Общие понятия о внимании
2.05.2011
В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют различные функции и неодинаково формируются в онтогенезе. В их основе лежат различные физиологические механизмы.
Большое место в жизни древних римлян и греков занимала риторика. Как искусство и как средство передачи информации, она была эффективной только в том случае, если ораторы прекрасно поставленными голосами могли часами вещать согражданам хорошо продуманные тексты.
В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г.
«Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете».
Это — одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании.
Несмотря на то, что во всех существующих формулировках внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность — феномен, который можно уловить при внутреннем самонаблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не существует.
Одним из основных противоречий в определении внимания было и остается отношение к нему со стороны одних ученых как к самостоятельному психическому процессу, а других — как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов. Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания — сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Вторая точка зрения становится все более распространенной — внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.
Существуют также и другие определения внимания, как-то: «Внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчётливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а всё остальное воспринимается слабо, неотчётливо».В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как оно включено во все психические процессы и психические состояния человека. Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание — это процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (имя, имена близких), легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены механизмы внимания.
Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следующую трактовку внимания:
- оно является одним из видов ориентировочно-исследовательской деятельности;
- по своей функции оно представляет форму контроля за содержанием деятельности;
- не имеет отдельного особого результата;
- все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.
Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Большое значение имеет принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.
В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов в его динамике. В частности выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. В клетках головного мозга закодирована информация о различных свойствах предметов, и в зависимости от возникающих потребностей организм сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.
Таким образом, внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, оно вызывает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.
Ключевые слова: Внимание
Источник: Ефимова Н. — Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013
Материалы по теме |
---|
Основные характеристики приема информации оператором … |
Физиологические основы внимания Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Произвольное и непроизвольное внимание Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Проблема внимания в традиционной психофизиологии … |
Основные свойства внимания Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Развитие и воспитание внимания Ефимова Н. |
Исследование свойств внимания … |
Отвлекаемость внимания Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
§21. Общее понятие о внимании. Психология. Учебник для средней школы.
§21. Общее понятие о внимании. Психология. Учебник для средней школы.ВикиЧтение
Психология. Учебник для средней школы.
Теплов Б. М.
Содержание
§21. Общее понятие о внимании
Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.
Я читаю книгу и целиком занят содержанием рассказа; я слышу разговоры, происходящие в комнате, но не обращаю на них внимания.
Но вот кто-то из присутствующих начал рассказывать что-то интересное, и я замечаю, что мои глаза машинально бегают по строчкам книги, а внимание моё перешло к разговору.И сначала и потом я одновременно и слышал разговор и читал книгу. Но организация моей психической деятельности была в обоих случаях совершенно различной. Сначала моё сознание было направлено на понимание читаемого; содержание книги находилось в центре, а содержание разговора на периферии, на краю сознания. Потом сознание направилось на слушание разговора; разговор стал в центре сознания, а чтение книги оказалось на краю его. Моё внимание, говорим мы, переместилось с чтения книги на слушание разговора.
В результате направленности сознания на определённый предмет он сознаётся ясно и отчётливо, тогда как все другие раздражители, действующие в то же время, переживаются более или менее смутно и неотчётливо. В то время, когда моё внимание было занято книгой, я с полной ясностью воспринимал её содержание, разговор же слышал смутно, как говорят, «краем уха».
В явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания: если человек обращает внимание на одни объекты, то он тем самым отвлекается от других.
Внимание нельзя назвать особым психическим процессом в том же смысле, как мы называем особыми процессами восприятие, мышление, воспоминание и т. д. Во всякий момент своей жизни человек или воспринимает что-нибудь, или вспоминает что-нибудь, или размышляет о чём-нибудь, или о чём-либо мечтает. Но не может быть такого момента, чтобы человек был занят процессом внимания. Внимание — это свойство психики, это особая сторона всех психических процессов.
1.
1. Общее понятие1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне
30. Понятие о внимании
30. Понятие о внимании Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством
§1. Общее понятие о психике
§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности
§9. Общее понятие об ощущениях
§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При
§15. Общее понятие о восприятии
§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений
§28. Общее понятие о памяти
§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на
§37. Общее понятие о воображении
§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого
§44. Общее понятие о мышлении
§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём
§51. Общее понятие о чувствах
§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и
Общее понятие стратегий
Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при
Общее понятие стратегий
Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения. Стратегия — это модель достижения цели. Именно при
52. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
52. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как
Что такое определение внимания в психологии?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 15 ноября 2020 г.
- Категория должности: общая психология
В каждый момент нашей жизни наши органы чувств бомбардируются множеством раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Однако мы не уделяем внимание всем из них, мы выбираем сразу несколько стимулов из окружающей среды и сосредотачиваемся на них. Например, знали ли вы о фоновом шуме в вашем окружении, пока не прочитали это предложение? Точно так же, когда вы входите в свой класс, там есть разные вещи: стулья, стены, двери, окна, люди, сумки и так далее, но видите ли вы их все? Поэтому важно понимать определение внимания в психологии.
Определение
Внимание в психологииТаким образом, внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные вещи или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Другими словами, выбирая и сосредотачиваясь на определенных вещах или стимулах в нашем окружении, мы также упускаем другие вещи, которые присутствуют вокруг нас.
Также следует понимать, что внимание не только включает в себя выбор, но и обладает следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение на определенных вещах или объектах, на мгновение исключая другие.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Типы вниманияНаше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые можно обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия. На основании нескольких экспериментов Миллер сообщил, что объем нашего внимания варьируется в пределах 7 плюс-минус 2. Это широко известно как магическое число.
Существуют следующие три основных типа внимания, которые мы видим в нашей повседневной жизни:
- Селективное внимание:
- Устойчивый внимание
- имеет ограниченную способность получать и обрабатывать информацию одновременно. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение. Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные объекты. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они появляются через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие информации о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды. Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом, или надевают солнцезащитные очки, или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.
Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматический процессинг имеет три основные характеристики:
- Он происходит без намерения
- Он происходит бессознательно
- Он включает незначительные мыслительные процессы или вообще не включает их . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, познание
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Психолог-новатор Уильям Джеймс о внимании, многозадачности и умственной привычке, которая отличает великие умы — маргинал
«Внимание — редчайшая и чистейшая форма щедрости», — написала Симона Вейль. Десятилетия спустя ученый-когнитивист Александра Горовиц в своем чудесном исследовании наших повседневных шор заметила: «Внимание — это преднамеренный, беззастенчивый различитель. Он спрашивает, что актуально прямо сейчас, и подготавливает нас к тому, чтобы замечать только это».
Более века назад в своем шедевре Принципы психологии, том. 1 ( публичная библиотека ), новаторский психолог Уильям Джеймс (11 января 1842 — 26 августа 1910) исследовал взаимодействие щедрости и безжалостности в этой величайшей из человеческих сверхспособностей, которая формирует наше основное восприятие реальности.
Уильям ДжеймсДжеймс предлагает удивительно точное, но живое определение внимания:
Внимание… это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей, локализация , концентрация сознания составляют его сущность. Оно подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими, и это состояние, имеющее реальную противоположность в запутанном, ошеломленном, рассеянном состоянии ума, которое по-французски называется 9. 0077 отвлечение и Zerstreutheit на немецком языке.
Задолго до того, как современные психологи начали исследовать самореференциальную основу сознания, Джеймс пишет:
Миллионы элементов внешнего порядка присутствуют в моих чувствах, которые никогда должным образом не проникают в мой опыт. Почему? Потому что у них нет процентов для меня. Мой опыт — это то, на что я согласен . Только те предметы, которые я замечаю , формируют мой разум — без избирательного интереса опыт представляет собой полный хаос. Один только интерес дает акцент и акцент, свет и тень, фон и передний план, внятную перспективу, одним словом. Он различен у каждого существа, но без него сознание каждого существа было бы серой хаотической неразборчивостью, которую мы даже не можем себе представить.
Это понятие одновременно банально и совершенно радикально для нас сегодня — каким-то образом, загипнотизированные светящимися прямоугольниками, которые мы повсюду носим с собой, мы, кажется, отказались от этой самой элементарной формы действия, формирующей наш жизненный опыт. Существует поразительное сходство между ярким описанием Джеймсом невнимательности, основанным на ныне находящемся под угрозой исчезновения феномене скуки, и состоянием разума и тела, вызванным подавляющим большинством использования наших устройств, предвещающим отогнать скуку, но приводящим к тому же самому результату:
Иллюстрация Сидни Смита из книги Тротуарные цветы Джона Арно Лоусона, прекрасной бессловесной оды жизни с присутствиемБольшинство людей, наверное, несколько раз в день впадают в припадок примерно такого вида: Взгляд устремлен в пустоту, звуки мира сливаются в смутное единство, внимание рассеивается так, что ощущается все тело, как оно были, сразу, и передний план сознания заполнен, если чем-либо, своего рода торжественным чувством капитуляции перед пустым течением времени. На смутном фоне нашего разума мы тем временем знаем, что нам следует делать: вставать, одеваться, отвечать тому, кто заговорил с нами, пытаться сделать следующий шаг в наших рассуждениях… Каждое мгновение мы ожидаем, что чары рухнут. , потому что мы не знаем причин, почему это должно продолжаться. Но оно продолжается, пульс за пульсом, и мы плывем вместе с ним, пока также без причины не обнаруживаем, что дается энергия, что-то, чего мы не знаем, что позволяет нам собраться вместе, мы подмигиваем глазами, качаем головами, фоновые идеи становятся эффективными, и колеса жизни снова начинают вращаться.
[…]
Устранение этого состояния и есть то, что мы называем пробуждением внимания.
Джеймс предлагает такой же отрезвляющий взгляд на многозадачность. На вопрос о том, сколькими вещами мы можем заниматься одновременно — сколько «совершенно разрозненных систем или процессов зачатия может протекать одновременно» в нашем сознании, — он отвечает:
Не более одного, если процессы не очень привычны; но потом два или даже три, без особого колебания внимания. Однако там, где процессы менее автоматизированы… должны быть быстрые колебания ума от одного к другому без соответствующего выигрыша во времени.
[…]
Когда выжидающее внимание концентрируется на одном из двух ощущений, то другое имеет тенденцию быть вытесненным из сознания на мгновение и появиться позже; хотя на самом деле эти два события могли быть одновременными.
Акт сосредоточения внимания и способ его осуществления, утверждает Джеймс, отличают гениев от обычных людей:
Устойчивое внимание тем легче, чем богаче приобретениями и тем свежее и оригинальное мышление . В таких умах субъекты прорастают, прорастают и растут. Каждую минуту они радуют новым следствием и вновь приковывают к себе внимание. Но интеллект, не снабженный материалами, застойный, неоригинальный, вряд ли будет долго рассматривать какой-либо предмет. Взгляд исчерпывает возможности интереса. Обычно считается, что гении превосходят других людей в способности к постоянному вниманию… Их идеи сверкают, каждый предмет бесконечно разветвляется перед их плодотворным умом, и поэтому они могут часами пребывать в восторге.