Отличие бихевиоризма от необихевиоризма: В чем существенное различие между школами бихевиоризма и необихевиоризма?

Главные разновидности современного социологического психологизма. Cоциологический бихевиоризм и необихевиоризм — Страница 3 из 3

Существенным элементом социологического бихевиоризма Хоманса явилась его теория социального повеления. Принципиально важной чертой данной теории была интерпретация социального поведения как обмена. В общем, новое понимание природы и сущности социального поведения было объяснено следующим образом: «Социальное поведение представляет собой обмен ценностями как материальными, так и не материальными, например знаками одобрения или престижа. Люди, которые многое дают другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».

Пр и этом Хомане обращал внимание на то, что каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. В этом контексте задача социологического необихевиоризма сводилась им к формулировке утверждений, соотносящих вариации величин и издержек поведения людей с частотным распределением альтернативных поведенческих моделей.

Хомане сформулировал тезис о двух уровнях поведения, названных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональным. Первый — основа второго. При этом социальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое различие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение), и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» деятельностью становятся более опосредованными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновесные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры.

Сущность социальных отношений в обществе Хоманс трактовал в духе теории Скиннера. В частности, это нашло свое выражение в его интерпретации проблемы «подкрепления» «социального поведения» и социально-экономического обмена «наградами». Как отмечал Хоманс, «секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более цепным, чем вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него».

Вместе с тем в отличие от Скиннера Хоманс стремился «приблизить социологию к экономической науке». В этой связи отнюдь не случайно, что человек у Хоманса действует вполне рационально и его поступки оцениваются в контексте ряда экономических категорий. Если Скиннер предпочитал оперировать при изучении социального поведения такими понятиями, как «деятельность», «сентимент», «награда», «нитеракция», то Хоманс предпочитал такие понятия, как «издержки», «выгода» и др., заимствованные им из категориально-понятийного аппарата западной политэкономии. Поэтому мнение известного социального исследователя К. Боулдинга о том, что в теории обмена Хоманса скрещивается «экономический человек» с психологическим голубем для того, чтобы образовать то, что можно было бы обозначать экономико-голубиной концепцией социального взаимодействия, представляется не только оригинальным, но и достаточно справедливым.

В целом в современном социологическом необихевиоризме учение Хоманса понимается преимущественно как «ранняя попытка» приспособления бихевиористской психологии для исследования традиционных социологических проблем и пользуется определенным влиянием. Вместе с тем необходимо отметить, что заметным авторитетом пользуются идеи, концепции и теории всех ведущих представителен социологического бихевиоризма и необихевиоризма, хотя, пожалуй, наиболее значительную роль играют идеи и теории Скиннера, оказавшие значительное воздействие на становление, место, роль и значение социологического бихевиоризма и необихевиоризма в структуре современного социологического психологизма.

Страницы статьи: 1 2 3

Необихевиоризм: концепция Кларка Халла

Еще идин вариант необихевиоризма принадлежал профессору Йельского университета Кларку Халлу (1886—1952) и его школе. Он ввел в формулу «стимул — реакция» другое среднее звено, а именно — потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.

Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Итогом его работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения» и опубликованная в конце жизни книга «Системы поведения» (1952).

В середине XX в. необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения и научения срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека

В 30-е годы Халл написал ряд статей, посвященных условным рефлексам, в которых он отстаивал мнение, что любые формы поведения, включая самые сложные, могут быть описаны в рефлекторных терминах. При этом, в отличие от ранних бихевиористов, он не отвергал с негодованием само понятие сознания, напротив — допускал его использование в определенных случаях. Ему, как и многим здравомыслящим исследователям, составившим когорту необихевиоризма, было очевидно, что поведение невозможно исчерпывающе описать лишь с использованием понятий стимул и реакция, поскольку между ними существуют некие опосредующие моменты. Последние Халл предпочитал называть независимыми переменными, не вдаваясь в их подробное описание. Это, в частности, и послужило одним из оснований последующей критики бихевиоризма, который фактически уподобил психику «черному ящику».

В 1940 г. Халл в соавторстве с пятью коллегами выпустил книгу «Математико-дедуктивная теория механического научения: исследования в области научной методологии». Ее содержание было под стать названию — громоздкое и трудное для восприятия. Методология, как известно, вообще крепкий орешек! В силу этого книга, высоко оцененная экспертами, широкого признания не получила.

Халл описал четыре метода, которые он считал полезными для науки. Три из них уже были в употреблении: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение и экспериментальная проверка гипотез. Халл предложил четвертый метод — гипотетико-дедуктивный, который использует дедукцию на основании набора постулатов, определяемых априори. Дедуктивно выводимое заключение должно подвергаться экспериментальной проверке. Если же оно не подтверждается результатами экспериментов, то должно быть пересмотрено; если подтверждается, то может быть включено в систему научных понятий.

Халл полагал, что если психология когда-либо станет объективной наукой, подобно прочим естественным наукам (что и являлось основной частью программы бихевиоризма), то ее единственным адекватным методом станет именно гипотетико-дедуктивный.

Следующей его крупной работой стала книга «Принципы поведения» (1943), обобщившая результаты многих экспериментальных исследований. Впоследствии Халл не раз пересматривал свои взгляды с учетом новых исследований, которые подвергали опытной проверке ранние версии его теории. Окончательная версия его системы представлена в книге «Система поведения» (1952).

В чем разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом? – AnswersAll

Содержание

В чем разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом?

Однако, в отличие от своих предшественников, необихевиористы более сознательно пытаются формализовать законы поведения. Необихевиоризм связан с рядом ученых, таких как Толмен, Халл, Скиннер, Хебб и Бандура.

Чем отличается бихевиоризм?

Бихевиоризм — это раздел психологии, изучающий действия людей, основанные на влиянии внешней среды, тогда как когнитивная психология основана на умственном мыслительном процессе, изменяющем поведение человека. Разница заключается в том, что, по их мнению, является причиной поведения.

Что общего между эссенциализмом и перенниализмом?

Подобно перенниализму, эссенциализм направлен на развитие интеллектуальных и моральных качеств учащихся. Классы перенниалистов также сосредоточены на учителях для достижения этих целей. Учебная программа перенниалистов универсальна и основана на их представлении о том, что все люди обладают одной и той же сущностной природой.

Что такое концепция бихевиоризма?

Бихевиоризм фокусируется на идее о том, что все виды поведения усваиваются через взаимодействие с окружающей средой. Эта теория научения утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды, и говорит, что врожденные или унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.

Как вы объясните необихевиоризм?

н. подход к психологии под влиянием логического позитивизма, который подчеркивал развитие всеобъемлющих теорий и структур поведения, таких как теории Кларка Л. Халла и Эдварда К. Толмена, посредством эмпирического наблюдения за поведением и использования сознания и психических событий в качестве объяснительных устройств. .

В чем разница между бихевиоризмом и психоанализом?

В отличие от бихевиоризма психоанализ гораздо больше занимается внутренними процессами (например, защитными механизмами или процессами), чем внешним поведением. Излишне говорить, что поведение животных является доминирующей темой исследований бихевиоризма, не имеющего аналога в психоанализе.

В чем разница между бихевиоризмом и когнитивизмом?

Большая разница между бихевиористской и когнитивной перспективами обучения заключается в том, что бихевиоризм больше связан с объяснением вещей через внешнее поведение или то, что можно наблюдать. Когнитивизм больше основан на когнитивных процессах, таких как принятие решений и память.

Каковы различия между перенниализмом, эссенциализмом, прогрессивизмом и реконструкционизмом?

Перенниализм фокусируется на обучении великим делам. Существует три типа философии образования, ориентированной на студента. Прогрессивизм фокусируется на развитии морального компаса ученика. Реконструкционизм — это точка зрения, согласно которой образование является средством решения социальных проблем.

В чем разница между экзистенциализмом и прогрессивизмом?

Прогрессивизм включает в себя как междисциплинарное обучение, так и решение проблем в процессе обучения. В нем говорится, что обучение происходит лучше всего, когда учащиеся вовлечены и испытывают идеи для себя. В отношении экзистенциализма говорится, что самоактуализация или знание того, кто вы есть, прежде чем вы сможете учиться, очень важна.

Каковы примеры бихевиоризма?

Примером бихевиоризма является то, что учителя награждают свой класс или некоторых учеников вечеринкой или особым угощением в конце недели за хорошее поведение в течение недели. Та же концепция используется с наказаниями. Учитель может лишить ученика определенных привилегий, если он плохо себя ведет.

В чем разница между эссенциализмом и классическим эссенциализмом?

Согласно классическому эссенциализму, в основе лежат истинные формы или сущности, между различными формами существует разрыв, а не непрерывное изменение, и эти истинные формы неизменны во времени. Современный эссенциализм состоит из веры в то, что определенные явления естественны, неизбежны и биологически детерминированы.

В чем разница между эссенциализмом и перенниализмом в образовании?

Эссенциализм — это образовательная философия, направленная на то, чтобы учащиеся систематически и дисциплинированно овладевали общим ядром знаний. Напротив, перенниализм — это образовательная философия, согласно которой следует учить тому, что имеет непреходящее значение для всех людей во всем мире. 1. Что такое эссенциализм 2.

В чем разница между эссенциализмом и социальным конструкционизмом?

Эссенциализм против социального конструкционизма в изучении человеческой сексуальности. Согласно классическому эссенциализму, в основе лежат истинные формы или сущности, между различными формами существует разрыв, а не непрерывное изменение, и эти истинные формы постоянны во времени.

Каковы методы обучения образовательному эссенциализму?

Образовательный эссенциализм — это философия, ориентированная на учителя, поскольку она считает, что школа и учителя несут ответственность за передачу универсальных знаний ученикам. Более того, методы обучения в эссенциализме обычно включают чтение лекций, запоминание, повторение, практику и оценку.

Объясните Необихевиоризм в психологии

В этой статье будет рассмотрено объяснение Необихевиоризма в психологии, которое является очень важным понятием с точки зрения студентов-психологов. Эта концепция возникла во время создания школы бихевиоризма.

Объясните Нео-бихевиоризм в психологии

Нео означает «Новый», а бихевиоризм относится к школе психологии, разработанной Дж. Б. Уотсоном, целью которого было сосредоточиться на вещах, которые присутствуют и практичны, и считал, что стимул приводит к поведению.

В основном произошло следующее: по мере того как бихевиоризм устанавливал свои основания/переворачивал или исправлял свои концепции психологии, концепции Ватсона были дополнительно подтверждены или, можно сказать, разработаны Толменом.

Отцом бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон, однако, если говорить о том, кто разработал Необихевиоризм или кто был отцом Необихевиоризма, то это не кто иной, как Толмен.

Разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом

Уотсон объяснил молекулярное поведение, а Толман объяснил молярное поведение. Давайте обсудим их обоих.

В чем основная идея бихевиоризма?

В бихевиоризме Уотсон говорил о молекулярном поведении, то есть просто объяснял связь между стимулом и реакцией.

Уотсон просто объяснил, что раздражитель/окружающая среда присутствует в нашем окружении, и мы реагируем на него. Уотсон объяснил, что человек реагирует на окружение или атмосферу, не объясняя причину реакции.

Каковы основные взгляды необихевиоризма?

С другой стороны. Толмен объяснил молярное поведение. Итак, что такое теория Необихевиоризма? Все дело в промежуточных процессах между стимулом и реакцией, о которых Толмен сказал, что поведение всегда целенаправленно. Это указывает на то, что если нет цели, нет и ответа.

На основе эксперимента Толмена с Т-образным лабиринтом он вывел два закона:

1. Закон частоты

2. Закон недавности

Закон недавности Толмена

В своем законе недавности Толмен объяснил, что недавняя информация, то есть вы можете лучше всего усвоить информацию, когда она находится в конце списка или то, что вы хорошо запомнили, или то, что находится в конце.

Первичный эффект: Вы помните то, что произошло вначале. Например, возможно, вы хорошо запомнили Т-образный лабиринт в начале, и только в первом испытании вы получили ошибку Zero, а также потому, что у вас может быть хорошая временная память, полученная на первый взгляд, но она не была сохранена в вашей долговременной памяти.

Согласно Толмену, промежуточный процесс между стимулом и реакцией происходит следующим образом:

1. Гипотеза

Она формируется в уме крыс, чтобы они могли двигаться в правильном направлении, поэтому они создают карта в их сознании.

2. Ожидание

Крысы всегда ожидают, что на их пути что-то будет.

3. Вера

Крысы верили в изучение карты.

4. Когнитивная карта

В конце концов, Толмен пришел к выводу, что в конце концов в уме субъекта формируется карта.

Концепция латентного обучения Толман

Толмен также представил концепцию латентного обучения. Латентный означает «скрытый».

Толман провел еще один эксперимент на грызунах (крысах).

Он разделил крыс на три группы с группами 1, 2 и 3 соответственно.

Во время своего эксперимента он всегда давал еду группе 1, независимо от того, хорошо они выполняли задание или нет.

Группы 2 и 3 не получали никакой еды.

Но на 11-й день группе 3 давали пищу, и постепенно было замечено, что на 12-й день производительность группы 3 улучшилась, потому что у них была цель (пища, которую можно есть), и, следовательно, теория целенаправленного поведения Толмена. был утвержден.

Таким образом, скрытое обучение — это обучение, которое находится где-то в нашем уме, но человек не демонстрирует его, если нет необходимости или мотивации для этого. Вот почему крысы, которые уже сформировали когнитивную карту лабиринта посредством латентного обучения, показали хорошие результаты только после того, как им дали пищу в конце прохождения лабиринта.

Не забудьте ознакомиться с нашей статьей о Подробное объяснение психологического эксперимента Маленького Альберта

Почему так важен необихевиоризм?

Концепция Необихевиоризма играет наиболее важную роль в соединении разрыва, существующего между двумя концепциями Бихевиоризма и Когнитивизма, поскольку Необихевиоризм связывает их обе, описывая, что цель важна для определенного поведения.

Кто разработал необихевиоризм?

Кларк Л. Халл и Эдвард С. Толман — два важных имени, которые первыми упоминаются, когда речь идет о развитии Необихевиоризма. Из этих двоих Толмен внес наибольший вклад в развитие этой концепции в психологии.

Каковы три принципа бихевиоризма?

Три принципа бихевиоризма: подкрепление, теории вербального поведения и теории социального развития.

Какие существуют два типа бихевиоризма?

Существует два типа бихевиоризма, а именно методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм. В то время как методологический бихевиоризм возник из работ Джона Б. Уотсона, радикальный бихевиоризм был значительно развит Б. Ф. Скиннером.

Каковы 4 типа поведения?

У людей можно наблюдать четыре основных типа поведения: оптимистическое поведение, пессимистическое поведение, доверчивое поведение и завистливое поведение.

Заключительные слова

Эта статья предназначена для образовательных целей, и если вам понравился наш контент и вы сочли его полезным, сообщите нам в комментариях о своем опыте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts