Личность в психологии — Психологос
Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.
К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.
Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.
Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.
Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.
Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.
При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.
Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.
Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.
Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.
Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.
Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.
Личность в основных психологических теориях
Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→
Личность в основных разделах психологии
Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.
Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.
Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→
Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.
ЛИЧНОСТЬ (в психологии) — системное качество, приобретаемое индивидом, в предметной деятельности и обещании, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность формируется в процессе общественной практики и выступает как целое (по Платонову из словаря). Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и людьми.
Личность характеризуется:
- целостностью
- активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности,
- направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.
- глубинными смысловыми образованиями (динамическими смысловыми системами, по Л. С. Выготскому) (см. Личностный смысл), формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов;
- степенью осознанности своих отношений к действительности: установка (Д. Н. Узнадзе).
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его «Я» (образ Я, Я-концепция). Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять самовоспитание. Личность рассматривается в четырёх аспектах, образующих единство:
1) личность как относительно устойчивая совокупность индивидных качеств:
особенности темперамента, способности (работы Теплова, Небылицына, Мерлина)
2) личность как индивидуальность;
3) личность как момент включенности индивида в межиндивидные связи
4) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком преобразований интеллектуальной сферы других людей.
Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность «быть личностью», реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования общественно ценных качеств личности. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).
В «Основах психологии» (1935) Рубинштейн обращается к проблеме личности. Он выдвигает идею личности как целого. К проблеме личности Рубинштейн подходит через характеристику всей системы связей человека с внешним миром.
Изучение свойств личности — ее установок, способностей, черт характера, проявляется в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений — функций, процессов, психических свойств — входит в личность в единстве.
Личность проявляется в целостности и единстве.
Человек является личностью, т.к. он выделяет себя из природы и окружающего мира. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.
Единство организма являются первой материальной предпосылкой единства личности. Подлинный источник развития личности нужно искать в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.
Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается личностью, представлены в равной мере. Личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. «В высших своих проявлениях это предполагает самостоятельность мысли, силу воли, собранность и внутреннюю страстность». Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей опустошает личность.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное.
Личность – это то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я».
«Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
У. Джемс надстраивал духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность – это единство.
К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им, и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. Человек связывает свою личность с определенным внешним обликом, поскольку в нем отражается склад его жизни и стиль деятельности. Следовательно, Джемс делал ошибку, когда говорил о физической личности и личности духовной, т.к. личность – это единое образование.
Из психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. Все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.
Реальная личность является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью.
Эта установка личности нашла себе отражение в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джемс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал.
Личность определяется отношением к труду. Сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором держится психология личности.
Личностью человек не рождается; личностью он становится. Сущность человеческой личности: личность развивается; имеет свою историю.
Каждый человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности. Поэтому, чтобы понять путь развития личности, человек должен рассматривать в определенном аспекте:
1. кем я был?
2. что я сделал?
3. чем я стал?
Личность реализуется в продуктах своего труда, через них растет и формируется. Психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью.
Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Природа, общество, культура — три сферы мира, в которых живет личность. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.
Особенная и не похожая на других личность характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама (самооценка, программа самосовершенствования, способность к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции).
Личность характеризует:
1. познавательным потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания
2. ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
3. творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному), и мерой их реализации той или иной сфере труда
4. коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
5. художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Личность определяется тем,1) что и как она знает;2) что и как она ценит;3) что и как она созидает;
4) с кем и как она общается;5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Быть личностью — значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.
«Личность — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).
«Личность не свободна от социальных влияний, но от неё зависит, сдастся ли она или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Достоевский).
«Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл).
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективпость, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека.
По мнению Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.
От 250 руб
Контрольная работа
Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.
От 250 руб
Курсовая работа
Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Понятие личности в психологии | Советы психолога
Понятие личности в психологии – это одно из самых основных терминов. Понятия в психологии «личность» и «личностное» имеют разную трактовку. Так, под личностью понимают некий социальный субъект (т.е. человека), у которого есть его собственные знания и опыт, личностные и социальные роли.
К числу личностных качеств не относятся физиологические и генотипические особенности человека, которые никак не связаны с общественной жизнью. Кроме того, к личностным качествам не относятся психологические характеристики человека, например, его персональный стиль мышления, особенности познавательного процесса, все, что не может быть связано с отношениями с другими людьми. Понятие личностных особенностей в психологии относится к социальным особенностям, которые говорят о направленности человека в жизни, т.е. все то, что характеризует человека в качестве автора собственной жизни.
Понятие личности в психологии
К чертам личности, т.е. ее свойствам принято относить характеристики человека, которые определяют его внутренний мир, его особенности в поведении, реагировании на разные ситуации и явления, как в настоящий момент, так и при длительных контактах с другими людьми.
Рядом с понятием личности в психологии находится понятие индивида и индивидуальности. Так, под индивидом понимают человека с его врожденными и приобретенными качествами, с его уникальными особенностями и чертами характера, своеобразием личности, что дает возможность отличать одного человека от других.
Понятие личности в психологии имеет разные понимания, как в более широком смысле, так и в конкретном, узком смысле. Также, есть промежуточное определение личности.
Так, в широком понимании, понятие личности в психологии трактуется, как индивидуальность человека, т.е. все то, что делает человека отличным от других людей в плане его психологических свойств. В данное понятие личности психология включает устойчивые особенности человека, свидетельствующие об индивидуальности и определяющие поступки. Например, личный опыт, направленность стремлений, способности, особенности темперамента и характера. Узнайте: социальная психология личности.
Личность в психологии
Так, согласно широкому пониманию понятия личности в психологии, можно сравнить оптимиста-сангвинника с пессимистом-меланхоликом. При таком понимании личность может быть как у человека, так и у животного, потому что у каждого живого существа есть свои особенности характера. При широком понимании понятия каждый человек – это личность.
Если рассматривать понятие личности в среднем понимании, то личность – это социальный субъект, т. е. имеющий совокупность, как личностных, так и социальных качеств. Согласно концепции Адлера, личностью можно назвать того, кто успешно научился контактировать с обществом. Так, в промежуточном понимании, личность – это социальное «Я», т.е. субъект для общения и взаимодействия с социумом.
В узком понимании, личность – это самостоятельность, т.е. когда человек берет на себя всю ответственность за построение собственной жизни. Такое определение личности в психологии характерно для Леонтьева, Юнга, Козлова. При узком понимании понятия личности ребенок еще не является личностью, но со временем может ею либо стать, либо не стать.
Понятие личности
Узнать о характеристиках личности можно благодаря оксфордскому тесту личности. Если мы будем знать о своих собственных возможностях, общих принципах психологии, это даст нам уникальную возможность находить общий язык со всеми людьми, кто нас окружает. Чтобы отношения и общение было эффективным, нужно иметь элементарные представления о понятии личности, ее структуре, особенностях, типах и т. д. Если мы научимся разбираться в таких вопросах, то проблемы взаимоотношений нас уже не будут касаться, жизнь станет более гармоничной и счастливой.
Поскольку психология имеет разные направления и разделы, например, общую психологию, социальную психологию, психологию личности, психологию семьи и т.д., то и взгляды и понимания понятия личности тоже будут разными. Общая психология вкладывает в понятие личности общие характеристики, которые могут быть как у младенца, так и у взрослого человека. Узнайте: законы жизни на Земле.
Так, в общей психологии личность – это некое начало собственного «Я», которое связывает в одно целое все психические процессы и сообщает некоторую последовательность поведению. Отсюда, понятие личности носит поведенческое определение, личность – это сравнительно устойчивая система поведения в контексте социума. Если брать в расчет феноменологические признаки, то под личностью будет пониматься осознание своего собственного «Я».
Нужно отметить, что определения понятию личности в психологии есть не только в психологии, но и в других науках – социологии, этике, юриспруденции и т.д.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.ru
Что такое личность? Определение, развитие и теории
Ваша личность включает в себя модели ваших мыслей, действий и эмоций. Это также зависит от вашего темперамента и опыта.
У каждого человека есть своя уникальная личность, которая может развиваться и меняться с возрастом.
В психологии изучение личности исследует процессы, лежащие в основе развития ваших уникальных характеристик и личностных черт, а также то, как они проявляются и изменяются с течением времени. Другими словами, как ваши индивидуальные характеристики объединяются, чтобы составить ваш уникальный тип личности.
Термин «личность» относится к набору черт и моделей мышления, поведения и чувств, которые делают вас вами .
После определенного возраста личность в основном постоянна. В разных ситуациях вы будете действовать или думать одинаково из-за своей личности. Однако некоторые черты личности и модели поведения могут меняться со временем.
Ваша личность включает в себя:
- черты, такие как верность, перфекционизм и экстраверсия
- характер, который включает в себя ваши основные убеждения и этический кодекс
- темперамент, с которым вы родились и который включает вашу предрасположенность действовать и чувствовать определенным образом
Что такое черта характера?
Черты личности — это характерные модели того, как вы думаете, чувствуете и действуете.
У людей могут развиваться определенные черты по скользящей шкале, при этом некоторые черты становятся более интенсивными и доминирующими, чем другие.
Общие примеры черт личности включают:
- великодушие
- экстравертность
- верность
- смелость
- честность
- высокомерие
Ваша личность не неизменна и неизменна. Исследования показывают, что вы не просто рождаетесь с определенными шаблонами и чертами, они развиваются со временем.
На вашу личность могут влиять:
- гены
- биология
- жизненный опыт
- неблагоприятные события, с которыми вы столкнулись
- сообщество и культура
- ранние связи
- стили воспитания
Существует ряд теорий развития личности, и большинство из них подчеркивает, что опыт раннего детства является ключевым в этом процессе.
Расстройства личности — это расстройства психического здоровья, которые связаны с некоторыми личностными чертами, которые, как правило, вызывают сильные страдания и создают проблемы в различных аспектах вашей жизни.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации группирует расстройства личности по трем отдельным категориям: кластер A, кластер B и кластер C.
Расстройства личности группы А включают странные и эксцентричные черты и включают:
- параноидное расстройство личности
- шизотипическое расстройство личности
- шизоидное расстройство личности
- нарциссическое расстройство личности (НПЛ)
- антисоциальное расстройство личности
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- истерическое расстройство личности (HPD)
Расстройства личности кластера C включают черты страха и тревоги и включают:
- обсессивно-компульсивное расстройство личности (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР))
- зависимая личность расстройство
- избегающее расстройство личности
Почему развиваются расстройства личности? На это может повлиять ряд факторов, в том числе гены, физиологические процессы, травматические события, влияние культуры и детский опыт.
Несмотря на то, что жизнь с расстройством личности может быть трудной, этим состоянием можно управлять при поддержке специалиста по психическому здоровью.
Существует ряд теорий личности, которые исследуют развитие и выражение человеческой личности.
Ни одна теория личности не является «правильной». Это разные способы взглянуть на то, что такое личность, и исследовать ее.
Общие теории включают:
1. Психодинамические теории
Психодинамические теории личности основаны на некоторых работах Зигмунда Фрейда, в частности, на идее о том, что ваше Я включает в себя три аспекта: Ид, Эго и Супер-Эго.
Фрейд также предположил, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на развитие личности и возможность жить с психическими расстройствами.
Позднее исследования Карла Юнга и Эрика Эриксона основывались на некоторых аспектах теорий Фрейда и подвергали их сомнению. Работы Юнга и Эриксона внесли большой вклад в психодинамические теории личности.
2. Теории черт
Теории черт основываются на идее о том, что у всех нас есть общие личностные черты, но они попадают в разные точки спектра.
Хорошо известной теорией черт является пятифакторная теория, также известная как Большая пятерка, предложенная Дональдом В. Фиске.
Фиске предположил, что человеческая личность включает в себя пять черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость для переживания
Каждый человек испытывает эти черты на каком-то уровне. Например, у вас может быть высокий уровень экстраверсии, но низкий уровень невротизма, в то время как у вашего брата или сестры может быть противоположное.
3. Биологические теории
Биологические теории личности сосредоточены на физиологических факторах, влияющих на вашу личность. Эти теории предполагают, что физические характеристики, такие как структура мозга, могут определять развитие личности.
4. Теории поведения
Теории поведения изучают, как ваша личность формируется под влиянием вознаграждений и наказаний из вашего окружения.
Вознаграждение за определенные поступки и наказания за другие могут заставить вас вести себя и думать определенным образом.
6. Гуманистические теории
Гуманистические теории личности предполагают, что ваше собственное самовосприятие – другими словами, то, кем вы себя считаете – может определять вашу личность.
Гуманистическая теория была предложена Абрахамом Маслоу (который создал иерархию потребностей Маслоу). Маслоу предположил, что ваша личность является результатом удовлетворения или не удовлетворения ваших самых основных потребностей.
Другая гуманистическая теория была предложена Карлом Роджерсом, который предположил, что вами движет потребность в самореализации. Ваша личность определяется вашим стремлением к личностному росту и совершенствованию.
Опросы и тесты на определение личности направлены на выявление и классификацию ваших личностных черт или характеристик.
Общие личностные тесты включают индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) и теорию эннеаграммы.
Хотя многие люди считают тестирование личности полезным, некоторые из этих тестов, такие как MBTI и Enneagram, не подтверждены исследованиями.
Проверить личность сложно. Большинство личностных тестов основаны на самоотчетах.
Результаты теста зависят от таких факторов, как самосознание, самовосприятие и честность.
В некоторых случаях ваше настроение, которое не является частью вашей личности, может повлиять на ваши ответы.
Тем не менее, некоторые личностные тесты, в том числе онлайн-опросы, все же могут предоставить вам возможность для саморефлексии. Это само по себе может быть ценным и наводящим на размышления.
Ваша личность включает в себя то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя. Это также включает в себя ваши уникальные черты, темперамент и характер. Он может меняться с возрастом, но обычно перестает развиваться во взрослом возрасте.
В некоторых случаях, когда серьезные факторы, такие как травма, биология и окружающая среда, создают особые проблемы, у вас могут развиться черты личности, которые вызывают у вас дистресс и межличностные конфликты. Однако с этими расстройствами личности можно справиться при поддержке специалиста в области психического здоровья.
Что такое личность? Это определения, природа, характеристики Это определения, природа, характеристики
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Значение.
- 2 Определения личности в психологии
- 3 Природа личности в психологии или характерные черты.
- 4 Детерминанта личности в психологии
- 5 Методы изучения личности в психологии
- 6 Характеристики «хорошей» теории личности
- 7 Подходы к изучению личности в психологии
- 8 Культура и личность
- 9 Классификация теорий личности.
- 9.1 Теории черт личности-
Слово «Личность » произошло от латинского слова « персона» , что означает маску , которую носит актер.
Определения личности в психологии- «Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые характеризуют его/ее характерную приспособленность к окружающей среде» – Allport (наиболее полное определение)
- «Это относится к уникальному и последовательному образцу мышления, чувств и поведения» – Первин
- Раймонд Кеттелл определяет личность как черты, которые предсказывают поведение человека.
- Согласно Американской психологической ассоциации , « Личность относится к индивидуальным различиям в характерных моделях мышления, чувств и поведения».
- Мортон Принц (1924) определяет: «Это сумма всех биологических, врожденных предрасположенностей, побуждений, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и наклонностей, приобретенных в результате опыта».
- Именно более или менее устойчивая и устойчивая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека определяет его уникальную приспособленность к окружающей среде. (Айзенк, 1952).
- Под личностью обычно понимаются отличительные модели поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого человека к жизненным ситуациям в его или ее жизни. (Вальтер Мишель, 19 лет)81).
- Обычно определяется как уникальные и относительно стабильные образцы поведения, мыслей и эмоций человека. (Барон, 1993).
(Примечание: за хорошие оценки на экзамене набирайте первое число)
Природа личности в психологии или характерные черты.- Динамическая организация- Психологические элементы системы независимы, но функционируют связующим образом. это может измениться
- Психофизические системы – Психологические элементы системы – это черты, эмоции, интеллект, темперамент, характер, основанные на неврологии и эндокринологии организма.
- Уникальный- У каждого свой характер.
- Постоянный образец — человек ведет себя одинаково в разных ситуациях.
- Мышление (познание), Чувство (аффект), Поведение (поведение)
1 Biological Factors-
- Body Built,
- Physical defect,
- Physical attractiveness,
- Health Conditions
2 Psychological Factors
1 Intellectual Детерминанты
2 Эмоциональные детерминанты
3 Чрезмерная любовь и привязанность
4 Самораскрытие
5 Стремление и достижения
6 Достижения
7 Целеполагание3 Факторы среды
1 Социальное принятие
2 Социальная депривация
3 Воспитательные факторы
4 Семейные детерминанты
5 Эмоциональный климат дома и обычное положение
6 Размер семьи в исследованияхМетоды изучения личности
Психология- Самоотчеты
- Тесты Q-сортировки
- Рейтинговые шкалы
- Поведенческие наблюдения
- Интервью
- Проективные методы
- Биологические показатели
- Анализ документов
- Это должно помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
- Это должно помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
- Должна быть проверена эмпирически
- Должна расти со временем за счет включения результатов исследований и конструктивной критики
- Он должен широко применяться
должны концентрироваться на ситуациях, а не на чертах.
B. Идиографический подход к личности – Идиографический метод предполагает изучение отдельного человека как целостной, сложной, взаимодействующей системы.
C. Номотетический подход к P личности – Номотетические исследования — это исследования, в которых характеристика (например, агрессия) изучается у большого числа людей, которые могут быть похожи только тем, что разделяют эту единственную черту.
Культура и личностьКультурные эффекты – Общее поведение и обычаи, которым мы учимся у различных институтов нашего общества. например религия, система образования, государственная политика и идеология, национальность, раса, каста, этническая группа
Emic VS Etic Approaches — подход emic зависит от культуры. Он ориентирован на одну культуру. Но подход ethic является межкультурным. Он ищет сходство между культурами.
Индивидуалистические и коллективистские культуры – Разница в центральности или фокусе, являющемся автономным индивидуумом, по сравнению с фокусом, являющимся коллективным целым. Например, западная культура поощряет независимость и индивидуальное развитие, тогда как восточные культуры поощряют групповую деятельность и коллективное развитие
Классификация теорий личности. Теории черт личности-Группа теоретиков считала, что наша личность представляет собой комбинацию черт, определяющих наше поведение.
Теория черт Олпорта – Согласно теории, нашей личностью управляют три типа черт. Они назвали эти три категории черт кардинальными чертами, центральными чертами и вторичными чертами.
Теория черт Кеттелла — Кеттел определил «исходные черты» как наиболее важные, а « поверхностные черты » — как менее важные черты. Кеттел также определил между общими чертами и уникальными чертами. Он придумал шестнадцать черт человеческой личности.
Теория черт Айзенка — . Он предположил, что наша личность состоит из двух основных измерений: Экстраверсия и экстраверсия. интроверсия ; и Нейротизм против. Стабильность . Согласно его теории, разные комбинации этих измерений приводят к развитию разных личностей. Позже он добавил к своей модели третье измерение и назвал ее Psychoticism Vs. Социализация.
Теория пяти факторов (большой пятерки) МакКрэя и Косты. Маккрей и Коста считали, что все черты человеческой личности можно свести только к пяти факторам: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм.
Хотите проверить свою личность ? Щелкните здесь
Категорииfyba психология, уведомления, Психология SYBA, Теории личностиТегиПодходы к изучению личности в психологии, Характеристики «хорошей» теории личности, Характеристики личности, Классификация теорий личности. , Культура и личность, Определения личности, Эмические подходы, этические подходы, черты личности, фиба-психология, идиографический подход, ключевые аспекты личности в психологии, методы изучения личности в психологии, природа личности, номотетический подход, номотетический подход к личности, личность, личность в психологии, теории черт Личности-
11.2 Происхождение личности – Введение в психологию
Цели обучения
- Описать сильные и слабые стороны психодинамического подхода к объяснению личности.
- Суммируйте достижения неофрейдистов.
- Определите основные вклады гуманистического подхода в понимание личности.
Хотя такие показатели, как «Большая пятерка» и Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), способны эффективно оценивать личность, они мало что говорят о том, откуда берется личность. В этом разделе мы рассмотрим две основные теории происхождения личности: психодинамический и гуманистический подходы.
Психодинамические теории личности: роль бессознательного
Один из наиболее важных психологических подходов к пониманию личности основан на теоретизировании австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856–1939), основавшего то, что сегодня известно как психодинамический подход к пониманию личности. Многие знают о Фрейде, потому что его работы оказали огромное влияние на наши повседневные представления о психологии, а психодинамический подход является одним из наиболее важных подходов к психологической терапии (Roudinesco, 2003; Taylor, 2009).). Фрейд, пожалуй, самый известный из всех психологов, отчасти благодаря своим впечатляющим наблюдениям и анализу личности (его трудов насчитывается 24 тома). Как и в случае со всеми теориями, многие гениальные идеи Фрейда оказались по крайней мере частично неверными, и все же другие аспекты его теорий все еще влияют на психологию.
На Фрейда оказала влияние работа французского невролога Жана-Мартена Шарко (1825–1893), который опрашивал пациентов (почти все женщины), которые испытывали то, что в то время было известно как
. 0009 истерия . Хотя это больше не используется для описания психологического расстройства, истерия в то время относилась к набору личностных и физических симптомов, которые включали хроническую боль, обмороки, судороги и паралич.
Шарко не смог найти биологическую причину симптомов. Например, некоторые женщины испытали потерю чувствительности в руках, но не в руках, и это казалось невозможным, учитывая, что нервы в руках такие же, как и в руках. Шарко экспериментировал с использованием гипноза, и они с Фрейдом обнаружили, что под гипнозом многие пациенты, страдающие истерией, сообщали о том, что в детстве они пережили травматический сексуальный опыт, такой как сексуальное насилие (Дольник, 19).98).
Фрейд и Шарко также обнаружили, что во время гипноза воспоминание о травме часто сопровождалось излиянием эмоций, известным как катарсис , и что после катарсиса тяжесть симптомов у пациента часто уменьшалась. Эти наблюдения привели Фрейда и Шарко к выводу, что эти расстройства были вызваны психологическими, а не физиологическими факторами.
Фрейд использовал наблюдения, сделанные им и Шарко, для развития своей теории об источниках личности и поведения, и его выводы занимают центральное место в фундаментальных темах психологии. Что касается свободы воли, Фрейд не верил, что мы можем контролировать свое поведение. Скорее, он считал, что любое поведение предопределено мотивами, лежащими вне нашего сознания, в бессознательном. Эти силы проявляются в наших снах, в невротических симптомах, таких как навязчивые идеи, когда мы находимся под гипнозом, и во фрейдистских «оговорках», когда люди выражают свои бессознательные желания в языке. Фрейд утверждал, что мы редко понимаем, почему делаем то, что делаем, хотя постфактум можем придумывать объяснения своему поведению. Для Фрейда разум был подобен айсбергу, причем многие мотивы бессознательного были гораздо больше, но также и вне поля зрения по сравнению с сознанием, которое мы осознаем (рис. 11.8 «Разум как айсберг»).
Рисунок 11.8. Разум как айсберг
В концептуализации личности Зигмунда Фрейда наиболее важные мотивы бессознательны, так же как большая часть айсберга находится под водой.
Ид, Эго и Суперэго
Фрейд предположил, что разум делится на три компонента: ид , эго и суперэго , и что взаимодействия и конфликты между компонентами создают личность (Freud, 1923). 1943). Согласно теории Фрейда, Ид — это компонент личности, формирующий основу наших самых примитивных импульсов . Ид совершенно бессознательно, и оно управляет нашими наиболее важными мотивами, включая сексуальное влечение ( либидо ) и агрессивное или деструктивное влечение ( Танатос ). Согласно Фрейду, Ид управляется принципом удовольствия — желанием немедленного удовлетворения наших сексуальных и агрессивных побуждений. Ид — вот почему мы курим сигареты, употребляем алкоголь, смотрим порнографию, рассказываем неприятные анекдоты о людях и участвуем в других забавных или вредных действиях, часто за счет более продуктивной деятельности.
В отличие от Ид, Суперэго представляет наше чувство морали и должностей . Суперэго говорит нам обо всем, чего нам не следует делать, или о долгах и обязанностях общества. Суперэго стремится к совершенству, и когда нам не удается соответствовать его требованиям, мы чувствуем себя виноватыми.
В отличие от Ид, основанного на принципе удовольствия, функция эго основана на принципе реальности — идее о том, что мы должны откладывать удовлетворение наших основных мотивов до соответствующего времени с соответствующим выходом. . Эго в значительной степени сознательный контролер или человек, принимающий решения о личности . Эго служит посредником между желаниями Ид и ограничениями общества, заключенными в Суперэго (рис. 11.9 «Эго, Ид и Суперэго во взаимодействии»). Нам может хотеться кричать, орать или бить, но обычно наше эго говорит нам подождать, подумать и выбрать более подходящий ответ.
Рис. 11.9 Эго, Ид и Супер-Эго во взаимодействии
Фрейд полагал, что психологические расстройства, и особенно переживание тревоги, возникают, когда существует конфликт или дисбаланс между мотивациями Ид, Эго и Супер-Эго. Когда эго обнаруживает, что Оно слишком сильно давит на немедленное удовольствие, оно пытается исправить эту проблему, часто с помощью защитных механизмов.0009 бессознательные психологические стратегии, используемые для преодоления беспокойства и поддержания положительного образа самого себя . Фрейд считал, что защитные механизмы необходимы для эффективного преодоления трудностей в повседневной жизни, но любой из них можно использовать чрезмерно (таблица 11.4 «Основные фрейдистские защитные механизмы»).
Таблица 11.4 Основные фрейдовские защитные механизмы
Защитный механизм Определение Возможный пример поведения Рабочий объем Перенаправление угрожающих импульсов от источника беспокойства к более приемлемому источнику Студентка, которая злится на своего профессора за низкую оценку, набрасывается на свою соседку по комнате, которая является более безопасной мишенью для ее гнева. Выступ Маскировка угрожающих импульсов, приписывая их другим Мужчина с сильным бессознательным сексуальным влечением к женщинам утверждает, что женщины используют его как сексуальный объект. Рационализация Создание самооправдательных объяснений нашего негативного поведения Студентка театрального искусства убеждает себя, что получить роль в спектакле не так уж и важно. Реакционное образование Превращение неприемлемых мотивов в их полную противоположность Джейн испытывает сексуальное влечение к другу Джейку, но публично заявляет, что он ей сильно не нравится. Регрессия Переход на более раннюю, детскую и безопасную стадию развития Студент колледжа, обеспокоенный важным тестом, начинает сосать палец. Подавление (или отрицание) Выталкивание вызывающих тревогу мыслей в бессознательное Человек, ставший свидетелем того, как его родители занимались сексом, впоследствии ничего не помнит об этом событии. Сублимация Направление неприемлемых сексуальных или агрессивных желаний в приемлемые действия Человек занимается спортом для сублимации агрессивных влечений. Человек создает музыку или искусство, чтобы сублимировать половое влечение. Самая противоречивая и наименее научно обоснованная часть теории Фрейда — это объяснение развития личности. Фрейд утверждал, что личность развивается через ряд психосексуальных стадий , каждая из которых сосредоточена на получении удовольствия от различных частей тела (таблица 11.5 «Фрейдовские стадии психосексуального развития»). Фрейд считал, что сексуальность начинается в младенчестве и что соответствующее разрешение каждой стадии имеет значение для дальнейшего развития личности.
Таблица 11.5 Стадии психосексуального развития по Фрейду
Стадия Примерный возраст Описание Оральный От рождения до 18 месяцев Удовольствие исходит изо рта в форме сосания, кусания и жевания. Анал от 18 месяцев до 3 лет Удовольствие приходит от опорожнения кишечника и мочевого пузыря, а также от приучения к туалету. Фаллический от 3 до 6 лет Удовольствие исходит от гениталий, а конфликт возникает с сексуальными желаниями родителя противоположного пола. Задержка 6 лет до полового созревания Сексуальные чувства менее важны. Генитальный Половое созревание и старше Если предыдущие стадии были правильно достигнуты, развивается зрелая сексуальная ориентация. На первой из предложенных Фрейдом стадий психосексуального развития, которая начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста, основное внимание уделяется рту. За это оральная стадия младенец получает сексуальное удовольствие, сосет и пьет. Младенцы, которые получают либо слишком мало, либо слишком много удовольствия, становятся фиксированными или «запертыми» на оральной стадии и, вероятно, регрессируют к этим точкам фиксации в условиях стресса даже во взрослом возрасте. Согласно Фрейду, ребенок, который получает слишком мало орального удовлетворения (например, недокормленный или брошенный), во взрослом возрасте станет орально зависимым и, скорее всего, будет манипулировать другими для удовлетворения своих потребностей, вместо того чтобы стать независимым. С другой стороны, ребенок, который был перекормлен или чрезмерно удовлетворен, будет сопротивляться взрослению и пытаться вернуться в прежнее состояние зависимости, ведя себя беспомощно, требуя удовлетворения от других и действуя нуждающимся образом.
Анальная стадия , длящаяся примерно от 18 месяцев до 3 лет, когда дети впервые испытывают психологический конфликт. На этом этапе дети хотят получать удовольствие от дефекации, но их также приучают к туалету, чтобы отсрочить это удовлетворение. Фрейд считал, что если это приучение к туалету будет либо слишком суровым, либо слишком мягким, дети будут зацикливаться на анальной стадии и, во взрослом возрасте, вероятно, регрессируют к этой стадии в условиях стресса. Если ребенок получал слишком мало анального удовлетворения (т. е. если родители были очень суровы в отношении приучения к туалету), взрослая личность будет иметь 9 баллов.0009 анальный цепкий — скупой, с навязчивым стремлением к порядку и опрятности. С другой стороны, если родители были слишком снисходительны, результатом анального изгнания будет личность, характеризующаяся отсутствием самоконтроля и тенденцией к беспорядку и небрежности.
Фаллическая стадия , которая длится с 3 до 6 лет, когда пенис (у мальчиков) и клитор (у девочек) становятся основной эрогенной зоной для сексуального удовольствия. На этом этапе Фрейд считал, что у детей развивается сильное, но бессознательное влечение к родителю противоположного пола, а также желание устранить однополого родителя как соперника. Фрейд основывал свою теорию полового развития у мальчиков («Эдипов комплекс») на образе греческого мифологического персонажа Эдипа, который по незнанию убил своего отца и женился на своей матери, а затем выколол себе глаза, когда узнал, что он сделал. Фрейд утверждал, что мальчики, как правило, в конечном итоге отказываются от своей любви к матери и вместо этого идентифицируют себя с отцом, также перенимая личностные характеристики отца, но что мальчики, которые не смогли успешно разрешить Эдипов комплекс, в более позднем возрасте будут испытывать психологические проблемы. Хотя это не было так важно в теории Фрейда, у девочек фаллическая стадия часто называется «комплексом Электры» в честь греческой героини, которая отомстила за убийство своего отца, убив свою мать. Фрейд считал, что девочки часто испытывают зависть к пенису , чувство лишения, предположительно испытываемое девушками из-за того, что у них нет пениса.
Латентная стадия — это период относительного спокойствия, который длится примерно от 6 до 12 лет. В то время Фрейд считал, что сексуальные импульсы подавляются, что приводит к тому, что мальчики и девочки мало или совсем не интересуются представителями противоположного пола.
Пятая и последняя стадия, генитальная стадия , начинается примерно в 12-летнем возрасте и продолжается во взрослом возрасте. Согласно Фрейду, в этот период возвращаются сексуальные импульсы, и если к этому моменту развитие шло нормально, ребенок может перейти к развитию зрелых романтических отношений. Но если прежние проблемы не были должным образом решены, вероятны трудности с установлением интимных любовных привязанностей.
Последователи Фрейда: неофрейдисты
Теория Фрейда была настолько популярна, что привела к появлению ряда последователей, в том числе многих собственных учеников Фрейда, которые развили, модифицировали и расширили его теории. В совокупности эти подходы известны как неофрейдистские теории. Неофрейдистские теории — это теории, основанные на принципах Фрейда, которые подчеркивают роль бессознательного и раннего опыта в формировании личности, но придают меньше доказательств сексуальности как основной движущей силе личности и более оптимистичны в отношении перспектив роста и изменения личности. в личности у взрослых .
Альфред Адлер (1870–1937) был последователем Фрейда, разработавшим собственную интерпретацию теории Фрейда. Адлер предположил, что основной мотивацией человеческой личности является не секс или агрессия, а скорее стремление к превосходству. По словам Адлера, мы хотим быть лучше других и достигаем этой цели, создавая уникальную и ценную жизнь. Мы можем пытаться удовлетворить свою потребность в превосходстве с помощью школьных или профессиональных достижений, удовольствия от музыки, спорта или других занятий, которые кажутся нам важными.
Адлер считал, что психологические расстройства начинаются в раннем детстве. Он утверждал, что у детей, которые либо чрезмерно заботятся, либо чрезмерно пренебрегают своими родителями, позже, вероятно, разовьется комплекс неполноценности — психологическое состояние, в котором люди чувствуют, что они не оправдывают ожиданий, что приводит к низкой самооценке. , с тенденцией пытаться компенсировать негативные чувства. Люди с комплексом неполноценности часто пытаются любой ценой продемонстрировать свое превосходство другим, даже если это означает унижение, доминирование или отчуждение. Согласно Адлеру, большинство психологических расстройств являются результатом ошибочных попыток компенсировать комплекс неполноценности, чтобы достичь цели превосходства.
Карл Юнг (1875–1961) был еще одним учеником Фрейда, разработавшим свои собственные теории личности. Юнг соглашался с Фрейдом в отношении силы бессознательного, но чувствовал, что Фрейд преувеличивал важность сексуальности. Юнг утверждал, что в дополнение к личному бессознательному существует также коллективное бессознательное, или совокупность общих воспоминаний предков . Юнг считал, что коллективное бессознательное содержит множество архетипов , или межкультурных универсальных символов, которые объясняют сходство между людьми в их эмоциональных реакциях на многие стимулы. Важные архетипы включают мать, богиню, героя и мандалу или круг, которые, по мнению Юнга, символизируют стремление к целостности или единству. Для Юнга основная мотивация, которая направляет успешную личность, — это самореализация , или изучение и развитие себя в максимально возможной степени.
Карен Хорни (последний слог ее фамилии рифмуется со словом «глаз»; 1855–1952 гг.) была немецким врачом, которая применила теории Фрейда для создания теории личности, которая, по ее мнению, была более сбалансированной между мужчинами и женщинами. Хорни считал, что некоторые части теории Фрейда, и особенно идеи Эдипова комплекса и зависти к пенису, были предвзяты по отношению к женщинам. Хорни утверждала, что чувство неполноценности женщин связано не с отсутствием у них полового члена, а скорее с их зависимостью от мужчин, подходом, от которого культура мешала им порвать. Для Хорни основной мотивацией, направляющей развитие личности, является стремление к безопасность , способность развивать соответствующие и поддерживающие отношения с другими.
Другим важным неофрейдистом был Эрих Фромм (1900–1980). Фромм сосредоточил внимание на негативном влиянии технологий, утверждая, что рост их использования приводит к тому, что люди чувствуют себя все более изолированными от других. Фромм считал, что независимость, которую приносит нам технология, также порождает потребность «убежать от свободы», то есть стать ближе к другим.
Направление исследования: Как страх смерти вызывает агрессивное поведение
Фромм считал, что основной мотивацией человека является стремление избежать страха смерти, и современные исследования показали, как наши опасения по поводу смерти могут влиять на наше поведение. В этом исследовании людей заставили противостоять своей смерти, написав об этом или иным образом напомнив о ней, и затем наблюдали влияние на их поведение. В одном соответствующем исследовании McGregor et al. (1998) продемонстрировали, что спровоцированные люди могут быть особенно агрессивными после того, как им напомнили о возможности их собственной смерти. Участники исследования были отобраны на основе предыдущих отчетов, чтобы иметь либо политически либеральные, либо политически консервативные взгляды. Когда они прибыли в лабораторию, их попросили написать короткий абзац, описывающий их мнение о политике в Соединенных Штатах. Кроме того, половина участников ( характерное состояние смерти ) просили «кратко описать эмоции, которые вызывает у вас мысль о собственной смерти» и «записать как можно конкретнее, что, по вашему мнению, произойдет с вами, когда вы физически умрете, и однажды ты физически мертв». Участники контрольного состояния экзамена также думали о негативном событии, но не связанном со страхом смерти. Они были проинструктированы: «Пожалуйста, кратко опишите эмоции, которые вызывает у вас мысль о вашем следующем важном экзамене», и «запишите как можно конкретнее, что, по вашему мнению, произойдет с вами, когда вы физически сдаете следующий экзамен, и как только вы физически сдаете свой следующий экзамен».
Затем участники прочитали сочинение, якобы только что написанное другим человеком. (Другого человека не существовало, но участники не знали об этом до конца эксперимента.) Прочитанное ими эссе было подготовлено экспериментаторами как крайне негативное по отношению к политически либеральным взглядам или как крайне негативное по отношению к политически либеральным взглядам. консервативные взгляды. Таким образом, половина участников была спровоцирована другим человеком, прочитав заявление, которое сильно противоречило их собственным политическим убеждениям, тогда как другая половина прочитала эссе, в котором взгляды другого человека поддерживали их собственные (либеральные или консервативные) убеждения.
В этот момент участники перешли к тому, что, по их мнению, было совершенно отдельным исследованием, в котором они должны были попробовать и составить свое впечатление о некоторых продуктах. Кроме того, им сказали, что участникам исследования необходимо передать друг другу образцы продуктов питания. В этот момент участники узнали, что еда, которую они собирались попробовать, была острым острым соусом и что они собирались подавать соус тому самому человеку, чье эссе они только что прочитали. Кроме того, участники прочитали некоторую информацию о другом человеке, которая указывала на то, что он очень не любит есть острую пищу. Участникам давали попробовать острый соус (он был действительно острым!), а затем давали указание налить его в чашку, чтобы другой человек мог попробовать. Кроме того, им сказали, что другой человек должен будет съесть весь соус.
Как видно на рис. 11.10 «Агрессия как функция значимости смертности и провокации», McGregor et al. обнаружили, что участники, которым не напомнили об их собственной смерти, даже если они были оскорблены партнером, не дали ему в ответ много острого соуса. С другой стороны, участники, которые были спровоцированы другим человеком и которым также напомнили об их собственной смерти, дали значительно больше острого соуса, чем участники в трех других условиях. МакГрегор и др. (1998) утверждал, что размышления о собственной смерти создают сильную озабоченность по поводу сохранения заветных мировоззрений (в данном случае наших политических убеждений). Когда мы беспокоимся о смерти, у нас появляется больше мотивации защищать эти важные убеждения от вызовов со стороны других, в данном случае путем агрессии через острый соус.
Рисунок 11.10. Агрессия как функция смертности. Выраженность и провокация. партнеру, чем участники в трех других условиях.
Адаптировано из McGregor, H.A., Lieberman, J.D., Greenberg, J., Solomon, S., Arndt, J., Simon, L.,…Pyszczynski, T. (1998). Управление террором и агрессия: доказательства того, что значимость смертности мотивирует агрессию против других, угрожающих мировоззрению. Журнал личности и социальной психологии, 74 (3), 590–605.
Сильные стороны и недостатки фрейдистского и неофрейдистского подходов
Фрейд, вероятно, оказал большее влияние на общественное понимание личности, чем любой другой мыслитель, и он также во многом определил область психологии. Хотя психологи-фрейдисты больше не говорят об оральных, анальных или генитальных «фиксациях», они продолжают верить, что наши детские переживания и бессознательные мотивы формируют нашу личность и наши привязанности к другим, и они по-прежнему используют психодинамические концепции, когда проводят психологические исследования. терапия.
Тем не менее, теории Фрейда, а также теории неофрейдистов во многих случаях не выдержали испытания эмпиризмом, и в результате они сейчас менее влиятельны, чем в прошлом (Crews, 1998). . Проблемы заключаются, во-первых, в том, что оказалось трудно строго проверить теорию Фрейда, потому что предсказания, которые она делает (особенно в отношении защитных механизмов), часто расплывчаты и не поддаются фальсификации, и, во-вторых, что аспекты теории, которые могут быть проверены, часто не получили значительной эмпирической поддержки.
Например, хотя Фрейд утверждал, что дети, подвергшиеся чрезмерно жесткому обучению туалету, зацикливаются на анальной стадии и, таким образом, становятся склонными к чрезмерной аккуратности, скупости и упрямству во взрослом возрасте, исследования обнаружили мало надежных связей между приучением к туалету и поведением взрослых. личность (Фишер и Гринберг, 1996). А со времен Фрейда потребность в подавлении сексуальных желаний, по-видимому, стала гораздо менее необходимой, поскольку общества стали терпимее относиться к более широкому разнообразию сексуальных практик. И все же психологические расстройства, которые, по мнению Фрейда, мы вызывали этим вытеснением, не уменьшились.
Большинство фрейдистских защитных механизмов также не имеют научной поддержки. Например, исследования не смогли предоставить доказательств существования репрессий. Было обнаружено, что люди, пережившие травматический опыт на войне, слишком хорошо помнят свои травмы (Kihlstrom, 1997). Хотя мы можем попытаться протолкнуть информацию, вызывающую тревогу, в наше бессознательное, это часто имеет иронический эффект, заставляя нас думать об этой информации даже сильнее, чем если бы мы не пытались ее подавить (Newman, Duff, & Baumeister, 1997). Это правда, что дети мало помнят свой детский опыт, но это, по-видимому, относится как к негативному, так и к позитивному опыту, верно и для животных и, вероятно, лучше объясняется неспособностью мозга формировать долгосрочные воспоминания. воспоминания, чем с точки зрения вытеснения. С другой стороны, важная идея Фрейда о том, что выражение или обсуждение своих трудностей может быть психологически полезным, нашла поддержку в современных исследованиях (Baddeley & Pennebaker, 2009).) и стал основой психологической терапии.
Особая проблема для проверки теорий Фрейда заключается в том, что почти все, что противоречит предсказанию, основанному на теории Фрейда, может быть объяснено с точки зрения использования защитного механизма. Согласно теории Фрейда, мужчина, который выражает сильную злость по отношению к своему отцу, может рассматриваться как страдающий Эдиповым комплексом, который включает конфликт с отцом. Но мужчина, который вообще не выражает гнева по отношению к отцу, также может рассматриваться как испытывающий Эдипов комплекс из-за вытеснения гнева. Поскольку Фрейд выдвинул гипотезу, что и то, и другое возможно, но не уточнил, когда произойдет или не произойдет вытеснение, эту теорию трудно фальсифицировать.
Что касается важной роли бессознательного, Фрейд, по-видимому, был, по крайней мере, частично прав. Все больше и больше исследований показывают, что большая часть повседневного поведения определяется процессами, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания (Kihlstrom, 1987). И все же, хотя наши бессознательные мотивы влияют на каждый аспект нашего обучения и поведения, Фрейд, вероятно, переоценил степень, в которой эти бессознательные мотивы в первую очередь носят сексуальный и агрессивный характер.
В совокупности справедливо сказать, что теория Фрейда, как и большинство психологических теорий, была не совсем правильной и что со временем ее пришлось модифицировать по мере того, как стали доступны результаты новых исследований. Но фундаментальные идеи о личности, предложенные Фрейдом, а также использование разговорной терапии как существенного компонента терапии, тем не менее, по-прежнему составляют большую часть психологии и ежедневно используются клиническими психологами.
Сосредоточение на себе: гуманизм и самоактуализация
Психоаналитические модели личности были дополнены в 1950-х и 1960-х годах теориями психологов-гуманистов. В отличие от сторонников психоанализа, гуманисты приняли понятие свободы воли. Утверждая, что люди свободны выбирать свою жизнь и принимать собственные решения, психологи-гуманисты сосредоточились на основных мотивах, которые, по их мнению, двигали личностью, сосредоточив внимание на природе Я-концепции, набор убеждений о том, кто мы есть , и самооценка, наши положительные чувства к себе .
Один из самых значительных гуманистов, Абрахам Маслоу (1908–1970), концептуализировал личность в терминах пирамидальной иерархии мотивов (рис. 11.11 «Иерархия потребностей Маслоу»). В основании пирамиды находятся мотивации самого низкого уровня, включая голод и жажду, а также безопасность и принадлежность. Маслоу утверждал, что только тогда, когда люди в состоянии удовлетворить потребности более низкого уровня, они могут двигаться дальше к удовлетворению потребностей более высокого уровня в самооценке и, в конечном итоге, к самоактуализации, что составляет мотивация к максимально возможному развитию нашего внутреннего потенциала .
Маслоу изучал, как успешные люди, включая Альберта Эйнштейна, Авраама Линкольна, Мартина Лютера Кинга-младшего, Хелен Келлер и Махатму Ганди, смогли вести столь успешную и продуктивную жизнь. Маслоу (1970) считал, что самоактуализированные люди творческие, спонтанные и любят себя и других. У них, как правило, несколько глубоких дружеских отношений, а не много поверхностных, и, как правило, они закрыты. Он чувствовал, что этим людям не нужно подчиняться мнению других, потому что они очень уверены в себе и поэтому могут свободно выражать непопулярные мнения. Самореализованные люди также, вероятно, будут иметь пиковые переживания , или трансцендентные моменты спокойствия, сопровождаемые сильным чувством связи с другими.
Рисунок 11.11 Иерархия потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу концептуализировал личность в терминах иерархии потребностей. Высшей из этих мотиваций является самоактуализация.
Пожалуй, самым известным теоретиком-гуманистом является Карл Роджерс (1902–1987). Роджерс положительно относился к человеческой природе, считая людей в первую очередь моральными и полезными для других, и считал, что мы можем полностью раскрыть свой потенциал эмоционального удовлетворения, если я-концепция характеризуется безусловным положительным отношением.0009 набор поведений, включая подлинность, открытость опыту, открытость, способность слушать других, самораскрытие и сопереживание . Когда мы относимся к себе или другим с безусловным уважением, мы выражаем понимание и поддержку, даже если мы признаем свои недостатки. Безусловное положительное отношение позволяет нам признать свои страхи и неудачи, отказаться от притворства и в то же время чувствовать себя полностью принятыми такими, какие мы есть. Принцип безусловного положительного отношения стал основой психологической терапии; терапевты, которые используют его в своей практике, более эффективны, чем те, кто этого не делает (Prochaska & Norcross, 2007; Yalom, 19).95).
Несмотря на критику психологов-гуманистов (например, что Маслоу сосредоточился в своих исследованиях на исторически продуктивных, а не деструктивных личностях и, таким образом, сделал слишком оптимистичные выводы о способности людей творить добро), идеи гуманизма настолько сильны и оптимистично, что они продолжают влиять как на повседневный опыт, так и на психологию. Сегодня движение позитивной психологии отстаивает многие из этих идей, и исследования задокументировали, в какой степени позитивное и открытое мышление имеет важные положительные последствия для наших отношений, нашей удовлетворенности жизнью и нашего психологического и физического здоровья (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000). ).
Фокус исследования: саморасхождения, тревога и депрессия
Тори Хиггинс и его коллеги (Higgins, Bond, Klein, & Strauman, 1986; Strauman & Higgins, 1988) изучали, как различные аспекты я-концепции связаны с характеристики личности. Эти исследователи сосредоточились на типах эмоционального дистресса, которые мы можем испытать в результате того, как мы в настоящее время оцениваем нашу самооценку. Хиггинс предполагает, что эмоции, которые мы испытываем, определяются как нашим восприятием того, насколько хорошо наше собственное поведение соответствует стандартам и целям, которые мы поставили перед собой (наши внутренних стандартов ) и нашим восприятием того, как другие думают о нас (наши внешние стандарты ). Кроме того, Хиггинс утверждает, что разные типы саморасхождений приводят к разным типам отрицательных эмоций.
В одном из экспериментов Хиггинса (Higgins, Bond, Klein, & Strauman., 1986) участников сначала попросили описать себя, используя самооценку. Участники перечислили 10 мыслей, которые, по их мнению, описывают то, кем они являются на самом деле; это актуальная самооценка . Затем участники также перечислили 10 мыслей, которые, по их мнению, описывают тип человека, которым они «в идеале хотели бы быть» (идеальная я-концепция ), а также 10 мыслей, описывающих то, как кто-то другой, например, родитель, думает, что они «должны быть» ( я-концепция должного ).
Затем Хиггинс разделил своих участников на две группы. Те, у кого было низких расхождений в самооценке , были теми, кто перечислил сходные черты во всех трех списках. Их идеальное, должное и фактическое Я-концепции были очень похожи, и поэтому они не считались уязвимыми перед угрозами их Я-концепции. Другая половина участников, те, у кого высокие расхождения в я-концепции , были теми, у кого черты, перечисленные в списках идеала и должного, сильно отличались от тех, что перечислены в фактическом списке я. Ожидалось, что эти участники будут уязвимы для угроз самооценке.
Затем, на более поздней исследовательской сессии, Хиггинс сначала попросил людей выразить свои текущие эмоции, в том числе связанные с грустью и беспокойством. После получения этого базового показателя Хиггинс активировал для участников либо идеальные, либо должные несоответствия. Участники идеальное самопротиворечие, заправляющее состояние, попросили подумать и обсудить их собственные надежды и цели, а также надежды и цели их родителей. Участники теста должны сами себя запустить условие перечислили свои собственные убеждения и убеждения своих родителей относительно их долга и обязательств. Затем все участники снова указали свои текущие эмоции.
Как вы можете видеть на рис. 11.12 «Результаты Хиггинса, Бонда, Кляйна и Штраумана, 1986 г.», у участников с низким расхождением в самооценке размышления о своем идеальном или должном «я» не сильно изменили их эмоции. Однако у участников с высоким расхождением в я-концепции формирование идеальной я-концепции усиливало их грусть и уныние, тогда как формирование я-концепции должного усиливало их тревогу и возбуждение. Эти результаты согласуются с идеей о том, что несоответствие между идеальным и действительным «я» приводит к печали, неудовлетворенности и другим эмоциям, связанным с депрессией, тогда как несоответствие между действительным и «должным» с большей вероятностью приводит к страху, беспокойству, напряжению. , и другие эмоции, связанные с тревогой.
Рис. 11.12 Результаты Хиггинса, Бонда, Кляйна и Штраумана, 1986 г.
Хиггинс и его коллеги задокументировали влияние расхождений в представлениях о себе на эмоции. Для участников с низкими расхождениями в самооценке (правые столбцы) слова, относящиеся к себе, мало влияли на эмоции. Для тех, у кого высокие расхождения в я-концепции (левые столбцы), подготовка к идеальному «я» усилила уныние, тогда как подготовка к «должному я» усилила возбуждение.
Адаптировано из Higgins, E.T., Bond, R.N., Klein, R., & Strauman, T. (1986). Несоответствия в себе и эмоциональная уязвимость: как влияет величина, доступность и тип влияния несоответствия. Журнал личности и социальной психологии, 51 (1), 5–15.
Один из важнейших аспектов подхода Хиггинса заключается в том, что, как и наша личность, на наши чувства также влияет как наше собственное поведение, так и наши ожидания относительно того, как нас видят другие люди. Это проясняет, что даже если вас не слишком заботит успеваемость в школе, ваша неуспеваемость все равно может вызывать негативные эмоции, потому что вы понимаете, что ваши родители считают это важным.
Ключевые выводы
- Один из важнейших психологических подходов к пониманию личности основан на психодинамическом подходе к личности, разработанном Зигмундом Фрейдом.
- Для Фрейда разум был подобен айсбергу со многими мотивами бессознательного, которые были намного больше, но также и вне поля зрения по сравнению с сознанием, которое мы осознаем.
- Фрейд предположил, что разум делится на три компонента: Ид, Эго и Супер-Эго, и что взаимодействия и конфликты между компонентами создают личность.
- Фрейд предположил, что мы должны использовать защитные механизмы, чтобы справляться с тревогой и поддерживать положительный образ себя.
- Фрейд утверждал, что развитие личности проходит через серию психосексуальных стадий, каждая из которых сосредоточена на получении удовольствия от различных частей тела.
- Теоретики-неофрейдисты, в том числе Адлер, Юнг, Хорни и Фромм, подчеркивали роль бессознательного и раннего опыта в формировании личности, но придавали меньше доказательств сексуальности как основной движущей силе личности.
- Психоаналитические и поведенческие модели личности были дополнены в 1950-х и 1960-х годах теориями психологов-гуманистов, включая Маслоу и Роджерса.
Каталожные номера
Баддели, Дж. Л., и Пеннебейкер, Дж. В. (2009). Выразительное письмо. В WT O’Donohue & JE Fisher (Eds.), Общие принципы и эмпирически подтвержденные методы когнитивно-поведенческой терапии (стр. 295–299). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Экипажи, ФК (1998). Несанкционированный Фрейд: Сомневающиеся противостоят легенде . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press.
Дольник, Э. (1998). Безумие на диване: Обвинение жертвы в период расцвета психоанализа. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Оксфорд, Англия: John Wiley & Sons.
Фрейд, С. (1923/1949). Эго и Ид . Лондон, Англия: Hogarth Press. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.)
Хиггинс, Э. Т., Бонд, Р. Н., Кляйн, Р., и Штрауман, Т. (1986). Несоответствия в себе и эмоциональная уязвимость: как влияет величина, доступность и тип влияния несоответствия. Журнал личности и социальной психологии, 51 (1), 5–15.
Килстром, Дж. Ф. (1987). Когнитивное бессознательное. Science, 237 (4821), 1445–1452.
Килстром, Дж. Ф. (1997). Память, злоупотребление и наука. Американский психолог, 52 (9), 994–995.
Маслоу, Авраам (1970). Мотивация и личность (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер.
МакГрегор, Х. А., Либерман, Дж. Д., Гринберг, Дж., Соломон, С., Арндт, Дж., Саймон, Л.,… Пыщински, Т. (1998). Управление террором и агрессия: доказательства того, что значимость смертности мотивирует агрессию против других, угрожающих мировоззрению. Журнал личности и социальной психологии, 74 (3), 590–605.
Ньюман, Л. С., Дафф, К. Дж., и Баумайстер, Р. Ф. (1997). Новый взгляд на защитную проекцию: подавление мыслей, доступность и предвзятое восприятие человека. Журнал личности и социальной психологии, 72 (5), 980–1001.
Прочаска, Дж. О., и Норкросс, Дж.