Постановка р от рь: постановка звука р от рь — 10 рекомендаций на Babyblog.ru

Содержание

Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

Про звук «Р»

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр. ), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т. е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

 

 

Вам также может понравиться:

  1. Мимическая гимнастика
  2. Логопедические игры с мячом
  3. Вся правда о логопедах
  4. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст

 

12 способов постановки звука [Р] . Блог Лого-Эксперт

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными. 

В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 


1 способ постановки звука [Р]

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация! 

2 способ постановки звука [Р]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук  «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам. 

3 способ постановки звука [Р]

Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет.  Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. 

Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

4 способ постановки звука [Р]

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.  

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др). 

Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. 


После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. 


На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится 
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. 

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.  

5 способ постановки звука [Р] 

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

советы родителям по постановке звука «р»

Обычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными. 

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!

Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)
  • горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;

  • доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;

  • боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.

При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.

Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т. д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:

  • «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
  • «Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

  • «Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

  • «Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

  • «Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

  • «Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

  • «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

  • «Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.

  • «Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны.

    Нижняя челюсть неподвижна.

  • «Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.

  • «Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.

  • «Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».

После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.

Предлагаем несколько упражнений:

  • задувание свечек;

  • надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;

  • футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч.

    Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.

  • мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.

  • кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.

  • дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.

  • снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

3 способа постановки звука «р»

1. Постановка от звука «д».

Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).

При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

2. Механическая постановка звука «р».

Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.

3. Постановка от звука «ж».

Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.

Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.

Какой литературой можно воспользоваться

  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.
  • Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.

  • Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».

  • Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).

Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.

А Вам приходилось обращаться за помощью к логопеду или Вы сами ставили звуки ребёнку?
Поделитесь в комментариях!

 

Остаточная опухоль (R) классификация и прогноз

. 1994 янв-февраль;10(1):12-20.

doi: 10.1002/ssu.2980100105.

П Херманек 1 , C Wittekind

принадлежность

  • 1 Кафедра хирургии, Эрлангенский университет, Германия.
  • PMID: 8115781
  • DOI: 10. 1002/ссу.2980100105

P Hermanek et al. Семин Хирург Онкол. 1994 январь-февраль.

. 1994 янв-февраль;10(1):12-20.

doi: 10.1002/ssu.2980100105.

Авторы

П Херманек 1 , К. Виттекинд

принадлежность

  • 1 Кафедра хирургии, Эрлангенский университет, Германия.
  • PMID: 8115781
  • DOI: 10.1002/ссу.2980100105

Абстрактный

Статус опухоли после лечения описывается классификацией остаточной опухоли (R): R0 — остаточной опухоли нет; R1 — микроскопическая остаточная опухоль; R2 — макроскопическая остаточная опухоль. Остаточная опухоль может быть обнаружена в области первичной опухоли и ее регионарных лимфатических узлов и/или в отдаленных местах. Классификация R отражает эффект лечения и влияет на дальнейшее планирование лечения. Кроме того, классификация R является сильным предиктором прогноза. Приемлемый долгосрочный прогноз можно ожидать только у пациентов R0. Хотя существуют четкие корреляции между стадией и классификацией R, различия в прогнозе R0 по сравнению с R1,2 не могут быть объяснены только различиями в стадии. О прогностической значимости R-классификации свидетельствуют соответствующие данные для немелкоклеточного рака легкого, плоскоклеточного рака пищевода, рака желудка, протоковой аденокарциномы поджелудочной железы, колоректального рака, метастазов в легкие и печень.

Похожие статьи

  • Микроскопическая (R1) и макроскопическая (R2) остаточная опухоль у больных с резецированным немелкоклеточным раком легкого.

    Hofmann HS, Taege C, Lautenschläger C, Neef H, Silber RE. Хофманн Х.С. и соавт. Eur J Cardiothorac Surg. 2002 апр; 21 (4): 606-10. doi: 10.1016/s1010-7940(02)00030-1. Eur J Cardiothorac Surg. 2002. PMID: 11932154

  • Результаты МСКТ, прогнозирующие послеоперационную остаточную опухоль и выживаемость у пациентов с раком поджелудочной железы.

    Bae JS, Kim JH, Joo I, Chang W, Han JK. Бэ Дж. С. и др. Евро Радиол. 2019 июль; 29 (7): 3714-3724. doi: 10.1007/s00330-019-06140-9. Epub 2019 21 марта. Евро Радиол. 2019. PMID: 30899975

  • Патологоанатом и классификация остаточной опухоли (R).

    Херманек П., Виттекинд К. Херманек П. и др. Патол Res Pract. 1994 г., февраль; 190(2):115-23. doi: 10.1016/S0344-0338(11)80700-4. Патол Res Pract. 1994. PMID: 8058567

  • Классификация pTNM и остаточной опухоли: проблемы оценки и прогностического значения.

    Херманек П. Германек П. Мир J Surg. 1995 март-апрель;19(2):184-90. дои: 10.1007/BF00308624. Мир J Surg. 1995. PMID: 7754621 Обзор.

  • [Проблемы с классификацией остаточной опухоли, особенно R1].

    Виттекинд К. Виттекинд С. Хирург. 2007 г., сен; 78 (9): 785–91. doi: 10.1007/s00104-007-1378-5. Хирург. 2007. PMID: 17676285 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Количественная оценка усадки образца опухоли аденокарциномы анального мешка апокринной железы собаки (AGASACA) после фиксации формалином.

    Вустефельд-Янссенс Б.Г., Винаяк А., Паркер Л.А., Холленбек Д.Л. Wustefeld-Janssens BG и соавт. Животные (Базель). 2022 22 июля; 12 (15): 1869. дои: 10.3390/ани12151869. Животные (Базель). 2022. PMID: 35892519 Бесплатная статья ЧВК.

  • Модель номограммы для прогнозирования выживаемости после прогрессирования у пациентов с плоскоклеточным раком пищевода с рецидивом после радикальной резекции.

    Ленг С, Цуй Ю, Чен Дж, Ван К, Ян Х, Вэнь Дж, Фу Дж, Лю Ц. Ленг С и др. Фронт Онкол. 2022 7 июля; 12:925685. doi: 10.3389/fonc.2022.925685. Электронная коллекция 2022. Фронт Онкол. 2022. PMID: 35875105 Бесплатная статья ЧВК.

  • Усовершенствованные методы эндоскопической резекции при циррозе — систематический обзор и метаанализ результатов.

    Чандан С., Деливала С., Хан С.Р., Рамаи Д., Мохан Б.П., Билал М., Фаччоруссо А., Кассаб Л.Л., Камаль Ф., Дхиндса Б., Перизетти А., Адлер Д.Г. Чандан С. и др. Dig Dis Sci. 2022 Октябрь; 67 (10): 4813-4826. doi: 10.1007/s10620-021-07364-w. Epub 2022 6 января. Dig Dis Sci. 2022. PMID: 34993682

  • Циркулирующая ДНК опухоли предсказывает патологические и клинические исходы после неоадъювантной химиолучевой терапии и хирургического вмешательства у пациентов с местнораспространенным раком прямой кишки.

    McDuff SGR, Hardiman KM, Ulintz PJ, Parikh AR, Zheng H, Kim DW, Lennerz JK, Hazar-Rethinam M, Van Seventer EE, Fetter IJ, Nadres B, Eyler CE, Ryan DP, Weekes CD, Clark JW, Кьюсак Дж. К., Гоял Л., Чжу А. С., Во Дж. Ю., Блашковски Л. С., Аллен Дж., Коркоран Р. Б., Хонг Т. С. McDuff SGR и др. JCO Precis Oncol. 2021 12 января; 5: PO. 20.00220. doi: 10.1200/PO.20.00220. Электронная коллекция 2021. JCO Precis Oncol. 2021. PMID: 34250394 Бесплатная статья ЧВК.

  • Необратимая электропорация акцентирования края при раке поджелудочной железы III стадии: систематический обзор.

    Ратнаяке Б., Аль-Лесвас Д., Мохаммади-Заниани Г., Литтлер П., Сен Г., Манас Д., Панданабояна С. Ратнаяке Б. и соавт. Раков (Базель). 2021 27 июня;13(13):3212. doi: 10.3390/раки13133212. Раков (Базель). 2021. PMID: 34199031 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Стадирование рака

Стадирование — это процесс определения количества рака в организме человека и его локализации. Так врач определяет стадия рака человека.

Зачем необходимо определение стадии рака?

При большинстве видов рака врачам необходимо знать, сколько и где находится рак (среди прочего), чтобы определить наилучшие варианты лечения. Например, лучшим лечением рака на ранней стадии может быть хирургическое вмешательство или лучевая терапия, в то время как рак на более поздних стадиях может потребовать лечения, которое затрагивает все части тела, например, химиотерапии, таргетной медикаментозной терапии или иммунотерапии.

Конечно, стадия рака — не единственный фактор, который используется для принятия решения о том, какое лечение лучше. Иногда рак на разных стадиях можно лечить одинаково, или рак на одной стадии можно лечить по-разному. Многие факторы определяют наилучшие варианты лечения для каждого человека.

Стадию рака также можно использовать для предсказания его вероятного течения, а также вероятности успешного лечения. Хотя ситуация у каждого человека разная, рак одного и того же типа и стадии, как правило, имеет схожие перспективы.

Стадия рака также позволяет врачам описать степень рака, когда они обсуждают друг с другом рак человека.

Не все виды рака имеют стадию. Например, лейкемия представляет собой рак клеток крови и, следовательно, к моменту обнаружения обычно распространяется по всему телу. Большинство типов лейкозов не имеют стадии, как раковые образования, образующие опухоли.

Обследования и тесты для определения стадии рака

Для определения стадии рака можно использовать различные виды обследований и тестов.

  • В зависимости от того, где находится рак, медицинский осмотр может дать некоторое представление о степени распространенности рака.
  • Визуализирующие исследования , такие как рентген, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование и ПЭТ-сканирование, также могут дать информацию о том, в какой степени и где находится рак в организме.
  • Эндоскопические исследования иногда используются для выявления рака. Для этих исследований эндоскоп, представляющий собой тонкую трубку с подсветкой (обычно с небольшой видеокамерой на конце), вводится внутрь тела для выявления рака.
  • Биопсия часто требуется для подтверждения диагноза рака. Биопсия также может быть необходима, чтобы выяснить, ощущается ли уплотнение при осмотре или что-то, что видно на визуализирующем тесте в другой части тела, действительно связано с распространением рака. Во время биопсии врач удаляет опухоль или кусочки опухоли для изучения в лаборатории. Некоторые биопсии делаются во время операции. Но биопсию также можно проводить с помощью тонкой полой иглы или эндоскопа. Дополнительные сведения о биопсии см. в разделе Тестирование образцов биопсии и цитологии на наличие рака.
  • Лабораторные анализы раковых клеток (из биопсии или хирургического вмешательства) и анализы крови также могут использоваться для определения стадии некоторых видов рака.

Стадию рака можно определить в разное время

Как правило, стадию рака определяют при первом диагнозе, до того, как будет назначено какое-либо лечение. Но в некоторых случаях после начала лечения он ставится снова.

Клиническая стадия

Клиническая стадия представляет собой оценку распространенности рака на основании результатов медицинского осмотра, визуализирующих исследований (рентгеновских снимков, компьютерной томографии и т. д.), эндоскопических исследований и любых выполненных биопсий. до начала лечения. Для некоторых видов рака результаты других тестов, таких как анализы крови, также используются для клинической стадии.

Клиническая стадия часто является ключевой частью выбора наилучших вариантов лечения. Его также можно использовать, пытаясь понять, каким может быть прогноз (прогноз) человека. Например, показатели выживаемости для большинства видов рака в основном зависят от стадии на момент постановки диагноза (см. ниже).

Патологическая стадия

Если операция по удалению рака является первым лечением, врачи также могут определить патологическую стадию (также называемую хирургический этап ). Патологическая стадия зависит от результатов обследований и анализов, проведенных до операции, а также от того, что стало известно о раке во время операции.

Иногда патологическая стадия отличается от клинической (например, если хирургическое вмешательство показывает, что рак распространился больше, чем было видно при визуализирующих исследованиях). Патологическая стадия дает более точную информацию, которую можно использовать для определения того, какие другие методы лечения могут потребоваться, а также для прогнозирования реакции на лечение и результатов (прогноз).

Определение стадии после неоадъювантной терапии (или после терапии)

При некоторых видах рака сначала может быть проведено лечение, отличное от хирургического (например, химиотерапия, таргетная медикаментозная терапия или лучевая терапия). Цель может состоять в том, чтобы попытаться уменьшить опухоль перед операцией (в этом случае лечение называется неоадъювантной терапией ), или это может быть сделано в качестве основного лечения, если неясно, будет ли операция вариантом.

Стадирование может быть проведено после этого первого лечения, чтобы помочь измерить реакцию рака на лечение. Это можно сделать так же, как клиническое стадирование (если операция еще не проводилась), что может помочь определить, какой тип операции следует выполнить. Или это можно сделать после операции (так же, как и при патологическом стадировании), что может дать более точную информацию.

Стадирование рецидива или повторного лечения

Стадирование также может быть проведено снова в какой-то момент, если рак возвращается (рецидивирует) или прогрессирует (растет или распространяется, не исчезнув полностью). Эта информация может быть использована для принятия решений о дальнейшем лечении.

Изменяет ли повторная постановка рака первоначальную стадию?

Когда рак снова определяется после первоначальной стадии, его иногда называют повторным определением стадии . Часто те же тесты, которые проводились при первом диагностировании рака (такие как физикальное обследование, визуализирующие исследования, эндоскопические исследования, биопсия и, возможно, хирургическое вмешательство), проводятся повторно.

При любом типе перестадирования новая классификация этапов добавляется к исходному этапу, но не заменяет его . Стадия, назначенная при постановке диагноза, по-прежнему является наиболее важной при обсуждении статистических данных, таких как показатели выживаемости (описанные ниже).

Однако с практической точки зрения не всегда так важна стадия, назначенная раку, как уверенность в том, что все понимают, как далеко распространился рак и что это означает в будущем. Например, если у человека диагностирован рак II стадии, который впоследствии распространился на другие части тела, он (и даже его лечащий врач) может теперь описать это как рак «стадии IV», даже если это технически не точно. Самое главное, чтобы все понимали, что рак распространился, и что эта информация используется для принятия решений о лечении в будущем.

Что входит в стадию: Система TNM

Существуют различные типы систем, используемых для определения стадии рака, но наиболее распространенной и полезной системой стадирования для большинства типов рака является система TNM .

Американский объединенный комитет по раку (AJCC) и Международный союз по борьбе с раком (UICC) поддерживают систему классификации TNM, которая позволяет врачам определять стадии многих различных типов рака на основе определенных общих стандартов.

В системе TNM общая стадия определяется после того, как раку присваивается буква или номер для описания категорий опухоли (T), узла (N) и метастазов (M).

  • T описывает исходную (первичную) опухоль .
  • N указывает, распространился ли рак на близлежащие лимфатические узлы .
  • M сообщает, распространился ли рак ( с метастазами ) в отдаленные части тела

Первичная опухоль (категория Т)

При попытке определить, сколько и где рак находится в организме, врачи в первую очередь смотрят на первичную (основную) опухоль , где и начался рак. Размер опухоли, ее расположение и то, проросла ли она в близлежащие области, могут иметь значение. Врачи также проверяют наличие других близлежащих опухолей.

Категории T можно присвоить букву или номер:

  • TX означает отсутствие информации о первичной опухоли или ее невозможность измерения.
  • T0 означает отсутствие признаков первичной опухоли (она не может быть обнаружена).
  • Tis означает, что раковые клетки растут только в том слое клеток, где они зародились, не прорастая в более глубокие слои. Его также можно назвать in situ раком или предраковым состоянием.
  • Число после буквы T (например, T1, T2, T3 или T4) может указывать на размер опухоли и/или степень ее распространения на близлежащие структуры. Чем выше число Т, тем больше опухоль и/или больше она проросла в близлежащие ткани.

Лимфатические узлы (N категория)

Обычно проверяют лимфатические узлы вблизи первичной опухоли, чтобы выяснить, распространился ли на них рак. Лимфатические узлы представляют собой небольшие бобовидные скопления иммунных клеток. Многие виды рака часто распространяются на близлежащие лимфатические узлы, прежде чем они достигнут других частей тела.

Категория N может быть обозначена буквой или цифрой:

  • NX означает отсутствие информации о близлежащих лимфатических узлах или невозможность их оценки.
  • N0 означает, что в близлежащих лимфатических узлах нет рака.
  • Число после N (например, N1, N2 или N3) может описывать размер, расположение и/или количество близлежащих лимфатических узлов, пораженных раком. Чем выше число N, тем больше рак распространяется на близлежащие лимфатические узлы.

Метастазы (категория M)

Врачи могут также осмотреть другие части тела, чтобы увидеть, распространился ли рак. Распространение рака на части тела, расположенные далеко от первичной опухоли, известно как метастазы .

Категории M присваивается номер:

  • M0 означает, что отдаленное распространение рака не обнаружено.
  • M1 означает, что рак распространился на отдаленные органы или ткани.

Каждый тип рака имеет свою собственную версию категорий TNM, поэтому буквы и цифры не означают одно и то же для каждого типа рака. Например, для некоторых видов рака категории Т описывают размер основной опухоли, в то время как для других они описывают, насколько глубоко опухоль проросла в орган, в котором она возникла, или проросла ли опухоль в близлежащие структуры (независимо от его размер).

Для некоторых типов рака категории TNM могут также иметь подкатегории. Они отмечены строчными буквами после категории. Например, T3a или T3b.

Некоторые типы рака могут иметь меньше вариантов категорий, чем другие типы рака. Например, некоторые виды рака могут не иметь категории N3.

Другие обозначения, которые могут быть частью TNM

Каждая из категорий T, N и M может быть написана со строчной буквой перед ней, показывая, является ли это клинической или патологической классификацией:

  • Клиническая стадия отмечена буквой «с» (например, cT1)
  • Стадия патологии отмечена буквой «р» (например, pN2)

Для стадирования, которое проводится после лечения или после рецидива/прогрессирования рака, перед категорией может быть указана еще одна строчная буква:

  • ” можно использовать перед категорией (например, ycT1 или ypT2)
  • Для рака, стадия которого изменена после рецидива или прогрессирования рака, перед категорией может использоваться буква «r» (например, rcT1 или rpT2)

Другие факторы, влияющие на стадию рака

Для некоторых видов рака не только значения T, N и M определяют стадию. Некоторые другие факторы, которые могут быть приняты во внимание, включают:

Степень: Для большинства видов рака степень является мерой того, насколько ненормальными выглядят раковые клетки под микроскопом. Это также называется дифференциацией. Степень может быть важна, потому что рак с более аномально выглядящими клетками имеет тенденцию расти и распространяться быстрее.

Степени обычно присваивается номер, причем более низкие номера (например, G1) используются для рака более низкой степени.

  • В низкозлокачественных (хорошо дифференцированных) раках раковые клетки выглядят довольно нормально. В целом, эти виды рака имеют тенденцию к медленному росту и часто имеют лучший прогноз.
  • В высокозлокачественных (плохо дифференцированных) раковых клетках раковые клетки выглядят более ненормально. Рак высокой степени злокачественности часто имеет тенденцию к быстрому росту, поэтому может потребоваться другое лечение, чем рак низкой степени злокачественности.

Даже если степень не влияет на стадию рака, она все же может повлиять на перспективы и/или лечение человека.

Тип клетки: Рак в некоторых частях тела может начаться в разных типах клеток. Поскольку тип раковой клетки может повлиять на лечение и прогноз, он может быть фактором при определении стадии. Например, рак пищевода в основном представляет собой либо плоскоклеточный рак, либо аденокарциному. Плоскоклеточный рак пищевода отличается от аденокарциномы пищевода стадией.

Расположение опухоли: Для некоторых видов рака основное расположение опухоли влияет на прогноз и учитывается при стадировании. Стадия рака пищевода, например, зависит от того, начинается ли рак в верхней, средней или нижней трети пищевода.

Уровни t в крови онкомаркеры: При некоторых видах рака уровни определенных веществ в крови (называемых онкомаркерами или биомаркерами) могут влиять на стадию рака. Например, при раке предстательной железы при назначении стадии учитывается уровень простатспецифического антигена (ПСА) в крови.

Результаты тестов на раковые клетки: Для некоторых видов рака лабораторные анализы, проводимые на раковых клетках, являются важной частью определения стадии. Например, при раке молочной железы на стадию может влиять наличие на раковых клетках белков, называемых рецепторами гормонов.

Возраст человека: Для некоторых видов рака, таких как рак щитовидной железы, возраст человека на момент постановки диагноза может повлиять на прогноз, поэтому он учитывается при назначении стадии.

Назначение общего этапа (группировка этапов)

После определения значений T, N и M (и любых других факторов, влияющих на этап) они объединяются для назначения общего этапа.

Стадия большинства видов рака обозначается римской цифрой от I (1) до IV (4). Рак I стадии менее запущен и часто имеет лучший прогноз (прогноз). Рак более высоких стадий обычно распространяется дальше (или имеет другие важные особенности), поэтому может потребоваться более интенсивное (или иное) лечение. Иногда этапы также подразделяются с использованием заглавных букв (например, этап III может быть подразделен на этапы IIIA и IIIB).

Некоторые виды рака также имеют стадию 0, которую часто называют карциномой in situ. Это означает, что рак все еще находится только в том слое клеток, где он впервые появился, и он не распространился дальше.

Другие системы стадирования

Не все виды рака стадируются с использованием системы TNM. Например:

  • Системы стадирования, отличные от системы TNM, часто используются для лимфом Ходжкина и неходжкинских лимфом, а также для некоторых других видов рака.
  • Международная федерация гинекологов и акушеров (FIGO) разработала систему стадирования рака женских половых органов. Этапы TNM точно соответствуют этапам FIGO, что позволяет довольно легко преобразовать этапы между этими двумя системами.
  • Для большинства видов рака в головном мозге или вокруг него нет формальной системы стадирования, поскольку эти виды рака обычно не распространяются на лимфатические узлы или другие части тела.

Как стадия рака может повлиять на прогноз человека

Наряду с типом рака, стадия рака является одним из наиболее важных факторов, когда врачи пытаются определить прогноз (прогноз) человека.

Стадии и выживаемость

Для многих видов рака прогноз часто выражается в виде выживаемости. Это процент людей с определенным типом и стадией рака, которые все еще живы определенное время (обычно 5 лет) после постановки диагноза. Например, если 5-летняя выживаемость для определенного типа и стадии рака составляет 80%, это означает, что 80 из 100 человек с этим типом и стадией рака все еще будут живы через 5 лет.

Показатели выживаемости не могут точно сказать, что произойдет с конкретным человеком, потому что на прогноз могут влиять и многие другие факторы (см. ниже). Но они могут дать врачам и пациентам общее представление о том, насколько вероятно, что лечение будет успешным.

Показатели выживаемости почти всегда зависят от стадии рака на момент постановки диагноза. Эти цифры не применимы, если позже рак переустанавливается. Например, 5-летняя выживаемость при раке, первоначально диагностированном как стадия II, а затем распространившемся на другую часть тела, не обязательно такая же, как при раке, первоначально диагностированном как рак стадии IV (поскольку он уже распространился на другую часть тела при первом диагнозе).

Это важно понимать, потому что информация на наших страницах, посвященная статистике выживаемости, относится к стадии, когда рак был впервые диагностирован.

Другие факторы также могут влиять на прогноз.

Также важно понимать, что хотя стадия рака важна, многие другие факторы также могут влиять на прогноз человека. В зависимости от типа рака другие важные прогностические факторы могут включать: 

  • Возраст человека и общее состояние здоровья
  • Имеют ли раковые клетки изменения в определенных генах, хромосомах или белках
  • Как рак реагирует на лечение

Если у вас есть вопросы о показателях выживаемости и о том, как на них может повлиять стадия вашего рака или другие факторы, обязательно поговорите со своей командой по лечению рака.

Определение стадии рака может быть сложным

Врачи постоянно узнают больше о раке, о том, как он растет и распространяется, и о том, как лучше всего его лечить. Со временем некоторые из этих результатов добавляются в системы стадирования различных видов рака, что помогает сделать их более точными и ценными как для врачей, так и для пациентов.

В то же время добавление этих новых результатов часто делает системы стадирования более сложными, чем они были в прошлом, что может затруднить их понимание людьми.

Если вы не уверены в стадии вашего рака или в том, что это может означать для вас, попросите своего врача объяснить вам это доступным для вас способом.

Стадии рака | Cancer.Net

Стадия — это способ описания рака. Стадия рака сообщает вам, где находится рак и его размер, насколько далеко он пророс в близлежащие ткани и распространился ли он на близлежащие лимфатические узлы или другие части тела. Перед началом любого лечения рака врачи могут использовать физические осмотры, визуализирующие сканирования и другие тесты для определения стадии рака. Подготовка не может быть завершена, пока не будут завершены все тесты.

Почему стадия рака имеет значение?

Определение стадии помогает врачу спланировать наилучшее лечение. Это может включать в себя выбор типа операции и необходимость использования химиотерапии или лучевой терапии. Знание стадии рака позволяет всему медицинскому персоналу одинаково говорить о вашем диагнозе.

Врачи также могут использовать стадирование для:

  • Поймите вероятность того, что рак вернется или распространится после первоначального лечения.

  • Помогите спрогнозировать прогноз, шанс на выздоровление

  • Помогите определить, какие клинические испытания рака могут быть открыты для вас.

  • Посмотрите, насколько хорошо работает лечение

  • Сравните, насколько хорошо новые методы лечения работают в больших группах людей с одинаковым диагнозом

Когда проводится определение стадии рака?

Стадирование рака может быть проведено в разное время при оказании медицинской помощи человеку. Вот некоторая информация о том, когда и как проводится постановка. Вы заметите, что эти описания относятся к «категории TNM». Это относится к системе определения стадии рака TNM, которая более подробно объясняется далее в этой статье.

Клиническая стадия. Клиническая стадия — это стадия, которая проводится до начала любого лечения. Ваш врач использует информацию из медицинских осмотров, вашей истории болезни, а также любых рентгенограмм, изображений, сканирований или диагностических тестов, которые у вас были. Они также будут использовать результаты любой биопсии рака, лимфатических узлов или других тканей. Клиническая стадия помогает вам и вашему врачу спланировать начальные этапы лечения. Клиническая стадия обозначается маленькой буквой «с» перед категорией TNM.

Патологическая стадия. Патологическая стадия основывается на той же информации, что и клиническая стадия, плюс любая новая информация, полученная во время операции, если операция была первым методом лечения рака. Патологическая стадия обозначается маленькой буквой «p» перед категорией TNM.

Стадирование после терапии. Стадирование после терапии используется в тех случаях, когда хирургическое вмешательство не является первым лечением, но перед операцией назначаются другие виды лечения. Эти методы лечения могут включать лучевую терапию или медикаментозное лечение, такое как химиотерапия, иммунотерапия или гормональная терапия. Эти методы лечения можно использовать перед операцией, чтобы уменьшить опухоль и облегчить операцию. Это также может помочь врачам узнать, насколько эффективны методы лечения рака, чтобы спланировать дальнейшее лечение. Посттерапевтическая стадия обозначается буквой «y» перед категорией TNM.

Когда врачи определяют стадию рака с помощью системы TNM (см. ниже), для каждого рака необходимо определить клиническую стадию. После хирургического вмешательства или начального лечения перед операцией также следует использовать патологическое стадирование и стадирование после терапии. Клиническая стадия очень важна для планирования начального лечения, но патологическая стадия или стадия после терапии дают наибольшую информацию. Это может помочь вашей медицинской команде понять ваш прогноз.

Что такое система стадирования TNM для рака?

Врачи используют систему стадирования TNM для большинства видов рака. Система TNM использует буквы и цифры для описания опухоли (T), лимфатических узлов (N), распространения рака или метастазов (M). Каждая буква и цифра говорят вам что-то о раке. Конкретные определения для каждой категории различны для каждого типа рака, для которого используется эта система. Узнайте более конкретную информацию о стадии для каждого типа рака.

Опухоль (T) : Буква T и число после нее описывают опухоль, отвечая на следующие вопросы:

  • Насколько велика первичная опухоль?

  • Проникает ли он в другие ткани или органы в той же области?

  • Где он находится?

За буквой T следует буква, цифра или комбинация букв. Это дает дополнительную информацию об опухоли. Различные буквы и цифры, которые могут отображаться, включают:

  • TX означает, что нет информации об опухоли или ее невозможно измерить.

  • T0 означает отсутствие признаков опухоли.

  • Tis относится к опухоли «на месте». Это означает, что опухоль обнаруживается только в тех клетках, где она возникла. Он не распространился на окружающие ткани.

  • T1-T4 опишите размер и расположение опухоли по шкале от 1 до 4. Более крупная опухоль или опухоль, проросшая глубже в близлежащие ткани, получит более высокий номер.

Для некоторых видов рака стадия T может быть разбита на подкатегории для получения более подробной информации. Это отмечается строчной буквой, например «a» или «b», например «T2b». Что означают эти буквы, зависит от типа рака. Строчная буква «м» также может использоваться для обозначения множественных опухолей.

Узел (N): Буква N и число после нее описывают, поразил ли рак лимфатические узлы. Лимфатические узлы — это небольшие бобовидные органы, которые помогают бороться с инфекцией. Они являются обычным местом, где рак впервые распространяется. Эта часть промежуточной системы отвечает на следующие вопросы:

Лимфатические узлы вблизи места начала рака называются регионарными лимфатическими узлами. Лимфатические узлы в других частях тела называются отдаленными лимфатическими узлами. Категория N относится только к лимфатическим узлам вблизи рака (регионарным лимфатическим узлам). Отдаленные лимфатические узлы в других частях тела включены в категорию «М» (см. ниже).

После буквы N будет цифра от 0 (ноль) до 3. N0 означает отсутствие раковых лимфатических узлов. Чаще всего, чем больше лимфатических узлов поражено раком, тем больше их число. Но для некоторых опухолей расположение лимфатических узлов при раке может определять категорию «N».

Метастазы (M): Буква M и цифра после нее указывают, распространился ли рак. Он отвечает на следующие вопросы:

Если рак не распространился, стадия M0. Если рак распространился на другие части тела, это стадия М1.

Какие другие факторы используются при стадировании рака?

Для некоторых типов рака в стадию рака могут быть включены факторы, отличные от категорий TNM. Они могут включать:

Марка. Оценка описывает, насколько раковые клетки похожи на здоровые клетки. Патологоанатом исследует раковые клетки под микроскопом. Патологоанатом — это врач, который специализируется на оценке клеток, тканей и органов для диагностики заболеваний. Они будут сравнивать раковую ткань со здоровой тканью. Здоровая ткань часто содержит много типов групп клеток.

Если опухоль выглядит как здоровая ткань и имеет разные группы клеток, ее называют дифференцированной опухолью или опухолью низкой степени злокачественности. Если рак сильно отличается от здоровой ткани, его называют низкодифференцированной опухолью или опухолью высокой степени злокачественности. Степень рака может помочь предсказать, как быстро рак будет распространяться.

Степень рака записывается патологоанатомом с помощью буквы «G» с числом от 1 до 3 для большинства видов рака и от 1 до 4 для некоторых. Как правило, чем ниже степень опухоли, тем лучше прогноз. Различные типы рака имеют разные методы определения степени рака.

Биомаркеры. Биомаркеры, также называемые опухолевыми маркерами, представляют собой вещества, обнаруживаемые в концентрациях, превышающих нормальные, в самом раке или в крови, моче или тканях некоторых людей, больных раком. Биомаркеры могут помочь выяснить, насколько вероятно распространение некоторых видов рака. Они также могут помочь врачам выбрать наилучшее лечение. Для некоторых видов рака определенные опухолевые маркеры могут быть более полезными для определения стадии, чем для планирования лечения. Узнайте больше о тестировании на биомаркеры.

Генетика опухолей. Исследователи нашли способы выяснить гены, участвующие во многих типах рака. Эти гены могут помочь предсказать, будет ли рак распространяться или какие методы лечения будут работать лучше всего. Эта информация может помочь врачам нацелить лечение на рак каждого человека. Узнайте больше о персонализированной и таргетной терапии.

Что такое группировка по стадиям рака?

Информация, собранная для определения стадии TNM, используется для определения конкретной стадии рака. Большинство видов рака имеют четыре стадии: от I (1) до IV (4). Некоторые виды рака также имеют стадию 0 (ноль). Вот общее описание группировок по стадиям рака. (Пожалуйста, обратитесь к руководству по конкретному типу рака для получения подробной информации о его подробной системе стадирования.)

  • Стадия 0. Эта стадия описывает рак in situ. In situ означает «на месте». Рак стадии 0 все еще находится в том месте, где он начался. Они не распространились на близлежащие ткани. Эта стадия рака часто излечима. Хирургия обычно может удалить всю опухоль.

  • Стадия I. Эта стадия обычно представляет собой рак, который не пророс глубоко в близлежащие ткани. Он также не распространился на лимфатические узлы или другие части тела. Его часто называют раком на ранней стадии.

  • Стадия II и Этап III. Как правило, эти 2 стадии представляют собой рак, проросший более глубоко в близлежащие ткани. Они могли также распространиться на лимфатические узлы, но не на другие части тела.

  • Стадия IV. Эта стадия означает, что рак распространился на другие органы или части тела. Его также можно назвать прогрессирующим или метастатическим раком.

Что такое перестадирование рака?

Стадия рака, указанная на момент постановки диагноза и начала лечения, не меняется. Это делается для того, чтобы врачи могли понять состояние здоровья человека, помочь понять прогноз и узнать, как лечение влияет на многих людей.

Однако, если рак возвращается или распространяется, можно провести повторное определение. Это описывается с маленькой «р». Например, rN1 представляет собой повторное определение лимфатических узлов. Обычно некоторые из тех же анализов, которые проводились при первом диагностировании рака, будут проводиться повторно. После этого врач может присвоить раку рестадию или «r стадию».

Какие еще промежуточные системы существуют?

Стадия TNM в основном используется для описания рака, который образует солидные опухоли, такие как рак молочной железы, толстой кишки и легких. Врачи используют другие системы стадирования для классификации других типов рака, таких как:

  • Опухоли центральной нервной системы (опухоли головного мозга). Раковые опухоли головного мозга обычно не распространяются за пределы головного и спинного мозга. Таким образом, применяется только Т-описание системы TNM. Для опухолей центральной нервной системы не существует единой системы стадирования. Узнайте больше о стадии опухоли головного мозга и прогностических факторах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts