Основные виды восприятия в психологии: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

2.2. Классификация восприятия

1. Выделяется несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

зрительное,

— слуховое,

— осязательное,

— кинестетическое,

— обонятельное,

— вкусовое восприятие.

Однако, различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

2. Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

— восприятие пространства;

— восприятие движения;

— восприятие времени.

Восприятие пространства происходит за счет работы вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.

Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и, прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины главным образом связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга.

В восприятии удаления предметов(или пространственной глубины) играет роль конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. При обратном переходе – с близкого на далекий предмет – наблюдается дивергенция глаз, т.

е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Как конвергенция, так и дивергенция сопровождаются определенными двигательными ощущениями. Хотя мы обычно не замечаем эти ощущения, в восприятии пространства они играют существенную роль. Импульсы, возникающие вследствие относительного напряжения мышц глаз, являются важным источником информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга. Наряду с ощущениями от конвергенции и дивергенции глаз (при переводе взора с далекого предмета на близкий и обратно) мы получаем ощущения от аккомодации глаз. Суть явления аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслаблением мышц глаза, что влечет за собой определенные ощущения напряжения или расслабления, которых мы не замечаем, но которые воспринимаются соответствующими проекционными полями коры головного мозга.

Расположение предметов по отношению друг к другу также играет большую роль при восприятии пространства. При значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция прекращаются. Но мы можем судить об удаленности предметов по косвенным признакам. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера, т.е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, дальше от нас или ближе. И эти признаки часто позволяют нам судить об удаленности предметов в пространстве.

Восприятие движения осуществляется благодаря сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы можем воспринимать одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Для его возникновения пауза между раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются. Если же пауза очень велика (например 1 с), изображения осознаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

Все теории восприятия движения могут быть разделены на две группы:

  1. Теории, выводящие восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

  2. Теории, утверждающие, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к элементарным ощущениям (позиция М. Вертгеймера). Подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Однако основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Восприятие времени. Наиболее простыми формами оценок времени являются процессы восприятия длительности. В основе этих процессов лежат «биологические часы организма». К ним относятся ритмические процессы (смена процессов возбуждения и торможения), протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Эти процессы обеспечивают такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмику появления голода, смены сна и бодрствования и т.п. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения – торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Оценка длительности времени также зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Интересно, что восприятие времени во время болезниможет искажаться. Основное влияние при этом оказывает чувство тревоги, которое влечет за собой состояние напряжения. Если для расслабленного человека время течет незаметно, то при напряжении время тянется очень медленно. Страдающий больной испытывает чувство замедления хода времени, это особенно характерно для людей с болевыми симптомами.

Часто боль и ее интенсивность становятся маркерами времени, которые делят сутки по ее затиханию и нарастанию.

Важно в практике врача иметь представление и о восприятии боли пациентом. Боль – это всегда психофизиологическое образование. Восприятие боли включает как само ощущение боли, так и эмоциональную реакцию на это ощущение. Индивидуальное восприятие боли носит сложный характер. Оно может быть различным как у отдельных людей, так и у одного и того же человека в зависимости от периода его жизни; болевые ощущения зависят и от физиологического состояния организма человека. Кроме того, восприятие боли зависит от прошлого опыта человека, от культурных традиций. Существует индивидуальная переносимость боли, зависящая в основном от глубоких структур мозга. Страх и тревога резко усиливают чувство боли, а состояние психического напряжения, ярости и агрессии гасит болевые ощущения. Следовательно, признаками боли выступают следующим симптомы:

  • ее присутствие;

  • изменение напряжения;

  • боль, как правило, можно локализовать с той или иной степенью точности;

  • боль ограничена во времени, обладает определенной динамикой;

  • боль может быть выражена для другого человека как содержание болевого переживания, как жалоба, и, таким образом, осознана;

Чаще всего, боль рассматривается пациентами как главный симптом болезни.

При этом пациенты рассуждают таким образом: «нет боли, нет болезни». В бытовом сознании боль является синонимом тяжести болезни.

В ситуации болезни боль исполняет несколько функций. Наиболее важной из них является сигнальная (информационная) функция. Боль является сигналом тела о том, что случилось. При хронической боли болевая граница смещается. Подпороговая боль может долго не распознаваться, пока не усилится. Часто человек терпит привычную боль, находя для этого различные оправдания. Боль может играть роль важного фактора астенизации – изнурения, утомления человека. Хроническая боль может приводить к дистрессу и к резкому искажению реакций организма, прежде всего, снижению иммунитета.

27. Восприятие, основные виды и свойства

26. Ощущения. Их качественные и количественные характеристики Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений.

Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:

— качество,

— интенсивность,

— продолжительность,

— пространственная локализация,

— абсолютный порог,

— относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор — качественные характеристики; вес книги или ее длина — количественные. Качество ощущения — свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния — химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: «Расскажите о своих ощущениях во время…» И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

— сила действующего раздражителя (его физические характеристики),

— функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно «ослепнуть» от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения — другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный — чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал — от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим — он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще «отойти», то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения — это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью».

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога — болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения — тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения — то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение относительного порога к интенсивности раздражителя является константой. У зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000. У слухового — 1/10. У тактильного — 1/30.

Психические процессы основываются на восприятии. Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т. е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10° в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время – это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.

Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения – непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности – наблюдательность.

Skidmore College

Events

Nov04

Performance — Music

Кевин Кеннер на концерте

Музыкальный центр Zankel: Знаменитый пианист Кевин Кеннер представит мощную и красноречивую книгу мастера Франца Листа, включающую первый вечер классической музыки Années de pèlerinage,…

Подробнее

Nov06

Мастерская

Мастерская центра письма

Библиотека, Lucy Scribner Meeting Room417: Семинар, который поможет вам укрепить ваши базовые навыки письма. Мы сосредоточимся на стратегиях составления плана, организации абзацев и построении тезиса…

Подробнее

Nov10

Лекция

Дурба Гош: Памятники удалены: колониальная эпоха…

Palamountain Hall Дэвис Аудитория: Доктор Дурба Гош, Корнельский университет Индия и Пакистан стали независимыми,…

Подробнее

Nov11

Сообщество

Церемония Дня ветеранов

Флагшток главного входа в Скидмор. флагшток, когда вы подъезжаете к главному входу в кампус.

Подробнее

Информация и ресурсы

Почему Skidmore?

Мы — динамичное сообщество, где творческое мышление имеет значение в любом деле.

Узнать больше

Истории студентов

Узнайте своими словами, почему студенты Skidmore приходят сюда.

Узнать больше

Creative Thought Works

Посмотрите, как гуманитарные науки отличают наших выпускников каждый день, во всех областях, вокруг мир.

Истории выпускников. Фоторепортаж: Осенние пики в Скидморе

Осенний семестр в самом разгаре, и в нем проводится ряд захватывающих академических, художественных, спортивных и общественных мероприятий.

  • Skidmore признан лучшим колледжем за ценность, финансовую помощь и устойчивость

    U.S. News & World Report, The Princeton Review и другие издания называют Skidmore ведущим гуманитарным колледжем с «Большой финансовой помощью», «Лучшей школой по соотношению цены и качества» и «Лучшими работниками в области социальной мобильности». Lighting Celebration Weekend

    С кампусом, светящимся зеленым цветом, сообщество Skidmore собралось вместе для захватывающих праздничных выходных, наполненных весельем, семьей и друзьями.

    Фриман Храбовски III рассказал о своем опыте преобразования Университета Мэриленда, округ Балтимор, в лидера по привлечению недостаточно представленных студентов бакалавриата в области STEM, а также о своем видении инклюзивного образования и общества.

  • Гребной спорт отправляет три лодки на судно Head of Charles

    Skidmore принял участие в крупнейшей и самой престижной гребной регате в мире, что стало захватывающим достижением для растущей программы.

  • Делая историю: приветствуя выпускников 2026 года

    Skidmore встречает самый большой первокурсник в истории колледжа — 785 студентов, отобранных из более чем 13 000 абитуриентов.

  • Начало нового века

    Колледж Скидмор отмечает столетие своего колледжа годовым празднованием своей истории и размышлениями о предстоящем путешествии.

  • Место в первом ряду для истории в Лондоне

    Skidmore London Студенты первого года обучения оказываются в центре знаменательного момента в истории после смерти королевы Елизаветы II и восшествия на престол короля Карла III.

  • Творчество
    Мысль
    Материя

    Мы верим, что каждая жизнь становится более глубокой благодаря творчеству.

    Подробнее

     

     

    Учебный план

    Изучите, что говорит вам
    .

    Какой бы дисциплиной вы ни занимались, вы будете смотреть на нее со всех сторон, соединяя различные способы мышления и несвязанные идеи. Выбери специальность, совмести интересы, или проложите свой собственный путь.

    Подробнее

     

     

    Кампус

    Найдите себя здесь.

    Отмеченные наградами рестораны и общежития, идеальный студенческий городок и 1000 акров земли. природная красота — есть что покрыть. Но, как и любой дом, наш кампус это и удобное место для возвращения, и стартовая площадка для изучения окружающего мира ты.

    СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ

    УСТОЙЧИВОСТЬ

    Это гораздо больше, чем просто «экологичность».

    Мы полностью привержены защите окружающей среды. Из нашего собственного солнечного поля и 29 здания с геотермальным отоплением и охлаждением, студенческие компосты, сады, и многое другое — мы делаем это сами, чтобы наши экосистемы и те, что за ними, могли пожинать плоды немедленная выгода.

    Скидмор Факты

    $ 47 1009

    Средний грант Skidmore в первом году

    44

    Majors

    100+

    Клубы и организации

    8: 1

    Студент-болот.

    17

    «Не бойтесь нестандартных карьерных путей. То, что большинство ваших одноклассников, друзей или членов семьи работают в определенной отрасли, не означает, что вы обязаны это делать. Объединить свои интересы проще, чем вы думаете. Если вы будете усердно работать и проявлять себя, вы встретите нужных людей, которые помогут вам на этом пути».

    Деррик Ям 17

    Количественный аналитик, Baltimore Ravens

    Просмотр профиля

    93

    «Я не люблю сидеть и болтать о снаряжении или плагинах. Для меня овладение техникой — это умение слушать! Речь идет о принятии решений и уверенности в выбранном вами творческом направлении. Так что будь хорошим слушателем».

    Эмили Лазар 93

    Президент/Инженер, The Lodge Mastering

    Просмотр профиля

    99

    «Правила медиаиндустрии постоянно меняются. Скорее всего, вашей будущей работы еще не существует. Примите сбой и планируйте гибкость в ответ на непредвиденные обстоятельства. Принимая решения о карьере, подумайте о своем следующем прыжке. Ставьте себя в ситуации, которые ведут к множеству альтернативных вариантов будущего».

    Джереми Сигел 99

    Вице-президент CBS Interactive

    Просмотр профиля

    Ощущение против восприятия – Введение в психологию I

    8. Ощущение и восприятие

    Цели обучения

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Различать ощущение и восприятие
    • Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
    • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

    Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

    Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

    Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50 % случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

    Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

    Абсолютные пороги обычно измеряются в тщательно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

    Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

    Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».

    Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

    Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

    В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невниманию, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

    Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

    Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

    На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

    В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

    Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

    Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts