Познание в психологии это: Познание – Гуманитарный портал

Тема №1: Проблема изучения познания в психологии

Тема №1: Проблема изучения познания в психологии

ИВ 3 октября 2012

Познание — это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется (У. Найссер, 1967)

Содержание лекции (2.10.12):

Человек как субъект деятельности и субъект познания. Общая характеристика познавательной сферы человека. Собственно познавательные (специфические) и универсальные («сквозные») познавательные процессы.

Проблема целостности познания. Психические процессы и функции. Понятие «образа мира».

Классическая и современная традиции исследования познания в психологии. Классическое понимание познания. Познание как свойство сознания отражать окружающий мир. Представление о познании в современной психологии. Познание как акт знания. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. «Когнитивная революция» в психологии. Компьютерная метафора. «Машина Тьюринга». Тест Тьюринга. «Китайская комната». Вычислительный подход и когнитивная наука.

Познание как многокомпонентная система переработки информации. Блоки переработки информации. Модель памяти Д. Нормана и Н. Во (1965). Многокомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина (1968).

Вопросы для обсуждения (семинар 9.10.12):

  1. Общая характеристика познавательной сферы человека. Познание и познавательные процессы.
  2. Проблема целостности познания. Понятие «образа мира».
  3. Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний. Компьютерная метафора. Информационный, когнитивный и вычислительный подходы в психологии.
  4. Структурно-блочный подход к описанию познания: общая характеристика многокомпонентной модели памяти.

 Литература

Основная:

  1. Когнитивная психология: история и современность.
    Хрестоматия. Под ред. М.Фаликман, В. Спиридонова. М., 2011. С. 11-19 (Миллер) (3).
  2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 127-130 (4).
  3. Общая психология. Тексты. Том 1 «Введение». М., 2001. С. 531-541 (Леонтьев), 542-546 (Леонтьев) (2), 554-559 (Петухов) (1).

Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 54-65,  260-270 (3).
  2. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 498-500, 502-503 (3), 150-160 (4).
  3. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 508-546 (Аткинсон) (4).

🔥71

  • 2-й курс
  • Второе высшее
  • общая психология
  • познавательные процессы
  • познание
  • Общая психология

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

Чувственное познание

Чувственное познание — это познание, осознание истинно предметного (принадлежащего как внешнему, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или неопосредственно с помощью «внутреннего» чувства. Чувственное познание реализуется через ряд функций.

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Классификация ощущений основывается на свойствах раздражителей, вызывающих ощущения, и свойствах рецепторов, на которые действуют раздражители. На основании пяти основных органов чувств выделяют пять видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Ощущения имеют как свои специфические свойства, так и общие. К общим относятся качество ощущения, интенсивность ощущения, продолжительность ощущения и пространственная локализация. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности данного анализатора. Верхним порогом чувствительности анализатора называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Ощущения связаны с процессами восприятия.

Восприятие — это процесс отображения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет во всей совокупности его свойств. Важнейшие свойства восприятия — предметность, константность, структурность, целостность и осмысленность. Предметность выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к внешнему же миру (явление объективации). Константность восприятия — это способность перцептивной системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п., несмотря на то, что окружающие объекты в разные моменты времени поворачиваются к воспринимающему их человеку разными сторонами. Целостность обеспечивает человеку восприятие целостного образа предмета, а не совокупности различных ощущений. С целостностью связана структурность, человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Осмысленность восприятия связана с тем, что человек сознательно воспринимает предмет, т.е. мысленно называет его, а значит, относит воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов. Свойства восприятия подробно исследовались гештальт-психологией. Восприятие, в отличие от ощущения, является активным процессом, оно зависит не только от свойств объекта, воздействующего на органы чувств, но и от особенностей субъекта. Восприятие зависит от прошлого опыта человека, от его установок, эмоций, убеждений. Физиологической основой восприятия, согласно И.П. Павлову, является система внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Российский ученый И.М. Сеченов (1829—1905) объяснял восприятие ассоциацией зрительных, кинестетических и других ощущений. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Двигательные ощущения в разной степени участвуют во всех видах восприятия. Другая классификация восприятий — по лежащей в их основе форме существования материи: пространства, времени, движения. Выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Также следует различать адекватное восприятие реальности и иллюзии (неадекватное восприятие). Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Нейропсихофизиолог И.А. Бернштейн (1896—1966) полагал, что отображение внешнего пространства обеспечивается механизмами нервной системы и существует несколько уровней такого отображения. На начальных уровнях структура психического пространства является жестко связанной с системой координат собственного тела, она воспроизводит преимущественно положение и направленность тела в поле тяготения. На следующем уровне (уровне пространственного поля) психическое пространство выходит за пределы координат собственного тела и воспроизводит характеристики объективированного физического пространства.

Это уровень отображения трехмерности объектов внешнего мира. На самых высших уровнях иерархии психических программ доминирующей становится их топологическая структура, а не метрическая. Большое значение исследователи придают восприятию третьего измерения (восприятию глубины). По мнению П.И. Зинченко (1903—1969), важнейшим компонентом любого восприятия являются моторные процессы; восприятие можно рассматривать как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия.

Внимание — это направленность и сосредоточенность субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте — внутреннем образе, внешнем предмете, рассуждении и т.п. Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Под направленностью внимания понимают выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбор определенного вида психической активности; также в понятие направленности входит сохранение избранного вида активности на определенный промежуток времени; под сосредоточенностью — углубленность в деятельность, связанную с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность — с углубленностью в занятие.

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге (1858—1921), французским психологом Т. Рибо (1839—1916) и рядом других исследователей. Физиологической основой внимания служит ориентировочная реакция. Выделяют три основных вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Существует четыре основные группы причин, вызывающих непроизвольное внимание. Первая — интенсивный внешний раздражитель (громкий крик, яркий свет). Вторая группа причин связана с соответствием внешних причин внутреннему состоянию человека (внимание голодного человека привлечет запах пищи и даже разговор о еде). Третья группа причин связана с общей направленностью личности, внимание человека привлекает то, что входит в сферу его интересов.

К четвертой группе причин относят чувства, которые вызывает в человеке соответствующий раздражитель (наше внимание привлекает то, что вызывает у нас приятные ощущения). Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, связано с речью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания связан с волей человека и был выработан в процессе трудовых усилий. Приняв решение заняться каким-либо видом деятельности, человек может сосредоточиться на нем, направляя свое внимание даже на то, что ему неинтересно. Согласно теории Л.С. Выготского произвольное внимание формируется у ребенка в процессе его общения со взрослым. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а потом и в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Кроме двух основных видов Н.Ф. Добрынин (1890—1981) выделил еще и послепроизвольное (постпроизвольное) внимание.
Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «втягивается» в работу, и его внимание поддерживается содержанием и процессом деятельности. В современной психологии производится экспериментальное исследование внимания. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

  1. избирательность внимания;
  2. объем внимания, определяемый количеством «одновременно» отчетливо воспринимаемых объектов;
  3. переключаемость внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому;
  4. концентрация внимания, которая определяется степенью сосредоточенности человека на объекте;
  5. устойчивость внимания, определяемая длительностью концентрации внимания на объекте.

Эмоция (от франц. emotion — волнение, от лат. emovio — потрясаю, волную) — реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний. Эмоциональный — относящийся к чувству, продиктованный чувством. У немецкого философа Н. Гартмана (1882—1950) человек также ведомый стремлением. Эмоциональное мышление — мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

Под эмоциями подразумевается переживание своего отношения к себе, к другим людям, к окружающей действительности. Эмоции сообщают о личностной значимости того или иного события и позволяют мобилизовать энергию организма. Русский ученый П.В. Симонов (р. 1926) считал, что эмоции возникают у человека в результате дефицита или избытка информации. Различают положительные эмоции (интерес, радость, удивление), а также отрицательные эмоции (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Эмоции могут быть различными по длительности и силе (настроение, увлечение, страсть, аффект и др.)

Стереотипы восприятия

В начале Первой мировой войны в немецкой печати сложилась своеобразная форма подачи материала. Публиковались фотографии с короткими или развернутыми подписями, носящими характер комментария. Снимки воспроизводили картины военных действий, мучений солдат, попавших в плен, сцены грабежа и пыток. Эти материалы произвели огромное впечатление на общественное мнение, вызвали гнев различных слоев населения. Читатели полагали, что имеют дело с правдивой, неопровержимой информацией. Но неожиданно выяснилось, что эти сообщения не соответствуют действительности. Снимки не были какой-либо инсценировкой и воспроизводили картины подлинных событий. Однако подписи к ним строились с расчетом на преднамеренную фабрикацию общественного мнения. Текст зачастую состоял из лживых обвинений, заведомых провокаций. Например, сцена захоронения солдат подавалась как картина изощренных пыток и т.д.

Ведущие психологи перешли к интенсивному исследованию самого механизма внушения, стремясь понять, почему воздействие печати на людей оказалось столь эффективным, почему разум индивида не проявляет чудодейственной критической способности, а, напротив, становится беспомощным перед искушениями массовой пропаганды, какова цена человеческой разумности, если она не создает заслона против клеветы?

Ответы на эти вопросы попытался дать известный американский социолог и психолог Уолтер Липпман. В его исследовании «Общественное мнение» (1922) особое место занимают социально-психологические образования — стереотипы. Введя это понятие в психологию, Липпман назвал стереотипами «предвзятые мнения», которые управляют решительно всем процессом восприятия мира, создавая широкий спектр представлений от «истинного индекса до неопределенной аналогии».

Стереотип — это упрощенное представление о процессе, реальности, конкретной группе людей или отдельном человеке. Эти образования часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными, обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное число людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений.

Липпман полагал, что между человеком и его окружением возникает мир превратных представлений — псевдоокружение. Это окружение достаточно «плотно», и если поведение не представляет собой практического действия, а является мыслью и эмоцией, то может пройти много времени, прежде чем станет заметным разрыв в ткани фиктивного мира. Реальный человек и его образ в сознании других людей неадекватны. Восприятие других «отягощено» стереотипами.

Понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные черты, которые создают определенный образ человека. Имидж обычно относительно целостен. Но в то же время многослоен, создается из разных слагаемых. Образ человека складывается из его телесности, внешнего облика, психологических свойств и социальных задатков. Мы воспринимаем не только человека, но и целые культуры стереоти-пизированно. Например, образ негра в общественном сознании Америки приобрел различные модификации. То его изображали в виде добродушного, близкого к природе, «естественного» человека, то в образе агрессивного насильника, то в роли ленивого, неспособного к полноценной общественной работе субъекта, то в качестве полноценного гражданина США, занимающего ключевые позиции в социальном организме.

Виды и свойства внимания

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Детерминанты вынужденного внимания лежат, предположительно, в видовом опыте организма. Поскольку научение в этой форме внимания играет незначительную роль, ее называли врожденной, естественной или инстинктивной. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекают громкие звуки, яркий свет, сильные боли и едкие запахи, резкие вкусы, холод и жар, интенсивные толчки и надавливания. Так, даже если мы чем-то заняты, удар грома, взрыв, выстрел и вой сирены неминуемо обратят наше внимание на себя. Вечером на улице мы невольно замечаем светящиеся вывески ресторанов, вспышки рекламных стендов и надписей, ярко освещенные витрины и блестящие предметы, выставленные в них. В магазинах нам может, как говорится, ударить в нос запах кофе или корицы, духов, краски или мыла. Застольную беседу прерывают чрезмерно горячая пища, боль в зубе, избыток соли или горчицы. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды на ночном небосклоне, порхающую бабочку и муравья, ползущего по ноге. В толпе, пытаясь привлечь внимание знакомого, мы машем ему рукой. Говорят, что опытные бойцы на фронте, выглядывая из окопов, поднимают и опускают голову очень медленно. Ритмичное повторение слабого стимула также может привлечь внимание. Нам мешает заснуть капающий кран, муха, бьющаяся о стекло, и мышь, тихо грызущая корку хлеба. С другой стороны, внимание привлекает внезапное, новое, неожиданное и странное — все, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Так, мы замечаем остановку едва слышного тикания часов, новые ботинки или прическу коллеги, высокого человека в толпе, одинокое дерево на поляне, тишину после обильного снегопада. В плане мысли и воображения к событиям и состояниям вынужденного внимания относят догадку, внезапно пришедшую в голову, навязчивые идеи ипохондриков, переживание горя, любовные страдания и сексуальные фантазии. Диапазон и сила чувств, испытываемых человеком в случаях вынужденного внимания, довольно велики. Если субъект сопротивляется отвлечению, то внимание сопровождается удивлением и неудовольствием. Если же намеренно или по обыкновению он остается пассивным, погружаясь в процесс переживаний, то характер эмоций определяется содержанием объекта внимания. Привлечение внимания может перейти в развлечение, доставляющее в одних случаях удовольствие и наслаждение, в других же — отвращение и ужас, а иногда в амбива-лентную1 смесь того и другого. В пределе наступает состояние пассивной абсорбции2, при которой субъект полностью и самозабвенно как бы сливается с объектом мысли или восприятия, растворяясь в нем и покорно подчиняясь его течению. Внешняя и внутренняя деятельность уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Некоторые авторы считают эту форму внимания первичной или низшей. По мнению психолога П.Ф. Каптерева (1849—1922), в таком состоянии пребывает наголодавшийся младенец, когда сосет грудь матери, и ребенок более старшего возраста, который долго и пристально смотрит на пламя свечи или светящиеся угли в печке. У взрослых же оно наступает при сильном страдании и наслаждении. П.Ф. Каптерев пишет:

Такое внимание есть однопредметное, без всякой примеси анализа и сопоставлений и заключается в простом переживании известного состояния со всецелым погружением в него. Человек весь уходит в переживание положения и более ничего не делает, ни о чем не думает, не только о постороннем переживаемому состоянию, но даже и о том, что переживает, что поглотило его внимание.

Вторая разновидность непроизвольного внимания определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Внимание этого вида можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей и представлений, его вызывающих, здесь сравнительно невелики, могут быть редуцированы полностью, необязательны для всех людей вообще и для данного индивида в разное время. В отличие от стимулов вынужденного внимания, которые, по выражению американского психолога Э. Титченера (1867—1927), берут наше сознание штурмом, объекты невольного внимания как бы проскальзывают в фокальную область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса, люди или животные; мужчины замечают женщин, и наоборот. При голоде и жажде человеку невольно бросаются в глаза вывески и витрины продовольственных магазинов, кафе и ресторанов. Объекты невольного внимания, хотя бы ненадолго, возбуждают какие-то постоянные интересы субъекта, отвлекая его от выполнения текущих дел и обязанностей. Длительное и устойчивое состояние невольного внимания обеспечивается и подкрепляется стабильными интересами, которые философы и классики психологии называют страстями. Сферы действия страстей и соответствующие объекты невольного внимания образуют и поставляют войны, политические интриги, любовные и родительские отношения, игры, охота, мода, алкогольные напитки и кулинария. В исключительных случаях рождения гениев страстью становится занятие определенной деятельностью, продукты которой оказываются значимыми и полезными для всего человечества.

Третью разновидность непроизвольного внимания — внимание привычное одни авторы считают следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же — формой, переходной к нему. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими и предшествующими, в том числе целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность. Так, водитель, сев за руль автомобиля, готов к восприятию дорожных знаков и событий, которые могут произойти на шоссе и тротуарах. В этих случаях иногда говорят о профессиональном внимании, подчеркивая необходимое участие произвольного внимания в прошлом, когда данная установка, навык или умение с трудом складывались или формировались. Обычным примером (помимо волн) срабатывания привычного внимания является ответ на вопрос, что будут замечать во время совместной прогулки на лоне природы разные специалисты. Геолог увидит разломы скальных пород, внимание ботаника привлечет редкое растение, энтомолог заметит какую-нибудь мушку, а философ или психолог, возможно, ничего.

Вынужденное, невольное и привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне фокального сознания субъекта. В этом смысле непроизвольное внимание определяют как пассивное. Его субъективные условия закреплены в виде психофизиологических установок, отчасти врожденных, отчасти трансформированных или сложившихся заново по ходу научения и приспособления индивида к природной и социальной среде.

Источники внимания произвольного целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо — отличительная черта всех случаев произвольного внимания. Однако реализация этого намерения происходит при различных условиях. В зависимости от характера этих условий и, шире, от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют несколько его разновидностей.

Следующая разновидность произвольного внимания — внимание выжидательное. Его значение и специфика исследовались преимущественно в области психологии восприятия; в ситуациях, когда испытуемый предупрежден о появлении объекта и должен заранее подготовиться к его опознанию. Некоторые авторы отрицают существование такой формы внимания; другие же, напротив, утверждают, что именно при отсутствии объекта восприятия самостоятельный статус и определенная функция внимания могут быть установлены и показаны наиболее убедительным и ярким образом (Pyle, 1909). Волевой характер выжидательного внимания человека проступает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых задач на бдительность, когда испытуемому приходится отвечать как можно быстрее на каждое из сравнительно редких и кратковременных появлений малозаметной цели. Мучительное усилие и напряжение выжидательного внимания совершаются кратковременными толчками или волнами, каждая из которых продолжается не более нескольких секунд. В паузах между ними наступает или полное бездействие, или переход к непроизвольному вниманию — привычному при благоприятных условиях и невольному при отвлечениях.

Особые виды внимания описаны в практиках медитации, «умной» молитвы и психотерапии. В отличие от вышеуказанных, стихийно складывающихся типов внимания они требуют специальной личностной подготовки, системы изощренных и длительных упражнений и опираются на ряд строгих предписаний. Одна группа техник медитации предполагает развитие способности концентрации на одном, неважно каком, объекте мысли или восприятия. Другая же, напротив, требует полной открытости сознания. Последний вид внимания получил название обнаженного (bare), поскольку подразумевает непрерывное, бесстрастное и бездумное наблюдение любых содержаний сознания без каких-либо задержек и реакций (Голдстейн, 1993; Epstein, 1990). Отмечается сходство этой культивированной разновидности интеллектуального внимания с вниманием психоаналитика в процессе клинической беседы и с вниманием пациента в ситуации отчета свободных ассоциаций. В обычной жизни подобное состояние непреднамеренной констатации может возникнуть у усталого пассажира автобуса, когда он бездумным и неподвижным взором скользит по пролетающим мимо деревьям, домам, витринам и вывескам магазинов.

Психологические закономерности памяти

Термин по-разному трактуется в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех трактовок:

  1. функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы упорядочиваем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью;
  2. система хранения, с помощью которого воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и краткосрочная память, используются для обозначения временного интервала хранения;
  3. информация, которую мы фактически запоминаем, т. е., обладаем памятью о неких событиях.

Изучение процессов запоминания и забывания позволило психологам разработать ряд методик для понимания или улучшения работы памяти в практических ситуациях. Мнемонические методы можно с успехом использовать для запоминания простых задач, например для заучивания списка имен.

Психическая саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии видов саморегуляции она имеет определенную структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решение о необходимости и характере корректировки деятельности.

Знания в области психологии, основанные на исследованиях: какова их дополнительная ценность для практикующего врача?

. 2014 декабрь; 48 (4): 365-83.

doi: 10.1007/s12124-014-9275-1.

Ян Смедслунд 1 , Ли Росс

принадлежность

  • 1 Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния, США.
  • PMID: 25087162
  • DOI: 10.1007/с12124-014-9275-1

Ян Смедслунд и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2014 Декабрь

. 2014 декабрь; 48 (4): 365-83.

дои: 10.1007/s12124-014-9275-1.

Авторы

Ян Смедслунд 1 , Ли Росс

принадлежность

  • 1 Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния, США.
  • PMID: 25087162
  • DOI: 10.1007/с12124-014-9275-1

Абстрактный

Это эссе отражает продолжающийся диалог между клиницистом, разбирающимся в основных психологических исследованиях и теориях, и социальным психологом, имеющим опыт как исследователя, так и участника прикладных начинаний в различных областях, о «приростной ценности» знаний, основанных на исследованиях, то есть его ценность выше той, что обеспечивается другими источниками знаний, доступными практикующему врачу. Эти источники включают знания о потребностях и стратегиях выживания всех людей, а также знания как о конкретных жизненных обстоятельствах тех, кому нужно помочь, так и знания о языке и культуре. Предлагаются примеры из клинической практики первого автора в сочетании с принципиальными аргументами о недоопределенности и случайности обобщений, основанных на исследованиях. В качестве опровержения второй автор приводит примеры, возможно, полезных открытий, особенно те, которые служат исправлением предубеждений в непрофессиональной психологии (особенно неоправданного «диспозиционизма») и широко распространенных недостатков в суждениях и принятии решений (в частности, Канеман и Тверски о «теории перспективы»). Оба автора согласны с ценностью стратегии лечения «бриколеров», которая опирается на тщательное внимание к специфике рассматриваемого случая и избегает универсального применения теории и предшествующих исследований, и оба согласны с тем, что результаты исследований более полезны для прогнозирования поведения и разработки стратегий вмешательства, применимых к группам и большим выборкам отдельных лиц, а не к отдельным субъектам. Заключительное обсуждение сосредоточено на необходимых критериях и стратегиях повышения полезности лабораторных и полевых исследований для практикующего врача.

Похожие статьи

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • [Предложение по реформированию обучения психологов во Франции и в Европейском Союзе].

    Бушар Дж.П. Бушар Дж. П. Энцефал. 2009 фев; 35(1):18-24. doi: 10.1016/j. encep.2007.11.008. Epub 2008 2 апр. Энцефал. 2009. PMID: 19250989 Французский.

  • Качественное исследование.

    Тенни С., Брэннан Дж. М., Брэннан Г. Д. Тенни С. и др. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 29262162 Бесплатные книги и документы.

  • Переосмысление одаренности и одаренного образования: предлагаемое направление движения вперед, основанное на психологической науке.

    Суботник РФ, Ольшевски-Кубилиус П., Уоррелл ФК. Суботник РФ и др. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2011 Январь; 12(1):3-54. дои: 10.1177/1529100611418056. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2011. PMID: 26168418

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Почему психология не может быть эмпирической наукой.

    Смедслунд Дж. Смедслунд Дж. Integr Psychol Behav Sci. 2016 июнь;50(2):185-95. doi: 10.1007/s12124-015-9339-x. Integr Psychol Behav Sci. 2016. PMID: 26712604

  • Теории деятельности и онтология психологии: изучение датского и российского опыта.

    Маммен Ю., Мироненко И. Маммен Дж. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2015 декабрь; 49 (4): 681-713. doi: 10.1007/s12124-015-9313-7. Integr Psychol Behav Sci. 2015. PMID: 26001990 Обзор.

  • Оценка исследования зависит от его концептуализации.

    Таммик В. Тамик В. Integr Psychol Behav Sci. 2014 декабрь; 48 (4): 384-92. doi: 10.1007/s12124-014-9282-2. Integr Psychol Behav Sci. 2014. PMID: 25199564

использованная литература

    1. Ланцет. 1995 6 мая; 345 (8958): 1131-4 — пабмед
    1. Proc Natl Acad Sci U S A. 2011 Aug 2;108(31):12653-6 — пабмед
    1. Квалифицированное здравоохранение Saf. 2003 г., 12 августа (4): 304-11; обсуждение 311-2 — пабмед
    1. J Abnorm Psychol. 1969 июнь; 74 (3): 271-80 — пабмед
    1. Наука. 21 ноября 2003 г .; 302 (5649): 1338-9 — пабмед

термины MeSH

A Description of Psychology: Exploring the Modern Field

Наиболее точное описание психологии поможет будущим специалистам определить свои карьерные цели. Тем не менее важно признать исторические события, которые эффективно сформировали дисциплину. В то же время они также должны быть в курсе событий, происходящих в настоящее время в этой области, потому что будущее психологии будет основано на сегодняшних исследованиях. Изучая следующие описания психологии — прошлое, настоящее и будущее — начинающие профессионалы могут узнать о текущих и будущих приложениях психологии.

Что такое психология?

В широком смысле психология — это наука о поведении и разуме. В целом научная дисциплина психологии может быть разделена на множество различных специализаций, наиболее заметными из которых являются следующие:

  • Клиническая — Применение науки и теории психологии для лечения психических заболеваний и инвалидности
  • Когнитивный — изучение внутренних психических процессов для понимания того, как люди думают, учатся и общаются
  • Развитие — исследование того, как человеческий разум развивается в течение жизни человека
  • Судебно-медицинская экспертиза — применение психологии для расследования преступного поведения
  • Здоровье — оценка того, как на физическое здоровье влияют определенные психологические факторы
  • Профессиональная деятельность — Получение информации о том, как профессионалы работают над улучшением методов ведения бизнеса в организации
  • Социальное — Изучение того, как люди могут влиять на психологию окружающих

Узнать больше

История психологии

Хотя сейчас психология является довольно известной научной дисциплиной, она имеет удивительно скромные корни. Психология стала классифицироваться как настоящая академическая дисциплина только в 1875 году, когда профессор Уильям Джеймс учредил первый формальный курс психологии в Соединенных Штатах в Гарвардском университете. Вскоре после этого, в 1878 г., Дж. Стэнли Холл стал первым американцем, получившим степень доктора психологии. Затем Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.в Германии, и психология стала изучаться в международном масштабе. До этого психология академически рассматривалась как ментальная философия, а не как собственная лабораторная наука. К 1892 году у Холла было достаточно коллег, чтобы основать Американскую психологическую ассоциацию, профессиональную организацию, предназначенную для облегчения взаимодействия между американскими психологами.

Время шло, опытные умы проводили обширные исследования, чтобы раскрыть реальность человеческого поведения и внутреннюю работу человеческого разума. Вот несколько примеров выдающихся психологов и краткие характеристики их профессиональных достижений:

Иван Павлов. Павлову приписывают разработку концепции «классического обусловливания» в 1906 году. Это процесс обучения, в котором используются стимулы окружающей среды и стимулы естественного происхождения, чтобы вызвать специфическую реакцию у человека, даже если используется только один стимул. настоящее время.

Карл Юнг. Юнг добился большого количества профессиональных достижений за свою карьеру, но в основном известен как основатель аналитической психологии, в которой он обсуждал различия личностей и изучал бессознательное.

Жан Пиаже. Пиаже посвятил свою карьеру изучению когнитивной психологии у детей. Он наиболее известен определением четырех стадий когнитивного развития, теории, используемой для определения общей способности ребенка думать и рассуждать.

Карл Роджерс. Роджерс помог основать множество теорий гуманистической психологии благодаря своему изучению личности, которая включает в себя представления и убеждения, которые делают человека таким, какой он есть.

Абрахам Маслоу. Самая известная теория Маслоу сосредоточена на изучении мотивации человека. В этом исследовании он определил «иерархию потребностей», которая по сути представляет собой список из пяти потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы быть счастливыми.

Как психологи изучают разум?

В наши дни психология признана во всем мире уважаемой областью изучения. Поскольку так много академических институтов, частных организаций и государственных органов работают над тем, чтобы узнать больше о том, как работает человеческий разум, в последние годы было разработано много новых и инновационных методов исследования. Сложный аспект психологии заключается в том, что мысли, воспоминания и сны неосязаемы — их нельзя наблюдать и изучать. Вместо этого психологи должны разрабатывать и проверять свои гипотезы, почти полностью основанные на человеческом поведении, которое они наблюдают.

Вооружившись своими знаниями о человеческом поведении, психологи задают вопросы, собирают данные и создают теории или предлагают определенный курс действий на основе того, что они наблюдали в данных. Результаты этих исследований затем передаются профессиональным организациям. Как только обнаруживается, что процедура часто приводит к положительным изменениям в поведении клиентов, другие психологи могут применять эту процедуру, продвигая практику.

Как выглядит будущее психологии?

Знатоки психологии ожидают, что нейронауки и молекулярная биология станут гораздо более важными для клинической психологии. Хотя сегодняшние психологические исследования могут включать использование технологии нейровизуализации для наблюдения за мозгом, когда он обрабатывает мысли, эта технология еще далеко не полностью реализовала свой потенциал. Хотя неясно, какую именно пользу принесут эти инструменты, будущее психологии, вероятно, будет связано с открытием более практических применений оборудования для нейровизуализации в области психологии, таких как использование нейровизуализации для лучшего понимания когнитивных расстройств.

Глубокая стимуляция мозга — еще один пример передовой технологии, которая в настоящее время имеет мало применений, но может стать важным инструментом для улучшения психического здоровья пациентов. Глубокая стимуляция мозга — это процесс, в котором используются электроды для доставки контролируемых разрядов в определенные области мозга. Исследователи считают, что этот процесс помогает стимулировать выработку различных химических веществ в мозгу, но наука, стоящая за этим, не совсем конкретизирована. Поэтому ожидается, что в будущем стимуляция мозга станет гораздо более точной и эффективной. В целом, будущее психологии, вероятно, будет в большей степени зависеть от передовых технологий, а образованные психологи будут собирать доказательства, подтверждающие ценность многообещающих клинических процедур.

Психология — это постоянно развивающаяся область исследований. Для начинающих профессионалов получение степени бакалавра психологии является наиболее эффективным способом получить глубокие знания о человеческом поведении. По окончании обучения эти специалисты могут быть готовы эффективно использовать исследования и анализ для оценки мышления других людей. Выполнив все требования к образованию и обучению, эти преданные своему делу выпускники могут продолжить изучение различных профессиональных профессий, от клинической психологии до маркетинговых исследований.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts