Личность в философии
Понятие личности в философии
Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.
В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.
Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.
Замечание 1
Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.
Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.
В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.
В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.
Основные положения персонализма
- Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
- Человек – это активное познающее существо.
- Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
- Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).
Русская философия персонализма
Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.
Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.
Французская философия персонализма
Замечание 2
В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.
Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.
Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.
Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии
ЛИЧНОСТЬ — отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений.
- Назад
- Вперёд
Философия и личность: «Я» и идентичность
Играя на стыке науки и искусства, философия и личность тесно связаны с поиском смысла и истины как в уникальных, так и в коллективных аспектах идентичности. У нас есть встроенная способность осознавать свои мысли и поведение и принимать решения против нашей воли.
Концепции для изучения в рамках философии и личности:
- Вопрос о настойчивости
- Личность
- Персонализм
- Предположения (Природа/Воспитание, Уникальность/Универсальность, Свобода/Детерминизм, Активность/Реактивность, Оптимизм/Пессимизм)
Вопрос Настойчивости
Какие критерии необходимы и адекватны для существования в настоящий момент, основанный на прошлых и будущих характеристиках того же самого себя?Популярные высказывания, такие как «потерять себя» в проекте или стать свидетелем того, как люди с деменцией, например, «потеряли свой характер». Люди, борющиеся с изнурительными зависимостями, часто называют себя «оболочками» своего прежнего «я».
Другой (хотя и крайний) пример для рассмотрения — пациент в вегетативном состоянии: ни воспоминаний о прошлом, ни осознания настоящего. Нейроны внутри мозга фактически перестали передавать информацию друг другу.
Вопрос устойчивости, сформулированный в альтернативном формате:
Если человек x существует в одно время, а человек y существует в другое время (в прошлом или будущем), при каких возможных обстоятельствах это происходит что х это и ?Чтобы предотвратить чувство диссонанса, мы стремимся к чувству внутреннего единства. С раннего возраста нам дается выбор (и привилегия) выбирать любимый цвет, музыку и еду. Или, возможно, наши предпочтения тонко контролировались и зависели от прошлых действий и решений.
Личность
Где проходит грань между сознательным человеком и бессознательным — и кто ее проводит? В случае медицинских процедур: это хирург, пациент, друзья или семья? Важные и серьезные этические проблемы возникают, когда люди сами не могут принимать решения относительно своего разума или тела.
Индивидуальность имеет дело с серой областью сознания и способностью интуитивно чувствовать сплоченную и относительно непротиворечивую идентичность. Могут ли люди иметь личность, не осознавая полностью ее черты? Как деперсонализация и дереализация влияют на это уравнение?
Как насчет случая множественного расстройства личности — какое «я» в конечном счете является по умолчанию или правдой? Зависит ли это от частоты конечных поведенческих явлений или от широко обсуждаемой концепции нормальности? Онтология, философское исследование , будучи , и сам опыт могут пролить свет на вопрос о личности.
Персонализм
В качестве радикально альтернативного взгляда на полностью самоуправляемую идентичность персонализм представляет собой:
«…в рамках общей метафизики [люди проявляют свою личную] исключительную ценность и существенную роль».
– Стэнфордская энциклопедия философии
В сочетании с антропологией и социологией персонализм занимает смелую позицию в отношении природы добровольных ролей. Благодаря Аристотелю и Платону, заложившим основу для дальнейшего развития, персонализм получил поддержку в различных областях философии.
«Persona est naturae rationalis individua substantia».
– Боэций (ок. 480-524)
(английский перевод: Человек обрабатывает рациональную природу). или объекты исключительно в соответствии с предполагаемым сознанием. Он предлагает взгляд на внутреннюю ценность и смысл развития того, что навязывает человеку и божественные, однако определяются каждым индивидуально.
Предположения в философии и личности
Природа против воспитания Личность записана в генах или сформирована воспитанием и культурой? Уникальность и универсальность Все ли люди уникальны по своей личности и опыту или обладают одинаковыми факторами и эмоциями? Свобода против детерминизма Можно ли развить и по существу « построить» личность на протяжении всей жизни, или развитие характера предопределено? Активный и реактивный Изменяется ли личность в результате активных, самонаправленных действий или это результат реакции на происходящие события? или0031 видеть прогресс, как чашка наполовину пуста?Все результаты пяти вышеупомянутых точек зрения находятся где-то между двумя крайними точками шкалы и могут сильно различаться в зависимости от человека. Личность поддается множеству интерпретаций и методов измерения, при этом психометрия представляет собой количественное изучение черт.
Является ли природа личности постоянно меняющейся и текучей?
Уильям Джеймс, американский философ и психолог, утверждает:
«Ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было раньше».
Как только любой человек — сознательно или бессознательно — пережил событие и сделал выбор, возможность точно почувствовать то, что когда-то было, исчезает. Таким образом, постоянно меняющийся настоящий момент становится одновременным бесконечным, но эфемерным опытом, который мгновенно списывается как прошлое; просто воспоминание.
Биологическая перспектива: взгляд на гены
Биологические взгляды на личность в целом предполагают набор генетических поведенческих детерминант. На каждом жизненном этапе происходит процесс роста с предопределенными допущениями в соответствии с определенными чертами и «естественными» тенденциями. Половое созревание, например, вызывает ряд резких гормональных и поведенческих изменений.
Является ли личность ближе к заложенной в ее генетическом коде или результат современных взаимодействий и опыта, ее определение остается спорным. Сколько метафорического клея нужно социальной маске, чтобы стать частью чьей-то идентичности, или сам акт размазывания клея указывает на определенные черты?
Можно ли точно определить личность под влиянием изменяющих сознание веществ или доктрин? Может ли человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, взять на себя ответственность за любое из своих действий? Поведенческая эпигенетика теперь делает свой грандиозный шаг.
Философия и Личность: Заключительные мысли
Абстрактное понятие самости является предметом горячих споров как философов, так и психологов, поскольку является основой понимания личности. Концепция тождество , как открытое и субъективное в целом, побуждает психологию личности работать с качественными показателями.
Философия и личность неразрывно связаны, я-концепция, которая требует нескольких линз знания, чтобы полностью интегрировать и сплести в целостную (и стабильную) идею. Через размытые этапы роста от детства до взрослой жизни продолжается цикл развития личности и характера.
Ссылки
Чебили, С.. (2008). Личность: философский подход. 84. 213-218. https://doi.org/10.1684/ipe.2008.0308.
Глас, Геррит. (2006). Человек, личность, самость и идентичность: философски обоснованный концептуальный анализ. Журнал расстройств личности . 20. 126-38; обсуждение 181. https://doi.org/10.1521/pedi.2006.20.2.126.
Гуннарссон, Л. (2009). Философия личности и множественной личности. Философия личности и множественной личности . 1-230. https://doi.org/10.4324/9780203872635.
Левитт М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Науки о жизни, общество и политика , 9 , 13. https://doi.org/10.1186/2195-7819-9-13.
Сааринен, Эса и Корхонен, Яакко. (2015). Контекстуализированная личность, помимо личностных черт: пример лекций по философии жизни . Европейский журнал личности. 29. 344-345.
Соллбергер Д. (2013). Об идентичности: с философской точки зрения. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 29. https://doi.org/10.1186/1753-2000-7-29.
Вайнхольд Б. (2006 г.). Эпигенетика: наука об изменениях. Перспективы гигиены окружающей среды , 114 (3), A160–A167. https://doi.org/10.1289/ehp.114-a160.
Индивидуальность философских специальностей
Начните вводить поисковый запрос выше и нажмите клавишу возврата для поиска. Нажмите Esc для отмены.
Психолог Анна Ведель (Орхусский университет) пишет: «Выбор образования — это, пожалуй, первое важнейшее решение, которое молодые люди должны принять для себя в развитом мире. Каждое образование прокладывает путь к определенным профессиональным путям, и выбор оказывает длительное влияние на жизнь молодого человека».
Тогда может быть полезно посмотреть, что мы можем узнать о людях из их выбора образования, включая области обучения, которые они выбирают. Ведель провел систематический обзор исследований распределения черт личности «большой пятерки» по разным академическим специальностям и сообщил об этом в журнале 9.0030 Личность и индивидуальные различия и Scientific American.Черты характера «большой пятерки»:
- открытость — «любопытство и терпимость к разнообразному культурному и интеллектуальному опыту»
- добросовестность – «быть послушным, прилежным и аккуратным»
- экстраверсия – «склонность испытывать положительные эмоции, быть активным и общительным»
- приятность — «быть дружелюбным, скромным и любезным»
- невротизм — «склонность испытывать негативные и нестабильные эмоции»
(выше цитаты из статьи Веделя в
Согласно обзору Веделя, между специальностями есть нетривиальные различия. Специальности «Искусство/гуманитарные науки» как группа получили более высокие баллы, чем другие группы, по открытости и невротизму, высокие по приятности, низкие по экстраверсии и «постоянно ниже» по добросовестности.
Кроме того, в журнальной статье она отмечает, что, хотя женщины в целом имеют более высокие баллы, чем мужчины, в отношении доброжелательности, добросовестности и невротизма, она утверждает, что различия между специальностями являются «не просто гендерными эффектами».
Ведель поднимает причинный вопрос:
Что означают эти результаты? Являются ли личностные различия результатом процессов социализации внутри факультетов или они существовали ранее? Определенные черты личности могут цениться и культивироваться в одних способностях, но не в других. Со временем это может гипотетически создать личностные различия. Однако личностные различия могут также возникать в результате самоотбора: людей с разным характером могут привлекать разные специальности. Чтобы проверить эти конкурирующие гипотезы, нам потребуются исследования, измеряющие личностные качества студентов при зачислении, прежде чем может произойти какая-либо социализация на факультетах. Только несколько исследований, включенных в обзор, имели такой дизайн. Однако результаты этих исследований аналогичны результатам, полученным в остальных исследованиях. Таким образом, кажется более вероятным, что личностные различия, обнаруженные между академическими специальностями, существовали ранее, а не были результатом социализации. Однако это не исключает того, что некоторая социализация на факультетах может повлиять на личность студентов, и мы надеемся, что лонгитюдные исследования с повторными измерениями личности могут изучить это.
Одно из ограничений исследования Веделя заключается в том, что оно не разбивает категорию «Искусство/гуманитарные науки» на конкретные специальности. Это показалось мне проблематичным, учитывая, что кажется вероятным, что разные типы личности будут привлечены к изучению, скажем, философии, религии или студийного искусства, например.
Я написал ей и спросил, есть ли у нее конкретные данные о специальностях философии. Она отметила, что трудность заключается в том, что в существующих исследованиях отсутствуют достаточно большие размеры выборки отдельных специальностей для получения статистически надежных результатов. Однако она была достаточно любезна, чтобы провести быстрый анализ имеющейся у нее информации о философских специальностях. Отметив, что «этот анализ проводится с очень небольшим количеством субъектов по сравнению с опубликованными результатами, и поэтому его следует интерпретировать с осторожностью», она обнаружила, что основными направлениями философии являются:
- менее невротичен, чем группа искусств/гуманитарных наук в целом
- близок к группе искусств/гуманитарных наук в целом в отношении экстраверсии, хотя немного менее экстравертен
- очень близко к группе искусств/гуманитарных наук в целом в плане открытости
- близко к группе гуманитарных и гуманитарных наук в целом по приемлемости, хотя немного менее приятно
- очень близко к группе искусств/гуманитарных наук в целом по добросовестности
«Немного менее приятно», да? Я так не думаю.