основные этапы и главные представители
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки.
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос).
Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.Этапы развития позитивизма
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других.
В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
Философия позитивизма XIX — XX веков (позитивная философия О. Конта, махизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте.
Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя.
«Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916).
Основные течения — махизм и эмпириокритицизм.
Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма.
Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания.
Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности.
Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными.
Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта.
Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
Позитивизм | Определение, история, теории и критика
Дэвид Хьюм
Просмотреть все СМИ
- Похожие темы:
- логический позитивизм принцип проверяемости научный протокольное предложение единая наука
См. весь связанный контент →
позитивизм , в западной философии вообще любая система, которая ограничивается данными опыта и исключает априорные или метафизические спекуляции. В более узком смысле этот термин обозначает мысль французского философа Огюста Конта (179 г.8–1857).
Как философская идеология и направление позитивизм впервые приобрел свои отличительные черты в творчестве Конта, который также дал название и систематизировал науку социологию. Затем она развивалась через несколько этапов, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, окончательно слившись в середине 20 века с уже существующей традицией, известной как аналитическая философия.
Основными утверждениями позитивизма являются (1) то, что все знания о фактах основаны на «позитивных» данных опыта и (2) что за пределами фактов находится сфера чистой логики и чистой математики. Эти две дисциплины уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком 18-го века Дэвидом Юмом как занимающиеся исключительно «отношениями идей», а на более позднем этапе позитивизма они были классифицированы как чисто формальные науки. С отрицательной и критической стороны позитивисты прославились своим отрицанием метафизики, то есть спекуляций о природе реальности, которые радикально выходят за рамки любых возможных свидетельств, которые могли бы либо поддержать, либо опровергнуть такие заявления о «трансцендентном» знании. Таким образом, в своей основной идеологической позиции позитивизм мирской, секулярный, антитеологический и антиметафизический. Строгое следование показаниям наблюдения и опыта — важнейший императив позитивизма. Этот императив отразился также во вкладе позитивистов в этику и моральную философию, которые в целом были утилитарными в той мере, в какой что-то вроде «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» было их этической максимой. Примечательно в этой связи, что Конт был основателем недолговечной религии, в которой объектом поклонения было не божество монотеистических вер, а человечество.
Античная философия явно предвосхищает позитивизм. Хотя отношение, например, Протагора — софиста V века до н. ce, и в Пьере Бейле, его возродителе 17-го века. Более того, средневековый номиналист Уильям Оккам имел явное сходство с современным позитивизмом. Предшественником XVIII века, имевшим много общего с позитивистской антиметафизикой следующего века, был немецкий мыслитель Георг Лихтенберг.
Однако непосредственные корни позитивизма явно лежат во французском Просвещении, которое подчеркивало ясный свет разума, и в британском эмпиризме 18-го века, особенно в эмпиризме Юма и епископа Джорджа Беркли, который подчеркивал роль чувственного опыта. . Конт находился под влиянием именно энциклопедистов эпохи Просвещения (таких как Дени Дидро, Жан д’Аламбер и др.) и, особенно в своем социальном мышлении, испытал решающее влияние основоположника французского социализма Клода-Анри, графа де Сен-Симона, чьим учеником он был в ранние годы и от кого само название позитивизм стеблей.
Позитивизм Конта ставился на утверждении так называемого закона трех фаз (или стадий) умственного развития. Существует параллель, как видел ее Конт, между эволюцией образов мышления во всей истории человечества, с одной стороны, и в истории развития индивидуума от младенчества до зрелости, с другой. На первом, так называемом теологическом, этапе явления природы объясняются как результат действия сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события вызваны чудесными силами или волей. Эту стадию Конт критиковал как антропоморфную, т. е. опирающуюся на слишком человеческие аналогии. Как правило, анимистические объяснения, сделанные в терминах волеизъявления душоподобных существ, действующих за видимостью, отвергаются как примитивные проекции неподдающихся проверке сущностей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасВторая фаза, называемая метафизической, в некоторых случаях является просто обезличенной теологией: предполагается, что наблюдаемые процессы природы возникают из безличных сил, оккультных качеств, жизненных сил или энтелехий (внутренних совершенствующих принципов). В других случаях царство наблюдаемых фактов рассматривается как несовершенная копия или подражание вечным идеям, как в платоновской метафизике чистых форм. Опять же, Конт заявил, что никаких подлинных объяснений не приводит; Таким образом, вопросы, касающиеся конечной реальности, первопричин или абсолютных начал, объявляются абсолютно неразрешимыми. Метафизические поиски могут привести лишь к выводу, высказанному немецким биологом и физиологом Эмилем дю Буа-Реймоном: «Ignoramus et ignorabimus» (лат. «Мы есть и будем невежественными»). Это обман с помощью словесных приемов и бесплодного выставления понятий за реальные вещи.
Плодовитость, которой ему не хватает, может быть достигнута только в третьей фазе, научной, или «позитивной», фазе — отсюда и название великого произведения Конта: Cours de philosophie Positive (1830–1842) — потому что она утверждает, что интересуется только положительными фактами. Задача наук и знания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности природы и общества и формулировать эти закономерности в виде (описательных) законов; объяснение явлений может состоять не более чем в подведении частных случаев под общие законы. Человечество достигло полной зрелости мысли только после того, как отказалось от псевдообъяснений теологической и метафизической фаз и заменило их неограниченным следованием научному методу.
В своих трех стадиях Конт сочетал то, что он считал описанием исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну над другой в виде пирамиды, Конт подготовил почву для логического позитивизма, чтобы «редуцировать» каждый уровень к нижестоящему. На фундаментальный уровень он поместил науку, не предполагающую каких-либо других наук, а именно математику, а затем упорядочил уровни над ней таким образом, что каждая наука зависит от наук, стоящих ниже нее по шкале, и пользуется ими. : так, арифметика и теория чисел объявляются предпосылками геометрии и механики, астрономии, физики, химии, биологии (включая физиологию) и социологии. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, дополняет содержание знаний науки или наук более низких уровней, обогащая, таким образом, это содержание последовательной специализацией. Психология, которая не была основана как формальная дисциплина до конца 19 века.X в., не вошла в систему наук Конта. Предвосхищая некоторые идеи бихевиоризма и физикализма ХХ века, Конт полагал, что психология, какой она была в его время, должна стать разделом биологии (особенно нейрофизиологии мозга), с одной стороны, и социологии, с другой. Как «отец» социологии Конт утверждал, что социальные науки должны идти от наблюдений к общим законам, подобно тому, как (по его мнению) это делают физика и химия. Он скептически относился к интроспекции в психологии, будучи убежден, что при внимании к собственным психическим состояниям эти состояния будут безвозвратно изменены и искажены. Настаивая таким образом на необходимости объективного наблюдения, он был близок к основному принципу методологии бихевиоризма 20 века.
Среди учеников или сочувствующих Конта были Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и криминалист, и Поль-Эмиль Литтре, Ж.-Э. Ренана и Луи Вебера.
Несмотря на некоторые принципиальные разногласия с Контом, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля, также логика и экономиста, следует считать одним из выдающихся позитивистов своего века. В своей «Системе логики » (1843 г.) он разработал полностью эмпирическую теорию познания и научного мышления, зайдя даже так далеко, что рассматривал логику и математику как эмпирические (хотя и очень общие) науки. Широко синтетический философ Герберт Спенсер, автор учения о «непознаваемом» и общей эволюционной философии, был, наряду с Миллем, выдающимся представителем позитивистской ориентации.
Позитивизм Конта и его характеристики
РЕКЛАМА:
Как философская идеология и направление позитивизм впервые приобрел свои отличительные черты в творчестве французского философа Огюста Конта, назвавшего систематизированной наукой социологию. Затем он прошел несколько этапов, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, и, наконец, в середине 20 века перетек в движение, известное как аналитическая и лингвистическая философия. В своей основной идеологической позиции позитивизм мирской, секулярный, антитеологический и антиметафизический.
Позитивизм Конта ставился на утверждении так называемого закона трех стадий умственного развития. Существует параллель, как видел ее Конт, между эволюцией мыслительных паттернов на протяжении всей истории человека; с одной стороны, и в истории развития личности от младенчества до взрослой жизни, с другой.
На первой или так называемой теологической стадии явления природы объясняются как результат действия сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является ли религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события вызваны чудесными силами или волей. Эту стадию Конт критиковал как антропоморфную, т. е. опирающуюся на слишком человеческие аналогии.
РЕКЛАМА:
Второй этап, называемый метафизическим, в некоторых случаях представляет собой просто обезличенное богословие. Предполагается, что наблюдаемые процессы природы возникают из-за безличных сил. Та плодотворность, которой ему не хватает, может быть достигнута только на третьей стадии, научной или позитивной стадии. Отсюда и название великого произведения Конта; Позитивная философия Огюста Конта 1853 года, потому что она утверждает, что занимается только положительными фактами.
Задача наук и познания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности как законы, объяснение явлений может состоять не более чем в подведении частных случаев под общие законы. Человечество достигло полной зрелости мысли только после отказа от псевдообъяснений теологической и метафизической стадий и замены их неограниченным следованием научному методу.
В своих трех стадиях Конт сочетал то, что он считал описанием исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну над другой в виде пирамиды, Конт подготовил для логического позитивизма путь к «сведению» каждого уровня к следующему.
Он поместил на фундаментальный уровень науку, не предполагающую никаких других наук, — математику, — а затем упорядочил вышележащие уровни таким образом, что каждая наука зависит от наук, стоящих ниже ее по шкале, и пользуется ими; таким образом, арифметика, геометрия и механика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, дополняет содержание знаний науки или наук более низких уровней, обогащая, таким образом, это содержание последовательной специализацией.
РЕКЛАМА:
Позитивизм — это термин, обозначающий философское направление, ориентированное на естествознание и стремящееся к единому взгляду на мир явлений, как физических, так и человеческих, путем применения методов и расширения результатов, посредством которых естественные науки достигли своего непревзойденного положение в современном мире. С методологической точки зрения термин «позитивный» задуман как полемическая оппозиция метафизическим абстракциям традиционной философии.
Философия науки есть позитивизм; Позитивизм — это скорее философия, метод, а не теория. Это та философия, которая проповедует, что интерпретация мира основывается на человеческом опыте. Он настаивает на применении научного метода естественных наук к изучению социального мира.
Он касается применения научного метода учеными-естествоиспытателями и социологами для понимания человеческого поведения. Идея позитивизма восходит к Бэкону, Беркли, Локку и Юму. До Конта Сен-Симон также выступал за позитивизм. Он предлагал научную реорганизацию общества и продвижение науки, так как считал, что от этого зависит прогресс. Идея позитивизма присутствовала в зачаточном виде в сознании Сен-Симона, а Конт расширил эту идею.
Позитивизм принес революцию или ренессанс в области социальных наук. Он сочетал в себе веру в прогресс и страсть служить человечеству. Он основан на вере в то, что научный анализ истории укажет способ излечения от болезней общества.
РЕКЛАМА:
Характеристики позитивизма:
(а) Наука является единственным действительным знанием.
(б) Факт является объектом познания.
(c) Философия не обладает методом, отличным от науки.
РЕКЛАМА:
(d) Задача философии состоит в том, чтобы найти общие принципы, общие для всех наук, и использовать эти принципы в качестве руководства для человеческого поведения и в качестве основы социальной организации.
(e) Позитивизм отрицает интуицию, предварительное рассуждение, теологическое и метафизическое знание.
Конт использовал позитивизм как оружие против негативной философии, господствовавшей до Французской революции. Эта негативная философия больше касалась эмоциональных, чем практических вопросов. Конт считал такие рассуждения негативными, поскольку они не были ни конструктивными, ни практическими. В качестве альтернативы Конт изобрел «позитивизм», который по-прежнему занимается вопросами о том, как обстоят дела на самом деле.
Позитивизм Конта описывается несколькими способами. Одним из важных моментов является то, что это научно. Науку не следует путать с эмпиризмом или простым сбором фактов. Конт считал, что вся Вселенная управляется законами природы, и эти законы можно познать с помощью научного метода.
РЕКЛАМА:
Позитивное знание основано на опыте и рассматривает только реальные явления. Конт не отрицал существования неизвестного, но позитивизм никоим образом не касался сверхъестественного. Чемблисс изложил сущность контовского позитивизма в следующих словах: «Позитивизм не фаталист, оптимистичен или материалистичен. Оно касается реального, а не выдуманного, полезного, а не всякого знания».
Помимо вышеперечисленных есть и другие характеристики:
1. Все научные знания должны быть основаны на прямом опыте реальности, иначе прямое наблюдение является самым надежным способом приобретения научных знаний.
2. Непосредственный опыт реальности может быть понят La certitute, т. е. единством научного метода. Это означает, что различные отрасли науки различаются объектом изучения, а не методом.
РЕКЛАМА:
3. Понятие единства научного метода требует La точной, т.е. общей научной цели формулирования проверяемых теорий. Это также означает, что в научном исследовании нет оценочных суждений.
4. Позитивисты рассматривают науку как содержащую принцип La use, т. е. все научное знание должно служить какой-то полезной цели. Его следует использовать как инструмент социальной инженерии.
5. Положительное знание является La относительным, что означает, что научное знание незавершенно, потому что в науке нет абсолютного знания. Наконец, наука дает предсказание, а из предсказания следует действие.
Нормативный аспект позитивизма :До положительного метода Конт высоко ценился как основоположник науки. Огюст Конт был философом среди социологов и социологом среди философов; говорит Рэймонд Арон. У него был научный склад ума. Но, к сожалению, реформаторское рвение Конта пересилило его научность. Ему пришлось реформировать французское общество. Он думал, что с помощью науки можно провести реформацию общества.
РЕКЛАМА:
Он хотел писать о религии и науке. Он обратился к религии, потому что был философом и социальным реформистом. К нормативному аспекту можно отнести понятие позитивной религии, позитивного общества. Научная религия находилась между наукой и религией. Он основал новую религию, названную «религией человечества». Эта религия человечества есть научная интерпретация религии.
Религия человечества :На теологической стадии объектом поклонения были сверхъестественные силы, а Бог был всем. Но в научной религии Бог заменен человечеством. Человечеству будут поклоняться. Человечество состоит из всех тех, кто умер, и тех, кто живет, и тех, кто родится в будущем.
Конт делал акцент на тех, кто уже умер, и на тех, кто пожертвовал своей жизнью ради блага человечества. Он сказал «любить человечество». В религии человечества эгоизм есть грех; жертва есть путь спасения. Он делает акцент на альтруизме. Вы должны жить для других, а не для себя. Конт почерпнул идею религии человечества от Фейербаха.
Конт считал, что общество, построенное на научных принципах, очень нуждается в религии, называемой религией человечества. Эгоистические наклонности человечества, проявившиеся в предшествующей истории, сменятся альтруизмом и командой «Жить для других». Мужчины будут проникнуты любовью к своим ближним.
Конт на этом этапе сделал «Любовь и привязанность» центральными пунктами человеческой жизни, Конт считал себя не только социологом, но и пророком и основателем новой религии, обещавшей спасение от всех недугов человечества. Он создал чисто социальную религию. Человечество было самоцелью.
Конт не был строгим религиоведом как таковым, но считал атеиста «самым иррациональным из всех богословов». Хаксли назвал религию Конта «католицизмом минус христианство». Некоторые другие критиковали ее как крайне «эгоистическую религию». Некоторые другие считали его утопическим по своему характеру.
РЕКЛАМА:
Граф игнорировал насильственные процедуры и делал упор на убеждение и сострадание. Всеобщее братство — это конец позитивной политики. По мнению Конта, политики важны для общества. Но социологам должно быть позволено формировать правительство.
Критика :(i) Хотя Конт утверждал, что он отец позитивизма или научного подхода; сам он к этому не стремился.