Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: Особенности общения дошкольников со взрослыми: мотивы и формы

Содержание

Особенности общения дошкольников со взрослыми: мотивы и формы

Содержание

  • 1 Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
  • 2 Особенности общения детей со взрослыми
    • 2.1 Мотивы ребенка в общении со взрослыми
    • 2.2 Формы общения дошкольников с взрослыми
  • 3 Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Общение дошкольника с взрослыми является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Он – носитель знаний о мире, эксперт в освоении всех окружающих дошкольника предметов, наставник в социальных отношениях и авторитет в огромном количестве жизненно важных вопросов.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

Особенности общения детей со взрослыми

Взаимоотношения, в которых одним из субъектов выступает ребенок, безусловно, имеют свои особенности.

В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение.

Разумеется, не любой взрослый оказывает исключительное влияние на развитие дошкольника. Речь идет о близких ребенку людях – это родители, бабушки и дедушки, няня, воспитатель и еще считанное ближайшее окружение.

Мотивы ребенка в общении со взрослыми

Какова та пружинка, которая подталкивает дошкольника к общению со взрослым? Ведь большинство родителей, нянь и бабушек оказывают столько внимания своему воспитаннику, что порою кажется, что может не остаться места для инициативы общения со стороны ребенка. Однако пружинки срабатывают. В дошкольном возрасте проявляются следующие мотивы общения:

  • деловой
  • познавательный
  • личностный

Деловые мотивы выражают стремление дошкольника обращаться к родителям и воспитателям как к партнерам в его важных детских делах. Ребенку нравится задействовать в свою игру старших. В подобных условиях дошкольник воспринимает взрослого как понятливого участника и одновременно организатора совместных действий.

Инициируя игру, малыш обязательно выделит определенную роль взрослому, но примет подсказки и помощь от своего «подопечного». Например, внучка выступает «врачом» для своей бабушки, но при этом с готовностью откликается на предложение поправить стетоскоп, посмотреть, как аккуратно следует накладывать пластырь.

Познавательные мотивы призваны утолить ненасытную любознательность ребенка. И ведь что важно: взрослый не только расскажет новое и объяснит непонятное. Он еще и хороший слушатель. И выслушает детские рассуждения, и поправит там, где ребенок высказывается ошибочно.

Младшие дошкольники довольствуются любыми ответами на свои вопросы. У них еще только складываются первые картинки многогранной мозаики окружающего мира. Это период послушания и некритического принятия информации или правил, исходящих от взрослого.

Старшие дети утоляют свой познавательный интерес по-другому. Они обсуждают со взрослыми различные темы, стремятся установить новые связи с тем, что уже знают. Поэтому от взрослых ждут аргументированных пояснений, а также оценки их, детских, предположений.

Все ярче в старшем дошкольном возрасте проявляются личностные мотивы общения.

Они выражаются тягой к конкретному взрослому. Теперь ребенок обращается с волнующим его вопросом не к любому взрослому, а к тому, кто видится ему экспертом в данной теме. Или же стремится находиться дольше рядом с тем человеком, к которому испытывает эмоциональное расположение. Например, мальчишка хочет быть рядом с папой, когда тот мастерит что-то своими руками.

Если ребенок что-то делает, ему так важно услышать мнение взрослого. Маленькие дети ожидают исключительно похвалы, им не ведома объективность. Да и старшие дошкольники подспудно надеются на хвалебные отзывы о результатах своего труда. Однако они понимают, что оценка взрослого может выражаться в подсказках, замечаниях.

Главное заключается в том, что высказывание взрослого является для ребенка необходимым звеном его деятельности – будь то оценка, поддержка или нейтральное суждение.

Формы общения дошкольников с взрослыми

Преобразовываются на протяжении дошкольного детства и основные условия, способствующие развитию общения дошкольника со взрослым.

В переходный период от раннего к дошкольному возрасту, который приходится на 3-летний рубеж, малыш все чаще способен шагнуть за пределы конкретной ситуации. Ребенок 4 лет, гуляя в парке, допытывается у мамы, живут ли в этом лесу зайчики. Или же после пытается построить дома домик для белки, которую видел на прогулке. Это пример поведения внеситуативного характера.

Как следствие, формы общения в дошкольном возрасте все больше становятся внеситуативными. В зависимости от преобладающей мотивации, движущей ребенком, выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым:

  • внеситуативно-познавательная
  • внеситуативно-личностная

Первый вариант преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.

Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений.

На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек. По этой причине дошкольники так любопытны к гостям своих родителей. Раззнакомившись, они начинают расспрашивать мамину подругу, кем она работает, любит ли она фрукты, есть ли у нее дети и пр.

Также внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и формировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.

Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Значительна роль общения со взрослыми в развитии ребенка как коммуникатора. Очевидно, что в поведении ребенка, как в зеркале, проявляются те характерные признаки, которыми отличается общение между членами семьи. Если в семье принято благодарить друг друга, предлагать свою помощь, спрашивать разрешения взять не свою вещь, то и в речи малыша рано появится «Спасибо!», «Можно это взять?» и подобные важные средства коммуникации. Образец поведения – непременная роль любого родителя для его детей, даже если родитель об этом не задумывался.

Дошкольник обращается к взрослому, чтобы понять отношения с такими же детьми, как он сам. Он рассказывает о том, как ведут себя другие дети, об их поступках. И это вовсе не жалобы.

Дошкольник пытается понять и уяснить для себя правила общения. В данном случае взрослый выступает экспертом для ребенка.

Конечно же, родители и воспитатели наставляют детей, как нужно вести себя со старшими и сверстниками. Но эти правила поведения ускользают от ребенка, пока он не понаблюдает тронувшую его ситуацию, или же сам не окажется действующим лицом некоего затруднительного эпизода в общении. Вот тогда у дошкольника появляются вопросы, касающиеся межличностных отношений, с  которыми он одет к авторитетному взрослому, чтобы получить объяснения.

Детей привлекают взрослые с выраженными нравственными качествами. Они, как камертон, настроены на доброжелательность, душевность, позитивность человека и моментально улавливают эти качества в людях. Взрослый, обладающий подобными чертами, становится для ребенка авторитетом и экспертом. Именно его поддержку и одобрение стремится заслужить дошкольник. Ему доверит свою детскую тайну. Проявит эмоциональную готовность выполнять озвученные им требования и правила.

И наоборот, какими бы малолетними ни были дети, они остро чувствуют несправедливость и пренебрежение. Если взрослый несправедливо рассудил детей в спорной ситуации, или отмахнулся от ребенка, считая его вопросы не стоящими внимания, дошкольника ранит подобное отношение. У малыша появляется чувство незащищенности, и он будет избегать общения с этим взрослым.

Эмоционально положительное восприятие взрослого ребенком выражается в открытости и доверительности, в частом обращении ребенка к одному и тому же старшему. С обратной стороны главное, что требуется, — это отношение к ребенку как к личности. Принимать дошкольника равноправным партнером коммуникации – непременное условие развития общения дошкольников со взрослыми.

Особенности общения со сверстниками и развитие в дошкольном возрасте | Материал по теме:

Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее определение понятия общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[15, C.92].

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.

        Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

        Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и.т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

        Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10  раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

        Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и.т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

        Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми.

        Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [17, C. 74-77].  

        В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником.

▪ деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка  к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;

▪ личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т. е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;

▪ познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

        В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

        В исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослым.

▪ большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным  составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;

▪ сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;

▪ нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения;

▪ преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить  диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.

        Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано  с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.

        Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной —  дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится  деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

        В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе:  одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.

        Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам  и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.                    

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Москвитина, Л. А. Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста / Л. А. Москвитина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13888/ (дата обращения: 16.10.2022).



ФГОС ДОО определяет социально-коммуникативное развитие, как направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых… [8]

Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека» [6].

Л. И. Божович говорила о том, что коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов) [1].

Процесс социализации, усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими детьми и взрослыми. В этом процессе ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения и опыт, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Именно эти первые отношения являются фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к окружающему миру, его поведение и самочувствие среди людей.

М. И. Лисина говорила, что «общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата» [6].

Исследования М. И. Лисиной показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом [6].

Возникновение потребности общения ребёнка в семье — важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни малыша — это тот период, когда ребёнок готов к общению с окружающими его взрослыми. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его — вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому близкому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей формируется чувство отчужденности, недоверие к окружающим людям.

Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление. Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. Исследования трёхмесячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, в 4–6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены весёлые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый — радость или страх. Научившись различать эмоциональные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. В младенчестве ребёнок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нём человека [2].

После первого годажизни периоды непосредственного общения малыша со взрослыми хотя и остаются главными в развитии коммуникационной компетенции малышей, но они уступают возможности более широкого общения со сверстниками. Первые контакты детей в процессе игры ещё непродолжительны, но именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным.

От года до трёх лет деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность, он требует от старших участия в своих делах. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.

Центральным новообразованием трёх лет Л. И. Божович считает появление «Системы Я», которая порождает потребность действовать самостоятельно. Развивается самосознание ребёнка, появляется самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых [1]. Эмоционально-практическое общение со сверстниками — соучастие — позволяет ребёнку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость [2].

Я. Л. Коломинский говорил, что развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов [3]:

На первом этапе (2–4 года) сверстник является партнёром по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.

На втором этапе (4–6 лет)возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учёт действий и воздействий партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

На третьем этапе (6–7 лет)общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений [3].

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми. Отношения с родителями становятся для ребёнка той платформой, на которой они будут строить свои взаимоотношения с другими взрослыми и со сверстниками. В том случае, если эти отношения носят дружелюбный характер, взрослые заинтересованы показать ребёнку весь спектр форм вежливого обращения ко взрослым и детям, сами являются хорошими собеседниками, ребёнок усвоит, что окружающий мир, таящий в себе много интересного, откроет свои тайны, если правильно попросить об этом. [6].

К 6–7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Общение со сверстниками становится всё более привлекательным, переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности. Ребёнок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей, стремится утвердиться в своих лучших качествах, у него возникает потребность в признании и уважении ровесника. Он стремится к сотрудничеству через игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. Не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение, появляются конфликты в межличностных взаимоотношениях дошкольников. [7]

Конфликт в дошкольном возрасте — это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками. О. Н. Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

‒ отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

‒ неблагоприятная семейная обстановка;

‒ личностная предрасположенность к конфликту [5].

Немаловажным элементом психического развития ребёнка, влияющим на формирование коммуникативной компетенции, является его самооценка. Социальный опыт будет присвоен им только по мере осознания себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Дошкольник учится смотреть на себя со стороны, оценивать свои действия, поступки, соотносить свои возможности с той социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает» жизнь. [7].

Н. Т. Колесник выделяет следующие типы самооценки:заниженная адекватная — неадекватная, средняя адекватная — неадекватная, завышенная адекватная — неадекватная [4]. Причём, у детей 4–5 лет преобладает завышенная оценка своих качеств, благодаря которой они чувствуют большую уверенность, активны, инициативны в общении. К концу дошкольного возраста, в связи с развитием волевой сферы, формированием системы ценностей «хорошо-плохо», самооценка приближается к адекватной, либо резко снижается. Дети могут говорить о том, что о них думают другие, что от них хотят взрослые, справятся ли они с тем или иным заданием, делом. [7].

Таким образом, в дошкольном возрасте, общение, как важнейший фактор формирования личности, проходит в своём развитии ряд этапов. Семейные отношения для ребёнка является примером взаимодействия с окружающим миром. Негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этапе дошкольного детства, возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО Изд-во «МОДЭК», 1997.
  2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной — М.. 1987.
  3. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. — Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984.
  4. Колесник, Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — М., 1999. — 15с.
  5. Нифонтова, О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. дис.канд.пед.наук. — Курск., 1999. — 16 с.
  6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-148022.html
  7. Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-148480.html
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, окружающий мир, формирование личности, развитие общения, совместная деятельность.

Отношения со взрослыми и сверстниками

Цель 1: Дети развивают здоровые позитивные отношения со взрослыми и сверстниками

К концу каждой возрастной группы или класса большинство детей соответствуют стандартам предыдущей возрастной группы или класса в этом домен.

От младенцев до детей старшего возраста

От младенцев

(0–12 месяцев)

  1. Реагировать на взрослый посредством действий или вокализации, например, повторять «ооо» или «баба» от взрослого
  2. Участвуйте в простых (1–2) игровых взаимодействиях со взрослыми, например, воркуйте, кувыркайтесь, играйте в мяч
  3. Демонстрируйте удовольствие от взаимодействия с другими детьми, например, улыбайтесь, протягивайте руку, хихикайте
  4. Может плакать, когда плачет другой ребенок

Маленькие дети

(9-18 месяцев)

  1. Реагируют на знакомых и незнакомых взрослых, например, протягивают руку матери, прячутся за папиными ногами
  2. Участвуйте в более сложных игривых взаимодействиях с другими людьми, например, в прятки, игры пальцами
  3. Продемонстрировать простое просоциальное поведение, например, помахать на прощание, сказать «спасибо», обнять
  4. Проявлять грусть или беспокойство, когда другой ребенок плачет или расстроен (например, может обратиться за помощью к взрослому или предложить одеяло, еду или мягкую игрушку)

Дети старшего возраста

(18–36 месяцев)

  1. Развитие доверия и комфортного общения со знакомыми взрослыми
  2. По очереди во время простых игр и в разговоре
  3. Демонстрировать повышенный интерес, а также разочарование по отношению к другим детям
  4. Начать имитировать роли и отношения через игру, например, кормить куклу, водить папину машину, танцевать как балерина
  5. Использование слов в игре со сверстниками, например, простое указание
  6. Используйте слова во взаимодействии со взрослыми, например, «Я буду мамой, ты будешь ребенком»
  7. Используйте слова или жесты, чтобы выразить сочувствие другому ребенку или взрослому, который обижен или плачет (например, «с тобой все в порядке?», «не плачь» или помогает собрать просыпанные крекеры)

От младшего дошкольного возраста до детского сада

Младшие дошкольники

(36-48 месяцев)

  1. Играйте с другими детьми, делясь предметами, переговариваясь в течение нескольких минут
  2. Установите безопасные и доверительные отношения со знакомыми взрослыми
  3. Начать уважать права других
  4. Общается со знакомыми взрослыми и принимает некоторые указания и указания
  5. Сотрудничать с другими во время игры и в повседневной жизни
  6. Развивает дружбу со сверстниками
  7. Применяет социально приемлемое поведение со сверстниками и взрослыми

Старшие дошкольники

(48–60 месяцев)

  1. Играйте и сотрудничайте с другими детьми, делитесь предметами, беседами и идеями
  2. Уважать права других, признавая их чувства и отвечая вежливостью и добротой
  3. Принимайте советы и указания от знакомых взрослых и ищите их поддержки, когда это необходимо
  4. Предлагать решения социальных проблем

Дошкольники

Доверительные отношения со взрослыми

  1. Просить помощи у взрослых для выполнения сложных задач
  2. Отвечать и задавать вопросы взрослым для лучшего понимания
  3. Вступить в ответный разговор со знакомыми взрослыми
  4. Завоевать доверие взрослых; взаимодействует с доверенными взрослыми в качестве ресурса и разделяет взаимные интересы

Развитие социальных навыков

  1. Инициировать, присоединяться и поддерживать позитивное взаимодействие с небольшой группой из 2–3 детей
  2. Участие в совместной учебной деятельности для выполнения задания
  3. Играйте совместно с 3 или 4 другими игроками в течение длительного периода времени
  4. Выразите себя в новых настройках
  5. Участие в играх и мероприятиях, требующих соблюдения правил
  6. Инициировать обмен и чередование, когда это уместно
  7. Уважайте различия других по сравнению с собой
  8. Признавать положительные качества в других
  9. Пригласить других присоединиться к группе
  10. Определить друзей на основе близости и частоты взаимодействия

От первого до третьего класса

Первоклассники

  1. Совместное взаимодействие в группах по 4-5 детей
  2. Определить способы хорошо работать и играть со сверстниками
  3. Демонстрация положительных навыков общения со сверстниками и взрослыми
  4. Уважать чувства, права и имущество других
  5. Демонстрировать возрастающую способность конструктивно разрешать конфликты со сверстниками
  6. Сотрудничество в малых и больших группах

Второклассники

  1. Выявление и установление позитивных отношений со сверстниками и взрослыми
  2. Определите положительные характеристики дружбы
  3. Применить социальные нормы для подключения
  4. Распознать связь между личным поведением и социальным общением
  5. Слушайте других и начинайте понимать их точку зрения
  6. Защитить себя и других
  7. Расскажите о несправедливости, которую они видят, и примите меры со сверстниками
  8. Прежде чем реагировать, обдумайте наилучший подход к проблеме

Третьеклассники

  1. Признать, что социальные нормы и соображения безопасности определяют поведение
  2. Признать наличие различий в навыках и способностях среди сверстников
  3. Различать разные точки зрения среди сверстников и взрослых
  4. Демонстрировать уважение к личному пространству и вещам
  5. Помочь себе и другим сделать социально приемлемый выбор и ответственные решения
  6. Опишите надлежащие меры реагирования на домогательства, запугивания и жестокое обращение
  7. Анализировать более сложные проблемы, чтобы помочь определить тип необходимого решения
  8. Идентифицируйте друзей по характеру, а не по тем, кому нравятся одни и те же игрушки/занятия
  9. Чередуйте роли лидера и ведомого, чтобы поддерживать игру

Социальная коммуникация (прагматика) — Kid Sense Child Development

Что такое социальная коммуникация (прагматика)?

Социальная коммуникация или прагматика относится к тому, как дети используют язык в социальных ситуациях.

Он состоит из трех компонентов, включая:

  1. Способность использовать язык для различных целей (например, приветствовать, информировать людей о вещах, требовать, приказывать, просить).
  2. Способность адаптировать язык к потребностям слушателя или ситуации (например, говорить по-разному с ребенком по сравнению со взрослым, говорить громче, когда много шума, осознавать знания слушателя и давать больше или меньше информации, когда нужный).
  3. Следование часто «негласным» правилам беседы и рассказывания историй (например, по очереди вести беседу, смотреть на говорящего, стоять на соответствующем расстоянии от говорящего, использовать мимику и жесты). Правила разговора часто различаются в разных культурах, внутри культур и в разных семьях. Поэтому человеку важно быстро понять правила человека, с которым он общается.

Дети с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС, включая синдром Аспергера) и первазивное расстройство развития (не уточненное иначе) испытывают трудности с социальным общением (прагматические навыки).

 

Почему важна социальная коммуникация (прагматика)?

Социальная коммуникация (прагматика) важна для того, чтобы иметь возможность строить социальные отношения с другими людьми. Это также важно с академической точки зрения, так как многие мероприятия, основанные на учебной программе, основаны на работе в группах и общении между сверстниками.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития социальной коммуникации (прагматики)?
  • Рецептивный (понимающий) язык: Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, знаков или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Доязыковые навыки: Способы нашего общения без использования слов, включая жесты, мимику, подражание, совместное внимание и зрительный контакт.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
  • Саморегуляция: Способность получать , поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.

 

Этапы развития социальной коммуникации (прагматики) следующие:

ВОЗРАСТ        НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
0-18 месяцев
  • Приносит предметы взрослому, чтобы показать их.
  • Пытается привлечь внимание звуками, жестами, захватывая рукой.
  • Машет в знак приветствия или прощания или говорит слово «до свидания».
  • Запрашивает вещи с помощью жестов, звуков или слов (например, тянется за печеньем в шкафу).
  • В знак протеста качает головой, издает звуки или отталкивает предметы.
  • Комментирует объект или действие, привлекая внимание взрослого, указывая, озвучивая или произнося слово (например, указывая на собаку и произнося «гав-гав» с намерением показать собаку взрослому).
  • Смотрит на говорящего или отвечает выражением лица, вокалом или словом/словами, когда кто-то говорит.
18 месяцев – 2 года
  • Использует слова или короткие фразы для различных языковых функций (например, приветствие: «привет», «до свидания»; протест: «нет», «мой»; утверждение: «мяч синий»; указание направления: произнесение «мяч». », показывая вам, чтобы получить мяч).
  • Использует такие фразы, как «Что это?» чтобы привлечь внимание.
  • Называет предметы в присутствии других людей.
  • Участвует в словесной очереди.
2–3,5 года
  • Может взять на себя роль другого человека в игре.
  • Участвует в большем количестве ходов во взаимодействии с другими.
  • Начинает понимать потребности других людей и будет говорить с младенцем иначе, чем со взрослым.
  • Подтверждает сообщения своего партнера по общению, говоря что-то вроде «да», «хорошо», «мм».
  • Начинает использовать язык для фантазий и притворства.
  • Запрашивает разрешение на действия (например, «Мама, могу я выйти на улицу?»).
  • Начинает исправлять других.
  • Способен рассказывать простые истории и начинает делать предположения о том, что может произойти в истории (логический вывод).
4–5 лет
  • Может правильно использовать такие термины, как «это», «тот», «здесь» и «там».
  • Более регулярно использует язык для обсуждения эмоций и чувств.
  • Использует косвенные запросы (например, «Я голоден», чтобы попросить еду).
  • Рассказывание историй развивается, и ребенок может описать последовательность событий (например, «Человек на лошади, он собирается перепрыгнуть через забор, а затем он собирается пойти домой»).
5–6 лет
  • Способность рассказывать истории развивается, и теперь ребенок может рассказать историю с центральным персонажем и логической последовательностью событий, но все еще может испытывать трудности с концовкой (например, «Жил-был маленький мальчик по имени Джо, у которого есть сестра и брат и который любит ловить рыбу. Однажды …….»).
  • Начинает угрожать и может оскорблять.
  • Может хвалить других («Молодец, ты сделал это»).
  • Умение давать обещания (например, «Я обещаю, что сделаю это завтра»).
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с социальным общением (прагматические навыки)?

Если у ребенка есть трудности с социальным общением, он может:

  • Им трудно оставаться в теме разговора.
  • Не пытайтесь привлечь внимание взрослых, потому что они не знают, как это сделать, или делают это ненадлежащим образом.
  • Склонны стоять слишком близко к говорящему и не замечают личного пространства.
  • Неорганизованно рассказывайте истории.
  • С трудом смотрите на говорящего или смотрите слишком пристально на говорящего.
  • Доминирует в разговорах и не слушает.
  • Не просит разъяснений, если не понял.
  • Быть неспособным интерпретировать тон голоса других (например, не распознавать сердитый и счастливый голос).
  • Ограниченно используйте язык (например, только дает указания или делает заявления, но не здоровается и не задает вопросов).
  • Имеют трудности с пониманием точки зрения другого человека.
  • Трудно заводить друзей.

* В некоторых ситуациях дети нередко испытывают трудности с прагматическими или социальными коммуникациями. Однако, если они возникают часто или кажутся неуместными для их возраста, это может быть поводом для беспокойства.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности в общении (прагматике)?

Когда у ребенка возникают трудности с социальным общением, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Поведением: Действиями ребенка, обычно связанными с окружающей средой (например, событий, включая дни рождения, или вести себя неприемлемым образом, например, дергать сверстников за волосы или кричать на кого-то, чтобы привлечь их внимание).
  • Сенсорная обработка: Точная регистрация, интерпретация и реакция на сенсорную стимуляцию в окружающей среде и собственном теле.
  • Завершение академической работы (например, ребенок может неправильно истолковывать устные или письменные инструкции к заданиям и/или испытывать трудности с образным письмом).
  • Планирование и установление последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи или действия для достижения четко определенного результата.
  • Рабочая память: Способность временно сохранять и обрабатывать информацию, связанную с пониманием языка, рассуждениями и изучением новой информации; и обновлять эту информацию по мере изменения.
  • Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, знаков или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Артикуляция: Четкость звуков речи и разговорного языка.
  • Беглость: Плавность или плавность, с которой звуки, слоги, слова и фразы воспроизводятся при разговоре.
  • Игровые навыки: Добровольное участие в мотивированной деятельности, которая обычно связана с удовольствием и удовольствием, когда деятельность может быть, но не обязательно, целенаправленной.
Что можно сделать для улучшения социальной коммуникации (прагматика)?
  • Совместная работа с персоналом дошкольных или школьных учреждений для установления общих целей общения и разработки стратегий, помогающих поддерживать ребенка в условиях класса.
  • Даты игр: Организация игр со сверстниками из школы, дошкольных учреждений, групп по уходу за детьми и дополнительных учебных групп, чтобы познакомить ребенка с подходящими способами взаимодействия со сверстниками.
  • Группы социальных навыков: Это группы, созданные специально для обучения навыкам социального взаимодействия.

 

Какие действия могут помочь улучшить социальную коммуникацию (прагматика)?
  • Ролевая игра: Участвуйте в ролевых играх со взрослыми и другими детьми, чтобы имитировать социальные ситуации (например, поход по магазинам, поход в парк, посещение бабушек и дедушек).
  • Игры с чередованием: Занимайтесь играми по очереди, например, настольными играми, чтобы научить ребенка тому, что «проигрывать — это нормально».
  • Выражение лица: Посмотрите на выражение лица и обсудите чувства, связанные с выражением лица.
  • Мимика: Тренируйтесь, имитируя гримасы, выражающие разные чувства.
  • Описание занятий: Вместе смотрите на картинки, чтобы стимулировать описательный язык по теме или предмету, а взрослый побуждает ребенка удерживать тему.
  • Куклы: Примите участие в ролевой игре или кукольном представлении после просмотра смоделированной ситуации.
  • Комиксы: Используйте подходящие комиксы, иллюстрирующие социальные ситуации (что можно или нельзя) и прямо рассказывая о том, что происходит.
  • Группы социальных навыков: Работайте со школой над созданием небольших структурированных групп, в которых можно практиковать социальные навыки (например, очередность, ожидание, ответы, сохранение темы, вопросы).
  • Социальные истории: Разрабатывайте социальные истории, показывающие, как вести себя и реагировать в определенных социальных ситуациях.
  • Приветствия: Поощряйте вашего ребенка говорить «привет» и «до свидания» в социальных взаимодействиях.

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с социальным общением (прагматика)?

Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с навыками социального общения, важно для помощи ребенку:

  • Узнайте, как правильно взаимодействовать с другими людьми во время игры, разговора и взаимодействия.
  • Узнайте, как заводить друзей в школе и во внешкольных мероприятиях (например, заниматься спортом, посещать такие группы, как скауты).
  • Mподдерживать дружеские отношения со сверстниками.
  • Научитесь правильно реагировать во время общения со знакомыми людьми (например, родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями семьи) и незнакомыми людьми (например, со взрослыми и детьми, с которыми им может понадобиться общаться во время экскурсий или при посещении таких мест, как парк или бассейн) .
  • Развитие понимания и осведомленности о социальных нормах и овладение определенными социальными навыками (например, по очереди в разговоре, использование надлежащего зрительного контакта, словесное рассуждение, понимание образного языка).
  • Некоторым детям, у которых есть трудности с прагматическими навыками, требуется подробное обучение тому, как взаимодействовать и общаться с другими людьми, поскольку эти навыки не являются для них естественными.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с социальной коммуникацией (прагматикой)?

Когда у детей возникают трудности с социальным общением, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Заводить новых друзей.
  • Поддержание дружбы со сверстниками.
  • Надлежащее общение с незнакомыми людьми (например, с владельцем магазина) и со специалистами, которых вам необходимо посетить на прием (например, к врачу, стоматологу).
  • Быть воспринятым другими как «грубый».
  • Взаимодействие с коллегами в рабочей среде.
Какой тип терапии рекомендуется при проблемах с социальной коммуникацией (прагматикой)?

Если у вашего ребенка проблемы с социальным общением, рекомендуется обратиться к логопеду.

Если есть несколько проблемных областей (т. е. не только социальная коммуникация), для решения проблемных функциональных областей вполне могут быть рекомендованы как трудотерапия, так и логопедия. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.

Детские разговоры: Говоря со Seers v. Взрослые — 1107 слов

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Обсуждение
  3. Заключение
  4. Работы цитировали

Введение

  • Язы которые они используют при разговоре со взрослыми. Согласно Veltman (38), коммуникация выходит за рамки способности передавать информацию от одного человека к другому. Это влечет за собой способ передачи информации, задействованные невербальные сигналы и уровень уважения к людям, с которыми разговаривают в данной обстановке.

    Некоторые другие вопросы, которые будут проанализированы в речи, включают тон голоса, зрительный контакт, выражение лица и громкость речи. То, как ребенок разговаривает со сверстниками, будет сильно отличаться от того, когда в диалоге участвует взрослый. В этой исследовательской работе основное внимание уделяется определению различий в языке детей, когда они разговаривают со сверстниками и когда они разговаривают со взрослыми.

    Согласно Alatis (56), язык детей сильно различается, когда они разговаривают со своими сверстниками и когда они разговаривают со взрослыми. Этот ученый говорит, что отношения, существующие между двумя или более людьми, участвующими в диалоге, всегда будут определять их манеру речи. Когда дети заняты речью между собой, они всегда чувствуют себя расслабленными. На них не давят попытки угодить кому-то своей речью или проявить какое-то чувство уважения, в котором нет необходимости.

    По этой причине они всегда начинают свою речь без страха. В большинстве случаев их язык может быть неформальным, неструктурированным и предназначенным для развлечения.

    Стенограмма Дариена и Ханны показывает диалог между двумя братьями и сестрами. Видно, что эти двое ведут здоровый диалог, в котором никто не чувствует себя хуже другого. Хотя Дариен на три года старше Ханны, они оба считают друг друга ровесниками. Они разговаривают свободно, без лишних формальностей. Этого не будет, когда они разговаривают со взрослыми.

    Иногда голос может быть излишне высоким, особенно когда они находятся в группе. Голос также может повышаться в тех случаях, когда эти дети чувствуют, что их сверстники игнорируют их. Об этом свидетельствует диалог Дариена и Ханны. Когда Дариен издевается над Ханной, называя ее ребенком, она злится на него и кричит, чтобы он заткнулся. Из этого утверждения ясно следует, что когда дети разговаривают со своими сверстниками; они высказывают свое мнение свободно и без какой-либо формы страха.

    Ребенку не свойственно упрекать взрослого даже в тех случаях, когда у него есть желание сделать это. Однако Дариен легко высказывает свое мнение о том, что он думает о Ханне. Это так сильно раздражает Ханну, и, учитывая, что она считает Дариена своим ровесником, она отвечает на это криком на него. Редкий случай, когда ребенок поступил бы так со взрослым. Уважение, которое существует между взрослым и ребенком, было бы преградой против таких резких тонов.

    Дети всегда стараются улучшить свой язык, когда разговаривают со взрослыми. Они хотели бы избежать случаев, когда им не хватает дисциплины. Как отмечает Алатис (74), дети видят во взрослых своих лидеров, которым нужно подчиняться. Это всегда отражается в манере, в которой они говорят с ними.

    Хотя бывают редкие случаи, когда некоторые дети спорят со взрослыми, демонстрируя неуважение, в большинстве случаев дети стараются быть скромными перед взрослыми. При обращении к взрослым дети используют другой тон и мимику, выражающую уважение. Они не могут свободно обращаться к взрослым, как к своим сверстникам, потому что они ясно знают, что эти двое не ровесники, и если они будут плохо себя вести, их всегда могут наказать старшие.

    По словам Вельтмана (63), даже нахальные дети будут притворяться, что их наказали перед родителями или другими взрослыми, чтобы завоевать их благосклонность и избежать любого наказания, связанного с отсутствием дисциплины. Они знают, что эти взрослые обладают властью или другими преимуществами, в которых они могут нуждаться, и для того, чтобы они получили эти преимущества, они должны продемонстрировать, что заслуживают их.

    То, как Дариен и Ханна разговаривают со своей матерью, говорит о большом уважении. Ханна говорит: «Мам, можно я покажу Кристине свой зуб?» Это смиренная просьба к матери. Просьба делается тихим тоном и с ожиданием того, что мать примет просьбу. Было бы важно понять структуру этого предложения.

    Ханна начинает с оценки ценности Вонетты в семье. Она ее мать, и это слово выходит первым. Это знак того, что она очень уважает свою мать. Второе слово — «может быть», это смиренная просьба к матери. Это показывает, что Ханна понимает, что ее мать имеет право принять или отклонить просьбу.

    Манерность, с которой сделано это заявление, также свидетельствует об уважении этой маленькой девочки к взрослым. Она предпочла бы показать Кристине свой зуб, не спрашивая разрешения. Однако она предпочитает сначала получить разрешение от своей матери. Такое качество уважения пропадает при разговоре с братом. Она даже кричит на него, чего не может делать, разговаривая с двумя другими взрослыми.

    Часто дети соревнуются в речи, когда находятся среди своих сверстников. Каждый хотел бы, чтобы его слушали в таком групповом контексте. Однако это меняется, когда они разговаривают со взрослыми. Когда дети разговаривают со взрослыми, очень часто встречается чередование разговоров. Они будут говорить только тогда, когда отвечают на вопрос, дают объяснение или делают просьбу. Дети также редко вовлекают взрослых в спор, когда каждый пытается быть услышанным.

    Заключение

    Дети всегда знают, что то, как они обращаются к своим сверстникам, отличается от того, как они обращаются к своим родителям или другим взрослым. Они могут использовать резкие тона по отношению к другим сверстникам, потому что прекрасно знают, что их никоим образом не будут наказывать или унижать. Им не нужно просить о каких-либо услугах у своих сверстников, поэтому им удобно использовать любой тон для обращения к ним, если сообщение передано.

    Совсем другое дело при общении со старшими. Дети с особым уважением относятся к взрослым в обществе. Они всегда будут умолять, просить и делать все для своих родителей или других взрослых, чтобы получить услуги. Они не смеют повышать голос или вступать в спор со взрослыми.

    Процитированные работы

    Алатис, Джеймс. Стратегическое взаимодействие и овладение языком: теория, практика и исследования; Круглый стол Джорджтаунского университета по языкам и лингвистике . округ Колумбия: Пресса Джорджтаунского университета, 1993. Печать.

    Вельтман, Кальвин. Language Shift в США . Нью-Йорк: Мутон, 1983. Печать.

    Это эссе на тему «Разговоры детей: разговоры со сверстниками против взрослых» было написано и представлено вашим коллегой.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts