Основные отрасли психологии как науки: Основные отрасли психологии

Содержание

Структура психологической науки, основные отрасли психологии. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет психологии, ее задачи, содержание.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Психология это наука о душе.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Задачи:

— качественное изучение психической реальности;

— анализ формирования и развития психических явлений;

— изучение физиологических механизмов психических явлений;

— содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизнедеятельности людей.

Психология как наука

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

 

Структура психологической науки, основные отрасли психологии.

развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые

 


Рис. 2. Структура общей психологии


Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека.

Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

 

Либо классификация как в лекции:

1) По характеру деятельности: педагогическая, юридическая, экономическая.

2) По учету критерия развития: возрастная, специальная (клиническая), сравнительная(дифференциальная)

3) По отношению личности и социума: социальная психология, личностного развития.

4). Общая характеристика методов исследования в психологии. Планирование и построение исследования.

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии.

Любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Валидность и надежность психодиагностического теста

Для характеристики способности теста измерять действительный уровень психического свойства или качества используется понятие «валидность». Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т. п.), для оценки которого он предназначен. Инвалидные, т. е. не обладающие валидность тесты не пригодны для практического использования.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

 

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, па основе которых работаю’ компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.

 

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом являете;

 

Метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

 

Планирование и построение исследования

Психологическое исследование имеет несколько общих этапов и начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед психологией как наукой. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния определенных видов деятельности индивида на развитие отдельных сторон его психики.

Далее определяется цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Цели исследования могут быть теоретическими, практическими и прикладными. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

· Теоретическое – разрабатывается концептуальная модель изучаемых явлений, после чего созданная теория соотносится с результатами других исследований.

· Эмпирическое – направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо одной теории.

· Прикладное – направлено на решение какой-либо прикладной проблемы и внедрения научных результатов.

На схеме 4. представлены цели и причины исследований.

Схема 4

Основные виды исследования, их цели и причины

1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни) Цель – неполнота имеющегося описания психического явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений Цель – определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости).
3. Изучение возрастной динамики явления Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости
4. Описание нового феномена, эффекта Выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, силы его проявления, условий существования феномена.
5. Открытие новой природы явления Изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности явления. Введение новых терминов. Создание теоретических построений, более простых, чем имеющиеся.
6. Обобщение имеющихся данных Выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Введение новых понятий, конкретизация понятий расширение значения основных терминов, области определения понятий.
7. Создание типологий, классификаций Разработка классификации. Новое понимание класса явлений. Соотнесение классификации с имеющимися теориями, концепциями. Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков. Создание эффективных диагностических процедур на основе классификаций.
8. Создание методики Повышение точности, надежности измерения; более полная характеристика явления; сокращение времени обследования через расширение контингента испытуемых; упрощение обработки результатов и др.
9. Адаптация психодиагностической методики Модификация методики к новой культуре, этносу, языковой среде

На основе имеющихся проблем, определенной цели и теоретического анализа опубликованной литературы в соответствующей области психологии определяются задачи конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования – это тот контингент испытуемых, который будет изучаться. В качестве объекта исследования могут выступать индивид, группа людей, общность людей и др. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают? При описании объекта определяется возраст испытуемых, их пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т. д.

Объект исследования конкретизируется в предмете. Предмет исследования (познания) – это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не выделен, трудно оценить адекватность выбранного методологического подхода. Для характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается в объекте. Так, при изучении выбора профессии старшими школьниками в качестве предмета исследования могут выступать мотивы выбора.

После того, как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т.е. выдвигает гипотезу. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемый ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез – один из основных этапов деятельности исследователя. Количество и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя. В ходе проверки гипотез их количество ограничивается двумя: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие психологические законы развития психики и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Этапы психологического исследования отражены на схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Читать книгу «Психология.

Основные отрасли» онлайн полностью📖 — Ириной Малкиной-Пых — MyBook.

© И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых, 2014

© Издательство «Человек», издание, оформление, 2014

Введение

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития (Столяренко, 1999).

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков.

Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа (1997) выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.

Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры 5 курса. Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом ГСЭ.Ф.07 (психология и педагогика) и с Положением o магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования России. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую, научно-педагогическую и научно-практическую деятельность.

Пособие включает в себя пять основных разделов: общая психология, возрастная, психология труда, социальная и психология спорта.

Целью пособия является: ознакомить студентов с направлениями этих отраслей психологии и помочь им определиться с выбором направления курсовой работы по дисциплине психология, магистерской диссертации и как следствие, определение направления дальнейшей научной работы в области психологии в аспирантуре.

Пособие предусматривает изучение теоретико-методических основ и концептуальных позиций, раскрывающих сущность и содержание психологических основ физической культуры и спорта; методов и средств психолого-педагогической диагностики личности; психологической структуры личности; психологической подготовки спортсменов и тренеров в различных условиях физкультурно-спортивной деятельности; педагогической технологии воспитательной деятельности средствами физической культуры и спорта; психолого-педагогических коммуникаций в физкультурно-спортивной деятельности.

Учебное пособие поможет читателю шире использовать знания различных областей психологии не только для самообразования и повышения уровня профессиональной подготовленности, но и для действенного применения в конкретной педагогической работе. Пособие снабжено вопросами для самопроверки, списком литературы по каждой теме, а так же перечнем примерных тем для написания рефератов студентов.

Глава 1. Общая психология

1.1. Структура личности

Психология личности – теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Данная область психологии обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе – в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.

Термин структу́ра (от лат. structūra – строение) имеет целый спектр значений, встречающихся как в научной, так и в повседневной лексике. Может быть синонимом системы, формы, модели, организации. В своём основном значении, структура есть внутреннее устройство чего-либо. Внутреннее устройство связано с категориями целого и его частей. Выявление связей, изучение взаимодействия и соподчиненности составных частей, различных по своей природе объектов позволяет выявить аналогии в их организации и изучать структуры абстрактно без связи с реальными объектами. Например, мы говорим о иерархической структуре объектов безотносительно к их природе и выявляем и исследуем в этой структуре общие свойства.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в отечественной психологии нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность».

Личность является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений, представляет собой органическое единство социального и биологического, социально – и биологически-всеобщего, специфического и индивидуально-неповторимого.

В советской психологии личность определялась как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.).

Л.С. Выготский (1896–1934) – один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка.

Центральной категорией, которой Л.С. Выготский уделял первостепенное внимание, была категория сознания. Он искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой (Выготский, 1983; Выготский, Лурия, 1993).

Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям. В развитии ребенка представлены оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это основной и центральный факт, исходный пункт исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Натуральные функции – механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление – являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.

В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка. К высшим психическим функциям относятся – логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые – натуральные – развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.

Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.

Эксперименты, проведенные на разных функциях, показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве с взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития, т. е. всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли.

Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

А.Н. Леонтьев (1903–1979) – выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи – преодоления натуралистического понимания личности (Леонтьев, 1990; 1991).

Леонтьев рассматривает личность как создаваемую общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности, личность рассматривается им в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, она ею порождается. Личность выступает в таком контексте как, с одной стороны, условие деятельности, а, с другой, как ее продукт. При этом отдельные виды деятельности субъекта, представленные, прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов.

Ведущим понятием концепции Леонтьева является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития. Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды. Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении – от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы – действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений.

При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство). Между тем Леонтьев выступал против «ролевой теории личности», полагая что: «роль» не личность, а скорее изображение, за которым она скрывается.

Личность по Леонтьеву – внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. Но, характеризуя проблему личности в психологии, он писал: «Личность не индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности – как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида». Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид – продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность – относительно поздний продукт – общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека, никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями.

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. Значение – это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его – обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта. Значение – это ставшее достоянием сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т. д. Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии – общей, клинической, возрастной, инженерной и т.  п.

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) – выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, исследователь, энциклопедист. Изучал личность в её деятельности – её мотивов (побуждений), целей, задач: поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности – ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Всё многообразие психических процессов, свойств деятельности, функций и т. д., входящих в личность он сводил в гармоничное единство. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн, 1989; 2000; 2003).

Методологические основы психологии увязывались С.Л. Рубинштейном с идеями К. Маркса. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности. Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30–40-е г. XX в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений – интроспективной психологии и бихевиоризма. Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, самую деятельность человека предметом психологического исследования. Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи.

За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности.


Основные направления психологии

4 минуты

После завершения учебы в университете психологи могут выбрать специализацию в одной из многих областей своей профессии.

Последнее обновление: 24 февраля 2023 г.

Психология — это область изучения человека. Он подразделяется на несколько различных ветвей. Если вы планируете изучать этот предмет или вам интересно узнать о различных областях, в которых могут развиваться профессионалы, мы поговорим об основных разделах психологии. Они варьируются от клинической до судебной психологии. Психология – это наука, изучающая психические процессы обществ и отдельных людей. Кроме того, он содержит много аспектов, которые помогают понять поведение человека.

В области психологии существует множество специальностей. Однако есть пять основных направлений, которые охватывают изучение психических процессов. Профессионалы в этих областях должны дополнять свое обучение в университете степенью магистра в области психического здоровья или другими специализациями. Эти квалификации позволяют им обучаться лично или онлайн лечению пациентов с психологическими расстройствами. Основными отраслями психологии являются:

1. Клиническая психология и психология здоровья

Эта область психологии объединяет две области, которые ранее изучались по отдельности. Во-первых, клиническая психология посвящена изучению, обнаружению и лечению психических расстройств и клинических случаев психического здоровья. Во-вторых, психология здоровья исследует влияние болезней и общих проблем со здоровьем, связанных с психикой.

Психологи обладают необходимыми научными знаниями для оценки, диагностики, интерпретации, лечения и предотвращения широкого спектра психических расстройств или привычного поведения, которые могут угрожать физическому и психическому здоровью пациентов. В рамках этой отрасли используются такие методы, как когнитивная психология и нейропсихология.

2. Социальная психология

Социальная психология анализирует все психологические процессы и взаимодействия, влияющие на то, как функционирует общество. Он также изучает человеческие взаимодействия, которые возникают, когда они являются частью общества. Поэтому его основными темами изучения являются сосуществование людей, роли, поведение и социальные организации.

Целью социальной психологии является изучение влияния человеческих отношений и жизни в обществе на поведение и психическое здоровье людей. В этой области есть несколько важных теорий. Например, символический интеракционизм, корни которого уходят к социологу Джорджу Х. Миду. Он был профессионалом, который развил изучение поведения, языка и жестов в результате отношений, которые естественным образом возникают, когда он растет в сообществе.

3. Педагогическая психология

Процессы обучения и интеллектуальное развитие человека в сфере образования являются основными предметами, изучаемыми в педагогической психологии. На самом деле, его исследования, проводимые в рамках научной деятельности, направлены на улучшение преподавания и производительности студентов. Он делает это, предлагая новые образовательные методы для оптимизации продвижения знаний.

Основной функцией каждого педагога-психолога является совершенствование системы обучения. Они также помогают людям, особенно детям, обнаруживать все, что может помешать их процессу обучения. Например, дислексия, дискалькулия, дисграфия и нарушения невербального обучения. Это возможно только благодаря психообразовательному вмешательству, разработке образовательных программ и поддержке как учителей, так и учащихся

4. Организационная психология

Большая часть нашей жизни проходит в таких местах, как школы, университеты, компании и общественные организации. Следовательно, личностный рост и поведение людей зависят от их развития и здорового взаимодействия внутри этих организаций.

Организационная психология в прошлом была известна как промышленная психология. Основное внимание уделяется исследованию человеческого и коллективного поведения внутри организации (организационное поведение). Его целью является улучшение качества жизни сотрудников, что позволяет достичь большей эффективности в соответствии с интересами компании.

5. Судебная психология

Раздел юридической психологии. Он отвечает за проведение исследований и применение специальных методов, таких как виктимология, психология свидетельских показаний и криминальная психология. Он также используется в судебных делах, когда судьям и судам требуется совет профессионала.

Судебные психологи обычно работают в судебно-медицинских клиниках. Они работают вместе с судами для решения дел об изнасиловании, жестоком обращении с детьми, гендерном насилии или дискриминации. Кроме того, они отвечают за психологическую оценку жертв и агрессоров и представление их диагнозов и наблюдений в судах.

Специализация в любой области психологии требует изучения

Психология — чрезвычайно обширная наука. Он разделен на множество ветвей в зависимости от конкретной специальности. Однако пять представленных выше — одни из самых востребованных и широко изученных. Если вы недавно получили диплом психолога, вам не следует стесняться продолжать совершенствовать свои знания, получая доступ к степени магистра онлайн или на месте, чтобы вы могли специализироваться в выбранной вами области.

Это может вас заинтересовать…

Отрасли психологии

Все мы слышали о психологах, работающих в различных сферах человеческой деятельности. Тем не менее, знаем ли мы, что влечет за собой каждое из них? Большинство принятых в настоящее время определений психологии гласят, что она в основном изучает поведение. Обширное наследие психологии уходит своими корнями в философию и другие гуманитарные дисциплины. Основа психологии изменилась на «естественные» или «точные науки» во многих частях мира. Признание психологии наукой, основанной на общей приверженности концептуальной ясности, методологической строгости и передаче информации, является точкой соприкосновения современной психологии. У дисциплины была огромная проблема с классификацией. Психология является как естественной, так и социальной наукой, причем акценты варьируются в зависимости от отрасли и теоретической направленности, а также сложности предмета. В психологии осмысленная категоризация требует существенных различий.

Обзор различных разделов психологии

Психология имеет много разделов, и каждый раздел определяет специализированную область психологии. Итак, давайте кратко обсудим основные разделы психологии:

Психология личности

Психологи личности исследуют, почему люди ведут себя определенным образом. Эти психологи изучают, как личностные черты, в том числе доброжелательность, различаются между людьми и как эти черты взаимодействуют, формируя личность. Кроме того, психологи личности исследуют, как экспрессия генов влияет на личность. Хотя их основное внимание уделяется исследованиям, они также могут лечить тех, кто страдает от проблем с личностью.

Аномальная психология

Пациенты с ненормальным поведением или структурой мышления находятся в центре внимания ненормальной психологии. Психические заболевания, такие как булимия или шизофрения, являются примерами ненормального поведения, определяемого как поведение, не соответствующее культурным ценностям. Исследователи в этой области психологии стремятся понять, что заставляет людей вести себя нетипично, имеет ли это поведение биологическую основу (природа) или оно обусловлено обстоятельствами (воспитание).

Поведенческая психология

Поведенческие психологи — это те, кто исследует, как разум влияет на последующее поведение. Психологи, специализирующиеся на поведенческих проблемах, консультируют, диагностируют и лечат пациентов. Поведенческие психологи исследуют, как у людей формируются привычки и как разум влияет на физическую реакцию.

Клиническая психология

Клиническая психология – это практика психологов, занимающихся индивидуально и комплексно лечением людей с психическими расстройствами. Прежде чем поставить диагноз пациенту и сформулировать план лечения для устранения симптомов психологического расстройства, клинические психологи взаимодействуют с клиентами посредством осмотров, обсуждений и тестирования. Они исследуют чувства и переживания пациента на протяжении нескольких встреч, чтобы пролить свет на болезнь. Основные обязанности клинических психологов — оценка, диагностика и лечение психологических проблем и психических заболеваний. Большинство клинических психологов специализируются на одной или даже нескольких узких областях, таких как злоупотребление алкоголем и наркотиками, расстройства дефицита внимания, тревожные расстройства, такие как паническое расстройство и иррациональные страхи, травмы головы, сильная боль, расстройство пищевого поведения, академическая деятельность, неудачи, горе. тяжелая утрата, проблемы с личностью, нарушения сна, суицидальные наклонности или обсессивно-компульсивные расстройства.

Клиническая неврология

Они участвуют в оценке, наблюдении и лечении людей с аномалиями головного мозга путем проведения исчерпывающего немедикаментозного тестирования и тщательной оценки. Эпилепсия, черепно-мозговая травма, неврологические состояния, инсульты, наркомания и алкогольная зависимость, трудности в обучении, синдром дефицита внимания, слабоумие и психические заболевания, такие как шизофрения, входят в число состояний, с которыми могут столкнуться пациенты.

Когнитивная психология

Когнитивные психологи интересуются психическими процессами и изучают, как люди приобретают, анализируют и хранят знания в своем мозгу. Эти психологи проводят эксперименты и исследования для изучения памяти, восприятия и обучения. Они стремятся полностью понять разум и устранить когнитивные расстройства, такие как трудности в обучении, потеря памяти и другие.

Консультативная психология

Пациентам, переживающим эмоционально тяжелые обстоятельства, вызванные физическими или психологическими проблемами, может быть предложено проконсультироваться с терапевтом-консультантом, который ведет пациентов в таких ситуациях. Консультанты по вопросам скорби и брака будут включены в психологическое консультирование. Они оценивают пациентов, прежде чем давать конкретные рекомендации по улучшению их самочувствия и снижению стресса. Они также помогают с партнерскими отношениями, благополучием, трудоустройством, удовольствием, здравоохранением и готовностью к чрезвычайным ситуациям для отдельных лиц, пар, семей и групп. Они помогают людям вылечиться от расстройств пищевого поведения и справиться со стрессом, горем и утратой, сильной болью, депрессией и гневом.

  • Для пар − Повышайте эффективность воспитания и эффективного общения, контролируйте напряженность и предотвращайте разводы.

  • Для семей − Решение проблем, возникающих в неблагополучных семьях, и предложение помощи при недопонимании.

  • Для предприятий — Помощь в найме новых сотрудников, оценка и реализация новых инициатив по обучению и помощь в разрешении конфликтов

Общественная психология

Работая с местными жителями и государственными организациями, решайте вопросы личного, социального, институционального и экологического характера, влияющие на эмоциональное благополучие общества. Они проводят исследования на уровне сообщества, оценивают потребности сообщества, планируют проекты, предлагают консультации и сотрудничают с другими для устранения социальных барьеров. Например, мы можем работать с группами иммигрантов, чтобы помочь им обосноваться в новой стране, установив контакты с людьми из аналогичного этнического происхождения, языковую помощь, жилье и т. д.

Психология развития

Изучая развитие человека от рождения до старости, психологи развития улучшили наше понимание того, как люди развиваются на протяжении всей своей жизни, как умственно, так и физически. Психологи в первую очередь изучают биологическое развитие тела, интеллектуальное развитие и эмоциональное развитие, среди других тем исследования. Психологи, занимающиеся развитием, оценивают и диагностируют состояние своих пациентов для лечения различных проблем, включая задержки развития детей. Психолог может порекомендовать терапию, чтобы помочь ребенку не отставать, или просто наблюдать за тем, как ребенок прогрессирует сам по себе, когда какие-либо из этих отклонений возникают часто.

Педагогическая психология

Педагоги-психологи изучают способы обработки и усвоения знаний, а также стратегии обучения. Чтобы лучше понять, как улучшить образовательный процесс, примените психологические теории развития человека к исследованию этих процессов. Они заинтересованы в росте и образовании людей на протяжении всей их жизни.

Они помогают семьям с детьми младшего возраста в вопросах развития, обучения, привязанности, проблемного поведения и других проблем. Напротив, они могут помочь педагогам, родителям и детям с такими проблемами, как избегание школы, проблемы с обучением, низкая самооценка, издевательства и другие поведенческие проблемы.

Экспериментальная психология

Экспериментальные психологи изучают фундаментальные психологические процессы, такие как восприятие, память, рассуждение и внимание. Можно спорить о том, можно ли считать многих психологов экспериментальными, учитывая, насколько сильно эта дисциплина находится под влиянием исследований. Однако единственной целью психологов-экспериментаторов является изучение и документирование поведения животных или человека. Их исследования часто поддерживают работу в других областях и позволяют сделать более общий вывод.

Криминальная психология

Судебные психологи работают на стыке психологии и правовой системы. Они часто проводят анализы и исследования, направляющие судебные дела. Это может повлечь за собой определение способности обвиняемого предстать перед судом или обучение сотрудников правоохранительных органов и сотрудников экстренных служб методам обращения с правонарушителями и местами совершения преступлений. Некоторые судебные психологи работают над оценкой риска, то есть объективной оценкой того, может ли человек представлять опасность в будущем, даже несмотря на то, что многие из них работают в правовой системе.

Психология здоровья

Психологи здоровья изучают, как и почему люди заболевают, и это направление развивается. Эти психологи помогают людям принимать решения, которые приносят пользу их здоровью и благополучию их домохозяйств, сообществ и всего мира. Среди их пациентов есть люди с проблемами зависимости от психоактивных веществ и генетическими заболеваниями.

Психология человеческого фактора

Исследования используются психологами человеческого фактора для усовершенствования потребительских товаров, телекоммуникаций, технологий и практически любой другой системы, связанной с человеческим взаимодействием. Благодаря более четкому пониманию восприятия аудитории и того, как они взаимодействуют с продуктами и технологиями, они надеются разработать более безопасные и продуктивные решения. Эти психологи исследуют и консультируют предприятия по обеспечению безопасного рабочего места для работников.

Организационная и производственная психология

Психология ввода-вывода, часто известная как промышленно-организационная психология, изучает влияние человеческого поведения на предприятия и организации. Психологи I/O оценивают рабочую среду и предоставляют план наилучшей производительности сотрудников и баланса между работой и личной жизнью. Психологи I/O являются экспертами в планировании, проведении исследований рабочей среды и изучении теорий принятия решений.

Социальная психология

Социальные психологи работают над пониманием уникального поведения и личности в условиях социального взаимодействия. В этой области психологии психологи изучают, как общество влияет на поведение людей и обстоятельства, в которых они действуют. Большинство социальных психологов изучают и отслеживают стереотипы, предубеждения и групповую динамику. Социальные психологи способствовали лучшему пониманию социальных установок, склонности к интеграции в группу и социального выбора во времени.

Спортивная психология

Спортсмены, работающие со спортивными психологами, добиваются наилучших результатов. Эта подкатегория психологов фокусируется на том, как спорт влияет на психологию и наоборот.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts