Жан Пиаже — Психологос
01 октября 2022 г., 21:55
Жан Пиаже (1896 — 1980) — швейцарский психолог.
Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах (“Речь и мышление ребенка”, 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей “логику чувств” и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризация), возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам (“Психология интеллекта”, 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.
- Персоналии
- Развитие мышления
Комментарии (3):
Гость, 04 февраля 2014 г., 14:56
Очень благодарен вам за вашу заботу.
ЮРА ВОЛГИН, 25 февраля 2016 г., 22:49
Швейцарский психолог Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget) действительно весьма точно определил и весьма полно изложил сущности структуры и диапазон мышления ребёнка. Интересно бы познакомиться с его лабораторными исследования по избранной теме, чтобы определить, осознавал ли автор своё великое открытие!? И всё равно, Жан Пиаже является вторым, кто за историю человечества открыл тайну сущности мышления ребёнка, но первый изложил научное обоснование открытия. ЮРА ВОЛГИН 25.02.2016 год
1ответГость, 20 ноября 2019 г., 12:13
не удивительно…
Материалы по теме:
01 янв. 2000 г.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особенность детской логики, как нечувствительность к противоречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.
5Подробнее01 окт. 2022 г.
Психология в именах
Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Трансдисциплинарность
0ПодробнееСодержаниеНет новостей
Новые статьи:
- Как отмечать день рождения ребенка?
- Не все праздники — твои!
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
Популярные статьи:
- Зефирный тест
- Как становиться самодостаточным человеком
- Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
- Жаворонки и Совы
- Кого спасать будешь при пожаре, ребёнка или жену?
Хиты недели:
- Языки уважения. Как любить настоящих мужчин?
- Как отмечать день рождения ребенка?
- Если ребенка дразнят в школе
- Ребенок орет, кричит, визжит…
- Ремень и порка как реальность жизни
Жан Пиаже — создатель теории когнитивного развития
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.Биографический очерк
Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.
Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.
Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.
После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.
В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.
Научное наследие
Особенности психики ребёнка
В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:
- неразделённость мира и собственного Я,
- анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
- артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Теория интеллекта
В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.
Пиаже разработал свой метод при работе с детьми — метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.
Адаптивная природа интеллекта
Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды — обеспечивается адаптацией, то есть уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. С одной стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой — среда влияет на субъект обратным действием.
Биологическое созревание субъекта не является определяющим для развития индивида, оно лишь создает предпосылки развития.
Развитие структур интеллекта
Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схем действия. В определенный момент развития ребенка схемы действия превращаются в операции. В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.
Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта.
Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка — закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям:
- Комбинативность: А + В = С
- Обратимость: С — В = А
- Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
- Общая операция идентичность: А — А = 0
- Тавтология: А + А = А.
Мышление ребенка проходит 3 стадии: аутистическое (0-2/3 года), эгоцентрическое (2/3-11/12) и социализированное мышление.
Аутистическое мышление — это детские фантазии, грезы, образы.
Характерные черты аутистического мышления:
- врождено,
- подчинено принципу удовольствия,
- бессознательно,
- не направленно на внешний мир,
- не приспосабливается под внешние условия.
Пиаже описывает эгоцентризм как познавательную позицию ребенка в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только по отношению к себе. Ребенок, находящийся на стадии эгоцентризма, не способен координировать различные точки зрения на предмет.
Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление, которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.
Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского эгоцентризма и является основной характеристикой детского мышления, которая объясняет неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение, примерно до 12 лет.
В 7-12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия.
Характеристики социализированного мышления:
- подчинено принципу реальности,
- формируется прижизненно,
- направлено на познание и преобразование внешнего мира,
- выражено в речи.
Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и социализированная речь.
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является таковой, потому что ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.
Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: монолог, повторение и «монолог вдвоем».
- Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов, ребенку просто нравится их повторять, при этом не преследуется ни цели обращения к кому-то, ни цели осмысленного произношения.
- Монолог. Ребенок говорит сам с собой, он будто думает вслух. Он ни к кому не обращается. Для ребенка слово является близким к действию, в отличие от взрослых людей.
- Монолог вдвоем или коллективный монолог. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо демонстрирует парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и, в самом деле, быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник — только возбудитель».
Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж. Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление.
Стадии развития интеллекта
Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.
Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)
Из названия становится ясно, что этот тип интеллекта касается сенсорной и моторной сфер. В данный период дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. С помощью органов чувств и моторики ребенок исследует окружающий его мир, с каждым днем его представления о предметах и объектах совершенствуются и расширяются. Ребенок начинает использовать самые простые действия, но постепенно переходит к использованию более сложных действий. Путём бесчисленных «экспериментов» ребенок начинает формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.
Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет):
Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Один символ представляет собой определенную сущность, которая может символизировать другую. Например, ребенок во время игры может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками. Мышление ребенка все еще эгоцентрично, он с трудом готов принять точку зрения другого человека. Игра на данном этапе характеризуется деконтекстуализацией и заменой объектов, представляющих другие предметы. Отсроченные имитации ребенка и речь также раскрывают возможности использования символов. Несмотря на то, что дети 3х — 4х лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Данная стадия названа Пиаже дооперациональной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или операций. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится — и взрослые знают это, могут в уме проделать данную операцию, представить процесс. У ребенка на дооперациональной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных операциях довольно слабое или отсутствует.
Еще одной ключевой характеристикой дооперациональной стадии мышления ребенка является эгоцентризм. Ребенку на этой стадии развития тяжело осознать чужую точку зрения, они полагают, что все остальные воспринимают окружающий мир так же, как они.
Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на дооперациональной стадии. Поскольку маленький ребенок не может оценить чужую точку зрения, следовательно, он не в состоянии пересмотреть свои идеи, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.
Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу.
Из названия данной стадии становится понятно, что речь пойдет об операциях, а именно о логических операциях и принципах, которые используются для решения проблем. Ребенок на этой стадии не только способен использовать символы, но он так же может осуществлять манипуляции с ними на логическом уровне. Смысл определения «конкретная» операция, которое входит в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), происходит по отдельности для каждой проблемы и зависит от её содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.
Важным достижением этого периода является овладение понятием обратимости, то есть ребенок начинает понимать, что последствия одной операции могут быть аннулированы при помощи совершения обратной операции.
Примерно в 7-8 лет ребенок овладевает понятием сохранения вещества, например, он понимает, что, если из шарика пластилина сделать много маленьких шариков, то количество пластилина не изменится.
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
Формальные операции (11—15 лет)
Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций сталкивается со сложностью применять свои способности в абстрактных ситуациях, то есть ситуациях, которые не представлены в его жизни. Если взрослый скажет «не дразни этого мальчика, потому что у него есть веснушки. Тебе бы было приятно, если бы так обращались с тобой?», ответ ребенка был бы таким: «Но у меня нет веснушек, поэтому никто не будет меня дразнить!» Осознать абстрактную реальность, отличную от его реальности, для ребенка на стадии конкретных операций слишком сложно. Ребенок на этой стадии может придумывать ситуации и воображать объекты, которых не существует в действительности.
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Язык и мышление
Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».
Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии
В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.
Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
Публикации на русском:Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1994.
Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136.
Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5)
Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избр. психол. труды. – М., 1969.
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии, 1966, №4.
Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.
Публикации на английском:
Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children (New York: International University Press, 1952) [La naissance de l’intelligence chez l’enfant (1936), also translated as The Origin of Intelligence in the Child (London: Routledge and Kegan Paul, 1953)].
Piaget, J. The Moral Judgment of the Child (London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co., 1932) [Le jugement moral chez l’enfant (1932)].
Piaget, J. The construction of reality in the child (New York: Basic Books, 1954) [La construction du r?el chez l’enfant (1950), also translated as The Child’s Construction of Reality (London: Routledge and Kegan Paul, 1955)].
Piaget, J. Play, Dreams and Imitation in Childhood (New York: Norton, 1962) [La formation du symbole chez l’enfant; imitation, jeu et reve, image et repr?sentation (1945)].
Piaget, J. The Language and Thought of the Child (London: Routledge & Kegan Paul, 1962) [Le Langage et la pens?e chez l’enfant (1923)] .
Piaget, J. With Inhelder, B., The Psychology of the Child (New York: Basic Books, 1962) [La psychologie de l’enfant (1966, orig. pub. as an article, 1950)].
Piaget, J. With Inhelder, B., The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence (New York: Basic Books, 1958) [De la logique de l’enfant ? la logique de l’adolescent (1955)].
Piaget, J. The Child’s Conception of the World (London: Routledge and Kegan Paul, 1928) [La Repr?sentation du monde chez l’enfant (1926, orig. pub. as an article, 1925)].
Piaget, J. The Psychology of Intelligence (London: Routledge and Kegan Paul, 1951) [La psychologie de l’intelligence (1947)].
Piaget, J. With Inhelder, B., The Child’s Conception of Space (New York: W.W. Norton, 1967).
Piaget, J. «Piaget’s theory» in P. Mussen (ed.), Handbook of Child Psychology, Vol. 1. (4th ed., New York: Wiley, 1983).
Piaget, J. The Child’s Conception of Number (London: Routledge and Kegan Paul, 1952) [La genese du nombre chez l’enfant (1941)].
Piaget, J. Structuralism (New York: Harper & Row, 1970) [Le Structuralisme (1968)].
Piaget, J. Genetic epistemology (New York: W. W. Norton, 1971).
Piaget, J. The early growth of logic in the child (London: Routledge and Kegan Paul, 1964) [La genese des structures logiques elementaires (1959)].
Piaget, J. Biology and Knowledge (Chicago: University of Chicago Press, 1971) [Biologie et connaissance ; essai sur les relations entre les r?gulations organiques et les processus cognitifs (1967)].
Piaget, J. Science of education and the psychology of the child (New York : Orion Press, 1970) [Psychologie et p?dagogie (1969)].
Piaget, J. The child’s conception of physical causality (London: Kegan Paul, 1930) [La causalite physique chez l’enfant (1927)].
Piaget, J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1977) [L’evolution intellectuelle entre l’adolescence et l’age adulte (1970)].
Piaget, J. Six psychological studies (New York: Random House, 1967) [Six ?tudes de psychologie (1964)].
Piaget, J. The Equilibration of Cognitive Structures: The Central Problem of Intellectual Development (Chicago: University of Chicago Press, 1985) [L’equilibration des structures cognitives (1975), previously translated asThe development of thought: Equilibration of cognitive structures (1977)].
Piaget, J. Child’s Conception of Geometry (New York, Basic Books, 1960) [La G?om?trie spontan?e de l’enfant (1948)].
Piaget, J. To understand is to invent: The future of education (New York: Grossman Publishers, 1973) [tr. of Ou va l’education (1971) and Le droit a l’education dans le monde actuel (1948)].
Piaget, J. Massimo Piattelli-Palmarini (ed.), Language and learning: the debate between Jean Piaget and Noam Chomsky (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980) [Theories du language, theories de l’apprentissage (1979)].
Piaget, J. The Principles of Genetic Epistemology (New York: Basic Books, 1972) [L’?pist?mologie g?n?tique (1950)].
Piaget, J. The Grasp of Consciousness: Action and concept in the young child (London: Routledge and Kegan Paul, 1977) [La prise de conscience (1974)].
Piaget, J. The Mechanisms of Perception (New York: Basic Books, 1969) [Les m?canismes perceptifs: mod?les probabilistes, analyse g?n?tique, relations avec l’intelligence (1961)].
Piaget, J. Psychology and Epistemology: Towards a Theory of Knowledge (Harmondsworth: Penguin, 1972) [Psychologie et epist?mologie (1970).
Piaget, J. The Child’s Conception of Time (London: Routledge and Kegan Paul, 1969) [Le d?veloppement de la notion de temps chez l’enfant (1946)]
Piaget, J. Logic and Psychology (Manchester: Manchester University Press, 1953).
Piaget, J. Memory and intelligence (New York: Basic Books, 1973) [Memoire et intelligence (1968)]
Piaget, J. The Origin of the Idea of Chance in Children (London: Routledge and Kegan Paul, 1975) [La gen?se de l’id?e de hasard chez l’enfant (1951)].
Piaget, J. Mental imagery in the child: a study of the development of imaginal representation (London: Routledge and Kegan Paul, 1971) [L’image mentale chez l’enfant : ?tudes sur le d?veloppement des repr?sentations imagin?es (1966)].
Piaget, J. Intelligence and Affectivity. Their Relationship during Child Development (Palo Alto: Annual Reviews, 1981) [Les relations entre l’intelligence et l’affectivit? dans le d?veloppement de l’enfant (1954)].
Piaget, J., Garcia, R. Psychogenesis and the History of Science (New York: Columbia University Press, 1989) [Psychogen?se et histoire des sciences (1983).
Piaget, J., Beth, E. W. Mathematical Epistemology and Psychology (Dordrecht: D. Reidel, 1966) [?pist?mologie math?matique et psychologie: Essai sur les relations entre la logique formelle et la pens?e r?elle] (1961).
Piaget, J. The Growth of the Mind.
Биография и вклад в психологию
Жан Пиаже, выдающийся деятель психологии развития, был известен своими теориями, которые помогли понять раннее развитие. В области психологии психология развития сыграла решающую роль в понимании развития человеческого разума. Объединение эволюционных открытий с современными исследованиями в области психологии развития направлено на изучение изменений человека на различных этапах жизни. Психология развития направлена на удовлетворение меняющихся эмоциональных и социальных потребностей людей.
В следующей статье рассматривается краткое введение в жизнь Пиаже, за которым следует понимание двух его самых выдающихся теорий: теории когнитивного развития и теории нравственного развития. В статье также рассматривается влияние его теории на другие работы и критика этих теорий.
Жан Пиаже: Биография и теории развитияЖан Пиаже был швейцарским психологом, родившимся во франкоязычной части Швейцарии. Пиаже с раннего возраста увлекался биологией и философией. Позже он объединил два своих интереса и был назван эпистемологом. Эпистемология изучает философские концепции, такие как знание, этика, мораль и логика. Пиаже известен своими работами в области психологии развития, где его теория когнитивного развития и теория нравственного развития являются двумя наиболее известными теориями в этой области. Помимо этих двух, Пиаже также известен своим влиянием на образование, а также философов. На работу Пиаже по пониманию когнитивного развития повлияли его наблюдения за детьми младшего возраста, которые, в отличие от других, были последовательны в своих ошибках. На его работу по пониманию морали у детей повлияли наблюдения снова среди детей, что привело к развитию теории морали Пиаже, на которую также повлияла теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Теория психоанализа Фрейда рассматривает развитие личности. Теория Фрейда рассматривала три структуры личности: Ид, Эго и Суперэго, что повлияло на теорию морального развития Пиаже.
Прочитано: 10 известных психологов и авторов
Пиаже: Теория когнитивного развитияТеория когнитивного развития рассматривала развитие детей от рождения до одиннадцати лет. Теория Пиаже была основана на наблюдениях за его дочерью и племянником. Пиаже основал свою теорию на теории схем, разработанной Фредерихом Бартлеттом (1932). Схемы — это мысленные рамки, которые помогают организовать новую информацию в ранее существовавшие единицы, созданные из предыдущих знаний. Пиаже заявил, что дети рождаются с некоторыми схемами, которые изменяются в результате опыта и дополнительной информации. Модификацию схем Пиаже называл адаптацией. Пиаже разделял адаптацию на два типа.
- Ассимиляция – когда новая информация может быть классифицирована в существующие схемы разделить на четыре стадии. Каждый этап отличался возрастным диапазоном и определенными вехами развития, связанными с ним.
Стадия 1 – Сенсомоторная (от рождения до 2 лет)
У младенцев на этой стадии отсутствуют доминантные схемы, за исключением схем чувств (таких как сосание). Из-за отсутствия формальных схем дети на этом этапе ограничены в своих знаниях об окружающем мире. В результате младенцы не могут отличить себя от окружающей среды, поскольку им не хватает знаний об окружающей среде. Это называется глубоким эгоцентризмом. У детей на ранних стадиях (до 8 месяцев) отсутствует постоянство объекта. Это означает, что если младенец не может видеть объект, объект перестает существовать. Это также означает, что ребенок будет смотреть только в то место, где ребенок видел его в последний раз. Постоянство объекта полностью развивается в возрасте от 18 до 24 месяцев, когда дети начинают разрабатывать схемы окружающего мира.
Стадия 2 – Предоперационная (от 2 до 7 лет)
После установления постоянства объекта дети начинают думать и использовать язык и визуальные представления (например, рисунки) для выражения своих мыслей, однако не могут различать одушевленные и неодушевленные объекты. У детей также развивается эгоцентризм, когда они не могут понять точку зрения другого человека при взгляде на предметы. Дети начинают думать, но им еще не хватает таких понятий, как обратимость (например, умножить b на b равно b умножить на a) сохранение (например, 2 одинаковых по размеру стакана с водой наливают в два стакана, один из которых выше другого, ребенок поверит, что в более высоком стакане больше воды) и классификации (например, лабрадор — это собака, а не млекопитающее).
Стадия 3 – Бетонная эксплуатация (от 7 до 11 лет)
Эта стадия характеризуется разработкой конкретных схем, отсюда и название. На этом этапе у детей развивается логическое мышление и понимание сохранения. Они развивают мышление и логику. Однако они еще не могут схватить абстрактные понятия и в своем мышлении связаны реальностью. Эгоцентризм начинает уменьшаться, и дети начинают учиться смотреть на точки зрения других людей и могут понимать понятие различных мыслей и представлений других людей.
Этап 4 – Формальный Оперативный (11 лет и старше)
Считается, что на этом этапе дети имеют полностью развитые психические структуры. Дети в этом возрасте могут понимать абстрактные понятия, такие как мораль и любовь. Они также способны представить себя на месте и в роли других людей без фактического разыгрывания инцидента. Они даже могут понимать абстрактные и гипотетические ситуации, с которыми они никогда не сталкивались. На этом этапе появляются самосознание и самофокусировка. Искаженная версия эгоцентризма возвращается, когда человек сталкивается с неспособностью отличить себя от других, что создает искаженное ощущение себя и других.
Влияние и критика теории когнитивного развитияТеория когнитивного развития Пиаже позволяет другим психологам понимать развитие в других формах, таких как теория языкового развития Льва Выготского. Теорию Пиаже можно обобщить на несколько культур, что было доказано. Однако была критика, поскольку Пиаже игнорировал важность языка. Он также игнорирует влияние окружающей среды и воспитания. (природа и воспитание) Его теория, хотя и поддающаяся обобщению, не применима к случаям диких детей, поскольку они не подвергаются воспитанию, что представляет собой критику его теории.
Пиаже: Теория нравственного развитияСчитается, что теория нравственного развития оказывает значительное влияние на понимание нравственности у детей. Теория рассматривает мораль, способность отличать правильное от неправильного и ее развитие. Мораль продиктована необходимостью жить в обществе, выживанием человеческого рода, следовательно, созданием норм добра и зла. Зигмунд Фрейд снова оказал значительное влияние на закладку основ морали. Он заявил, что нравственность развивается к 6 годам. Дети младше этого возраста рассматривались как принадлежащие к доморальной стадии, где трудности с пониманием правил, как указано в его предыдущей теории (на дооперациональной стадии), поскольку дети в этой возрастной группе также не может видеть с точки зрения других. Пиаже работал над пониманием морали у детей через игру. Он теоретизировал две формы морали.
- Гетерономная мораль (от 5 до 10 лет)
На этом этапе у детей нет автономии, поскольку они считаются слишком маленькими, и, следовательно, мораль навязывается другими (например, родителями и учителями). Дети на этом этапе верят, что навязанная мораль (в виде правил) должна соблюдаться, так как нарушение приведет к наказанию. Здесь дети не ставят правила под сомнение и верят, что правила неизменны, и знают, что они приводят к последствиям. размер ущерба влияет на степень неправильности действия, даже если оно было случайным, поскольку считается «плохим поведением»9.0003
- Автономная мораль (10 лет и старше)
Эта стадия также известна как моральный релятивизм, так как здесь дети и люди старше 10 лет считают себя достаточно взрослыми, чтобы устанавливать свои собственные правила. Эгоцентризм, который постепенно уменьшается по мере того, как дети почти достигают стадии формального функционирования, когда они могут самостоятельно постигать мораль и ценности. Здесь дети понимают, что правила навязывает авторитет. Они понимают, что правила на этом этапе кажутся гибкими, но некоторые из них также являются фиксированными. Дети старше десяти лет также берут на себя моральную ответственность, когда они понимают последствия и, несмотря на это, предпочитают признавать свои ошибки. Они следуют социальным нормам и понимают цель наказания.
Критика теории морального развитияХотя исследование помогает понять мораль у детей в целом, его теория оказалась очень ограниченной по возрасту, что было опровергнуто дальнейшими исследованиями более поздних психологов, обнаруживших мораль у маленьких детей в форме отличать ложь от правды. В его теории, в отличие от когнитивного развития, на мораль сильно влияет подкрепление культурными ценностями, которые не принимались во внимание. Различия в культурах ставят под сомнение обобщаемость теории. Однако теория заложила основу для понимания морали и ее развития.
Заключение
Работы Пиаже использовались в качестве основы для дальнейших исследований несколькими другими психологами, такими как Выготский. Теории Пиаже по-прежнему считаются очень важными, несмотря на наличие контрдоказательств, поскольку две теории, рассмотренные в статье, теория когнитивного развития и теория нравственного развития, помогают лучше понять поведение, наблюдаемое на различных стадиях развития человека. жизнь человека. Было доказано, что выводы Пиаже в теории когнитивного развития могут быть адаптированы к различным культурам, что делает их крайне необходимыми для понимания психологии развития. Вторая теория Пиаже следует за развитием нравственности у детей в два этапа. Следует отметить, что теории Пиаже не всегда применимы в качестве роли окружающей среды; генетика может влиять на изменение его фиксированных возрастных групп. Его теории также подвергались критике за игнорирование различий между детьми в обработке информации, что снижает надежность его теорий среди населения в целом, поскольку его выборки были небольшими, а метод проверки для создания теорий не был стандартизирован.
Ссылки
Бапат, Д. (2019). Нравственное развитие. Лекция, Университет FLAME.
Бапат, Д. (2019). Лекция Piaget, Университет FLAME.
Черри, К. (2020). Каковы четыре стадии развития Пиаже? Получено 17 июля 2020 г. с https://www.verywellmind.com/piagets-stages-of-cognitive-development-2795457
Холт, Р. (1980). Влияние Фрейда на современную мораль. Отчет Центра Гастингса , 10 (2), 38. doi: 10.2307/3561279
Джей, М. (2020). Зигмунд Фрейд | Биография, теории, работы и факты. Получено 17 июля 2020 г. с https://www.britannica.com/biography/Sigmund-Freud
Law, A., Halkiopoulos, C., & Bryan-Zaykov, C. (2010). Психология . Оксфорд, Великобритания: Pearson Education.
Маклеод, С. (2015). Теория нравственного развития Пиаже | Просто психология. Получено 17 июля 2020 г. с https://www.simplypsychology.org/piaget-moral.html
Биография Жана Пиаже
Жан Пиаже был психологом и теоретиком 20-го века, наиболее известным своим исследованием стадий развития детей.
Профессиональная деятельность
Жан-Вильям Фриц Пиаже родился в Невшателе, Швейцария, в 1896 году. Он изучал зоологию в Невшательском университете и получил докторскую степень в 1918 году. Затем он недолго изучал психологию в Цюрихе и провел два года в Сорбонна в Париже изучает философию науки, логику и ненормальную психологию. Находясь в Париже, Пиаже работал с Теодором Симоном и Альфредом Бине, оценивая ответы на тест интеллекта, который Бине и Саймон разработали для детей. Пиаже признал, что некоторые из ошибок были постоянными у детей одного возраста, и начал рассматривать возможность того, что младшие дети обладают другими когнитивными процессами, чем дети старшего возраста или взрослые.
В 1921 году он был принят на должность директора по исследованиям в Институте Жана Жака Руссо в Женеве. В конце концов, он стал содиректором института. Пиаже стал профессором философии в 1925 году в Невшательском университете, профессором истории научной мысли в 1929 году и профессором экспериментальной психологии в 1940 году в Женевском университете. С 1952 по 1963 год Пиаже преподавал детскую психологию в Сорбонне. Он также руководил Женевским международным центром генетической эпистемологии с 1955–1980.
Пиаже женился на Валентине Шатенэ. У пары было трое детей, каждого из которых Пиаже использовал в своих экспериментах. Он умер в 1980 году.
Вклад в психологию
Исследования Пиаже когнитивного развития детей привели к нескольким различным теориям. Пиаже исследовал и оценил поведение своих собственных детей, наблюдая за их поведением в младенчестве, а также наблюдая и оценивая физические движения и действия, которые они использовали для удовлетворения своих потребностей по мере взросления. Пиаже также определил, что младшие дети интуитивно отвечали на серию вопросов, которые он создал, и что с возрастом у них вырабатывались более социально приемлемые ответы.
Пиаже считал, что дети проходят определенные этапы развития, во время которых они приобретают предсказуемые навыки и поведение:
- Сенсомоторная стадия: в возрасте 0–2 лет ребенок взаимодействует со своим миром посредством движения и исследует свое окружение с помощью пяти органов чувств.
- Дооперациональная стадия: в возрасте от 2 до 7 лет ребенок вступает в стадию фантазии или стадию магического мышления. Именно в это время дети усваивают символы в языке, когда преобладает эгоцентризм, и приобретаются моторные навыки.
- Стадия конкретных операций: в возрасте 7–11 лет дети учатся использовать логическое мышление и выполнять конкретные мыслительные операции с использованием вспомогательных средств. Дети начинают овладевать абстрактным мышлением, но не будут полностью способны к абстрактному мышлению до заключительного этапа.
- Стадия формальной эксплуатации: в подростковом возрасте, примерно в возрасте 11 лет и старше, ребенок способен мыслить абстрактно, использовать разум для решения теоретических задач и рассматривать гипотетические сценарии. В этот период ребенок движется к социоцентризму — сосредоточению внимания на большем социальном мире, а не только на себе.
Пиаже утверждал, что дети разрабатывают схемы или способы организации знаний, чтобы помочь им понять мир.