЯЖЕННОСТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА ОТ ПОДРОСТКА ВО ВЗРОСЛОСТЬ
Переход от подросткового возраста к взрослой жизни ставит подростков на определенные стадии; молодые и взрослые, с разнообразным опытом и обязанностями, в то же время создают своевременную бурю. В некоторых обстоятельствах подростки сталкиваются с огромной дилеммой во время этого перехода из-за их предвкушения стадии, смешанной с переживаниями утраченной стадии. Кроме того, этот переход включает в себя потерю статуса подростка и трансформацию во взрослую жизнь. Таким образом, они должны пройти временную психосоциальную адаптацию, чтобы пережить успешный переход. Несмотря на актуальность этих изменений, некоторые подростки не проходят успешный переход из-за проблем, возникающих в переходный период. Некоторые из этих проблем связаны с приобретением навыков, семейными связями, дружбой и системой занятости (Zarrett & Eccles, 2006). В целом социокультурные, рыночные и демографические изменения создают проблемы при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни. Эта напряженность может привести к провалу этого важного перехода, и было установлено, что это дорого обходится человеку и обществу. Таким образом, в этой статье будет представлено всестороннее обсуждение некоторых проблем, с которыми сталкиваются молодые люди при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни.
Прежде всего, молодые люди испытывают трудности при приобретении навыков, необходимых для взрослой жизни. Обычно этап подросткового возраста совпадает со школьными годами, в течение которых молодые люди приобретают профессиональные навыки и строят свою карьеру. Следовательно, именно в это время молодым людям нужны хорошие социальные навыки, уверенность в своих интеллектуальных способностях, умение справляться с трудностями и чувство собственного достоинства. Однако учеба в школе для молодых людей не является гладким делом, когда они без стресса переходят с одного уровня образования на другой. Образовательное развитие включает в себя факторы стресса, которые создают проблемы для молодых людей, поскольку они продолжают приобретать навыки. В образовательном росте отличные достижения рассматриваются как показатель успеха в будущей жизни. Это так, потому что молодые люди должны строить планы на свою будущую жизнь, разрабатывая многообещающие цели, которые склоняют их к успешной взрослой жизни. Однако жизненные изменения на этом этапе, которые, как было установлено, вызывают то, что называется «внутрипсихическим потрясением», приводят к значительному снижению самовосприятия, интереса и успеваемости, что сопровождается высоким риском отсева из школы и неуспеваемости. Сообщается, что академический спад — это известное явление, с которым сталкиваются молодые люди в подростковом возрасте (Zarrett & Eccles, 2006). Теоретически школьная среда имеет тенденцию не соответствовать изменениям в подростковом возрасте, что приводит к академическому снижению самооценки и интереса. В большинстве случаев социальная среда в школах и колледжах не соответствует потребностям молодежи; таким образом, их мотивация и улучшение успеваемости затрудняются (Eccles, Midgley, Buchanan, Wigfield, Reuman & MacIver 19). 93). Поэтому академический спад на этом этапе создает значительное напряжение в процессе приобретения навыков.
Еще одна напряженность, с которой молодые люди могут столкнуться при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни, связана с социальными отношениями. Психосоциальное благополучие молодых людей определяет связь между молодыми людьми и другими людьми, включая их родителей. Обычно люди начинают развивать социальные отношения с младенчества. Например, социальная связь между ребенком и его родителями начинается в нежном возрасте и продолжается в подростковом возрасте. С другой стороны, социальные отношения между братьями и сестрами, сверстниками и членами всего общества развиваются по мере физического и биологического развития человека. В большинстве случаев люди устанавливают больше социальных отношений до совершеннолетия, хотя это явление проявляется на всех стадиях развития. Таким образом, молодые люди разделяют социальные связи со своими родителями, братьями, сестрами и сверстниками, которые поддерживают их психосоциальное благополучие. Таким образом, потеря этих связей создает напряжение; в то время как установление новых социальных связей, особенно с парами, для тех, кто становится родителями, дает новый опыт.
Чтобы продемонстрировать, насколько важны социальные отношения для молодых людей, готовящихся стать взрослыми, стоит задуматься о значении семейных отношений, дружбы и романтических отношений. Очевидно, что семья является важным институтом для молодых людей, поскольку она служит источником позитивных активов развития. Например, семьи предоставляют молодым людям социальный капитал, а также предлагают эмоциональную и финансовую поддержку. Эти активы необходимы для позитивного развития; таким образом, напряженность в семейных отношениях создает напряженность при переходе к взрослой жизни. Обычно у молодых людей возникают конфликты между родителями и детьми, особенно на ранних этапах подросткового возраста, когда молодые люди сопротивляются семейным нормам. На этом этапе молодые люди склонны игнорировать семейные правила и отказываться от семейных ролей, стремясь повысить свою автономию и независимость (Roberts & Bengton 19). 96). В других ситуациях некоторым молодым людям не хватает поддержки семьи для успешного перехода во взрослую жизнь. Это происходит, когда родители не желают оказывать необходимую поддержку своим детям или когда родители отсутствуют, особенно в случаях детского дома. В других ситуациях родители недоступны для своих детей из-за других семейных проблем, таких как развод, и это лишает молодых людей преимуществ хороших семейных отношений. Несмотря на роль, которую играют взрослые, а не родители, такие как родители друзей, тренеры, учителя, организаторы программ и духовные лидеры, особенно в условиях структурированной деятельности, напряженность в семейных отношениях может способствовать неудаче перехода. Однако некоторые молодые люди используют социальную поддержку со стороны дополнительных наставников в обществе для улучшения своих семейных отношений в позднем подростковом возрасте и используют ее в качестве буфера для негативного влияния сверстников и плохих отношений между родителями и детьми. Это дает им возможность устранить последствия напряженных семейных отношений; таким образом, пережить успешный переход во взрослую жизнь (Sherrod, Haggerty & Featherman 1993).
[…]
Переход во взрослую жизнь | Энциклопедия MDPI
Переход к взрослой жизни – это процесс, который завершает детство и превращает человека во взрослого человека. Этот процесс характеризуется приобретением молодыми людьми новых ролей, ролей, связанных с развитием личной автономии, кульминацией которых является их эмоциональная и функциональная независимость.
процесс освобождения Семейная поддержка переход во взрослую жизнь молодежь бывшие юноши
1.
ВведениеПоддержка, обеспечиваемая семейной системой, представляется одним из важнейших аспектов, обуславливающих переход к взрослой жизни. В этом отношении дети, подростки и юноши с регулярным семейным строем, как правило, испытывают меньше трудностей, чем частично или полностью лишенные этой поддержки [1] [2] . Исследования выявили последствия сложного, длительного и трудного (психологического, экономического и социального) перехода к самостоятельности для взрослого человека [3] . Однако меньше известно об этом процессе у людей в более уязвимом положении, таких как бывшие молодые люди [3] [4] .
Учитывая предыдущие исследования, переход во взрослую жизнь становится все более сложным, в основном из-за воздействия социально-экономических факторов. Это особенно сложно для детей и молодежи, находящихся в уязвимом положении, например, для тех, кто лишен семейной поддержки и находится под опекой государства [5] [6] . Джексон и Камерон [7] обнаружили различия между молодыми людьми, выросшими в стабильной семейной системе, и теми, кто жил под защитой системы в детстве и юности. Последние пережили более сложный переход не только из-за отсутствия поддержки семьи, но и из-за других переходов, которые они пережили ранее. За время пребывания в интернате дети и подростки проходят сложный процесс личностной, культурной и социальной адаптации. Поэтому эти молодые люди должны инициировать свой переход во взрослую жизнь еще до того, как будут завершены предыдущие этапы 9.0042 [8]
[9] . Напротив, стабильный процесс адаптации способствует созданию социальных сетей, повышению успеваемости и возможности трудоустройства [10] [11] . Трудности возрастают по мере того, как подростки, находящиеся под защитой, покидают систему по достижении совершеннолетия. Лопес и др. [12] указали, что их переход более короткий, сжатый, ускоренный и более рискованный по сравнению с молодежью, не входящей в группу риска. Гальего и др. [13] [14] отмечали, что этот переход во взрослую жизнь без поддержки семьи усложняет процесс, особенно из-за отсутствия положительного эффекта поддержки семьи во время частых стрессовых событий, характерных для этого периода. Кроме того, физическое и психическое здоровье (депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.) ухудшается в результате многочисленных проблем, с которыми им приходится сталкиваться. Также были обнаружены препятствия для доступа к рынку труда, в основном связанные с предыдущими неудачами в успеваемости детей, находящихся под опекой
Таким образом, исследования в этой области показали, что поддержка семьи важна для правильного развития молодых людей с точки зрения здоровья и образования или возможностей трудоустройства во время перехода к взрослой жизни. Однако не каждая молодежь имеет устойчивые связи с семьей, что влияет на их переход к самостоятельности.
2. Как семья влияет на процесс перехода во взрослую жизнь? Сравнительное исследование молодых людей с семейными связями и без них в Испании
Как показал результат, юноши, у которых в детстве и подростковом возрасте были стабильные и прочные социальные сети, могли более эффективно входить в свою независимую жизнь. Это открытие соответствовало предыдущему исследованию [20] . Напротив, группа молодых людей, не имеющих социальной сети, столкнулась на своем пути с большим количеством барьеров.
В отношении использования свободного времени также были обнаружены значительные различия: Семья-YG выражала другое представление о досуге, чем Опека-YG [21] .
Далее, когда молодые люди объяснили свой доступ к рынку труда, мы можем ясно увидеть различия в отношении ограничений, которые применяются к молодым людям в изгнании. Из-за представлений, связанных с их детством и семейными проблемами, их адекватная академическая успеваемость была неадекватной, что повлияло на их последующий доступ к занятости [22] . Помимо плохой успеваемости, на них также влияет отсутствие поддержки, что усугубляет их проблемы. Однако есть и дополнительное давление времени. Опрошенные молодые люди находились в квартирах эмансипации, и у них было не более двух лет, чтобы закончить обучение и найти работу; по прошествии этого времени они должны были покинуть объект, чтобы начать свою независимую жизнь.
Однако молодые люди из «нормализованных» семей имеют поддержку своей семьи по любым вопросам, которые могут затронуть их в будущем [23] .Таким образом, мы приходим к выводу, что наличие адекватной сети социальной поддержки имеет основополагающее значение для использования основных возможностей и прав человека, таких как доступ к образованию, надлежащее использование указанного образования, доступ к рынку труда, возможности для здорового отдыха и т. д. Наличие стабильной жизненной траектории способствует личному успеху.
Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в условиях длительного ухода, наносят ущерб их психологическому здоровью, а их психосоциальное благополучие не того уровня, что у «нормализованных» молодых людей. Хорошее психосоциальное благополучие способствует развитию социальных навыков, которые необходимы для принятия решений и ведения здорового образа жизни с точки зрения занятости и социальных отношений. Таким образом, это является еще одним препятствием для молодых людей, бывших заключенных