Понятие о внимании в психологии: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Общие понятия о внимании

2.05.2011

В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют различные функции и неодинаково формируются в онтогенезе. В их основе лежат различные физиологические механизмы.

Большое место в жизни древних римлян и греков занимала риторика. Как искусство и как средство передачи информации, она была эффективной только в том случае, если ораторы прекрасно поставленными голосами могли часами вещать согражданам хорошо продуманные тексты.

В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г.

до н.э., записано:

«Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете».

Это — одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании.

Несмотря на то, что во всех существующих формулировках внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность — феномен, который можно уловить при внутреннем самонаблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не существует.

Одним из основных противоречий в определении внимания было и остается отношение к нему со стороны одних ученых как к самостоятельному психическому процессу, а других — как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов. Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания — сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Вторая точка зрения становится все более распространенной — внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

Существуют также и другие определения внимания, как-то: «Внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчётливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а всё остальное воспринимается слабо, неотчётливо».

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как оно включено во все психические процессы и психические состояния человека. Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

    Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание — это процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (имя, имена близких), легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены механизмы внимания.

Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следующую трактовку внимания:

  1. оно является одним из видов ориентировочно-исследовательской деятельности;
  2. по своей функции оно представляет форму контроля за содержанием деятельности;
  3. не имеет отдельного особого результата;
  4. все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Большое значение имеет принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.

В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов в его динамике. В частности выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. В клетках головного мозга закодирована информация о различных свойствах предметов, и в зависимости от возникающих потребностей организм сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, оно вызывает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

Ключевые слова: Внимание

Источник: Ефимова Н. — Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013

Материалы по теме

Основные характеристики приема информации оператором

Физиологические основы внимания

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Произвольное и непроизвольное внимание

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Проблема внимания в традиционной психофизиологии

Основные свойства внимания

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Развитие и воспитание внимания

Ефимова Н.

С., Основы общей психологии

Исследование свойств внимания

Отвлекаемость внимания

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

§21. Общее понятие о внимании. Психология. Учебник для средней школы.

§21. Общее понятие о внимании. Психология. Учебник для средней школы.

ВикиЧтение

Психология. Учебник для средней школы.
Теплов Б. М.

Содержание

§21. Общее понятие о внимании

Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.

Я читаю книгу и целиком занят содержанием рассказа; я слышу разговоры, происходящие в комнате, но не обращаю на них внимания.

Но вот кто-то из присутствующих начал рассказывать что-то интересное, и я замечаю, что мои глаза машинально бегают по строчкам книги, а внимание моё перешло к разговору.

И сначала и потом я одновременно и слышал разговор и читал книгу. Но организация моей психической деятельности была в обоих случаях совершенно различной. Сначала моё сознание было направлено на понимание читаемого; содержание книги находилось в центре, а содержание разговора на периферии, на краю сознания. Потом сознание направилось на слушание разговора; разговор стал в центре сознания, а чтение книги оказалось на краю его. Моё внимание, говорим мы, переместилось с чтения книги на слушание разговора.

В результате направленности сознания на определённый предмет он сознаётся ясно и отчётливо, тогда как все другие раздражители, действующие в то же время, переживаются более или менее смутно и неотчётливо. В то время, когда моё внимание было занято книгой, я с полной ясностью воспринимал её содержание, разговор же слышал смутно, как говорят, «краем уха».

Если бы меня внезапно спросили, о чём идёт разговор, я, вероятно, сумел бы воспроизвести только мало связанные друг с другом обрывки фраз. Но дело тотчас же изменилось, как только моё внимание перешло с книги на разговор. Теперь содержание разговора я воспринимаю с полной ясностью, а из книги до меня доходят только смутные клочки мыслей, хотя глаза и продолжают читать.

В явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания: если человек обращает внимание на одни объекты, то он тем самым отвлекается от других.

Внимание нельзя назвать особым психическим процессом в том же смысле, как мы называем особыми процессами восприятие, мышление, воспоминание и т. д. Во всякий момент своей жизни человек или воспринимает что-нибудь, или вспоминает что-нибудь, или размышляет о чём-нибудь, или о чём-либо мечтает. Но не может быть такого момента, чтобы человек был занят процессом внимания. Внимание — это свойство психики, это особая сторона всех психических процессов.

1.

1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

30. Понятие о внимании

30. Понятие о внимании Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37. Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения. Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

52. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

52. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как

Что такое определение внимания в психологии?

  • Автор сообщения: