6) Осмысленность восприятия
Наше восприятие и мышление устроены так, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.
При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным.
7) Избирательность
Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.
Избирательность восприятия — это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.
Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятие у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений и т.
п.Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Все зависит от того, чему это служит. Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе — когда его ем, и еще иначе — когда его рисую.
8) Апперцепция
Особого внимания так же достойна такая особенность восприятия, как апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.
И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский, увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».
Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.
В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.
Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить
Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.
Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.
Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.
Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».
Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.
Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».
принцип, это в психологии, осмысленность, проблема, побочный эффект
Содержание
- Значение слова «осмысленность»
- Осмысленность в психологии
- Осмысленность восприятия
- Осмысленность жизни
- Как достичь осознанности
На тренингах, сеансах психотерапии консультант всегда говорит о том, что в жизни клиента важна осознанность (осмысленность). На это направлена основная работа. До тех пор пока субъект живет бессознательными установками, он не будет счастливым, его будут мучить психологические, соматические проблемы. Осознанность – это путь к свободе, счастью. Но не только об этом идет речь, когда мы говорим об осмысленности.
Значение слова «осмысленность»
Осмысленность – это антоним бессмысленности. Синонимы: рациональность, осознанность, сознательность, разумность. Это наличие смысла в словах, поступках, действиях, поведении. Слова или действия без смысла мы обычно называем глупостью, бредом. И если в некоторых сферах, например, в русском языке, литературе очень просто заметить бессмысленность («Мама есть завтра»), то отличить бессмысленность или осмысленность в жизни не так просто.
Осмысленность в психологии
В психологии под осмысленностью понимают осмысленность восприятия и осознанность жизни. Рассмотрим оба компонента подробнее.
Осмысленность восприятия
Это свойство восприятия приписывать объекту, явлению, предмету конкретный смысл и выражать его через понятия, определения. Восприятие, осмысленность отличается от человека к человеку, поэтому одну и ту же историю люди описывают по-разному. Каждый наделяет ее своим смыслом.
Осмысленность восприятия тесно связана с мышлением. Предполагается, что человек мысленно называет то, что видит, относит к какой-либо группе, классифицирует. Даже если мы видим незнакомый предмет, мы стараемся сравнить его с похожими, известными.
Пример: на следующей картинке можно увидеть вазу и черный фон или два лица и белый фон. Все зависит от специфики восприятия, личного опыта смотрящего.
Смысл, который видит человек, зависит от его личного опыта, актуальных желаний, потребностей. А также многое зависит от эмоционального отношения к предмету. Чем симпатичнее, ближе, эмоциональнее для нас воспринимаемое явление, субъект или объект, тем меньше недостатков мы замечаем. Индивид склонен видеть то, что хочет видеть, и не замечать то, что ему не нравится. Мы в принципе замечаем и воспринимаем то, что важно для нас, то, что имеет смысл именно для нас. Это актуально для зрительного, слухового и иного восприятия. Именно поэтому мы всегда услышим в толпе свое имя или заметил близкого, приятного нам человека.
Как правило, у психически здоровых людей не возникает проблем с осмыслением объектов, предметов, явлений. Осмысленное восприятие и мышление – это единство логики и чувств. Всего же различают 5 видов мышления: бред (бессвязное), связное, логическое, разумное, мудрое. У большей части людей присутствует связное мышление, разумное встречается редко, мудрое – у единиц.
Осмысленность жизни
Осмысленность жизни – это наполнение смыслом настоящего и прошлого, сказанного и сделанного. Вместе со смыслом во всем должна быть логика и главная цель, нечто ценное.
Объясним значение каждого элемента:
- Под осмысленным поведением подразумевается осмысленность реакций (действия в ответ на раздражитель) и акций (действие, которое запускает сам человек).
- Осмысленная деятельность – это целесообразные занятия, помогающие в развитии личности и достижении смысла жизни.
- Осмысленное мышление – это количество и качество смыслов.
- Осмысленная речь – это монологи и диалоги с пользой, содержанием, а не пустая болтовня. Это четкое объяснение фактов, контекста, цели общения, ожиданий от собеседника и т.д. При осмысленном общении другим всегда понятно, что человек хотел сказать.
Мы постоянно узнаем что-то новое и пропускаем это через себя, осмысливаем. При осознанном подходе к жизни человек критически анализирует каждую информацию, уважительно относится к ней, но в то же время пытается понять, насколько она важна и актуальна для него.
Осознанный подход предполагает, что индивид берет только полезное, нужное, но в любом случае он старается понять новое знание, другого человека и прочее, найти смысл. Понять – это не то же самое, что принять. Важно разбираться в сути явлений, обращать внимание на качество, а не на количество.Как достичь осознанности
Осмысленность жизни предполагает, что у человека есть своя система ценностей, свои взгляды, убеждения. Это помогает ему противостоять влиянию других людей. Осознанность тесно связана с самопринятием, самопознанием. У тех, кто принимает, любит себя, видит смысл в жизни выше способность к адаптации, они реже болеют, отличаются более устойчивой нервной системой.
Человек тогда становится счастливым, когда он сам выбирает хобби и работу, а все его цели реалистичны, взаимосвязаны, соответствуют интересам. Смысл жизни отражается в долгосрочных планах, целях. Цель и смысл жизни должны отвечать внутреннему миру личности, соответствовать только его интересам, потребностям.
Чтобы жизнь была осмысленной, нужно найти гармонию между мыслями и телом, научиться чувствовать, понимать себя. То есть на каждом жизненном этапе, каждую минуту человек должен понимать, что он делает, для чего ему это нужно. Если вы не чувствуете себя счастливым, ненавидите работу, устали от отношений, то вы живете неосознанно.
Что же делать:
- Научитесь понимать свои реальные ощущения, мысли по принципу «здесь и сейчас». Прямо сейчас спросите себя, о чем вы думаете, что чувствуете. Почему вы ощущаете именно это?
- Вспомните, о чем вы мечтали в детстве. А почему отказались от этого? От каких навязанных убеждений вам нужно избавиться, чтобы начать жить по-другому, счастливо?
- Что вы не принимаете в себе, почему? Очень важно принимать все свои качества, все эмоции. Плохие эмоции тоже помогают нам, стимулируют к работе над собой, жизнью. Нужно только научиться рационально выпускать их.
- Научитесь ответственности. Ошибаться, признавать ошибки нормально, полезно. Очень важно учиться на них, расти, двигаться дальше.
- Научитесь саморегуляции, контролю эмоций. Осмысленное решение нельзя принять с горячим сердцем.
А вот что обычно мешает жить осознанно:
- многозадачность, отсутствие приоритетов;
- рефлексия на грани самокопания;
- пассивность, лень;
- зацикленность на прошлом, автоматическое повторение старых реакций, привычек;
- фантазирование;
- негативизм;
- раздражительность;
- неспособность принимать критику;
- зависимости;
- страхи, неуверенность.
Если человек живет осмысленно, то у него даже не возникнет мысли о том, что работа надоела, а партнер по отношениям достал. Он не устает и не болеет, всегда активен, отлично ладит с людьми. Он четко понимает, куда идет, для чего живет. Он сам выбирает свой жизненный путь. Он умеет смотреть на привычные вещи свежим взглядом, может отказаться от старых шаблонов, усмирить эмоции.
Попробуйте прямо сейчас такое упражнение: найдите рядом с вами по одной вещи на каждую букву алфавита. А когда в следующий раз пойдете на работу, постарайтесь найти три новые детали в привычном маршруте. Это будут первые шаги на пути к осознанности.
Интеллект в психологии – виды и характеристики
Человеческий интеллект — это умственное качество, состоящее из способности думать, учиться на собственном опыте, применять знания, решать проблемы и адаптироваться к новым ситуациям.
Интеллект включает в себя умение учиться на опыте, действовать целенаправленно, решать проблемы, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и оперировать абстрактными понятиями и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.
Говард Гарденер, американский психолог, специализирующийся на развитии, описал 9 типов интеллекта:
1. Натуралистический интеллект.
2. Музыкальный Интеллект.
3. Логико-математический интеллект.
4. Экзистенциальный интеллект.
5. Межличностный интеллект.
6. Телесно-кинестетический интеллект.
7. Языковой интеллект.
8. Внутриличностный интеллект.
9. Пространственный Интеллект.
Знаешь что Какой у вас интеллект.
Типы и характеристики интеллекта — Знайте, какой у вас интеллект |
Определение интеллекта
Концепт интеллекта отличается от одного человека к другому.
У каждого психолога есть своя точка зрения. определение интеллекта, но можно собрать определения, что интеллект это способность понимать, вводить новшества, учиться, собирать, думать абстрактно.
Интеллект это скорость понимания и скорость интуитивной, интеллектуальной и познавательной деятельности, осуществляемой разумом.
Концепт интеллекта — старое понятие. Философы полагаются на метод наблюдение в интерпретации интеллекта. Они следуют методу самоанализ во время мыслительных процессов или другой умственной деятельности.
теории а идеи, до которых философы дошли лишь путем наблюдения, могут быть восприняты только и утверждены, подвергнув их научным и экспериментальным методам изучать.
Интеллект может относиться к другим аспектам, таким как социальные, языковые и спортивные интеллект.
Каждый человек характеризуется одним или несколькими типами интеллекта.
Что такое интеллект в психологии?
В психология, интеллект — это умственное качество, которое включает в себя способность думать, учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, применять знания и решать задачи и проблемы.
Интеллект — это кинетический сенсорный процесс с многочисленными и непрерывными возможностями, который активируется и функционирует после усиления генетического фактора и предрасположенности с помощью соответствующих внешних раздражителей.
Интеллект является одним из качеств, которые отличают людей друг от друга и делают их более успешным, чем другой.
Каждый хочет быть умным, чтобы достичь того, чего он хочет.
Это не необходимо, чтобы интеллект был связан с академическими или систематическими достижениями как это известно некоторым психологам.
Характеристики интеллекта
Интеллект быстро растет в течение первых пяти лет жизни ребенка, а затем прекращается в возрасте от шестнадцати до восемнадцати-двадцати лет.
Интеллект может прекращаться в этом возрасте и оставаться постоянной, а может возрастать с активностью интеллектуальный человек, и может уменьшаться с течением времени, если человек перестает учиться и не занимается интеллектуальной деятельностью.
Интеллект находится под влиянием генетических факторов. Когда родители умны, IQ ребенок увеличен. Но на это влияет и окружение. среда; должна быть обеспечена среда, которая поощряет интеллект.
Интеллект не является одной из инстинктивных привычек человека. Некоторые считают что интеллект учится, а обучение инстинктивно, но концепция интеллекта широк, и обучение является его частью.
Разработка и изменения принимаются в интеллекте, когда соответствующие действия доступный.
характеристики интеллекта могут включать:
✰ Интеллект это способность человека или сила человеческого мозга.
✰ Интеллект представляет собой группу множественных сил в общей форме истины.
✰ Интеллект это сила хороших ответов с точки зрения истины.
✰ Интеллект — это способность адаптироваться и приспосабливаться к новой ситуации.
✰ Интеллект это способность к абстрактному мышлению и решению проблем.
✰ Интеллект означает всестороннюю умственную работоспособность и включает в себя все качества умственного развития человека.
✰ Интеллект способность учиться на прошлом опыте и использовать прошлый опыт выгодно.
✰ Интеллект является одним из факторов, способствующих достижениям, приспособлению и формированию характера человека, но не является гарантией от ненормального поведения, отсталости и правонарушений.
✰ Интеллект не является знанием, несмотря на то, что приобретение знания зависит от значительной степени на интеллект.
Какой у вас интеллект?
Вы знаете сам? Как далеко вы это знаете?
Не могли бы вы назвать себя умным?
Хорошо, если вы думаете, что вы умны, вы осознаете свой интеллект?
Это вопросы, которые волнуют каждого из нас, особенно родителей, потому что они беспокоятся, когда обнаруживают, что их дети отличаются с точки зрения интеллект, уровень образования и оценки.
Они совершают много ошибок, когда называют кого-то глупым, а других — умными, но почему?
Часто думал, что интеллект — это один тип — интеллектуальный интеллект, который опирается полностью на сильной памяти, концентрации и способности запоминать и учиться в течение длительных периодов времени.
Однако хорошая новость заключается в том, что существует не один вид интеллекта, а скорее вид.
В других Словом, человек — самое разумное и мудрое из всех живых существ. но в этом мире действительно нет конкуренции в плане интеллекта. У каждого своя область разума. Да, его интеллект может отличаться.
Так что нам нравится успокоить родителей и утешить их тем, что их дети не глупы, и в то же время побуждайте их узнавать тип и форму интеллекта своих детей, зная типы интеллекта.
После читая эту статью, мой читатель сможет классифицировать вид уровень интеллекта у вас и ваших детей или партнера
Так что вы можете помогите себе выбрать ту форму обучения, которая подходит вам или подходит вашему любимый человек, дает вам и дает им наибольшее количество информации с минимальное усилие.
Мера Ваш IQ зависит от опыта, науки, культуры, общества, окружающей среды, обстоятельств и генетики.
Сколько существует типов интеллекта?
Сколько существует видов интеллекта? |
Типы интеллекта
Естественный ум человека обладает различными видами интеллекта, но есть определенный тип, который господствует над остальными и проявляет вместе с ним талант.
Доктор Ховард Гарднер разделил интеллект на 9 типов, выделив характеристики каждого вида, и это было самым успешным в разделении интеллекта:
1. Естественный интеллект:
Натуралистический интеллект — это сосуществование и адаптация к природной среде, а выявление различных природных разновидностей.
натуралист может быть любой, кто имеет способность различать живые существа, а также как чувствительность к другим особенностям мира природы.
Например, ученый, специализирующийся на изучении природы, биолог, чей интерес заключается прежде всего при изучении растений или животных и даже ребенка, который всегда собирать бабочек и листья и умеет различать их.
2. Лингвистический интеллект:
. лингвистический (слово умный) — это способность изучать языки, устные или письменные, а также использовать их в самовыражении и в решении любого общения с другими.
лингвистический интеллект позволяет понимать значение слов и применять металингвистические навыки, чтобы размышлять о том, как вы используете язык.
Это Характеристика писателей и поэтов.
3. Логико-математический интеллект:
Логическая математика (умное число/рассуждение) содержит логический анализ и решение проблем, научное исследование, рассуждение, дедукция и критика.
Персона кто обладает логико-математическим интеллектом, хорошо разбирается в математике и логические задачи, и ему всегда нравится решать головоломки и читать научные открытий, и он хочет знать, как обстоят дела с компьютерами и другими устройствами в общий.
Логическая математика интеллект характерен для математиков, ученых, инженеров и детективы.
4. Музыкальный интеллект:
Музыкальный интеллект – это способность распознавать, различать и имитировать тона, звуки, музыку и ритмы, высота тона и тембр.
Музыкальный интеллект позволяет вам создавать, воспроизводить и размышлять о музыке.
Проявляется музыкальный интеллект музыкантами, вокалистами, композиторами, дирижерами и чуткими слушателями.
5. Телесно-кинестетический интеллект:
Телесно-кинестетический (умное тело) — это способность координировать и гармонизировать движения тела. тело для достижения определенных целей.
Телесно-кинестетический интеллект включает в себя совершенствование навыков и чувство времени через союз ума и тела.
Телесно-кинестетический интеллект характерен для танцоров, спортсменов, хирургов и ремесленники.
6. Межличностный интеллект:
Межличностный Интеллект включает в себя способность смешиваться и взаимодействовать с другими, работать с ними, влиять на них, понимать их желания и мотивы,
Межличностный Интеллект, также известный как эмоциональный интеллект (ЭИ), эмоциональный коэффициент (EQ) и эмоциональное лидерство (EL) — это интеллект, который имеет дело с людьми с разными характеристиками и качествами.
Этот вид интеллект активно распространяется среди людей, стремится понять разные типов и обладает способностью понимать психологические ситуации многих людей без слов, и принимается многими людьми разного характера, из-за эмоциональной эквивалентности и способности воспринимать разные взгляды, не теряя ни одной из сторон.
Межличностный интеллигент очень активен в деловых и групповых играх, а также вещи, которые требуют ведущих людей в большом проекте.
Межличностный интеллектом обычно обладают лидеры, учителя, наставники и продавцы. представителей.
7. Внутриличностный интеллект:
. Внутриличностный Интеллект включает в себя понимание себя, своих мыслей и чувств и полностью узнавая себя по мотивам, целям и стремлениям и используя такие знания в планировании и управлении своей жизнью и построении эффективной модели собственного характера.
Внутриличностный интеллигентный человек обладает способностью к саморазвитию.
Внутриличностный интеллект очевиден у психологов, философов и духовных лидеров.
8. Пространственный интеллект:
Пространственный интеллект – это восприятие пространств и областей, а также способность оценивать размер пространства и формы и способность понимать трехмерные изображения.
Основной Способности людей с пространственным интеллектом могут включать:
- Пространственные рассуждения
- Ментальный изображения
- Активный воображение
- Изображение манипуляция
- Графика и художественные навыки
- Активный воображение
Художники, архитекторы, пилоты, моряки и скульпторы обладают пространственным интеллектом.
9. Экзистенциальный интеллект:
Экзистенциальный интеллект — это чувствительность и способность решать глубокие вопросы о человеческое существование и способность использовать коллективные ценности и интуицию для понимать других и окружающий мир, например, смысл жизни, почему мы умираем и т. д.
Разница между функциями мозга и интеллектом
Функция мозга в том, что касается старения, — это память и концентрация, а не интеллект.
Фактически, интеллект не обязательно является важным фактором в поддержании эффективной функция мозга.
Есть различия в интеллекте мужчин и женщин.
Мужчины используют их мозг быстрее действует и справляется с проблемами.
У женщин есть лучшая способность анализировать сложные темы.
Заключение
Теория множественного интеллекта расширил образовательный кругозор учащихся и влияние и толкотня в образовательных кругах.
В этой статье я обсудил некоторые методы научных исследований, чтобы интеллект больше в человеке, потому что вы знаете, что у каждого есть диссонирующая часть всех этих типов.
я был интересуется этой темой, поэтому я несколько раз пробовал тесты, и каждый раз я получал разные результаты, потому что выбор каждого теста ставил вас в определенное положение.
Моя точка зрения состоит в том, что эти тесты не имеют возможности определить качество интеллект у вас есть, потому что вы часто можете догадаться, что ответ даст вам к определенному результату — вы могли бы хотеть быть вашим результатом.
я могу сказать что эти тесты могут дать вам общее представление о каждом типе интеллекта. Выбор в вопросы показывают применение каждого из девяти видов интеллекта.
В конце концов, для научных целей этот интеллект должен измеряться несколькими инструментами, такие как тесты, прямые наблюдения, проекты или практические приложения, и наблюдать за воздействием окружающей среды.
После этого, можно выработать «принципиальное» восприятие типа интеллект, который доминирует над человеком, что способствует улучшению качества образование.
Метки: мощность мозга когнитивная психология определение интеллекта образовательная психология интеллект в психологии неврология психология типы интеллекта
Что такое интеллект и креативность? – Психология
Мышление и интеллект
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Дать определение интеллекту
- Объясните триархическую теорию интеллекта
- Определите разницу между теориями интеллекта
- Объясните эмоциональный интеллект
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0303 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого 9.0303 г , которые можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и подчеркнул, что делает каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Кеттелл, 19). 63). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Подвижный интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 44 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку в ней интеллект состоит из трех частей (Sternberg, 19).88): практический, творческий и аналитический интеллект ([ссылка]).
Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект, как предлагает Штернберг, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы неподалеку. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Творческий интеллект характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо проработанного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). [ссылка] описывает каждый тип интеллекта.
Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Креативность часто оценивается как функция способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность дать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967). Университет посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие помогает производить антибиотики и предотвращать болезни. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.. Он писал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерного роста и постоянные разговоры с глазу на глаз, дебаты и дискуссии с коллегами вообще. стадии исследования. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Интеллект — комплексная характеристика познания. Было разработано множество теорий, объясняющих, что такое интеллект и как он работает. Штернберг создал свою триархическую теорию интеллекта, тогда как Гарднер утверждает, что интеллект состоит из многих факторов. Третьи акцентируют внимание на важности эмоционального интеллекта. Наконец, креативность кажется одной из граней интеллекта, но ее крайне сложно объективно измерить.
Подвижный интеллект характеризуется ________.
- способность вспоминать информацию
- возможность создавать новые продукты
- способность понимать разные культуры и общаться с ними
- способность видеть сложные отношения и решать проблемы
D
Что из перечисленного не относится к множественному интеллекту Гарднера?
- креатив
- пространственный
- лингвистический
- музыкальный
A
Какой теоретик выдвинул триархическую теорию интеллекта?
- Гоулман
- Гарднер
- Штернберг
- Стейц
C
Когда вы изучаете данные для поиска тенденций, какой тип интеллектуальных данных вы используете чаще всего?
- практичность
- аналитический
- эмоциональный
- креатив
Б
Опишите ситуацию, в которой вам нужно было бы использовать практический интеллект.