Осмысленность восприятия это в психологии: Осмысленность восприятия | это… Что такое Осмысленность восприятия?

6) Осмысленность восприятия

Наше восприятие и мышление устроены так, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным.

Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

7) Избирательность

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия — это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятие у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений и т.

п.

Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Все зависит от того, чему это служит. Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе — когда его ем, и еще иначе — когда его рисую.

8) Апперцепция

Особого внимания так же достойна такая особенность восприятия, как апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский, увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить

ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру. В зависимости от того, какой цвет – черный или белый – является фигурой (выдвигается на передний план) или фоном (уходит на задний план), наш мозг интерпретирует картинку в виде двух разных изображений. Зачастую сложно, а иногда и невозможно воспринимать оба изображения одновременно, без переключения с одного на другое.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».

Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».

Восприятие и его основные свойства

   К основным свойствам восприятия относят:

— предметность,

— целостность,

— структурность,

— константность,

— осмысленность,

— апперцепция,

— активность.

Предметность восприятия

   Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия

   Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха. .. И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

   Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

   Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Апперцепция

   Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

   Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Активность восприятия

   Как уже отмечалось на примере со спортсменом, мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Что такое восприятие и его основные подходы по мнению разных психологов?

Главная »Основы психологии»Что такое восприятие и его основные подходы по мнению разных психологов?

Опубликовано Authralbalaji niwlikarLeave A Comment

Содержание

  • 1 Значение восприятия
  • 2 Определение восприятия
  • 3 Stage of Presception
  • . 0012
  • 4.1 1. Теоретические подходы к восприятию
  • 4.2 2. Классический подход к восприятию
  • 4.3 3. Гештальт-подход к восприятию 
  • 5.2 2. Принцип подобия –
  • 5.3 3. Принцип продолжения –
  • 5.4 4. Принцип замкнутости
  • 5.5 5. Принцип общности судеб
  • 6 6. Закон Prägnanz
  • 7 Факторы, влияющие на восприятие
  • 8 Ссылки
  • Значение восприятия

    Слово восприятие, происходящее из LATIN — WORD 888888.

    Основное значение восприятия Организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.

    Восприятие – это процесс выбора, организации и интерпретации сенсорной информации на основе предыдущего опыта,

    других0067 переживания, потребность или ожидание.

    Восприятие — это психологический процесс, отвечающий за нашу интерпретацию мира.

    Определение восприятия

    Восприятие — это набор процессов, посредством которых мы распознаем, организуем и придаем смысл ощущениям, получаемым от внешних раздражителей (Goodale, 2000a; Pomerantz, 2003).

    Согласно Американской психологической ассоциации, восприятие — это «процесс или результат осознания объектов, отношений и событий с помощью органов чувств, который включает такие действия, как узнавание, наблюдение и различение».

    • Зрительное восприятие
    • Слуховое восприятие
    • Обонятельное восприятие,
    • Тактильное (осязательное) восприятие
    • Вкусовое (вкусовое) восприятие.

    Стадии восприятия

    Стадия I: Отбор- Возможности нашего мозга ограничены, поэтому он не может реагировать на все раздражители. Мы бессознательно/сознательно выбираем одни стимулы и игнорируем другие.

    Стадия II: Организация — Здесь стимулы мысленно упорядочиваются в осмысленном порядке. Это бессознательный процесс, который зависит от гештальт-принципов организации . Это поможет вам понять, как люди естественным образом организуют стимулы, чтобы создать осмысленный паттерн, и интерпретировать его соответствующим образом.

    Стадия III: Интерпретация – Здесь мы придаем значение организованным стимулам. Интерпретация стимулов основана на собственном опыте, потребностях, убеждениях, ожиданиях и других факторах. Таким образом, эта стадия носит субъективный характер, и одни и те же стимулы могут интерпретироваться людьми по-разному.

    Подходы  к восприятию
    1. Теоретические подходы к восприятию
    2. Классический подход к восприятию
    3. Гештальт-подход к восприятию 

    1. Теоретические подходы к восприятию

    Существует два теоретических подхода к объяснению процесса восприятия.

    1. Нисходящий подход к обработке –

    • Pioneer – JJ Gibson ;
    • Процесс восприятия косвенный;
    • Восприятие основано на опыте процесс
    • Стимулы не содержат достаточной информации для осмысленной интерпретации, поэтому
    • Мы должны полагаться на наш опыт

    2. Обработка снизу вверх —

    • Pioneer — Ричард Грегори;  
    • Процесс восприятия прямой ;
    • Восприятие — это процесс, управляемый данными
    • Стимулы несут достаточную информацию для осмысленной интерпретации и
    • Нам не нужно полагаться на наш опыт.

    2. Классический подход к восприятию

    Джеймс Гибсон (1966) предоставил нам полезный « классический подход» для изучения восприятия. через эти

    • Дистальный (далекий) объект – объект внешнего мира (например, дерево).
    • Носитель информации – отраженный свет, звуковые волны, химические молекулы или тактильная информация, поступающая из окружающей среды.
    • Проксимальная (ближняя) стимуляция — т. е. клетки вашей сетчатки поглощают световые волны.
    • Объект восприятия   – созданный в вас, отражающий свойства внешнего мира. то есть восприятие. На сетчатке создается изображение дерева, отражающее падающее перед вами дерево.
    • Перцептивная модальность  – система для определенного чувства, такого как осязание или обоняние.
    Модальность восприятия Дистальный (дальний) Объект Информационная среда Проксимальная (ближняя) стимуляция Перцептивный
    Объект
    Видение – Видение Лицо ребенка Свет, отраженный от лица Фотоны, поглощаемые палочками и колбочками сетчатки Лицо ребенка
    Слуховой – Звуковой Мобильное кольцо Звуковые волны Звуковые волны, принимаемые базилярной мембраной Мобильное кольцо
    Обоняние – Запах Запах рыбы Молекулы, выделяемые рыбой Молекула попала в полость носа Запах рыбы
    Тактильный – Сенсорный Клавиатура Механическое давление и вибрация высвобождаются Стимуляция полученной кожи Клавиатура
    Вкусовые — Вкусовые Мороженое Молекулы мороженого Молекулярный контакт со вкусовыми сосочками языка Мороженое
    Perceptual Continuum- www. careershodh.com

    Критика классического подхода

    • Исследователи не согласны с тем, что восприятия — это то же самое, что и проксимальные стимулы.
    • Например- Постоянство размера.- Вытяните руку от тела и посмотрите на тыльную сторону ладони. Теперь, держа тыльную сторону ладони повернутой к себе, медленно поднесите ее на несколько дюймов к себе, а затем от себя. Изменяется ли размер вашей руки при движении? Вероятно, нет, хотя размер руки на ретинальном изображении, безусловно, меняется, наш мозг знает, что размер руки на самом деле не меняется.
    • Почему? восприятие включает классификацию и узнавание-
    • Распознавание образов (распознавание определенного объекта, события и т. д., как принадлежащего к классу «кустарников») объектов, событий и т. д.

    3. Гештальт-подход к восприятию

    Гештальт-психология — занимается тем, как люди воспринимают целые объекты, концепции или единицы. T три немецких психолога Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка предложили новые принципы восприятия, названные Гештальт-принципом . Основная посылка : «целое больше, чем сумма его частей».  

    Как мы интерпретируем массивы стимулов как состоящие из объектов и фона?

    • Ответ 1 –
    • Восприятие формы – когнитивный процесс выделения всего отображения –
      • В объекты (рисунок)
      • И фон (земля).
      • Называется Эффект фигуры-фона.
    Эффект фигуры-фона – www.careershodh.com
    • Ответ 2
    • Иллюзорные контуры/ субъективные контуры-
    • Грегори (1972) считал, что это относительно сложное отображение подвергается упрощающей интерпретации, которую воспринимающий делает, даже не подозревая об этом.
    Иллюзорные контуры www.careershodh.com

    Гештальт-принципы организации восприятия

    Существует пять основных принципов. Они следующие:

    1. Принцип близости или близости —
    • Мы склонны воспринимать это как набор строк, а не как набор столбцов.
    • Это связано с тем, что элементы в строках расположены ближе, чем элементы в столбцах.
    • Здесь мы группируем вещи, которые ближе друг к другу.
    Принцип близости www.careershodh.com

    2. Принцип сходства —
    • W E Perceive . , группируя те элементы, которые похожи.
    Принцип подобия www.careershodh.com

    3. Принцип продолжения –
    • Группируем объекты, контуры которых образуют непрерывную прямую или кривую линию.
    • Таким образом, мы обычно воспринимаем его как две пересекающиеся изогнутые линии, а не как другие логически возможные элементы.
    Принцип продолжения www.careershodh.com

    4. Принцип замыкания
    • W смотрим на субъективные контуры, мы воспринимаем это отображение как прямоугольник, мысленно заполняя пробел, чтобы увидеть замкнутую, завершенную, цельную фигуру.
    Принцип замыкания www.careershodh.com

    5. Принцип общей судьбы
    • Трудно проиллюстрировать на статическом рисунке.
    • Идея состоит в том, что элементы, которые движутся вместе, будут сгруппированы вместе, как показано на рисунке
    • .
    Принцип общей судьбы www.careershodh.com

    6.

    T Закон Прегнанца
    • Коффка, 19335
    • Гештальт-принципы подпадают под более общий закон,
    • Этот закон гласит, что из всех возможных способов интерпретации отображения мы будем склонны выбирать организацию, которая дает самую простую и наиболее стабильную форму или форму.

    Закон Prägnanz www.careershodh.com

    Факторы, влияющие на восприятие


    1. Мотивация или 70052 Стирание (1936) обнаружил, что нанесено на веру в стимул. связанных стимулов, чем не голодные участники. Чангизи и Холл (2001) показали, что ваша потребность в жажде также может влиять на восприятие.
    2. Ожидание-
    Bruner & Minturn (1955) иллюстрирует роль ожидания в нашем восприятии. Неоднозначная цифра «13» в контексте чисел и в контексте алфавитов
    3. Эмоции-  
    вероятно, воспринимают судью как пристрастного. Когда ваша задача на восприятие связана с эмоциями, это облегчает ее выполнение (Dodd, Vogt, Turkileri, & Notebaert, 2016)
    4. Характеристики стимула-
    Заметили рога как опасность – почему? В результате эволюции мы относимся к некоторым раздражителям по-разному.
    5.Опыты- Если вы ошибочно воспринимаете веревку как змею в темноте, значит, ваш предыдущий опыт направляет ваш процесс восприятия. и наоборот
    6.Культура-
    Этнографические исследования показывают, что существуют культурные различия в социальном понимании, интерпретации и реакции на поведение и эмоции.

    Нажмите здесь, чтобы проверить свое понимание темы – Тест MCQ на восприятие – Восприятие

    Ссылки

    Морган, К.Т., Кинг, Р.А., Вайс, Дж.Р. и Шоплер, Дж. (2004). Введение в психологию. Нью-Дели: Тата Макгроу-Хилл.

    КатегорииОсновы психологии, фиба психологияТегиПодходы к восприятию, Восходящий подход к восприятию восприятия, Классический подход к восприятию, Определение восприятия, Факторы, влияющие на восприятие, Эффект фигуры-фона., Гештальт-подход к восприятию, принцип близости или близости, Смысл восприятия, Восприятие, Стадии восприятия, Закон Прегнанца, Принцип замкнутости, Принцип общей судьбы, Принцип продолжения, Принцип подобия, Теоретические подходы к восприятию, Нисходящая обработка восприятия

    Эффект осмысленности в тахистоскопическом восприятии слов

    • Адерман Д. и Смит Э. Э. Ожидание как детерминанта функциональных единиц перцептивного распознавания. Когнитивная психология, 1971, 2, 117–129.

      Артикул Google Scholar

    • Барон Дж. Последовательные этапы распознавания слов. В S. Dornic and PMA Rabbitt (Eds.), Внимание и производительность V . Нью-Йорк: Academic Press, в печати.

    • Барон Дж. и Терстон И. Анализ эффекта превосходства слова. Когнитивная психология, 1973, 4, 207–228.

      Артикул Google Scholar

    • Бьорк, Э. Л., и Эстес, В. К. Идентификация букв в зависимости от языкового контекста и условий маскировки. Память и познание, 1973, 1, 217–223.

      Артикул Google Scholar

    • Кларк, Х. Х. Ошибка языка как фиксированного эффекта: критика языковой статистики в психологических исследованиях. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1973, 12, 335–359.

      Артикул Google Scholar

    • Фейгенбаум, Э. А. Моделирование словесного обучения. В Э. А. Фейгенбаум и Дж. Фельдман (ред.), Компьютеры и мысли . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1963.

      . Google Scholar

    • Форстер К.И. и Чемберс С.М. Лексический доступ и время наименования. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1973, 12, 627–635.

      Артикул Google Scholar

    • Гибсон Э. Дж. Учимся читать. Наука, 1965, 148, 1066–1072.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Гибсон, Э. Дж., Бишоп, С. Х., Шифф, В., и Смит, Дж. Сравнение осмысленности и произношения как принципы группировки при восприятии и запоминании вербального материала. Журнал экспериментальной психологии, 1964, 67, 173–182.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Гибсон, Э. Дж., Оссер, Х., и Пик, А. Д. Исследование развития соответствий графема-фонема. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1963, 2, 142–146.

      Артикул Google Scholar

    • Гибсон, Э. Дж., Пик, А., Оссер, Х., и Хаммонд, М. Роль графемно-фонемного соответствия в восприятии слов. Американский журнал психологии, 1962, 75, 554–570.

      Артикул Google Scholar

    • Гибсон Э. Дж., Шурклифф А. и Йонас А. Использование орфографических моделей глухими и слышащими субъектами. В H. Levin and JP Williams (Eds.), Основные исследования чтения . Нью-Йорк: Harper & Row, 1970.

      . Google Scholar

    • Хинцман, Д.Л. Исследования с моделью дискриминационной сети для обучения парных ассоциаций. Журнал математической психологии, 1968, 5, 123–162.

      Артикул Google Scholar

    • Кинч, В. Абстрактные существительные: Образность против лексической сложности. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1972a, 11, 59–65.

      Артикул Google Scholar

    • Кинч В. Заметки о структуре семантической памяти. В E. Tulving and W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 19.72б.

      Google Scholar

    • Кучера, Х. и Фрэнсис, В. Н. Вычислительный анализ современного американского английского . Провиденс, Род-Айленд: издательство Университета Брауна, 1967.

      Google Scholar

    • Массаро, Д. В. Восприятие букв, слов и не слов. Журнал экспериментальной психологии, 1973, 100, 349–353.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Mayzner, M.S., & Tresselt, ME. Таблицы подсчета частоты одиночных букв и биграмм для различных комбинаций длины слова и положения буквы. Приложения к психономической монографии, 1965a, 1, 13–32.

      Google Scholar

    • Mayzner, M.S., & Tresselt, ME. Таблицы подсчета частоты триграмм для различных комбинаций длины слова и положения буквы. Приложения к психономической монографии, 1965b, 1, 33–78.

      Google Scholar

    • Мортон, Дж. Взаимодействие информации при распознавании слов. Психологический обзор, 1969, 76, 165–178.

      Артикул Google Scholar

    • Ньюбиггинг, П. Л. Перцептивная реинтеграция частых и нечастых слов. Канадский журнал психологии, 1961, 15, 123–132.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Пайвио А. и О’Нил Б. Дж. Пороги визуального распознавания и параметры значения слова. Восприятие и психофизика, 1970, 8, 273–275.

      Артикул Google Scholar

    • Пирс, Дж. Некоторые источники артефактов в исследованиях тахистоскопического восприятия слов. Журнал экспериментальной психологии, 1963, 66, 363–370.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Почтальон Л. и Розенцвейг М. Р. Практика и перенос визуального и слухового распознавания вербальных стимулов. Американский журнал психологии, 1956, 69, 209–226.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Райхер, Г. М. Перцептивное узнавание как функция значимости стимульного материала. Журнал экспериментальной психологии, 1969, 81, 274–280.

      Артикул Google Scholar

    • Рубинштейн, Х., Гарфилд, Л., и Милликен, Дж. А. Гомографические записи во внутреннем лексиконе. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1970, 9, 487–494.

      Артикул Google Scholar

    • Рубинштейн, Х. , Льюис, С.С., и Рубенштейн, М. Гомографии во внутреннем лексиконе: влияние систематики и относительной частоты значений. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1971а, 10, 57–62.

      Артикул Google Scholar

    • Рубинштейн, Х., Льюис, С.С., и Рубенштейн, М. Доказательства фонематического перекодирования при визуальном распознавании слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1971b, 10, 645–657.

      Артикул Google Scholar

    • Румельхарт, Д. Э., и Сайпл, П. Процесс распознавания тахистоскопически представленных слов. Психологическое обозрение, 1974, 81, 99–118.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Шиффрин, Р. М., и Гарднер, Г. Т. Возможности визуальной обработки и контроль внимания. Журнал экспериментальной психологии, 1972, 93, 72–82.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Siegel, S. Непараметрическая статистика для поведенческих наук . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1956. 9.0003

      Google Scholar

    • Смит Э. Э. и Спёр К. Т. Восприятие печатного английского языка: теоретическая перспектива. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Потомак, Мэриленд: Erlbaum Press, 1974.

      Google Scholar

    • Смит Ф. Понимание чтения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 19 лет.71.

      Google Scholar

    • Шпор, К. Т. Лингвистические процессы при восприятии буквенных последовательностей. Неопубликованная докторская диссертация, Стэнфордский университет, 1973.

    • Шпор, К. Т., и Смит, Э. Э. Единицы восприятия и процессы синтаксического анализа при восприятии слов. Документ, представленный на 13-м ежегодном съезде Психономического общества, Сент-Луис, 1972 г.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts