Понятие самооценка: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Содержание

Понятие самооценка — Сайт инновационной площадки ГБДОУ детский сад №20 Красногвардейского р-на СПб

Понятие самооценки в трудах зарубежных и отечественных психологов

По мнению М. Розенберга самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». /Розенберг М. «Шесть столпов самооценки» 1994./

Самооценка, согласно мнению У. Джеймса – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение.Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с

В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.

А.Г. Спиркин отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И.С. Кона самооценки человека — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007. С.45-96.

Л.В. Бороздина считает, что самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей. /Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100./

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний. /Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с./

По мнению А.И.Липкиной, самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. /Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с./

Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В.С.Агаповым, который в своем исследовании придерживается следующей позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает»./ Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 М.1999. – 495 с./

https://www.b17.ru/blog/43905/

Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование в дошкольном возрасте. | Методическая разработка:

Перечень игр на формирование положительной самооценки

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

2.Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3.Игра «Настроение»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

4. Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

5. Игра «Комплименты»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

6. Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

  1. Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

  1. Упражнения «Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе.

Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я…». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание…» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

  1. Упражнение «Назови и покажи»

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает — все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

  1. Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок».

Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

                                                                                                       Приложение 10

Содержание программы «Согласие»

(Фрагменты  программы)

        Дидактическая игра «Мы — разные».

        ЦЕЛЬ. Развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности детей.

        ОПИСАНИЕ. Дети вместе с ведущим встают в круг. Ведущий задает вопросы:

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый маленький?

У кого самые темные (светлые) волосы?

У кого на голове есть бант (два банта)?

У кого на одежде есть большие пуговицы?

У кого в одежде присутствует красный, (синий, зеленый и пр.) цвета?

У кого из детей одинаковая обувь? и т.п.

        Ведущий, подводя итоги ответов, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, объясняет им понятие «разные», он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых цвет глаз. Дети определяют цвет глаз друг у друга. Ведущий рассказывает детям о глазах человека, какого цвета они бывают. Какое настроение выражают (показать цветные фотографии), для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеётся, как и почему мы плачем?

        На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже по отношению к носу, рту, ушам и др.

Игра «Поводырь».

        ЦЕЛЬ: Воспитывать умение общаться друг с другом.

        ОПИСАНИЕ. Игра в парах.

        Один из участников — «слепой», второй — ого «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы; стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» провести его так, чтобы тот не столкнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Маршрут можно менять.

        Игра способствует развитию доверительного отношения друг к другу,

        «Поводырь» испытывает чувство лидерства и ответственности за другого человека. Способствует повышению самооценки. Учит общаться вербальным и тактильным способом.

        

Игра «Обезьянка и зеркало».

        ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. Игра в парах. Один из участников «обезьянка», другой — «зеркало». «Обезьянка» — кривляется перед, зеркалом, совершая различные движения. «Зеркало» — должно синхронно повторить движение за «обезьянкой».

Тоже, что и в «Магазине зеркал»

Игра «Слушай команду».

        ЦЕЛЬ; развитие способности и сосредоточению.

        ОПИСАНИЕ: Дети маршируют под музыку. Затем, музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду: «Сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки, положить руку на плечо) и т.п. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

        Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролирует себя.

Игра «Паровозик».

        ЦЕЛЬ: сплочение группы.

        ОПИСАНИЕ: Ведущий: «Все вы были в лесу. Там встречаются различные препятствия: кочки, канавы, ручейки, поваленное дерево и т.п.

        Каждый из вас может очень просто преодолеть любое такое препятствие: перепрыгнуть через канаву, (ручеёк), пройтись по бревну, перешагнуть через поваленное дерево. А сможете ли вы преодолеть препятствия все вместе — паровозиком, так чтобы не потерять ни одного вагончика. Каждый из вас сейчас будет вагончиком, а все вместе мы — паровозик».

        Дети цепляются друг за друга. Главный первый вагон. «Паровозик» преодолевает препятствия: идет по жердочке — воображаемому бревну, перешагивает через канаву две, параллельно лежащие скакалки, и т.п. Игра заканчивается, когда кто-то отпустил руки — произошло «крушение поезда». Если все препятствия преодолены, ведущий поздравляет ребят и говорит: что группа у них очень дружная.

        Игра создает положительный эмоциональный фон. Повышается уверенность в себе, снижается тревожность. Происходит сплочение группы, появляется чувство «Мы», взаимопомощь, развивается произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного. У «первого вагончика» развивается самостоятельность, уверенность в себе, ответственность за благополучие: и безопасность других.

Игра в мяч «Назови ласково».

        ЦЕЛЬ; научить детей ласково обращаться друг к другу.

        ОПИСАНИЕ: Дети садятся в круг вместе с ведущим.

        а) Мяч перекатывается от одного ребенка к другому. К кому попал мяч, должен назвать себя ласково.

        б) Кто отдает мяч, должен назвать ласково того, кому мяч направляется.

        Игра дает возможность судить о возникших симпатиях и антипатиях в группе, воспитывает доброжелательнее отношение друг к другу;

Игра «Я самый хороший».

        ЦЕЛЬ: научить детей говорить о себе.

        ОПИСАНИЕ. Дети сидят в кругу, передают друг другу какую-либо игрушку, у кого игрушка в руках, говорит: «Я самый хороший, потому, что…

Ведущий межет помочь ребенку подсказав ere хорошие качества.

Игра заставляет задуматься о себе, повышает самооценку.

Игра «Окажи внимание другому ».

        ЦЕЛЬ: учить детей говорить хорошо о другом.

        ОПИСАНИЕ. Дети садятся в круг и по очереди говорят что- нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п.

        В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…».

        Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания. Повышает уверенность в себе.

Игра «На льдине»

        ЦЕЛЬ: Дать детям возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку.

        ОПИСАНИЕ. На полу расстилается газета-«льдина». Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы оказались посреди океана на льдине, которая все время становится меньше. Все дети стараются поместиться на этой «льдине», Затем газета рвется пополам — дети опять пытаются поместиться на этой льдине.

        Можно детей поделить на две группы. Каждая группа «спасается» на своей «льдине». Выигрывает та группа, чья «льдина меньше, а количество «спасенных» больше.

        Игра позволяет прочувствовать и испытать взаимовыручку и взаимопомощь, раскрепощает, Формируется командное чувство и ответственность каждого за конечный результат. Повышает самооценку.

Дидактическая игра «Не поделили игрушку»

        ЦЕЛЬ: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

        ОПИСАНИЕ. Ведущий сообщает детям, что сегодня рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Достает новые игрушки, они все разине и заметно отличается друг от друга. Ведущий предлагает разобрать их, а сам наблюдает за детьми со стороны. Дети, как правило, стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому будет принадлежать та, или иная игрушка. Ведущий успокаивает ребят и предлагает разобраться в сложившейся ситуации, всем вместе:

        Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много?

        Ведущий предлагает детям для обсуждения следующие варианты разрешения конфликтной ситуации:

  1. отдать игрушку тому, кто взял первым.
  2. никому не давать игрунку, чтобы не было обидно.
  3. играть всем: вместе (распределяя рели).
  4. посчитаться.
  5. играть в игрушку по очереди.
  6. отдать игрунку Кате, потому что она часто бывает грустной.

        Дети вместе с ведущим обсуждают вариант возможного решения, сложившейся конфликтной ситуации. Ведущий выслушивает все предложения.

        В ходе обсуждения дети прислушиваются друг к другу. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас усомниться в правильности своего первого предложения. Дети могут сами выбрать нужное решение, а если они затрудняются в этом, ведущий ненавязчиво подскажет им правильный выбор.

Игра «Нам не тесно».

        ЦЕЛЬ: учить детей избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

        ОПИСАНИЕ. Ведущий кладет на пол скакалку или веревку и говорит:

1.  Это будет наш дом. Отсюда ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу. Ведущий кладет в противоположный конец, комнаты другую

2. Скакалку (веревку) параллельно первой: «Здесь остановятся дети». Дети строятся у первой веревочки (стартовой линии).

Ведущий произносит слова, под которые дети будут выполнять движения. Затем предлагает повторить их вместе.

        Слова и движения:

Ножки, ножки,

Дети двигается по направлению ко второй линии

Шли по дорожке,

Шли лесочком

Прыг-скок, прыг-скок,

 Прыгают на двух ногах ко второй линии — 4прыжка

Прискакали на лужок,

Останавливается, приседают на корточки

Потеряли сапожок. Поворачивается то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!» — говорит ведущий, и все бегут обратно к исходной скакалке: (веревке?).

        Все игровые действия выполняется детьми одинаково и одновременно.

        Необходимо помогать детям, соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей трудно.

        Дети, двигаясь вместе в ограниченном пространстве, и в одном направлении учатся не толкаться, считаться друг с другом. Подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей, способствует формирований коллектива.

Определите 7 основных концепций самооценки

«Думаете ли вы, что можете или думаете, что не можете — вы правы». – Генри Форд

Самоуважение связано с вашим благодарным и реалистичным мнением о себе. Когда мы заходим слишком далеко в любом направлении на континууме самооценки, мы движемся либо к саморазрушительному стыду, либо к саморазрушительной гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства требует баланса между этими двумя полюсами.

Вы можете отождествлять себя с моментами в жизни, когда вы испытывали непреодолимое чувство гордости за достижение, а также с моментами, когда вы испытывали невероятное чувство стыда. Обе эти эмоции могут быть подавляющими и не могут поддерживаться в долгосрочной перспективе. Вот почему так важно работать над культивированием реалистичной и сбалансированной оценки себя. Это состояние, которое можно поддерживать с течением времени, ведет к спокойному чувству покоя и удовлетворенности.

Рабочая тетрадь по самооценке (Shiraldi, 2001) предлагает понимание 7 основных концепций, связанных с самооценкой:

(1)   Личность вопрос, «Кто я?» Некоторые люди могут ответить на этот вопрос такими словами, как: мать, муж, писатель, студент или сын. Все это ярлыки, которые мы навешиваем на себя как части того, кем мы являемся. Эти ярлыки дают нам представление о том, кто мы есть в разных контекстах и ​​ситуациях.

Иногда мы больше отождествляем себя с разными частями себя в зависимости от того, с какой группой друзей мы находимся, в профессиональном или социальном контексте. Это нормально и здорово. Ярлыки, которые мы прикрепляем к своей идентичности, могут стать проблематичными, когда мы чрезмерно отождествляем себя с какой-либо одной ролью (например, студентом), а затем, когда мы перестаем быть студентом, мы чувствуем пустоту или отсутствие связного «я». Решение этой потенциальной проблемы состоит в том, чтобы убедиться, что у нас есть разнообразный набор интересов и отношений, чтобы мы видели себя «больше, чем» любые одна часть нас самих.

(2)   Благодарность

Это относится к нашей способности ценить, радоваться и выражать благодарность за то, что у нас есть: личные сильные стороны, достижения и отношения. Важно помнить, что часть признательности, связанная со здоровым чувством собственного достоинства, включает в себя точную оценку качества/ценности кого-то/чего-то.

Когда мы идеализируем кого-то/что-то, мы ложно приписываем этому человеку/вещи положительные качества, которыми они на самом деле не обладают. С другой стороны, когда мы обесцениваем кого-то/что-то, мы ложно приписываем человеку/вещи отрицательные качества, которых на самом деле у него нет. Практика осознанности побуждает нас взять на себя роль наблюдателя, что может усилить способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

(3)   Принятие

Это включает в себя способность получать вещей от других благоприятным образом. Многим людям очень трудно получать что-то от других — комплименты, услуги, любовь, благодарность и т. д. В этом случае может быть полезно подумать о том, когда вы узнали о том, что вы не заслужили или чувствовали себя неловко, получая от других. В нашей природе получать удовольствие от любви и признательности от других, и когда это чахло или болезненно, стоит задуматься, откуда взялись эти ложные убеждения.

Самопринятие включает в себя способность верить и принимать себя в благоприятном свете. Это может быть трудно, когда есть части личности, против которых мы принципиально настроены или испытываем сильный стыд. Чтобы построить здоровую самооценку, крайне важно работать над способностью честно признавать все части себя и принимать все эти разрозненные части. Когда есть части личности, которые кажутся непростительными или неприемлемыми в некотором роде, пора начинать процесс 9. 0003 прощение . Как только мы простим себя, мы сможем выбрать какими мы хотели бы быть другими в движении вперед.

(4)   Уверенность в себе

Это относится к общей вере в свои способности и связано с компетентностью и самоэффективностью. По мере того, как мы становимся более компетентными в различных сферах жизни, результатом является естественный рост уверенности в себе. Хитрость в том, что для того, чтобы стать более компетентными, мы должны быть готовы принять риск связан с попытками новых вещей и упорством перед лицом поражения или невзгод.

Кто-то с сильным чувством уверенности в себе может иметь глубоко укоренившуюся веру в то, что при наличии времени, практики и опыта каждый может достичь практически всего. Хотя успех редко приходит быстро или полностью, решение упорствовать и продолжать двигаться в направлении своих целей является началом развития уверенности в себе. Дело не в скорости, а в продолжении движение в направлении ваших целей.

(5)   Гордость

Гордость бывает двух видов: саморазрушительная и здоровая. Когда человек погружен в пагубную гордость, у него возникает чувство превосходства или большей ценности, чем у других людей. Эти люди обычно кажутся другим высокомерными или неприятными и часто трагически не осознают собственного высокомерия. Этот нездоровый тип гордыни обычно коренится в страхе и неуверенности, а также в чрезмерной потребности восхищаться другими.

На противоположном конце спектра находится здоровая гордость, которая представляет собой реалистическое чувство собственной значимости или достоинства. Человек со здоровым чувством гордости обладает самоуважением и испытывает как благодарность, так и восторг от своих личных достижений, талантов или служения. Здоровая гордость культивируется, когда вы позволяете себе гордиться своими достижениями и тяжелой работой без необходимости приукрашивать факты. Эти люди осознают свои сильные стороны и свои слабости и довольны похвалой от себя и других.

(6) Смирение

Как и в случае с гордыней, существует два типа смирения: саморазрушительное смирение и здоровое смирение. Обреченное на провал смирение включает в себя полное отсутствие самоуважения – чувство собственной бесполезности, бесхарактерности или презрения. Иногда люди предпочитают чрезмерно размышлять, что может привести к чувству обреченного на провал смирения. Размышление о болезненных событиях прошлого или неприятных истинах о себе редко что-то решает.

(7) Эгоизм

Некоторые люди путают самооценку с эгоизмом. Истинная цель самооценки состоит в том, чтобы превзойти себя, а не чрезмерно сосредотачиваться на себе. Не «эгоистично» гордиться собой, делая что-то великое, и не «эгоистично» чувствовать, что вы заслуживаете любви или уважения. Вспомните из предыдущих базовых концепций самооценки, что эти конструкты существуют в континууме .

Важно помнить, что 9Баланс 0003 является неотъемлемым аспектом здоровой самооценки. Избыток эгоизма ведет к высокомерию, самолюбию и отсутствию сострадания к другим. Слишком мало эгоизма приводит к тому, что другие могут использовать себя, действовать против собственных интересов и упускать заслуженные возможности.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Schiraldi, G.R. (2001). Рабочая тетрадь по самооценке. , Окленд, Калифорния: New Harbinger Publications, Inc.

«Я-концепция — это фактическое описание того, как вы воспринимаете себя. Если ваше восприятие искажено, это описание может быть не точным описанием вас, но ЯВЛЯЕТСЯ точным утверждением того, что вы думаете о себе».

Твитнуть

Читайте также: 20 шагов к повышению самооценки

У всех нас есть чувство собственного достоинства. Является ли это самоощущение положительным или отрицательным, зависит от нашего жизненного опыта, нашего восприятия и оценки самих себя. Если бы наша самооценка всегда была точной, мне не нужно было бы писать эту статью. Однако проблема в том, что наше восприятие самих себя часто искажено.

Предыдущий опыт может исказить это восприятие. Например, человек, выросший в перфекционистской семье, может считать себя всегда несоответствующим ожиданиям семьи. В результате, какой бы успешной она ни была, она считает себя неудачницей.

Или мальчик, к которому постоянно пристают его старшие братья: «Какой глупый!» или «Какой придурок!» Он может поверить в эти ярлыки о себе. К сожалению, люди, которые верят определенным ярлыкам, часто оправдывают или принижают эти ярлыки. Ярлыки могут создать самоисполняющееся пророчество ожиданий. Он считает себя глупым, поэтому никогда не пытается доказать обратное.

ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ?

Я-концепция — это фактическое описание того, как вы воспринимаете себя. Если ваше восприятие искажено, это описание может быть неточным описанием вас, но ЯВЛЯЕТСЯ точным заявлением о том, что вы думаете о себе.

Я-концепция основана на самоуважении и самоэффективности. Если у человека низкая самооценка, самооценка может быть перекошена в сторону негативного описания. Некоторые аспекты я-концепции могут быть чисто констатацией факта, например, «у меня есть высшее образование» или «я не танцую» без какой-либо оценки того, хорошо это или плохо.

На самом деле, люди с хорошей самооценкой и самоэффективностью часто способны распознать свои ограничения без вынесения суждений. Например, фраза «У меня плохое чувство направления» может быть просто констатацией факта, без хорошего или плохого настроения по этому поводу.

ЧТО ТАКОЕ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоуважение – это отношение или уважение, которое человек испытывает к себе. Говорят, что человек с положительными чувствами к себе имеет высокую самооценку. Однако самооценка может относиться как к очень конкретным областям, так и к общему самоощущению. Например, у человека может быть низкая самооценка в отношении физической привлекательности и высокая самооценка в отношении способности хорошо выполнять работу.

ЧТО ТАКОЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ?

Самоэффективность — это вера человека в свою способность достичь определенной цели или задачи. Обычно это соответствует уровню компетентности, который чувствует человек. Компетентность может варьироваться от одной ситуации к другой. Например, человек может чувствовать себя вполне способным соревноваться в определенном виде спорта, но может чувствовать себя некомпетентным, выступая перед группой. В результате общая самоэффективность может быть не совсем точной, поскольку она оценивает общее чувство компетентности человека в различных ситуациях или задачах.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ НИЗКОЙ САМОУВАЖЕННОСТИ?

1) Чувство несчастья.
Люди с низкой самооценкой обычно несчастливы. Наше чувство удовлетворения и удовлетворенности жизнью обычно происходит от того, как мы относимся к себе. Для некоторых людей низкая самооценка может способствовать депрессии и даже неспособности функционировать в жизни. Однако некоторые люди, которые черпают свое счастье из какого-либо другого источника, такого как духовные убеждения, могут не обнаружить, что на степень их счастья влияет низкая самооценка.

2) Чувство тревоги.
Многие люди с низкой самооценкой испытывают тревогу, особенно социальную тревогу. Часто это является следствием социально-оценочного аспекта самооценки. Другими словами, мы склонны оценивать себя, основываясь на сравнении с другими людьми. Кроме того, многие люди обеспокоены тем, что их оценивают другие, и предполагают, что другие увидят те же недостатки и некомпетентность, что и они сами. Такая забота приводит к чувству беспокойства.

3) Чувство неполноценности или превосходства.
Большинство людей с низкой самооценкой чувствуют себя хуже других. Они считают, что не соответствуют каким-то стандартам, которым соответствуют другие. Часто они чувствуют, что какой-то недостаток внутри них означает, что они ничего не стоят и не заслуживают. Для многих людей, с которыми я работал, этот недостаток был не чем-то видимым для других, а чем-то, преувеличенным человеком с низкой самооценкой из-за прошлого опыта.

Например, человек, который считает себя эгоистичным, потому что так ему сказали в детстве, хотя его поведение с точки зрения других может быть довольно щедрым и сострадательным.

Некоторые люди с низкой самооценкой могут демонстрировать превосходство. Тем не менее, это может быть способом показать, как они на самом деле относятся к себе. Или люди с низкой самооценкой, но перфекционисты из-за беспокойства о том, что о них могут подумать другие, могут казаться другим людьми, считающими себя выше других.

Однако не совершайте распространенной ошибки и не думайте, что все чувства превосходства вызваны низкой самооценкой. Есть еще одна категория людей, которые на самом деле считают себя выше других в интеллектуальном, финансовом или духовном плане. Однако эта группа не является предметом рассмотрения в данной статье. Один из способов провести различие состоит в том, что люди с низкой самооценкой и чувством превосходства часто будут иметь другие характеристики низкой самооценки, такие как несчастье или тревога.

4) Нетерпение или раздражение по отношению к себе или другим.
Еще одной характеристикой низкой самооценки является склонность к нетерпению или легкому раздражению из-за ошибок, недостатков или неадекватности. Чаще всего это направлено на себя, но может быть направлено и на других людей.

5) Внешне ориентированные цели.
Люди с низкой самооценкой часто определяют цели и направление в жизни, основываясь на том, чего могут хотеть или в чем нуждаются другие. Они часто чувствуют, что их потребности или желания не имеют значения. Такое отношение может привести к обиде из-за того, что всегда заботятся о других, в то время как их потребности не учитываются.

6) Негатив.
Низкая самооценка ведет к негативу. Этот негатив не всегда можно наблюдать внешне, но внутренний разговор с самим собой обычно негативен. Кроме того, внешние проявления, такие как критика себя в адрес других или чрезмерные извинения или комментарии по поводу негативных наблюдений, могут быть замечены окружающими.

К сожалению, люди склонны избегать людей, которые чрезмерно негативны, что может усилить низкую самооценку.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКОЙ САМОУВАЖЕННОСТИ?

Чтобы четко определить характеристики высокой самооценки, мне нужно провести различие между искусственно завышенная самооценка и истинная самооценка. Искусственно завышенная самооценка — это попытка казаться обладателем высокой самооценки. Однако такие люди обычно не демонстрируют следующих характеристик людей с высокой самооценкой. Люди с низкой самооценкой также могут обладать некоторыми из следующих качеств, но люди с высокой самооценкой обладают этими характеристиками в изобилии и постоянством.

1) Ответственность.
Поскольку люди с высокой самооценкой могут полностью принять себя, они способны взять на себя ответственность за себя и последствия своих действий, не подвергая себя чрезмерной критике. Поэтому они с готовностью признают ошибки и принимают ограничения.

2) Приверженность цели.
Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют сильное чувство цели и привержены цели в жизни. Кроме того, они, как правило, настойчивы в достижении этих целей, поскольку их приверженность не колеблется в зависимости от успеха или неудачи. Будучи активными участниками жизни, они склонны стремиться к совершенству, а не к совершенству.

3) Подлинность.
Люди с высокой самооценкой могут быть честными с собой и другими как эмоционально, так и интеллектуально. Поскольку они не боятся, что другие действительно узнают их, они, как правило, искренни в своих взаимодействиях с другими.

4) Прощающий.
Высокая самооценка связана с терпимостью и принятием ограничений. В результате люди с высокой самооценкой прощают себя и других.

5) Внутренние значения.
Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют внутренние ценности, а не внешние ценности. Другими словами, у них сильная идентичность, основанная на выбранных ценностях, а не на ценностях, в которые они верят из-за требований или ожиданий других. Этот тип идентичности обычно считается «достигнутой идентичностью», в которой человек проанализировал свои убеждения и ценности, чтобы определить набор внутренних принципов или ценностей, которых он будет придерживаться.

6) Позитив.


Люди с высокой самооценкой позитивно относятся к жизни с признательностью и благодарностью. Они могут свободно хвалить себя и других и склонны искать положительные стороны жизни, а не зацикливаться на отрицательных.

7) Самосовершенствование.
Как правило, у людей с высокой самооценкой наблюдается сильная тенденция к самосовершенствованию. Поскольку они не рассматривают потребность в самосовершенствовании как отрицательное качество, они способны некритически исследовать себя. Кроме того, они могут просить о помощи по мере необходимости, потому что не считают потребность в помощи чем-то постыдным или негативным.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ НИЗКОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ?

1) Страх перед риском.
Люди с низкой самоэффективностью считают себя неспособными добиться успеха. В результате они часто не желают рисковать или пробовать что-то новое, потому что убеждены, что результатом будет провал. Это особенно прискорбно, потому что основной способ повышения самоэффективности — это практика и опыт.

2) Страх перед неопределенностью.
Низкая самоэффективность часто связана с неуверенностью в себе и неуверенностью. Человек не хочет пытаться без гарантии успеха. В результате они могут никогда не обнаружить вещи, в которых могли бы добиться успеха.

3) Чувство неудачи.
Люди с низкой самоэффективностью часто испытывают чувство неудачи. Как указано выше, они могут избегать или не пробовать новые вещи из-за связанного с этим риска. Или они могут попробовать что-то нерешительно. В результате они с меньшей вероятностью добьются успеха и с большей вероятностью будут считать себя неудачниками.

4) Управление впечатлениями.
Управление впечатлением — это попытка контролировать то, как другие могут воспринимать вас, чтобы вас воспринимали более позитивно. Люди с низкой самоэффективностью чувствуют, что они неспособны, но могут попытаться представить другим успешный и компетентный образ. Они могут тратить много энергии на то, чтобы вести себя так, чтобы получить одобрение от других, и испытывать большое беспокойство по поводу того, что их разоблачат как мошенников. Например, они могут пытаться скрыть ошибки от других, а не учиться на них, что мешает им повысить чувство собственной эффективности.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ?

1) Уверенность в себе.
Одной из наиболее очевидных характеристик высокой самоэффективности является уверенность в себе. Они подходят к задачам или ситуациям с чувством своей способности добиться успеха. Эта уверенность в себе, как правило, приводит к большему опыту, который увеличивает их способности, что приводит к большей уверенности в себе. Этот позитивный цикл способствует еще большему повышению самоэффективности.

2) Точная самооценка.
Люди с высокой самоэффективностью, как правило, способны точно оценивать свою работу. Они не слишком критичны и не слишком позитивны, но способны реально оценивать себя, чтобы стремиться к самосовершенствованию.

3) Готовность к риску.
Люди с высокой самоэффективностью готовы идти на риск, потому что понимают, что просчитанный риск увеличивает шансы на успех. Поскольку они не боятся неудач или ошибок, разумный риск может только повысить их самоэффективность.

4) Чувство выполненного долга.
Как правило, люди с высокой самоэффективностью испытывают чувство выполненного долга, потому что они часто более успешны благодаря готовности идти на риск и преследовать интересы. Даже если они терпят неудачу или совершают ошибки, они испытывают чувство выполненного долга, потому что рассматривают ошибки как возможность улучшить себя.

КАК МОЖЕТ ИМЕТЬ ХОРОШЕЕ ЧУВСТВО САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, НО НИЗКУЮ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоэффективность и самооценка — похожие понятия, но это не одно и то же. Они, как правило, совпадают, так что человек, у которого низкий уровень в одном, с большей вероятностью будет низким в другом. Но также возможно иметь низкую самооценку и при этом иметь высокую самоэффективность. На самом деле, поскольку я работаю со многими перфекционистами, я часто вижу это сочетание. Таким образом, кто-то может быть чрезмерно критическим и негативным по отношению к себе, но при этом считать себя вполне способным в определенных областях. Например, он может считать себя неинтересным и неприятным, но считать себя компетентным архитектором. Это часто происходит с перфекционистами, потому что они часто компетентны в задачах с четкими указаниями, но чувствуют себя неуверенно в ситуациях без четких «правил», таких как отношения.

КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ САМОУВАЖЕНИЕ?

1) Исключить негативный внутренний диалог.
В первую очередь людям с низкой самооценкой необходимо отказаться от вредных разговоров с самим собой. Негативные ярлыки и частая самокритика могут только навредить. Устранение негативных разговоров с самим собой не означает, что вы не можете распознавать проблемы и решать их, но это означает, что вы должны быть осторожны в том, как вы разговариваете с собой, и не заниматься саморазрушением.

2) Признание сильных сторон.
Люди с низкой самооценкой, как правило, сосредотачиваются на своих слабостях, а не на своих сильных сторонах, иногда заявляя, что не могут сказать о себе ничего положительного. Маловероятно, что это правда. Важно обращать внимание на сильные стороны и ценить сильные стороны, какими бы незначительными они ни казались. Как только вы осознаете свои сильные стороны, вам нужно укрепить их, часто сосредотачиваясь на них.

3) Признание собственного достоинства.
Важно признать, что вы уникальный человек и имеете ценность. Признайте, что вы заслуживаете того, чтобы позаботиться о себе и установить ограничения. Вы заслуживаете уважения и хорошего обращения. Опять же, вам нужно часто подкреплять эту идею, продолжая сосредотачиваться на своей самооценке.

4) Принимать ошибки.
Признайте, что ошибки и недостатки являются частью человеческой природы. Они не делают вас хуже других. Наоборот, ты такой же, как все. У вас есть недостатки, и вы совершаете ошибки. Чем активнее вы будете участвовать в жизни, тем больше ошибок вы совершите. Но активное участие также дает вам больше возможностей для успеха. Примите себя — недостатки и все такое.

5) Принять отказ.
Чем больше вы можете верить, что вы не обязаны всем нравиться, тем меньше вам нужно чувствовать себя плохо или стыдиться своего несовершенства. Никто не может нравиться всем! Это невыполнимая задача. Однако человек с низкой самооценкой часто чувствует себя неудачником, если кто-то не одобряет или отвергает его. Вместо этого поздравьте себя, если вы кому-то не нравитесь, потому что вы искренний человек.

КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ?

1) Развить набор навыков.
Самый важный способ повысить самоэффективность — развить набор навыков, необходимых для эффективной работы. Если у вас возникли проблемы с успехом в работе, определите свои недостатки и определите, что вам нужно сделать для улучшения. Попросите других честно оценить ваши навыки и дать конкретный совет по улучшению. Как только вы поймете, что вам нужно делать, вам придется делать это снова и снова, пока вы не почувствуете себя компетентным. Так развивается компетентность. Люди не рождаются компетентными, они должны учиться и практиковаться, чтобы стать компетентными.

2) Моделирование.
Один из способов приобрести необходимые навыки — наблюдать за другими. Вы можете наблюдать за успешным выполнением задач, чтобы узнать, как добиться успеха. Когда вы наблюдаете, как других вознаграждают за их работу или успешное выполнение задачи, вы, скорее всего, сможете подражать их поведению.

3) Сосредоточьтесь на деталях.
Чтобы повысить самоэффективность, лучше сосредоточиться на специфике. Если кто-то дает вам общую обратную связь, особенно если она негативная, у вас меньше возможностей внести изменения, чем если бы кто-то мог предоставить конкретную обратную связь. Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился мыть посуду, вы не говорите: «Эта посуда грязная», а говорите: «Позвольте мне показать вам, как загрузить посудомоечную машину, чтобы получить наилучшие результаты».

4) Усиление.
Чем сильнее подкрепляется поведение, тем выше вероятность его продолжения. Если вы хотите повысить свою самоэффективность, сосредоточьтесь на том, что вы делаете хорошо, и подкрепите это, похвалив себя.

НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Распространенной ошибкой, которую совершают люди, пытаясь повысить самооценку или самоэффективность, является то, что я называю феноменом «Субботним вечером в прямом эфире». Большинство людей знакомы с интерпретацией Элом Франкеном утверждений Стюарта Смолли о самосовершенствовании: «Я достаточно хорош, я достаточно умен, и черт возьми, люди вроде меня!»

Проблема этого типа позитивного мышления в том, что оно неправдоподобно и поэтому не может изменить самооценку. Моя задача как терапевта, работающего с людьми с низкой самооценкой, состоит в том, чтобы разработать правдоподобные утверждения. В противном случае мои клиенты, скорее всего, ответят: «Вы так говорите только потому, что вы мой психотерапевт». Если я делаю заявление, которое правдоподобно, они с большей вероятностью примут его и воспользуются им. И, очень просто, правдоподобное утверждение — это то, что является правдой.

Таким образом, задача повышения самооценки состоит в том, чтобы разработать правдоподобные утверждения. Говорить себе «я прекрасен во всех отношениях» вряд ли поможет. Однако ваша самооценка с большей вероятностью изменится, если вы сможете определить свои сильные стороны, такие как «Я человек, который готов узнавать о себе и совершенствоваться» или «У меня есть мужество, потому что я сталкиваюсь с чем-то, что мне угрожает». мне очень трудно» или «Я настойчив. Несмотря на то, что счастье ускользает от меня, я продолжаю пытаться».

Обратите внимание, что к этим утверждениям прилагается определенная информация. Они не общие и слишком позитивные. Вместо этого утверждения реалистичны с конкретными причинами, почему они верны. Чтобы изменить самооценку, необходимо создавать такие утверждения. Итак, как это делается?

ШАГИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРАВДОВЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ

1) Напишите отрицательное утверждение, которое вы используете для описания себя. Постарайтесь сделать оператор максимально описательным.

2) Определите, что верно, а что нет в утверждении . У людей часто возникают трудности с этим шагом, потому что они не раскрывают утверждение полностью. В результате утверждение может показаться истинным на первый взгляд, хотя на самом деле оно ложно.

Такие заявления ложны, потому что они подразумевают больше, чем то, что утверждается на самом деле. Так, например, если вы пишете «Я толстый», вы можете возразить: «Это утверждение верно. Согласно стандартам ожирения, я толстый». Однако в заявлении подразумевается нечто большее. Если это утверждение влияет на то, как вы относитесь к себе, то ваше полное утверждение, вероятно, будет примерно таким: «Я толстый, и я никому не нужен, потому что я толстый» или «Я толстый, а значит, я безвольный» или «Я толстый и бесполезный».

Как видите, когда выписано полное утверждение, можно определить, что в нем верно, а что нет. Например, многие люди толстые, но при этом остаются желанными. На самом деле, когда я спрашиваю людей: «Вы когда-нибудь встречали женщину с избыточным весом, которая настолько уверена в себе и привлекательна, что привлекает мужчин, как мух на мед?» большинство людей отвечают: «Да, есть». Таким образом, мы только что продемонстрировали, что полнота сама по себе не делает человека нежелательным, поэтому идея о том, что полнота делает вас нежелательным, ложна. Однако вера в то, что вы нежелательны, потому что вы толстая, скорее всего, сделает вас нежелательной, потому что эта вера влияет на то, как вы относитесь к другим.

3) Перепишите заявление, используя факты . Как только вы определите, что является ложью, оставьте эту часть своего утверждения и добавьте то, что является правдой. Кроме того, лучше не использовать отрицательные ярлыки из-за того, что они подразумевают. Вместо слова «толстый» используйте «избыточный вес» или вместо «глупый» используйте «недостаток знаний». Вместо того, чтобы говорить: «Я толстый (и все, что из этого следует)», вы можете сказать: «Может быть, у меня лишний вес, но я хорошо выгляжу». Или: «Возможно, мне не хватает знаний по этому вопросу, но я все равно умный человек».

4) Оценить отчет . Хорошо написанное заявление должно быть чем-то, с чем вы можете согласиться или поверить, и в то же время оно заставляет вас чувствовать себя хорошо. После того, как вы оценили утверждение, вы можете использовать его в качестве утверждения, чтобы помочь улучшить свое отношение к себе. Чем чаще вы используете аффирмацию, тем быстрее вы начнете видеть себя таким.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts