Подростковая агрессия: Подростковая агрессия | ГБУ ППЦ г.Тольятти

Содержание

почему дети мучают животных и матерятся

По сравнению с другими возрастными категориями подростки отличаются агрессивным поведением. Главное противоречие подросткового периода — достижение относительной зрелости, но отсутствие изменений в социальном статусе: подросток хочет быть взрослым, но общество его таковым пока не считает, поэтому он начинает вести себя наперекор общественным нормам и правилам.

Противоречия

Подростки пока ещё не очень понимают, что нужно делать, чтобы их воспринимали как взрослых людей. Они хотят выглядеть как взрослые (или хотя бы не как дети), но обнаруживают несоответствие собственной внешности с субъективными понятиями красоты (многие подростки недовольны своей внешностью, придают большое значение её недостаткам) и с социальными ограничениями – школьный дресс-код, негласный запрет на ношение откровенной одежды подростками, несоответствие семейной и материальной ситуации желаемой.

Изменяющийся гормональный фон вызывает в подростках сексуальное желание — это пугает их и вызывает внутренние противоречия: во-первых, тема секса в современном российском обществе негласно табуирована; во-вторых, желание быть сексуальным напрямую связано с вопросами внешнего вида, а гормональный фон нередко преподносит тинейджерам сюрпризы в виде прыщей, лишнего веса и других нежелательных внешних проявлений.

Эти и многие другие противоречия существуют внутри каждого подростка, лишь немного различаясь в зависимости от личностных особенностей и социальной среды. Боясь самого себя и своих желаний, опасаясь собственной реакции на некоторые события и реакции родителей, подростки начинают защищаться от внешнего мира. Им нужно оградить себя, чтобы избежать лишних вопросов, на которые у них самих пока ещё нет ответов.

В этот период целесообразно занять детей чем-то серьёзным –хобби, увлечения, спорт, танцы — чтобы было где выплеснуть накопившуюся энергию и негативные эмоции.

Стоит уделять подросткам больше внимания, постараться стать их лучшим другом: поддерживать, не унижать, радоваться достижениям, анализировать неудачи, не молчать о своих претензиях, а честно и открыто обсуждать проблемы.

Проявления подростковой агрессии

Агрессия подростков может проявляться и в унижении слабых, и в издевательствах над животными, и в конфликтах с родными и близкими.

Важно различать понятия агрессии и агрессивности; в данной статье речь идёт только об агрессии как о специфической форме поведения, а не об агрессивности как об устойчивом психическом свойстве личности. Среди проявлений подростковой агрессии можно выделить:

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. И его стоит рассматривать отдельно.

Ненормативная лексика

Употребление ненормативной лексики является, пожалуй, самым распространённым проявлением агрессии у подростков и далеко не безвредным: словесные оскорбления и унижения со стороны других детей негативно сказываются на детской психике.

Оскорбляя других детей, подросток избавляется от своих негативных эмоций. Как и взрослые. Покажите пример выплёскивания накопившегося недовольства. Например, чувствуя, что готовы сорваться, скажите ребёнку: «Я сейчас очень рассержена. Пойду подышу воздухом, чтобы успокоиться, и тогда договорим».

Давайте возможность высказываться, чтобы подросток понимал, что его чувства важны для вас. Позволяйте говорить с вами обо всём, что его волнует.

Проводите беседы о недопустимости оскорбления и унижения человеческого достоинства, издевательств над слабыми.

Пересмотрите своё поведение и общение с домочадцами, возможно, вы неосознанно швыряете вещи или хлопаете дверью после ссоры или телефонного звонка, или ваш муж некрасиво отзывается о родне…

Не всегда брань обусловлена агрессией: в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Желание принадлежать референтной группе, быть «своим» в компании друзей, пользоваться успехом у противоположного пола, потребность в принятии ровесниками – всё это естественные потребности подростка. Нецензурная лексика является одним из способов влиться в необходимую тинейджеру среду, доказать свою взрослость и заслужить право относить себя к компании друзей. Нередко нецензурные выражения являются частью слэнга, принятого в субкультуре, к которой подросток хочет себя относить.

Привычка выражаться крепким словцом не должна поощряться, но и трагедией в данном случае она не является – обычно подростки перестают употреблять такие выражения достаточно быстро, как только влились в нужную им среду.

Жестокое обращение с животными

А вот случаи жестокого обращения с животными – очень опасный симптом, ведь многочисленные исследования показывают, что существует прямая взаимосвязь между безжалостным отношением к животным и преступностью во взрослой жизни – почти все взрослые преступники, совершившие насильственные действия по отношению к людям, в детстве часто пытали и мучили зверей.

Причиной девиантного поведения у подростков чаще всего является тяжёлая жизненная ситуация внутри семьи: домашнее насилие, жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, постоянный стресс, алкоголизм родителей. Ребёнку некуда девать свою ярость, и он срывает её на более слабых – на животных.

Проявление жестокости ни в коем случае не должно оставаться незамеченным: подросткам, мучающим животных, необходима помощь психолога.

Участие в драках

Подростковые стычки стали частым явлением. Уделяя много времени компьютерным играм с монстрами и демонами, которых они бьют и убивают, ребята порой не видят границы между виртуальностью и реальностью. Драки не воспринимаются как уголовно наказуемое действо, не осознаются последствия, порой трагические. По своей жестокости их драки превосходят взрослые разборки.

Причинами драк подростки считают защиту собственного достоинства, личные оскорбления, насмешки, защиту друга. Девочки в драках не уступают мальчикам, а порой и превосходят. У них схожие причины, добавляется ещё ревность. Фантазия в этом возрасте буйная, и найти причину для драки очень просто.

То, что все проблемы решаются кулаками, подросток уясняет из личных наблюдений. По телевизору – фильмы с драками и убийствами, интернет полон жестокого видео, и всё это легкодоступно для детей. Жизненные ценности меняются: сейчас в приоритете сила, жестокость, умение подчинять людей своим желаниям.

Страшно, если подросток обладает набором этих качеств.

Следите за тем, что смотрят ваши дети, в какие игры играют, в каких группах состоят в социальных сетях. Не будьте равнодушны к ним, от этого зависит ваше общее будущее.

Обязательно найдите занятие для своих детей, лучше не дожидаясь подросткового возраста. Записывайте их в спортивные школы и секции, приучайте к гимнастике и тренировкам, подсовывайте интересные книги и статьи, разговаривайте о том, как можно поступать и как решать вопросы мирным путём.

Демонстрационные проявления

Демонстративность является характерной возрастной особенностью подростков – они разбивают барьеры, пробуют нарушать границы. Продемонстрировать своё поведение для тинейджера – значит самоутвердиться посредством бунта.

Привычка нецензурно выражаться порой имеет демонстративный характер – нередко подростки употребляют матерные слова только в присутствии авторитетных лиц, тех, на кого они хотят произвести впечатление. В век высоких технологий общество сотрясается от ужаса, когда подростки выкладывают в социальные сети видео, снятые на смартфоны, в которых они мучают животных или участвуют в драках.

С точки зрения психологии агрессия не всегда несёт в себе деструктивный характер. Так, например, агрессией является и здоровая конкуренция, и уверенное поведение в межличностных отношениях.

Безусловно, если речь идёт о вопиющих случаях жестокости, без серьёзных коррекционных программ не обойтись, но, говоря о коррекции агрессивного поведения в целом, нужно очень внимательно подходить к индивидуальным особенностям подростка и его социальной среды, чтобы не уничтожить в нём умение отстаивать свою точку зрения и добиваться поставленных целей.

Анна Сафина

Материал предоставлен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/podrostkovaya-agressiya-pochemu-deti-muchayut-zhivotny. ..

Откуда берется подростковая агрессия и как с ней справляться

Пандемия не лучшим образом отразилась на эмоциональном состоянии людей. С нарастающим напряжением трудно справляться и взрослым и детям. Отдельно стоит сказать о подростковой агрессии, которой сопровождается взросление. Данная тема очень актуальна. Это громкие случаи применения оружия. Нижегородцев потрясло осеннее происшествие в Борском районе, когда 18-летний юноша застрелил бабушку и устроил стрельбу на остановке. Психологи говорят, что этот случай – яркий пример того, к чему могут привести неразрешенные конфликты и длительно подавляемая агрессия. О том, откуда берется агрессия, и как помочь подростку в этот непростой для него период, рассказывают специалисты на психологическом онлайн-марафоне в официальной группе регионального минобра – Образование52. 

Кризис роста

Ребенок не рождается подростком, и пережить этот этап ему непросто. Он начинает искать себя и осознавать свою роль в социуме и проверяет этот мир на прочность. Родителям непросто понять, почему дети, еще вчера покладистые и послушные, в какой-то момент словно срываются с цепи. 

– Границы подросткового возраста размыты. Он начинается с 11 – 12 лет и заканчивается в 15 – 16 лет. Но по зарубежным периодизациям психологического развития границы подросткового возраста продлеваются аж до 27 – 29 лет. И отчасти это обоснованно, так как человечество не стоит на месте, орудия труда совершенствуются. И чтобы освоить сложный научно-технический пласт, которым обладает человечество, нужно больше времени, – объясняет доцент кафедры практической психологии Мининского университета Татьяна Федосеева.

Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Он оказывается выброшенным за борт привычной жизни. Это его может очень выматывать и дестабилизировать. Здесь важно вспомнить, что человек в принципе воспринимает себя через тело. Например, новорожденный не отделает себя от мамы, чувствует себя ее частью. И именно мама знакомит малыша с самим собой. Взрослеющий подросток смотрит на себя в зеркало и не узнает себя – фигура становится другой, меняется запах, голос. Это часто порождает множество страхов. Непонимание этих изменений, непринятие их может вызывать недовольство, и поэтому возникает желание что-то сделать со своим телом. Роль родителей в этой ситуации огромна: они должны объяснить, что то, что происходит, – это естественный процесс. 

Непростая эмоция

Проявление агрессии само по себе – это нормально, это всего лишь эмоция. Если уметь проговаривать свои чувства, пытаться с ними справиться, то в этом нет ничего страшного. Но когда подросток начинает кидаться стульями или драться, то это нездоровая агрессия, – рассказывает психотерапевт консультационного центра «Диво» Ольга Баханская. 

Еще есть аутоагрессия, когда ребенок наносит себе травмы – для взрослых это может служить неким маркером, что нужно обратить внимание на ситуацию, поговорить с ребенком, попытаться понять, что с ним происходит. К слову, желание сделать себе татуировку – также может быть проявлением аутоагрессии, направленной на себя, так как татуировка – это нанесение шрамов.

Часто у подростка в 13 – 15 лет снижена самооценка. И такую же низкую самооценку он может приписывать окружающим, а это порождает аутоагрессию, которая может переходить в негатив, направленный на других. Из милого ребенка вдруг вырастает дикобраз, который своими иголками начинает стрелять в окружающих. Период подростковой агрессии приходится примерно на возраст 12 лет. У кого-то он чуть позже в 14 – 17 лет, у кого-то немного раньше. 

Чаще всего попытки родителей докричаться (в прямом смысле) приводят к тому, что пропасть между взрослым и ребенком только увеличивается, становится глубже. Мамы и папы теряются, не знают, как себя вести. Попытки пресечь плохое поведение еще больше распаляют ребенка. Что же делать, когда подросток проявляет агрессию?

Взрослым важно принять агрессию, как неизбежное проявление подросткового возраста, попытаться принять чувства ребенка, но не подстраиваться под него, – говорит  Ольга Дмитриевна. 

В первую очередь негативные последствия, как правило, испытывают родители авторитарного склада. Для них становится очевидным, что перекричать подростка уже нельзя. И тут следует проявлять мудрость, успокоиться. Да, это неприятно, когда ребенок ведет себя так, но это закономерное и абсолютно естественное явление – не зря подростковый возраст называют переходным – ребенок переходит из состояния детства в состояние взрослого. Агрессия – признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Стоит рассматривать своего ребенка, как человека, который находится в остром кризисе и относиться к этому сочувственно. Агрессию важно переводить в позитивное русло. Спорт, секции, любимые увлечения – это очень действенный способ по ее снижению. Может помочь прописанная на бумаге договоренность о правилах поведения. 

Проявление агрессии может быть разным. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и отношений в семье. Физическая агрессия, когда подросток использует силу против других людей. Вербальная в виде негативных слов, угроз и крика. Агрессия может проявляться в раздражительности, когда подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым или в подозрительности – в негативном настрое по отношению к окружающим и ближайшему кругу. Недаром подростки часто повторяют: «вы все против меня!». Может быть и косвенная агрессия, направленная на конкретного взрослого или ребенка. Злые шутки, сплетни, травля. Выражается она, как обида, причем на какие-то несущественные вещи или на весь мир. Пассивно-агрессивное поведение – это скрытая агрессия, когда ребенок «забывает» о каких-то поручениях, просьбах, оттягивает время или делает крайне медленно то, что его просят.

«Кастрюлька» не должна перекипать

Полностью избежать проявления агрессии невозможно. Подростковый возраст – это время не только психологических, но и физиологических изменений, когда здесь задействована гормональная сфера. И задача родителей, чтобы эти проявления были как можно менее травматичными, как для самого ребенка, так и для окружающих.

Если агрессию подавлять, замалчивать возникающие проблемы и не обсуждать их с ребенком, то они будут только нарастать как снежный ком. Психику или эмоциональную сферу в этом случае можно представить в виде кастрюльки, в которую долгое время закидывают какие-то ингредиенты. Она кипит, кипит, а когда заполняется до краев, то ее крышка взлетает, кипяток выплескивается и на ребенка и на окружающих. Очень важно не подавлять эмоции, а проговаривать их.

А семье следует выработать оптимальный стиль воспитания. Это не должен быть авторитарный стиль, но и не должно быть попустительство, когда родители не обращают внимание на какие-то проблемы ребенка. Важно принимать ребенка, слушать, слышать его, давать советы, когда ребенок их просит, прислушиваться к его пожеланиям. Очень часто дети сами транслируют то, как бы им было бы комфортно. Например, мальчик подросток рассказал на консультации, что его не слышат. Он даже купил стикеры с надписями, которые описывали его состояние. Там были и предупреждения – стоит или нет входить в комнату в данный момент. Но у членов семьи это вызвало неприятие и страхи – что может делать ребенок, запирающийся в комнате? А молодому человеку всего-то хотелось побыть одному. 

Нивелировать ее помогут победы и достижения. Но важно помнить, что все хорошо в меру – большое количество секций тоже может вызвать негативную реакцию, бунт подростка, который будет отвоевывать право на послабления и привилегии.  

Нет детей, которые не переживают подростковый кризис, но хуже, если этих бурных проявлений нет. В этом возможность тестировать мир, проверять его на прочность, осознавать то, какую роль играет подросток, учиться выходить из конфликтов. Если этого нет в опыте, то такому ребенку может быть очень сложно в дальнейшем. С возрастом агрессивное поведение не пройдет само собой, и оно может трансформироваться во что-то другое. Высокий уровень агрессии в подростковых группах наблюдается у лидеров и отверженных. Для первых это способ отстоять свои интересы, для последних защитить границы. 

Семья и воспитание – это некий мост, который помогает перейти из одного возраста в другой. Этот мост родители строят с самого раннего детства, и чем он прочнее, чем по нему легче идти, тем проще ребенку войти во взрослую жизнь, – говорят специалисты. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

5 черт пассивно-агрессивного подростка

Источник: Pexels/Karolina Grabowska

Подростки — уникальная и часто противоречивая порода. Как группа, они часто стремятся к индивидуальности, но жаждут признания сверстников. Они могут вести себя так, будто все знают, но им не хватает опыта. Они чувствуют себя непобедимыми, но часто чувствуют себя неуверенно. Некоторым подросткам нравится испытывать и бросать вызов авторитетам открыто (т. е. открытые споры и конфликты) или тайно (т. е. пассивно-агрессивно). Данная статья посвящена характеристике пассивно-агрессивных подростков.

Клиника Мэйо определяет пассивно-агрессивное поведение как «паттерн косвенного выражения негативных чувств вместо открытого обращения к ним. Существует разрыв между тем, что говорит пассивно-агрессивный человек, и тем, что он или она делает».

Каковы некоторые из наиболее распространенных черт пассивно-агрессивных подростков? Вот пять основных признаков со ссылками из моей книги Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками и Как отпустить негативные мысли и эмоции . В то время как некоторые подростки могут время от времени проявлять перечисленные ниже характеристики, что может не быть серьезной проблемой, хронически пассивно-агрессивный подросток регулярно прибегает к одному или нескольким из следующих поведенческих моделей. Примечательно, что подростковая пассивно-агрессивность, если ее не остановить, может продолжаться во взрослом возрасте в крайне нездоровых и неблагополучных семейных, романтических и рабочих отношениях.

Обижаться, надуваться и молчать

Одной из наиболее распространенных форм подростковой пассивной агрессии является то, что можно назвать «молчаливой обидой». Пассивно-агрессивный подросток подавляет негативные эмоции, не может или не хочет напрямую решать проблему и прибегает к недовольному молчанию, чтобы скрыто выразить гнев и негодование. Молчание также может использоваться как форма протеста, поскольку оно временно прерывает общение и отношения.

Ложные обещания, прокрастинация и задержание

Удобный способ действовать пассивно-агрессивно (с точки зрения подростка) состоит в том, чтобы говорить одно, но делать другое или просто не доводить дело до конца. Соглашаясь изначально, пассивно-агрессивный подросток снимает с себя немедленное давление. Из-за прокрастинации и задержек он надеется, что проблема останется незамеченной, ожидания снизятся и что его больше не спросят.

Для некоторых подростков постоянно заставлять людей ждать, зависать, расстраиваться и разочаровываться — это способы косвенно контролировать отношения. Она или он получает удовольствие, нажимая на кнопки людей (особенно взрослых).

Оправдание, обвинение, перекладывание и жертва

Два распространенных подростковых оправдания пренебрежения ответственностью: «Что-то случилось, и я забыл» и «Я неправильно понял, я думал, вы сказали…». Предлагая отговорки (настоящие или выдуманные), подросток надеется получить бесплатный пропуск и избежать ответственности за свои действия. В то время как законная забывчивость или непонимание могут происходить время от времени и должны быть рассмотрены в пользу сомнения, хронически пассивно-агрессивный подросток обычно прибегает к оправданиям, чтобы избежать ответственности.

Две другие распространенные тактики оправдания — это перекладывание вины и роль жертвы — всегда виноват кто-то другой, и подросток не может это контролировать. Таким образом, снимается основная ответственность.

Негативный юмор, поддразнивание и сарказм

Некоторые подростки учатся дразнить и использовать негативный юмор как средство конкурентного социального сравнения и перетягивания своих сверстников. В отношениях между подростком и взрослым, в которых отсутствует уважение, подросток может также использовать негативный юмор, чтобы маргинализировать, обесценить, принизить или обесценить взрослых. В частности, сарказм может использоваться как коварный способ выражения презрения.

Подросток одновременно бросает вызов авторитетам, используя негативный юмор, заявляя о своей независимости (хотя и незрело), ​​хвастаясь (особенно перед сверстниками) и наслаждаясь негативной властью и вниманием. Столкнувшись с негативным юмором, пассивно-агрессивный подросток может легко отступить, заявить о своей невиновности и сказать: «Я просто шучу», «Я не имел в виду» или «Ты что, не понимаешь шутку?» Такова двуличность страсти-агрессии.

Пассивно-агрессивные слова и фразы

Ниже приведены некоторые распространенные подростковые пассивно-агрессивные выражения и их возможные мета-значения. Часто не слова, а тон раскрывают истинное мышление и эмоции подростка.

  • «Отлично!» (гнев, неповиновение, сопротивление)
  • «Что!?» (гнев, обида, досада)
  • «Что угодно!»
    (несогласие, пренебрежение, маргинализация, умаление)
  • «Мне все равно!» (горечь, обида)
  • «Ну что ж!» (увольнение, отстраненность, снятие с себя ответственности)
  • «Я не сержусь!» или «Я не расстроен!» (сердитый, расстроенный)
  • Смайлик и другие эмодзи в сообщениях (тон написанного текста раскрывает истинные намерения и эмоции).

Советы о том, как вести себя с трудными подростками, см. в ссылках ниже.

© 2021, Престон С. Ни. Все права защищены по всему миру. Нарушение авторских прав может привести к судебному преследованию нарушителя.

Воспитание разгневанного подростка: проверенное руководство

Подростковый возраст — непростое время для любого родителя. Подростки могут быть заведомо капризными, безрассудными и непредсказуемыми. Однако для родителей подростков с проблемами гнева неповиновения эти годы могут быть особенно трудными. Многие родители рассерженных подростков беспокоятся о местонахождении своего сына или дочери или могут опасаться, когда у них будет следующий эпизод или приступ ярости. В то время как многие проблемные подростки с проблемами гнева нуждаются в профессиональном лечении, есть несколько шагов, которые родители могут предпринять, чтобы помочь справиться с гневом своего подростка. При надлежащей поддержке и обращении как дома, так и за его пределами подростки могут научиться новым способам управления своими чувствами и обрести успех и счастье в жизни.

Эта статья предназначена для родителей, опекунов и учителей девочек и мальчиков подросткового возраста, которые борются с гневом, неуважением и неповиновением. Мы предоставим обзор гнева и неповиновения у подростков, признаков того, что плохое поведение вашего разгневанного ребенка выходит из-под контроля, как родители могут помочь справиться с гневом своего подростка, а также обсудим терапию дикой природой в качестве лечения.

Содержание

Гнев у подростков: этап или проблема?

Поведение подростков с проблемами гнева и неповиновения выходит далеко за рамки типичного неуважительного поведения, закатывания глаз, захлопывания дверей и споров между подростком и его родителем. Гнев является нормальной частью подросткового возраста и может быть здоровой эмоциональной реакцией на внешние стрессоры.

Гнев является вторичной эмоцией для подростков, поскольку он часто маскирует другие основные проблемы, включая печаль, боль, страх и стыд. Когда эти глубинные эмоции становятся слишком сильными, подросток часто реагирует резкой критикой. Поскольку подростковый возраст может быть напряженным, большинство подростков время от времени срываются. Однако для подростков с проблемами гнева эмоциональные вспышки — обычное явление.