Постановка звука р от шипящих: Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

способы и приемы постановки шипящих звуков у детей. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

звуки логопеду постановка звуков

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т. д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный.
    Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом).

Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики.

Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

16 Нравится

звуки логопеду постановка звуков

Связанные статьи

  • Постановка звука Ш
  • Постановка свистящих звуков
  • Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения
  • Автоматизация звука [В] в словах, слогах и предложениях
  • Постановка сонорных звуков Л и Р: этапы постановки, упражнения

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Постановка звука «Р» у подростков | Консультация на тему:

Постановка звука «р» у подростков

Работу по постановке звука необходимо начинать  с  комплекса  упражнений для выработки правильного произношения звука «р».

Комплекс  упражнений  для выработки правильного произношения звука P

1. Чьи зубы чище? 

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 

Внимание!

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 

2. Маляр

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 

3. Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание! 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 

4. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 

5.  Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 

6. Барабанщики.

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

7. Лошадка. 

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. 

8. Грибок.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).  

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) 

Внимание!

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 

9. Гармошка. 

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). 

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. 

Внимание! 

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 

10. Фокус.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 

Внимание!

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать  более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Когда органы артикуляционного аппарата будут готовы, приступать к постановке звука.

Наиболее распространенным является постановка звука «р» от звука «д», повторяющегося на одном выдохе: ддддд, с последующим, более фиксированным произношением последнего. Применяется также чередующиеся произношение звуков «т» и «д» в сочетаниях тд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков «д», «т» надо попросить ребенка сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Также можно попробовать другой способ постановки, который используется в том случае, если произношение шипящих звуков не нарушено.

Постановка звука «р» идет в 2 этапа: на 1-ом этапе ставится фрикативный звук «р» без вибрации от звука «ж» при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах, но можно, не закрепляя в слогах, перейти ко 2-му этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд (в домашних условиях можно заменить черенком чайной ложки или указательным пальцем). Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движением зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Данный прием приводит к положительным результатам.

Наиболее эффективным является прием постановки звука «р» от слогового сочетания «за» с несколько удлиненным произнесением первого звука «зззза». В ходе многократного повторения слогов ребенок по вашей просьбе перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного звука «р» в сочетании с гласным «а». После этого вводите зонд (указательный палец, черенок чайной ложки, шпатель), с его помощью приводите язык к вибрации. В момент возникновения вибрации должен быть слышен достаточно чистый звук «р», нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки не требуется специального введения звука в сочетании с гласным, т.к. сразу получается слог.

После того, как звук будет поставлен, необходимо провести работу по автоматизации его в слогах, словах и связной речи.

Как избавиться от шипящих и взрывных звуков в вокале

Вы скоро узнаете, как не допустить проникновения этих звуков в ваши записи и как справиться с теми немногими звуками, которые все еще присутствуют, так что сохраните этот идеальный дубль! К концу этого урока его еще можно будет спасти…

«Почему каждый раз, когда я произношу слово, в котором есть слог «Б» или «П», это звучит так, как будто я бью своим голосом по бочке? И потом каждый раз, когда я использую слово с буквой «С» или «Т», оно звучит так, будто змея шипит в свисток футбольного тренера?»

Знать, почему это происходит, так же ужасно, как и пытаться объяснить кому-то проблему, не выглядя сумасшедшей. Вы можете превратиться из сумасшедшего в проницательного, уверенного в себе инженера звукозаписи, просто зная слова, обозначающие эти звуки.

И эти слова шипящих шипящих и взрывных гулких звуков.

Не бросайте эти термины никому, не зная об этом больше, потому что следующий естественный набор вопросов будет заключаться в том, что они собой представляют, что их вызывает, как исправить их перед записью и как исправить их в микс.

Ответы имеют множество аспектов, но, к счастью, они несложные. Давайте сразу приступим к делу. Один раз прочитайте эту статью, и вы больше никогда не столкнетесь с шипящими и взрывными звуками, с которыми не сможете справиться.

Пожалуйста, обратите внимание. Общее решение требует комбинации всех этих индивидуальных решений. Вам не только нужны все они, но вы не можете пропустить ни одну из них, если хотите записать кристально чистый вокал.

Любое качественное обсуждение этой темы должно начинаться с вопроса «Что такое шипение в аудио?» и прямо ведет к «Как избавиться от шипения», и то же самое касается взрывных звуков. Давайте рассмотрим оба.

Что такое Шипение в аудио? А взрывчатые вещества?

Мы уже говорили о версии для неспециалистов, которая представляет собой гул и шипение, которые проникают в записи из-за произнесения определенных слогов. Давайте теперь углубимся в техническую сторону этого вопроса.

Высокочастотное шипение и низкочастотный гул

И взрывные звуки, и сибилянты в звуке являются результатом увеличения количества воздуха, выталкиваемого из легких, голосовых связок и рта с большей амплитудой. Это происходит из-за формы рта, прежде чем произнести эти слоги. Попробуйте сами.

Основными виновниками являются:

  • Для взрывных звуков : слоги, начинающиеся с B и P.
  • Для шипящих : слоги, включающие S и T.
  • 9000 каждого человека может быть больше или меньше букв, которые вызывают эти проблемы.

    Так что поиграйте с B и P. Любой слог, начинающийся с этих букв, требует, чтобы ваши губы были слегка сжаты, чтобы создать давление воздуха позади них, прежде чем отпустить их в поп . Именно отсюда поп-фильтр получил свое название.

    Попробуйте то же самое с любыми слогами, включающими S и T, и обратите внимание на то, как ваш язык прижат к задней части зубов и передней части нёба. Это создает небольшой канал, через который проходит воздух, создавая более высокочастотный звук, точно так же, как это происходит, когда вы свистите.

    Почему это проблема только в аудио, а не в реальной жизни?

    Когда люди начинают думать об этой ситуации, они понимают, что, хотя это обычная проблема в аудиозаписях, взрывные звуки и шипение редко возникают в реальной жизни. Почему это так?

    Ответ: это не так. Все записывают вокал в основном с близкого расстояния. Это означает, что диафрагма микрофона находится очень близко к источнику звука, где он возникает с наибольшей силой.

    Если вы позволите кому-то приложить рот прямо к вашему уху и говорить тихо, даже это будет слишком громко для комфорта. И если они начнут издавать какие-то взрывные звуки или шипение, вы быстро поймете, что эти звуки улавливает расстояние между источником и записывающим устройством.

    В волновой форме и частотном спектре

    Когда вы сядете за микшерный пульт и начнете смотреть на эти волновые формы, вы обнаружите, что шипящие и взрывные звуки изолированы в определенном диапазоне частотного спектра. Приблизительные значения следующие:

    • Шипение: 6–8 кГц и иногда выше
    • Взрывные звуки: 150 Гц и ниже, но иногда до 200 Гц

    эти звуки после того, как они были записаны. Мы еще вернемся к этому, но сначала поговорим о том, как их вообще избежать.

    Как избавиться от сибилянта

    Цель всегда состоит в том, чтобы не записывать эти неприятные звуки. Но даже самый опытный инженер звукозаписи позволит им проскользнуть, и это не всегда их вина! Вокалист может быть из тех, кто любит раскачиваться взад-вперед, приближаться и отдаляться от микрофона и т. д.

    Есть приемы, позволяющие при необходимости остановить такое поведение, которыми мы поделимся. Но если вы не можете решить эту проблему в исходниках, звукоинженер по микшированию найдет здесь несколько приемов для борьбы с этой чумой, от которой тошнит наши вокальные треки.

    Давайте разберемся с каждой проблемой по отдельности, но сначала дадим общий совет для борьбы с обеими:

    Если вы обнаружите, что у вашего вокалиста необычайно сильные шипящие или взрывные звуки, вместо того, чтобы деструктивно мешать дублю до или после записи, попробуйте переключение микрофонов. Конденсорные датчики с большой диафрагмой обладают высокой чувствительностью. Попробуйте переключиться на высококачественный динамический микрофон, такой как Electro Voice RE-20.

    Помните, то, что вы не записали, не может быть проблемой позже. Итак, давайте начнем с процесса отслеживания.

    Лицом к микрофону вне оси

    Мало что можно сделать перед записью, чтобы уменьшить сибилянты у вокалиста. У некоторых это хуже, чем у других. Один из распространенных методов, который на самом деле работает и со взрывными инструментами, заключается в том, чтобы настроить микрофон так, чтобы вокалист смотрел в сторону от диафрагмы.

    Пример внеосевой записи

    Представьте, как вокалист, что этот микрофон направлен прямо на вас. Затем инженер звукозаписи вошел в будку и повернул ее влево, а затем немного наклонил назад. Теперь вы смотрите вне оси диаграммы направленности микрофона, которая, вероятно, является кардиоидной.

    Таким образом сила ваших хлопков и шипений будет уменьшена, потому что они приходят под углом, а не при прямом столкновении. Это ваше первое оружие против шипения.

    Использование де-эссера в диапазоне частот шипения

    Де-эссер делает именно то, что звучит. Удаляет звук «С» (шипение). Способ, которым он справляется с этим волшебством, заключается в том, что он является компрессором с эквалайзером, связанным с ним.

    Это означает, что он работает так же, как компрессор, но работает только с определенным диапазоном частот, который вы выбрали. Вы можете узнать больше о сжатии сайдчейна здесь.

    Плагин де-эссера Logic Pro

    Вы можете купить аппаратный де-эссер, но ваша DAW, скорее всего, имеет встроенный плагин, который сделает свою работу. Точно так же, как компрессор, установите порог в нужной точке где-то ниже того, что считается «правильным». Он будет иметь диапазон частот по умолчанию где-то между 6 кГц и 8 кГц, который вы можете изменить, если хотите соответствовать своему вокалисту.

    Таким образом, когда шипение шипения достигает пика в этом частотном диапазоне и превышает ваш порог, оно будет уменьшено на выбранный вами коэффициент. Это компрессор, который воздействует на определенный частотный диапазон. Если вы настроите это на своем треке для одного экземпляра шипения, это должно решить все их на этом дубле.

    Если вы используете де-эссер, лучше применять этот эффект перед другими эффектами эквалайзера, компрессии или пространственными эффектами. Вы всегда сначала удаляете ненужное, прежде чем применять эффекты к тому, что хотите сохранить!

    Обратите внимание. Вы узнаете, что зашли слишком далеко с де-эссером, если ваш вокалист разовьет шепелявость, которой раньше не было. Слушайте внимательно для этого!

    Теперь мы переключаем разговор на…

    Как уменьшить количество взрывчатых веществ

    Ваше первое оружие против взрывчатых веществ такое же, как и шипение. Попробуйте отклонить микрофон от оси, чтобы уменьшить мощность этих щелчков. После этого выполните следующие шаги по порядку и посмотрите, какие из них решают проблему.

    Добавляйте каждую по ходу дела, пока не исправите. Не нужно переусердствовать, так как это негативно повлияет на вашу запись.

    Купите взрывной поп-фильтр

    Если у вас нет поп-фильтра, он вам нужен. Это один из тех не подлежащих обсуждению предметов, которые должны висеть на микрофонной стойке вашего вокального микрофона. Вы увидите много информации в Интернете о том, как использовать проволочную вешалку и создать круг, а затем обернуть его колготками.

    Это будет работать, но это не относится к профессиональным записям. Это похоже на использование пенопластовой акустической обработки вместо изоляции высокой плотности. Вы исправите некоторые проблемы и создадите множество других, используя материалы, не предназначенные для акустических целей.

    Лично у меня на микрофонной стойке два поп-фильтра, второй подтяну в зависимости от вокалиста. Рэпперам часто требуется немного больше защиты от взрывчатых веществ, чем более мягкому певцу. Я использую такие, которые выглядят так:

    Типичный поп-фильтр, дешевый и отлично работает

    Эти поп-фильтры предназначены для удаления гулких звуков, исходящих от взрывчатых веществ, в отличие от колготок, которые предназначены для того, чтобы держать ноги в тепле или скрывать небритую ногу. волосы. Я не знаю, зачем их на самом деле носят, но не используйте их для поп-фильтров! Ткань здесь соткана из подходящего материала с нужной плотностью, чтобы воздействовать только на нижние регистры человеческого голоса.

    Если вам интересно, мне также нравится этот поп-фильтр WindTech PopGard:

    Поп-фильтр WindTech PopGard для конденсаторных микрофонов

    Опять же, не имеет значения, какой из них вы используете. Если вы хотите визуально произвести впечатление на клиентов, выбирайте более гладкие модели, такие как WindTech. Хотя оба справляются со своей задачей.

    Некоторые из лучших микрофонов для записи вокала поставляются со специальными ветрозащитными экранами и даже встроенными в амортизирующие поп-фильтрами, которые не влияют на частотную характеристику микрофона. Добавление еще одного поп-фильтра при необходимости будет в порядке. Это лучше, чем попсы!

    Apply An Equalization Low Roll-Off

    Вы все равно будете выполнять некоторую коррекцию. Конечно, количество и тип эквалайзера, который вы будете применять, будут зависеть от микса и места вокала в песне. Принимая эти решения, посмотрите, вписывается ли следующий план в общую картину.

    Эквалайзер с низким спадом Использование EQ Eight Parametric EQ Plugin в Ableton микс. Но цель та же самая: убрать из вокала очень низкочастотные звуки, которые ему не принадлежат, или замутить микс.

    Зная, что взрывные звуки обычно существуют на частоте около 150 Гц или ниже, но иногда достигают чуть выше 200 Гц, выясните, где вы хотите разместить фильтр или спад.

    Спуск должен начаться выше, чтобы эффективно снизить мощность взрывчатых веществ. В этом случае вы можете попытаться просто приручить взрывчатые вещества, прежде чем полностью исправить их на следующем шаге.

    Но если вы используете фильтр высоких частот, вы, вероятно, в любом случае участвуете в довольно густом или переполненном миксе. Вероятно, таким образом вы сможете полностью избавиться от взрывчатых веществ.

    Проверьте заднюю часть конденсаторного микрофона. Он может даже иметь переключатель с низким спадом, который может помочь вам приручить взрывные устройства.

    Используйте автоматизацию, чтобы сбросить взрывной объем

    Последний совет, и, к счастью, последний в последовательности попыток — использовать автоматизацию. Это отстой, потому что вам придется либо ездить на фейдере, либо слушать и рисовать пути автоматизации на экране с помощью мыши.

    Это не сложно, просто занимает много времени. Это также ваш шанс попасть туда со скальпельной точностью и довести свой вокал до совершенства.

    Описание автоматизации томов выходит за рамки этой статьи. Картинка выше должна полностью пояснить, что вы собираетесь делать, а именно пойти и уменьшить амплитуду поп-музыки, чтобы она оставалась в миксе, не раздражая слушателя.

    Вот как избавиться от шипящих и шипящих звуков

    Теперь вы мастер взрывных хлопков и шипящих шипений. Вы знаете, как их избежать, не записывая их вообще, а когда они все-таки пробираются, вы знаете, как избавиться от шипящих и взрывных звуков с помощью эквалайзера и автоматизации громкости.

    Вот оно! Больше не бойтесь этих страшных проблем. Ваши собственные песни получатся лучше, и ваши клиенты не будут говорить о вас гадости после того, как получат свои окончательные миксы! Знание того, как микшировать вокал помимо этой техники, тоже очень поможет.

    Простое руководство по деэссингу вокала

    Death To Sibilance: Простое руководство по деэссингу вокала – Томас Бретт

    Чрезмерное шипение – проблема большинства записанных вокальных треков. Шипение — это общее название некоторых резких звуков человеческого голоса, таких как «с, т, ч, т». Если с ними не справиться правильно, эти звуки будут очень болезненно прорезать микс. Другими словами, они затрудняют прослушивание ваших миксов.

    «De-Essing» — это процесс уменьшения уровня этих свистящих звуков, чтобы сделать вокальный звук более приятным. Я собираюсь поделиться некоторыми из моих любимых приемов деэссинга, которые можно использовать как во время микширования, так и во время записи.

    Борьба с сибилянтами на этапе записи:

    Старое клише звукозаписи гласит: «Правильно поймите источник». Я не могу с этим поспорить. Один из лучших способов уменьшить сибилянты в ваших вокальных треках — это в первую очередь уловить меньше сибилянтов.

                                                           Вокалист поет на расстоянии двух кулаков (8 дюймов) от конденсаторного микрофона.

    Не располагайте микрофон слишком близко ко рту певца:

    В конденсаторных микрофонах старайтесь, чтобы расстояние между ртом певца и капсюлем микрофона составляло около 8 дюймов. Все, что ближе к этому, и шипящие и взрывные (взрывы воздуха от звуков P, B) звуки в вокале будут преувеличены.

    При использовании динамических микрофонов, таких как SM7B, вокалисту часто требуется находиться ближе 8 дюймов. В таких случаях попробуйте комбинацию методов, описанных ниже.

    ( ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ: Хороший способ убедиться, что певец находится на правильном расстоянии от микрофона, — попросить его петь на расстоянии примерно двух кулаков. Один кулак между микрофоном и поп-фильтром и один кулак между певицей и поп-фильтром )

    Угол Микрофон:

    Высокочастотные звуки очень направлены. Направив микрофон так, чтобы он не находился на прямой линии со ртом певца, вы можете уменьшить количество шипящих звуков, попадающих непосредственно в микрофон. Кроме того, есть дополнительное преимущество в уменьшении количества взрывных звуков (взрывов воздуха от звуков P, B).

    Микрофон направлен на рот певца под углом 45 градусов, а певец направлен на поп-фильтр.

    Попробуйте трюк с карандашом:

    Это довольно нетрадиционный трюк, о котором я не слышал, пока Эяль Леви не упомянул его при обсуждении этой статьи. Проведя некоторые исследования и попробовав это на себе, я должен признать, что это работает на удивление хорошо! Хотя этот трюк в первую очередь направлен на остановку взрывчатых веществ, иногда он также может помочь уменьшить шипение.

    В этом методе используется карандаш, чтобы заблокировать/уменьшить количество воздуха, попадающего на диафрагму микрофона, и, в свою очередь, уменьшить высокочастотную резкость шипящих звуков.

    Трюк с карандашом на AKG c414

    Как выполнять трюк с карандашом:
    1. Найдите себе обычный деревянный карандаш и резинку (резинка для волос тоже подойдет).
    2. Прикрепите карандаш к решетке микрофона так, чтобы он был направлен прямо вниз по центру мембраны.
    3. Поэкспериментируйте с этой техникой с поп-фильтром и без него. В зависимости от интенсивности сибилянта, если вы не будете осторожны, в некоторых случаях вы можете чрезмерно приглушить вокал.
    Борьба с сибилянтами на стадии сведения:

    Не волнуйтесь, если вокал не был записан должным образом или если вокалист слишком сильно шипит. Справиться с шипением в миксе относительно легко.

    Плагины деэссера:

    Самый простой и популярный метод де-эссера вокала – это использовать плагин де-эссера.

    Вот список моих любимых плагинов De-Esser, доступных сегодня на рынке:

    • Fabfilter Pro-DS — Мой личный фаворит. Предлагает лучшую настройку и большинство опций.
    • Волны R Де-Эссер
    • Альянс плагинов SPL De-esser
    Что такое де-эссер?

    Де-эссер — это, по сути, компрессор с боковой цепью для высоких и средних частот. При правильной настройке де-эссер будет воздействовать только на резкие и свистящие звуки в вокале. Большинство де-эссеров дают вам возможность точно настроить, какие частоты будут затронуты. Используя эти параметры, вы можете определить, где находятся проблемные области и как на них реагирует плагин.

    Де-эссеры обычно предлагают два отдельных способа уменьшения шипения:

    1 – Де-эссер с разделенными полосами:

    Де-эссер с разделенными полосами представляет собой многополосный компрессор, оптимизированный для шипящих звуков. Эта настройка повлияет только на высокие частоты шипения (которые может определить пользователь).

    SPL De-Esser в режиме Split Band

    Используя эту настройку, вы можете эффективно «приглушить» сибилянты и, в свою очередь, меньше раздражать уши слушателя.

    2 – Широкополосный де-эссер:

    В отличие от разделенного де-эссера, широкополосный де-эссер будет сжимать (приглушать) весь вокальный трек всякий раз, когда шипящий звук пересекает пороговое значение.

    Waves R De-Esser в широкополосном режиме.

    Лично я предпочитаю использовать De-Essers в широкополосных настройках, так как esses остаются нетронутыми по частоте, а вместо этого только уменьшаются по громкости.

    Как пользоваться деэссером:
    1. Создайте плагин De-Esser в качестве вставки на ваш вокальный канал. Чаще всего де-эссер вставляется в самый конец или в начало цепочки сигналов (или в оба).
    2. Зациклить участок вокала , в котором много шипения.
    3. Выберите широкополосный или разделенный режим в зависимости от того, что доступно. Обе эти настройки работают хорошо, лично я предпочитаю использовать широкополосный режим. Для меня это звучит более естественно.
    4. Установите частоту боковой цепи де-эссера где-то между 5 кГц и 10 кГц. Некоторые де-эссеры дают вам возможность центрировать боковую цепь только вокруг определенной области частот. Другие дают вам несколько ползунков частоты, чтобы установить диапазон между двумя частотами.
    5. Установка диапазона де-эссера. Регулятор диапазона определяет максимальную степень уменьшения шипения. Обычно я считаю, что где-то от 5 до 10 дБ снижения работает хорошо. Обратите внимание — это очень зависит от количества сибилянта в той или иной вокальной дорожке.
    6. Установите пороговый параметр таким образом, чтобы получить желаемое уменьшение.
    Ручная автоматизация деэссинга громкости:

    Деэссинг вокала вручную требует гораздо больше времени по сравнению с использованием плагина. Однако этот метод обеспечивает гораздо больший контроль и тонкую настройку для каждого сибилянта:

    Уменьшение громкости одного шипящего с помощью автоматизации.

    При просмотре в редакторе свистящие звуки в форме волны/вокала будут выглядеть как очень плотные капли (из-за того, что они в основном состоят из высокочастотной информации). По этой причине очень легко быстро идентифицировать свистящие звуки в вокале.

    После того, как вы заметили шипение, следующим шагом будет добавление огибающей громкости к каждому из них и уменьшение их громкости на 5–10 дБ.

    Это в основном то же самое, что и использование широкополосного де-эссера, но с дополнительным контролем регулировки громкости для каждого сибилянта отдельно. Хотя делать это вручную очень точно, самым большим недостатком является тот факт, что это занимает гораздо больше времени, чем просто использование плагина.

    Деэссинг на разделенной дорожке:

    Этот метод деэссинга не для слабонервных. Он состоит из ручного вырезания каждого отдельного шипящего звука из вокальной дорожки один за другим и перемещения их на второй канал.

    Выделение шипения на отдельную дорожку и уменьшение громкости фейдером канала.

    Этот процесс является наиболее утомительным и трудоемким методом выполнения работы, но взамен дает вам полный контроль над количеством шипения в вашем вокале, а также возможность по-разному обрабатывать шипение.

    В заключение:

    Использование любого из этих методов может привести к отличным результатам. Важно помнить, что на самом деле не существует «правильного» способа деэсссинга вокала. Я считаю, что выбор того, какой метод использовать, действительно зависит от вашего рабочего процесса и от того, сколько времени вы готовы потратить на процесс де-эсссинга.

    Попробуйте эти техники в своих проектах и ​​обязательно поэкспериментируйте с использованием нескольких техник на одном вокале.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts