Понятие интеллекта в психологии: Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях

Содержание

Понятие интеллекта в психологии — Студопедия

Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.

Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.

Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.

Интеллект в широком смысле — совокупность всех познавательных   особенностей  человека.   Познавательные  процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.

К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.


Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.


Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта — отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.

Структура интеллекта очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня.

  1. Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хранение, систематизацию и использование информации; их предназначение — оперативная переработка текущей информации.
  2. Метакогнитивный опыт — структуры, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной активности; их предназначение — контроль интеллектуальных ресурсов.
  3. Интенциональный опыт — структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных способностей; их предназначение — субъективное предпочтение определенной предметной области и направления поиска решений.

Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта.

Метакогнитивная осведомленность — знание своих интеллектуальных качеств и умение их оценивать, способность к мобилизации своих интеллектуальных резервов для решения сложных проблем.

Открытая познавательная позиция — наличие легкой, эмоционально положительной восприимчивости явлений действительности.

Среди интеллектуальных стилей выделяются три основных, наиболее четко проявляющихся в управленческой деятельности.

Исполнительский стиль — действие по правилам и общепринятым нормам.

Законодательный стиль — разработка новых путей к решению проблем.

Оценочный стиль — работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют проблемы.

Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.

Сообразительные — с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100—115 баллов).

Блестящие ученики — люди с высокими показателями учебных достижений.

Креативы — люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.

Компетентные — люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.

Талантливые — люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах.

Мудрые — люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.

В заключение характеристики природы и структуры интеллекта надо подчеркнуть, что интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей личности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей. Поскольку интеллект является одной из общих способностей, последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.

Читайте также:

Нормативная структура процесса принятия управленческого решения

Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Теории лидерства и стили руководства

Организационные факторы управленческих решений

Общая характеристика контрольно-коррекционной функции

Вернуться в оглавление: психология менеджмента



79.

 ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии 79. ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Войтина Юлия Михайловна

Содержание

79. ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИ

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект – черта сугубо наследственная, человек рождается либо умным, либо глупым. В соответствии со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью реагирования на внешние стимулы.

Однако ученые, разработавшие первые тесты интеллекта, например А. Бине, Т. Симон, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Д. Векслер – ученый, создавший в 1939 г. первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов сходятся именно на таком определении интеллекта, которое учитывает способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Таким образом, в настоящее время достигнуто согласие в вопросе определения интеллекта, однако его компоненты и особенно способы их оценки все еще вызывают споры.

Принято также выделять конкретный и абстрактный интеллект.

Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти.

Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями. Он относится ко второму уровню интеллекта – уровню когнитивных способностей. По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами. Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т. е. от генетических, врожденных факторов, с одной стороны, и от условий окружающей среды – с другой. Под генетическими факторами подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих факторах известно только то, что от них в определенной мере зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если мы можем с уверенностью сказать, что человеку передаются по наследству какие-то механизмы развития интеллекта или, по крайней мере, зачатки для формирования таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень «чистого» интеллекта, зависящий от его уровней у родителей.

Хромосомные аномалии часто передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Они не только приводят к разного рода физическим уродствам, но и часто сопровождаются задержкой умственного развития, которая нередко может быть причинной умственной отсталости.

Нарушения питания плода. Клетки головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов, необходимых для нормальной деятельности мозга, в этот период требуются разнообразные питательные вещества. Данные о роли питания матери в развитии плода пока противоречивы, однако весьма вероятно, что серьезные нарушения питания могут влиять на последующую умственную деятельность ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

42.

 Понятие и структура психологии класса

42. Понятие и структура психологии класса Классы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий.Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия.В качестве детерминантов психологии социального

46. Понятие и структура медицинской психологии

46. Понятие и структура медицинской психологии Медицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей. Истинное распознавание и правильное понимание болезни доступно только при условии

Интеллект как наиболее важный предиктор успешности, известный в психологии

Интеллект как наиболее важный предиктор успешности, известный в психологии В психологии накоплена информация, касающаяся не только интеллекта, но и других психических свойств, которые могут служить предикторами успешности профессиональной деятельности. Ни одно из

1. Понятие о предмете психологии

1. Понятие о предмете психологии Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как

1. Понятие социальной психологии и ее предмет

1. Понятие социальной психологии и ее предмет Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик

5. самореализация как спасение Понятие смысла в гуманистической психологии

5. самореализация как спасение Понятие смысла в гуманистической психологии Знай: чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна! И. В.

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология

Глава 7 Совладающий Интеллект в контексте дифференциальной психологии

Глава 7 Совладающий Интеллект в контексте дифференциальной психологии Исследователи совладания, предлагая различные подходы к анализу способов разрешения повседневных проблем, тем не менее проявляют полное единодушие в осознании сложности человеческой жизни и ее

16.

 ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ

16. ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок

1. Понятие психологии труда

1. Понятие психологии труда Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т.  д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект,

1. Понятие психологии потребителя

1. Понятие психологии потребителя Психология потребителя– отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим

Понятие и основные теории интеллекта — Юридическая психология

В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, — все это сфера действия интеллекта.

К основным теориям интеллекта можно отнести:
  1. Психометрические теории интеллекта
  2. Иерархические теории интеллекта
  3. Когнитивные теории интеллекта
  4. Множественные теории интеллекта
  5. Гештальт-психологическая теория интеллекта
  6. Этологическая теория интеллекта
  7. Операциональная теория интеллекта
  8. Структурно-уровневая теория интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

Психометрические теории интеллекта:
    • Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.
    • Теория первичных умственных способностей.
    • Кубическая модель структуры интеллекта.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана. Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, он обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирманом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов — общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана — двухфакторная теория интеллекта.

Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.

Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж. Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов — операций, содержания и результатов.

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Результаты — то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежащую в их основе). Он может также преобразовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал. Наконец, он может выйти за рамки той информации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу.

Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности — операций, содержания и результатов — образует 150 характеристик интеллекта (5 видов операций умножить на 5 форм содержания и умножить на 6 видов результатов, т.е. 5x5x6= 150). Для наглядности Дж. Гилфорд представил свою модель структуры интеллекта в виде куба, что и дало название самой модели. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж. Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта.

К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры.

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел. Р. Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж. Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй широкий фактор — флюидный интеллект — меньше связан с обучением и больше — со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.

И кристаллизованный и флюидный интеллект оказались достаточно общими характеристиками интеллекта, определяющими индивидуальные различия в выполнении широкого набора интеллектуальных тестов. Таким образом, структура интеллекта, предложенная Р. Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень представляют собой первичные умственные способности, второй уровень — широкие факторы (флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень — общий интеллект.

Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, которые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами.

Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе — время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящихся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики.

Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуализации образовательного процесса. Эта теория получила всемирное признание, как одна из наиболее новаторских теорий познания интеллекта человека. Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.

Теория тройственного интеллекта. Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта — внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект). В компонентном интеллекте Р. Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов. Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпоненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций. Как показали исследования Р. Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени.

Теория многих интеллектов. В теории Ховарда Гарднера, как и в описанных здесь теориях Р. Стернберга и Г. Айзенка, используется более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории. Х. Гарднер считает, что единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта — лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие, хотя и могут показаться на первый взгляд странными и не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты. К ним относятся музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и личностный интеллект.

Музыкальный интеллект связан с ритмом и слухом, лежащими в основе музыкальных способностей. Кинестетический интеллект определяется по способности управлять своим телом. Личностный интеллект подразделяется на два — внутриличностный и межличностный. Первый из них связан со способностью управлять своими чувствами и эмоциями, второй — со способностью понимать других людей и прогнозировать их действия.

Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название инсайта). Впоследствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.

Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации, — это его переход к «хорошему гештальту», то есть предельно простому, ясному, расчлененному, осмысленному образу, в котором в полном объеме воспроизводятся все основные элементы проблемной ситуации, в первую очередь, ее ключевое структурное противоречие. В качестве современной иллюстрации роли процесса структурирования образа можно использовать известную задачу «четыре точки»: «даны четыре точки. Нужно перечеркнуть их тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги, и вернуться при этом к начальной точке». Принцип решения данной задачи состоит в том, чтобы перестроить образ: уйти от образа «квадрата» и увидеть продолжение линий за пределами точек. Короче говоря, отличительным признаком включенности в работу интеллекта является такая реорганизация содержания сознания, благодаря которой познавательный образ приобретает «качество формы».

Особое место в гештальт-психологической теории занимали исследования К. Дункера, которому удалось описать решение задачи с точки зрения того, как изменяется содержание сознания испытуемого в процессе нахождения принципа (идеи) решения. Ключевая характеристика интеллекта — инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. По словам Дункера, глубочайшие различия между людьми в том, что мы называем умственной одаренностью, имеют свою основу именно в большей или меньшей легкости переструктурирования мыслимого материала. Таким образом, способность к инсайту (то есть способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.

По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.

Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.

Развитие интеллекта — это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка.

Следовательно, интеллектуальное развитие — это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации).

Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. В рамках данной теории получил развитие тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения. В частности, в рамках эмпирического исследования изучались такие познавательные функции, как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компоненты интеллектуальной системы.

Экспериментальные исследования Б. Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.

Б. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.

Концепция интеллекта в психологии

Интеллект определяется как совокупная или глобальная способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с окружающей средой.

Люди отличаются от других животных своей большой способностью к символическому мышлению, абстрактному мышлению, решению проблем и способности изучать новые концепции. Большинство ученых и многие психологи в совокупности называют эти способности интеллектом. До этого века люди использовали слово «интеллект», пытаясь описать свои умственные способности, а также умственные способности других людей.

В соответствии с обыденным употреблением языка, «интеллект» может быть развернут каким угодно, но не точным образом. Людей, живущих на Западе, называли «интеллигентными», если они были сообразительны, красноречивы, проницательны в науке или мудры. В других культурах человек, который был послушным, или хорошо себя вел, или молчалив, или обладал магическими способностями, вполне мог называться термином, который переводится как «разумный».

Почему люди различаются по интеллекту?

Люди отличаются друг от друга своей способностью понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на собственном опыте, использовать различные формы рассуждений, преодолевать препятствия. Хотя эти индивидуальные различия могут быть существенными, они никогда не бывают полностью последовательными, интеллектуальные способности данного человека будут различаться в разных случаях, в разных областях, если судить по разным критериям.

Интеллект был спорным вопросом, и ни один предмет в психологии не вызывал более интенсивных общественных споров, чем он. С самого начала исследования того, как и почему люди различаются по общим умственным способностям, стали жертвой политических и социальных программ, которые затемняют или искажают даже самые устоявшиеся научные выводы.

Таким образом, среди ученых существует консенсус в отношении того, что для того, чтобы считаться умными, «люди должны быть способны понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на собственном опыте, использовать различные формы рассуждений и преодолевать препятствия, размышляя». ».

Типы интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ)

Это способность знать книгу, решать математические задачи, запоминать вещи и вспоминать предметы. В словаре Revised Standard он определяется как способность человека учиться и рассуждать. Именно это значение лежит в основе его общих психометрических понятий, таких как тестирование интеллекта и коэффициент интеллекта.

Психометрически тесты интеллекта бывают разных форм. В традиционных формах результаты тестов интеллекта преобразуются в шкалу, в которой среднее значение равно 100, а стандартное отклонение равно 15. Термин «IQ» исторически использовался для описания результатов тестов интеллекта. IQ взаимозаменяемо называют другими концептуально схожими понятиями, такими как общий коэффициент интеллекта (g) и когнитивные умственные способности.

Эмоциональный интеллект (EQ)

Согласно журналу Time (1995 г.): «IQ поможет вам нанять, а EQ — продвижение по службе». Эмоциональный интеллект — это способность идентифицировать свои эмоции, способность управлять своими чувствами, настойчивость и оптимизм, несмотря на неудачи, эмпатию и социальные навыки, понимание собственных чувств, сочувствие к чувствам других и управление эмоциями таким образом, чтобы усилить их. качества как для личной жизни, так и для работы. Это чувство самосознания и понимания того, что мы чувствуем, вероятно, является краеугольным камнем и важностью EQ. По данным журнала Time (1995) «IQ поможет вам нанять, а EQ — продвижение по службе».

Практический интеллект (PQ)   

Некоторые психологи утверждают, что умственные способности имеют несколько важных аспектов и не основаны только на одной форме теста интеллекта. Штернберг, например, предполагает необходимость балансировать между академическим интеллектом (книжный ум или то, что ранее называлось «g» или когнитивными умственными способностями выше), с одной стороны, и творчеством и особенно практическим интеллектом (уличный ум или здравый смысл). с другой.

Они утверждали, что задания для академических тестов интеллекта обычно (1) формулируются другими, (2) не представляют особого интереса или не представляют интереса, (3) имеют всю необходимую информацию с самого начала, (4) не воплощаются в обычном опыта, (5) четко определены, имеют только один правильный ответ и (6) имеют только один метод получения правильного решения.

Наоборот, задачи для практических, реальных рабочих задач часто (1) не сформулированы или нуждаются в исправлении, (2) представляют личный интерес, (3) не содержат информации, необходимой для решения, (4) связаны с повседневным опытом, (5) плохо определены, (6) имеют несколько «правильных» решений и (7) имеют несколько методов выбора решения проблемы.

Социальный интеллект (SQ)

Социальный интеллект подразделяется на три аспекта: способность понимать идеи и управлять ими (абстрактный интеллект), конкретные объекты (механический интеллект) и люди (социальный интеллект). В его классической формулировке: «Под социальным интеллектом понималась способность понимать и управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, действовать мудро в человеческих отношениях».

Точно так же Мосс и Хант (1976) определили социальный интеллект как «способность ладить с другими. Вернон (1987) определял социальный интеллект как «способность человека ладить с людьми вообще, социальную технику или легкость в обществе, знание социальных вопросов, восприимчивость к раздражителям со стороны других членов группы, а также понимание временных настроений или лежащих в их основе черты характера незнакомцев».

Различия в гендерном интеллекте

Похоже, что между мужчинами и женщинами нет существенных различий в среднем IQ. Но распределение показателей IQ у мужчин немного отличается от распределения у женщин. Мужчины, как правило, более широко представлены в крайних точках распределения IQ. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще, чем женщины, и они также превосходят женщин по численности при очень высоком уровне измеренного интеллекта.

Женские баллы ближе к среднему. Несмотря на то, что нет различий в общих результатах тестов на IQ между мужчинами и женщинами, похоже, есть различия в некоторых более специализированных способностях. Мужчины или в среднем лучше справляются с тестами на пространственные способности, чем женщины. Пространственные способности — это способность визуализировать пространственные отношения и мысленно манипулировать объектами. Причина такой разницы неизвестна.

Некоторые психологи предполагают, что пространственные способности в большей степени развились у мужчин, потому что мужчины исторически были охотниками и нуждались в пространственных способностях, чтобы отслеживать добычу и находить путь назад после охоты. Другие считают, что различия являются результатом разных ожиданий родителей в отношении способностей мальчиков и девочек.

Многие исследователи изучали, существуют ли гендерные различия в математических способностях, но результаты оказались противоречивыми. В 1990 году американские исследователи статистически объединили результаты более 100 исследований гендерных различий в математике, используя технику, известную как метаанализ. Они не обнаружили существенных различий в средних баллах мужчин и женщин на тестах по математике.

Исследования также показывают, что средние оценки девочек по курсу математики равны или превышают оценки среднего мальчика. Другие исследования показали, что мальчики и девочки одинаково хорошо справляются с тестами по математике в начальной школе, но девочки начинают отставать от мальчиков в более поздние годы. Например, мужчины-старшеклассники в среднем примерно на 45 баллов выше по математической части SAT, чем женщины.

В ходе исследования, в ходе которого изучались результаты различных умственных тестов, в которых приняли участие более 100 000 американских подростков, было обнаружено, что в среднем женщины справились немного лучше, чем мужчины, в тестах на понимание прочитанного, проводку, скорость восприятия и определенные задачи на память. Мужчины, как правило, немного лучше девочек справлялись с тестами по математике, естественным наукам и общественным наукам. Почти во всех случаях средние половые различия были небольшими.

Являются ли различия в способностях между мужчинами и женщинами биологически обусловленными или они обусловлены культурными влияниями? Есть некоторые доказательства с обеих сторон. С биологической точки зрения исследователи изучали андрогенизированных женщин, люди вырастают, культурно идентифицируются как женщины, но они, как правило, играют с «мальчиками», «игрушками», такими как блоки и грузовики, и имеют более высокий уровень пространственных способностей, чем женщины, которые не подвергались воздействию высоких уровней пространственной способности, чем женщины, которые не подвергались воздействию высоких уровней тестостерона.

Дополнительные доказательства биологической основы пространственных гендерных различий получены при сравнении мозга мужчин и женщин. Некоторые ученые предполагают, что этот дополнительный объем мозга у мужчин может быть связан с пространственной способностью.

С точки зрения культуры многие социологи утверждают, что различия в способностях между мужчинами и женщинами возникают из-за разных ожиданий общества от них и из-за их различного опыта. Девочки не так активно, как мальчики, участвуют в культурных мероприятиях, которые, как считается, улучшают пространственные и математические способности. Ожидается, что в детстве девочки будут играть с куклами и другими игрушками, которые развивают вербальные и социальные навыки, в то время как мальчики будут играть с кубиками, видеоиграми и другими игрушками, которые способствуют пространственной визуализации.

Позже, в подростковом возрасте, девочки изучают меньше предметов по математике и естественным наукам, чем мальчики, возможно, из-за стереотипов о математике и естественных науках как мужских предметов и из-за меньшей поддержки со стороны учителей, сверстников и родителей. Многие социологи считают, что культурное влияние объясняет относительное представительство женщин в области математики, инженерии и физических наук. Важно помнить, что половые различия, если они существуют, представляют собой средние различия между мужчинами и женщинами как группой, а не между отдельными женщинами или мужчинами, которые мало что говорят об интеллектуальных способностях этого человека.

Теории интеллекта: 6 основных теорий |Психология

РЕКЛАМА:

Прочтите эту статью, чтобы узнать о теориях интеллекта.

Теория интеллекта # 1. Двухфакторная теория интеллекта Спирмена :

Спирмен представил свою двухфакторную теорию интеллекта в 1904 году. его знаменитая двухфакторная теория» — (Психометрические методы Гилфорда).

Согласно Спирмену, психические черты не являются независимыми; во всех наших познавательных способностях есть общий элемент. Это основа его знаменитой двухфакторной теории интеллекта — теории о том, что каждая отдельная интеллектуальная деятельность включает в себя общий фактор, который является общим со всеми другими видами интеллектуальной деятельности, и специфический фактор, который ни с чем не связан.

Спирмен отказывается называть этот общий фактор общим интеллектом, который ему кажется «Слово с таким количеством значений, что в конце концов оно не имеет ни одного». Он предпочитает обозначать его буквой «g», а конкретный фактор — «s». Это правда, что «g» Спирмена часто отождествляют с тем, что мы обычно называем «общим интеллектом», но следует помнить, что это прежде всего математическая величина, полученная математическими процессами из измеренных данных.

Математически теория Спирмена, вкратце, состоит в том, что каждое индивидуальное измерение каждой интеллектуальной способности может быть разложено на два фактора, один из которых является «общим фактором» (g), общим для всех измеряемых способностей, а другие — «специфическими факторами». фактор”(ы), свойственные каждой конкретной способности. Это утверждение может быть переведено в математическую форму, представив результат (S) индивидуума в заданном умственном тесте с помощью простого уравнения 9. 0003

S = a 1 g + a 2 S,

, где буквы «a 1 » и «a 2 » обозначают «веса» или «нагрузки» двух факторов «g». и «с» соответственно.

Теория интеллекта # 2. Математическая основа теории Спирмена :

Полное математическое доказательство теории Спирмена довольно сложное и трудное для понимания, но основная линия аргументации может быть легко понята из простого пример. Давайте начнем, как это сделал Спирмен, с сопоставления результатов ряда тестов и систематического размещения коэффициента или корреляции в так называемой «корреляционной матрице».

Возьмем 5 тестов — a, b, c, d, e, с указанными ниже названиями, и расположим их «взаимосвязи» в матричном виде:

. эквивалентная алгебраическая форма:

Началом исследования Спирмена было «любопытное наблюдение», что перекрестные произведения любого квадратного блока из четырех коэффициентов были примерно равны. Например, из набора коэффициентов

получаем перекрестным умножением (0,48 х 0,35) = (0,40 х 0,42) или (0,48 х 0,35) – (0,40 х 0,42) = 0;

или из другого набора, (0,56 x 0,30) – (0,40 x 0,42) = 0. Квадратный блок из четырех коэффициентов Спирмен назвал тетрадой, а уравнение, выражающее равенство перекрестных произведений, тетрадным уравнением.

В алгебраических терминах первое из приведенных выше тетрадных уравнений будет выглядеть так:

t ab . cd = r ac .r bd – r ad .r bc = 0; а второй

т аб . cd = r ab .r cd – r ad .r bc = 0

Остальная часть рассуждения состояла в демонстрации того, что если интеллектуальные способности обусловлены наличием двух факторов, то один общее», а другое — «частное», другими словами, если справедливо уравнение S = a 1 g + a 2 s, то тетрадное уравнение r ab . r cd – r ad .r bc = 0 должно быть выполнено; и, наоборот, если тетрадное уравнение выполняется для любых четырех способностей a, b, c, d, то должно выполняться уравнение S = a 1 g + a 2 s, и, следовательно, указанные способности равны делится на два фактора, один из которых является «общим» фактором, общим для четырех способностей.

Спирмен и Хользингер позже представили метод, чтобы выяснить, связано ли какое-либо отклонение от нулевого требования тетрадного уравнения с «реальной» разницей или с «ошибками выборки». Теперь двухфакторная теория опирается на прочную математическую основу. Величина корреляции между любыми двумя тестами определяется степенью, в которой эти два теста нагружены G. Ниже приведена еще одна диаграмма взаимной корреляции 6 тестов, расположенных в иерархическом порядке.

На диаграмме показаны веса:

Точнее, в этой таблице переменные расположены в порядке ранга сумм. В каждом столбце коэффициенты ранжируются от большего к меньшему. Это Спирмен называет иерархическим порядком. Тесты А и В имеют относительно более высокую корреляцию, т. е. имеют много общего в G, тогда как тесты А и С мало коррелируют, так как имеют малые нагрузки с G.

Спирмен и его последователи позже признали существование некоторые групповые факторы, такие как «вербальные способности, числовые способности и возможный фактор умственной скорости, механических способностей, внимания и воображения». «Тесты G и H имеют более высокую корреляцию, чем связанная только с G. Такой дополнительный общий фактор, как в тестах G и H, стал называться групповым фактором».

Теория двух факторов Спирмена подверглась резкой критике со стороны Торндайка. Э. Л. Торндайк разработал тест — CAVD (Завершение, Арифметика, Словарный запас и Понимание направлений и дискурса) в качестве основы теории о том, что интеллект представляет собой совокупность множества различных способностей, взаимосвязанных в мозгу. Торндайк предложил три вида интеллекта — социальный, конкретный и абстрактный. Вероятно, это была первая многофакторная теория интеллекта, хотя и не основанная на результатах факторного анализа тестов способностей.

Теория интеллекта # 3. Теория выборки Годфри Томсона :

В Великобритании самым активным критиком Спирмена был Годфри Томсон. Он утверждает, что теория двух факторов не является единственным возможным объяснением фактов. По его мнению, эти факты могут быть объяснены на основе гипотезы о том, что существуют множественные или групповые факторы интеллектуальных способностей, каждый из которых является общим для ограниченного числа различных интеллектуальных способностей и, следовательно, менее ограничен в своем диапазоне, чем любой из факторов Спирмена. специфические факторы, и все же не универсального диапазона, как его G-фактор.

Теория Г. Х. Томсона известна как теория выборки. Согласно теории выборки, каждый тест проверяет определенный диапазон элементарных человеческих способностей; некоторые с широким диапазоном, некоторые с узким диапазоном. Он верит в фактор «g» или общие способности, но это не основная сущность. Это постоянная комбинация элементов способностей.

Точно так же групповые факторы представляют собой комбинации, более или менее устойчивые, из более ограниченных наборов элементов, специфические факторы состоят из элементов, которые ограничивают свое проявление единичными тестами (Г. Х. Томсон — Факторный анализ человеческих способностей).

Теория интеллекта # 4. Многофакторная теория :

Многофакторная теория утверждает, что результаты определенного теста зависят от одного или нескольких общих факторов, каждый из которых взвешивается в соответствии с его значением для успеха в задании.

Теория основана на различных методах факторного анализа:

«Хотя Чарльзу Спирмену приписывают роль отца факторного анализа, он и его последователи не хотели признавать важность групповых факторов. Они сыграли роль фактора «G». Особенно это касалось Сирила Берта, Филипа Вернона и Р. Б. Кеттелла».

«Именно Терстон популяризировал многофакторную теорию и методы в психологии. Геометрически многофакторная модель представляет собой набор измерений или векторов, исходящих из одного начала, причем каждый вектор представляет собой общий фактор».

«Чем ближе к определенному фактор-вектору лежит тест-вектор, тем больше вовлеченность теста с этим фактором, тем больше его «нагрузка» на этот фактор. Факторная нагрузка — это также корреляция между тестом (эмпирическая переменная) и фактором (чисто идеальная переменная)».

Короче говоря, он применил центроидный метод факторизации и наклонного вращения корреляций среди множества различных когнитивных показателей. Терстон вывел семь основных способностей. Его вывод был основан на анализе опыта исследовательского проекта Aptitude. Найдены следующие способности или факторы: «Пространство, скорость восприятия, числовые возможности, вербальное понимание, механическая память, индукция, беглость слов, дедукция и общее рассуждение».

Теория интеллекта # 5. Иерархические теории :

Британские психологи, такие как Сирил Берт (1949) и Вернон (1960), предложили альтернативную схему организации факторов. На вершине иерархии Вернон помещает фактор «G», или общий когнитивный фактор. На следующем уровне он помещает два широких групповых фактора, соответствующих словесно-учебным (v: ed) и практически-механическим (k: m.) способностям. Эти основные факторы могут быть дополнительно подразделены.

Вербальный образовательный фактор можно подразделить на вербальные и числовые подфакторы, а практический механический фактор — на механическую информацию, пространственные и психомоторные способности. На самом нижнем уровне иерархии находятся специальные факторы. «Такая иерархическая структура, таким образом, напоминает перевернутое генеалогическое древо с буквой «g» наверху, факторами «s» внизу и все более узкими групповыми факторами между ними».

Графическое представление двухфакторной теории Спирмена (A), многофакторной теории (B) и иерархической теории (C) с коррелированными тестами приведено ниже:

Теория Вернона является компромиссом формула между двумя факторами Спирмена и многофакторной теорией Терстона. Он сохраняет G-фактор и переводит структуру интеллекта Терстоуна и Гилфорда на второстепенный уровень.

Теория интеллекта # 6. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта Р. Б. Кеттелла :

Согласно Р. Б. Кеттеллу, общий интеллект состоит из двух факторов — текучего интеллекта (G) и кристаллизованного интеллекта (Gc). Это похоже на различение Верноном интеллекта А, являющегося продуктом наследственности, и интеллекта Б, обусловленного средой. Подвижный интеллект, как и «интеллект А», больше зависит от наследственности, а кристаллизованные способности — от окружающей среды.

Оба типа способностей связаны со способностью воспринимать отношения, подвижные способности являются общими для многих областей, а кристаллизованный интеллект специфичен для определенных областей, таких как школьное обучение. Подвижный интеллект больше используется в задачах, требующих адаптации к новым ситуациям, в то время как кристаллизованный интеллект используется для задач, в которых привычки закрепились. Он применил наклонные вращения в своем факторном анализе. Эти два фактора — текучий и кристаллизованный интеллект — различны, но взаимосвязаны.

Жан Пиаже выдвинул теорию интеллекта (когнитивного развития), не основанную на факторном анализе. Он считает, что когнитивное развитие проходит в виде серии из четырех стадий – сенсомоторной стадии (до 2 лет), когда ребенок учится осуществлять простые рефлексы и координировать различные восприятия, ведущей к общеоперационной стадии (от 11 до 15 лет). В подростковом возрасте ребенок может выполнять более абстрактные операции. Интеллект увеличивается до даты 15 лет, это достижение, которое увеличивается после 15 лет, интеллект, по его словам, это способность решать новые задачи.

Главная ››

Интеллект: определение, теории и примеры

Что делает человека умным? Как мы узнаем, разумны ли мы? Вот некоторые вопросы, которые вы, вероятно, задавали себе. Кажется, мы все были в ситуации, когда кто-то недооценивал наш интеллект. Это оставляет нас разочарованными и раздраженными. Вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то не понимает всего вашего интеллекта? Является ли интеллект чем-то, что состоит из половинок и целых частей и фрагментов? Существуют ли разные виды интеллекта? Психологи использовали подобные вопросы в качестве отправной точки для более глубокого исследования интеллекта.

  • Что такое интеллект?
  • Какие существуют теории интеллекта?
  • Что такое эмоциональный интеллект?

Определение интеллекта в психологии

Все знают, что такое интеллект, но оказывается, что дать четкое и быстрое его определение труднее. Возможно, вы преуспеваете в интерпретации литературы, но не так хороши в математике. Может быть, вы блестяще ведете себя на уроках биологии, но с трудом находите страницу для своего сочинения по сравнительному искусству. У вас может быть, казалось бы, естественное понимание того, как управлять пространством и использовать его, но вы полностью потеряетесь, пытаясь разобраться в сути стихотворения. А как же творчество? Разве Эйнштейн не говорил следующие слова?

Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Означает ли больше творчества больше интеллекта? Как видите, трудно точно сказать, из чего состоит интеллект.

Fg.1 Эйнштейн сказал, что знания ограничены, pixabay.com

В психологии интеллект определяется как способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте

Ранние психологические исследования интеллекта подходили к этому предмету как к единственному фактору. Психологи заметили, что те, кто набрал больше среднего балла по стандартизированным тестам по одному учебному предмету, часто получали аналогичные баллы по другим учебным предметам. Это привело их к выводу, что существует обобщенный фактор интеллекта, называемый g-фактором . В конечном счете, g-фактор был тем, что измеряли психологи при проведении тестов интеллекта.

G-фактор можно наблюдать и в других областях человеческого опыта, таких как атлетизм. В атлетизме задействовано множество различных навыков и элементов, и немногие спортсмены хорошо владеют всеми спортивными навыками. Тем не менее, те спортсмены, которые показывают высокие результаты в одной области, обычно получают высокие результаты и в некоторых других областях.

Представление об интеллекте как о единственном выражении, g-факторе, было спорным в свое время и продолжает оставаться таковым. С годами психологи пришли к более глубокому пониманию динамического качества интеллекта. Это привело к появлению нескольких различных теорий о природе интеллекта.

Примеры интеллекта

Как мы видели, множество различных факторов отражают всю концепцию интеллекта. Давайте рассмотрим несколько примеров, которые попытаются углубить наше рабочее определение интеллекта.

Теории интеллекта

В то время как некоторые ранние исследования предполагали, что интеллект — это единственная способность, представленная через g-фактор, другие исследователи предположили, что он включает в себя ряд навыков и способностей.

Теория множественного интеллекта Гарднера

Этот является общей теорией, изучаемой при изучении интеллекта. Если вы думаете, что теория интеллекта с одним g-фактором немного ограничена, вы в хорошей компании. Психолог Говард Гарднер предположил, что интеллект состоит из более чем одного простого академического фактора. Интеллект проявляется во многих сферах нашей жизни. Это привело его к созданию теории множественного интеллекта. Гарднер предложил базовый набор из восьми различных элементов интеллекта: лингвистический , логико-математический, пространственный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический. По его словам, восемь типов интеллекта различны и управляются определенными областями мозга. Следовательно, если кто-то испытал повреждение одной области мозга, это повлияет только на интеллект, управляемый этой конкретной областью.

Теория множественного интеллекта поддерживает такие состояния, как синдром саванта. Люди с этим заболеванием часто исключительно блестящи в определенных областях, но получают значительно более низкие баллы в основных тестах интеллекта и часто не могут выполнять основные задачи.

Три типа интеллекта Штернберга

Как и Гарднер, психолог Роберт Штернберг считал, что существует более одного типа интеллекта. Однако вместо восьми Штернберг предложил теорию трех типов. Эти три компонента являются аналитическими, творческими и практическими.

Критики этой теории ссылаются на надежность g-фактора в предсказании успеха. Сочетание g-фактора и мужества считается высшим достижением.

Несмотря на то, что существует множество примеров интеллекта, которые можно рассмотреть в более широкой картине человеческого интеллекта, теория Роберта Штернберга оказала влияние на эволюцию классной комнаты и стандартизированного тестирования.

Аналитический интеллект

Это академический интеллект, который можно оценить с помощью стандартных тестов.

Творческий интеллект

Творческий интеллект подразумевает инновации и адаптивность. Это включает не только художественное творчество и создание новых вещей в среде, но и способность использовать базовые знания для достижения других и лучших результатов.

Практический интеллект

Практический интеллект — это знания, полученные на основе опыта и применяемые в повседневной жизни. Это может быть так же просто, как найти лучшее и самое дешевое предложение по новому тарифному плану.

Эмоциональный интеллект

Этот тип интеллекта измеряет силу нашей способности общаться с другими. Это включает в себя нашу способность распознавать и реагировать на свои эмоции и эмоции других.

Фг. 2 Эмоциональный интеллект помогает нам общаться с другими, pixabay.com

Эмоциональный интеллект

Вы знаете друга или коллегу, который всегда знает, что сказать? У них, казалось бы, естественная легкость в чтении и реагировании на социальные ситуации. Они самостоятельны и самосознательны. Они справляются со своим мрачным настроением, спокойно принимают вызовы и имеют глубокие, полезные отношения. Это люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект в психологии

Эмоциональный интеллект связан с нашей способностью понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Он принимает во внимание четыре различных способности.

Восприятие

Это способность точно распознавать эмоции в себе и других. Наличие этой способности означает способность точно определять масштаб эмоций в музыкальном произведении, литературном произведении или фильме.

Понимание

Понимание означает предсказание эмоций на основе знания динамики ситуации или отношений. Это включает в себя способность понимать и предсказывать чью-либо эмоциональную реакцию на основе их личной истории или личности.

Управление

Это способность адекватно выражать эмоции в данной ситуации и управлять эмоциями других.

Использование

Наконец, эта способность означает поиск творческого или адаптивного выхода из наших эмоций. Это включает в себя эмоциональное восстановление и нашу способность преодолевать взлеты и падения жизни.

Характеристики интеллекта

Как мы уже видели, человеческий интеллект — это понятие гораздо большее, чем просто показатель IQ. IQ — это всего лишь небольшой фактор в создании всестороннего интеллекта.

Концепция человеческого интеллекта прошла долгий путь от простого g-фактора и коэффициента интеллекта. От социальной смекалки и эмоционального интеллекта до практического и аналитического интеллекта — казалось бы, исчерпывающий список факторов способствует нашему пониманию измеряемого интеллекта. Хотя мы понимаем, что интеллект относится к качеству наших знаний и нашей способности учиться и адаптироваться, более широкая концепция остается развивающимся предметом исследования.

Разведка — Основные выводы

  • Интеллект в психологии — это способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts