Пиаже жан: Жан Пиаже — Психологос

Жан Пиаже — Психологос

01 октября 2022 г., 21:55

Жан Пиаже (1896 — 1980) — швейцарский психолог.

Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах (“Речь и мышление ребенка”, 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей “логику чувств” и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризация), возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам (“Психология интеллекта”, 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

  • Персоналии
  • Психология

Комментарии (3):

Гость, 04 февраля 2014 г., 14:56

Очень благодарен вам за вашу заботу.

ЮРА ВОЛГИН, 25 февраля 2016 г., 22:49

Швейцарский психолог Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget) действительно весьма точно определил и весьма полно изложил сущности структуры и диапазон мышления ребёнка. Интересно бы познакомиться с его лабораторными исследования по избранной теме, чтобы определить, осознавал ли автор своё великое открытие!? И всё равно, Жан Пиаже является вторым, кто за историю человечества открыл тайну сущности мышления ребёнка, но первый изложил научное обоснование открытия. ЮРА ВОЛГИН 25.02.2016 год

1

ответ

Гость, 20 ноября 2019 г., 12:13

не удивительно…

Материалы по теме:

01 янв. 2000 г.

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

5Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология в именах

Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансдисциплинарность

0Подробнее

Содержание

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Психология для профи

Новые статьи:

  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости
  • Кружки и развивающие занятия – как часто?
  • Как развивать у ребенка самостоятельность?
  • Автор и Жертва в практической психологии

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Навигатор по сайту
  • Ложусь вовремя. Отчеты

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • АТ короткий текст
  • Аутогенная тренировка. Отчеты
  • Убираю нетки: отчеты

Жан Пиаже, психолог

Годы жизни: 1896 — 1980

Труды Жана Пиаже изучают студенты психологических факультетов, его имя знакомо каждому, кто интересовался детской психологией. И возможно, интерес самого Пиаже к теме развития детей отчасти объясняется его собственным детством.

Жан Вильям Фриц Пиаже родился 9 августа 1896 года в Невшателе (Швейцария) в семье профессора средневековой литературы Артура Пиаже. Отец привил Жану любовь к учебе и исследованиям, причем особое внимание он уделял достоверности данных, на основе которых строятся теории. Мать Жана была религиозной женщиной и по некоторым свидетельствам непоследовательной и склонной к скандалам, что не лучшим образом сказывалось на семейном климате.

Самого Жана многие считали вундеркиндом: первую научную работу он опубликовал еще до окончания школы. Он рано заинтересовался биологией, изучал птиц и моллюсков, получил докторскую степень по естественным наукам в Невшательском университете. После окончания университета Пиаже начал активно интересоваться психоанализом, но спустя какое-то время понял, что его больше интересует практическая сторона вопроса.

Переехав в Париж, Пиаже начал преподавать в школе для мальчиков, которой заведовал Альфред Бине — создатель теста IQ. Обрабатывая результаты тестирований, Пиаже обратил внимание, что младшие дети совершают одинаковые ошибки, не свойственные людям старшего возраста. Именно это натолкнуло молодого ученого к мысли, что детские когнитивные процессы происходят совершенно не так, как у взрослых. На основе этих догадок Пиаже со временем создал теорию когнитивного развития, которая впоследствии стала известна на весь мир.

В 1921 году Пиаже покинул Францию и вернулся в Швейцарию, где возглавил Институт Руссо в Женеве. Через два года после этого он женился на своей студентке Валентин Шатенау, которая родила ему троих детей. Свои теории Пиаже часто «проверял» на собственных детях, изучая процессы их психического развития.

За долгую жизнь Жан Пиаже написал множество книг и научных статей, сформулировал теории, изменившие психологическую науку и подход к воспитанию и обучению детей (Пиаже стал основателем нового направления в изучении психического развития ребенка — Женевской школы генетической психологии).

Он изучал особенности психики детей, их мышления, речи и интеллекта. Пиаже, вопреки общепринятому тогда мнению, не считал мышление ребенка более примитивным, чем у взрослого, — он считал его чем-то абсолютно иным, выделив три стадии развития мышления: аутистическую (0-2/3 года), эгоцентрическую (2/3-11/12 лет) и социализированную.

Виды речи ребенка он поделил на две группы: эгоцентрическую и социализированную. Эгоцентрическая речь характеризуется тем, что ребенок говорит только о себе, не пытаясь поставить себя на место другого человека, и тоже делится на три категории: повторение (эхолалия), монолог (ребенок как будто говорит сам с собой, ни к кому не обращаясь) и коллективный монолог (позиция собеседника не принимается в расчет, но речь ребенка при этом «отталкивается» от собеседника).

Изучая развитие интеллекта, Пиаже также выделил несколько стадий развития: сенсомоторный интеллект (0-2 года), подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет), формальные операции (11-15 лет).

За невероятный вклад в развитие психологической науки Жан Пиаже не раз удостаивался престижных наград, а его труды стали основой для многих последующих исследований и научных открытий.

Жан Пиаже | Биография, теория и факты

Jean Piaget

Смотреть все медиа

Год рождения:
9 августа 1896 г. Невшатель Швейцария
Умер:
16 сентября 1980 г. (84 года) Женева Швейцария
Предметы изучения:
конкретный этап эксплуатации развивающая психология формальная операционная стадия предоперационный этап знания

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что изучал Жан Пиаже?

Жан Пиаже изучал зоологию (докторская степень, 1918 г. ) и философию в Невшательском университете, Швейцария, а также психологию в Цюрихском университете (1919 г.) и в Париже у Пьера Жане и Теодора Симона, среди прочих (1919–21).

Где работал Жан Пиаже?

Жан Пиаже работал научным руководителем в Институте Жан-Жака Руссо в Женеве (1921–25; содиректор после 1933 г.) и занимал должности профессора в Невшательском университете (1925–29) и Женевском университете (1929–71; почетный 1971–80). Он занимал должности профессора в Лозаннском университете (1938–51) и Сорбонне (1952–63).

Что написал Жан Пиаже?

Плодовитый автор, Жан Пиаже написал множество важных работ, в том числе «Язык и мышление ребенка» (1923 г.), «Суждения и рассуждения ребенка» (1924 г.) и Происхождение интеллекта у детей (1948).

Чем знаменит Жан Пиаже?

Жан Пиаже стал пионером в изучении интеллектуального развития детей. Он утверждал, что детское понимание мира проходит четыре стадии: сенсомоторное развитие и самосознание; репрезентативное мышление, в том числе средствами языка; классификация предметов по их сходству и различию и появление элементарных логических способностей; и продвинутое мышление, включая манипулирование абстрактными идеями.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Жан Пиаже (род. 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — умер 16 сентября 1980, Женева), швейцарский психолог, который первым провел систематическое исследование приобретения понимания у детей. Многие считают его главной фигурой в психологии развития 20-го века.

Первые интересы Пиаже были связаны с зоологией; в юности он опубликовал статью о своих наблюдениях за воробьем-альбиносом, а к 15 годам несколько его публикаций о моллюсках снискали ему репутацию среди европейских зоологов. В Невшательском университете он изучал зоологию и философию, получив докторскую степень в первом в 1918. Однако вскоре после этого он увлекся психологией, сочетая свое биологическое образование с интересом к эпистемологии. Сначала он отправился в Цюрих, где учился у Карла Юнга и Ойгена Блейлера, а затем начал двухлетнее обучение в Сорбонне в Париже в 1919 году.

Britannica Quiz

Введение в психологию Quiz

Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?

В Париже Пиаже разработал и проводил тесты по чтению для школьников и заинтересовался типами ошибок, которые они совершали, что побудило его исследовать процесс рассуждения у этих маленьких детей. К 1921 году он начал публиковать свои открытия; в том же году он вернулся в Швейцарию, где был назначен директором Institut J.J. Руссо в Женеве. В 1925–29 годах он был профессором Невшательского университета, а в 1929 году поступил на факультет Женевского университета в качестве профессора детской психологии, оставаясь там до самой смерти. В 1955 он основал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве и стал его директором. Его интересы включали научную мысль, социологию и экспериментальную психологию. В более чем 50 книгах и монографиях за свою долгую карьеру Пиаже продолжил развивать тему, которую он впервые открыл в Париже, а именно, что разум ребенка развивается через ряд установленных стадий до взрослой жизни.

Пиаже считал, что ребенок постоянно создает и воссоздает свою собственную модель реальности, достигая умственного роста путем интеграции более простых понятий в понятия более высокого уровня на каждом этапе. Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном озабоченного овладением своими врожденными физическими рефлексами и превращением их в приятные или интересные действия. В этот же период ребенок сначала осознает себя как отдельное физическое существо, а затем осознает, что окружающие его предметы также имеют отдельное и постоянное существование. На втором, или дооперациональном, этапе, примерно в возрасте от двух до шести или семи лет, ребенок учится символически манипулировать своим окружением посредством внутренних представлений или мыслей о внешнем мире. На этом этапе он учится представлять объекты словами и мысленно манипулировать словами, точно так же, как раньше он манипулировал самими физическими объектами. На третьем, конкретно-операциональном, этапе, от 7 до 11—12 лет, происходит зарождение логики в мыслительных процессах ребенка и начало классификации предметов по их сходству и различию.

В этот период ребенок также начинает понимать понятия времени и числа. Четвертый этап, период формальных операций, начинается в возрасте 12 лет и продолжается во взрослом возрасте. Он характеризуется упорядоченностью мышления и мастерством логического мышления, что позволяет проводить более гибкий умственный эксперимент. На этом заключительном этапе ребенок учится манипулировать абстрактными идеями, выдвигать гипотезы и видеть последствия своего собственного мышления и мышления других.

Концепция Пиаже этих стадий развития вызвала переоценку старых представлений о ребенке, обучении и образовании. Если развитие определенных мыслительных процессов шло по генетически определенному графику, простого подкрепления было недостаточно для обучения понятиям; умственное развитие ребенка должно быть на надлежащей стадии, чтобы усвоить эти понятия. Таким образом, учитель становился не передатчиком знаний, а проводником в собственном познании ребенком мира.

Пиаже пришел к своим выводам о развитии ребенка, наблюдая и беседуя с собственными и другими детьми.

Он задавал им остроумные и откровенные вопросы о придуманных им простых проблемах, а затем формировал картину их взгляда на мир, анализируя их ошибочные ответы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Среди основных работ Пиаже, доступных на английском языке, Le Langage et la pensée chez l’enfant (1923; Язык и мышление ребенка ), Jugement et le raisonnement chez l’enfant (1924; Суждение и мышление ребенка ) и La Naissance de l’intelligence chez l’enfant (1948; Происхождение интеллекта у детей ). Он также написал серию книг, отдельно посвященных детским представлениям о времени, пространстве, физической причинности, движении и скорости и о мире в целом.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

О Piaget | Общество Жана Пиаже

Краткая биография Жана Пиаже

Жан Пиаже родился в Невшателе (Швейцария) 9 августа 1896 года. Он умер в Женеве 16 сентября 1980 года. Он был старшим ребенком Артура Пиаже, профессора средневековья. литературы в университете и Ребекки Джексон. В возрасте 11 лет, когда он был учеником латинской средней школы в Невшателе, он написал короткую заметку о воробье-альбиносе. Эта короткая статья обычно считается началом блестящей научной карьеры, состоящей из более чем шестидесяти книг и нескольких сотен статей.

Его интерес к моллюскам развился в позднем подростковом возрасте до такой степени, что после окончания школы он стал известным малакологом. Он опубликовал много работ в этой области, которые оставались интересными для него на протяжении всей его жизни.

После окончания средней школы изучал естественные науки в Невшательском университете, где получил степень доктора философии. В этот период он опубликовал два философских эссе, которые считал «юношескими работами», но имели важное значение для общей направленности его мышления.

После семестра, проведенного в Цюрихском университете, где у него появился интерес к психоанализу, он уехал из Швейцарии во Францию. Он провел один год, работая в Ecole de la rue de la Grange-aux-Belles, учреждении для мальчиков, созданном Альфредом Бине, а затем управляемом Де Симоном, который вместе с Бине разработал тест для измерения интеллекта. Там он стандартизировал тест интеллекта Берта и провел свои первые экспериментальные исследования растущего ума.

В 1921 году он стал директором по исследованиям в J.-J. Руссо в Женеве по просьбе сэра Эд. Клапаред и П. Бове.

В 1923 году он и Валентин Шатенэ поженились. У пары было трое детей, Жаклин, Люсьен и Лоран, интеллектуальное развитие которых от младенчества до языка изучалось Пиаже.

Последовательно или одновременно Пиаже занимал несколько кафедр: психологии, социологии и истории науки в Невшателе с 1925 по 1929 год; история научной мысли в Женеве с 1929 по 1939 год; Международное бюро образования с 1929 по 1967 год; психология и социология в Лозанне с 1938 по 1951 год; социология в Женеве с 1939 по 1952 год, затем генетическая и экспериментальная психология с 1940 по 1971 год.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts