Радость жизни — Трудности в общении с подростком 14-16 лет
- Post category:Психология подростков
Содержание
Даже само понятие «подростковый возраст» ассоциируется с проблемами. Взрослые осознают, что их дети подвергаются атаке гормонов, а в психологической сфере происходят колоссальные изменения. Однако это никак не помогает им в установлении контакта с собственными, еще недавно такими маленькими и наивными, чадами. Наилучшее решение – записаться на консультацию психолога. Опытный специалист поможет решить трудности в общении с подростком.
Несколько слов об этапах взросления
Процесс взросления можно условно разделить на 3 основных этапа:
- Детство. Этот период длится примерно до 11 лет.
- Младший подростковый возраст. 11-14 лет.
- Старший подростковый возраст. 15-18 лет.
Каждый из этапов взросления имеет свои особенности. Чаще всего проблемы возникают с подростками в возрасте 14-16 лет. Дети начинают по-другому осознавать себя и мотивы своих поступков. Чтобы физиологические и психические изменения не стали преградой во взаимоотношения подростков и их родителей, взрослым приходится приложить усилия. Будет намного легче, если вовремя обратиться за помощью к психологу.
Почему возникают трудности в общении с подростком?
Примерно в 13-14 лет фокус внимания подростка переключается с родителей, учителей и наставников на сверстников. Друзья, одноклассники, старшие товарищи становятся более значимыми, чем раньше. Дети начинают ориентироваться на их мнение, но при этом стремятся сохранить собственную индивидуальность. Это становится причиной внутренних конфликтов.
У подростка появляются новые потребности. Они хорошо отображены в таблице (см.скриншот. изображение кликабельно). Эти потребности частично удовлетворяются за счет появления кумиров – идеалов, к которым стремятся подростки. Зачастую это кто-то из старших. Именно такой товарищ становится доверенным лицом, авторитетом.
Под его воздействием подросток может сменить имидж, манеру одеваться, общаться с ровесниками и взрослыми. Нередко влияние имеет негативный характер, отсюда эксперименты с никотином, алкоголем, наркотиками. Если подобное происходит с вашим ребенком, нужна психологическая помощь.
В период 14-16 лет происходят позитивные изменения в мышлении подростков:
- Улучшается концентрация внимания. Подростку становится проще выполнять поставленные задачи. Он легче переключается на другие дела, если нужно.
- Развивается память. Ребенок становится менее рассеянным, лучше запоминает и осмысляет информацию.
- Становится очевидным самостоятельное мышление. Подросток уже способен не только воспринимать и воспроизводить информацию, но и делать собственные умозаключения.
Подросток ощущает фантомное чувство взрослости. Он вполне способен справляться со сложными задачами и готов отвечать за результаты своей деятельности. В этот же период появляется тяга к противоположному полу, первая влюбленность.
У подростка нередко возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Он часто обижается, чувствует себя отвергнутым и одиноким. Отсюда грубость, резкость по отношению к родителям. Им следует проявить терпение и понимание, чтобы не провоцировать серьезные конфликты.
10 советов психолога родителям подростка
- Не читайте нотаций. Лекционный материал в стиле «в наше время…» — бессмысленная трата времени. Ребенок вообще вас не услышит.
- Не обвиняйте. Если ваш ребенок сделал что-то неправильно, формулируйте претензии примерно так: «Меня огорчает, что ты…»
- Не запугивайте «серьезным разговором». Общайтесь с ребенком как будто между делом – за домашней работой или во время совместной прогулки. Не надо сажать его напротив и допрашивать. Это неконструктивный подход.
- Общайтесь в том формате, который ближе вашему ребенку. Разумеется, проще всего позвонить и устроить допрос с пристрастием. Но если вы действительно хотите получить нужную информацию, отправьте пару шуток в чат, забавное видео, а потом можно спросить о делах. Вероятность получить подробный ответ повышается.
- Не критикуйте интересы. Наверняка вам кажутся странными увлечения вашего ребенка, но попробуйте понять, что именно и почему ему нравится. Это сблизит вас.
- Хвалите. Сейчас ваш ребенок как никогда нуждается в одобрении. Его самооценка нестабильна. Хвалите его по любому поводу.
- Не будьте категоричны. Слова «всегда» и «никогда» недопустимы в общении с подростком. Давайте себе и ему пространство для маневра.
- Не кричите. Как бы ни взбесило вас поведение подростка, сдержите эмоции.
- Разговаривайте. Если ребенок односложно отвечает на вопросы, обсуждайте интересные для него темы, уточняйте детали. Увидев ваш интерес, подросток разговорится.
- Не паникуйте. Во многом родители сами провоцируют закрытость своих детей. Не делайте из мухи слона. Если ребенок признался в симпатии к кому-то, это еще не значит, что вы прямо сейчас станете бабушкой. Интерес к красивой певице не означает желания сделать пластическую операцию. Лучше уточняйте и общайтесь открыто.
Подросток – это целый мир, сложный, но невероятно интересный. Если трудности в общении с ним кажутся вам непреодолимыми, запишитесь на консультацию психолога нашего Центра в Саратове.
Помните, все проблемы можно решить, в том числе и связанные с подростками. Главное, вовремя обратить на них внимание и предпринять правильные действия.
запись на приемуслуги/цены/оплата
Метки: подростковый психолог, психология подростка
Как управлять неуправляемым: 7 способов сделать так, чтобы подросток вас слушался
Что делать с тем, кого невозможно заставить, нечем наказать и нереально переупрямить? Как и чем можно воздействовать на почти взрослого сына или дочь-старшеклассницу — рассказывает Ксения Букша.
Есть такой замечательный человек в Петербурге — Наташа Романова. У нее дети уже взрослые, а сама она, филолог и нейрофизиолог, работает с подростками — ведет «Школу грамотности Наташи Романовой», где по своей, лично разработанной и научно обоснованной системе учит старшеклассников безошибочному письму без применения правил. Учит не так, как в школе, а эффективно, быстро, бодро и надолго. Так вот, Наташа Романова весьма жестко отзывается о тех родителях, кто называет своих подростков «дети». Не дети они уже. Но, с другой стороны, ведь и не взрослые еще. Как же на них можно повлиять?
1. Заставить и запретитьНа самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь отношения. Поэтому применяем его, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту — схватить и оттащить от края.
Мы взрослые и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как один мой знакомый дочь-наркоманку
Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру — просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых в принципе имеет смысл действовать таким образом. А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» — мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» — а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.
Кадр из фильма «Молодая кровь». Режиссер — Эмманюэль Берко, 2015 / Фото: kinopoisk.ru2. Составить договорВ письменном виде. И повесить на стенку. Для родителя договор прекрасен тем, что может сделать сносным совместное проживание с экспансивным (от слова экспансия) молодым существом. У родителей и у детей имеются права и обязанности.
Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки — обязан. Или наоборот
Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке — самостоятельная побелка оного. Все что угодно, главное, реалистичные для нашей семьи пункты и совместное их обсуждение. Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций винить плохого родителя нет смысла: все честно, фантики и шкурки из ванной должны быть убраны без звука, а у меня в комнате могут гнить хоть вечность. Важно, что договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», договор — это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, которое составляет не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются. Договор — это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.
3. Вручить самостоятельностьКак Ельцин союзным республикам: «столько, сколько смогут проглотить». Мы ему спокойной ночи, а он свет включает, иии… Утром будишь ее, будишь в школу, а онааа… Все, родитель устал! Подросток должен понимать, что если он действительно чувствует себя достаточно сильным, чтобы бороться с родителем, то он достаточно силен и для того, чтобы его наконец хоть в чем-то победить. Поднимаем лапки кверху: нас победили. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно. И тянуть «приличную гимназию» ты уже можешь только сам, а если не тянешь, значит, придется из нее уйти.
Плюс в том, что мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к какому-то полному краху. Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась в шесть утра и не училась вообще — это значит, что мне придется еще сколько-то месяцев тебя укладывать и будить. Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность — может, уже готова? Проспала во вторник и в среду, но в четверг сама собралась вовремя — ага! Получаются такие весы: тут пока мы сильнее, а тут уже она, а тут опять пока мы.
Кадр из фильма «Молодая кровь». Режиссер — Эмманюэль Берко, 2015 / Фото: kinopoisk.ru4. Обсудить планыЛет с 15-16 надо давать старшему подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти и где мы начнем страховать его риски. Это должно быть предельно ясно: например, «мы всегда нальем тебе тарелку супа и ты сможешь у нас жить, не более того, но на это можешь рассчитывать». Или «за свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или «до шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем». Или «от армии отмажем, но заставим идти на работу и вносить вклад в семейный бюджет». Это совершенно разные программы действий для нашего крошки. Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живешь на всем готовеньком вроде, но нечеткость какая-то, неуверенность: я уже взрослый или еще кто? А когда стану взрослый, тогда что? И когда? А коли не стану, то кто виноват? Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения — может родиться прямая близкая мотивация. Только планы, разумеется, должны составляться вместе.
Мы не «ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади» и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе
Игры тестировать? Патологоанатомом? Или пока-никем-но-я-люблю-тебя-мамочка? Спасибо, я тебя тоже. Очень.
5. ВыключатьсяНу, это все пафос и общие слова, а каждый день-то что делать? Вот не хочет барышня в магазин сходить вместо матери, у которой младенец младший болен. Что делать? На каждый день наш главный инструмент — это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры — раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь. Не знаешь, что делать? Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет или очень хочет не то, наших сил не хватает, чтобы его убедить?
Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный — смело переходим в режим «офф»
Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас реально трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность — надо выключить все общие и пафосные мысли вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.
И еще: подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что он прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно. Дочка в тот день в магазин не пошла, чувствовала себя от этого не очень, и в следующий раз, возможно, ее даже не придется просить.
Выключившись, мы даем себе отдохнуть и даем жизни сработать за нас, вместо наших воспитательных визгов.
Кадр из фильма «Молодая кровь». Режиссер — Эмманюэль Берко, 2015 / Фото: kinopoisk.ru6. ВключатьсяНу если мы умеем выключаться, то и включаться тоже надо правильно. Многие из нас умеют искренне интересоваться любым собеседником — ну, такое светское умение. Чем хуже подросший ребенок?
Каждый день, при каждой встрече с подростком, настраиваем себя на доброжелательную болтовню, которая включает в себя и наши самостоятельные реплики, и выслушивание собеседника, и обратную связь. Мы выбираем интересную собеседнику тему (не про школу). Включаемся, улыбаемся, киваем, слушаем, мысленно ужасаемся, но не оцениваем и не жучим. Такой разговор эффективен всегда, даже в момент конфликтов! Отношения почти сразу переходят на другой качественный уровень, и о многих темах можно будет навсегда забыть — они будут упреждены и профилактированы на дальних подступах. А то некоторые с подростками пятью словами за день не перемолвятся, да и те «положи телефон, иди учи уроки»; о каких инструментах влияния в таких условиях можно говорить?
7. УдивлятьК подростковому возрасту наши сыны и дочери с нами, как правило, давно знакомы (если речь не идет о недавно взятых приемных). Объекты «мать» и «отец» изучены, их реакции привычны и предсказуемы. Например, «мой предок за оценки не ругает, а вот если я в машине срач разведу, будет всю дорогу иметь мозг». Ну вот и удивим. В понедельник: «Молодец! Если бы не ты, я бы уже свихнулся на чистоте!» — и спокойно едем. Вторник: без слов вручаем тряпку и мусорный пакет. Среда: «о нет, я не могу с таким грязнулей, ты едешь на метро, встречаемся у дома». Придумайте сами еще четыре разные реакции до воскресенья. Суть не важна, важен диапазон. Ласковая шутка, колкая ирония, вдохновенный гон, абсурдный абсурд, иногда и сарказм, а порой понемножку и умиление, как с младенцем. Подросток — это ведь своего рода младенец-взрослый, новорожденный полноправный член общества. Он рождается во взрослые и в этом своем качестве заслуживает (изредка и в меру) сдержанных ути-пусей — только осторожно. Удивлять снова и снова, быть разным человеком, а не только функцией «родитель», показывать, как интересно это — по-настоящему общаться, искать друг к другу пути, подходы, быть живыми. Может, огрызков в машине меньше и не станет, но в них ли дело? Зато у всех участников разговора разовьется этот, как его, — а, да! — эмоциональный интеллект. Который, можно считать, если есть — то это уже половина счастья.
Депрессия у подростков: как родители могут помочь (для родителей)
Все подростки время от времени чувствуют себя грустными или капризными. Но когда грустное или плохое настроение длится несколько недель или дольше — и когда в поведении подростка наблюдаются другие изменения — это может быть признаком депрессии.
Депрессия может пройти при правильном лечении. Но проблемы могут продолжаться или усугубляться, если их не лечить. Помимо терапии, подростки, страдающие депрессией, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны родителей и других взрослых в своей жизни.
Если вы думаете, что у вашего подростка депрессия, поговорите с ним. Дайте им понять, что вы хотите понять, через что они проходят. Слушайте, если они хотят поговорить.
Запланируйте визит к врачу или терапевту, чтобы проверить наличие депрессии. Если у вашего подростка депрессия, врач может объяснить, что он (и вы) может сделать, чтобы помочь. Депрессию лучше лечить на ранней стадии.
Как понять, что мой подросток в депрессии?
Когда у подростков депрессия, родители могут заметить грустное или плохое настроение, которое длится неделями и дольше. Они могут заметить и другие изменения, такие как:
- Негативный прогноз. Подростки, находящиеся в депрессии, могут быть строги к себе или к другим. Они могут сосредоточиться на неудачах и неудачах. Им может быть трудно видеть хорошие стороны вещей или хорошие стороны самих себя.
- Низкая энергия, усилие, интерес, удовольствие. Подростки могут потерять интерес к тому, что раньше им нравилось. Может показаться, что им все равно. Они могут прилагать меньше усилий к учебе или домашним делам. Кажется, что все требует слишком много усилий. Ничто не кажется забавным или приятным.
- Изменения сна. Подростки могут больше спать или с трудом вставать, когда им это нужно. У них могут быть проблемы со сном.
- Изменения в питании. Некоторые подростки с депрессией проявляют меньший интерес к еде и могут терять вес. Некоторые едят больше, чем раньше, и могут набрать вес.
- Плохо учится в школе. Когда у подростка депрессия, школьная работа может показаться ему труднее. Они могут не доводить свою работу до конца, не проявлять усилий и не готовиться к тестам. Их оценки могут упасть.
- Отдаляясь от друзей и семьи. Подростки могут проводить больше времени в одиночестве, меньше времени с друзьями или казаться отстраненными.
- Рискованное или вредное поведение. Депрессия может привести к тому, что некоторые подростки будут плохо себя вести, попадут в неприятности или будут больше спорить. Они могут демонстрировать рискованное поведение. Некоторые обращаются к алкоголю, наркотикам или к членовредительству.
- Мысли или разговоры о самоубийстве. У некоторых депрессивных подростков возникают мысли о самоубийстве. Если вы думаете, что ваш подросток думает о самоубийстве, спросите его об этом — спокойно и с любовью. Знание того, что у них есть кто-то, к кому они могут обратиться, может помочь защитить подростков от действий, основанных на этих мыслях. Он также позволяет узнать, нужна ли вашему подростку немедленная помощь.
Если ваш подросток думает или говорит о самоубийстве, немедленно обратитесь за помощью и советом. Посетите веб-сайт 988 Suicide & Crisis Lifeline, позвоните по номеру .1-800-273-8255
Почему некоторые подростки впадают в депрессию?
Подростки могут впадать в депрессию по разным причинам. Нет единой причины. Гены, гормоны и жизненные события могут сыграть свою роль.
Некоторые подростки могут быть более чувствительны к депрессии из-за генов, которые они наследуют. Гены влияют на области мозга, которые влияют на настроение и энергию. Подростки, которые чувствуют депрессию, могут иметь членов семьи, которые тоже страдали депрессией.
Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, могут влиять на настроение. Некоторые подростки чувствительны к гормональным сдвигам, происходящим при сезонных изменениях дневного света. Они могут впадать в депрессию в одно и то же время каждый год, осенью или зимой, когда световой день короче. Это называется сезонной депрессией (или сезонным аффективным расстройством).
Жизненные и личные события могут играть роль. Многие подростки прошли через потери, семейные трудности, семейные конфликты или серьезные проблемы со здоровьем. Некоторые жили с насилием или столкнулись с травмой. Эти вещи не всегда приводят к депрессии. Но они могут — даже когда подростки получают хорошую поддержку и имеют много внутренней силы.
Независимо от того, что играет роль в том, почему подростки впадают в депрессию, правильное лечение может помочь им выздороветь.
Что такое лечение депрессии у подростков?
Существует несколько научно обоснованных методов лечения депрессии у подростков. К ним относятся следующие виды разговорной терапии:
- когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
- межличностная терапия (ИПТ)
- семейная терапия на основе привязанности (ABFT)
Каждый из этих методов лечения нацелен на различные аспекты депрессии. Терапевты могут использовать некоторые из них при лечении подростков. Детали лечения зависят от того, что нужно подростку и насколько серьезны его симптомы.
Терапевты планируют лечение каждого подростка после тщательного осмотра. Они поговорят с вами и вашим подростком, чтобы объяснить лечение, которое они рекомендуют. Иногда врачи также назначают лекарства, чтобы помочь подросткам, страдающим депрессией.
Как терапия помогает подросткам, страдающим депрессией?
Терапия помогает подросткам исследовать и преодолеть депрессию. На терапии подростки могут научиться:
- чувствовать себя понятыми и ближе к другим
- говорить о своих чувствах, мыслях и событиях, которые имеют для них значение
- управлять сильными эмоциями и настроением
- уменьшить вредное или рискованное поведение
- восстановить энергию и мотивацию
- улучшить свои эмоции, мысли и мировоззрение
- учиться и практиковать навыки выживания
- восстановить здоровые семейные узы или границы по мере необходимости
- развивать свои внутренние сильные стороны
- найти надежду и исцеление, увеличить их радость и оптимизм
Что делать, если мне кажется, что у моего подростка депрессия?
Если вы считаете, что у вашего подростка может быть депрессия:
- Поговорите с ним. Проявите дополнительную любовь и поддержку. Дайте им понять, что вам не все равно, и вы хотите услышать, через что они проходят. В депрессии многие подростки чувствуют себя одинокими, отчужденными или непривлекательными. Небольшие жесты заботы могут помочь им чувствовать себя менее одинокими.
- Отведите их к врачу. Назначьте визит к врачу вашего подростка или к психиатру, чтобы проверить наличие депрессии. Медицинские работники также могут проверить наличие других проблем со здоровьем или психическим здоровьем, которые могут вызывать симптомы у вашего подростка. Они могут объяснить, что они (и вы) могут сделать, чтобы помочь вашему подростку.
Проверил: Д’Арси Линесс, доктор философии
Дата проверки: сентябрь 2021 г.
Дочь-подросток остается в своей комнате
Дженнифер Пауэлл-Ландер
Дорогой ваш подросток:
Моя дочь целый день сидит в своей комнате. Ей исполнилось 13, и она начала просить всех членов нашей семьи стучать в дверь, прежде чем войти. Это новое для нас. Почему мой подросток остается в своей комнате? Это нормально? Стоит ли нам беспокоиться, что она хочет так много уединения? И сколько слишком много? Спасибо!
ЭКСПЕРТ | Дженнифер Пауэлл-Ландер, Psy.
D.Тринадцать — начало подросткового возраста. Кажется, что это год пробуждения и исследования для многих подростков. Изменения в поведении и отношении могут показаться некоторым подросткам настолько резкими, что родителям может быть трудно поверить, что с 12 лет прошел всего год. Переход от подросткового возраста к подростковому в среднем начинается раньше для девочек, чем для мальчиков.
Подростки, неприкосновенность частной жизни и независимость
Понятно, что вас беспокоят внезапные изменения, которые могут проявляться в 13-летнем возрасте, особенно связанные с подростками и неприкосновенностью частной жизни. В этом конкретном случае ваша дочь-подросток, скорее всего, находится в своей комнате, чтобы заявить о большей независимости и контроле над своей жизнью. Конфиденциальность может стать еще более важной, поскольку она замечает физические изменения.
В действительности, однако, мы могли бы бесконечно размышлять о том, почему ваша дочь-подросток вдруг стала искать больше уединения. Лучший способ собрать информацию — просто задать вопрос напрямую.
Я бы посоветовал вам сказать что-то вроде этого: «Мы заметили, что вы чаще закрываете дверь и требуете большей конфиденциальности, поэтому мы просто хотели проверить и убедиться, что все в порядке».
Вы должны быть готовы к ответу, который может варьироваться от вежливого, честного объяснения до раздраженной, обиженной тирады, которая дает мало информации. Тринадцать лет — трудный возраст. Отношение не редкость.
Ответ на этот вопрос также требует дополнительных вопросов. Например, есть ли у вашей дочери-подростка в комнате компьютер, планшет или телефон? Она занята общением с друзьями или прослушиванием музыки и поэтому не хочет никаких вторжений?
Истинный вопрос, который вам следует задать, заключается в том, требует ли ваша дочь больше уединения и времени наедине с собой, потому что она занимается чем-то в своей комнате одна или с другими (например, видеочат, обмен сообщениями, общение в социальных сетях), или она просто смотрит изолировать и оставить в покое? Первое, безусловно, требует наблюдения.
Признаки беспокойства:
- Резкие изменения в питании и сне
- Снижение желания общаться с другими людьми, включая друзей
- Снижение интереса к занятиям, которые ей раньше нравились
Эти внезапные изменения могут быть признаком стресса, беспокойства или депрессии. Если вы наблюдаете эти изменения, рекомендуется профессиональная оценка.
Подросткам нужны правила и границы. Вы обеспокоены тем, что ваш подросток много времени проводит в своей комнате. Ее просьба о большем уединении может быть хорошей, но постарайтесь понять, почему она хочет, чтобы ее оставили в покое, и, в частности, что она делает в своей комнате.
Если она отказывается отвечать, а в ее комнате нет ничего, что могло бы причинить вред, вы должны вместе с ней установить соответствующие границы. Например, если ваша дочь выполняет свои повседневные обязанности, такие как выполнение домашних заданий вовремя, приход к столу для семейных обедов, соблюдение ежедневной гигиены и выполнение повседневных дел, в этом нет ничего плохого.