Понятие мотивации в психологии: Теории и виды мотивации в психологии

Теории мотивации в психологии

Психология

25.05.2021  |   664 просмотра

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

Почему одни дела человек выполняет с удовольствием, а другие откладывает на потом? Одна из причин кроется в мотивации. Этот психический процесс исследуется в различных направлениях психологии и отражается в соответствующих теориях. О том, какие теории мотивации существуют в психологии, мы сейчас и поговорим.

Понятие мотивации в психологии

Мотивация — это процесс, происходящий в психике и управляющий поведением человека. В психологии считается, что именно наличие сильной мотивации побуждает человека к выполнению определенных действий и позволяет доводить до конца начатые проекты, даже если работа не очень нравится.

Мотивация, с точки зрения психологии, это важный элемент психики, который часто является решающим фактором в достижении высокого жизненного результата.

Определение понятия «мотивация» и осознание важности для человека этого процесса работы психики повлекло возникновение в психологии множества подходов к построению мотивационных теорий.

Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»

Пройти тест


Концепции мотивации в психологии

В психологии тема мотивации разрабатывается в различных направлениях психологии, в частности, в бихевиоризме. Хотя ранее в рамках классического бихевиоризма проблемы мотивации отсутствовали в области исследований. 

В создании психологических теорий мотивации используются различные подходы. Психология выделяет два основных:

  • содержательный;
  • процессуальный.

Теории мотивации в психологии, если говорить кратко, различаются тем, что лежит в основе побуждения человека к действию — его нужды (содержательный подход) или его поведение (процессуальный).

Основные теории мотивации, существующие в психологии, приведены в таблице.


Теории мотивации в психологии. Название и авторы

Краткий анализ теории мотивации с точки зрения психологии

Содержательный подход

Пирамида потребностей, 

Маслоу

Мотивация основана на психологии удовлетворения потребностей по уровням согласно пирамиде Маслоу. Не удовлетворив потребности одного уровня, человек не может перейти на следующий

Иерархия потребностей существования и взаимодействия,

Альдерфер

Объединение потребностей в группы, но по другому принципу — жизнеобеспечение, связи и саморазвитие. Здесь психология мотивации человека позволяет двигаться в двух направлениях — от низкого уровня к более высокому, но если на нем нет мотивации, то можно вернуться обратно вниз

Приобретенные потребности,

Макклелланд

Суть психологии метода в том, что следует думать про мотивацию на высоких уровнях, которыми являются потребности более эффективной работы, общения с людьми, реализации власти

Процессуальный подход

Метод ожиданий,

Врум

Общее понятие мотивации в данном методе психология видит в уверенности, что выбранное поведение приведет именно к тому результату, которого хочет добиться человек

Теория ожидания-справедливости,

Портер, Лаулер

Для определения мотивации учитываются конкретные качества человека, приложенные им усилия, способности, а также та награда, которую он может получить

Психоаналитический мотивационный метод,

Фрейд

Мотивация человека формируется на основе противоборства влечений разного направления  

Метод условных рефлексов,

Павлов

Основа мотивации — рефлексы, на которые отвечает организм. Главный элемент системы — нужная установка на базе привычного мышления и поведения 

Теория «Х» и «Y»,

Макгрегор 

Мотивация вырабатывается в сочетании теории «Х» — ожидания, с теорией «Y» — предположения о желаниях и мотивах других людей

Теории мотивации в психологии, представленные в таблице, это далеко не полный список существующих мотивационных теорий.

Сильная мотивация — это, как считается в психологии, один из важнейших факторов достижения человеком успеха в любой жизненной сфере. Подобное определение объясняет важность исследования этого психического процесса и практического применения полученных знаний.

Хотите больше узнать о том, как проводится работа с мотивацией в психологии? Читайте статьи в разделе «Психология».

Вебинар

12 февраля

19.00

Ведущий вебинара

Павел Лебедько

Развитие эмоционального интеллекта

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется

 

Даю согласие на обработку своих персональных данных

Мотив и мотивация • Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995

Мотив и мотивация

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Вторую мы уже в основном рассмотрели в предыдущих главах, а теперь обратимся к первой. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл. ..?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними. гак и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое повеление. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению

Рис. 64. Общее строение мотивационной сферы человека

понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта.), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной Памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними и общая структура мотивационной сферы человека представлены схематически на рис. 64.

Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека,— это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы Получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Мотивация — основные понятия и теории

Это расширенная и обновленная версия оригинальной статьи 2000 года. Добавлена ​​дополнительная информация. Он намерен дать краткий обзор наиболее важных концепций и теорий мотивации.

По Арнольду существует 3 компонента мотивации :

  • направление – что человек пытается сделать
  • усилий – как сильно человек старается
  • настойчивость – как долго человек пытается

Направление может указать путь, но именно усилие задает импульс, а настойчивость определяет, насколько далеко зайдет изменение (как по времени, так и по величине результата).

(из «Направление, ориентированное на клиента») Таким образом, 3 компонента Арнольда подходят для описания уровня мотивации, демонстрируемого человеком или командой. Эта концепция не дает никаких оснований для мотивации.

Кроме того, в литературе различают 2 типа факторов, влияющих на мотивацию :

  • Внутренние – факторы, создаваемые самим собой (ответственность, свобода действий, возможность использования и развития навыков и способностей, интересная и сложная работа, возможности для продвижения по службе). ) – обладают более глубоким и долгосрочным эффектом
  • Внешние – что делается для мотивации людей (поощрения, поощрения, наказания) – они имеют немедленный и мощный эффект, но не обязательно будут длиться долго

Другими словами: Внутренняя мотивация исходит из внутреннего желания человека что-то делать. Причины могут заключаться в том, что конкретная деятельность доставляет ему или ей удовольствие, помогает развить определенный навык или кажется правильным с морально-этической точки зрения.

Внешняя мотивация порождается внешними факторами, менее связанными с конкретной задачей.

Наиболее влиятельной является теория потребностей (контента). Существует несколько теорий, объясняющих мотивацию в результате этих потребностей.

  • В основе концепции лежит убеждение, что неудовлетворенная потребность создает напряжение и состояние неравновесия. Для восстановления баланса определяется цель, которая удовлетворит потребность, и выбирается путь поведения к этой цели.
  • Любое поведение мотивировано неудовлетворенными потребностями.
  • Люди будут лучше мотивированы, если их опыт работы будет удовлетворять их потребности и желания.
  • Теории потребностей различают первичные потребности, такие как пища, сон и другие биологические потребности, и вторичные психологические потребности, которые приобретаются и различаются в зависимости от культуры и индивидуума.
  • Иерархия потребностей Маслоу

     

    Иерархия потребностей Маслоу

    • Если более низкая потребность удовлетворена, она больше не мотивирует поведение; следующий более высокий становится доминирующим. (Принцип дефицита)
    • Пять потребностей существуют в иерархии. Высшие потребности становятся важными только тогда, когда удовлетворены более низкие потребности
    • Потребности более высокого порядка обеспечивают большую мотивацию.
    • У разных людей могут быть разные приоритеты.

    Теория помогает менеджерам определить, какие конкретные потребности актуальны для сотрудников, и, таким образом, определить соответствующие мотиваторы.

    Теория ERG Альдерфера

    Основана на иерархии потребностей Маслоу; переклассифицирует категории потребностей Маслоу на три более простые и широкие группы:

    • Потребности существования – потребность в материальном и энергетическом обмене; основные физиологические потребности и потребности в безопасности
    • Потребности в родстве – сделки с человеческой средой, процесс обмена или взаимности; потребность в межличностных отношениях и внимании; почти эквивалентны социальным потребностям Маслоу и частично потребности в уважении
    • Потребности роста – люди прилагают творческие или продуктивные усилия для себя; потребность в личностном росте и саморазвитии; часть потребности Маслоу в уважении и потребности самореализации

    В отличие от Маслоу, здесь одновременно могут иметь значение более одного уровня потребностей. Нет никакой иерархии; люди могут, например, работать, чтобы удовлетворить свои потребности в личном росте, тогда как не все потребности в отношениях удовлетворяются. (частично адаптировано из Руководства по изучению менеджмента)

    Потребности McClelland

    Основано главным образом на исследованиях менеджеров. 3 самые важные потребности:

    • достижение – потребность в конкурентном успехе, измеряемом личным стандартом совершенства
    • принадлежность – потребность в теплых, дружеских отношениях с окружающими, межличностных отношениях
    • сила – потребность контролировать и влиять на других

    Иерархия этих трех групп потребностей может различаться от человека к человеку. Следовательно, существуют разные мотиваторы в зависимости от приоритетных потребностей человека.

    Двухфакторная модель Герцберга

    Есть факторы, которые приводят к удовлетворению, и есть факторы, которые просто предотвращают неудовлетворенность. Согласно Герцбергу, противоположность удовлетворенности — это отсутствие удовлетворения, а противоположность неудовлетворенности — отсутствие неудовлетворенности.

    • Мотиваторы – факторы, которые действительно мотивируют людей, также называемые удовлетворяющими, обеспечивают внутреннюю мотивацию
      Примеры мотиваторов : признание, возможности роста и карьерного роста, ответственность, самостоятельность, самореализация
    • Гигиенические факторы – неудовлетворительные; их отсутствие демотивирует людей, но их присутствие не обязательно повышает мотивацию; в основном описывают окружающую среду, мало влияют на положительное отношение к работе
      Примеры факторов гигиены : заработная плата, условия труда, отношения с начальством и коллегами, политика компании

    Теория когнитивных процессов

    • Акцент на психологических процессах, влияющих на мотивацию и основные потребности
    • Заинтересован в восприятии людей и в том, как они его интерпретируют и понимают
    • Люди будут высоко мотивированы, если смогут контролировать средства для достижения своих целей

    Теория ожидания Врума

    Ценность, инструментальность (вера в то, что если мы делаем одно, это приведет к другому), ожидание (вероятность того, что действие или усилие приведут к результату).
    Сила ожиданий может основываться на прошлом опыте.
    Мотивация возможна только в том случае, если существует четко осознаемая взаимосвязь между производительностью и результатом, который рассматривается как средство удовлетворения потребностей.
    Портер и Лоулер развили эту теорию в модель, предполагающую наличие двух факторов, определяющих усилия, которые люди вкладывают в свою работу:

    • Стоимость вознаграждения для отдельных лиц в той мере, в какой они удовлетворяют их потребности
    • Вероятность того, что вознаграждение зависит от усилий, воспринимаемых людьми, их ожиданий относительно отношений между усилиями и вознаграждением

    Две дополнительные переменные:

    • Способности – индивидуальные характеристики и навыки
    • Восприятие ролей – что он хочет делать или думает, что должен делать, хорошо, если они соответствуют точке зрения организации

    Теория целей Латам и Локк

    Мотивация и производительность выше, когда люди ставят конкретные цели.
    Цели должны быть трудными, но приемлемыми.
    Обратная связь по эффективности позволяет человеку отслеживать, насколько хорошо он или она справляется с задачей.
    Участие в постановке целей важно – цели должны быть согласованы.
    До тех пор, пока они принимаются – сложные цели ведут к лучшим результатам, чем простые цели.

    Теория реактивного сопротивления Брема

    Индивидуумы являются не пассивными получателями, а ответчиками.
    Они стремятся уменьшить неопределенность, стремясь контролировать факторы, влияющие на вознаграждение.
    Инициативы руководства в отношении мотивации будут работать только в том случае, если они имеют смысл для людей с точки зрения их собственных ценностей и ориентации.
    Есть четыре важных элемента теории реактивного сопротивления: воспринимаемая свобода, угроза свободе, реактивное сопротивление и восстановление свободы. Свобода — это не абстрактное соображение, а скорее чувство, связанное с реальным поведением, включая действия, эмоции и отношения. (из Википедии)

    Теория справедливости Адамса

    • Представления людей о том, как с ними обращаются по сравнению с другими
    • Включает чувства и восприятия, это всегда сравнительный процесс
    • Люди будут работать лучше, если к ним будут относиться справедливо
    • Две формы справедливости:
      Распределительная – справедливые люди чувствуют, что они вознаграждаются в соответствии с их вкладом и по сравнению с другими
      Процедурная – представления сотрудников о справедливости процедур компании
    • Мы надеемся/ожидаем, что вклад, который мы вкладываем в нашу работу, равен результату, который мы получаем

    Другие теории

    Теория поведения (Скиннера): поведение изучается на основе опыта, обучение происходит в основном посредством подкрепления

    Теория социального научения внутренние психологические факторы, особенно Ожидания

    Теория атрибуции (Гость) объяснение производительности после того, как мы вложили значительные усилия и мотивацию в задачу; 4 типа объяснений: способность, усилие, сложность задачи, удача; мотивация зависит от фактора, используемого для объяснения успеха или неудачи

    Ролевое моделирование : люди могут быть мотивированы, если у них есть возможность смоделировать свое поведение на «ролевой модели», т. е. кто-то, чей стиль работы или лидерства служит источником вдохновения и положительный пример

    Дагмар Реклис

    ——————————-

    Рекомендации нашей книги по мотивации

    • Теория мотивации человека
      Абрахам Х. Маслоу
      его иерархия потребностей. Впервые он был напечатан в его статье 1943 года «Теория мотивации человека».
    • Миф о мотивации: простой, но действенный ключ к раскрытию человеческого потенциала и созданию вдохновляющих результатов и достижений
      Мэттисон Грей и Джонатан Манске
      Большинство людей считают, что похвала, признательность и комплименты — отличный способ мотивировать и вдохновлять людей. Это миф, говорят авторы. Похвала, комплименты и признательность не делают того, что люди думают, что они делают. Они не раскрывают человеческий потенциал. К счастью, есть альтернатива, признание.
    • Взять людей с собой: единственный способ добиться больших результатов
      Дэвид Новак
      Новак знает, что менеджерам не нужны банальности лидерства или теории бизнес-школ. Поэтому он сразу же переходит к делу, предлагая пошаговое руководство по постановке больших целей, объединению людей в работу, преодолению поставленных целей и празднованию после того, как вы шокируете скептиков. И затем делать это снова и снова, пока постоянное совершенство не станет основным элементом вашей культуры.

    Что такое мотивация? Каковы концепции мотивации?

    Мотивация – это движущая сила, которая помогает нам достигать целей. Мотивация бывает внутренней или внешней.

    Этот термин обычно используется для обозначения людей, но теоретически его также можно использовать для описания причин поведения животных. В этой статье речь идет о мотивации человека.

    Согласно различным теориям, мотивация может быть основана на базовой потребности минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие, или она может включать специфические потребности, такие как еда и отдых, или желаемый объект, цель, состояние бытия, идеал или что-то другое. может быть связано с менее очевидными причинами, такими как альтруизм, эгоизм, мораль или стремление избежать смерти.

    Концептуально мотивацию не следует путать ни с волей, ни с оптимизмом. Мотивация связана с эмоциями, но отличается от них.

    Концептуально мотивацию не следует путать ни с волей, ни с оптимизмом

    Концепции мотивации

    Внутренняя и внешняя мотивация

    Внутренняя мотивация относится к мотивации, которая обусловлена ​​интересом или удовольствием от самой задачи и существует внутри человека, а не зависит от какого-либо внешнего давления. Внутренняя мотивация изучается социальными и педагогическими психологами с начала 19 века.70-е годы. Исследования показали, что это обычно связано с высокими образовательными достижениями и удовольствием учащихся. Объяснения внутренней мотивации были даны в контексте теории атрибуции Фрица Хайдера, работы Бандуры о самоэффективности и теории когнитивной оценки Деси и Райана (см. Теория самоопределения). Студенты, скорее всего, будут внутренне мотивированы, если они:

    • связывают свои образовательные результаты с внутренними факторами, которые они могут контролировать (например, количество усилий, которые они прикладывают),
    • считают, что они могут быть эффективными агентами в достижении желаемых целей (т.е. результаты не определяются удачей),
    • заинтересованы в освоении темы, а не просто зубрёжке для получения хороших оценок.

    Преимущества : Внутренняя мотивация может быть долговременной и самоподдерживающейся. Усилия по созданию такого рода мотивации также обычно являются усилиями по содействию обучению учащихся. Такие усилия часто сосредоточены на предмете, а не на наградах или наказаниях.

    Недостатки : Усилия по формированию внутренней мотивации могут медленно влиять на поведение и могут потребовать специальной и длительной подготовки. Учащиеся — личности, поэтому для мотивации разных учащихся могут потребоваться различные подходы. Часто полезно знать, что интересует учащихся, чтобы связать эти интересы с предметом. Это требует знакомства со своими учениками. Кроме того, полезно, если преподаватель заинтересован в предмете.

    Внешняя мотивация исходит извне человека. Распространенными внешними мотивами являются вознаграждения, такие как деньги и оценки, принуждение и угроза наказания. Конкуренция, как правило, носит внешний характер, потому что побуждает исполнителя побеждать и побеждать других, а не получать удовольствие от внутренних вознаграждений за деятельность. Толпа, приветствующая человека, и трофеи также являются внешними стимулами.

    Социально-психологические исследования показали, что внешнее вознаграждение может привести к чрезмерному оправданию и последующему снижению внутренней мотивации. В одном исследовании, демонстрирующем этот эффект, дети, которые ожидали (и были) вознаграждены лентой и золотой звездой за рисование картинок, проводили меньше времени, играя с материалами для рисования в последующих наблюдениях, чем дети, которые были поставлены в условия неожиданного вознаграждения и детей, не получивших внешнего вознаграждения.

    Теория самоопределения предполагает, что внешняя мотивация может быть усвоена человеком, если задача соответствует его ценностям и убеждениям и, следовательно, помогает удовлетворить его основные психологические потребности.

    Преимущества : Позволяет людям легко мотивироваться и работать для достижения цели.

    Недостатки : Мотивация будет длиться только до тех пор, пока удовлетворяют внешние вознаграждения.

    Побуждения и желания можно описать как дефицит или потребность, активизирующие поведение, направленное на цель или стимул

    Самоконтроль

    Самоконтроль мотивации все чаще понимается как часть эмоционального интеллекта; человек может быть очень умным в соответствии с более консервативным определением (измеряемым многими тестами интеллекта), но немотивированным, чтобы посвятить этот интеллект определенным задачам. «Теория ожиданий» профессора Йельской школы менеджмента Виктора Врума дает представление о том, когда люди решат, следует ли им проявлять самоконтроль для достижения определенной цели.

    Побуждения и желания можно описать как недостаток или потребность, активизирующие поведение, направленное на достижение цели или стимула. Считается, что они возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. Основные побуждения могут быть вызваны недостатками, такими как голод, который побуждает человека искать пищу; тогда как более тонкими побуждениями может быть желание похвалы и одобрения, которое побуждает человека вести себя так, чтобы это нравилось другим.

    Напротив, роль внешних вознаграждений и стимулов можно увидеть на примере дрессировки животных, давая им лакомства, когда они правильно выполняют трюк. Угощение мотивирует животных последовательно выполнять трюк даже позже, когда угощение удаляется из процесса.

    Практическое применение

    Управление мотивацией понимается лишь в ограниченной степени. Существует множество различных подходов к обучению мотивации, но многие из них критики считают псевдонаучными. Чтобы понять, как управлять мотивацией, сначала необходимо понять, почему многим людям не хватает мотивации.

    Реализация на рабочем месте основанных на естественных теориях мотивации требует создания комфортной и открытой рабочей среды

    * Внедрение естественных теорий

    Естественные теории мотивации, такие как Теория Y, утверждают, что люди от природы желают работать и предпочитают работу с высокой ответственностью, творческим подходом и изобретательностью.

    В целом внедрение на рабочем месте основанных на естественных теориях мотивации требует создания комфортной и открытой рабочей среды, поскольку именно благодаря этому климату цели отдельных лиц, скорее всего, будут согласованы с целями организации.

    Согласно предположениям теоретиков природы, люди мотивированы работать в организации, когда они чувствуют удовлетворение от работы и организации. Следовательно, при найме следует ориентироваться на соответствие целей человека целям организации, а не исключительно на способности кандидата выполнять задачу, как утверждают рациональные теоретики.

    С точки зрения логистики существует несколько способов, которыми фирмы могут реализовать допущения естественных теорий мотивации, включая делегирование обязанностей, участие сотрудников в управлении, расширение штата и членство в фирме.

    Мотивация сотрудников — это внутреннее стремление к приложению необходимых усилий и действий в отношении деятельности, связанной с работой

    * Мотивация сотрудников

    «Если кто-то хочет создать высокодостоверную теорию, которая также построена с целью повышения полезности на практике, было бы лучше обратиться к теориям мотивации… в поисках подходящей модели» (Miner, 2003, р. стр. 29).

    Мотивация работников, т. е. методы мотивации работников, представляет собой неотъемлемое и внутреннее стремление к приложению необходимых усилий и действий в отношении деятельности, связанной с работой. В широком смысле это определяется как «психологические силы, которые определяют направление поведения человека в организации, уровень усилий человека и уровень настойчивости человека».

    Мотивация — это побуждение человека к достижению конечной цели в работе или деятельности. Существует множество теорий о том, как лучше всего мотивировать работников, но все согласны с тем, что хорошо мотивированная рабочая сила означает более продуктивную рабочую силу.

    Структура работы сотрудника может оказать существенное влияние на мотивацию его работы. Планирование работы включает в себя разработку рабочих мест, которые создают для сотрудника как сложную, так и интересную задачу, а также являются эффективными и действенными для выполнения работы.

    Модель характеристик работы (JCM), разработанная Хэкменом и Олдхэмом, пытается использовать структуру работы для улучшения внутренней мотивации сотрудников. Они показывают, что любую работу можно описать с помощью пяти ключевых характеристик работы:

    1. Разнообразие навыков — степень, в которой работа требует использования различных навыков и талантов
    2. Идентификация задачи — степень вклада работы в четко идентифицируемый более крупный проект
    3. Значение задачи — степень, в которой работа влияет на жизнь или работу других людей
    4. Самостоятельность — степень независимости, свободы и усмотрения работника при выполнении работы
    5. Обратная связь по заданию — степень, в которой сотруднику предоставлена ​​четкая, конкретная, подробная, действенная информация об эффективности его или ее работы

    JCM связывает основные параметры работы, перечисленные выше, с критическими психологическими состояниями, что приводит к повышению внутренней мотивации сотрудников. Это формирует основу этой «силы, необходимой для роста сотрудников». Основные параметры, перечисленные выше, могут быть объединены в один прогностический индекс, называемый 9.0126 Потенциальная мотивация Оценка .

    Мотивация представляет особый интерес для педагогов-психологов из-за решающей роли, которую она играет в обучении учащихся

    * Образование

    Мотивация представляет особый интерес для педагогов-психологов из-за решающей роли, которую она играет в обучении учащихся. Однако конкретный вид мотивации, изучаемый в условиях специализированного образования, качественно отличается от более общих форм мотивации, изучаемых психологами других направлений.

    Мотивация в образовании может иметь несколько эффектов на то, как учащиеся учатся и как они относятся к предмету. Он может:

    1. Прямое поведение для достижения определенных целей
    2. Приводит к увеличению усилий и энергии
    3. Увеличить инициацию и настойчивость деятельности
    4. Улучшение когнитивной обработки
    5. Определить, какие последствия усиливают
    6. Привести к повышению производительности.

    Как правило, мотивация понимается либо как внутренний или внешний . Классически эти категории считаются отдельными. Сегодня эти понятия с меньшей вероятностью будут использоваться как отдельные категории, а скорее как два идеальных типа, определяющих континуум:

    1. Внутренняя мотивация возникает, когда люди внутренне мотивированы делать что-то, потому что это либо приносит им удовольствие, либо они считают это важным, либо они считают, что то, что они изучают, имеет большое значение.
    2. Внешняя мотивация проявляется, когда учащегося вынуждают что-то делать или действовать определенным образом из-за внешних по отношению к нему факторов (например, денег или хороших оценок).

    Современные организации используют неденежные методы мотивации сотрудников, а не привязывают их к материальным вознаграждениям

    * Бизнес

    На более низких уровнях иерархии потребностей Маслоу, таких как физиологические потребности, деньги являются мотиватором, однако они имеют тенденцию оказывать мотивирующее воздействие на персонал, которое длится только в течение короткого периода времени (в соответствии с двухфакторной моделью мотивации Герцберга) .

    На более высоких уровнях иерархии похвала, уважение, признание, наделение полномочиями и чувство сопричастности являются гораздо более сильными мотиваторами, чем деньги, что подтверждается как теорией мотивации Абрахама Маслоу, так и теорией X и теорией Y Дугласа МакГрегора (относящейся к теории мотивации). лидерство) продемонстрировать.

    Согласно Маслоу, люди мотивированы неудовлетворенными потребностями. У Маслоу деньги находятся на самом нижнем уровне иерархии, и он показывает, что другие потребности лучше мотивируют сотрудников.

    В Essentials of Organizational Behavior Роббинс и Джадж рассматривают программы поощрения как мотиваторы и определяют пять принципов, которые способствуют успеху программы поощрения сотрудников:

    • Признание индивидуальных различий сотрудников и четкое определение поведения, которое считается достойным признания
    • Разрешение сотрудникам участвовать
    • Привязка вознаграждений к производительности
    • Награждение номинантов
    • Видимость процесса распознавания

    Современные организации используют неденежные методы мотивации сотрудников, а не привязывают их к материальным вознаграждениям.

    • Обеспечение благоприятной рабочей среды
    • Поощряйте командный вклад и вознаграждение
    • Обратная связь
    • Дайте сложные роли
    • Расширение возможностей сотрудников с помощью обучения и независимого мышления

    Этот метод заставляет сотрудников чувствовать, что они являются частью организации, и их наградой является то, что она растет благодаря их усилиям.

    Мотивационные модели занимают центральное место в разработке игр, потому что без мотивации игрок не будет заинтересован в дальнейшем продвижении в игре

    * Игры

    Мотивационные модели занимают центральное место в разработке игр, потому что без мотивации игрок не будет заинтересован в дальнейшем продвижении в игре.

    Было предложено несколько моделей игровых мотивов, включая модель Ричарда Бартла. Джон Рэдофф предложил четырехквадрантную модель игровой мотивации, которая включает сотрудничество, соревнование, погружение и достижение.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts