Особенности и этапы когнитивного развития по теории Жана Пиаже — Блог Викиум
Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже. Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.
Основы когнитивной психологии
Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет).
Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:
- дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
- дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
- у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).
Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.
Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.
Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:
- сенсомоторная;
- предоперационная;
- операционная;
- стадия конкретных операций.
Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.
Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.
Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.
Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.
Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:
- игры, развивающие мелкую моторику;
- пазлы;
- конструкторы;
- мозаики;
- рисование, аппликации и другие виды творчества;
- речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.
Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:
- произношение услышанных слов наоборот;
- устный счет;
- воспроизведение событий, например, произошедших за день;
- поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
- визуализация информации, которую нужно запомнить;
- выполнение действий двумя руками одновременно.
Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.
Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.
Когнитивное направление в психологии развития
Предпосылки развития когнитивного направления.
Теория морального развития Л. Колберга.
Теория развития умений К. Фишера.
Развитие как решение задач (Р. Кейз).
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
7.1. Предпосылки развития когнитивного направления
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:
Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.
Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.
Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.
Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:
От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.
От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.
7.3. Теория морального развития л. Колберга
Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте).
Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.
Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).
1. Доморальному
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.
Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу
Логическая стадия | Моральная стадия |
Символическая, интуитивная мысль | Стадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится |
Конкретные операции, этап 1 | Стадия 1 — послушание из страха наказания |
Конкретные операции, этап 2 | Стадия 2 — наивный инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами |
Формальные операции, этап 1 | Стадия 3 — ориентация на менее значимых других, конформность (межличностная или групповая перспектива) |
Формальные операции, этап 2 | Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива) |
Формальные операции, этап 3 | Стадия 5А — утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 — ориентация на универсальный этический принцип |
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Ответы на вопрос «24. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.»
Психологи когнитивного направления исследуют познавательную деятельность человека в основном путем наблюдения. Они считают, что люди не просто реагируют на сигналы, но организуют, структурируют впечатления и придают им определенный смысл. Для них развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами.
Жан Пиаже (1896-1980) — яркий представитель когнитивного направления и детской психологии в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания (эпистемологией). Ж. Пиаже, ученик П. Жане, в начале XX века работал вместе с А. Бине и Т. Симоном в их парижской лаборатории по разработке тестов. Затем возглавлял Институт Жан Жака Руссо в Женеве и Международный центр генетической эпистемологии. Его привлекали не нормативы, а закономерности ошибочных ответов, и он применил метод клинической беседы или зондирующего интервью, чтобы выявить, что скрыто за неправильным ответом, а в анализе использовал логические модели.
Для иллюстрации своей теории Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения.Понимание сохранения вещества (объема, количества) при изменении формы, расположения, внешнего вида есть отделение существенных свойств предмета от несущественных.
Детям показывали два стакана с подкрашенной водой и спрашивали, одинаковое ли количество воды в двух стаканах. После того как ребенок соглашался, воду из одного стакана переливали в более высокий и узкий. Вновь задавали тот же вопрос. Дети до 6-7 лет говорили, что в высоком стакане воды больше. Даже если переливание повторяли несколько раз — все равно говорили, что в узком стакане больше. Только 7-8-летние замечали одинаковый объем. И это повторялось в разных странах и культурах.
Вариантами заданий были вопросы о количестве коровок и домиков на рисунке, которые то сдвигали поближе, то рассредоточивали на пространстве листа; два шарика пластилина, из которых один вытягивали в колбаску; два шнурка, из которых один делали извилистым и т. д. Снова и снова малыши не замечали постоянства предмета, считали, что он стал больше или меньше. То есть до определенного возраста дети верят своим глазам, а не логическим рассуждениям. А более старшие понимают, что как ни перемещай, объем или количество остаются прежними. Им доступно понятие «сохранение». Их знание исходит настолько же от логики, как и от внешних впечатлений.
Наблюдая детей раннего возраста, Ж. Пиаже заметил, что в игре они говорят сами с собой, и назвал такую речь эгоцентрической, не зависящей от других людей («Речь и мышление ребенка», 1923). Позднее он развил эту идею («Моральное суждение у ребенка», 1932), подчеркивая качественное своеобразие интеллекта детей, особую познавательную позицию — эгоцентризм. Суждения ребенка строятся на основе того, как он сам видит, он не умеет учитывать точку зрения и позицию другого. Пример тому — задача о трех братьях. Ребенка спрашивают, сколько у него братьев. Он отвечает: «Два — Пьер и Луи». А на вопрос «сколько братьев у Пьера?» ответить не может или говорит, что один. Развитие интеллекта есть преодоление эгоцентризма, децентрация.
Теория Ж. Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это — процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению — происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями. Это может быть новый способ рассмотрения, новые понятия или новая теория, объясняющая прежние и новые факты. Как в биологии: усвоение пищи — ассимиляция, но оно требует и жевательных движений, и выделения ферментов — это аккомодация. И в жизни приспособление к среде выражается в единстве этих двух процессов.
Основа психики — действия самого человека. Они организованы, структурированы и образуют схемы, то есть способы обработки информации, меняющиеся по мере взросления человека и накопления опыта. Схемы бывают вначале сенсомоторные (когда познают предмет через действия с ним), потом когнитивные, которые больше напоминают понятия (когда пытаемся определить, что это, для чего предназначено). Схема вырабатывается в действиях человека. «Схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом». Так ребенок, играя с камешками, выстраивает ряд и усваивает понятие числа.
Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теор
1.9. Стадии развития интеллекта Ж. Пиаже Период формальных операций 11 — 15 лет
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.
Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок теперь может мыслить гипотезами являющимися по своей сути описаниями различных возможностей, которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.
Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, то есть между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, то есть между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени, или формальными операциями, тогда как операции внутри предложения — конкретными операциями.
Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций. Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.
(PDF) Революция в когнитивной психологии развитии
хранения. Показано, что континуальность является базовой
характеристикой ментальной организации человека, определяющей
эффекты антиципации как в микро-, так и макрогенезе. Данные
результаты хорошо согласуются с представлениями о тесной
неразрывной связи перцептивных и мыслительных процессов,
которые не реализуются последовательно, а представлены в едином
процессе когнитивного анализа.
Современная когнитивная психология, начиная с работ
Дж. Брунера [4] , Р. Грегори [6], У. Найссера [10] и других исходит из
того, что процесс восприятия – это процесс принятия
интеллектуального решения, вне которого восприятия не существует.
Это решение не осознается (поэтому субъекту восприятия
представляется как непосредственно данное). Оно возможно лишь на
основании отнесения воспринимаемого объекта к тому или иному
классу предметов, к той или иной категории, начиная с категорий
объектов «стол», «стул», движение и кончая категориями
причинности. Некоторые из этих категорий (перцептивных гипотез)
образуются на основе врожденных организующих принципов
(субстанциональности и континуальности), другие формируются в
процессе опыта. Вот почему восприятие неотделимо от мышления и
имеет не только индивидуальный характер, но и родовой,
обобщенный, универсальный. Следовательно, низшие и высшие
уровни организации психического – не полярны, а находятся в
непрерывном взаимодействии [8]. В основе этой непрерывности
лежат принципы антиципации, единства восприятия, действия,
репрезентации.
Данные представления аргументировали первый тезис
революционных изменений.
Первый тезис революционных изменений состоит в том, что
младенец — не сенсомоторный индивид, лишенный упорядоченных
ментальных структур, погруженный в хаос ощущений, как ранее
полагалось. Младенец – репрезентативный индивид, наделенный
способностью структурировать и упорядочивать мир.
Сильным аргументом, подтверждающим данное заключение,
являются факты способности к антиципации у младенцев.
Источником несенсорной концептуальной активности у младенцев
является репрезентация пространственных характеристик объектов и
событий. Идея состоит в том, что перцептивный анализ
пространственной структуры может привести к ментальным
описаниям типа образных схем, которые становятся прекуссорами
концептов таких как «живое», «агент», «вместилище». Образные
схемы – репрезентации перцептивных структур событий, таких как
пространственные отношения и движение в пространстве, которые
Четыре стадии развития Piaget: что они означают?
Этапы Пиаже — это теория о том, как познание ребенка, то есть его знание и понимание мира, развивается в период между рождением и взрослой жизнью.
Жан Пиаже был ранним психологом, который специализировался на развитии детей с 1920-х годов. Пиаже развивал свои теории, наблюдая за детьми и делая заметки об их успехах.
Основная идея теории Пиаже состоит в том, что дети развиваются, действуя как «маленькие ученые», которые исследуют свой мир и взаимодействуют с ним, чтобы понимать людей, предметы и концепции.Они делают это естественным образом, даже без помощи взрослых.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут использовать их, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В этой таблице и следующих разделах описаны четыре стадии когнитивного развития Piaget:
Стадия | Возраст | Основная информация |
Сенсомоторная стадия | 0–2 года | Младенцы начинают понимать мир через свои чувства, касаясь, хватаясь, наблюдая и слушая. Младенцы развивают постоянство объектов (см. Ниже). |
Предоперационный этап | 2–7 лет | У детей развивается речь и абстрактное мышление. Дети начинают использовать символическую игру («притворяться»), рисовать картинки и рассказывать о том, что произошло в прошлом. |
Конкретный операционный этап | 7–11 лет | Дети изучают логические конкретные (физические) правила, касающиеся объектов, таких как рост, вес и объем. Дети изучают консервацию, идею о том, что объект, например вода или пластилин, остается неизменным, даже если его внешний вид меняется. |
Формальный операционный этап | 11+ | Дети изучают логические правила, чтобы понимать абстрактные концепции и решать задачи. |
С рождения до двух лет младенец начинает понимать окружающий мир, используя свои чувства и движения тела. Специалисты называют это сенсомоторной стадией.
Сначала ребенок использует свои основные рефлекторные движения, такие как сосание и размахивание руками, чтобы исследовать окружающую среду. Они также используют зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.
Как маленькие ученые, они собирают информацию из этого опыта и учатся различать людей, предметы, текстуры, взгляды и то, как они себя чувствуют в разных ситуациях.
Постоянство объекта
Самым продвинутым когнитивным достижением, которого достигает ребенок на этом этапе, является постоянство объекта.Постоянство объекта относится к тому моменту, когда младенец понимает, что объект все еще существует, даже когда он не может его видеть, обонять, осязать или слышать.
Постоянство объекта важно, потому что оно означает, что младенец развил способность формировать мысленный образ или представление объекта, а не просто реагировать на то, что он испытывает в своем непосредственном окружении.
На предоперационной стадии ребенок опирается на постоянство объекта и продолжает развивать абстрактные способы мышления. Это включает в себя развитие сложных языковых навыков и использование слов и поведения для представления объектов или событий, которые они пережили в прошлом.
В течение этого периода ребенок демонстрирует пять основных форм поведения:
- Подражание . Здесь ребенок может имитировать чье-то поведение, даже когда человека, которого он имитирует, больше нет перед ним.
- Символический люфт . Ребенок начинает использовать объекты как символы, проецируя свойства одного объекта на другой; например, притвориться, что палка — это меч.
- Чертеж . Рисование предполагает как имитацию, так и символическую игру. Он начинается с каракулей и перерастает в более точные абстрактные изображения предметов и людей.
- Ментальные образы . Ребенок может представить себе множество предметов. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы закрепить эти ассоциации в своей голове.
- Устное воспроизведение событий . Ребенок может использовать язык для описания и представления событий, людей или предметов из своего прошлого.
На предоперационном этапе ребенок эгоцентричен. Это означает, что они понимают мир только со своей точки зрения и изо всех сил стараются увидеть точки зрения других людей.
Конкретный операционный этап — еще один важный поворотный момент в когнитивном развитии ребенка. Ребенок основывается на абстрактной мысли и овладевает ею. Они становятся менее эгоцентричными и более рациональными.
На этом этапе ребенок приобретает способность разрабатывать и применять логические, конкретные правила к объектам (но не к абстрактным концепциям — это происходит на формальной операционной стадии).
Это включает лучшую способность классифицировать объекты по группам и подгруппам, способность понимать логический порядок, например рост и вес, а также понимание сохранения.
Сохранение
Сохранение — это понимание того, что объект может изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но оставаться таким же объектом.
Например, внешний вид воды меняется, когда кто-то наливает ее из короткого широкого стакана в высокую узкую бутылку, но сама вода не меняется.Теперь ребенок это понимает.
Поделиться на Pinterest На формальном этапе работы дети учатся использовать логику и создавать теории.На формальной операционной стадии, которая является заключительной стадией когнитивного развития, ребенок усваивает более сложные правила логики. Они могут использовать логические роли для понимания абстрактных концепций и решения проблем.
Теперь ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они выходят за рамки понимания объектов и фактов к решению проблем.Это включает в себя создание теорий о том, что возможно, на основе имеющихся у них знаний.
Теперь ребенок может использовать свои существующие знания, чтобы создавать новые теории о мире и делать прогнозы о том, что произойдет в будущем.
Следующие разделы объяснят несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает как часть своей теории.
Схема
Пиаже был первым, кто включил идею схемы в теорию когнитивного развития.Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок складывает, чтобы понять мир. Схема — это продукт опыта ребенка и может представлять объекты, события или концепции.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Сначала слово «собака» относится только к первой собаке, которую они встретят, но со временем это слово стало обозначать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое пушистое четвероногое животное собакой, прежде чем овладеет этой категорией.
Помимо создания новых схем, дети могут адаптировать свои существующие схемы на основе нового опыта.
По мере взросления дети формируют больше схем и адаптируют существующие схемы, чтобы позволить им лучше понимать мир. В этом смысле схемы — это способ структурирования приобретенных знаний.
Две ключевые концепции, относящиеся к схемам, — это ассимиляция и приспособление:
- Ассимиляция — это когда ребенок использует уже существующую схему для понимания нового объекта или ситуации.
- Приспособление — это когда ребенок адаптирует уже существующую схему к новому опыту или объекту. Этот процесс более сложен в умственном плане, чем ассимиляция.
Уравновешивание
Уравновешивание мотивирует ребенка продолжать этапы когнитивного развития.
Когда ребенок переживает ассимиляцию, его взгляд на мир неточен, и он находится в состоянии дисбаланса. Это побуждает ребенка усваивать новую информацию, достигать состояния равновесия.
Своей теорией Пиаже внес значительный вклад в то, как люди думают о развитии ребенка. Однако не обошлось и без критики, например:
- Существуют противоречивые данные об этих четырех стадиях у разных детей.
- Данные свидетельствуют о том, что дети могут выполнять определенные когнитивные задачи в более раннем возрасте, чем это возможно по мнению Пиаже.
- Теория Пиаже не учитывает другие факторы, влияющие на когнитивное развитие, такие как социальные и культурные влияния.
- Пиаже не указывает, какие психологические процессы вызывают эти изменения в развитии.
Теория Пиаже основана на идее, что дети, как маленькие ученые, должны исследовать, взаимодействовать и экспериментировать, чтобы получить информацию, необходимую для понимания своего мира.
Воспитатели и педагоги могут применить теорию Пиаже на практике, предоставив детям множество возможностей для изучения окружающей их среды. Это включает в себя предоставление им возможности учиться методом проб и ошибок и экспериментируя с окружающей средой.
На ранних стадиях люди могут помочь ребенку лучше учиться, давая ему новые и интересные игрушки для игры и отвечая на вопросы, которые они задают о мире. Предоставление сложных новых предметов и ситуаций может создать дисбаланс, который побуждает ребенка учиться достигать равновесия.
На более поздних этапах словесные головоломки, задания на решение проблем и логические головоломки помогут их когнитивному развитию.
Позволение ребенку общаться с другими детьми также может помочь улучшить их обучение, особенно детей, находящихся на той же или немного более высокой стадии развития, что и они сами.
Теория когнитивного развития Пиаже оказала значительное влияние на то, как люди сегодня понимают развитие детей. Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различных стадии когнитивного развития от рождения до взрослой жизни.
Каждый этап включает определенные этапы, на которых ребенок демонстрирует более сложное понимание мира. Пиаже считает, что развитие происходит через постоянное стремление к расширению и адаптации схем или представлений о мире.Однако некоторые люди критиковали теорию Пиаже.
Люди могут также изучить другие теории когнитивного развития, такие как теории Выготского и Монтессори.
Ima Образец Сравнение Пиаже и Выготского На методы и подходы к обучению большое влияние оказали исследования Жана Пиаже и Льва Выготского.Оба внесли свой вклад в сферу образования, объяснив стили и способности когнитивного обучения детей. Хотя Пиаже и Выготский могут по-разному относиться к когнитивному развитию детей, оба предлагают педагогам хорошие советы о том, как преподавать определенный материал соответствующим образом. Пиаже предположил, что когнитивное развитие от младенца к молодому взрослому происходит в четыре универсальных и последовательных этапа: сенсомоторный, предоперационный, конкретные операции и формальные операции (Woolfolk, A., 2004). В возрасте от 0 до 2 лет ребенок находится на сенсомоторной стадии. Именно на этой стадии ребенок познает свой мир через чувства и движения. Во время последней части сенсомоторной стадии у ребенка развивается постоянство объекта, то есть понимание того, что объект существует, даже если он находится вне поля зрения (Woolfolk, A., 2004). Ребенок также начинает понимать, что его или ее действия могут вызвать другое действие, например, ударить ногой по мобильному, чтобы заставить его двигаться.Это пример целенаправленного поведения. Дети на сенсомоторной стадии могут обратить вспять действия, но еще не могут обратить вспять мышление (Woolfolk, A. , 2004). Считается, что ребенок на втором и седьмом году жизни находится на предоперационной стадии. Пиаже заявил, что на этом этапе ребенок еще не овладел способностью к мыслительным операциям. У ребенка на дооперационном этапе еще нет способности продумывать действия (Woolfolk, A., 2004). Дети на этой стадии считаются эгоцентричными, что означает, что они предполагают, что другие разделяют их точку зрения (Woolfolk, A. 2004). Из-за эгоцентризма дети на этой стадии участвуют в коллективных монологах, в которых каждый ребенок разговаривает, но не взаимодействует с другими детьми (Woolfolk, A. 2004). Еще один важный аспект предоперационного этапа — приобретение навыка консервации. Дети понимают, что количество чего-либо остается неизменным даже при изменении его внешнего вида (Вулфолк, А., 2004). Ребенок на предоперационной стадии не сможет решить знаменитую задачу Пиаже о сохранении жидкости и объема, потому что он или она еще не развили обратимое мышление, «думая задом наперед, от конца к началу» (Woolfolk, A. , 33 ). Бетонные работы происходят в возрасте от семи до одиннадцати лет. Согласно Пиаже, учащиеся старших классов начальной школы лучше всего учатся, изучая практические открытия, работая с материальными объектами.На этом этапе также начинают формироваться процессы мышления. Пиаже заявил, что на этом этапе приобретаются три основных навыка рассуждения: идентичность, компенсация и обратимость (Woolfolk, A., 2004). К этому времени ребенок узнает, что «человек или объект остается неизменным с течением времени» (идентичность), и одно действие может вызывать изменения в другом (компенсация) (Woolfolk, A., 2004). Этот ребенок понимает концепцию последовательного упорядочивания объектов по определенным физическим аспектам. Ребенок также может классифицировать предметы, сосредотачиваясь на определенном аспекте и соответствующим образом группируя их (Woolfolk, A., 2004). Заключительный этап когнитивного развития Пиаже — это формальные операции, происходящие с одиннадцати лет до зрелого возраста. Люди, достигшие этой стадии (а не все, по мнению Пиаже), способны мыслить абстрактно. Они достигли таких навыков, как индуктивные и дедуктивные способности рассуждений. Люди на стадии формальных операций используют множество стратегий и ресурсов для решения проблем. У них развито сложное мышление и навыки гипотетического мышления.С помощью гипотетико-дедуктивного мышления можно определить факторы проблемы и вывести решения (Woolfolk, A., 2004). Люди на этой стадии также представляют наилучшие возможные решения или принципы, часто благодаря способности мыслить идеально (Woolfolk, A., 2004). Приобретение мета-познания (мышление о мышлении) также является определяющим фактором для этих людей в формальных операциях. На основе предложенных Пиаже этапов и уровней способностей на каждом из них были предложены определенные стратегии обучения для преподавания в школе мысли Пиаже.На предоперационном этапе учитель должен будет использовать действия и словесные инструкции. Поскольку ребенок еще не освоил умственные операции, учитель должен продемонстрировать свои инструкции, потому что ребенок еще не может мыслить через процессы. Использование наглядных пособий при сохранении краткости инструкций принесет ребенку наибольшую пользу на этом этапе (Woolfolk, A., 2004). Практические занятия также помогают усвоить будущие сложные навыки, как упоминается в тексте, понимание прочитанного (Woolfolk, A., 2004). Учитель должен осознавать тот факт, что эти дети, согласно Пиаже, все еще эгоцентричны и могут не осознавать, что не все разделяют одинаковые взгляды (Woolfolk, A., 2004). Обучение детей этапу конкретных операций также предполагает практическое обучение. Студентам предлагается проводить эксперименты и тестирование объектов. Выполняя эксперименты и решая задачи, учащиеся развивают навыки логического и аналитического мышления (Woolfolk, A., 2004). Учителя должны давать краткие инструкции и конкретные примеры, а также давать время для практики. С такими навыками, как классификация, компенсация и сериализация, развивающиеся на этом этапе, учителя должны предоставлять широкие возможности для организации групп предметов на «все более сложных уровнях» (Woolfolk, A. , 37). Обучение тех, кто находится на стадии формальных операций, включает в себя предоставление студентам возможности совершенствовать свои навыки научного мышления и решения проблем, как это было начато на стадии конкретных операций.Студентам следует предлагать открытые проекты, в которых они исследуют множество решений проблем. Этим студентам следует часто предоставлять возможность исследовать гипотетические возможности. Как говорится в тексте, учителя должны преподавать «общие концепции» материала, связывая его со своей жизнью. Предполагается, что идеализм приобретается человеком на стадии формальных операций; поэтому понимание широких концепций и их применение в жизни помогает в реализации идеальных концепций. Пиаже также предположил, что ребенок действует в своей собственной среде для обучения. Социальное взаимодействие происходит в основном для того, чтобы увести маленького ребенка от эгоцентризма. Также важно отметить, что Пиаже утверждал, что ребенок либо поддерживает психическую структуру для сохранения, например, либо нет. Ребенка на предоперационной стадии нельзя было научить понимать эксперимент с объемом жидкости; она не обладает психологической структурой ребенка в конкретных операциях. В рамках своего познавательного развития дети также разрабатывают схемы, которые являются мысленными представлениями людей, предметов или принципов. Эти схемы могут быть изменены или изменены посредством того, что Пиаже называл ассимиляцией и приспособлением. Ассимиляция — это информация, которую мы уже знаем. Приспособление предполагает адаптацию имеющихся знаний к тому, что воспринимается. Нарушение равновесия возникает, когда новые знания не соответствуют накопленным знаниям. Когда кто-то достигает того, что Пиаже называл равновесием, происходит ассимиляция и приспособление, чтобы создать новую стадию развития (Woolfolk, A., 2004). Изучая концепцию консервации, ребенок должен сначала «побороть» мысль о том, что количество жидкости в цилиндрах не изменилось (нарушение равновесия). После усвоения нового знания наступает равновесие, и ребенок может перейти к новому когнитивному этапу (конкретным операциям). Примерно в это время другой психолог предлагал свои взгляды на когнитивное развитие ребенка. Лев Выготский предложил альтернативу стадиям когнитивного развития Пиаже.Социокультурная теория развития Выготского оказала большое влияние на психологию и образование (Woolfolk, A., 2004). Эта теория утверждала, что учащиеся учатся через социальное взаимодействие и свою культуру, что сильно отличается от теории Пиаже, согласно которой дети воздействуют на свое окружение, чтобы учиться. Посредством того, что Выготский называл «диалогами», мы социально взаимодействуем и общаемся с другими, чтобы познать культурные ценности нашего общества. Выготский также считал, что «человеческая деятельность происходит в культурных условиях и не может быть понята отдельно от этих условий» (Woolfolk, A., 45). Таким образом, наша культура помогает формировать наши познания. Благодаря этим социальным взаимодействиям мы движемся к более индивидуализированному мышлению. Совместно сконструированный процесс вовлекает людей, взаимодействующих во время совместной деятельности, обычно для решения проблемы (Woolfolk, A., 2004). Когда ребенок получает помощь в этом процессе, он или она может в будущем использовать более эффективные стратегии, если возникнет аналогичная проблема. Совместно построенные диалоги приводят к интернализации, которая, в свою очередь, ведет к независимому мышлению (Woolfolk, A., 2004). Строительные леса — еще один принцип Выготского в социокультурной перспективе. Создание строительных лесов включает в себя предоставление учащемуся подсказок или подсказок для решения проблемы, чтобы позволить учащемуся лучше подходить к проблеме в будущем (Woolfolk, A., 2004). В то время как Пиаже предполагал, что у ученика еще нет ментальных структур для решения такой проблемы, Выготский предлагал поддержку или стратегии в форме строительных лесов, чтобы ученик попытался решить проблему. Развитие языка считается основным принципом социокультурной теории Выготского. Язык определенной группы людей указывает на их культурные убеждения и систему ценностей. Например, племя, в котором много слов означает «охота», указывает на то, что охота является важным аспектом их жизни. В тексте говорится, что дети изучают язык так же, как дети изучают когнитивные навыки. Выготский утверждает, что у людей могут быть «встроенные в язык предубеждения, правила и ограничения, которые ограничивают количество рассматриваемых возможностей» (Woolfolk, A., 2004). Мышление ребенка относительно этих языковых ограничений очень важно для языкового развития (Woolfolk, A., 2004). Другой аспект языкового развития связан с частной речью. Личная речь — это разговор с самим собой, который дети (и взрослые) могут использовать для направления действий и помощи в мышлении. В то время как Пиаже может рассматривать частную речь как эгоцентрическую или незрелую, Выготский понимал важность самостоятельной речи. Считается, что личная речь представляет собой самоуправляемую регуляцию и общение с самим собой и становится интернализованной примерно через девять лет (Woolfolk, A. , 2004). Выготский также подчеркивал важность культурных инструментов в познании. Культурные инструменты могут быть любым технологическим инструментом или любым символическим инструментом, который помогает в общении (Woolfolk, A., 2004). Язык, средства массовой информации, телевидение, компьютеры и книги — это лишь небольшая часть всех культурных инструментов, доступных для решения проблем или обучения. Обработка более высокого уровня «опосредуется психологическими инструментами, такими как язык, знаки и символы» (Woolfolk, A., 2004). Получив совместно созданную помощь, дети усваивают использование культурных инструментов и могут лучше использовать эти инструменты в будущем самостоятельно (Woolfolk, A., 2004). Другой принцип Выготского в обучении касается зоны ближайшего развития. Как и Пиаже, Выготский считал, что есть некоторые проблемы, недоступные для понимания ребенком. Однако Выготский, напротив, считал, что при надлежащей помощи и поддержке дети могут решить задачу, которую Пиаже сочтет за пределами умственных способностей ребенка. Зона — это область, в которой ребенок может выполнить сложную задачу при соответствующей помощи (Woolfolk, A., 2004). Пиаже и Выготский также различаются своим подходом к открытому обучению. Пиаже выступал за открытие обучения с минимальным вмешательством учителя, в то время как Выготский продвигал направленные открытия в классе. Управляемое открытие предполагает, что учитель задает учащимся интригующие вопросы и заставляет их находить ответы посредством проверки гипотез (Woolfolk, A., 2004). Студенты вовлечены в процесс открытия; однако они по-прежнему получают помощь из более осведомленных источников. Учитель, использующий методы Выготского для обучения, будет очень активным участником в обучении своих учеников. Учитель применял технику возведения строительных лесов, оказывая помощь и предлагая обратную связь при передаче новой информации (Woolfolk, A., 2004). Учителя также должны убедиться, что учащимся предоставляются соответствующие инструменты для обучения. Студентов следует научить пользоваться такими инструментами, как компьютер, справочники и графики, чтобы лучше использовать эти инструменты в будущем (Woolfolk, A., 2004). Обучение по методу Выготского также включает групповое обучение или обучение коллег (Woolfolk, A., 2004). Попросив учащихся наставлять друг друга с помощью диалогов и подмостков, учащиеся могут начать усваивать новую информацию и лучше понять материал. Я считаю, что и Пиаже, и Выготский предоставили педагогам важные взгляды на когнитивное развитие ребенка. Пиаже предположил, что дети проходят стадии когнитивного развития посредством созревания, методов открытий и некоторых социальных передач через ассимиляцию и приспособление (Woolfolk, A., 2004). Теория Выготского подчеркивала важность культуры и языка для когнитивного развития. Что касается двух когнитивных теорий, я бы более склонен применить принципы Выготского к моему классу. Я считаю, что такие принципы, как строительные леса, совместно построенные знания, диалог и культурные инструменты, являются важными компонентами приобретения знаний учащимся. Помогая студентам в их зоне ближайшего развития, мы предлагаем им полезные стратегии обучения, которые они усваивают и используют позже.Пиаже предложил множество применимых образовательных стратегий, таких как обучение открытию с упором на деятельность и игру. Однако Выготский включил важность социальных взаимодействий и совместно созданную базу знаний в теорию когнитивного развития. В заключение, учитель должен сосредоточить внимание на оказании помощи нуждающимся учащимся и предоставлении культурных инструментов в качестве образовательных ресурсов. Учителя должны обеспечивать групповое обучение и взаимное обучение, чтобы учащиеся могли поддерживать друг друга в процессе открытия.Особенно в сегодняшнем разнообразном классе учитель должен внимательно относиться к культурному происхождению и языку своего ученика и быть активным участником в формировании его знаний. Цитируемые работы Вулфолк, Анита. (2004). Психология образования . (9-е изд). Бостон: Аллин и Бэкон. Вернуться на страницу курса |
(PDF) Теория когнитивного развития Пиаже: критический обзор
Азиатский институт исследовательского образования Ежеквартальные обзоры Vol.2, No 3, 2019
6
Бауэр, П. Дж., Ларкина, М., и Деокампо, Дж. (2011). Раннее развитие памяти. В У. Госвами (ред.), Справочник Вили-Блэквелла
по когнитивному развитию детей, второе издание (2-е изд.). Нью-Йорк:
Wiley-Blackwell.
Бейлин, Х. (1992). Неизменный вклад Пиаже в психологию развития. Психология развития,
28 (2), 191–204. https://doi.org/10.1037/0012-1649.28.2.191
Берк, Л.Э. (2006). Развитие ребенка. Бостен: Pearson Education, Inc.
Бернштейн Д. А., Кларк-Стюарт А. и Рой Э. Дж. (2008). Психология. США: Хоутон Миффлин.
Биделл Т. Р. и Фишер К. В. (1992). Вне сценических дебатов: действие, структура и изменчивость в теории и исследованиях Пиаже
. В Р. Р. Штернберг и К. А. Берг (ред.), Интеллектуальное развитие. Нью-Джерси:
Cambridge University Press.
Бьорклунд, Д. Ф. (2012).Мышление детей: когнитивное развитие и индивидуальные различия. Belmont,
США: Wadsworth, Cengage Learning.
Бьорклунд, Д. Ф., и Блази, К. Х. (2012). развитие детей и подростков. Белмонт, США: Wadsworth, Cengage
Learning.
Бремнер, Дж. Г. (2010). Когнитивное развитие: знание физического мира. В Дж. Г. Бремнер и Т. Д.
Wachs (ред.), Справочник Вили-Блэквелла по развитию младенцев. Молден: Blackwell Publishing Ltd.
Батлер-Боудон, Т. (2007). 50 классиков психологии. Лондон: Николас Брили.
Бирнс, Дж. П. (1988). Формальные операции: систематическая переформулировка. Обзор развития, 8 (1), 66–87.
https://doi.org/10.1016/0273-2297(88)