Понятие в психологии мышление: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Понятие о мышлении

1.01.2012

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.


Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному – заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо – значит включить новое в систему имеющихся связей.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключения. (Правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются формальной логикой.)

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Мышление и речь. Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление: индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание«. В языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное. Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Еникеев М. И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Мышление в структуре психики: сущность познавательного процесса

Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова…

Творческое мышление

Карпов А.В., Общая психология

Основные этапы процесса мышления

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Психология мышления

Цветкова Л.С., Мозг и интеллект

Мышление и интеллект

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Динамика мыслительной деятельности

Мышление: понятие, операции, виды

Русланов Д.

В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Мышление. Большая российская энциклопедия

Мышле́ние, в широком смысле слова синоним познания, особенно его высших форм, относительно независимых от непосредственного чувственного восприятия; в узком смысле слова под мышлением понимают процессы решения задач, выражающиеся в переходе от условий, задающих проблемную ситуацию, к получению желаемого результата.

Мышление может быть направлено преимущественно на понимание, в том числе понимание самого себя (рефлексия), либо на составление проекта действий («как достичь того, что мне нужно»). Процессы понимания выражаются в разных формах: ориентация в обстановке на основе обыденного опыта, мифологическое, философское, научное постижение мира и др. Мышление проектного типа обеспечивает решение практических задач и составление планов действий. В истории науки именно ориентированное на понимание мышления первого типа (а внутри него теоретическое мышление) рассматривалось как выражающее истинную сущность мышления и как одна из высших человеческих ценностей. Основой мышления считались процессы логического вывода на основании заданных необходимых и достаточных условий. С конца 19 – начала 20 вв. благодаря работам представителей вюрцбургской школы получила распространение трактовка мышления как процесса решения задач. Это предполагает ведущую роль мотивации и целей, а также важность навыков активного изучения исходных данных, их расчленения, сопоставления и дополнения. В рамках когнитивной науки с конца 20 в. наметился переход от изучения задач на рассуждения к анализу решения сложных научных, технических и организационных проблем, предполагающего тесную взаимосвязь проектного и теоретического мышления.

Следуя традиции аристотелевской логики, И. Кант противопоставил два возможных способа мышления: аналитическое и синтетическое. Первое сводится к раскрытию того содержания, которое уже имеется в исходном материале, но при этом не выражено явным образом; второе создаёт новое содержание. В современной философии анализ и синтез считаются дополняющими друг друга сторонами мышления. Так, рассмотрение мышления как единой аналитико-синтетической деятельности характерно для российской психологической школы С. Л. Рубинштейна, наличие элементов синтетического мышления в дедуктивных дисциплинах, а аналитического мышления – в эмпирических (фактуальных) науках было показано У. Куайном.

Мышление может принимать разные формы, зависящие, например, от специфических особенностей культуры и языка (см. Гипотеза лингвистической относительности). Ф. Бартлетт обратил внимание на существование качественно различных профессиональных форм мышления (математика, биолога, художника, юриста), противопоставив их «обыденному» мышлению. Он также провёл разграничение между мышлением в закрытых (заданные условия необходимы и достаточны для решения) и открытых системах (список условий потенциально бесконечен, а задача не имеет строгого формального решения).

Роль сенсорных компонентов в мышлении зависит от характера репрезентации материала и особенностей выполняемых операций. Мышление на базе восприятия выражается в трансформации образа посредством внешних действий или с помощью пространственных мысленных операций (например, поворота, изменения масштаба, переноса), доступных, как показал В. Кёлер, многим видам животных, прежде всего приматам (см. Инсайт). У человека мышление на основе языковых средств не заменяет образное мышление, выступающее эффективным средством решения многих задач (например, геометрических или технических) и играющее центральную роль в ряде профессий (музыканта, художника, шахматиста и др.). Речевые высказывания служат средствами управления динамикой образного мышления. В случае доминирования вербально-логических средств мышление может использовать понятия, не соотносимые непосредственно с образными представлениями. Несводимость содержания мышления к процессам ассоциации чувственных элементов была описана представителями вюрцбургской школы (примером безóбразного мышления могут служить случаи, когда решение задачи или понимание смысла ситуации возникает в сознании до появления каких-либо образов).

Роль памяти в мышлении неоднозначна – накопленный опыт служит как важнейшим материалом, так и главным ограничивающим фактором для мысли. В гештальтпсихологии стали различать репродуктивное и продуктивное мышление: первое опирается на память и сводится к воспроизведению ранее усвоенных установок и схем решения, часто неадекватных в конкретной ситуации, второе же является творческим процессом, в котором создаются новые знания и формируются новые средства решения задач.

Разные аспекты мышления изучаются различными дисциплинами. Формальная логика изучает нормы и правила такого вида мышления, как рассуждение (хотя существует точка зрения, согласно которой логика непосредственно не имеет дела с мышлением). История философии и науки изучает мышление как объективный процесс, воплощающийся в объектах культуры. Психология исследует мышление с точки зрения его роли в регуляции поведения и в связи с другими психическими функциями (взаимодействие в мышлении текущего и прошлого опыта, влияние мотивации и эмоций, установок, индивидуальных особенностей и уровня развития субъекта и т. п.). Лингвистика интересуется возможным взаимодействием семантики и грамматики языков с процессами решения задач. Гносеология выясняет возможности постижения реальности с помощью мышления. В рамках исследований по искусственному интеллекту и нейронным сетям ведётся работа по математическому моделированию некоторых типов мышления. В когнитивной науке проводится междисциплинарное изучение мышления с учётом данных культурологии и этнографии. Многие проблемы в понимании мышления остаются неясными и дискуссионными, требующими разработки новых подходов.

Мышление и опыт

Одной из важнейших для классической философии была проблема онтологической природы мышления как пути к истинному знанию. Сформулированный Парменидом тезис о тождестве мышления и бытия как предпосылке подлинного знания, которое достигается благодаря мышлению в отличие от чувственного восприятия, приводящего лишь к смутным и разноречивым мнениям, лежит в основе эпистемологической концепции Платона, связывающего мышление («внутренний разговор души с самой собой») с познанием умопостигаемого мира идей. Принцип тождества бытия и мышления сохраняет своё основополагающее значение в философии неоплатонизма (Ум-нус как единство мыслящего и мыслимого у Плотина) и немецкого классического идеализма (концепция абсолюта в «философии тождества» Ф. В. Шеллинга и панлогической системе Г. В. Ф. Гегеля).

В философской полемике между представителями рационализма и эмпиризма в 17–18 вв. рационалисты считали, что основные инструменты и рамки мышления задаёт сам разум (врождённые идеи, априорные категории). Опыт может лишь дать толчок мышлению, которое развёртывает содержание абстрактных идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами независимого от опыта мышления являются метафизика, математика, теоретическая наука. С точки зрения эмпиризма основу мышления как умственной деятельности составляют усвоенные из опыта представления, переработка (сравнение, анализ и синтез) непосредственно воспринятого и/или следов прошлых восприятий. Понятия возникают на основе индуктивного выделения общих признаков единичных предметов и их фиксации с помощью языка. Дедуктивные рассуждения в логике и математике трактовались либо как производные от опыта, либо как экспликации некоторых особенностей языка. Т. о., содержание мышления полностью определяется тем, что дано в опыте. Особая позиция И. Канта, которую нельзя отнести ни к эмпиризму, ни к рационализму, исходит из того, что сам опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. е. предполагает конструктивную деятельность мышления, осуществляющего категориальный синтез чувственного многообразия («Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» – Кант И. Сочинения. Т. 3. Москва, 1964. С. 155).

Согласно феноменологии Э. Гуссерля, мышление не конструирует опыт, а зависит от феноменов, данных субъекту в акте его переживания очевидности и конституируемых априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры мышления при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться (категориальное «усмотрение сущности»). С точки зрения логического позитивизма (см. Аналитическая философия) только то мышление имеет смысл, выводы которого могут быть верифицированы в чувственном опыте и которое следует правилам логического синтаксиса. Для К. Поппера критерием осмысленности рассуждения является принципиальная возможность опытного опровержения (фальсификации) мыслительных предположений.

«Внешние» и «внутренние» средства мышления

Традиционная трактовка мышления как сугубо внутренней активности ума, выражением которой могло быть рассуждение вслух или практическая деятельность, была пересмотрена в психологии 20 в., когда мышление стали изучать как опосредованное значениями и знаковыми системами: текстами, схемами, символами, изображениями и т. п. Мышление опирается на эти заданные той или иной культурой специфические средства решения задач, во многом определяющие его потенциал (так, числа, записанные римскими цифрами, было практически невозможно перемножать), а иногда предполагает даже внешние действия с предметами (сенсомоторный интеллект, описанный Ж. Пиаже). Исследуя интеллектуальное развитие ребёнка, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже показали, что формирование мышления в онтогенезе связано с интериоризацией («переносом внутрь субъекта») предметной двигательной активности и внешних форм коммуникации. Хотя процессы мышления взрослого человека развёртываются главным образом во внутреннем плане, т. е. в пространстве психической модели, замещающей реальную ситуацию, они сохраняют связь с двигательными навыками и речью. Это проявляется, например, в возможности экстериоризации, «вынесения вовне» ряда компонентов в процессе мышления – создании схематических набросков, формулировке промежуточных итогов, записи мыслей, дискуссии. Представители бихевиоризма впервые обратили внимание на то, что мышление обычно осуществляется как поведение, направленное на решение задач, и попытались понять «скрытое» от внешнего наблюдателя мышление как подготовку к будущим внешним действиям, а также как производное от речевого поведения (мышление как «скрытая» речь).

В современной когнитивной науке мышление как деятельность в «уме» понимается как оперирование когнитивными схемами извлечения перцептивной информации из внешнего мира и языковыми значениями, усваиваемыми в процессе коммуникации с другими людьми. В то же время некоторые из этих невербальных схем и языковых структур могут быть врождёнными (Н. Хомский).

Дискуссионным остаётся вопрос о природе понятий и категорий как важнейших средств мышления. С точки зрения аналитической философии понятия совпадают со смыслом слов и определяются взаимоотношениями языковых терминов, а также отношением высказываний к опыту. Её критики указывают на то, что понятие не может определяться особенностями конкретного языка, иначе перевод с одного языка на другой был бы невозможен. Американский философ Дж. Фодор считает, что мышление имеет дело не с обычным языком, а с существующим в мозгу врождённым универсальным кодом – «языком мысли» (предположение о существовании «языка мысли», обеспечивающего понимание, встречается уже у Августина). С этой точки зрения понятия могут существовать у животных и детей, ещё не овладевших языком. Исследуя развитие интеллекта в онтогенезе, Ж. Пиаже показал, что вырабатываемые им «операторные схемы» взаимодействия с реальностью, по существу представляющие собой категории, возникают до языка, влияя на процесс овладения им. В исследованиях Дж. Брунера показано, что категоризация включена в восприятие младенца уже в первые месяцы жизни. Вместе с тем экспериментальные исследования в психологии и когнитивной лингвистике подтверждают влияние семантики и грамматики конкретного естественного языка на процессы мышления.

С точки зрения конструктивизма и процедурной семантики мышления предполагает использование категорий как способов конструирования конкретных форм опыта. Эта позиция восходит к работам И. Канта, согласно которому категории выражают формы суждений, т. е. разные способы осуществления синтеза чувственного многообразия. Понимание категорий как разных типов высказываний, определяющих разные типы и возможности мышления, в 20 в. было развито Г. Райлом.

Осознанность и рациональность мышления

В классической традиции философии Нового времени мышление понималось как сознательная, контролируемая субъектом рациональная активность. Согласно Р. Декарту, мыслящий человек сознаёт, что он мыслит. Однако уже Г. В. Лейбниц отметил существование неосознаваемых форм мышления (а вслед за ним Г. Гельмгольц, З. Фрейд и др.). Эти идеи получили развитие в современной психологии, где было показано, что обычно осознаются цели, промежуточные и конечные результаты решения задач, но не сами способы мышления, ведущие к ним (когнитивное бессознательное Ж. Пиаже). На бессознательном уровне часто осуществляются выдвижение и опробование гипотез, рассуждение и интерпретация. Речь идёт не о нейрофизиологических процессах, а о целесообразных операциях, включённых в решение задачи наряду с осознаваемыми актами. Эти операции могут частично осознаваться в акте интроспекции или при критическом анализе мышления, объективированного в виде текстов и иных внешних форм.

Значительным изменениям подверглось и представление о рациональности мышления. Л. Леви-Брюль описал мышление людей первобытных культур как «пралогическое» (безразличное к логике, направляемое интуицией, эмоциями и ассоциациями). Исследования в рамках т. н. поведенческой экономики выявили значительные отклонения фактических форм человеческого поведения от ожидаемых на основании рациональной модели, согласно которой человек при всех обстоятельствах действует так, чтобы максимизировать своё финансовое благополучие. Это привело к принятию тезиса Г. Саймона об «ограниченной рациональности» человека. Центральным для объяснения отклонений мышления от рациональности стало понятие эвристики – приёма, который упрощает рассуждение, резко сокращая объём необходимых логических операций. А. Тверски и Д. Канеман выделили несколько базовых эвристик мышления, определяющих принятие решений человеком (например, «эвристика доступности», согласно которой при поиске решения используется не вся необходимая, а лишь наиболее доступная информация). В результате решения оказываются далёкими от оптимальных, но, как правило, всё же достаточными для данных обстоятельств. Использование эвристик может приводить также к ошибочным решениям (т. н. когнитивные иллюзии).

Особый тип мышления связан с работой воображения, когда контрфактическое становится на какое-то время «как бы» действительным, освобождая мышление от жёсткой привязанности к знаниям и восприятию. Его возникновение в онтогенезе связано с развитием ролевой игры, где происходит своеобразное удвоение мира в сознании ребёнка – предметам начинают приписываться значения, не совпадающие с их воспринимаемым обликом и известной из опыта функцией. Творческое мышление в искусстве обычно имеет дело с художественным вымыслом – конструированием и описанием фиктивных событий; в научной работе также существенна готовность представить себе то, «чего не может быть никогда». Часто именно активность воображения служит предпосылкой научно-технических достижений, меняющих представления о границах возможного. В науке и философии понимание воображения как фундаментального механизма мышления связано с работами в области математического интуитивизма (Л. Э. Я. Брауэр) и логической семантики (С. Крипке), где в качестве обязательных рассматриваются и контрфактические утверждения о референтах имён и терминов, вне зависимости от того, существуют они или нет.

Величковский Борис Митрофанович, Лекторский Владислав Александрович Дата публикации:  23 мая 2022 г. в 17:44 (GMT+3)

Мышление и психологический мыслительный процесс – article1000.com

1.0. Задачи

  1. Иметь представление о мыслительном процессе.
  2. Знать о понятиях и формировании понятий.
  3. Чтобы понять решение проблем и иметь представление о принятии решений.

Очки ИМП

  • Процесс мышления
  • Понятия и формирование понятий
  • Решение проблем
  • Принятие решений.
  • Сводка
  • Технические условия
  • Типовые вопросы
  • Справочники

 

1.1. Мыслительный процесс

Символы, которые мы используем в мышлении, часто представляют собой слова и язык, поэтому мышление и язык тесно связаны. Язык делает доступными сотни тысяч потенциальных символов и дает нам правила их использования. В значительной степени именно наличие языковых символов делает человеческое мышление гораздо более сложным, чем мышление других животных. Хотя язык является мощным инструментом человеческого мышления, например, когда мы говорим с собой внутренне, изображения — еще один важный тип символов, используемых в мышлении.

Люди значительно различаются по степени использования образов в своем мышлении. Некоторые сообщают, что они почти никогда не используют мысленные образы, поэтому они, должно быть, думают словами или вербально; другие сообщают, что большая часть их мышления осуществляется в форме образов.

Когда мы используем образы, чтобы думать, они обычно не являются полными картинками в голове. Обычно они неполные. В целом образы — это абстракции неких черт из предыдущего опыта. Неполные абстрактные образы, которые большинство из нас использует в мышлении, кажутся построенными из элементов, хранящихся в долговременной памяти. Конструктивный процесс, связанный с образами, изучался с помощью экспериментов, в которых людей просили формировать образы различных размеров. Например, слон может быть изображен размером с мышь или мышь размером со слона. Такого рода вариации размеров изображений указывают на то, что изображения являются конструкциями.

Многие люди большую часть времени думают, используя словесные символы и правила грамматики для соединения слов во фразы и предложения. Слова, их значения и правила их соединения хранятся в нашей

семантической долговременной памяти . Когда мы думаем с помощью языка, мы используем это хранилище информации, чтобы использовать язык как инструмент мышления.

Некоторые теоретики утверждают, что язык может фактически определять наши мысли. Но это 9Гипотеза 0003 лингвистической относительности в последние годы подвергалась нападкам все чаще. Поскольку так много мышления связано с языком, в психологии возникла идея, что мышление на самом деле является своего рода внутренней речью. Люди делают небольшие движения голосовым аппаратом, когда думают. В ходе эксперимента испытуемый был полностью парализован с помощью наркотика. Однако парализующее лекарство не повлияло на работу его мозга. Находясь под воздействием препарата, испытуемому давали решить определенные вербальные задачи; он не мог ответить, потому что мышцы, необходимые для речи, были парализованы. Нет никакого способа убедиться, что он думал, находясь под действием наркотика, но все указывает на то, что он думал, потому что после того, как паралич был снят противодействующим лекарством, он ясно помнил, что произошло, пока он был под действием наркотика, и немедленно дали ответы на задачи.

Глухие дети с низкими речевыми способностями оцениваются в пределах нормы по стандартизированным тестам когнитивных способностей. Такие результаты были истолкованы как указывающие на то, что язык играет небольшую роль или не играет никакой роли в мышлении или когнитивном развитии глухих. Но многих глухих учат языку жестов, и, даже если их явно не учат этому языку, было обнаружено, что глухие дети разовьют свой собственный. Это может указывать на то, что существует врожденная человеческая программа языка, будь то словесный или жестовый.

1.2. Понятия

Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов. Понятия основаны на обобщениях, и однажды развитые, они играют важную роль в дальнейшем мышлении.

Такие понятия, как жизнь и время, обычно приобретаются медленно, в течение нескольких лет. Более простые понятия усваиваются взрослыми быстро, иногда всего за несколько мгновений. Понятие существует снаружи и приобретается через накопление опыта . Концепция – индивидуальное творение. Из огромного разнообразия возможностей индивидуум в конце концов развивает свои собственные понятия, которые служат его конкретным целям. Существенными процессами являются , абстрагирующие и , обобщающие .

Абстрагирование — это наблюдение существенной характеристики объекта или события. Индивидуумы, впервые сформулировавшие понятие дерева, как бы сильно они ни различались, все же имеют кое-что общее. Точно так же ребенок, приобретая понятие дерева, должен делать аналогичные наблюдения. Первое знакомство ребенка с деревом может состоять в том, что он слышит слово «дерево», связанное с магнолией, но позже он может услышать то же слово, относящееся к сосне, объекту совершенно другого вида. Еще позже он слышит, как дуб называют деревом.

После серии таких опытов с различными деревьями ребенок может увидеть иву, которую в его присутствии никогда не называли деревом. Если он обозначает этот предмет как дерево, значит, ребенок заметил нечто общее, что есть у ивы с другими деревьями. Ребенок также должен сопоставить аспекты предыдущего опыта с настоящим опытом и прийти к заключению, что этот объект, в некоторых отношениях похожий на другие, принадлежит к той же категории. Выведение принципа из разнообразного опыта таким образом является обобщением, но адекватное обобщение или понятие не может быть достигнуто без предварительного абстрагирования. Оба процесса вовлечены, хотя часто в циклической форме, где они не могут быть отделены друг от друга.

Уильям Джеймс описал общий принцип формирования понятий как диссоциацию различными сопутствующими факторами. Он подчеркивает необходимость повторных наблюдений. Если необходимо разработать адекватное понятие, то то, что ассоциируется то с одним, то с другим, имеет тенденцию разъединяться с тем и другим и превращаться в предмет абстрактного созерцания. Если концепция треугольности должна развиваться, треугольность должна проявляться в различных конкретных ситуациях, и постепенно, путем последовательных случаев абстрагирования и обобщения, возникает полная концепция. У ребенка складывается адекватное представление о собаке, когда слово собака ассоциируется с белыми существами, черными, яростными, большими и маленькими, и все это собаки.

Лабораторные исследования предложили несколько различных стратегий формирования понятий, наиболее распространенными из которых являются целостный и партикулярный подходы. При целостном подходе испытуемый не избирательен в начале эксперимента; все характеристики раздражителя он рассматривает как часть открываемого понятия. Если ему показать карту, содержащую три зеленых круга и тройную рамку, и сказать, что эта карта иллюстрирует рассматриваемую концепцию, он предполагает, что задействованы все эти аспекты. Если ему показывают вторую карту, иллюстрирующую концепцию, содержащую три красных круга и тройную рамку, он отбрасывает цветовое измерение и предполагает, что все три оставшихся критерия — количество фигур, форма фигур и размер границы — все еще применимы. Он действует медленно, но планомерно.

При партикулярном подходе субъект с самого начала сосредотачивается только на одном или нескольких аспектах, процедура, которая неэффективна, когда понятие состоит из нескольких характеристик. Проблема этого подхода в том, что неверные гипотезы отбрасываются; тем не менее, они могут включать в себя некоторые аспекты концепции. Субъект может заявить, что концепция — это круги, и ему скажут, что он неверен, потому что концепция — это три круга в тройной рамке. С другой стороны, если концепция проста, например, только круги, он получил ее быстрее, чем тот, кто использует холистический метод.

Лабораторные исследования, как правило, связаны с четко определимым, правильным понятием, идентифицируемым по ограниченному числу измерений, которое получается у испытуемого за относительно короткий период. Такие задачи часто называют достижением понятий , в отличие от формирования понятий в повседневной жизни. В нашем повседневном опыте понятия могут иметь много измерений; иногда нет одной концепции, обязательно правильной; и часто требуется значительное время, прежде чем понятие сформируется. В некотором смысле понятия представляют собой конденсацию прошлого опыта. Они объединяют в единое представление то, что человек узнал о свойствах многих различных вещей.

Понятия — важные инструменты мышления. Они помогают нам систематизировать и унифицировать наши представления о вещах, классифицируя их. Во-первых, концепция мысленно объединяет всех индивидуумов одного класса. Низшие понятия покупаются под высшие понятия, а те опять под еще более высокие понятия. Концепция лежит в основе классификации. Он систематизирует наши знания. Во-вторых, понятия экономят мысль. Они освобождают ум от бремени запоминания сбивающего с толку разнообразия объектов опыта, заменяя их умеренным и управляемым количеством понятий. В-третьих, понятия распространяют мысль на прошлое, настоящее и будущее. Это мысли общих элементов всех индивидуумов, принадлежащих к разным классам во все времена и во всех местах. Наконец, понятия необходимы для рассуждений. Рассуждение состоит в переходе от данных суждений к заключающемуся в них новому суждению. А суждения состоят из понятий и идей. Более того, никакое рассуждение невозможно без понятия, которое служит средним термином.

1.3. Решение проблем

Некоторые проблемы решаются путем понимания. Проницательность относится к внезапному осознанию нового решения новой проблемы. Одним из загадочных аспектов инсайта является его непредсказуемость. Люди не могут сказать, когда и даже произойдет ли озарение. Инсайт, по-видимому, включает как минимум три отдельных навыка решения проблем. Навык выборочного кодирования используется, когда мы пытаемся решить новую проблему и когда нас часто переполняют большие объемы бесполезной информации. Понимание возникает, когда мы определяем, какая информация актуальна для дальнейшего рассмотрения. Мастерство 9Избирательная комбинация 0003 используется, когда нам нужно решить проблему, и у нас часто есть все части решения, но мы не знаем, как их собрать. Озарение возникает, когда мы обнаруживаем новый способ объединения элементов решения. Навык выборочного сравнения используется, когда мы решаем проблему, и мы часто используем модель решения, с которой сталкивались в прошлом. Озарение происходит, когда мы обнаруживаем, что более новое сравнение приводит к непредвиденным последствиям.

При творческом решении проблем сначала ставится цель. Затем собирается потенциально важная информация, иногда преднамеренно, иногда случайно. Эта подготовка завершена, и может наступить период кажущегося бездействия — инкубация . Инкубация может включать в себя бессознательную умственную деятельность, или это может быть просто период ожидания, пока не встанет на место какое-то важное недостающее звено. Момент озарения часто включает в себя знакомые элементы, которые объединяются по-новому. Последний шаг, проверка говорит, действительно ли новая комбинация полезна.

Хотя когнитивные подходы к решению проблем предполагают, что мышление развивается в довольно рациональном, логическом направлении, когда человек сталкивается с проблемой и рассматривает различные решения, ряд факторов препятствует выработке творческих, подходящих и точных решений.

Функциональная неподвижность — это склонность думать об объекте только с точки зрения его типичного использования. Например, функциональная неподвижность, вероятно, заставляет вас думать о книге, которую вы держите в руках, как о чем-то, что нужно читать, а не как о дверном доводчике или как о разжигании огня. Функциональная фиксированность является примером более широкого феномена, известного как ментальная установка , тенденция к сохранению старых моделей решения проблем. Ментальная установка также может влиять на восприятие. Это может помешать вам увидеть выход за пределы очевидных ограничений проблемы.

В систематической ошибке подтверждения предпочтение отдается первоначальным гипотезам, а противоречивая информация, поддерживающая альтернативные гипотезы или решения, игнорируется. Даже когда мы находим доказательства, противоречащие выбранному нами решению, мы склонны придерживаться нашей первоначальной гипотезы. Существует несколько причин предвзятости подтверждения. Во-первых, требуется когнитивное усилие, чтобы переосмыслить проблему, которая кажется уже решенной, поэтому мы склонны придерживаться нашего первого решения. Другой заключается в том, что доказательства, противоречащие первоначальному решению, могут представлять некоторую угрозу для нашей самооценки, заставляя нас придерживаться решений, которые мы придумали первыми.

1.4. Принятие решений

Как только вы диагностируете проблему или проанализируете ситуацию, следующим шагом обычно будет что-то с ней делать. Этот шаг требует принятия решения о порядке действий. Тем не менее, решения часто гораздо сложнее. Даже правильное решение иногда приводит к неправильному результату, потому что мир неясен; шанс изменчив. Решения, принимаемые при неопределенности исхода, называются рискованными решениями или решениями в условиях неопределенности. Помимо случайностей, психологи обнаружили множество других причин, по которым человеческие решения могут привести к неудовлетворительным результатам.

Предположим, у вас есть выбор между (1) курсом, который читает превосходный профессор в удобное время, но не засчитывается в вашу специальность, или (2) курсом, который требуется для вашей специальности, но читает посредственный инструктор в неудобное время. Каждый вариант имеет как положительные, так и отрицательные черты, или атрибуты, что значительно усложняет принятие решений. Это пример многоатрибутного принятия решения .

Многоатрибутные решения могут быть трудными отчасти потому, что ограниченная емкость кратковременной памяти не позволяет людям легко помнить, комбинировать и сравнивать все атрибуты всех вариантов. Вместо этого люди склонны сосредотачиваться на одном атрибуте, который для них наиболее важен. Если для вас важнее всего учиться на стимулирующих лекциях, вы можете выбрать курс с лучшим преподавателем, не уделяя особого внимания требованиям учебной программы. Часто многоатрибутные решения также осложняются трудностями взвешивания вариантов и оценки вероятностей исходов.

В большинстве важных решений атрибуты опций не могут быть измерены объективно. Психологи используют термин полезность для описания субъективной, личной ценности каждого атрибута. Многоатрибутные решения достаточно сложны, когда вы много знаете о последствиях, связанных с каждым вариантом, но часто решения приходится принимать в условиях неопределенности. Неопределенность вносит новые трудности в процесс принятия решений: чтобы принять правильное решение, следует учитывать не только атрибуты вариантов, но также вероятности и риски их возможных исходов.

Предполагается, что лучшим решением является то, которое максимизирует ожидаемую ценность или общую сумму выгоды, которую вы могли бы ожидать получить, если бы решение повторялось несколько раз. На самом деле люди не всегда ведут себя так, чтобы максимизировать свои ожидаемые ценности. Во-первых, положительные полезности не являются зеркальным отображением отрицательных полезностей. Вместо этого люди чувствуют себя хуже, потеряв определенную сумму, чем хорошо, получив ту же сумму. Кроме того, большие потери считаются непропорционально более серьезными, чем небольшие потери. Также оказывается, что полезность конкретного прироста зависит не от абсолютного увеличения стоимости, а от исходной точки.

Предубеждения в восприятии вероятности также являются источником неоптимальных решений. Два таких уклона особенно интересны. Во-первых, это склонность переоценивать редкие вероятности и недооценивать очень частые. Эта предвзятость не только помогает объяснить, почему люди покупают страховку, но и почему они играют в азартные игры и участвуют в лотереях, даже если шансы против них, и решение сделать это имеет отрицательное ожидаемое значение. Предубеждение, связанное с вероятностью, называется ошибкой игрока 9.0004 . Люди верят, что события в случайном процессе исправятся сами собой. Это убеждение ложно. Еще одним фактором, лежащим в основе недостатков человеческого процесса принятия решений, является склонность людей к нереалистичной уверенности в точности своих прогнозов.

1.5. Резюме

Мышление и язык тесно связаны, и люди заметно различаются по степени использования образов в своем мышлении.

Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов.

Понятия основаны на обобщениях и играют важную роль в дальнейшем мышлении. Некоторые проблемы решаются через озарение.

Креативное мышление — еще один метод решения проблем.

Глава 8: Понятия и общие знания

Глава 8

Изучение новых понятий

В своих исследованиях вы сталкиваетесь со многими новыми терминами, и они часто сопровождаются определениями. Во многих учебниках, например, вы найдете , вводящую новые понятия, и часто книга дает полезное определение, возможно, на полях страницы. Однако, как утверждается в главе, этот способ представления не очень хорошо согласуется со структурой человеческого знания. Причина, вкратце, в том, что у вас нет (или не требуется) определений для большинства понятий в вашем репертуаре; на самом деле определения может даже не существовать. И даже когда вы знаете определение, ваше использование понятия часто опирается на другую информацию, включая прототип этого термина, а также набор примеров. Кроме того, ваше использование концептуальной информации обычно зависит от более широкой структуры знаний, связывающей эту концепцию с другими известными вам вещами. Это более широкое знание включает в себя то, что в тексте называется вашей «теорией» об этом понятии, теорией, которая (среди прочего) объясняет, почему атрибуты понятия такие, какие они есть.

Вы используете свою теорию о понятиях по-разному. Например, мы утверждали, что всякий раз, когда вы полагаетесь на прототип, вы делаете выводы на основе сходства между прототипом и новым случаем, о котором вы думаете, а сходство зависит от вашей теории: это ваша теория, которая говорит вам, на какие атрибуты следует обращать внимание при оценке сходства, а какие игнорировать. (Таким образом, если вы думаете о компьютерах, ваша «теория» о компьютерах говорит вам, что цвет корпуса машины значения не имеет. Если, напротив, вы идентифицируете типы птиц, ваши знания говорят о том, что цвет является важным атрибутом.)

Вы также опираетесь на свою теорию для классификации новых, неожиданных случаев (в главе мы использовали пример распознавания кого-то как «пьяного», когда они прыгнули в бассейн полностью одетыми). Точно так же вы используете свою теорию, чтобы направлять свои умозаключения о понятии (позволяя вам, например, решить, что болезнь, переносимая блохами, вероятно, повлияет на вашу собаку, но, вероятно, не на вашу золотую рыбку).

Итак, давайте проясним, что изучение определения для какого-либо нового понятия — хорошее место для начала, но вы не должны обманываться, думая, что знание определения — это то же самое, что понимание понятия, или что знание определения — это то же самое, что и понимание понятия. то же, что овладение концепцией. В самом деле, если вы только знаете определение, вы можете в конечном итоге использовать свою концепцию глупо. («Это не может быть компьютер, это не тот цвет!»)

Какая еще информация вам нужна, помимо определения? По крайней мере, вы должны искать некоторые примеров новой концепции, потому что вы часто сможете проводить аналогии на основе этих примеров. Вы также хотите подумать о том, что общего у этих примеров; это поможет вам разработать прототип для этой категории. Однако прежде всего вы хотите подумать о том, что заставляет их считаться примерами — что в них такого, что относит их к этой категории? Чем отличаются примеры и почему, несмотря на эти различия, все они относятся к одной категории? Почему другие кандидаты, внешне похожие на эти примеры, не в категории? Можно ли предсказать некоторые качества примеров по другим качествам? Что привело к тому, что эти качества стали такими, какие они есть?

Эти вопросы (и подобные им вопросы) помогут вам начать строить сеть убеждений, которые составляют вашу теорию об этой концепции. Эти убеждения помогут вам понять и использовать эту концепцию. Но, как обсуждается в этой главе, эти убеждения также являются частью концепции, предоставляя базу знаний, которая определяет в ваших мыслях, о чем эта концепция.

Эти различные моменты ложатся дополнительным бременем на вас и ваших учителей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts