Понятие личности в философии: Личность в философии

Личность в философии

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЛИЧНОСТЬ — отдельный  человек, характеризуемый со стороны его целостности,  осознанно-волевых проявлений.

Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль,  исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида,  которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это  проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности  раскрывается через понятие свободы,  ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому  решению; самосознания и  саморазвития. Действия личностного  характера есть фактор саморегуляции  общественного организма. Личность в философии  исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления  собственной судьбы, размышлений о  жизни и смерти и способности к  преднамеренным свободным  поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в  качестве продукта социальных  взаимосвязей и субъекта социальной  активности. В общей психологии личность — это системное качество,  приобретенное индивидом в процессе  деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).
В  социальной психологии личность  рассматривается со стороны ее  взаимоотношений с социальной  группой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как  определенной целостности с  конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и  «казаться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на  меняющиеся социальные требования — есть важный элемент  регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой  концепции личности, исследующей  возможности человеческой  способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М.Кун, Ч.Кули в социальной психологии), не существует «человека вообще». Существуют лишь явления, «роли». Человек всегда проявляет свои  потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных  социальных взаимодействиях. Человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает  сознательно принятого на себя  актерства, одевания «маски».
В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли  проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм,  фактически выступая сторонником  данной концепции, расширяет  групповой интерес до классового и  общесоциального, что делает  невозможной безболезненную смену ролей для личности, обессмысливается  само понятие роли. Роль  превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным  только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным  механизмом социальной регуляции. В  ситуации выхода за рамки роли  актуализируются другое качества личности — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие  способности, самопроективность.  Личность в данном случае проявляет  себя не как носитель общих норм,  ценностей; не как индивид, но как  индивидуальность.
В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс)  сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление  человека к самовыражению. В  философии (персонализм,  экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования,  самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение,  понимаемое как субъект-субъектное  отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с  абсолютными ценностями и их  носителем — абсолютной  Личностью). В философии марксизма присутствуют элементы  понимания личности как  самопроективного процесса, однако ее  развитие неотделимо от реального  изменения социальных отношений и обязательно воплощается в  нормативном социальном поведении.

  • Назад
  • Вперёд

Философия и личность: «Я» и идентичность

Играя на стыке науки и искусства, философия и личность тесно связаны с поиском смысла и истины как в уникальных, так и в коллективных аспектах идентичности. У нас есть встроенная способность осознавать свои мысли и поведение и принимать решения против нашей воли.

Концепции для изучения в рамках философии и личности:

  • Вопрос о настойчивости
  • Личность
  • Персонализм
  • Предположения (Природа/Воспитание, Уникальность/Универсальность, Свобода/Детерминизм, Активность/Реактивность, Оптимизм/Пессимизм)

Вопрос Настойчивости

Какие критерии необходимы и адекватны для существования в настоящий момент, основанный на прошлых и будущих характеристиках того же самого себя?

Популярные высказывания, такие как «потерять себя» в проекте или стать свидетелем того, как люди с деменцией, например, «потеряли свой характер». Люди, борющиеся с изнурительными зависимостями, часто называют себя «оболочками» своего прежнего «я».

Другой (хотя и крайний) пример для рассмотрения — пациент в вегетативном состоянии: ни воспоминаний о прошлом, ни осознания настоящего. Нейроны внутри мозга фактически перестали передавать информацию друг другу.

Вопрос устойчивости, сформулированный в альтернативном формате:

Если человек x существует в одно время, а человек y существует в другое время (в прошлом или будущем), при каких возможных обстоятельствах это происходит что х это и ?

Чтобы предотвратить чувство диссонанса, мы стремимся к чувству внутреннего единства. С раннего возраста нам дается выбор (и привилегия) выбирать любимый цвет, музыку и еду. Или, возможно, наши предпочтения тонко контролировались и зависели от прошлых действий и решений.

Личность

Где проходит грань между сознательным человеком и бессознательным — и кто ее проводит? В случае медицинских процедур: это хирург, пациент, друзья или семья? Важные и серьезные этические проблемы возникают, когда люди сами не могут принимать решения относительно своего разума или тела.

Индивидуальность имеет дело с серой областью сознания и способностью интуитивно чувствовать сплоченную и относительно непротиворечивую идентичность. Могут ли люди иметь личность, не осознавая полностью ее черты? Как деперсонализация и дереализация влияют на это уравнение?

Как насчет случая множественного расстройства личности — какое «я» в конечном счете является по умолчанию или правдой? Зависит ли это от частоты конечных поведенческих явлений или от широко обсуждаемой концепции нормальности? Онтология, философское исследование , будучи , и сам опыт могут пролить свет на вопрос о личности.

Персонализм

В качестве радикально альтернативного взгляда на полностью самоуправляемую идентичность персонализм представляет собой:

«…в рамках общей метафизики [люди проявляют свою личную] исключительную ценность и существенную роль».

– Стэнфордская энциклопедия философии

В сочетании с антропологией и социологией персонализм занимает смелую позицию в отношении природы добровольных ролей. Благодаря Аристотелю и Платону, заложившим основу для дальнейшего развития, персонализм получил поддержку в различных областях философии.

«Persona est naturae rationalis individua substantia».

– Боэций (ок. 480-524)

(английский перевод: Человек обрабатывает рациональную природу). или объекты исключительно в соответствии с предполагаемым сознанием. Он предлагает взгляд на внутреннюю ценность и смысл развития того, что навязывает человеку и божественные, однако определяются каждым индивидуально.

Предположения в философии и личности

Природа против воспитания
Личность записана в генах или сформирована воспитанием и культурой?

Уникальность и универсальность
Все ли люди уникальны по своей личности и опыту или обладают одинаковыми факторами и эмоциями?

Свобода против детерминизма
Можно ли развить и по существу « построить» личность на протяжении всей жизни, или развитие характера предопределено?

Активный и реактивный
Изменяется ли личность в результате активных, самонаправленных действий или это результат реакции на происходящие события? или0031 видеть прогресс, как чашка наполовину пуста?

Все результаты пяти вышеупомянутых точек зрения находятся где-то между двумя крайними точками шкалы и могут сильно различаться в зависимости от человека. Личность поддается множеству интерпретаций и методов измерения, при этом психометрия представляет собой количественное изучение черт.

Является ли природа личности постоянно меняющейся и текучей?

Уильям Джеймс, американский философ и психолог, утверждает:

«Ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было раньше».

Как только любой человек — сознательно или бессознательно — пережил событие и сделал выбор, возможность точно почувствовать то, что когда-то было, исчезает. Таким образом, постоянно меняющийся настоящий момент становится одновременным бесконечным, но эфемерным опытом, который мгновенно списывается как прошлое; просто воспоминание.

Биологическая перспектива: взгляд на гены

Биологические взгляды на личность в целом предполагают набор генетических поведенческих детерминант. На каждом жизненном этапе происходит процесс роста с предопределенными допущениями в соответствии с определенными чертами и «естественными» тенденциями. Половое созревание, например, вызывает ряд резких гормональных и поведенческих изменений.

Является ли личность ближе к заложенной в ее генетическом коде или результат современных взаимодействий и опыта, ее определение остается спорным. Сколько метафорического клея нужно социальной маске, чтобы стать частью чьей-то идентичности, или сам акт размазывания клея указывает на определенные черты?

Можно ли точно определить личность под влиянием изменяющих сознание веществ или доктрин? Может ли человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, взять на себя ответственность за любое из своих действий? Поведенческая эпигенетика теперь делает свой грандиозный шаг.

Философия и Личность: Заключительные мысли

Абстрактное понятие самости является предметом горячих споров как философов, так и психологов, поскольку является основой понимания личности. Концепция тождество , как открытое и субъективное в целом, побуждает психологию личности работать с качественными показателями.

Философия и личность неразрывно связаны, я-концепция, которая требует нескольких линз знания, чтобы полностью интегрировать и сплести в целостную (и стабильную) идею. Через размытые этапы роста от детства до взрослой жизни продолжается цикл развития личности и характера.

Ссылки

Чебили, С.. (2008). Личность: философский подход. 84. 213-218. https://doi.org/10.1684/ipe.2008.0308.

Глас, Геррит. (2006). Человек, личность, самость и идентичность: философски обоснованный концептуальный анализ. Журнал расстройств личности . 20. 126-38; обсуждение 181. https://doi.org/10.1521/pedi.2006.20.2.126.

Гуннарссон, Л. (2009). Философия личности и множественной личности. Философия личности и множественной личности . 1-230. https://doi.org/10.4324/9780203872635.

Левитт М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Науки о жизни, общество и политика , 9 , 13. https://doi.org/10.1186/2195-7819-9-13.

Сааринен, Эса и Корхонен, Яакко. (2015). Контекстуализированная личность, помимо личностных черт: пример лекций по философии жизни . Европейский журнал личности. 29. 344-345.

Соллбергер Д. (2013). Об идентичности: с философской точки зрения. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 29. https://doi.org/10.1186/1753-2000-7-29.

Вайнхольд Б. (2006 г.). Эпигенетика: наука об изменениях. Перспективы гигиены окружающей среды 114 (3), A160–A167. https://doi.org/10.1289/ehp.114-a160.

Индивидуальность философских специальностей


Начните вводить поисковый запрос выше и нажмите клавишу возврата для поиска. Нажмите Esc для отмены.

Психолог Анна Ведель (Орхусский университет) пишет: «Выбор образования — это, пожалуй, первое важнейшее решение, которое молодые люди должны принять для себя в развитом мире. Каждое образование прокладывает путь к определенным профессиональным путям, и выбор оказывает длительное влияние на жизнь молодого человека».

Тогда может быть полезно посмотреть, что мы можем узнать о людях из их выбора образования, включая области обучения, которые они выбирают. Ведель провел систематический обзор исследований распределения черт личности «большой пятерки» по разным академическим специальностям и сообщил об этом в журнале 9.0030 Личность и индивидуальные различия
и Scientific American.

Черты характера «большой пятерки»:

  • открытость — «любопытство и терпимость к разнообразному культурному и интеллектуальному опыту»
  • добросовестность – «быть послушным, прилежным и аккуратным»
  • экстраверсия – «склонность испытывать положительные эмоции, быть активным и общительным»
  • приятность — «быть дружелюбным, скромным и любезным»
  • невротизм — «склонность испытывать негативные и нестабильные эмоции»

(выше цитаты из статьи Веделя в

Scientific American )

Согласно обзору Веделя, между специальностями есть нетривиальные различия. Специальности «Искусство/гуманитарные науки» как группа получили более высокие баллы, чем другие группы, по открытости и невротизму, высокие по приятности, низкие по экстраверсии и «постоянно ниже» по добросовестности.

Кроме того, в журнальной статье она отмечает, что, хотя женщины в целом имеют более высокие баллы, чем мужчины, в отношении доброжелательности, добросовестности и невротизма, она утверждает, что различия между специальностями являются «не просто гендерными эффектами».

Ведель поднимает причинный вопрос:

Что означают эти результаты? Являются ли личностные различия результатом процессов социализации внутри факультетов или они существовали ранее? Определенные черты личности могут цениться и культивироваться в одних способностях, но не в других. Со временем это может гипотетически создать личностные различия. Однако личностные различия могут также возникать в результате самоотбора: людей с разным характером могут привлекать разные специальности.

Чтобы проверить эти конкурирующие гипотезы, нам потребуются исследования, измеряющие личностные качества студентов при зачислении, прежде чем может произойти какая-либо социализация на факультетах. Только несколько исследований, включенных в обзор, имели такой дизайн. Однако результаты этих исследований аналогичны результатам, полученным в остальных исследованиях. Таким образом, кажется более вероятным, что личностные различия, обнаруженные между академическими специальностями, существовали ранее, а не были результатом социализации. Однако это не исключает того, что некоторая социализация на факультетах может повлиять на личность студентов, и мы надеемся, что лонгитюдные исследования с повторными измерениями личности могут изучить это.

Одно из ограничений исследования Веделя заключается в том, что оно не разбивает категорию «Искусство/гуманитарные науки» на конкретные специальности. Это показалось мне проблематичным, учитывая, что кажется вероятным, что разные типы личности будут привлечены к изучению, скажем, философии, религии или студийного искусства, например.

Я написал ей и спросил, есть ли у нее конкретные данные о специальностях философии. Она отметила, что трудность заключается в том, что в существующих исследованиях отсутствуют достаточно большие размеры выборки отдельных специальностей для получения статистически надежных результатов. Однако она была достаточно любезна, чтобы провести быстрый анализ имеющейся у нее информации о философских специальностях. Отметив, что «этот анализ проводится с очень небольшим количеством субъектов по сравнению с опубликованными результатами, и поэтому его следует интерпретировать с осторожностью», она обнаружила, что основными направлениями философии являются:

  • менее невротичен, чем группа искусств/гуманитарных наук в целом
  • близок к группе искусств/гуманитарных наук в целом в отношении экстраверсии, хотя немного менее экстравертен
  • очень близко к группе искусств/гуманитарных наук в целом в плане открытости
  • близко к группе гуманитарных и гуманитарных наук в целом по приемлемости, хотя немного менее приятно
  • очень близко к группе искусств/гуманитарных наук в целом по добросовестности

«Немного менее приятно», да? Я так не думаю.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts