Поведение это в психологии: Поведение – Гуманитарный портал

Содержание

Поведение. Что такое «Поведение»? Понятие и определение термина «Поведение» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Поведение – внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой. В связи с многообразием сферы изучения, существуют различные классификации поведения – в зависимости от того, о каком типе деятельности идет речь – инстинктивное, сексуальное, адаптивное и так далее. Поведение иногда воспринимают как синоним действия, однако, несмотря на некоторые схожие черты, эти два понятия имеют ряд отличий, главным из которых является тот факт, что поведение можно наблюдать. Благодаря тому, что поведение поддается практическому наблюдению, оно является предметом изучения многих наук. В частности, психология в течение продолжительного времени носила название науки о поведении, однако позже расширила спектр освещаемых вопросов, выйдя за рамки термина «поведение». На современном этапе активно практикуется поведенческая терапия (бихевиоральная), в основе которой лежит теория о том, что некоторые психические расстройства вызваны тем, что были неверно сформированы определенные навыки. Этот метод терапии получил распространение в начале XX века с развитием теории бихевиоризма, хотя ее основные элементы были известны еще с древних времен. Поведенческая терапия применяется для лечения фобий, зависимости и некоторых поведенческих расстройств. Такая терапия складывается из нескольких этапов – анализа поведения, определения методов корректировки поведения и их постепенная тренировка, а затем реализация этих поведенческих установок в реальной жизни. Таким образом, суть поведенческой терапии сводится не к установке первопричин, а к грамотному изменению модели поведения.

< Побуждение

Поведение агрессивное >

Популярные термины

    Поведение

    Психология поведения: как нами управляет стадное чувство?

    Откуда у нас возникают убеждения? Почему в нас так сильны предрассудки? Как мы ведем себя в экстремальных ситуациях? Социальные психологи настаивают, что во всех этих случаях важную роль играет наша принадлежность к группе. Их исследования особенно актуальны сегодня, когда мир борется с терроризмом.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»
    • «Не хочу никого видеть и нигде работать. Что со мной?»
    • Женщины против мужчин: у кого либидо сильнее?
    • Как говорить, чтобы вас слушали: 6 советов — используйте в любых жизненных ситуациях
    • Расхламление друзей: как «чистить» круг общения и чем это полезно
    • Как изменилась ситуация с домашним насилием в 2022 году: выводы и прогнозы
    • «Мама умерла в мучениях на моих глазах. Как справиться с болью?»
    • 5 продуктов, которые сделают ваши нервы крепче

    Сегодня читают

    • Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
    • Почему люди не хотят создавать семью: новое исследование ученых
    • «Девушка сказала, что до свадьбы секса у нас не будет: как мне быть с желанием изменить?»
    • «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
    • «Мужчина ведет переписку с другой женщиной. Как говорить с ним об этом?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    поведение | это… Что такое поведение?

    ТолкованиеПеревод

    Поведение
    Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

    Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.

    поведение

    — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. необихевиоризм) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний (см. роль). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.

    ) отрицательно сказывается на межличностных отношениях.


    Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

    поведение

    — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

    1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр. ;

    2) отдельные движения и жесты;

    3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

    4) поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

    Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

    Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение — это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его — социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей — труд, а атрибут — общение.

    Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения — поступок.


    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    поведение
    Категория.

    Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

    Специфика.

    В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


    Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

    ПОВЕДЕНИЕ

    (англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

    П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

    Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и

    влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

    Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

    П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

    На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    поведение

       ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

       Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность — категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

       На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается. ) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем — той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го’остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

       Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

       В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


    Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

    Поведение

    Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

    Нужен реферат?

    Синонимы:

    аллопрининг, аутоагрессия, благоповедение, груминг, действия, манера держаться, манера себя держать, маркетикс, норов, нрав, образ действий, поступки, токование, эпатаж

    • побуждение
    • поведение агрессивное

    Полезное


    Введение в поведенческую психологию

    Поведенческая психология или бихевиоризм — это теория, предполагающая, что окружающая среда формирует поведение человека. В самом общем смысле поведенческая психология — это изучение и анализ наблюдаемого поведения.

    Эта область психологии сильно повлияла на мышление в середине 20-го века. Он до сих пор используется специалистами в области психического здоровья, поскольку его концепции и теории остаются актуальными в таких областях, как психотерапия и образование.

    Краткая история

    Психолог Джон Б. Уотсон начал заниматься поведенческой психологией, опираясь на работу русского психолога Ивана Павлова. В так называемом классическом обусловливании Павлов обнаружил, что определенные объекты или события могут вызывать реакцию. Его знаменитые эксперименты с собаками показали, что наличие миски с собачьим кормом (стимул) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение).

    Если бы Павлов мог сочетать стимулы для получения новой условной реакции, эти последствия в обучении можно было бы применить к другим аспектам человеческого поведения. Например, возможно, обусловленность и окружающая среда могли бы понять, как и почему люди учатся, действуют и думают. Самое раннее предполагаемое обусловливание объясняло все обучающие и поведенческие реакции. Эта точка зрения относится к строгому или радикальному бихевиоризму, который в настоящее время в значительной степени отвергается.

    «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , юрист, художник, главный торговец и, да, нищий и вор». – Джон Б. Уотсон, Бихевиоризм

    Помимо Уотсона, другие психологи помогли сформировать поведенческую психологию в то, чем она является сегодня. Эдвард Торндайк ввел закон эффекта, согласно которому удовлетворительные ответы с большей вероятностью повторятся в будущем. Он был первым, кто интегрировал этот и другие научные принципы в теорию обучения. Другой мыслитель в области поведенческой психологии, Кларк Халл, был пионером теории влечений. Поскольку организмы страдают от депривации, это создает у людей определенные потребности в влечениях, которые напрямую влияют на поведение.

    Методы поведенческой психологии

    В терапии используются несколько концепций бихевиоризма.

    • Систематическая десенсибилизация используется для клиентов с определенной фобией, которая характеризуется выраженным страхом или беспокойством по поводу объекта или ситуации, например животного или самолета. Терапия включает в себя применение методов релаксации или преодоления трудностей по мере того, как люди постепенно подвергаются воздействию объекта или ситуации.
    • Предотвращение воздействия и реагирования  — это стратегия, которая включает в себя воздействие пугающих ситуаций, а затем отказ от бесполезных стратегий преодоления. Этот терапевтический метод используется при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) и других типах тревожных расстройств.
    • Экономика жетонов  усиливает целевое поведение, давая детям и взрослым символы или жетоны, которые можно обменять на что-то другое. Его можно использовать для людей с широким спектром проблем с психическим здоровьем, а также в образовательных учреждениях.
    • Моделирование  предполагает, что клиенты изучают поведение только путем имитации. Он используется в психологии развития и может быть включен в клиническую практику.
    • Прикладной анализ поведения появился в 1960-х годах как способ изменения поведения. Он обычно используется для детей с расстройством аутистического спектра, а также имеет отношение к таким областям, как образование, промышленная безопасность и преступное поведение.
    • Управление непредвиденными обстоятельствами  предполагает получение лицами ваучеров на розничные товары и услуги или возможность выиграть призы. Часто используется для пациентов со злоупотреблением психоактивными веществами или связанными с ними расстройствами, как правило, принимает форму денежного поощрения за отрицательные тесты на наркотики, согласно  Психиатр .

    Работа в области поведенческой психологии

    Существует несколько возможностей для интеграции поведенческой психологии в практику. Например, многие психологи исследуют такие темы, как обусловленность, чтобы изучить природу человеческого поведения. Часто они могут применить полученные данные к психическим расстройствам.

    Поведенческая психология оказала большое влияние на клиническое применение. Например, консультанты по психическому здоровью, консультанты по злоупотреблению психоактивными веществами и другие специалисты используют терапевтические методы бихевиоризма, чтобы помочь людям преодолеть определенные проблемы. Даже новые области, такие как прикладной анализ поведения, возникли путем адаптации концепций поведенческой психологии.

    Основой всех этих профессий является степень бакалавра психологии. Вы можете начать свой путь к тому, чтобы стать психологом, консультантом по психическому здоровью, прикладным поведенческим аналитиком и многим другим, получив онлайн-степень бакалавра психологии в Университете Ривье. Получите знания и навыки, необходимые для открытия нескольких карьерных путей после окончания учебы.

    Учитесь в полностью онлайн-среде обучения, которая позволяет вам завершить свое образование и сохранить текущий рабочий и личный график. Несколько семестров, щедрая кредитная политика и конкурентоспособные цены на обучение — все это поможет вам начать и закончить обучение быстрее. Rivier University уже более 80 лет обучает студентов тому, как изменить мир, поэтому вы можете быть уверены, что получите высококачественное образование в формате, разработанном для достижения успеха.

    Поведенческая психология: определение, теории и примеры

    Поведенческая психология: определение, теории и примеры

    Замфира Паринку, бакалавр наук, научный сотрудник

    Что такое поведенческая психология? Узнайте больше об этом психологическом движении, его классических исследованиях и о том, почему его терапевтическое влияние все еще имеет значение.

    *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

    Задумывались ли вы когда-нибудь, что больше влияет на ваш выбор поведения: ваша внутренняя предрасположенность или окружающая среда? Эту дилемму часто называют дебатами о природе и воспитании, и она привела к появлению различных школ мысли в психологии. Следовательно, некоторые психологи объясняют поведение биологическими и внутренними основами, в то время как другие сосредотачиваются на поведенческих эффектах воспитания и факторов окружающей среды, и все же многие другие находятся где-то посередине.

    На конце спектра «природа-воспитание» находится область психологии, которая была чрезвычайно популярна в первой половине 20 века и известна как поведенческая психология или бихевиоризм. В этой статье вы познакомитесь с ключевыми теориями и примерами поведенческой психологии, а также с тем, как ее определенные концепции все еще имеют влияние.

    ​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​

    Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

    Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

     ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
     Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент3 9000

    Что такое поведенческая психология? (Определение)

    Поведенческая психология предполагает, что люди приобретают все виды поведения через взаимодействие с окружающей средой. Поэтому психологи-бихевиористы, также известные как бихевиористы, считают, что наши действия формируются внешними стимулами, такими как законы, образование, социально-экономические силы и т. д., а не внутренними стимулами, к которым относятся, среди прочего, мысли, эмоции и личность. Например, в бихевиоризме тревогу можно объяснить как поведение, приобретенное из окружающей среды, например, из-за нахождения рядом с другими людьми с тревогой, а не из-за интернализированного травматического опыта или генетических склонностей.

    Знаменитая цитата отца-основателя поведенческой психологии Джона Уотсона иллюстрирует всеобъемлющую позицию бихевиористов: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму кого угодно наугад и воспитаю из него любого специалиста, которого я выберу, — врача, юриста, художника, купца-главнокомандующего и да, нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, наклонностей, способностей, призваний, и раса его предков». (Уотсон, 19 лет30). Давайте узнаем о теории, лежащей в основе этого ориентированного на воспитание подхода к изучению поведения.

    Теории и критика поведенческой психологии

    В начале 20-го века господствующая психология была сосредоточена на самоанализе и психоанализе. Поэтому в тот период многие психологи приписывали большую часть поведения подсознательным влияниям. Учитывая невозможность объективного наблюдения и измерения мыслей, эмоций и желаний, поведенческая психология возникла как способ ввести более научный подход к изучению поведения, связывая действия с наблюдаемыми внешними воздействиями (Logue, 2013).

    Некоторые считают поведенческую психологию теорией обучения (Bryant et al., 2013), в которой все действия человека являются усвоенным поведением. Бихевиористы считают, что все виды поведения усваиваются посредством процесса, называемого обусловливанием, когда внешний стимул или «условие» вызывает поведенческую реакцию. Например, профессор может использовать систему вознаграждения для стимулирования обучения студентов. Когда учащиеся приходят в класс подготовленными, они могут заработать звезды, которые затем могут быть преобразованы в дополнительные баллы за итоговую оценку. Фактически, многие методы работы в классе, ориентированные на учителя, основаны на концепциях бихевиоризма (Serin, 2018).

    Исторически сложилось две теории поведенческой психологии: методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм (Moore, 2013). Методологическая теория — это оригинальный бихевиоризм, созданный Уотсоном с целью предсказания поведения и управления им. Радикальный бихевиоризм, возглавляемый Б. Ф. Скиннером, согласен с целью первого, но также признает, что у организмов есть врожденное поведение (Moore, 2013).

    Поведенческая психология была чрезвычайно популярна и влиятельна с 19 века.20-х до 1960-х годов и стала доминирующей школой мысли в психологии. Некоторые исследователи связывают популярность поведенческой психологии с ее объективным и измеримым подходом, аналогичным подходам естественных наук, таких как физика и химия.

    Несмотря на свою известность, поведенческая психология подвергалась критике за одномерный подход к пониманию человеческого поведения, поскольку она не принимает во внимание другие факторы, такие как свобода воли, мысли, чувства или культура (Moore, 2013). . Например, Фрейд утверждал, что поведенческая психология ограничена, поскольку не принимает во внимание мысли, чувства и желания бессознательного, в то время как Карл Роджерс и другие психологи-гуманисты считали ее жесткой, поскольку она в значительной степени опирается на выводы, полученные в результате исследований на животных, и не учитывает их. личное агентство (Вишня, 2022). Тем не менее, поведенческая психология продвинула наше понимание многочисленных видов поведения и привела к появлению множества методов, которые продолжают приносить пользу в этой области, таких как анализ поведения, моделирование поведения или терапия отвращения.

    Чтобы узнать больше о поведенческой психологии, вы можете посмотреть короткое видео ниже.

    Видео: Теория поведения

    Поведенческая психология против когнитивной психологии

    Возвращаясь к тому, о чем мы говорили ранее, бихевиоризм возник из-за необходимости создать раздел психологии, основанный на объективных измерениях, в то время, когда в психологии доминировали интроспективные интерпретации. Тем не менее, научная жесткость бихевиоризма, его ограниченность и полное игнорирование сознательных процессов привели к когнитивной революции середины 20 века (Miller, 2003). Так родилась новая отрасль психологии, изучающая сознание, память и другие когнитивные процессы, и получившая название когнитивной психологии.

    Хотя когнитивная психология родилась как ответ на поведенческую психологию, она вобрала в себя научный подход своего предшественника. С появлением когнитивной психологии исследователи начали разрабатывать лабораторные эксперименты для изучения психических процессов, таких как внимание, творчество, память, восприятие и метапознание. Позже, с появлением компьютеров в исследовательских целях, когнитивная психология приняла новые подходы, такие как обработка информации (Lachman, Lachman & Butterfield, 2015).

    Из-за противоположных позиций поведенческих и когнитивных психологов возникли различные споры. Один из самых известных споров между двумя лагерями касался изучения языка. В частности, поведенческие психологи настаивали на том, что люди рождаются как «чистые листы», а младенцы усваивают язык исключительно путем наблюдения. Напротив, сторонники когнитивной психологии, такие как известный лингвист Ноам Хомский, утверждали, что младенцы обладают врожденной способностью к овладению языком (Richelle, Foster & Rondal, 19).76).

    Бихевиоризм и когнитивная психология различаются тем, как они рассматривают и изучают поведение. Тем не менее, это два важных движения в психологии, которые имеют значение для определенных аспектов общества, таких как образование или экономика. Более того, обе ветви психологии сыграли важную роль в развитии когнитивно-поведенческой терапии или КПТ.

    Исследования и примеры поведенческой психологии

    Некоторые из самых известных исследований в психологии являются примерами бихевиористского подхода, включая исследование Павлова с собаками, исследование Скиннера с голубями и эксперименты Уотсона и Рейнера с маленьким мальчиком, известным как маленький Альберт. Прежде чем мы углубимся в эти интересные исследования, давайте обсудим некоторую общую терминологию.

    Термины поведенческой психологии​

    • Стимул: Объект, фактор или событие, которые могут вызвать изменение поведения.
    • Реакция: Реакция или изменение поведения, вызванное раздражителем.
    • Классическое обучение: техника поведенческого обучения, в которой нейтральный стимул сочетается с естественным стимулом. В результате испытуемый реагирует на нейтральный раздражитель так же, как и на естественный раздражитель.
    •  Оперантное обусловливание: техника обучения поведению, в которой используются подкрепления (поощрения) и наказания, чтобы совместить поведение с последствиями.
    • Положительное подкрепление: Добавление стимула для повышения вероятности поведенческой реакции. Обратите внимание, что «положительный» в этом контексте просто означает добавление чего-либо.
    • Отрицательное подкрепление: удаление стимула для повышения вероятности поведенческой реакции. Обратите внимание, что «негатив» в этом контексте просто означает удаление чего-либо.
    • Положительное наказание: добавление стимула для снижения вероятности поведенческой реакции.
    • Негативное наказание: удаление стимула для снижения вероятности поведенческой реакции.

    Собаки Павлова 
    Эксперименты Ивана Павлова с собаками проложили путь к одной из важнейших концепций психологии: классической обусловленности. Павлов, русский физиолог, фактически исследовал процессы пищеварения у собак.

    В своем исследовании Павлов и его помощники вводили собакам различные съедобные и несъедобные предметы, а затем измеряли выработку слюны. Слюноотделение происходит автоматически в результате определенного раздражителя и не находится под сознательным контролем. Однако Павлов заметил, что у собак выделяется слюна даже в отсутствие еды и запаха, что заставило его понять, что собаки реагируют на что-то другое. Затем он понял, что собаки начали ассоциировать белые лабораторные халаты научных сотрудников с едой, которую обычно кормили техники.

    После того, как эти неофициальные наблюдения были преобразованы в эксперимент, Павлов обнаружил, что если в среде собаки присутствовал нейтральный раздражитель, когда собака получала пищу, то этот раздражитель мог ассоциироваться с кормлением и вызывать слюноотделение даже в отсутствие пищи. Сегодня это известно как классическое обусловливание.

    Хотя Павлов открыл классическую обусловленность в 1897 году, его работа до сих пор вдохновляет на исследования и имеет важные применения в психологии, включая модификацию поведения и лечение фобий, тревоги и панических расстройств.

    Голуби Скиннера
    Оперантное обусловливание, иногда называемое инструментальным обусловливанием или скиннеровским обусловливанием, представляет собой тип обучения, в котором используются поощрения или наказания, чтобы связать поведение с последствиями. Например, давая собаке лакомство каждый раз, когда она поднимает левую лапу, вы учите собаку, что поднятие лапы может принести ей больше лакомства. В этом случае «оперант» означает «контролируемый своими последствиями», что означает, что между поведением (например, поднятием лапы) и его последствием (например, получением лакомства) устанавливается связь (Goldman, 2012). И это то, что Скиннер обнаружил в одном эксперименте с голубями. Он обнаружил, что вознаграждение птицы за определенное поведение увеличивает частоту этого поведения (Staddon & Cerutti, 2003).

    Все мы используем оперантное обусловливание в повседневной жизни, и в зависимости от того, добавляется или удаляется вознаграждение или наказание, существует четыре типа оперантного обусловливания: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, положительное наказание и отрицательное наказание. Вот пример каждого типа оперантного обусловливания:

    • Положительное подкрепление: вы обучаете свою собаку хватать газету, предлагая ей лакомство или поглаживание по голове всякий раз, когда она приносит газету.
    • Отрицательное подкрепление: Профессор отменяет выпускной экзамен для любого студента, пришедшего на каждое занятие. В этом случае учащиеся поощряются к регулярному посещению занятий.
    • Положительное наказание: Ваш друг едет на 30 миль в час с превышением скорости и получает солидный штраф от полицейского.
    • Негативное наказание: мальчик не убирает свои игрушки после игры с друзьями, поэтому родители не разрешают ему смотреть телевизор в течение двух дней.

    Маленький Альберт
    В ходе эксперимента «Маленький Альберт» Джон Уотсон и его аспирант Розали Рейнер подвергли воздействию 9-месячного ребенка по имени «Альберт Б.». на различные раздражители, такие как белая крыса, кролик, обезьяна, маски и горящие газеты. Первоначально маленький мальчик не проявлял страха перед объектами, которые ему показывали исследователи. Затем Уотсон стучал молотком по металлической трубе каждый раз, когда ребенок подвергался воздействию крысы. Неоднократно сопоставляя громкий шум с белой крысой, маленький Альберт начал ожидать крика всякий раз, когда он видел животное. Достаточно скоро ребенок начал плакать, просто увидев крысу. Маленький Альберт плакал и пытался уползти при виде крысы даже при отсутствии шума (Харрисон, 19 лет).79).

    Вскоре Ватсон заметила, что у Альберта развилась фобия объектов с похожими характеристиками на крысу, таких как домашняя собака, шуба, вата и рождественские маски. В конце концов Уотсон и Рейнер доказали, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей (Harrison, 1979).

    Хотя это одно из самых известных исследований в области психологии, оно вызывает много споров и подвергается широкой критике. Одной из этических проблем является основная идея исследования, приучение младенца к страху. По сегодняшним исследовательским стандартам исследование было бы запрещено, учитывая, что маленький мальчик пострадал во время эксперимента, так как он покинул исследование с ранее не существовавшим страхом. Кроме того, исследователи не снижали чувствительность Альберта после окончания эксперимента, чтобы ослабить его ассоциацию пушистых животных с громкими звуками. Это также может быть проблемой для создания потенциально пожизненной фобии у младенца.

    Чтобы узнать больше об этих трех широко известных экспериментах, вы можете посмотреть короткое видео ниже.

    Видео: Бихевиоризм: Павлов, Ватсон и Скиннер

    Поведенческая психология Терапия

    Прикладной поведенческий анализ (ABA)
    Прикладной поведенческий анализ (ABA) — это тип поведенческой терапии, используемый для решения множества проблем и имеющий множество преимуществ при различных состояниях (Foxx, 2008), в том числе:

    • Расстройство аутистического спектра
    • Нарушения развития
    • Нарушения, связанные с употреблением психоактивных веществ
    • Консультации по вопросам брака

    АВА чаще всего используется, чтобы помочь детям в спектре аутизма освоить навыки, поощряя определенные действия, которые побуждают детей повторять их. В частности, подкрепляемое поведение будет усиливаться, в то время как не подкрепляемое поведение будет уменьшаться и в конечном итоге исчезнет (Институт детского разума). Но как работает АВА?

    АВА использует такие методы, как положительное подкрепление, формирование (вознаграждение ребенка за небольшие шаги к новому навыку), затухание (уменьшение зависимости ребенка от помощи терапевта) и подсказка (поощрение ребенка попробовать поведение) (Foxx , 2008). Одной из важных характеристик прикладного анализа поведения является интенсивное планирование обучения, то есть не менее пяти дней в неделю, 25 часов в неделю и круглый год (Lord & McGee, 2001).

    Несмотря на многочисленные преимущества, ABA также подверглась критике. В то время как в самой ранней версии ABA-терапии использовались наказания, критики говорят, что лечение все еще может быть слишком сложным для детей, поскольку оно чрезвычайно повторяющееся. Еще одна критика ABA заключается в том, что она в основном сосредоточена на устранении поведения, а не на развитии навыков. Некоторые практикующие АВА соглашаются и утверждают, что основное внимание следует уделять тому, что должны делать дети. Наконец, критики утверждают, что ABA пытается подвести детей с аутизмом к нейротипическим стандартам, а это означает, что они пытаются заставить детей вести себя как все.

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), впервые разработанная в 1960-х годах Аароном Беком и Альбертом Эллисом, представляет собой терапевтическое вмешательство, которое учит людей, как выявлять и изменять деструктивные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение и эмоции. КПТ фокусируется на преодолении когнитивных искажений (мыслей, убеждений, установок) и связанного с ними поведения для решения текущих эмоциональных или поведенческих проблем. Таким образом, этот тип терапии помогает людям избегать триггеров, улучшать самоконтроль и развивать механизмы преодоления повседневных стрессоров.

    когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении многих расстройств (Hofmann et al. , 2012), в том числе:

    • Стресс
    • тревожность
    • депрессия
    • . Расстройство суббота
    • . Бессонница
    • Паническое расстройство
    • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    Терапия воздействия
    Терапия воздействия — это терапевтическое вмешательство, разработанное, чтобы помочь людям противостоять своим страхам. Когда вы чего-то боитесь, вы склонны этого избегать. Например, если вы боитесь высоты, вы можете не летать и не ходить в походы; или если вы боитесь замкнутых пространств, вы можете не пользоваться лифтом или автобусом. Хотя избегание того, чего вы боитесь, может помочь вам в данный момент, в долгосрочной перспективе это может усилить ваш страх или значительно нарушить вашу жизнь.

    Экспозиционная терапия может помочь разорвать цикл страха и избегания, подвергая вас воздействию источника страха в безопасной среде. Терапевт может начать постепенно знакомить вас с тем, чего вы боитесь (например, может показать картинку), а затем продолжать использовать другие терапевтические техники, пока вы не преодолеете страх и не перестанете его избегать.

    Экспозиционная терапия используется для лечения многих расстройств (Kaczkurkin & Foa, 2015), включая:

    • Паническое расстройство
    • Фобии
    • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
    • Социальное тревожное расстройство
    • Обсессивно-компульсивное расстройство
    • Генерализованное тревожное расстройство

    Статьи по поведенческой психологии

    Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

    • Позитивное подкрепление: определение, теория и примеры
    • Самоопределение: определение, теория и примеры
    • ​Саморегуляция: определение, навыки и стратегии
    • План действий: определение, примеры и порядок его составления

    Книги по поведенческой психологии

    Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

    • Сорок исследований, изменивших психологию — Роджер Р. Хок
    • Контроль: история поведенческой психологии — Джон А. Миллс
    • Новый бихевиоризм – Джон Стаддон

    Заключительные мысли о поведенческой психологии

    Поведенческая психология была доминирующей школой психологии в первой половине 20-го века, и некоторые из ее самых известных исследований включают эксперименты Павлова с собаками, эксперимент Маленького Альберта Уотсона и исследования оперантного обусловливания Скиннера на голубях. Результаты этих и других исследований повлияли на поколения психологов и на то, как мы думаем о поведении. Хотя бихевиоризм уже не так популярен, как когда-то, на этом движении основаны различные терапевтические техники, помогающие людям преодолевать свои проблемы и сегодня.

    Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

    Ссылки