«Философия позитивизма. О.Конт как основоположник позитивизма»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра основы производства машиностроения
История и философия науки
Реферат на тему:
«Философия позитивизма.
О.Конт как основоположник позитивизма»
Выполнил студент: 07. ПООМ.16.ПО.1 группы 1 курса очной формы обучения факультета технологии и предпринимательства Богдановская Юлия Александровна
|
Москва, 2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Позитивизм О. Конта ……………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список терминов…………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….. .14
Введение
Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, — для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.
Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания — лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.
Существуют недостатки: эта концепция не отвечает на вопрос, каким образом возникает сознание. Позитивизм отрицает практически все предшествующее развитие философии, настаивает на равенстве философии и науки, но это не продуктивно, потому что философия — самостоятельная область знания, которая опирается на всю полноту культуры, в том числе и на науку.
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которые в реальности не имели никаких представлений, например такие, как энтелехия, эфир. Научный метод имел цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Сторонники позитивизма считали надежными те знания, которые должны опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, как они думали, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения используются особые «протокольные предложения».
Возникновение позитивизма было очень тесно связано с достижениями различных наук – физики, химии, математики, биологии. Наука становилась более популярной, и она сильно влияло на умы людей. В это время наук развивалась как специфический новый социальный институт: она практически полностью освободилась из-под надзора церкви, ее идеи получали все широкое общественное признание.
Иногда естествоиспытатели воспринимали позитивизм как такую философию, которая правда отсекает от науки все спекуляции, избавляет науку от агностицизма, помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одна из причин того, что позитивизм был привлекателен и его большая жизненная сила — это тот факт, что последователями позитивизма были многие популярные ученые и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм выступает за единство философии с наукой, хотя на самом деле позитивизмом делаются попытки уменьшить роль философии, растворить ее в отдельных конкретных науках.
Позитивизм добивался звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, которая была похожа на эмпирические науки и являлась их методологией.
Один из главных принципов этой методологии был феноменализм: научные теории и законы истолковывались как лишь обобщения эмпирических фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов, но не объяснение их. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, так как его собственные главные положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) не поддаются опытной проверке. Основателем позитивизма является Огюст Конт, который ввел и термин «позитивизм».Позитивизм О. Конта
Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучении их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как.[1]
О.Конт
По мнению О.Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и её предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.
В работе «Курс позитивной философии» О.Конт пишет: «…думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность.
« На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер,- усыпляет благодаря «снотворной добродетели»).Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждения с наблюдением, их действующие законы, т.
е. неизменные связи последовательности и сходства».О.Конт сформировал закон трех последовательных этапов интеллектуального развития человека: теологического, метафизического и позитивного. На первом, теологическом этапе все явления объясняются на основе представлений о религии, второй – метафизический, который заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами. Второй этап дает начало третьему этапу — позитивному, который объединяет и теорию, и практику, человек рад тому, что благодаря своим наблюдениям и экспериментам выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, делает формулировку законов.
1. На теологической стадии все явления природы и человеческой жизни объясняются сверхъестественными (неприродными) силами и, в конечном счете, разум не самостоятелен, ибо он апеллирует к вере и мистике в разных своих проявлениях.
2. На метафизической стадии человеческое мышление тоже пытается дать объяснение внутренней природе явлений, их началу и предназначению.
Преимущество второй стадии над первой состоит в том, что разум здесь уже освобождается от примитивной веры и пытается анализировать действительность собственными средствами (одним из этих средств является логика). Основой разумного познания мира является понятие (или абстрактные сущности).
Недостаток: метафизическое познание носит сугубо умозрительный характер и не подтверждается опытом, т.е. много абстрактных философских понятий.
3. Позитивная стадия –это время , когда человеческий ум признает невозможным достижение абсолютных истин, на которые претендовали религия и философия; и приступает к единственно для себя доступному : к исследованию действительности на основе наблюдений, фактов и опытов.
Согласно О.Конту на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например, при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с её бесконечной свободой сознания. Позитивную стадию О. Конт считал завершающей. Она замыкала собой все развитие общества.
Основные принципы позитивистской философии по Конту: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному. Он выделял задачи философии — охват совокупностей наук, познание более общих законов, систематизация научных знаний. Свести одну науку к другой невозможно. Вывести все из одного закона невозможно. Роль философии – сделать число этих законов минимальным.
Позитивистская философия, которая была основана Контом, некоторым образом связана с французской философией Просвещения XVIII вв. Следуя просветителям, Конт выразил собственное убеждение, в котором акцентировал внимание на способности науки бесконечно развиваться. Неограниченность предметной области, к которой применяются научные методы мышления. Классификация наук, которая осуществлялась Контом, во многих понятиях рассматривается как действие завета энциклопедистов.
Исходя из теории О.Конта, науки распределяются по естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.
Психология, как считает Конт, разделяется на биологию и социологию; любая наука рассчитывает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт создал новый термин «социология». Социология впервые была разработана в определенную научную систему, благодаря трудам Конта.
О.Конт был одним из первых, кто задумался о систематическом изучении социологии, акцентировав внимание на социальную жизнь общества, как самостоятельный феномен. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.
«Социология» Конта буквально означает «учение об обществе», но она не имела ничего общего с элементами учения об обществе, которые находятся во всей прошлой философии. Эти учения для Конта, также как и сама предшествующая философия, просто не существовали, и с материалистическим пониманием истории в марксизме, которое Конт просто не знал.
«Социологию», также как и все другие науки, Конт представлял как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм показал проявление у Конта в том, что «социологию» он представлял как «социальную физику». Он делил ее, так же как и физику, на «социальную статику» и «социальную динамику».
Та часть социологии, которая изучает феномены, одинаковые для всех обществ, называется социальной статикой. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества.
Создатель социологии размышляет о разных проблемах:
1) Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;
2) Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;
3) Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;
4) Социальная физика- необходимая база социальной политики.
Мыслитель полагал, что выявить эти проблемы можно путем наблюдений, экспериментов и сравнений. О. Конт основал подлинно социологический подход к анализу социальных явлений и процессов. Конт описывает разнообразные социальные системы, социальные институты, институциональные взаимоотношения и стратификации – социальные неравенства, т. е. основные аспекты общей социологии.
Когда появились работы О.Конта, социальная теория обрела институциональный статус. Она получила права гражданства в научном мире.
К числу важнейших принципов позитивистской теории можно отнести:
1. Постулат онтологического натурализма, т. е. утверждение о том, что социокультурные и природные явления являются качественно однородными. Поэтому общественные процессы анализируются как не представляющую собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно только с помощью познания законов природы.
2. Постулат методологического натурализма, который утверждал, что система социологического знания строиться по модели физических наук, и использует их методологические установки.
3. Постулат феноменализма, т. е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, которые нередко преобладали в социальной философии.
4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от всяких ценностных суждений относительно природных явлений, которые изучаются, и процессов, и также получаемых результатов.
5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии, т. е. лечения социальных болезней.
О. Конт указывает пять значений слова «позитивное»:
1. Реальное в противовес химерическому
2. Полезное в противовес негодному
3. Достоверное в противовес сомнительному
4. Точное в противовес смутному
5. Организующее в противовес разрушительному
К данным значениям основатель позитивизма добавляет некоторые черты позитивного мышления, например, такие как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его социальный характер, а также тесная связь с общим здравым смыслом.
В статическом плане О. Конт выделял элементы общества и связь между ними. Он представлял общество социальным организмом, который было связано принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей. Общество целостно, оно обладает неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, которые связаны в общем состоянии цивилизации.
Первичным фрагментом, которое обеспечивало “начало общества” О. Конт выделял семью. На основе этой модели можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое с социальным являются единым. В ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи идет распространение на род, с рода идет распространение на общество, с общества распространение на человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.
О. Конт произвел деление всей сферы знаний на теоретические и практические науки и поместил социологию одной из первых. Но науки, в своем смысле слова, О. Конт разделил на две части: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки отвечают за открытие законов, управляющих различными классами явлений. Конкретные науки (частные, описательные — так их называет Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории разных существующих предметов. При этом абстрактные науки являются, как считал Конт, основными, а конкретные науки являются второстепенными. Социологию он называл абстрактной наукой, такой же общей, как физика. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой скоростью достигают положительной результата и здесь наблюдается известный порядок.
Как же применяется «позитивный метод» к познанию общественной жизни? Во-первых, это господство натурализма, то есть развитие общества, понимание этого развития зависит от тех же законов, от каких зависит природа. Поэтому у Конта социология выступала как часть естествознания, хотя он, естественно, различал природу и общество.
Сравнительный метод имеет большое значение в познании общественной жизни, как считал О. Конт. Он полагал, что сопоставление жизни народов, которые живут одновременно в разных местах земного шара, но не зависят друг от друга, является важным средством социологического обобщения, так как это позволяет охватить самые различные ступени развития общества, начиная с обитателей Огненной Земли и кончая самыми цивилизованными народами Западной Европы.
В то же время, исходя из теории О. Конта, сравнительный метод можно использовать успешно, если подчинить его определенную теорию человеческого развития. Отсюда наиболее важным и специфическим методом социологии О. Конт считал уже не сравнительный метод, а исторический. Как учил Конт, надо сначала хорошо изучить прошлое общественное состояние, а потом уже выводить из этого состояния последующее «современное».
Заключение
Вместо «метафизики» позитивисты ставят «науку». Наука здесь понимается в соответствии с той традицией, которая берет начало у английского эмпиризма — т. е. как наука чисто эмпирическая. Позитивизм не признает такую теорию как «метафизику». Поэтому он отрицает и большую часть самой науки.
Позитивизм в качестве методологического учения отрицает классическую философию, которая пыталась постичь скрытые основы бытия.
Глупо говорить о неправдивых фактах. Только наше знание может быть недостоверным. Поэтому если нам удастся выразить этот факт без какого-то искажения, то он станет абсолютно несомненной отправной точкой знания.
Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки становления социологии как науки.
Список терминов
МЕТАФИЗИКА — отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира.
ПОЗИТИВИЗМ — разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная франц. философом Огюстом Контом, отказывающаяся от решения вопроса об отношении мышления к бытию и кладущая в основу знания опыт, понимаемый только как совокупность ощущений.
ПОСТУЛАТ — положение или принцип, не отличающийся самоочевидностью, но принимаемый за истину без доказательств и служащий основой для построения какой-нибудь. научной теории, допущение.
СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе и его развитии.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — учение о развитии сознания, духа.
Список литературы
1)Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии [Книга]. — Москва : Книжный Дом, 2001.
2)Громов И., Мацквеч А. и Семенов В. Западная социология [Книга]. — Спб : Ольга, 1997.
3)Мареев С. М. и Мареева Е.В. История философии [Книга]. — Москва : Академический Проект, 2003.
4)Социальная философия. Хрестоматия [Книга]. — Москва : Высшая школа, 1994.
5)Философский энциклопедический словарь [Книга]. — Москва : Советская энциклопедия, 1989.
6)Харчева В. Г. Основы социологии [Книга]. — Москва : Логос, 2001.
7) Капитонов Э. А. «История и теория социологии», Москва, 2000г. С. 146.
Позитивизм и неопозитивизм, разновидности подходов, суть позитивизма как социологического метода, основоположник, исторические этапы
Обществознание
12.11.21
14 мин.
Позитивизм и неопозитивизм — направления художественной и философской мысли, известные всем взрослым и школьникам по истории. Они берут свое начало с 30-х годов 19 века, в то время, когда появились первые кружки общественной мысли.
Оглавление:
- Что такое позитивизм — определение, теория, принципы
- Родоначальник позитивизма
- Черты позитивистской философии
- Позитивизм и его разновидности
- Плюсы и минусы позитивизма
Что представляет собой позитивизм с неопозитивизмом, что для них свойственно, какая была концепция и история возникновения, в чем заключается суть подхода позитивного знания, кто основоположник — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Что такое позитивизм — определение, теория, принципы
Позитивизм Конта является известным философским направлением в психологии, которое определяет в качестве источника подлинного знания эмпирический вид исследований и отрицает, что можно познать истину с помощью философского исследования.
Он считается также культурной установкой для всего общества в зарубежном сознании, которая появилась в течение Нового времени. Ее особенность заключается в направленности этого сознания на «позитивный» мир, землю, в которой обитаем и развиваемся.
В философской истории свое название первый позитивизм получил в 30-е годы девятнадцатого столетия. Сегодня он также популярен. Означает положительное течение, от латинского слова positivus.
В этом направлении исследуется научный вид познания с логикой и методологией. По теории, позитивным является знание, максимально правдивое. Оно противопоставляется сумбурному и не несущему пользу обыденному представлению сознания и метафизическим рассуждениям.
Позитивизм как историческое явление был призван создать научный вид методологии, который смог бы сформулировать нормы, по которым можно было бы получать и развивать знания. Однако она была призвана целенаправленно отойти от философии с культурой, главной составной частью которого считается наука.
На основе этого курса была выражена известная концепция Конта (не путать с Кантом!) про три исторические стадии = три стадии развития души:
- теологическая;
- метафизическая;
- научная.
Так, по Конту все объясняется действием сверхсил, а философия, которая породила науку, становится для нее ненужной.
Из концепции Конта были выдвинуты позднее важные принципы позитивизма:
- Принцип натуралистической онтологии или однородности социальных, культурных с природными явлениями.
- Принцип методологического натурализма или построение социологический знаний на физических науках.
- Принцип феноменализма или опыт с чувствами взамен умозрительных выводов социальной философии и социологии.
- Принцип ценностной нейтральности или воздержание от каких-либо социологических мнений как ученого по природе изучаемого объекта.
- Принцип инструментальности знания.
Родоначальник позитивизма
Родоначальником позитивистского явления девятнадцатого столетия является французский философ Огюст Конт. Во Франции его поддерживали Линттре с Реваном, в Англии — Джон Миль и Герберт Спенсер, а в Германии — Якоб Молешотт с Эрнстом Геккелем.
Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798 — 1857) — французский философ. Основоположник социологии. В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси.В России позитивизма придерживались Михайловский с Лавровым. Перечисленные философы — представители первого течения позитивизма. Второе логическое течение или этап теории был связан с работой Маха с Авенариусом, которые развили мысль родоначальника и преобразовали позитивизм в эмпириокритицистическое направление.
Затем мысли подхватили и преобразовали Рассел, Карпан и Шлик с Витгенштейном, преобразовав классику в явление неопозитивизма.
Черты позитивистской философии
В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:
- отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления;
- присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом;
- человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления;
- наблюдается связь течений со школами религий;
- наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению;
- господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;
- наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма;
- наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме;
- распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики;
- наблюдается утрата оптимизма.
В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.
Позитивизм и его разновидности
Вскоре после появления позитивизма, он быстро разделился на отдельные виды, рассматривающие разные вопросы и проблемы. Самыми известными из них является махизм с неопозитивизмом и постпозитивизмом, после классического позитивизма.
Классический позитивизм
Появление подобного вида позитивизма связывают с учением О. Конта, основоположника, Д. Милля и Г. Спенсера. Основными произведениями течения являются следующие: «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), «Дух позитивной философии» (1844) О. Конта, «Система синтетической философии» (1862 — 1896) позитивизма Спенсера.
Особенности его в том, что он разграничивает метафизику с наукой, представляет закон о трех стадиях по Конту, описывает задачи науки и критику соответствующего знания (по нему наука должна отбирать и классифицировать известные факты, делать больше и шире позитивный вид знаний, то есть собирать устойчивые факты с помощью наблюдения с экспериментом).
Эмпириокритицизм или махизм
Эмпириокритицизм либо махизм (второе название того же направления) — явление, называемое вторым позитивизмом, конца девятнадцатого начала двадцатого столетия, при котором отрицается наличие материального мира.
Здесь существующая реальность сводится к системе чувств. В этом принципы учения. Учеными, положившими начало этому направлению, являются представитель Австрии и Швейцарии — Э. Мах с Р. Авенариусом.
Свои идеи позитивисты выдвинули в публикациях: «Анализ ощущений» (1886), «Человеческое понятие о мире» (1909), «Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры силы», «Пролегомены к критике чистого опыта» (1913).
Основные идеи направления:
- мир — соединенные вместе физические и психические элементы, которые не считаются ни материальными, ни идеальными;
- предметом науки выступают факты в виде эмпирического исследовательского опыта, списка его мироощущений;
- отношения, которые имеются в природе, обладают функциональным видом характера;
- наука опирается на принцип экономии мышления и только так понимается;
- наука описывает определенные численные величины математическими операциями, по этой причине теории с законами рассматриваются в качестве форм описания реальности.
Неопозитивизм
Неопозитивизм — течение в философии середины двадцатых по середину шестидесятых годов прошлого столетия, сосредоточившееся на языковом анализе в качества средства, чтобы разграничить науку и метафизику.
Философами, положившими начало этого течения, являются участники венского кружка, львовской школы и берлинской философской группировки.
Основные представители направления — Л. Витгенштейн и Б. Рассел. Основными произведениями неопозитивизма является «Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна и «Научное миропонимание — Венский кружок» (1929) Р. Карнапа, Г. Хана и О. Нейрата.
Неопозитивизм, в отличие от других разновидностей позитивизма:
- разграничивает науку и метафизику, изучая проблему демаркации;
- анализирует язык в качестве средства, активно влияющего на процесс мышления;
- изучает верификацию с редукцией.
Постпозитивизм
Постпозитивизм — направление, возникшее в результате распада неопозитивизма в шестидесятых годах прошлого столетия. Создателями этого явления являются К. Р. Поппер с Т. С. Куном.
Основными произведениями направления считаются «Логика научного открытия» (1959) и «Структура научных революций» (1962).
В отличие от других видов позитивизма, постпозитивизм:
- критикует научное разграничение с метафизикой на основе фальсификационного принципа вместо верификации;
- рассматривает научное развитие как явление социокультурного контекста достижений религии и политики;
- реабилитирует философские и мировоззренческие вопросы и делает выводы по значению философии для науки;
- отказывается от неисторического объяснения всего научного;
- отказывается от поисковой установки с обоснованием научной концепции как главной идеи.
Плюсы и минусы позитивизма
К плюсам позитивистского направления можно отметить то, что оно:
- относительно самостоятельное и независимое явление;
- предусматривает ориентиры философии на реальную науку;
- различает классическую философию и конкретные научные факты;
- ориентировано на реальную науку как критерий истины в философских суждениях;
- подчеркивает различия между философской методологией и научным познанием действительности.
К минусам его можно отнести то, что позитивизм:
- Не договаривает тот факт, что классический вид философии, будучи важным показателем развития культуры, не имеет пользы для общества из-за исчерпавших себя когнитивных элементов.
- Неверно истолкована сущность направления. Основоположники стремятся сделать все эмпирическим видом знаний, в то время как качественные особенности теории в научном знании недооценены, если сравнивать его с первым. При это неправильно интерпретируют природу знаний.
Кроме того, наука рассматривается как абсолютно самодостаточная культурная система, которая развивается лишь по интернализму, наблюдается редукция научной философии.
В целом, позитивизм — философское течение, возникшее в середине девятнадцатого столетия и продолжавшееся развиваться до настоящего времени, в котором позитивное научное знание исследуется как философское.
Огюст Конт: позитивизм и функционализм
Из всех людей, которых мы знаем, немногие могут сказать, что они были пионерами целой академической дисциплины. Друзья и семья Огюста Конта могут сказать иначе, потому что их ровесник добился невероятных успехов в разработке таких гигантских концепций, как социология и позитивизм.
Хотя эти идеи не были формализованы до тех пор, пока не умер Конт, они были очень хорошо восприняты теми, кто дал философу шанс.
В этом объяснении мы кратко рассмотрим жизнь и мысли Огюста Конта.
Мы также рассмотрим вклад Конта в социологию как известного отца-основателя дисциплины.
Далее мы рассмотрим теорию социальных изменений Конта, которую он выразил в своем Законе трех стадий человеческого разума.
Кроме того, это объяснение будет рассматривать связь между Контом и позитивизмом, которая тесно связана с его идеями о функционализме.
Наконец, мы рассмотрим теорию альтруизма Конта как ответ на ранние теории этики и личных интересов.
Кем был Огюст Конт?
Хотя академический интерес Конта начался с истории и философии, он наиболее известен как основатель социологии и позитивизма.
Жизнь и мысли Огюста Конта
«Голландский портрет» Огюста Конта, вдохновленный его ранней фотографией. Commons.wikimedia.org
Огюст Конт родился на юге Франции в 1798 году. С юных лет, став свидетелем последствий Французской революции, Конт был против как римского католицизма, так и чувства роялизма (поддержки монархии), которое испытывали его родители.
В 1814 году он поступил в École Polytechnique в Париже. Хотя школа была временно закрыта на ремонт, Конт решил остаться в городе и использовать работы предыдущих философов для своих собственных исследований. Его особенно интересовало, как ученые изучают и объясняют современные человеческие общества.
Конт начал делиться своими идеями о позитивизме с небольшой аудиторией, которая постепенно становилась все больше и больше. Его семичастная работа по позитивной философии, « Cours de Philosophie Positive » (1830-1842) (перевод: Позитивная философия Августа4 Конта) была очень хорошо принята.
Когда École Polytechnique вновь открылась, Конт работал там учителем и экзаменатором около 10 лет. Однако сообщалось, что он поссорился с некоторыми из своих коллег-профессоров, и в конце концов ему пришлось покинуть школу в 1842 году.0003
В период с 1851 по 1854 год Конт выпустил еще одну из своих основных работ, состоящую из четырех частей: « Système de Politique Positive» (перевод: System of Positive Polity ), в которой он рассмотрел вступительную часть социологии и позитивизма.
Конт умер от рака желудка в 1857 году в возрасте 59 лет.
Какой вклад в социологию внес Огюст Конт?
Конт является одним из отцов-основателей социологической дисциплины. Одним из его самых больших вкладов в социологию на самом деле является слово 9.0039 «социология» !
Возникновение социологии
Идеи Конта вдохновили многих более поздних социологов, таких как Эмиль Дюркгейм. Pexels.com
Хотя именно Конту приписывают создание термина «социология», некоторые люди считают, что он не единственный изобретатель этой дисциплины. Вместо этого они считают, что социология фактически была изобретена дважды:
первый раз, в середине XIX века, Огюстом Контом , а
во второй раз, ближе к концу 19-го века, Эмилем Дюркгеймом (который написал первую социологическую работу и институционализировал дисциплину, то есть официально представил ее академическим кругам).
В чем заключалась теория социальных изменений Огюста Конта?
Как и многих классических социологов, Конта беспокоил переход западного мира к современности (или, проще говоря, процесс социальных изменений). Например, Карл Маркс считал, что общество прогрессирует по мере изменения средств производства. Эмиль Дюркгейм считал, что социальные изменения являются адаптивной реакцией на изменение ценностей.
Конт предположил, что социальные изменения вызваны сдвигом в том, как мы интерпретируем реальность . Чтобы объяснить это, он использовал модель Закона Трех Стадий Человеческого Разума .
Закон трех стадий человеческого разума
В своем Законе трех стадий человеческого разума Конт предполагает, что человечество развивается по мере того, как меняется наш способ познания окружающего мира. Наш способ познания прошел в истории три основных этапа:
богословский (или религиозный) стадия
Метафизический (или философский) стадия
Позитист стадии
Последствия революции
Как заметил Конт после Французская революция , он понял, что нестабильность, характерная для общества, была вызвана проблемами в интеллектуальной сфере. В то время как некоторые люди считали, что еще предстоит проделать определенную работу, прежде чем революция принесет ожидаемые эффекты демократии, другие хотели восстановить традиционный режим старой Франции.
Католическая церковь постепенно теряла свое сплачивающее влияние и больше не была связующим звеном, скреплявшим общество своими руководящими моральными принципами. Люди плыли по трем стадиям — кто-то все еще находился на теологической стадии, кто-то на донаучной стадии, а некоторые пробивались к научному мышлению.
Конт считал, что научная идеология вскоре станет господствующей. Тогда наука могла бы выполнять ту же интегративную и сплачивающую функцию, которую когда-то выполняла Церковь, и могла бы способствовать социальной гармонии.
Какая связь между Огюстом Контом и «позитивизмом»?
Еще один впечатляющий факт о Конте: он также является основателем позитивизма!
Позитивизм
Позитивизм является общей теоретической позицией в социальных науках.
Позитивисты считают, что мы можем (и должны) узнавать об окружающем нас мире, используя систематические научные методы. Знание лучше всего, когда оно представлено в числовой форме, и когда оно объективно получено и интерпретировано.
Позитивизм противоположен интерпретативизму , который предполагает, что знание является (и должно быть) углубленным, субъективным и качественным.
Конт считал, что ведущие ученые Франции должны использовать научные методы для создания новой системы идей, с которой все согласны. Таким образом, позитивистское мышление заменит религию как источник социальной сплоченности.
Его 7-томный труд « Cours de Philosophie Positive » (1830-1842) (перевод: T Позитивная философия Огюста Конта ) заложил основы идей Конта. позитивистская (или научная) стадия человеческого разума.
Огюст Конт и функционализм
Конт считал, что социологию можно использовать как средство, помогающее нам установить социальную гармонию.
Ранние признаки функционализма
Конт считал, что объединение всех наук может создать новое чувство общественного порядка. Pexels.com
Функционализм еще не был создан или формализован во времена Конта, поэтому он широко считается предшественником функционалистской точки зрения. Если мы рассмотрим работы Конта, то нетрудно заметить, что в них приправлено много функционалистских идей.
Об этом свидетельствуют два ключевых примера творчества Конта: его теория о функции религии и его идеология о соединении наук.
Функция религии
Как мы видели, его главная забота заключалась в том, чтобы религия больше не удерживала людей вместе (обеспечивая социальную сплоченность ) так, как когда-то. В ответ он считал, что система научных идей может служить новой общей основой для общества — чем-то, с чем люди согласятся и что свяжет их вместе, как это раньше делала религия.
Соединение наук
Поскольку Конт так стремился создать новую, научно обоснованную общую основу для общества, вполне логично, что он много думал о том, как существующая система науки может быть приспособлена для выполнения этой функции.
Он предложил, чтобы науки (он сосредоточился на социологии, биологии, химии, физике, астрономии и математике) не рассматривались отдельно, а вместо этого рассматривались с точки зрения их взаимосвязанности, сходства и взаимозависимости. Мы должны учитывать вклад каждой из наук в более широкий свод знаний, которому мы все соответствуем.
Огюст Конт и альтруизм
Еще одним впечатляющим достижением Конта является то, что он также считается изобретателем слова «9».0044 альтруизм ’ — хотя его связь с этой концепцией считается несколько спорной.
Церковь Человечества
Многих шокирует известие о том, что в последние годы своей жизни Конт сильно разочаровался в способности науки нести социальную гармонию, как он и ожидал. На самом деле он считал, что религия действительно может выполнять стабилизирующую функцию по созданию социальной сплоченности, но только не традиционный католицизм, правивший Францией во времена Французской революции.
В ответ на это осознание Конт разработал свою собственную религию под названием Церковь Человечества . Это было основано на представлении о том, что религия должна не противостоять науке, а дополнять ее. Там, где идеализированные версии науки включали рациональность и отстраненность, Конт считал, что они должны включать понятия универсальной любви и эмоций, без которых не может обойтись ни один человек.
Короче говоря, «альтруизм» — это кодекс поведения, предписывающий, чтобы все моральные действия были направлены на то, чтобы делать добро другим.
Именно здесь появляется термин «альтруизм». Концепция Конта часто используется для опровержения идей предшествующих теоретиков, таких как Бернар Мандевиль и Адам Смит . Такие ученые подчеркивали концепцию эгоизма , предполагая, что когда люди действуют в своих собственных интересах, это способствует функционированию общественной системы как единого целого.
Например, мясник предлагает своим покупателям мясо не по доброте душевной, а потому, что это ему выгодно (потому что он получает взамен деньги).
Огюст Конт — Основные выводы
- Огюст Конт наиболее известен как основатель социологии и позитивизма.
- Конт был обеспокоен переходом западного мира к современности. Чтобы объяснить, что социальные изменения вызваны сдвигом в том, как мы интерпретируем реальность, он использовал модель закона трех стадий человеческого разума.
- Наш путь познания прошел три этапа: теологический, метафизический и научный.
- Конт считал, что научная идеология вскоре приведет к социальной гармонии точно так же, как это когда-то сделала религия.
- Это связано с новаторскими концепциями позитивизма и альтруизма Конта, которые присутствуют в его работах, свидетельствующих об основных принципах функционализма.
Позитивизм
ПозитивизмВ философии вообще любая система, которая ограничивается данными опыта и исключает априорные или метафизические спекуляции. В более узком смысле термин обозначает мысль французского философа Огюста Конта (179 г.8-1857).
Как философская идеология и движение позитивизм впервые приобрел свою отличительную черту. черты в творчестве Конта, который также назвал и систематизировал науку социологию. Затем он прошел через несколько стадий, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм, логический эмпиризм и, наконец, в середине 20 в. в движение, известное как аналитическая и лингвистическая философия.
Основные утверждения позитивизма заключаются в том, что (1) все знания о фактах
основан на «положительных» данных
опыт, и (2) что за пределами факта находится царство чистой логики и чистой
математике, которые уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком Дэвидом
Юм занимался «отношениями идей», а на более позднем этапе
позитивизма, были отнесены к чисто формальным наукам. С отрицательной и критической стороны,
позитивисты прославились своим отрицанием
метафизика; т. е. спекуляций относительно природы реальности, которые радикально
за пределами любых возможных доказательств, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть такое
претензии на «трансцендентное» знание. В своей основной идеологической позиции позитивизм
таким образом, мирское, светское, антитеологическое и антиметафизическое. Строгое соблюдение
свидетельство наблюдения и опыта является важнейшим императивом
позитивисты. Этот императив отражен также в их вкладе в этику и мораль.
философии, и большинство позитивистов были утилитаристами до такой степени, что что-то вроде
«величайшим счастьем для наибольшего числа людей» было их этическое
Максим. Примечательно в этой связи, что Огюст Конт был основателем
недолговечная религия, в которой объектом поклонения не было монотеистическое божество
веры, но человечества.
Античная философия явно предвосхищает позитивизм. Хотя
отношения Протагора — 5 век до н.э.
Софист — например, для более поздней позитивистской мысли был лишь далеким,
гораздо более выраженное сходство у классического скептика Секста Эмпирика, жившего в
на рубеже 3-го века нашей эры, и в Пьере Бейле, его возродителе 17-го века. Более того,
средневековый номиналист Уильям Оккам имел явное сходство с современным позитивизмом. Ан
предшественник XVIII века, имевший много общего с позитивистской антиметафизикой
В следующем столетии был немецкий мыслитель Георг Лихтенберг.
Позитивизм явно имеет свои непосредственные корни, однако, во французском Просвещении, которое
подчеркивал ясный свет разума, а в британском эмпиризме 18 века
особенно у Юма и епископа Джорджа Беркли, которые подчеркивали роль чувства
опыт.