кратко мнение специалистов по возрастной психологии, в том числе Петрановской, сколько длится детский переход к младшему школьному периоду?
Все возрастные кризисы связаны с трудностями. И тот, что начинается в 7 лет, не является исключением.
Ребенок входит в новую для него жизнь. Он идет в школу, где нужно будет не только выполнять задания и учить уроки, но и выстраивать отношения с одноклассниками и учителями.
Обязанности, социальные роли и тонны новой информации вызывают в нем целую бурю переживаний. А вместе с ними приходит и кризис.
Содержание
- Что это такое в возрастной психологии?
- Психологические причины
- Новообразования в детской личности
- Стадии
- Докритическая
- Критическая
- Посткритическая
- Кратко об общих симптомах
- Как справиться?
- Сколько длится?
- Видео по теме
- Заключение
Что это такое в возрастной психологии?
Кризисом 7 лет у ребенка называется переходный период между детсадовским и младшим школьным возрастом. Другое название — малый кризис.
Впервые вопрос о его существовании был поднят в 20-30-е годы прошлого столетия П. П. Блонским и Л. С. Выготским. Если быть точнее, речь шла о существовании нескольких кризисных промежутков в жизни каждого ребенка. Целесообразность их изучения была обусловлена жалобами учителей и родителей, которые сталкивались с повышенной капризностью, нежеланием учиться, непослушанием и другими неприятными явлениями в определенные периоды времени.
Становясь школьником, ребенок преступает черту в новый для него мир.
Если раньше он беззаботно играл и развлекался, то сейчас ему приходится рано вставать, учить уроки, выполнять поручения учителя и находить общий язык с одноклассниками. Все это вызывает в нем массу эмоций, с которыми психике крайне сложно справиться. Вот это состояние шока и приводит к развитию кризиса.
О том, что такое кризис 7 лет у ребенка, читайте в этой статье.
Психологические причины
Во время кризиса трехлетнего возраста ребенок стремится к самостоятельности и независимости.
Но к 7 годам его жизнь круто меняется, поскольку появляется первая социальная роль. Он становится школьником. Родители часто говорят, что теперь он взрослый человек и должен вести себя по-другому.
Дети обычно понимают это по-своему и пытаются повзрослеть в прямом смысле. Они настаивают на просмотре каких-то «взрослых» телепередач, отказываются есть то, что приготовит мама, стремятся лечь спать попозже.
Но, естественно, родители не одобряют такие порывы. Ребенок не понимает, почему, ведь он уже взрослый. Это первая причина кризиса. Есть и другие:
- Внутренний конфликт. Развивается из-за желания еще оставаться ребенком и необходимостью брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения.
- Выбор социальный ролей. Помимо того, что ребенок становится школьником, он еще и одноклассник. Теперь ему нужно выбрать подходящую модель поведения и следовать ей.
- Адаптация. Учеба в школе требует развития массы новых навыков и умений. Например, нужно следовать режиму дня, делать домашние задания, спокойно сидеть на уроках и т.д. Чтобы привыкнуть к этому всему, нужно время.
Подробнее о причинах кризиса 7 лет у детей рассказано здесь.
Новообразования в детской личности
Если сказать кратко, то кризис 7 лет — это реакция ребенка на свою собственную потребность изменить взаимоотношения с окружающими, в особенности со взрослыми людьми. В этот период его внутренний мир пополняется рядом новообразований:
- осознание и осмысление внутренних переживаний;
- изменение самооценки;
- понимание своей роди в социуме;
- желание заниматься полезной деятельностью.
Дети находят связь между своими действиями и переживаниями, они учатся оценивать возможности и умения, любить себя как личность.
Более подробную информацию о новообразованиях в период кризиса 7 лет вы найдете в этой статье.
Стадии
Кризисный период у семилеток протекает в несколько этапов или фаз.
Докритическая
Игры ребенка постепенно перерастают в имитацию какой-либо деятельности. Он наделяет их новыми задачами, мотивами и целями. Одновременно с этим улучшаются отношения с окружающими людьми.
Кроха активно готовится к обучению в школе. Нет, он еще полностью не готов перейти к новой для него деятельности. Но предпосылки к этому есть.
Пока еще его устраивает, что взрослые относятся к нему, как к ребенку. Но благодаря общению со сверстниками, желание стать взрослым и пойти в школу становится все сильнее.
Со временем появляется стремление заменить некоторые игры такими занятиями, как лепка, рисование, конструирование. Потом дети пытаются заняться тем, что вызовет одобрение родителей, например, помогают в домашних делах, гуляют с питомцами и т.д. Кроме того, они проявляют желание чему-то научиться.
Психологи называют эту фазу латентной. То есть ребенок уже готов учиться, но процесс обучения начнется не скоро. И чем длиннее этот временной промежуток, тем больше неприятных симптомов следует ожидать.
Критическая
Начинается примерно в тот момент, когда ребенок идет в школу. Он ощущает себя взрослым, готовым к любым трудностям. Ему уже не нравится, что родители относятся, как к маленькому. Это обстоятельство вызывает внутренний дискомфорт, который провоцирует появление неприятных явлений в характере и поведении.
Многие мамы и папы считают, что у их чада просто плохой характер. На самом же деле это попытка привлечь к себе внимание и справиться с новыми эмоциями и переживаниями.
В школе проблем становится еще больше. Поначалу ребенку нравится процесс обучения, он с радостью готовится к занятиям и делает домашние задания. Но вскоре появляются первые трудности. Школьнику может быть сложно высидеть урок, внимательно слушать и выполнять задания учителя, рано вставать. Из-за этого он просто отказывается ходить в школу, а иногда и полностью утрачивает интерес к занятиям.
Ситуация усугубляется, если родители нагружают дополнительными заданиями дома. Характер ребенка портится, он становится упрямым, капризным.
Посткритическая
Название фазы говорит само за себя. Она начинается в тот момент, когда ребенок осваивается в школе, полностью вживается в новую роль и осознает произошедшие с ним изменения. Характерные признаки — исчезновение всех негативных проявлений кризиса.
Кратко об общих симптомах
В кризис 7 лет дети часто становятся просто неуправляемыми. Их постоянные спутники — неусидчивость, вредительство, стремление передразнивать взрослых, попытки привлечь внимание родителей нелепыми поступками.
Сюда можно добавить раздражительность, рассеянность, импульсивность или, наоборот, замкнутость и застенчивость.
Кризис проявляется и во взаимоотношениях с окружающими, в частности, со сверстниками. Ребенок сравнивает себя с одноклассниками и друзьями, занижает свои достижения, находит для себя авторитетного человека, которому будет подражать. Также, пытаясь возвыситься в глазах взрослых, он может жаловаться на других детей, ябедничать.
Более детально о признаках кризиса 7 лет у детей рассказывается в этом материале.
Как справиться?
Ответственность за то, как пройдет кризис, лежит на родителях. Часто, не понимая, что на самом деле происходит, они тоже становятся раздражительными. Взрослые пытаются добиться послушания любой ценой, но даже не подозревают, что в душе их ребенка. Такое неправильное поведение только ухудшает ситуацию.
Советы относительно того, как облегчить течение кризиса, дали многие известные психологи. Среди них Л. Выготский и Л. Петрановская.
- Научить проигрывать и принимать неудачи. Это умение поможет и во взрослом возрасте.
- Дать возможность играть в ролевые игры. Родители предпочитают, чтобы дети занимались чем-то полезным, например, учили буквы или читали. Но без игр не обойтись. Это основная часть развития в дошкольном возрасте.
- Научить заботиться о других. В этом вопросе важно не перегибать палку.
- Научить ребенка абстрактно мыслить. Например, глядя на облака, угадывать, на какой предмет они похожи. Без этого навыка в школе будет сложно.
- Дать ощущение безопасности. В возрасте 5-6 лет у ребенка очень бурная фантазия. Стоящий возле стены торшер ночью может превратиться для него в страшного монстра. Важно, чтобы родители понимали это и в любой момент могли успокоить.
Еще один совет касается сравнений. Своего ребенка нужно сравнивать не с одноклассниками или соседскими детьми, а с ним самим же, только таким, какой он был, например, вчера. Так он сможет понять, что такое развитие и прогресс, увидит пользу от обучения в школе.
О рекомендациях психологов, как помочь ребенку в кризисе 7 лет читайте тут.
Сколько длится?
Не стоит ждать, что кризисный период начинается ровно в тот день, когда ребенку исполняется 7 лет. Не наступит он и в тот день, когда кроха первый раз пойдет в школу. Все гораздо сложнее.
Первые признаки кризиса 7 лет могут появиться уже в 6-летнем возрасте, поскольку именно тогда начинаются предшкольные занятия. Ребенок чувствует, что его ждут серьезные перемены, но не успевает к ним подготовиться. Поэтому симптомы кризиса проявляются за несколько месяцев до первого школьного дня. Некоторые же дети сталкиваются с трудностями после начала учебного года.
И первый, и второй случай считаются нормой. Кризис наступает тогда, когда психика к нему готова. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои отличительные черты характера, темперамент и т.д. Поэтому у кого-то кризисный период наступает раньше, а у кого-то позже.
Начало кризиса никак не зависит от пола ребенка. Гендерная принадлежность влияет только на его течение.
Что касается, длительности, то, по словам психологов, в среднем это 6-9 месяцев. И снова все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от того, насколько правильными будут действия родителей. Порой кризис затягивается до 8 лет.
Поэтому сказать точно, во сколько закончится кризис 7 лет, невозможно. Этот показатель не зависит от пола ребенка. Все так же на первом месте стоят его личностные особенности. С уверенностью можно говорить только об одном: ситуация стабилизируется, когда ребенок освоится с новыми социальными ролями, полностью примет себя как личность с чувствами и эмоциями и адаптируется к школьной жизни.
Видео по теме
О кризисе семилетнего возраста рассказано в этом видео:
Заключение
Кризис 7 лет у детей — очередная ступенька в развитии, связанная с переходом из детского сада в школу. Этот этап взросления, как и все другие, связан с массой трудностей. И то, как он пройдет, зависит не только от ребенка, но и от родителей.
Статьи с тэгом «детская психология»
Рубрика:
Вопросы воспитания, образования и развития
Дата публикации: 30 августа 2021 2452 0
Зачастую родители не умеют выстраивать свои границы, и дети их вовсю нарушают. Это очень актуальная проблема, разобраться с которой нашим читателям поможет статья психолога, педиатра, детского гастроэнтеролога “Самарского диагностического центра” Натальи Анатольевны Гриценко.
родитель ребенок
детям нужны границы
воспитание детей
Психология детей
детская психология
Наталья Гриценко
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 18 декабря 2020 1531 0
Медлительность, так же как и гиперактивность, отражает темп, в котором ребенку комфортно жить, и при этом становится отличительной особенностью. Подвижность и скорость реакций зависит от типа темперамента. Меланхолики и флегматики дольше обрабатывают информацию. Первые долго собираются с чувствами, а вторые продумывают каждый ход. Именно устройство нервной системы не дает им отдать предпочтение скорости.
медлительный ребенок
медленные дети
Психология детей
детская психология
темперамент ребенка
ребенок меланхолик
ребенок флегматик
Екатерина Калинина
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 03 мая 2017 5152 0
Ругать или не ругать, можно ли вообще ругать ребенка (а вдруг случится детская травма!? — сейчас об этом много пишут). А можно ли часто хвалить? Вдруг избалуешь! Разбираемся с психологом.
воспитание детей
ругать ребенка
наказание детей
детская психология
советы психолога
Светлана Гордон
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 07 февраля 2017 5243 0
Дошкольный возраст подходит к концу, родители начинают активно готовить ребенка к школе: записываются в подготовительный класс, развивающие клубы, музыкальные или спортивные секции – сосредотачиваются на общественной жизни ребенка, и вдруг неожиданно замечают, что поведение последнего отнюдь не радует. Ребенок манерничает, кривляется, протестует, притворяется. Так начинается последний кризис дошкольного возраста — кризис 5-7 лет.
кризис пяти лет
кризис семи лет
детская психология
детский психолог
психология
Ольга Григорьева
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 21 сентября 2016 6247 0
Последние десятилетия считаются эпохой детоцентризма — родители стали уделять детям намного больше внимания и считаться с ними, а психологи и ученые вывели не одну теорию относительно развития и становления личности ребенка. Стали появляться различные классификации детей по типам характера и взаимодействия с окружающим миром — дети Индиго, дети Одуванчики и прочие загадочные на первый взгляд персонажи. О том, кто они такие, мы сегодня и поговорим.
Дети Индиго
дети Кристаллы
дети Орхидеи
дети Одуванчики
Альфа-дети
дети
категории детей
детская психология
Наталья Волошина
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 15 сентября 2016 3859 0
Перед каждым родителем первоклассника стоит главный вопрос: как сделать так, чтобы для ребенка школа стала тем местом, куда хочется приходить каждый день. Немаловажную роль играет адаптация, о которой мы сегодня и расскажем.
Адаптация
адаптация в школе
детская психология
школа
Екатерина Калинина
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 08 сентября 2016 5096 0
«Ура! Нас приняли в садик!» — о таком восклике мечтает почти каждая мама, чей ребенок достиг 3-летнего возраста, а она сама уже с нетерпением ждет своего выхода на работу. Но, не торопитесь — малышу необходима адаптация, в которой вам отведена немаловажная роль.
Адаптация
адаптация в детском саду
детская психология
детский сад
Светлана Гордон
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 01 августа 2016 3916 0
В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают активно интересоваться миром, собой и окружающими и, соответственно, задают много вопросов, ответить на которые родителям, порой, очень сложно. Наш психолог рассказывает, как это правильно делать, и дает ответы на самые трудные вопросы.
детская психология
вопросы детей
сложные вопросы
Ольга Григорьева
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 30 июня 2016 3084 0
Истерики без причины, агрессивное поведение, невозможность договориться — все это родители воспринимают как проблемное поведение и говорят о том, что ребенок перестал их слушаться. То, что мы видим — это только верхушка айсберга. Причины, сложившейся ситуации, гораздо шире. Попробуем сегодня в этом разобраться.
детская психология
детская агрессия
Ольга Григорьева
Рубрика:
Вопросы психологии
Дата публикации: 16 июня 2016 3643 0
Сегодня все чаще встречаются неполные семьи, а число детей, которые растут без отца, увеличивается. Причины столь печальной статистики разнообразны: это и несчастные случаи, и внебрачные связи, но основной процент приходится на долю разводов. Сегодня разбираем, какие возможны проблемы, и как с ними справиться.
Психология детей
детская психология
дети после развода
ребенок без отца
Екатерина Калинина
Психологическая оценка детей > Информационные бюллетени > Yale Medicine
Обзор
По мере того, как дети растут и развиваются, у них иногда возникают проблемы в обучении в школе, трудности с концентрацией внимания или проблемы в общении с другими. Когда это происходит, психологическая оценка может определить, в чем заключаются трудности.
Психологическая оценка дает представление об обучении, социальном, поведенческом и личностном развитии ребенка с целью разработки рекомендаций для планирования потребностей ребенка в образовании и психическом здоровье. Программа психологической и образовательной оценки Йельского медицинского центра для детей предоставляет широкий спектр услуг по тестированию детей школьного возраста и молодежи в Коннектикуте и столичном регионе Нью-Йорка.
Что такое психологическая оценка?
Психологическая оценка представляет собой структурированную серию интервью, стандартизированных тестов и анкет, предназначенных для оценки сильных и слабых сторон в нескольких областях. Эти тесты могут определять, например, стили обучения и социально-эмоциональные модели функционирования. Некоторые родители обращаются за психологической оценкой, беспокоясь о том, насколько хорошо функционирует их ребенок или подросток. Другим родителям рекомендуется пройти обследование у одного или нескольких специалистов, которые заметят что-то неладное.
Оценка гарантирует, что все в мире ребенка работают для достижения одних и тех же целей.
На что направлена психологическая оценка?
Психологическая оценка должна учитывать «всего ребенка, включая семью, школу и общество», — говорит Кардона-Воленски. Оценки всегда индивидуальны, основаны на потребностях ребенка, учитывают проблемы, которые привели к направлению. Психологическая оценка может быть направлена на:
- Интеллект: Эти тесты определяют задержку развития, интеллектуальные способности и/или инвалидность, языковые и коммуникативные навыки, навыки невербального мышления, а также скорость усвоения и обработки новой информации.
- Достижение: Измеряя навыки чтения, математики и письма, психологические и образовательные тесты могут выявить сильные стороны в учебе и выявить такие нарушения обучения, как дислексия. Для детей с особыми потребностями психологическая оценка может помочь разработать Индивидуальный план специального образования (IEP) на собрании группы планирования и размещения (PPT).
- Память и внимание: Нейропсихологическое тестирование часто используется для выявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот набор тестов также может измерять навыки памяти, способности рассуждать и исполнительные функции, такие как навыки планирования и организации.
- Поведенческое, эмоциональное и социальное развитие: Инструменты социально-эмоциональной и личностной оценки исследуют депрессию, тревогу или социальные дефициты , которые могут способствовать трудностям дома или в школе. Если есть проблемы с психическим здоровьем, оценка дает направление для стратегий управления поведением, которые следует использовать дома или в школе.
Чего ожидать родителям детей, проходящих психологическую оценку?
Перед первым приемом родители проходят первый этап психологической оценки, заполняя анкеты, касающиеся развития ребенка, его медицинской, социальной и академической истории. Эта информация, наряду с результатами предыдущих оценок и отчетами из школы, является началом плана психологической оценки.
Следующий этап состоит из интервью с родителями и ребенком. Родители предоставляют информацию о сильных и слабых сторонах ребенка и обсуждают области, вызывающие особую озабоченность. Затем ребенок проходит несколько сеансов тестирования, на которых исследуются когнитивные, образовательные и социально-эмоциональные функции.
После завершения письменного отчета оценщик встречается с родителями, чтобы просмотреть результаты и обсудить предложенные рекомендации.
Что делает подход Yale Medicine к психологической оценке уникальным?
Программа психологической и образовательной оценки предоставляет широкий спектр услуг по тестированию детей школьного возраста и молодежи в Коннектикуте и столичном регионе Нью-Йорка, включая всестороннюю оценку детей в начальной, средней и старшей школе.
Детский учебный центр имеет давнюю репутацию лидера в исследованиях развития детей и новатора в разработке программ, которые предоставляют семьям дополнительную помощь, включая лечение психических заболеваний и поддержку в обучении, в которой могут нуждаться их дети.
Наша команда по оценке состоит из высококвалифицированных врачей, которые увлечены тем, что помогают детям преодолевать препятствия и раскрывать свой потенциал. Как исследователи, мы изучаем и оцениваем эффективность новых методов лечения; в клинических условиях мы работали с некоторыми из самых сложных и сложных ситуаций, развивая уникальную перспективу и уровень знаний, которые приносят пользу всем детям, которых они видят.
Государственные школы и другие учреждения часто направляют детей и подростков со сложными медицинскими и психическими проблемами в Детский учебный центр, потому что они ценят актуальность и всесторонность наших оценок. Еще одним преимуществом работы с нами является быстрый доступ к другим сервисам. Например, если ребенку необходимо посетить других специалистов, мы можем согласовать эти консультации.
Являясь выдающимся исследовательским центром, специализирующимся на развитии детей, Детский учебный центр использует современные, научно обоснованные методы тестирования, чтобы обеспечить целостное представление о ребенке. Мы также даем возможность родителям действовать от имени своего ребенка. Например, наши врачи часто сопровождают родителей на школьные собрания, чтобы помочь им отстаивать образовательные потребности своего ребенка.
Институт детского разума | Преобразование жизни детей
Lo sentimos, la página que usted busca no se ha podido encontrar. Puedeintar су búsqueda-де-Нуэво или Visitar ла Lista де Темас Populares.
ТРАВМА И ГОРЬ
Многоязычные ресурсы по травмам
Получите доступ к бесплатным ресурсам по травмам, чтобы помочь детям и подросткам рассказать об эпизодах насилия или стихийных бедствий.
Получить ресурсы
Страхование для семей в Нью-Джерси
В поддержку нашей миссии по улучшению доступа к психиатрической помощи Институт детского разума сотрудничает в создании Fort Health, поставщика услуг телемедицины, который принимает страховку в штате Гарден.
Узнать больше
Наше влияние
Помощь нашим учителям в помощи нашим детям
Институт детского разума предоставляет учителям инструменты и ресурсы для поддержки своих учеников наиболее полезным и эффективным способом.
Узнать больше
Преобразование психического здоровья детей
Институт детского разума призван изменить жизнь детей и семей, борющихся с психическим здоровьем и расстройствами обучения, путем оказания им помощи, необходимой им для процветания.
Мы — ведущая независимая некоммерческая организация в области психического здоровья детей, работающая в трех областях, которые работают вместе для достижения большего эффекта: уход, образование и наука.
Подробнее о нас
Уход в Институте детского разума
Наши клиницисты ежегодно обеспечивают лечение тысячам детей в соответствии с золотыми стандартами, основанное на фактических данных, через наши клинические центры и школьные программы:
icon-checkmarkКлинические центры в Нью-Йорке и районе залива Сан-Франциско
icon-checkmarkПоддерживается за плату за обслуживание, при наличии финансовой помощи
Узнать больше о медицинском обслуживании Записаться на прием
Узнать об уходе
Образование в Институте детского разума
Ежегодно мы предоставляем бесплатные материалы миллионам семей и обучаем сотни педагогов, чтобы больше детей получали необходимую им помощь: информационные кампании по снижению стигмы
icon-checkmarkИнструментарий и тренинги для педагогов в малообеспеченных сообществах
Семейный ресурсный центр Школьные и общественные программы
Изучение образования
Наука в Институте детского разума
Наши исследователи и инженеры выявляют причины психических расстройств и нарушений обучаемости, чтобы разработать революционные методы лечения завтрашнего дня: галочка
Ключевые инициативы включают Healthy Brain Network, MatterLab и обмен данными по визуализации мозга при аутизме
Explore Science
Исследовать науку
Ways to Give
Поддержка психического здоровья детей
Помогите нам изменить жизнь детей, борющихся с психическим здоровьем и расстройствами обучения.