Основные школы современной психологии: Школы психологии — Психологос

Содержание

Основные направления и школы современной психологии

Похожие презентации:

Основные направления психологии

Основные направления и школы отечественной психологии

Основные направления современной психологии

Психология как наука и практика

Основные направления в психологии

Основные психологические школы

Научные направления и подходы в современной психологии

Психология, как наука

Краткий очерк истории психологии

Становление и современное состояние психологии как науки

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

2. ЗАРУБЕЖНАЯ Ψ

ПСИХОЛОГИЯ
СОЗНАНИЯ
БИХЕВИОРИЗМ
ПСИХОАНАЛИЗ
ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ –
Уильям Джеймс (1842-1910г.)
американский философ и психолог, один
из основателей и ведущий представитель
прагматизма и функционализма. Авторами
учебных пособий и научных работ часто
называется отцом современной психологии
(предшественник создания направления–
Франц Брентано)
предмет изучения –
душа человека, сознание

4.

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯСТРУКТУРАЛИЗМ –
Эдвард Титченер (1867-1927г.)
англо-американский
психолог-экспериментатор
(предшественник создания
направления – Вильгельм Вундт)
предмет изучения –
душа человека, сознание

5. БИХЕВИОРИЗМ

Джон Уотсон (1878-1958г.)
американский психолог,
основатель бихевиоризма —
одной из самых
распространённых
теорий в западной психологии
XX века
предмет изучения –
поведение человека

6. ПСИХОАНАЛИЗ

Зигмунд Фрейд (1856-1939г.)
австрийский психоаналитик,
психиатр и невролог, наиболее
известен как основатель
психоанализа, который оказал
значительное влияние на психологию,
медицину, социологию, антропологию,
литературу и искусство XX века
предмет изучения –
личность человека

7. ГЕШТАЛЬТ Ψ

Фриц Перлз (1893-1970г.)
выдающийся немецкий
врач-психиатр, психотерапевт,
основоположник гештальт-терапии
(последователи:
М.Вертгеймер,
В. Келер,
К.Коффка)
предмет изучения –
целостные структуры

8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ Ψ

Абрахам Маслоу (1908-1970г.)
известный американский психолог,
основатель гуманистической
психологии, широко известна
«Пирамида Маслоу» -диаграмма
иерархии человеческих
потребностей
(в основе психоанализ и гештальт Ψ)
предмет изучения –
человек и личность

9. КОГНИТИВНАЯ Ψ

Жан Пиаже (1896-1980г.)
швейцарский психолог и
философ, известен
работами по изучению
психологии детей, создатель
теории когнитивного развития
предмет изучения –
познавательные и
психические процессы

10. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ Ψ

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ПОДХОД
ПОДХОД
основе: психоанализ, учения Карла
Маркса, Чарльза Дарвина)

11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 — 1765г.)
великий русский ученый, химик,
физик, художник, историк, поэт
и писатель, труды которого стали
известны во всем мире.
Прославился в таких областях
знаний, как: астрономия,
геология, приборостроение,
география и многих других.
Разработал проект Московского
университета

12. РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927г.)
невропатолог, психолог, психиатр, создал
первую в России экспериментальнопсихологическую лабораторию (1885 г.)
и Психоневрологический институт (1908 г.),
в котором осуществлялись комплексные
исследования человека
предмет изучения — все рефлексы,
протекающие с участием головного мозга
В отношении русской психологии, в основном
следовавшей в тот период традициям В. Вундта,
рефлексология сыграла значительную роль по
выведению ее за пределы принципов
самонаблюдения

13. ФИЗИОЛОГИЯ

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905г.)
русский просветитель
и создатель физиологической
школы
предмет изучения – функции
живого организма, их связь между
собой, регуляция и приспособление
к внешней среде, происхождение и
становление в процессе эволюции и
индивидуального развития особи

14.

ФИЗИОЛОГИЯИван Петрович Павлов (1849—1936г.)
русский учёный, физиолог, создатель
науки о высшей нервной деятельности
и формировании рефлекторных дуг;
основатель крупнейшей российской
физиологической школы; первый русский
лауреат Нобелевской премии
продолжил исследования И.М. Сеченова
в физиологической школе оказавшие
серьезное влияние и на отечественную,
и на зарубежную психологию
предмет изучения — функции живого организма,
их связь между собой, регуляция и приспособление
к внешней среде, происхождение и становление в
процессе эволюции и индивидуального развития
особи

15. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Лев Семенович Выготский (1896-1934г.).
советский психолог, основатель исследовательской
традиции, которая стала известна начиная с
критических работ 1930-х годов как «культурноисторическая теория» в психологии
идеи воплощены в психологии, педагогике,
дефектологии, языкознании, культурологии,
искусствознании
Важным моментом в концепции Л. С. Выготского
является его отношение к проблеме связи развития и обучения.
Обучение — особым образом организованное общение. Общение
со взрослым, овладение способами интеллектуальной
деятельности под его руководством как бы задают ближайшую
перспективу развития ребенка; она и называется зоной
ближайшего развития. Действенным оказывается то обучение,
которое «забегает вперед» развития.
предмет изучения – психика, личность

16. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
советский психолог и философ, членкорреспондент Академии наук СССР.
Автор статьи «Проблемы психологии
в трудах Карла Маркса».
в теории исходным выступает действие,
«проникающее» в объективную
действительность и «несущее мышление
на своем острие»
предмет изучения — психика,
опосредованная деятельностью

17. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979г.)
советский психолог, философ, педагог и
организатор науки, занимался проблемами общей
психологии и методологией психологического
исследования.
Взгляды психолога сформировались на
базе культурно-исторического подхода
Л. С. Выготского.
предмет изучения — деятельность,
а психика является одной из форм
предметной деятельности, поскольку
она (психика) не может быть отделена
от опосредующей ее деятельности
Школы Льва Семеновича Выготского и Сергея
Леонидовича Рубинштейна–наиболее
авторитетные школы в отечественной психологии
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
породила крупнейшую в советской психологии
школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев,
А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П.
И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

English     Русский Правила

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

Карпов А. В. — Психология труда

В учебнике изложены основы психологии труда в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Подробно рассмотрены основные разделы психологии труда, ее главные…

Ромек В. Г. — Поведенческая психотерапия

В книге «Поведенческая психотерапия» впервые в нашей стране представлены теоретические и экспериментальные основы применения в психотерапии одного из ведущих направлений современной психологии — бихевиоризма….

Гальперин П. Я. — Хрестоматия по истории психологии

«Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса» содержит статьи и фрагменты программных проектов ведущих представителей основных направлений зарубежной психологии — бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа,. ..

Психология личности: основные понятия и теории

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности по К.К. Платонову. Теории личности: психоанализ, бихевиоризм, когнитивные теории, гуманистические теории, интеракционистские теории. Иные…

Школы психологии

Саим Среда, 29 апреля 2020 г.

Современная психология охватывает 19-й и 20-й века, когда бесчисленное количество психологов представили свои взгляды в свете исследований и опыта. Когда мы собираем идеи в одном месте и объясняем одни и те же методы изучения, мы называем их школами мысли в психологии .

Какие школы мысли в психологии — Когда убеждения разных психологов

группируются вместе на основе сходства, следующие 9Возникают 0005 школ психологии .

Структурализм в психологии — школы мысли в психологии

Вильгельм Вундт является основателем этой школы мысли. По его словам, психология — это наука о сознании. Он сосредоточился на разбиении психических процессов на самые основные компоненты.

Эта школа психологии посвящена открытию структуры разум и сознание . Согласно ему, мы можем знать мыслей, впечатлений и волнений , от которых человек страдает во время сознательного опыта с помощью внутреннего наблюдения или самонаблюдения.

Согласно этой психологии школе мысли, характер обычно познается через чувства. И это чувство изучается из внутреннего наблюдения или интроспекции.

Немецкому врачу Вильгельму Вундту приписывают введение психологического открытия в лабораторные условия. Известен как «отец экспериментальной психологии». Он основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, в 1879 году.

Эдвард Б. Титченер был еще одним крупным мыслителем структурализма.

Критика структурализма — Школы психологии

Это психология школа мысли только подчеркивала структуру и действия разума, но игнорировала характер.

Доступ к этой психологической школе мысли не является объективным. Материал, основанный только на устном отчете, не может быть научно проверен.

Несмотря на все свои недостатки, психологическая школа структурализма господствовала в США и Европе в течение многих лет.

Функционализм в психологии — Школы психологии

Школа функционализма сформировалась как реакция на теории школы мысли структурализма и находилась под сильным влиянием работы американского философа, ученого и психолога Уильяма Джеймса.
 
Уильям Джеймс чувствовал, что психология должна иметь практическую ценность и что психологи должны выяснить, как разум может функционировать на благо человека.

В своей книге, Принципы психологии, , опубликованные в 1890 году, он заложил основы для многих вопросов, которые психологи будут исследовать долгие годы.
Другие основных мыслителей-функционалистов включали Джона Дьюи и Харви Карра.

Среди других участников 19-го века в этой области немецкий психолог

Герман Эббингауз, пионер в экспериментальном изучении памяти. Кто разработал количественные модели обучения и забывания в Берлинском университете.

So Российско-советский физиолог Иван Павлов, открывший у собак процесс обучения, который позже был назван «классическим обусловливанием» и применен к людям.

Начиная с 1950-х годов экспериментальные методы, изложенные Вундтом, Джеймсом, Эббингаузом, и другими, будут повторяться по мере того, как экспериментальная психология станет все более когнитивной, связанной с информацией и ее обработкой. И, в конце концов, стал частью более широкой когнитивная наука.

В первые годы своего существования это развитие рассматривалось как «революция», поскольку оно одновременно отвечало и противодействовало течениям мысли, включая психодинамику и

бихевиоризм , которые развивались в то же время.

Ассоциативизм в психологии — Школы психологии

Подобно функционализму, ассоциационизм принял форму школы мысли , которую мы видим в структурализме, бихевиоризме, гештальте, 0006 и психоанализ.

Эксперты этой психологической школы мысли изучали образование научным путем. Согласно этой психологической школе , когда между нашими действиями и нашими установками существует связь, основанная на опыте, это называется ассоциацией.

Эта теория уделяет большое внимание прошлому опыту. Аристотель, Лок Гоббс, Джордж Беркли, и Юм — все они поддерживали эту психологическую школу.

В наше время Мюллер, Морган, Павлов и Б. Ф. Скиннер были названы сторонниками

ассоциативной школы мысли.
 
Герман Эббингауз сделал бессмысленные слова и экспериментально доказал, что бессмысленные слова запоминаются поздно, а значимые слова запоминаются быстро, потому что между ними есть гармония.

Бихевиоризм в психологии — Школы психологии

В Соединенных Штатах бихевиоризм стал доминирующей психологической школой в течение 1950-х годов. Бихевиоризм был основан в начале 20-го века Джоном Б. Уотсоном, , а затем принят и расширен Эдвардом Торндайком, Кларком Л. Халлом, Эдвардом С. Толменом, , а затем Б. Ф. Скиннером.

Бихевиористская школа психологии — Теории обучения подчеркивала то, как люди могут быть предрасположены или обусловлены окружающей средой для поведения определенным образом.

Что такое бихевиоризм в психологии

— Таким образом, под поведенческими паттернами понималась условная реакция организмов на стимулы в окружающей их среде.

Большая часть исследований состояла из лабораторных экспериментов на животных, популярность которых росла по мере усложнения физиологии.

Учебная машина Скиннера , механическое изобретение для автоматизации задачи запрограммированного обучения. Бихевиоризм Скиннера разделял со своими предшественниками философскую склонность к позитивизму и детерминизму.
 
Бихевиористы обычно отвергали или приуменьшали значение двойных объяснений, таких как «ум», или «сознание»; и вместо исследования «бессознательного разума», лежащего в основе неосознанности, они говорили о «случаевном поведении», в котором неосознанность проявляется внешне.

Среди самых известных творений бихевиористов

Эксперимент Джона Б. Ватсона «Маленький Альберт», , в котором классическое обусловливание применялось к развивающемуся человеческому ребенку, и понятие оперантного обусловливания Скиннера, которое признавало, что человеческая деятельность может влиять на модели и циклы экологических стимулов и поведенческих реакций.

Критика бихевиоризма — Школы мысли в психологии

Критика лингвистом Ноамом Хомским бихевиористской модели овладения языком широко рассматривается как ключевой фактор снижения известности бихевиоризма.

Мартин Селигман и его коллеги обнаружили, что обусловливание собак приводит к результатам («выученная беспомощность»), которые противоречат предсказаниям бихевиоризма.

Но бихевиоризм Скиннера не умер, возможно, отчасти потому, что он нашел успешные практические применения.

Гештальт в психологии — Школы мысли в психологии

Вольфганг Колер, Макс Вертхаймер и Курт Коффка соучредитель школы гештальт-психологии . Этот подход основан на идее, что люди воспринимают вещи как единое целое.

Этот подход к психологии зародился в Германии и Австрии в конце 19 века в ответ на молекулярный подход структурализма.

Что такое Гештальт-психология — Вместо того, чтобы разбивать мысли и поведение на мельчайшие элементы, позиция Гештальт утверждает, что весь опыт важен, и целое отличается от суммы его частей.

Гештальт-психология не следует путать с гештальт-терапией Фрица Перлза, которая лишь периферийно связана с гештальт-психологией.

Психоанализ — Школы психологии

С 1890-х годов до своей смерти в 1939 году австрийский врач Зигмунд Фрейд разработал Психоанализ .

Метод исследования ума и способа мышления; систематизированный набор теорий о человеческом поведении; и форма психотерапии для лечения психологических или эмоциональных расстройств, особенно бессознательных конфликтов.

Психоаналитическая теория Фрейда была в значительной степени основана на интерпретационных методах, самоанализе и клинических наблюдениях.

Он стал очень известен, в основном потому, что затрагивал такие темы, как сексуальность, подавление, и бессознательное как общие аспекты психологического развития .

В то время эти темы считались запретными, и Фрейд послужил катализатором для их открытого обсуждения в приличном обществе. Клинически Фрейд помог первооткрывателю метода свободных ассоциаций и терапевтического интереса к толкованию сновидений.
 
Фрейд оказал значительное влияние на швейцарского психиатра Карла Юнга, , чья аналитическая психология стала альтернативой глубинной психологии.

Среди других известных ученых-психоаналитиков середины 20-го века были психоаналитики, психологи, психиатры и философы, среди этих мыслителей были Эрик Эриксон, Мелани Кляйн, Д.В. Винникотт, Карен Хорни, Эрих Фромм, Джон Боулби и дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд.

На протяжении 20-го века психоаналитики превратились в различных психологических школ, большинство из которых можно отнести к неофрейдистским.

Критика психоанализа

Психоаналитическая теория и терапия подверглись критике со стороны психологов и философов, таких как Б. Ф. Скиннер, Ганс Айзенк и Карл Поппер.
 
К 20-му веку факультеты психологии в американских университетах стали ориентироваться на эксперименты, маргинализируя теорию Фрейда и рассматривая ее как «высохший и мертвый» исторический артефакт.

Заключение

Короче говоря, это основная школа мысли в психологии. Каждая школа мысли имеет свое влияние в эпоху своего развития. Каждая школа мысли имеет свое значение и место в своих клиентах.

Этапы психосоциального развития Эриксона

Современные подходы к психологии | Введение в психологию. Эти подходы лежат в основе подавляющего большинства психологических теорий, поэтому они будут появляться снова и снова в этом курсе и в каждом курсе психологии, который вы будете изучать в будущем.

Поведенческая психология

Первые исследования в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек продуцировали рефлекторную (бессознательную) реакцию на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с условным рефлексом. оригинальный стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.

Маслоу, Роджерс и гуманизм

Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.

Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).

Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).

Когнитивная революция

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении надолго отвлекли внимание психологов от разума. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 19В 50-е годы появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием Когнитивная психология , который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен тем влиянием, которое бихевиоризм оказал на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Рисунок 4 . Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена ​​в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Когнитивная психология

Когнитивная психология радикально отличается от предшествующих психологических подходов тем, что она характеризуется обоими из следующего:

  1. Он допускает использование научного метода и в целом отвергает интроспекцию как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.
  2. Он прямо признает существование внутренних психических состояний (таких как убеждения, желания и мотивация), в отличие от бихевиористской психологии.

Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или инсайтов. Основные области исследований в когнитивной психологии включают восприятие, память, категоризацию, представление знаний, числовое познание, язык и мышление.

Краткое изложение истории психологии

До времен Вундта и Джеймса философы рассматривали вопросы о разуме. Однако и Вундт, и Джеймс помогли создать психологию как отдельную научную дисциплину. Вундту было структуралист , что означало, что он считал, что наш когнитивный опыт лучше всего можно понять, разбив этот опыт на составные части. Он думал, что это лучше всего достигается путем самоанализа.

Уильям Джеймс был первым американским психологом и сторонником функционализма . Эта конкретная точка зрения была сосредоточена на том, как умственная деятельность служила адаптивной реакцией организма на окружающую среду. Как и Вундт, Джеймс также полагался на самоанализ; однако его исследовательский подход также включал более объективные меры.

Зигмунд Фрейд считал, что понимание бессознательного абсолютно необходимо для понимания сознательного поведения. Особенно это касалось отдельных лиц, которых он видел, страдающих различными истериями и неврозами. Фрейд полагался на анализ сновидений, оговорки и свободные ассоциации как на средства доступа к бессознательному. Психоаналитическая теория оставалась доминирующей силой в клинической психологии в течение нескольких десятилетий.

Одной из самых влиятельных школ в истории психологии был бихевиоризм. Бихевиоризм сосредоточился на том, чтобы сделать психологию объективной наукой, изучая открытое поведение и преуменьшая важность ненаблюдаемых психических процессов. Джона Уотсона часто считают отцом бихевиоризма, и нельзя недооценивать вклад Б. Ф. Скиннера в наше понимание принципов оперантного обусловливания.

По мере того, как бихевиоризм и психоаналитическая теория овладевали столь многими аспектами психологии, некоторые начали испытывать неудовлетворенность психологической картиной человеческой природы. Таким образом, гуманистическое движение в психологии начало укрепляться. Гуманизм фокусируется на потенциале всех людей к добру. И Маслоу, и Роджерс оказали влияние на формирование гуманистической психологии.

В 1950-х ландшафт психологии начал меняться. Наука о поведении начала возвращаться к своим корням, сосредоточившись на психических процессах. Этому переходу способствовало появление нейронауки и информатики. В конце концов произошла когнитивная революция, и люди осознали, что познание имеет решающее значение для истинной оценки и понимания поведения.

Ранние школы психологии: все еще активны и продвинулись дальше ранних идей
Факультет психологии Описание Самый ранний период Исторически важные люди
Психодинамическая психология Сосредоточено на роли бессознательного и детского опыта в воздействии на сознательное поведение. Крайний конец 19 — начало 20 века Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон
Бихевиоризм Сосредоточен на наблюдении и контроле поведения через то, что можно наблюдать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts