1.2 Особенности развития ребенка и его потребностей в педагогике Марии Монтессори. Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори
Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори
курсовая работа
Мария Монтессори очень большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что «ребенок наделен великими возможностями». И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. Исследования последних лет убедительно доказали, что малыши обладают совершенно особой психикой. Это открытие указывает новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека, до сих пор не принимавшейся в расчет. Даже поверхностные наблюдения доказывают, что детский разум обладает способностью впитывать знания и возможностью самообучения».
К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. Масштаб их созидательной деятельности очень велик — ведь все наши знания приобретены тем малышом, которым каждый из нас был в первые годы жизни. Речь идет не только о том, что дети учатся узнавать то, что их окружает, понимать и приспосабливаться к этому окружению. Равным образом важно, что в тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. К трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана.
Обладая именно таким — неосознанным — типом умственной деятельности, ребенок делает свои удивительные свершения, начиная с познания окружающего мира.
Ребенок обладает настолько сильной восприимчивостью, что окружающие вещи пробуждают в нем интерес и энтузиазм, которые пронизывают его жизнь. Ребенок ассимилирует впечатления не разумом, но всей своей жизнью. На примере того, как ребенок учится говорить, можно понять какое огромное значение имеет абсорбирующий разум ребенка. Ребенок не запоминает звуки, но впитывает их, а затем безошибочно воспроизводит. Он говорит, следуя сложнейшим правилам и исключениям родного языка, не потому, что выучил его, и не потому, что обладает тренированной памятью. Детская память не удерживает это знание сознательно, однако владение языком становится частью психики ребенка, частью его личности. Он обладает абсорбирующей восприимчивостью по отношению ко всему, что находится вокруг него, а адаптация возможна лишь посредством наблюдения и абсорбции окружающей среды. Такая форма деятельности свидетельствует о неосознанных способностях, присущих исключительно детям.М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводит к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Младенческий период имеет созидательный характер. Нельзя сказать, что при появлении на свет малыш обладает хоть какой-то долей разумности, памяти, воли, но он готов расти и развиваться дальше. Поэтому очень важно чтобы ребенок имел возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.
Становление человеческого существа начинается, прежде всего, с развития разума. Все остальное следует за ходом развития психики, которая формирует отличительные черты личности. В каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности.
Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его развитие, пока маленькое существо растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Эта жизненная сила — «орме» («horme»). Именно эта жизненная сила эволюции побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препятствия, в нем возникает то, что мы зовем «радостью жизни». То есть ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку — любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей независимости.
Мария Монтессори в своих работах приводит фазы развития ребенка с указанием преобладающих тех или иных сфер развития на каждом этапе:
Таблица 1
Возраст ребенка | Доминанта развития | |
От 0 до 3 лет | «Впитывающее сознание» | |
От 3 до 6 лет | «Строитель самого себя» | |
От 6 до 9 лет | «Исследователь окружающего мира» | |
От 9 до 12 лет | «Ученый» | |
От 12 до 18 лет | «Социальный работник» |
1.
Первые два из этих периодов условно объединены в один, который растянулся от рождения ребенка до шести лет. Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности остается единым для всего этого периода. В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая — от рождения до трех лет — характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений. На второй подфазе — от трех до шести лет — тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию. Данному периоду в целом свойственна глубокая трансформация личности. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на отличие новорожденного младенца от шестилетнего ребенка. Мы не будем задаваться здесь вопросом, как происходит такая трансформация. Факт тот, что, по общему мнению, в шесть лет индивид становится настолько разумным, что его можно отдавать в школу.2. Следующий период — от шести до двенадцати лет — характеризуется ростом без качественных изменений. С точки зрения психики это период спокойный и безмятежный, период здоровья, силы и устойчивости.
3. Третий период — от двенадцати до восемнадцати лет — своими бурными трансформациями напоминает нам самый первый. Он также может быть разделен на две подфазы: от двенадцати до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. Он также характеризуется физическими изменениями тела, которое достигает своей зрелости. После восемнадцати лет человек может считаться совершенно развившимся, и никаких значимых изменений с ним уже не происходит. Дальше он растет только в возрастном плане.
Уделив такое большое внимание к особенностям развития ребенка, Монтессори построила свою педагогическую систему, основываясь на этих особенностях и вытекающих из них потребностях ребенка.
В главе «Свободное воспитание как основополагающая идея педагогической системы Марии Монтессори» нами были рассмотрены педагогические принципы Марии Монтессори, а также ее взгляды на развитие ребенка.
Анализируя научно-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, в своей работе мы рассмотрели пять принципов Монтессори-педагогики, а именно 1) содействия естественному развитию; 2) взаимодействия с «подготовленной средой»; 3) свободы выбора в «подготовленной среде»; 4) индивидуальной активности в учении; 5) предметности в учении.
Рассматривая и анализируя данные принципы, хотелось бы выразить свою точку зрения относительно их (принципов):
1. Принцип содействия естественному развитию соответствует принципу природоссобразности, зарождение которого мы можем увидеть еще в идеях Я.А. Коменского, И.Г. Песталлоци, Ф.А. Дистревега. В чем же разница взглядов на данный принцип у М. Монтессори и вышеперечисленных педагогов. На наш взгляд разница заключается в видении самой природы ребенка и его развития. Различие необходимо искать в особом философском мировоззрении Монтессори, которая не относилась к детям как к маленьким людям, а воспринимала их как совершенно других существ, наделенных отличительными признаками от взрослых.
2. Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» был очень хорош и замечателен на наш взгляд, если бы не проблема его реализации. Иными словами, если у современного родителя не получилось определить ребенка в дошкольное образовательное учреждение, то это принцип просто не будет работать, т.к. его реализация возможна только в специально организованной среде. Данную среду родитель способен организовать сам. Известны примеры.
3. Принцип свободны выбора в «подготовленной среде» не будет работать без данной среды, кроме того, у отечественных педагогов слишком много ограничений по отношению к детям, т.к. существует, режим, ограничения участка для прогулок, преемственности между педагогами как одного учебного заведения, так и в цепочке детский сад-школа.
4. Очень импонирует (при изложении своих выводов не надо давать оценочные суждения и тем более эмоциональные реакции, это противоречит научному стилю изложения) нам принцип индивидуальной активности в учении, который, вероятно будет работать как в рамках домашней обстановки, так и в рамках организованного образовательного процесса.
5. Принцип предметности в учении оптимальнее всего использовать в рамках перехода образования на ФГОС, приоритетным направлением которого является деятельностный подход в обучении (точнее системно-деятельностный, и он кстати наоборот предполагает отказ от предметоцентризма в пользу личностных и метапредметных результатов образовательного процесса)
Кроме того, в главе 1 данной курсовой работы, мы можем увидеть фазы развития ребенка, согласно взглядам Марии Монтессори, которые заключаются в следующем: 1 фаза соответствует возрасту ребенка от 0 до 6 лет, и характеризуется глубокой трансформацией личности; 2 фаза относительно спокойна и протекает в возрасте от 6 до 12 лет; самая бурная фаза развития соответствует возрасту от12 до 18 лет.
Рассматривая данную периодизацию, нельзя не отметить, что она отличается от возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина, являющейся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтеьева, где критические периоды совпадают с изменением основного вида деятельности ребенка, кроме того, невозможно не заметить, что система отечественного образования учитывает периодизацию Д.Б. Эльконина. Например, дошкольный возраст 3-7 лет, в это период ребенок посещает детский сад, а с 7 лет начинается обучение в школе (младший школьный возраст).
Таким образом, подводя итог первой главы, можно сказать, что для реализации принципов воспитания Марии Монтессори в условиях отечественного образования, необходимо понимать философскую основу ее взглядов на ребенка, а также учитывать возможности и мастерство педагогов учебного образовательного учреждения.
Монтессори или вальдорф, сравниваем и выбираем
Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос задают себе родители иногда ещё до появления ребёнка. Часто сравнивают вальдорфскую систему педагогики и педагогику Марии Монтессори. В них действительно много общих черт, но есть и существенные различия. Наш блогер Тамила Казанок предлагает взглянуть на обе системы и решить, какая подходит именно вам.
История и современностьВо всём мире насчитывается 1227 вальдорфских школ в 67 странах (и это только официально признанные и оформленные школы.) Что касается учебных заведений по системе Монтессори, их только в США существует больше 8 000.
Основатель вальдорфской системы — Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, живший с 1861 по 1925 годы. В 1907 году вышла в свет его книга под названием «Образование ребёнка», где впервые излагались идеи этой педагогической системы. По просьбе Вальдорфа, хозяина табачной фабрики в Штутгарте, в 1919 году была открыта первая школа, работающая по этой системе для детей рабочих этой фабрики.
Основателем второй системы является Мария Монтессори, итальянский врач и антрополог (1870–1952 годы). Эта педагогика начала развиваться с 1897 года. Тот факт, что первые наблюдения, озарения и выводы великий педагог сделала на основании работы с умственно неполноценными детьми, позволяет многим нашим современникам сделать поспешный и ошибочный вывод, что педагогика Монтессори не подходит для развития обычных здоровых детей.
Роль ребёнка. Фазы развитияОбе системы объединяет гуманистический подход к личности ребёнка. Нет и речи о «формировании психики».
Подразумевается, что вновь рождённый человек приходит на Землю со своими задачами и планом развития души. Роль взрослого — помогать в осуществлении этого плана, создавая благоприятные условия развития личности.
Мария Монтессори разработала четыре стадии развития:
- до 6 лет — дети являются исследователями в процессе развития независимости и создания собственной личности;
- 6-12 лет — дети учатся социализации, постигают силу умозаключений и воображения, формируют моральные качества;
- 12-18 лет — в этом возрасте молодые люди преодолевают психологическую нестабильность, созданную половым созреванием, осознают чувство справедливости и личное достоинство;
- 18-24 года — в этом возрасте молодые люди готовы глубоко изучать культуру и науки, осваивать лидерские роли и достигать финансовой независимости.
Вальдорфская педагогика основывается на трёх главных постулатах, основанным Рудольфом Штайнером:
- до шести лет — фаза имитации — дети учатся, копируя других, через практическую деятельность;
- 7-14 лет — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творческой деятельности, направляемой учителем;
- 15 лет и старше — молодые люди изучают абстрактные мысли и концептуальные суждения, познают основы этики и социальной ответственности.
Это пункт, в котором возможно выделить только диаметрально противоположные подходы обеих систем.
В Монтессори-педагогике учителю отводится роль наблюдателя, всегда готового подсказать, как действовать с каким-либо предметом из окружающей среды.
В Вальдорфской педагогике учитель на центральном месте. Именно он предлагает модели поведения в быту и в творчестве. Предполагается, что на протяжении восьми лет группу детей ведёт один и тот же учитель.
Роль родителейИ в той, и в другой системах взаимоотношения между учебным заведением и родителями играют большую роль. Гораздо большую, нежели в традиционных учебных заведениях.
В вальдорфской системе родители принимают непосредственное участие в подготовках ко всем многочисленным праздникам, ярмаркам и выставкам, в изготовлении игрушек, являются важными действующими лицами и главными зрителями.
В монтессори-системе родители посещают семинары, где постигают идеи и принципы выбранной педагогики, осознают важность создания опережающей образовательной среды в домашних условиях, приглашаются к роли внимательного наблюдателя за развитием своего ребёнка.
Роль обществаОбе системы схожи в своём стремлении оградить ребёнка от лишнего потока информации и стрессов современной жизни. Поэтому настоятельно рекомендуют родителям оградить ребёнка от просмотра телевизора и чрезмерного использования гаджетов.
Вальдорфская система отводит большую роль религиозному воспитанию как важному инструменту для развития души. Но предполагается, что вид религии в каждом учебном заведении выбирается в зависимости от местных устоявшихся традиций.
Монтессори-система особенно громко заявляет о неприкосновенности личного пространства и свободы воли ребёнка (например, ребёнок сам выбирает, чем ему заниматься в данный момент, и никто в помещении не имеет права его отвлекать, нарушать его личное пространство, зачастую ограниченную размерами дидактического коврика). Сторонние наблюдатели замечают, что у таких детей очень сильно развита способность концентрироваться и доводить до конца задуманное, но слабо развито умение строить отношения и работать в команде.
В обеих системах уделяется большое внимание практической направленности. В более старшем возрасте детей учат даже коммерции.
Роль природыИ в монтессори-педагогике, и в вальдорфской огромное значение придаётся экологическому воспитанию. Предполагаются работы в саду, уход за животными, для старших детей — работа на ферме. Из окружающей ребёнка среды исключается пластик, предпочтение отдаётся изделиям из дерева.
В вальдорфской педагогике, предполагающей использование игрушек (в отличие от Монтессори–педагогики, где вместо игрушек окружающая среда укомплектована дидактическими материалами), большое место занимает использование шерсти.
Отношение к искусствуЭто тот пункт, за который монтессори-педагогика часто подвергается критике. Сама Мария Монтессори была человеком очень рациональным. Её с детства увлекали точные науки и совершенно не интересовали темы творчества и искусства. Подобными чертами обладает и созданная ею педагогическая система. Детям предлагаются готовые образцы, которые можно изучать, но не предлагается возможность творить и фантазировать.
В вальдорфской системе, напротив, для творчества созданы все условия: музыка, танцы, рукоделия, изобразительное искусство, театр, сказки.
Как любой живой организм, системы развиваются. И современная педагогика всё больше внимания уделяет развитию не только интеллектуальных способностей ребёнка, но и творческих
МатериалыВ обеих системах уделяется большое внимание созданию окружающей среды. Но здесь наблюдается существенное отличие.
В монтессори-педагогике окружающая среда оборудована открытыми полочками с расположенными на них красивыми и экологичными дидактическими материалами и не предполагает наличия игрушек и зон для творчества. Все дидактические материалы были заранее приготовлены взрослыми. Уже много лет существует целая индустрия по производству специальных материалов. Использовать их по своему назначению ребёнку нельзя, так как в каждый комплект вложена особая обучающая идея, которую ребёнку предстоит выяснить и усвоить.
А в вальдорфской среде основными материалами являются как раз игрушки (из дерева, шерсти, ткани, глины и так далее) и материалы для творчества. Даже стены помещения рекомендовано окрашивать в определённые цвета, в зависимости от возраста детей. Игрушки расставляются в смысловые композиции, словно создающие сказочный мир и приглашающие ребёнка поучаствовать в постановке.
Каштаны, орехи, жёлуди, веточки, листики, камешки, шишки, ракушки — все эти природные материалы в большом количестве присутствуют в помещении, аккуратно разобранные по корзиночкам, шкатулочкам и коробочкам.
Организация учебного процессаВ отличие от традиционных школ, опирающихся на дисциплину, режим и принуждение, школы альтернативной педагогики (или свободные школы), к которым относятся вальдорфская и монтессори-педагогика, во главу угла ставят ценность свободы личности как главного инструмента её развития. Учебные программы составляются с учётом индивидуальности учеников.
Для монтессори-педагогики приоритетно развитие интеллекта. Именно для этого разрабатывались многочисленные дидактические материалы: как измерять, взвешивать, подсчитывать, классифицировать.
Ребёнок часто сам решает, чем ему интересно заниматься на данный момент и работает с выбранными пособиями по заданному алгоритму. Педагог наблюдает и приходит на помощь, если ребёнок об этом попросит. Существуют и специально разработанные монтессори-уроки, основанные на принципах простоты, сжатости и объективности.
В вальдорфской системе детей не нагружают академическими знаниями лет до семи, основной упор делая на развитие эмоционального, нравственного, физического и творческого потенциала личности.
Культивируется междисциплинарный подход, что позволяет ребёнку приобрести целостный взгляд на мир. Между получением практических навыков (работа в саду, на кухне, на производстве, уход за животными) и занятиями искусством (живопись, скульптура, танцы, музыка) соблюдается тщательный баланс.
Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
Принципы педагогической системы Монтессори и их воплощение в работе педагога
Основные принципы Монтессори педагогики
Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно выбирать себе занятие. При этом все предложенные занятия и материалы разработаны с учётом потребностей возраста и ставят перед собой цель не просто научить ребенка механическим действиям, но раскрыть перед ним суть изучаемых явлений.
Название Монтессори воспитательная система получила от своего основателя, итальянского врача и педагога Марии Монтессори, создавшей его в начале 20 века. Подход стал настоящим прорывом для педагогики того времени, так как сместил фокус с взрослых на нужды самих детей.
Педагогическая деятельность Марии Монтессори началась с наблюдения за поведением детей и определением, по каким законам происходит развитие психики ребенка. На основе этих наблюдений она выделила несколько возрастных периодов, определила основные образовательные потребности детей разного возраста, а также разработала воспитательную систему, призванную помочь детям развиваться гармонично.
Можно выделить несколько главных принципов Монтессори педагогики:
- Ребенок – это личность достойная уважительного отношения с первого дня жизни
- Образование детей всегда должно быть практическим. Невозможно объяснить ребенку, что такое треугольник, не показав и не дав ему пощупать этот треугольник.
- Образование не может быть одинаковым для всех. Эффективность обучения определяется искренним интересом ребенка в познании, а, значит, организация класса должна позволять создание индивидуальных программ в соответствии с интересами и способностями ребенка
- Детям важно взаимодействовать с другими детьми, находящимися на разных ступеньках развития, поэтому Монтессори педагогика подразумевает использование разновозрастных групп
- Каждый ребенок имеет право обучаться в своём темпе
- Глобальная задача системы педагогики Монтессори – это сделать ребенка самостоятельным, разумным и уверенным в себе созидателем
- Педагог не должен напрямую передавать детям знания, но должен стать мудрым наставником, умеющим создать в классе атмосферу, располагающую к обучению
- Оценка ребенка должна вестись только с учётом индивидуальных способностей, отражать сильные качества ребенка и зоны роста
- Нельзя допускать грубого сравнения детей между собой и их конкуренцию за оценки и похвалу взрослых
Как понять, что воспитатель придерживается педагогических принципов Монтессори?
Как же в реальности выглядит работа с ребенком в педагогической системе Монтессори? Сегодня мы предлагаем разобраться с фразами, которые зачастую можно услышать в классе.
«Я вижу, как ты стараешься!» Оцениваем не результат, а затраченные усилия
Монтессори сообщество искренне верит в то, что в детском образовании главное не результат, а сам процесс. Это же отражается и в обратной связи от педагога. Мы стараемся поощрять не сам результат («отличная работа!» или «какой красивый рисунок!»), а обращать внимание ребенка на то, как он пришел к своему результату, как работал, не отвлекаясь в течение долгого времени, как следил за почерком.
Такой педагогический приём Монтессори способствует обретением ребенка адекватной самооценки и понимания, что результат складывается из затраченных усилий.
- Вместо привычной похвалы «Какой хороший мальчик!» расскажите ребенку, что в его поведении вам так понравилось «Как здорово, что сегодня ты помог младшему брату убрать его игрушки! Спасибо тебе!»
- Вместо «Ты у меня настоящий художник!» попробуйте обратить внимание на усердие малыша «Я горжусь тем, что ты дорисовал всех персонажей, несмотря на то, что это было сложно»
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
Главным учителем для малыша всегда является он сам. Взрослые же помогают ребенку научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты. Огромное значение в этом процессе играет умение объективно оценивать собственную работу.
Когда ребенок спросит вас, нравится ли вам его рисунок, постарайтесь не просто выразить бурный восторг, но и подтолкнуть малыша к самостоятельному анализу: «Что ты думаешь?», «Мне очень нравится, как ты выбрала цвета, а тебе?». Приучите не искать похвалу других людей, а анализировать результаты самостоятельно.
«Что может тебе помочь?» Учим ребенка самостоятельно решать проблемы
Метод научной педагогики Монтессори разворачивается вокруг главной цели – сделать ребенка самостоятельным.
Несмотря на то, что часто проще сделать что-то за малыша, очень важно потратить чуть больше времени и научить его справляться с задачей самостоятельно: «Где мы можем найти ответ на твой вопрос?», «Кто может нам помочь?», «Где ты последний раз видел потерянную книжку?»
Такие вопросы приучают малыша быть инициативней и не прибегать к помощи взрослых там, где он уже может справиться без неё.
«Как я могу тебе помочь?» Учим ребенка нащупывать границы своих возможностей и зоны роста
Принципы педагогической системы Монтессори гласят, что ребенку важно и нужно регулярно расширять границы возможного. Дети осваивают всё более сложные задания, получают всё больше ответственных поручений по дому и по классу.
Иногда случается так, что малыш не рассчитал свои силы или не был готов к сложности упражнения. Вместо того чтобы показать ему, что он маленький и безответственный, молча выполнив работу за него, можно попытаться вмешаться гораздо более мягко.
«Тебе нужна помощь?», «Давай я буду доставать тарелки, а ты ставить их на стол?», «Давай мы оставим только зеленые карточки, и ты разложишь их по размеру?», «Можем прерваться на обед, а после попробуешь ещё раз».
Такими фразами вы покажете ребенку, что вы на его стороне, видите его усилия и верите в него.
«В классе мы…» Бережное приучение ребенка к дисциплине
Без правил ни одно сообщество существовать не сможет, поэтому даже в такой свободной Монтессори среде существуют правила. Важно донести до ребенка, что правила – это не команда и не попытка указать ребенку на его место, а неотъемлемая часть общества.
Подчеркнуть необходимость кооперации и создать ощущение принадлежности к группе позволит простой трюк: начинайте любые разговоры о дисциплине со слов «В классе/дома мы…».
Сравните эмоциональный посыл: «Сядь и ешь спокойно» и «Дома мы едим сидя и не отвлекаемся на другие дела».
Как и нам всем, детям важно быть частью группы (будь это семья, класс или просто группа друзей), поэтому и выполнять общие для всех правила гораздо приятнее, чем просто подчиняться командам взрослых.
«Пожалуйста, не отвлекайте ребенка» Оберегаем личное пространство ребенка
Научная педагогика Монтессори собрала немало доказательств того, что произвольная фокусировка на конкретной задаче – это движущая сила развития всех остальных сфер ребенка. Именно поэтому важно не отвлекать и не прерывать ребенка, который сосредоточен на самостоятельной работе с материалом.
Монтессори класс, как правило, предоставляет детям возможность работать в свободном режиме в течение 3 часов. Детей не дёргают каждые несколько минут с предложением заняться чем-то новым, а позволяют научиться самостоятельно определять время начала и окончания занятия с материалом.
Кажется глупостью, но иногда и не вовремя сказанные комментарии могут отвлечь ребенка от занятий, даже если сами по себе они позитивные. Поэтому Монтессори педагоги советуют приберечь все восторги по поводу нового рисунка малыша на момент, когда он завершит работу и покажет её вам.
«Что нужно именно этому малышу?» Учимся следовать за ребенком
Педагогическая деятельность Монтессори педагога продиктована потребностями каждого конкретного ребенка. Да, есть много правил и рекомендаций, но их применение должно происходить только тогда, когда ребенок, так или иначе, выражает потребность в этом.
На консультациях с родителями мы часто слышим вопросы, какие материалы и занятия стоит внести в распорядок дня. Ответ всегда один: те, к которым ребенок сейчас проявляет интерес. Да, можно предлагать ребенку новые и незнакомые активности, но если пока они не захватывают его внимание, стоит проанализировать его поведение и спросить себя, что сейчас важно ребенку.
Следовать за ребенком также значит не пытаться подогнать его развитие под нормы из интернета. Это не отменяет посещение врачей и заботы о его здоровье, но требовать от малыша соответствия вашим ожиданиям как минимум несправедливо.
Иногда родители возражают: «Как быть, если ребенок ни в какую не хочет заниматься «полезными» активностями, например, читать?» Даже в такой ситуации можно найти ключик. Подумайте, чем любит заниматься ваш ребенок, и предложите почитать книгу об этом. Любит смеяться и придумывать шутки – почитайте смешную детскую книгу. Помните, у любой проблемы всегда есть несколько решений.
Выводы
Педагогическая система Монтессори – это не только про обучение детей, но и про философию отношения к ним. Подход призывает относиться к детям любого возраста бережно и уважительно, верить в их успехи и вдохновлять на новые свершения, а также признавать их способность самостоятельно делать выборы. Даже если ваш ребенок не посещает Монтессори клуб, вы всегда можете привнести в свой дом основные принципы Монтессори педагогики.
Заключение
Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» приглашает семьи, заинтересованные в бережном и гармоничном развитии своих детей на занятия по системе Монтессори. Вас ждут групповые и индивидуальные занятия, творческие и языковые кружки, курсы подготовки к школе и занятия с психологами и логопедами, выстроенные в соответствии с философией Монтессори воспитания.
Для того чтобы познакомиться с работой наших клубов и его педагогами, мы приглашаем вас записаться на бесплатное пробное занятие. На встрече педагог поможет подобрать вам наиболее подходящее расписание, а также даст индивидуальные рекомендации по воспитанию малыша. Записывайтесь к нам на занятие прямо сейчас! Увидимся!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Основные компоненты аутентичного Монтессори-образования
Перейти к содержанию
Откройте для себя элементы, необходимые для высокоточного внедрения Монтессори.
Найдите школу Монтессори
Монтессори-педагоги считают детей естественными и способными инициировать и продолжать обучение, руководствуясь своими интересами. Чтобы поддержать детей во время их обучения, школы Монтессори обеспечивают продуманно подготовленную, соответствующую возрасту среду, которая способствует когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию детей.
Независимо от типа школы Монтессори — например, независимая, частная или государственная/чартерная; светский или религиозный — Американское общество Монтессори признает 5 компонентов критически важными для высокоточного внедрения метода Монтессори.
Обученные Монтессори-учителя
Монтессори-учитель, имеющий соответствующую квалификацию, понимает важность обеспечения естественного развития детей. Учитель наблюдает за детьми в определенном возрастном диапазоне и знакомит их со сложными и подходящими для развития уроками и материалами, основанными на наблюдениях за уникальными интересами, способностями и социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим развитием каждого ребенка.
Подготовленный учитель Монтессори хорошо разбирается не только в теории и философии Монтессори, но и в правильном и правильном использовании материалов Монтессори. У нее есть наблюдательные навыки, чтобы направлять и бросать вызов своим ученикам, прочная основа человеческого роста и развития, а также лидерские качества, необходимые для создания благоприятной среды, которая физически и психологически поддерживает обучение.
Чтобы приобрести эти уникальные навыки, важно, чтобы учителя Монтессори прошли обучение для того возраста, в котором они преподают. AMS признает полномочия преподавателя Монтессори, выданные AMS, Международной ассоциацией Монтессори (AMI) или любыми другими программами обучения учителей Монтессори, аккредитованными Монтессори-аккредитационным советом по педагогическому образованию (MACTE).
Разновозрастной класс
В школах Монтессори разновозрастные группы позволяют младшим детям учиться у старших и решать новые задачи посредством наблюдения. Старшие дети подкрепляют свое собственное обучение, обучая уже усвоенным понятиям, развивая при этом лидерские качества и выступая в качестве образцов для подражания. Поскольку работа каждого учащегося индивидуальна, дети развиваются в своем собственном темпе; между веками существует сотрудничество, а не конкуренция. Такое расположение отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и склонностей.
В классе Монтессори учащиеся работают вместе в разновозрастных группах, соответствующих стадиям развития, на которых основано образование Монтессори. Хотя некоторые школы могут изменить эти возрастные группы по причинам, например, постановлениям штата, лучшие практики Монтессори придерживаются следующих возрастных групп:
- Младенцы: в пределах диапазона рождения – 18 месяцев
- Малыши: в диапазоне от 15 месяцев до 3 лет
- Раннее детство: от 2,5 до 6 лет
- Младшая начальная школа: 6–9 лет
- Старшая начальная школа: 9–12 лет (или комбинированная начальная и старшая школа, 6–12 лет)
- Средняя школа: 12–15 и 15–18 лет или 12–14, 14–16 и 16–18 лет
Использование Монтессори-материалов
Отличительной чертой Монтессори-образования является практический подход к обучению и использование специально разработанных учебных материалов. Красиво и точно созданные уникальные учебные материалы Монтессори обучают одному навыку или концепции. Материалы следуют логической, соответствующей развитию прогрессии, которая позволяет ребенку развивать абстрактное понимание концепции.
Работа, ориентированная на ребенка
Монтессори-образование поддерживает детей в выборе значимой и сложной работы, которая вызывает их интерес, ведет к вовлеченности, внутренней мотивации, постоянному вниманию и чувству ответственности перед собой и другими. Эта работа, направленная на детей, поддерживается дизайном и подачей Монтессори-класса, который создан, чтобы разжечь любопытство каждого ребенка и предоставить возможность работать в спокойном, не загроможденном пространстве индивидуально или со сверстниками.
В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться и исследовать — на самом деле, доктор Мария Монтессори, основательница движения более века назад, проектировала свои классы с учетом этого. Учителя направляют детей и удерживают их на пути к обучению, а также обеспечивают уважительную, упорядоченную и продуктивную атмосферу в классе.
Периоды непрерывной работы
В классах Монтессори продолжительный период «свободного выбора», называемый «периодом непрерывной работы», признает и учитывает индивидуальные различия в процессе обучения. В период работы у студентов есть время для выбора и выполнения различных задач и обязанностей в своем собственном темпе, без перерыва.
Рабочий цикл ребенка включает в себя выбор действия, выполнение действия до тех пор, пока оно ему интересно, очистку действия и возвращение его на полку, а затем выбор другого действия. В период работы преподаватели поддерживают и контролируют работу студентов, проводят индивидуальные занятия и занятия в малых группах. Период непрерывной работы способствует развитию координации, концентрации и самостоятельности.
Для каждого уровня программы Монтессори AMS рекомендует следующие периоды непрерывной работы:
- Младенцы и малыши: минимум 2-часовой рабочий цикл в день. Временной блок позволяет взрослым принимать пищу, перекусывать, соблюдать правила гигиены и дремать/отдыхать.
- Раннее детство: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
- Начальный уровень: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
- Среднее образование: минимум 2-часовой рабочий цикл по основным учебным предметам (математика, английский язык, история или гуманитарные науки, естественные науки и дополнительные мировые языки).
Поддержите своего ребенка
Найдите школу Монтессори
AMS рекомендует
Узнать больше
Монтессори и ваш ребенок
Узнать больше
Материалы для чтения
Узнать больше
Почему стоит выбрать Монтессори
Узнать больше
Наша миссия
Педагогический профиль: метод Монтессори
Среди британских родителей метод Монтессори является одним из наиболее широко известных «альтернативных» педагогических методов обучения и используется более чем в 22 000 школ по всему миру.
Метод Монтессори особенно популярен в дошкольном и начальном школьном образовании.
Метод, разработанный итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори после обширных исследований детей с особыми потребностями в начале двадцатого века, содержит пять основных принципов.
Пять принципов
Принцип 1: Уважение к ребенкуУважение к ребенку — главный принцип, лежащий в основе всей методики Монтессори. Монтессори считала, что детей нужно уважать (что было необычно в начале двадцатого века). Уважение проявляется к детям, не прерывая их концентрации. Уважение также проявляется, предоставляя ученикам свободу делать выбор, делать что-то для себя и учиться для себя. Учителя демонстрируют уважение ко всем учащимся, а также мирное разрешение конфликтов и должны научиться наблюдать без осуждения.
Принцип 2: Поглощающий разумМонтессори-образование основано на том принципе, что, просто живя, дети постоянно учатся у окружающего их мира. Через органы чувств дети постоянно впитывают информацию из окружающего их мира. Тогда они понимают это, потому что они мыслящие существа.
Принцип 3: Чувствительные периодыМонтессори-педагогика считает, что есть определенные периоды, в течение которых дети более готовы овладеть определенными навыками. Это так называемые сенситивные периоды, и они длятся ровно столько, сколько необходимо ребенку для приобретения навыков. Порядок возникновения сенситивных периодов (т. е. сенситивных периодов для письма), а также время их возникновения различаются для каждого ребенка. Путем наблюдения Монтессори-учителя должны выявлять чувствительные периоды у своих учеников и предоставлять ресурсы для развития детей в это время.
Принцип 4: Подготовленная средаМетод Монтессори предполагает, что дети лучше всего учатся в среде, подготовленной для того, чтобы они могли делать что-то самостоятельно. Учебная среда, всегда ориентированная на ребенка, должна способствовать свободе изучения детьми материалов по своему выбору. Учителя должны подготовить учебную среду, делая материалы и опыт доступными для детей упорядоченным и независимым образом.
Принцип 5: АвтообразованиеАвтообучение или самообразование — это концепция, согласно которой дети способны обучаться сами. Это одно из самых важных убеждений в методе Монтессори. Учителя Монтессори создают среду, вдохновляют, направляют и поощряют детей к самообразованию.
Роль учителяВ Монтессори-образовании роль учителя заключается в том, чтобы направлять детей в их обучении, не становясь препятствием и не слишком вовлекаясь в естественный процесс обучения. Поэтому Монтессори-педагог — это фасилитатор, а не лектор. Учителя Монтессори поощряют детей учиться, ставя учеников, а не учителя, в центр опыта. Они предоставляют учебные материалы, подходящие для каждого ребенка, после тщательного наблюдения в специально подготовленной учебной среде. Учителя также демонстрируют и моделируют учебную деятельность, предоставляя учащимся свободу учиться по-своему. Учителя Монтессори управляют поведением в классе, демонстрируя постоянное уважение ко всем детям и их работе, наблюдая и используя чувствительные периоды, интересы и способности планировать деятельность, а также направляя неуместное поведение на значимые задачи.
Разновозрастные классыОдной из наиболее широко известных особенностей Монтессори-образования является наличие в классе разных возрастов. Отвергая представление о том, что все дети одного возраста развиваются и прогрессируют на одной странице, школы Монтессори считают, что классы для разных возрастов позволяют детям работать более продуктивно в их естественном темпе. Классы Монтессори обычно создаются для детей от 3 лет. Защитники считают, что это позволяет детям лучше осваивать социальные навыки и развиваться в учебе в совместной, неконкурентной учебной среде.
Класс МонтессориМонтессори считала, что среда обучения (включая учителей, опыт и физическое окружение) может как положительно, так и отрицательно влиять на автообучение. Таким образом, классы Монтессори устроены таким образом, чтобы наилучшим образом способствовать обучению и поощрять его. На практике это обычно включает в себя следующие соображения при настройке классной комнаты:
Монтессори-класс для детей раннего возраста
- Сведение к минимуму вещей, которые могут чрезмерно стимулировать и отвлекать. Стены окрашены в нейтральные тона, выставлены минимальные предметы и произведения искусства.
- В классе тихо, спокойно, не загромождено
- Произведение искусства тщательно отобрано и размещено на уровне глаз детей
- Используются ресурсы, которые воздействуют на все пять чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус и слух)
- Класс разделен на разные учебные зоны, где есть место для всего
- Использование природных и реальных (а не воображаемых) материалов и действий
- Имеет достаточно места, чтобы дети могли передвигаться, не мешая другим
- Обеспечивает достаточно места для хранения личных вещей и работы над проектами, чтобы дети могли упорядоченно хранить
- Живые растения
Среднее образование
Описанный метод Монтессори наиболее подходит для обучения детей младшего возраста и начальной школы, где этот метод сохраняет свою популярность. Средняя программа для школ Монтессори обычно основана на Erdkinder, программе, созданной для 12-15-летних. Эта программа предназначена для обучения на работающей ферме. Следовательно, эта программа гораздо меньше используется школами по всему миру. Не существует международно признанной программы Монтессори для старших классов средней школы.
Некоторые критики и родители выражают обеспокоенность тем, что дети, не привыкшие к тестированию, выставлению оценок и другим формам конкуренции, будут испытывать трудности в более традиционной среде старшей школы. Однако сторонники этого метода указывают на исследования, которые показывают, что дети с опытом Монтессори могут преуспевать в более традиционном образовании, когда они достигают средней школы, благодаря их навыкам самостоятельного обучения. Хотя требуются дополнительные исследования, широко признано, что качественное и внимательное обучение в раннем возрасте может иметь огромное значение в жизни детей.
Подойдет ли мне обучение в Монтессори-школе?учителя Монтессори пользуются большим спросом. Во многих странах вам также необходимо иметь признанный сертификат Монтессори в дополнение к вашей педагогической квалификации, чтобы работать учителем Монтессори. Многие учителя Монтессори сообщают о значительном удовлетворении своей работой. Однако эта роль подойдет не всем. Чтобы преуспеть в качестве учителя Монтессори, важно, чтобы практикующие искренне верили в философию. Попробуйте набраться опыта в школе Монтессори, увидеть метод в действии. Если какие-то части метода, по вашему мнению, могут вам не подойти, вы все равно можете включить элементы метода Монтессори в свой класс.
Кирстен Лопес
Источники:
Дошкольное образование сегодня , Г.С. Моррисон, издание 2009 г., стр. 140-143
www.cbsnews.com/news/do-montessori-schools-have-an-edge/
www.greatschools.org/gk/articles/montessori-schools
www.montessori.org
www.Montessori.org.au
www.montessorianswers.com
www. montessoritrainining.blogspot.com.au
Вернуться к ресурсам
Принципы образования Монтессори | Академия Монтессори по уходу за детьми
Принципы Монтессори-образования были разработаны доктором Марией Монтессори в ходе многолетних экспериментов и наблюдений. Они основаны на уважении к процессу обучения детей. Принципы Монтессори касаются как понимания того, как дети учатся, так и определения того, чем Монтессори отличается от традиционного образования.
10 Принципов Монтессори-образования
Уважение к ребенку
Большая часть философии Монтессори проистекает из глубокого уважения к детям. Это предполагает уважение уникальности каждого ребенка, его свободы выбора, свободы передвижения, исправления собственных ошибок и работы в своем собственном темпе. Педагоги Монтессори работают и взаимодействуют с детьми с искренним уважением.
Впитывающий разум
Исследования доктора Марии Монтессори показали, что первые шесть лет жизни являются наиболее важными в развитии ребенка. Она назвала эту стадию периодом «впитывающего ума», чтобы описать подобную губке способность ребенка впитывать информацию из окружающей среды. В это время дети быстро развивают понимание своей культуры и своего мира, а также строят основы своего интеллекта и личности.
Сенситивные периоды
Доктор Мария Монтессори заметила, что дети проходят определенные стадии в своем развитии, когда они наиболее способны к изучению определенных областей знаний и навыков. Она назвала эти стадии «чувствительными периодами», которые, по сути, описывают окна возможностей для обучения. Характеристики сензитивных периодов включают: интенсивное внимание, повторение, приверженность задаче и очень продолжительные периоды концентрации.
Воспитание всего ребенка
Монтессори-образование направлено на раскрытие потенциала каждого ребенка путем предоставления учебного опыта, поддерживающего его интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное развитие. Помимо языка и математики, учебная программа Монтессори также охватывает практическую жизнь, сенсорику и культуру. Все аспекты развития и обучения детей взаимосвязаны и рассматриваются как одинаково важные.
Индивидуальное обучение
Монтессори-программы обучения разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с учетом его уникального этапа развития, интересов и потребностей. Уроки с Монтессори-материалами проводятся один на один в зависимости от успеваемости каждого ребенка. Педагоги отслеживают прогресс каждого ребенка и поддерживают его по мере прохождения учебного плана.
Свобода передвижения и выбора
Доктор Мария Монтессори заметила, что дети лучше учатся, когда они могут свободно двигаться, свободно выбирать себе работу и следовать своим интересам. В классе Монтессори дети могут свободно перемещаться по подготовленной среде, работать там, где, по их мнению, они будут учиться лучше всего, и находить результаты обучения на собственном опыте. Монтессори-обучение в значительной степени является активным, в индивидуальном темпе, часто самокорректирующимся и адаптированным к потребностям и интересам каждого отдельного ребенка.
Подготовленная среда
Класс Монтессори также известен как подготовленная среда. Это тщательно подготовленное учебное пространство, где все имеет цель и свое место. Существует отчетливое чувство порядка, которое помогает детям развивать логические мыслительные процессы. Фундаментальная идея — «порядок в окружающей среде и разуме». В этом пространстве дети могут свободно следовать своим интересам, выбирать работу и развиваться в своем собственном темпе.
Внутренняя мотивация
Монтессори-подход исходит из того, что обучение — это само по себе награда. В классе Монтессори нет золотых звездочек для поощрения обучения детей. Вместо этого дети получают чувство выполненного долга, выполняя задание и учась делать это самостоятельно.
Независимость
Монтессори-образование для независимости. Он предоставляет детям среду, материалы и рекомендации, чтобы научиться делать и думать самостоятельно. В нем дети рассматриваются как прирожденные ученики, способные и готовые учиться сами при наличии соответствующих стимулов.