Тембр голоса: что он может сказать о человеке
Тембр голоса может рассказать о многом, от возраста человека до его пристрастий. Если изучить «язык тембров», то можно понять о человеке даже то, что он сам хочет скрыть.
Фото: УмнаяУмная
Тембр как личность
Видео дня
Нет двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Специалист по певческим технологиям Иван Левидов, говорит, что «основные характерные элементы тембра каждого голоса есть величина постоянная, не изменяющаяся с момента мутации голоса».
Порой, долго не видя человека, мы можем не узнать его, но стоит ему заговорить, мы тут же его вспомним. Один только тембр голоса во многом определяет человека. Французский фониатр Жан Абитболь однажды даже отказался делать операцию пациентке – считал, что изменение голоса изменит ее личность.
Что такое тембр
Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи — «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.
Фониатры говорят, что тембр голоса труднее настроить, чем музыкальный инструмент. Радикально же «переделать», к примеру, тенора в бас и вовсе нельзя. Даже хирургическим путем.
От чего зависит тембр голоса
От плотности смычки голосовых связок, от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее создается пластичностью перстнещитовидной мышцы, которую профессор и императорский лейб-отиатр Н. П. Симановский называл «музыкальной», так как она действует, как колок у скрипки.
Еще тембр зависит от объема трахеи и формы внутреннего резонатора. Так у Шаляпина было куполообразное нёбо, от которого, как от соборного свода отталкивался звук. И это нёбо стало предметом изучения не только фониатров, но и отоларингологов, антропологов и анатомов. За «окраску» же тембра отвечают обертоны. Чем больше обертонов – тем «вкуснее» голос.
Обертоны
Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.
Голос словно поднимается по обертонной лестнице — с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же — по «шажкам» обертонов — постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.
Как рождается отклик на звуковую волну
Человек в среднем состоит на 60% из жидкой субстанции, которая и откликается на звук вибрацией. Немецкий исследователь звука и фотограф (киматик – от «kyma» – волна) Александр Лаутервассер провел ряд опытов – проигрывал у водоема звуки разной частоты — лязг подвижного состава поезда, крики чаек, фразы из токкат Баха. И фиксировал на фотокамеру волновой «отклик» воды. Каждый звук рождал свой узор. Так и человек вибрирует вслед за тембром голоса.
Чем мы говорим
«Ртом», «горлом», «грудью» и даже «животом». Последний в ответе за повышенную корпулентность подавляющего большинства оперных певцов – они «кладут голос на чрево». И вовлекают в процесс звучания все тело. Как младенец. Когда он плачет, то резонирует от макушки до пяток. С возрастом человек «зажимается». Голос теряет способность включать весь организм. И его вибрации «застревают» на уровне горла. Но мы созданы природой как единый резонатор.
Как тембр выдает говорящего
Уже по тембру каждый из нас в состоянии оценить психофизические параметры человека. Венские лингвофизиологи опытным путем подтвердили , что люди только по голосу могут судить – высокий человек или низкий, полный или худой. Правда, с возрастом может выйти осечка, потому что тембр счастливого человека делает голос моложе лет на 10. Гнев и страх – «старят».
Проявит тембр и уровень интеллекта собеседника, род его занятий, темперамент. Как и его состояние — счастлив или нет, болен или здоров, утомлен или бодр. В тембре голоса отразится, и кто говорит – лидер или ведомый, лжец или поборник правды, завистник или щедрая душа, способен ли он на предательство или будет верен до гробовой доски.
Как раз связь тембра с доверием партнеру заинтересовала специалистов канадского научно-исследовательского Университета МакМастера. Участникам эксперимента дали прослушать голоса 20 мужчин и женщин. Один мужской – низкий вкрадчивый – все отметили, как «опасный». «С точки зрения сексуальной стратегии, — констатировала автор проекта Джиллиан О’Коннор, — оба пола расценивают такой тембр, как предупреждение о будущих изменах». Доверие вызвали — более высокий мужской и более низкий женский. Их сочли «надежными».
Тембр и сексуальность
Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.
Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.
Антропологи Пенсильванского университета — Сара Вольф и Дэвид Путс — впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».
Тембр на службе политики
В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».
Авторы публикации записали 17 женщин и 10 мужчин, которые произносят одну фразу – «Я призываю вас голосовать за меня в ноябре». Записи подвергли цифровой коррекции. Создали пары – один голос подняли, другой — снизили. «Избиратели» выбрали – глубокие низкие тембры. Причем, и мужской, и женский.
Ученые давно пришли к выводу, что секрет успеха/неуспеха человека — в тембре его голоса. Специалист по социологии общения в Институте когнитивной неврологии при Университетском колледже Лондона — профессор София Скотт — отметила, что «мы используем свои голоса для того, чтобы сообщить окружающим, что думаем о себе, и создать в их представлении положительный образ». Но тембр выдает и то, что человек, возможно, хотел бы скрыть.
Тембр на службе спецслужб
Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников. Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным. Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла — убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.
Неповторимость
Раньше в паспорта итальянцев вносили — наряду с датой рождения, ростом, цветом волос и глаз — тембр голоса. Ныне суды США и Великобритании принимают — в качестве доказательств вины/невиновности – голосовые записи. Почему? Потому что тембр так же уникален, как генетический код в молекуле ДНК, папиллярный узор на подушечках пальцев или строение ушной раковины.
Уникален тембр настолько, что крупнейшие банки мира не боятся кодировать сейфы голосами их владельцев.
Сообщение Тембр голоса: что он может сказать о человеке появились сначала на Умная.
Тембр голоса — Психологос
Фильм «Отпетые мошенники»
Тембр голоса — это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.
От природы каждому дан сильный и красивый голос. Достаточно послушать, как своим голосом пользуются младенцы. Приятный голос — это голос, в тембре которого присутствуют все частоты — от низких до высоких. Почему у одних людей голос приятный, а у других нет? Чаще всего причины следующие:
— напряжения, не дающие голосу звучать свободно, обедняющие тембр, лишающие его как низких сочных красок, так и высоких звонких.
— в голосе отражаются привычки и особенности характера, которые могут делать голос неприятным.
По голосу можно судить о характере человека, уровне его здоровья, о его настроении. По голосу можно понять, стоит иметь дело с этим человеком или лучше держаться от него подальше. В голосе слышен уровень развития человека. По голосу можно понять истинные намерения собеседника.
Специалисты говорят, что можно «говорить ртом», «говорить горлом», «говорить грудью» и даже «говорить животом». О чем идет речь? — Речь идет о вовлечении тела в процесс звучания. От природы у человека звучит (резонирует) все тело, от макушки до пяток (так происходит у младенцев). Но вследствие внутренних напряжений (зажимов) – вибрации от голоса перестают проходить сквозь всё тело и остаются только на уровне горла («говорить горлом»). Это очень обедняет тембр. «Говорить грудью» — это значит наполнять вибрациями от голоса грудь; «говорить животом» — наполнять вибрациями живот.
Почему не только мужчины, но и женщины мечтают сделать голос более низким? Разве мужчинам не нравятся нежные женские голоса? — Потому что, как раз низкие краски придают голосу нежность. Низкие частоты делают голос более бархатным, сочным. Но это, конечно, в том случае, если в голосе присутствуют средние и высокие обертоны. Это примерно — как хорошо настроенная аудиосистема (эквалайзер). Если в голосе преобладают низкие частоты – он будет звучать грубо. Если в голосе преобладают высокие частоты – он будет звучать пискляво. Если в голосе преобладают средние частоты – он вообще не будет восприниматься на слух.
У большинства людей в голосе не хватает (вследствие зажимов) именно низких и глубоких красок для полнозвучной палитры. Каждому человеку есть смысл настроить природный гармоничный баланс звучания своего голоса.
На тембр и красоту голоса влияют не только голосовые связки и дыхание — но и осанка, степень усталости и скорость речи (чем она медленнее, тем голос ниже, богаче). Осанка сильно влияет на голос. Хорошая осанка – залог хорошего дыхания. А хорошее дыхание – залог хорошего голоса.
Можно порекомендовать регулярно плавать – для укрепления мышц, поддерживающих хорошую осанку. В комплексе с голосовыми упражнениями, это дает хорошие результаты. От продолжительности сна – тоже многое зависит. Солисты Мариинского театра рассказывают, если лечь спать до полуночи, а проснуться до 10 утра, то голос в этот день звучит заметно лучше!
Богатый голос – это следствие внутреннего спокойствия и расслабленности человека. Если человек внутренне спокоен и расслаблен, у него голос будет звучать сочнее и богаче. Научитесь входить в состояние внутреннего спокойствия, расслабленности, и при этом, оставаться бодрым и бдительным! Тогда голос звучит максимально хорошо, а скорость речи — естественная.
Полезные ссылки
Куда можно обратиться, чтобы заняться постановкой голоса? Рекомендуем:
- Школа природного голоса — Кирилл Плешаков
Рекомендуем тренинги Дмитрия Устинова:
- ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство
- ПОБЕДИТЕЛИ: психология влияния и харизмы
- БОЕВАЯ РИТОРИКА: Слово как Оружие
- StoryTelling по-русски. Как создавать и рассказывать истории
Подробности по телефонам:
+7 (499) 705-5695
+7 (925) 602-4430
Что такое тембр в музыке? Почему это важно?
Изучайте музыку и аудиопроизводство | iZotope Tips and Tutorials
Дэниел Диксон Участник iZotope 11 октября 2018 г.
Поделиться
получить Интеллектуальный замер для музыки и почты:
Инсайт 2
Узнать больше
Никогда не пропустите статью!
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте учебные пособия и советы на свой почтовый ящик.
Когда мы на концерте или слушаем музыку в наушниках, мы полагаемся на ряд музыкальных факторов, чтобы отличить инструменты, которые мы слышим, от электронных, акустических или человеческих. Некоторые из них довольно просты, например высота тона и громкость, в то время как другие не так легко определить с помощью математических уравнений или названий нот. Я говорю о тембре.
Тембр относится к характеру, текстуре и цвету звука, который его определяет. Это универсальная категория для характеристик звука, которые не являются высотой, громкостью, продолжительностью или пространственным положением, и она помогает нам судить о том, что мы слушаем: фортепиано, флейту или орган.
Поскольку слова могут очень многое сделать для описания тембра, в этой статье мы будем полагаться на визуальную помощь спектрограммы Insight 2 — инструмента, который показывает нам, как выглядит звук, — чтобы лучше понять тембр, как он работает, и как это можно использовать для улучшения музыки, которую мы делаем.
Что такое тембр в музыке? Представьте себеНаше восприятие тембра зависит от двух основных физических характеристик звука: частотного спектра и огибающей. Спектрограмма в Insight 2 визуализирует эти характеристики во времени, что позволяет легко сравнивать и сопоставлять распространенные тембры в музыке и узнавать, чем они отличаются друг от друга.
Спектрограмма ниже представляет собой визуализацию ноты A2, которая вибрирует с частотой 220 Гц, запуская одиночный синусоидальный генератор. Синусоидальная волна является простейшей формой волны. Это основной и изолированный звук, имеющий только основную частоту — наиболее отчетливую частоту звука и то, что определяет его высоту. В результате тембр тусклый или бледный.
Дополнительное примечание: хотя синусоидальные волны сами по себе не имеют интересного тембра, объединение двух или более вместе может создать более сложный звук, который является основой для аддитивного синтеза.
Визуализация синусоиды в Insight 2
Та же самая нота, сыгранная на осцилляторе прямоугольной формы, дает гораздо более насыщенную визуальную спектрограмму. Основная частота по-прежнему вибрирует на частоте 220 Гц, но теперь к ней присоединяется ряд линий над ней, которые представляют собой гармоники. Гармоники — это частоты, кратные основным, и их структура в сигнале во многом определяет то, как мы слышим тембр. Прямоугольная волна имеет «нечетные» гармоники, потому что они лежат на нечетных кратных основной частоте. Например, 660 Гц (220 х 3), 1100 Гц (220 х 5), 1540 (220 х 7) и так далее.
Амплитуда сигнала представлена изменением цвета. Самые громкие части сигнала отмечены самыми яркими линиями, а более тихие части сигнала обозначены более темными линиями. Мы видим, что самая громкая частота является основной, а гармоники уменьшаются по громкости по мере увеличения частоты. Расстояние между нечетными гармониками в прямоугольной волне — с меньшим количеством информации в среднем диапазоне — способствует глухому и холодному тембру, подобному колокольчикам и колокольчикам.
Визуализация меандра в Insight 2
Тембр прямоугольной волны можно воссоздать с помощью синусоидальной волны и клипового искажения — см. спектрограмму ниже. Когда в сигнал вносятся искажения, он генерирует новые гармоники, добавляющие цвет. Для теплого или пушистого тембра идеально подходят низкие значения искажения. Шумный тембр создается с экстремальными значениями искажения.
Синусоидальная волна с искажением
Гармонический состав пилообразной волны даже богаче, чем у прямоугольной волны, особенно на верхних частотах, и он включает смесь нечетных и четных гармоник. Четные гармоники лежат на четных кратных основной частоте, и разница в частоте между ними составляет октаву: 440 Гц на октаву выше 220 Гц, 660 Гц на октаву выше 440 Гц и т. д. Тембр пилообразной волны яркий и шумный и становится резким, если его не фильтровать. Поскольку они содержат все гармоники ряда, пилообразные волны являются лучшими кандидатами для субтрактивного синтеза
Визуализация пилообразной волны в Insight 2
Наиболее распространенным приемом субтрактивного синтеза является преобразование насыщенного гармонического сигнала, похожего на подушечки струн, от блестящего до мягкого тембра путем закрытия и открытия фильтра. И это очень похоже на то, как это звучит.
Фильтр нижних частот
Изменение тембра во времениДо сих пор мы рассматривали, как основные и гармонические частоты звука влияют на тембр, в основном с помощью простых статических волн. Как я упоминал ранее, на тембр также сильно влияет огибающая звука. Огибающая формирует громкость и спектральный состав звука с течением времени, используя четыре параметра: атака, затухание, сустейн и затухание, сокращенно ADSR.
Чтобы лучше понять, как огибающая связана с тембром, возьмите фортепианную запись и переверните ее. Когда пианино играет вперед во времени, мы слышим и видим, что каждая нота переходит от тишины к максимальной амплитуде сразу после запуска. Время затухания быстрое, а уровень сустейна остается постоянным до тех пор, пока нота не будет отпущена — узнаваемая огибающая фортепиано.
Логотип Саундклауд
Проигрывание фортепиано вперед по времени
Проигрывание фортепианной записи в обратном направлении изменяет структуру конверта. Каждая нота имеет постепенное увеличение амплитуды до максимальной амплитуды, а затем резкое падение до тишины. Распределение частот и интенсивность каждой ноты одинаковы в обоих направлениях, но обратный тембр совершенно разный. Резонансные частоты в записи подчеркнуты, а перевернутый фортепианный молоточек создает странную мерцающую текстуру.
Логотип Саундклауд
Фортепианная игра в обратном направлении
Тембр голосаЧеловеческий голос — один из самых узнаваемых звуков вокруг нас. Мы полагаемся на тембральные характеристики голоса, чтобы определить пол и возраст и выделить знакомые голоса друзей и членов семьи в людных местах. Подобно тому, как форма акустического инструмента определяет тембр, который он производит, форма голосовых связок, голосовых связок, носа, а также остального тела человека определяет тембр голоса.
Связь тембральных характеристик голоса с частотами является важным навыком для записи, продюсирования и сведения. Эмоциональная трансформация песни зависит от изменения тембра голоса. Чтобы припев звучал более энергично, вокалист будет петь тихо и в более низком регистре во время куплета для контраста. Этот стиль пения в куплете дает темный или мягкий тембр.
Логотип Саундклауд
Тембр вокального куплета
Логотип Саундклауд
На приведенной ниже спектрограмме припева интенсивность гармоник остается высокой до 5 кГц, тогда как куплетные гармоники начинают снижаться примерно на 2 кГц. Здесь также больше информации о высоких частотах в диапазоне 7–12 кГц.
Тембр припева
Ни один голос не может правильно вписаться в микс без небольшого улучшения. Тщательно подобрав эффекты, мы можем улучшить тембр голоса, не слишком изменяя его естественный характер. Я применил несколько эквалайзеров там, где вокал был слишком резким, и добавил легкое сжатие и коррекцию высоты тона. Вокал звучит живее, оставаясь верным оригинальному исполнению.
Логотип Саундклауд
ЗаключениеЗнакомство с тембром в музыке дает нам более глубокое понимание обычных студийных эффектов, таких как дисторшн, фильтрация и эквалайзер, а также способы синтеза новых звуков. Используйте спектрограмму в Insight 2, чтобы проанализировать тембр интересных звуков и инструментов и узнать, что делает их звучание уникальным. Это значительно улучшит ваши навыки критического слушания и улучшит песни, над которыми вы работаете.
- Микширование аудио
- Инсайт 2
- Музыкальное производство
- Дэниел Диксон
Поделись этим
Посмотреть больше
Мы производим инновационные аудиопродукты, которые вдохновляют людей и позволяют им творить.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Получайте главные новости недели и специальные предложения скидок прямо в свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время.
Следуйте за нами
- Твиттер
- Фейсбук
- Инстаграм
- YouTube
Copyright © iZotope, Inc., 2001–2023. Все права защищены.
Условия эксплуатации
политика конфиденциальности
Уведомление о файлах cookie
Не разглашайте мою личную информацию
Лицензионное соглашение
Условия подписки
Доступность
Отменить подписку
Ускоренные музыкальные курсы
Тембр ( ТАМ-бур ) описывает качество звука. С точки зрения повседневной жизни именно тембр позволяет нам распознавать голоса в телефоне. Распознавая такие характеристики, как гладкость, гнусавость или напряжение в голосе каждого человека, мы инстинктивно идентифицируем знакомые голоса. Что касается музыки, тембр позволяет нам определить разницу между двумя инструментами, играющими на одной высоте с одинаковой громкостью. На тембр влияют размер и форма инструмента, материал, из которого он сделан, а также приемы игры, которые используются для произнесения звуков. Тембр голоса во многом определяется физическим состоянием человека. такие характеристики, как пол, рост, объем легких, толщина и длина голосовых связок, но могут также зависит от возраста, болезни или образа жизни (например, от курения).
Аспекты тембра
Каждый тип инструмента воспроизводит характерный рисунок громких и тихих обертонов , или дробные колебания. Эти паттерны заставляют инструмент звучать чисто (мало обертонов) или богато и звучно. сложный (много обертонов), вносящий вклад в общий тембр.
Атака Начало звука — еще один важный аспект тембра. На струнном инструменте звук начинается, когда смычок соприкасается со струной и заставляет ее вибрировать. На язычковом инструменте игрок начинает с того, что ее язык касается трости (предотвращая ее вибрацию), затем создается давление воздуха против трости и, наконец, отпускает трость, чтобы она могла свободно вибрировать, когда воздух проходит через нее. Эти разные техники вызывают характерные звуковые паттерны при атаке. Эти узоры такие Отличительной чертой является то, что они имеют решающее значение для нашей способности распознавать различные инструменты. Когда атака удаляются из звука, и мы слышим только последующий устойчивый тон, даже опытные музыканты находят его трудно определить инструмент на слух.
Огибающая атаки-затухания описывает, как быстро звук нарастает до максимальной громкости, затухает и в итоге останавливается. Большинство инструментов не достигают максимальной громкости мгновенно, а в течение несколько миллисекунд. Затухание звука определяется тем, через какое время звук прекращается после первоначальная сила, вызвавшая вибрацию, прекратилась. То есть, если вы дернете струну гитары или нажмете нажми на пианино и позволь ему зазвенеть, через какое время звук перестанет звучать? Продолжительность и характер огибающая атаки-затухания также влияет на общий тембр инструмента.
чистота или примесь тона, или количество и тип шума , включенного в звук, является еще один важный аспект тембра. Шум может быть вызван дыханием или потоком воздуха, царапанием лука, щелчками клавиш и т. или пальцы скользят по струнам. Эти примеси, хотя зачастую и весьма тонкие, также могут помочь слушателям различать инструменты на слух.
Диапазон и регистр
Диапазоны звучания различных инструментов
( 8 ва означает, что записанную ноту следует играть на октаву выше, 15 ma означает на две октавы выше, а 15 mb означает на две октавы ниже)
Диапазон инструмента или голоса состоит из самого высокого и самого низкого тона, которого он может достичь, и всех поля между ними. Здесь вы можете увидеть приблизительные диапазоны нотной записи для нескольких различных инструментов и четырех стандартных вокальных нот. части.
Диапазоны звучания стандартных голосовых партий
Диапазоны отдельных инструментов и голосов разделены на более мелкие секции, называемые регистрами . Иногда эти обозначения являются общими, например, низкий, средний или высокий регистр, но в других случаях они имеют специальные названия, которые происходят из истории инструмента или техники исполнения, используемой в этом диапазоне.
Когда инструменты и голоса перемещаются между этими регистрами, тембр слегка меняется. Низкий диапазон кларнет (регистр шалюмо) известен тем, что он насыщенный, полный и темный, в то время как средний диапазон (регистр кларино) описывается как яркий и чистый, а высокий диапазон (регистр альтиссимо) — как пронзительный и интенсивный. По мере того, как кларнет движется все выше и выше в пределах своего диапазона, более низкие гармоники становятся менее заметными.