Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Прокурор разъясняет
- 10 декабря 2021, 13:08
10 декабря отмечается День прав человека. Права человека и их закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 года
Текст
Поделиться
4 декабря 1950 года на пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря —
История данного события связана с тем, что во время Эпохи Просвещения (17-18 века) стали процветать идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.
Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.
Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Был необходим Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности.
10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Всеобщая декларация прав человека (резолюция 217 А (III), рекомендованная для всех стран-членов ООН.Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди.
Декларация состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами..
Всеобщая декларация прав человека содержит перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран.
Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер, она лишь провозглашает «общие достижения всех народов и наций», поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Однако необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что документ разрабатывался и принимался в период, когда идеалы демократии, гуманизма и уважения прав человека не были достоянием всего мирового сообщества, в связи с чем, Декларация предлагалась как некий стандарт для развития внутригосударственного законодательства государств в сфере обеспечения прав человека. Содержащийся же в ней каталог основных прав и свобод человека призван играть роль образца для конкретного перечня прав, реализацию которых должны обеспечивать государства в рамках национальной юрисдикции. И, несмотря на то, что за это время государства присоединились к внушительному числу международных договоров в области прав человека и таким образом связали себя договорными обязательствами, Декларация остаётся основным международным документом, представляющим собой своего рода ориентир, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.
Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, т. е. на неё можно ссылаться при защите своих прав и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Коротко остановимся на содержании Всеобщей декларации прав человека:
1) в Декларации устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;
2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»;
3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательством государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.
Декларация включает гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права .
Исходя из положений ст. 1, «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласно Декларации к неотъемлемым гражданским правам и свободам человека относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3).
В ст. 4 устанавливается свобода от рабства — «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Статья 5 запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание.
Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7).
«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (ст.
В первую группу прав и свобод входят также положения, касающиеся гарантий правосудия: право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8).
«Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9).
Каждый человек для установления обоснованности -предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10).
Человек имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).
К гражданским правам Декларация относит также право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 6).
Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).
Он имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это касается преследования за политические убеждения и действия (ст. 14)
Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство (ст. 15).
К гражданским правам относятся также право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества (ст. 17).
Каждый человек пользуется свободой мысли, совести и религии (ст. 18).
В число политических прав, провозглашаемых Декларацией входят: свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), свобода убеждений и выражения их (ст. 19). Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).
В Декларации нашли отражение также экономические, социальные и культурные права. К ним относят право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы.
Каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23).
Декларация фиксирует право на отдых, на образование, право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе (ст. 24, 26, 27).
Составной частью этих прав является право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).
Всеобщая декларация прав человека обращает внимание и на то, что каждый человек должен
Кроме того, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:
а) должного признания и уважения прав и свобод других;
б) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).
Декларация получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на неё. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла своё отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.
В 1950 году Организация Объединённых Наций учредила праздник — День прав человека, отмечаемый ежегодно в день принятия Всеобщей декларации прав человека.
В дальнейшем на основе Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.
С полным текстом Всеобщей декларации прав человека 1948 года можно ознакомиться на официальном сайте Организации объединённых наций: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Источники:
Старший помощник
прокурора республики
по правовому обеспечению
И.Г. Машкова
10 декабря отмечается День прав человека. Права человека и их закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 года
4 декабря 1950 года на пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря — День прав человека.
История данного события связана с тем, что во время Эпохи Просвещения (17-18 века) стали процветать идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.
Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.
Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Был необходим Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности.
10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Всеобщая декларация прав человека (резолюция 217 А (III), рекомендованная для всех стран-членов ООН.
Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди.
Декларация состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами..
Всеобщая декларация прав человека содержит перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран.
Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер, она лишь провозглашает «общие достижения всех народов и наций», поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Однако необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что документ разрабатывался и принимался в период, когда идеалы демократии, гуманизма и уважения прав человека не были достоянием всего мирового сообщества, в связи с чем, Декларация предлагалась как некий стандарт для развития внутригосударственного законодательства государств в сфере обеспечения прав человека. Содержащийся же в ней каталог основных прав и свобод человека призван играть роль образца для конкретного перечня прав, реализацию которых должны обеспечивать государства в рамках национальной юрисдикции. И, несмотря на то, что за это время государства присоединились к внушительному числу международных договоров в области прав человека и таким образом связали себя договорными обязательствами, Декларация остаётся основным международным документом, представляющим собой своего рода ориентир, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.
Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, т. е. на неё можно ссылаться при защите своих прав и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Коротко остановимся на содержании Всеобщей декларации прав человека:
1) в Декларации устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;
2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»;
3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательством государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.
Декларация включает гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.
Исходя из положений ст. 1, «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласно Декларации к неотъемлемым гражданским правам и свободам человека относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3).
В ст. 4 устанавливается свобода от рабства — «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Статья 5 запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание.
Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7).
«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (ст. 12).
В первую группу прав и свобод входят также положения, касающиеся гарантий правосудия: право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8).
«Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9).
Каждый человек для установления обоснованности -предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10).
Человек имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).
К гражданским правам Декларация относит также право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 6).
Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).
Он имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это касается преследования за политические убеждения и действия (ст. 14)
Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство (ст. 15).
К гражданским правам относятся также право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества (ст. 17).
Каждый человек пользуется свободой мысли, совести и религии (ст. 18).
В число политических прав, провозглашаемых Декларацией входят: свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), свобода убеждений и выражения их (ст. 19). Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).
В Декларации нашли отражение также экономические, социальные и культурные права. К ним относят право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы.
Каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23).
Декларация фиксирует право на отдых, на образование, право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе (ст. 24, 26, 27).
Составной частью этих прав является право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).
Всеобщая декларация прав человека обращает внимание и на то, что каждый человек должен нести обязанности перед обществом.
Кроме того, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:
а) должного признания и уважения прав и свобод других;
б) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).
Декларация получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на неё. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла своё отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.
В 1950 году Организация Объединённых Наций учредила праздник — День прав человека, отмечаемый ежегодно в день принятия Всеобщей декларации прав человека.
В дальнейшем на основе Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.
С полным текстом Всеобщей декларации прав человека 1948 года можно ознакомиться на официальном сайте Организации объединённых наций: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Источники:
Старший помощник
прокурора республики
по правовому обеспечению
И.Г. Машкова
Журнал международного права и международных отношений. — 2008. — № 4
- Электронная библиотека БГУ
- Факультет международных отношений
- НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Журнал международного права и международных отношений — 2008
- Журнал международного права и международных отношений. — 2008. — № 4
Issue Date Author Title Subject
Журнал международного права и международных отношений. — 2008. — № 4.
Главный редактор: Андрей Селиванов
Редакционный совет:
Александр Шарапо (председатель)
Владимир Астапенко
Сергей Балашенко
Юрий Бровка
Алексей Данильченко
Юлианна Малевич
Людмила Палова
Сергей Решеников
Сергей Солодовников
Виктор Шадурский
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Электронной библиотеки БГУ (www. elib.bsu.by) обязательна.
Collection’s Items (Sorted by Submit Date in Descending order): 1 to 18 of 18
Preview | Issue Date | Title | Author(s) |
---|---|---|---|
2009 | Международный трансфер технологий и его влияние на экспорт Республики Беларусь | Руденков, Владимир Михайлович; Аксень, Эрнест Маврициевич; Кривенкова, Ирина Викторовна | |
2009 | Внешнеэкономическая стратегия государства в условиях глобализации мировой экономики: опыт Китайской Народной Республики | Данильченко, Алексей Васильевич; Калинин, Дмитрий Станиславович; Ху Цзунь Жун | |
2009 | Доклад Верховного комиссара ООН по делам беженцев | — | |
2009 | Об участии белорусской делегации в 59-й сессии Исполнительного комитета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев | Матус, Сергей Александрович | |
2009 | Предпосылки и барьеры развития туристского обмена между Республикой Беларусь и Польшей | Хомич, Светлана Александровна; Бекта, Мартин | |
2009 | Проблемы структурно-функционального анализа современных международных конфликтов и кризисов | Миронов, Виктор Владимирович; Атанесян, Артур Владимирович | |
2009 | Японо-китайское соперничество в странах «третьего мира» на современном этапе | Витковский, Святослав Мечиславович | |
2009 | Участие Великобритании и Франции в реализации социальной политики ЕС в 1972—2007 гг. | Гурина, Марина Васильевна | |
2009 | Обеспечение прав иностранцев при их интеграции в испанское общество | Слижева, Олеся Викторовна | |
2009 | Становление словацкого государства (1989—1992 гг.) | Мравикова, Хелена | |
2009 | К вопросу о деятельности Белорусской ССР в Международной организации труда: итоги первого пятилетия | Свилас, Светлана Францевна | |
2009 | Туристская политика в расширенном Европейском союзе | Гайдукевич, Леонид Михайлович | |
2009 | Политика ФРГ в отношении Литвы, Латвии и Эстонии (1991—1998 гг. ) | Фрольцов, Владислав Валерьевич | |
2009 | Правовая природа транснациональных корпораций | Шевцова, Ольга Игоревна | |
2009 | Эволюция организационно-правовых форм международного сотрудничества в области спутниковой электросвязи на современном этапе | Адамов, Илья Николаевич | |
2009 | Проблемы реституции культурных ценностей в рамках сотрудничества стран СНГ | Король, Эдуард Леонтьевич | |
2009 | Реституция культурных ценностей как реализация культурных прав человека | Пашкевич, Ольга Васильевна | |
2009 | К вопросу о правовом статусе Всеобщей декларации прав человека и ее влиянии на правотворческий и правоприменительный процессы | Зыбайло, Алла Ивановна |
Collection’s Items (Sorted by Submit Date in Descending order): 1 to 18 of 18
Subscribe to this collection to receive daily e-mail notification of new additionsDiscover
Author
- 1 Адамов, Илья Николаевич
- 1 Аксень, Эрнест Маврициевич
- 1 Атанесян, Артур Владимирович
- 1 Бекта, Мартин
- 1 Витковский, Святослав Мечиславович
- 1 Гайдукевич, Леонид Михайлович
- 1 Гурина, Марина Васильевна
- 1 Данильченко, Алексей Васильевич
- 1 Зыбайло, Алла Ивановна
- 1 Калинин, Дмитрий Станиславович
- . next >
Subject
- 16 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
- 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Государство и…
- 5 ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. О…
- 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Политика и по…
- 3 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. исто…
- 3 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Комплексные п…
- 3 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Экономика и э…
- 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Кул…
- 2 ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. О…
- 1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология
- . next >
Date issued
- 18 2009
Type
- 18 Article
К вопросу о правовом статусе Всеобщей декларации прав человека и ее влиянии на правотворческий
международное право — к 60-летию Всеобщей декларации прав человека
Алла Забайло
Автор:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Рецензенты:
Тиковенко Анатолий Герасимович — доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Республики Беларусь
Старовойтов Олег Михайлович — кандидат юридических наук, заместитель директора по учебной работе юридического колледжа Белорусского государственного университета
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека в рамках «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Как отметил в своем выступлении в прениях при обсуждении доклада Третьего комитета Генеральной Ассамблеи представитель Эквадора г-н Каррера Андраде, «после нескольких веков политической борьбы, которая велась ради объединения человечества, наконец, наступил решительный момент — выработан документ, в котором 58 государств выразили единство мыслей и стремлений в области основных прав человека. На развалинах, оставшихся после Второй мировой войны, человек вновь зажег неугасимое пламя цивилизации, свободы и права» [18].
Всеобщая декларация прав человека — первый универсальный международно-правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на Земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека.
В рамках данной статьи мы попытаемся дать оценку правовой природы этого документа, а также выявить степень его признания в правотворческой и правоприменительной практике государств, хотя бы в той мере, в которой можно вести речь о придании ему статуса норм обычного права. Данные вопросы прямо или косвенно затрагивались в трудах российских (В. Карташкин [8], И. Лукашук [13; 14], Р. Мюллерсон [15]) и белорусских ученых (Л. Павлова [17]), а также зарубежных авторов (Х. Ханнум [20], В. Ягавик [21]).
Идея создания декларации о правах человека опиралась на демократические, культурные традиции прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законодательстве передовых государств. Поэтому Всеобщая декларация прав человека была создана в короткие сроки. При этом в ней не были забыты ни один принцип, ни одна норма в области права и свобод человека, которые составляют золотой фонд гуманистических ценностей.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека воспроизводится положение, впервые сформулированное Великой хартией вольностей 1215 г., провозглашенное впоследствии Декларацией независимости США 1776 г.: если закон, права и вольности не соблюдаются, народ имеет право на восстание; свержение правительства, попирающего права человека, — не только право, но и обязанность народа. Выражено это положение в Декларации следующим образом: «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения» [2, с. 1].
Признание виновным лица лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, «надлежащая правовая процедура», презумпция невиновности и другие гарантии неприкосновенности личности, свобода слова, печати, религии, право покидать свою страну и возвращаться в нее, право на петиции, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека — эти и другие права впервые были изложены в Великой хартии вольностей 1215 г., развиты в английском Билле о правах 1689 г., Habeas Corpus Act 1679 г., Декларации независимости США 1776 г., американском Билле о правах 1791 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую толчок развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства.
Хотя многие из прав, провозглашенных Декларацией, уже давно известны человечеству, в ней были закреплены и права, появившиеся сравнительно недавно, например право на труд и на отдых, на достаточно высокий жизненный уровень и на социальное обеспечение. Эти права сформировались в XIX в. и получили свое развитие в XX в. в качестве основы современного демократического строя, исходящего из посылок, что мир в человеческом обществе зависит от благоденствия отдельных людей; существует тесная взаимосвязь человека, государства и мирового порядка; поэтому, если человек будет жить в мире и будет материально обеспечен, мир и благополучие будут существовать на всем земном шаре.
Всеобщая декларация содержит широкий перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социально-экономические и культурные права. Однако основные принципы и нормы «первого поколения» прав человека — гражданских и политических — уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демократических правовых государств. Ряд статей о правах человека к моменту принятия Декларации уже вошли в конституции некоторых государств — членов ООН (например, Сирии). Данный факт придает дополнительную силу Декларации и показывает, что этот международный документ исходит не из утопии, а из реальных политических условий.
Вскоре после принятия Декларации развернулась дискуссия о ее статусе. Причем вопрос этот затрагивался и при обсуждении проекта Декларации. Например, делегация Советского Союза предлагала после статьи 30 проекта Декларации включить новую статью следующего содержания: «Перечисленные в настоящей Декларации права и основные свободы человека и гражданина обеспечиваются законами государств. Всякие нарушения или ограничения этих прав, прямые или косвенные, являются нарушением настоящей Декларации и несовместимы с высокими принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций». Председатель Генеральной Ассамблеи на итоговом заседании 10 декабря 1948 г. отметил, что Декларация — это всего лишь первый этап, так как она не является конвенцией, налагающей на различные государства обязательство соблюдать и осуществлять на деле основные права человека; в ней нет положений о проведении ее принципов в жизнь, но, несмотря на это, она представляет собой важный шаг вперед в великом процессе развития [18].
Поскольку в тот период демократические права и свободы не были достоянием всего мира, содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, принятая в качестве резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предлагала всем государствам каталог прав и свобод человека в качестве образца, стандарта для развития внутригосударственного законодательства в этой области «с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией» [2, с. 2]. Провозглашенная задача, как и условия, необходимые для ее достижения, не теряют своей актуальности и сегодня, через 60 лет после принятия Декларации.
Сегодня большинство стран связаны обязательствами по одному или нескольким многосторонним договорам, касающимся защиты прав человека. Однако наличие подобных договорных обязательств не уменьшает значения Всеобщей декларации: она по-прежнему остается основным источником глобальных стандартов прав человека.
Общие принципы, закрепленные в Декларации, наполняются различным конкретным содержанием в контексте отдельной цивилизации. Как показали итоги согласования государствами текста Декларации, нельзя пытаться навязать силой свои стандарты прав человека иной культурной общности.
Рассматривая вопрос о значении Всеобщей декларации прав человека, нельзя не коснуться весьма распространенной точки зрения о том, что с течением времени ее юридическая природа подверглась трансформации. Нередко утверждается, что к настоящему моменту положения Декларации превратились в нормы международного обычного права [7, с. 17] и она стала, таким образом, обязательной для всех государств.
Однако, как отмечал в свое время известный советский ученый Р. Мюллерсон, в таком подходе больше просматриваются благие намерения, нежели строго юридический подход. Конечно, существует проблема объема обязательств по правам человека для государств, не участвующих в соглашениях по правам человека. В этой ситуации было бы предельно просто объявить, что для них действуют в качестве обычных норм положения Всеобщей декларации. Между тем, для того чтобы рассматривать все нормы Декларации в качестве общепризнанных норм международного обычая, необходимо доказать наличие всеобщей практики государств в этих вопросах, а также существование opinio juris.
Считая, что подходить к этому вопросу следует более дифференцированно, Р. Мюллерсон выдвигал собственную концепцию, согласно которой лишь некоторые положения Всеобщей декларации могут быть признаны общеобязательными. В составленный им список прав, которые обязаны обеспечить всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, государства независимо от их участия в соответствующих международных договорах, вошли: право на жизнь, свобода от геноцида, апартеида и других форм расовой или национальной дискриминации, свобода от пыток и рабства [12, с. 33—34].
С подобной трактовкой состава общепризнанных норм по правам человека едва ли можно согласиться. Помимо названных, к числу обязательных для государств следует отнести так называемые абсолютные права, т. е. права, которые, согласно статье 4 Пакта о гражданских и политических правах, не подлежат никаким ограничениям даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой [13, с. 45—46].
Наконец, существует точка зрения, что общеобязательный характер Всеобщая декларация приобрела в 1960 г. в связи с принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Очевидно, что эта резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая единогласно, является нормоустанавливающей. А в пункте 7 указанной Декларации установлено, что «все государства должны строго и добросовестно соблюдать положения Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и настоящей Декларации…» [3, с. 100]. Судя по всему, такой взгляд на правовую природу Всеобщей декларации является обоснованным.
Не вызывает сомнений тот факт, что принципы, первоначально рассматривавшиеся международным сообществом всего лишь как цели или устремления, могут со временем развиться в нормы, имеющие обязательную силу, — если их примут в качестве норм международного обычного права (определение международного обычая, данное в ст. 38 Статута Международного суда ООН, в качестве обязательного компонента требует доказательства «общей практики, признанной в качестве правовой нормы» [19, с. 91]). Для доказательства наличия нормы международного обычного права требуется установить наличие четко выявляемой государственной практики и одновременно подтвердить, что государства признают эту практику обязывающей, т. е. имеющей обязательную силу.
После принятия Всеобщей декларации процесс ее признания проходил весьма активно как на международном, так и на национальном уровнях. На международном уровне Декларация стала отправной точкой, а затем и ядром всей системы универсальных международных актов по правам человека, принятых в рамках ООН (около 200 документов), правовым ориентиром и стандартом для десятков и сотен региональных и двусторонних международных договоров, составивших в совокупности разветвленную систему принципов и норм, определяющих виды и содержание прав и свобод человека, а зачастую и порядок их реализации и механизм защиты. На нее ссылаются как универсальные международные конвенции (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.), так и региональные соглашения (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г.).
Значение Декларации неоднократно подчеркивалось в заключительных актах и итоговых документах международных совещаний и конференций. В хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г. подтверждается, что «в области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека». «Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития» [6, с. 641]. Венская декларация и Программа действий Конференции по правам человека 1993 г., «подтверждая свою приверженность целям и принципам, содержащимся в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека», подчеркивают, что «Всеобщая декларация для всех народов и всех государств является источником вдохновения и представляет собой основу для Организации Объединенных Наций в деле достижения дальнейшего прогресса в установлении стандартов, содержащихся в действующих договорах по правам человека…» [1, с. 201, 202].
Вопрос о статусе Декларации затрагивался, по крайней мере косвенным образом, в ряде решений и консультативных заключений Международного суда. Принцип, согласно которому нормы международного обычного права могут накладывать на государства юридические обязательства по защите прав человека, был определен уже в одном из первых разбираемых Судом дел. При рассмотрении вопроса об оговорках к Конвенции о геноциде Суд отметил, что «принципы, положенные в основу Конвенции о предотвращении геноцида, представляют собой принципы, которые даже без всяких договорных обязательств признаны цивилизованными нациями как имеющие обязательную силу для государств» [12, с. 23].
При рассмотрении Судом вопроса о присутствии Южной Африки в Намибии (Юго-Западная Африка) именно на Всеобщей декларации основывался вице-председатель Суда Аммун в своих выводах о том, что право на равенство представляет собой обязывающую норму обычного права: «В Консультативном заключении 1971 г. учитывалась осведомленность Суда о Всеобщей декларации прав человека… Хотя положения Всеобщей декларации и не имеют обязательной силы, проистекающей из международного договора…, они могут обязывать государства на основе обычая, соответствующего смыслу параграфа 1(b) статьи 38 Статута Суда.., так как составляют кодификацию обычного права… или так как они приобрели силу обычая через общую практику, принятую в качестве нормы права» [12, с. 102]. Принятие Судом подхода судьи Аммуна было спустя десятилетие подтверждено в деле о заложниках. В своем решении Суд констатировал: «Незаконным образом лишать людей свободы и подвергать их физическим стеснениям в условиях лишений само по себе явно несовместимо с принципами Устава ООН, а также с основными принципами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека» [12, с. 136].
Отдельные судьи Международного суда ООН ссылались на Всеобщую декларацию и в других случаях, причем в каждом из них — в поддержку своего заключения о нарушении того или иного основного права или принципа.
Закономерным был и обратный процесс — воздействие демократических правовых идей и положений международных документов о правах человека на развитие национального законодательства. Во внутреннем праве различных стран Декларация воплощалась в виде прямых ссылок на ее положения или непосредственного включения последних в тексты конституций; в отражении ее главных статей в национальном законодательстве; в прямых ссылках на ее положения при истолковании судами национального законодательства и соответствующих норм международного права.
Так, в послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были в широком объеме представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные гражданские и политические права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина. Буржуазные конституции «второй волны», принятые в 1970-е гг. в Греции, Португалии, Испании, закрепили еще более развернутую систему прав и свобод человека. Декларация получила признание и в конституционном законодательстве большинства новых независимых государств, возникших после краха колониальных систем (Того, Сенегал, Мадагаскар) и распада социалистических федераций (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Молдова). Причем многие конституции практически дословно воспроизвели ее основные положения.
В Конституции Республики Беларусь содержится специальный раздел: «Личность, общество, государство», где закрепляются права и свободы граждан, провозглашенные Всеобщей декларацией в трактовке пактов о правах человека 1966 г. Особый статус международных стандартов прав и свобод человека в Республике Беларусь подтверждается статьей 21 Конституции: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. .. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами» [10, с. 8]. В Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (чч. 1 и 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации) [11, с. 17] (курсив наш. — А. З.).
Как отмечал В. Ягавик, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием» [21, p. 160]. В этом отношении особый интерес представляют Конституции Португалии, Румынии, Испании, каждая из которых требует от судов своего государства толковать конституционные нормы так, чтобы они не противоречили Всеобщей декларации прав человека.
Показательной является и практика национальных судов, которые используют положения Декларации для трактовки прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве, и выявления их нарушения [17, с. 10]. Объяснение особого места Декларации в деятельности судов видится в двух обстоятельствах. Во-первых, ее содержание — права человека — затрагивает саму суть судебной деятельности. Во-вторых, всеобщее признание ее содержания превратило его в общепризнанные нормы международного права и даже в «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями» в смысле статьи 38 Статута Международного суда ООН.
Как пишет профессор Х. Ханнум, в национальных судах Всеобщая декларация может использоваться по-разному. В системе, в которой нормы международного права имеют прямую применимость, например в Австрии или Танзании, Декларация может выступать в качестве правовой нормы, прямо обязывающей суд принять то или иное решение, если только будет установлено, что она является источником или отражением обычного международного права. Декларация может использоваться и при интерпретации договорного или внутреннего права или при обжаловании действий и решений, как это происходит, к примеру, в Бельгии, Индии и США. В ней можно видеть ориентир политики правительства, с которой суд должен (или может) считаться: например, во многих странах суды обязаны везде, где это возможно, интерпретировать внутренние законодательные акты таким образом, чтобы они не противоречили международным обязательствам или принципам внешней политики. Наконец, суды, разумеется, могут явно или молчаливо отвергать применимость Декларации во внутреннем праве; в таких случаях зачастую ссылаются на чисто политический характер Декларации; на то, что она не обладает исполнительной силой, или на верховенство национального законодательства [20].
Несмотря на некоторую непоследовательность в судебных решениях, в них довольно четко просматриваются два принципиальных положения: 1) сама по себе Всеобщая декларация, как и иные резолюции Генеральной Ассамблеи, не создает норм международного права и поэтому не подлежит применению судами; 2) в ней могут содержаться принципы международного права и даже «принципы, присущие любому правовому порядку», которые в качестве таковых подлежат применению судами. В таком случае резолюция выступает не как источник международного права, а как авторитетное изложение соответствующих правовых норм.
В большинстве случаев суды предпочитают обходить вопрос о юридическом статусе Декларации и о том, в каком качестве она ими используется. Но иногда суды совершенно четко определяют свою позицию. В 1949 г. Специальный кассационный суд Голландии отверг претензию обвиняемого на то, что процесс должен идти на основе Всеобщей декларации прав человека. По мнению суда, Декларация «не была предназначена быть обязательным международным актом» и поэтому не должна приниматься во внимание при принятии решения. В других решениях голландских судов был определен статус Декларации и других резолюций Генеральной Ассамблеи в международном праве и в национальном праве страны. Решение Верховного Суда от 7 ноября 1984 г. исходит из того, что Декларация не может пониматься как решение международной организации в смысле статьи 93 Конституции страны, поскольку такого рода резолюции Генеральной Ассамблеи не опираются на право принимать обязательные для Нидерландов решения. Декларация основана на праве давать рекомендации, которое предоставлено Генеральной Ассамблее Уставом ООН, поэтому суд не может отходить от закона, ссылаясь на Декларацию [14, с. 23].
Тем не менее, положения Декларации нашли широкое отражение в позитивном международном и национальном праве, а также в судебной практике, которая в общем придает им большое значение. Профессор И. Лукашук в этой связи приводит решение суда г. Таранто (Италия) 1954 г. по делу Товт. В нем, в частности, отмечалось: «Не обладая обязательной силой норм права, положения Декларации, тем не менее, представляют собой руководящие принципы высочайшей моральной ценности» [13, c. 187]. Суд отметил отсутствие у Декларации именно «обязательной силы норм права», а не обязательной силы вообще.
Другим путем обоснования применения судом положений резолюций Генеральной Ассамблеи является, как уже отмечалось, признание за ними статуса общепризнанных норм международного права или «общих принципов права, признанных цивилизованными нациями».
Так, например, согласно статье 10 Конституции Италии, ее правопорядок согласуется с общепризнанными нормами международного права [9, с. 245]. В области прав человека итальянские суды придерживаются относительно широкого толкования этого предписания, признавая, что Всеобщая декларация «с точки зрения итальянского внутреннего права нечто большее, чем простая декларация намерений. Напротив, она определяет общий правовой принцип, который следует считать частью нашего права…» [20]. Римский суд в своем решении от 2 июня 1958 г. определил содержащиеся во Всеобщей декларации положения как «общепризнанные нормы международного права», подлежащие применению в соответствии со статьей 10 Конституции Италии [13, с. 186]. А в решении по делу «Министерство внутренних дел против Кемали» (1962 г.) Кассационный суд в Риме квалифицировал Всеобщую декларацию прав человека как нечто «большее, чем декларация о намерениях с точки зрения итальянского внутреннего права». По мнению суда, речь идет об «общих принципах права, которые должны рассматриваться как ставшие частью нашего права» [13, с. 188]. В данном случае суд использовал резолюцию как доказательство международной правомерности национального закона и признал ее положения частью права страны на том основании, что они являются общими принципами права. Аналогичный подход присущ и судам других стран.
США до последнего времени не ратифицировали большинство международных договоров, касающихся защиты прав человека, и поэтому для американских истцов, оспаривавших судебные или административные решения, главным источником правопритязаний служили наряду с Конституцией нормы международного обычного права. В результате в судах США на Всеобщую декларацию ссылались, пожалуй, чаще, нежели в любых других. Однако вопрос о том, обладает ли сама по себе Всеобщая декларация обязательной силой в США, по-прежнему служит предметом споров.
Как правило, суды предпочитают избегать непосредственного применения положений Декларации. На нее ссылаются как на доказательство существования той или иной нормы, а также в обоснование решений, подтверждающих конкретное право, гарантируемое национальной конституцией или законами.
Таков опыт применения Всеобщей декларации Конституционным Судом Республики Беларусь, часто использующим ее положения при определении соответствия белорусского законодательства Конституции и международным стандартам в области прав человека. Например, в мотивировочной части заключений от 27 ноября 1997 г. № З-60/97 [4, с. 34] и от 1 июня 1999 г. № З-79/99 [5, с. 16] Конституционный Суд ссылался соответственно на статьи 22 и 23 Всеобщей декларации прав человека.
Велико влияние Декларации на развитие прав человека в мире. Именно в этом плане следует понимать принятие Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1950 г. резолюции, в которой она призвала все государства и заинтересованные организации день провозглашения Декларации — 10 декабря — ежегодно отмечать как День прав человека.
В рамках данной статьи мы остановились на многих факторах, обусловливающих всеобщее признание Декларации на современном этапе. В итоге следует констатировать, что сложившаяся к настоящему времени государственная практика еще не позволяет обоснованно утверждать, что Декларация в целом признана в качестве документа обычного права. Однако почти ни одно государство прямо не отвергло принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации, и она составляет сегодня важнейшую часть Международного билля о правах человека. Более того, вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что многие положения Декларации сегодня действительно отражают нормы обычного международного права. Но сколько-нибудь определенные выводы о статусе любого положения Всеобщей декларации по отношению к международному обычному праву невозможны без всестороннего обследования государственной практики и исчерпывающего анализа каждого из прав, сформулированных во Всеобщей декларации.
Тем не менее, как бы мы ни рассматривали Всеобщую декларацию: как совокупность норм обычного права как таковую или всего лишь как доказательство существования обычая, вклад ее в содержание таких норм очевиден.
Литература
1. Венская декларация и Программа действий Конференции по правам человека 1993 г. // Право быть человеком: Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993). Тематич. сб. Минск, 1996. С. 201—204.
2. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: сб. междунар. договоров. Нью-Йорк: ООН, 1989. С. 1—8.
3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1998. С. 99—100.
4. Заключения и отдельные решения Конституционного Суда Республики Беларусь. 1997—1998 гг. Минск, 1999.
5. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь. 1999 — июль 2000 гг. Минск, 2000.
6. Заключительный акт СБСЕ // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1998. С. 641—645.
7. Карташкин, В. А. Вступительная статья // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1998. С. 5—30.
8. Карташкин, В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
9. Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада: учеб. пособие / сост. В. В. Маклаков. М., 1996. С. 245—248.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). Минск: Амалфея, 2007.
11. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1997.
12. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного суда ООН. 1948—1991. Нью-Йорк: ООН, 1993.
13. Лукашук, И. И. Международное право в судах государств. М., 1993.
14. Лукашук, И. И. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в практике судов государств // Государство и право. 1993. № 7. С. 22—28.
15. Мюллерсон, Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
16. Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996.
17. Павлова, Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. 1998. № 5. С. 5—13.
18. Продолжение обсуждения проекта Всеобщей декларации прав человека: докл. Третьего комитета: док. ООН А/777 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: http://www.un.org/Depts/dhl/landmark/pdf/a-pv183r.pdf. Дата доступа: 04.11.2008.
19. Статут Международного суда // Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. Нью-Йорк: ООН, 2001. С. 71—104.
20. Ханнум, Х. Статус Всеобщей декларации прав человека во внутреннем и международном праве [Электронный ресурс] // Институт прав человека. Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter8.htm. Дата доступа: 10.11.2008.
21. Yagawick, W. Hong Kong and the International Politic of Human Rights // Human rights in Hong Kong. Hong Kong, 1992. P. 158—163.
Всеобщая декларация прав человека
Узнайте о Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций и роли Элеоноры Рузвельт в ее создании.
Последнее обновление:
Чтение
Английский — США
- История
- Социальные науки
- Холокост
- Права человека и гражданские права
Узнайте больше об истории Всеобщей декларации прав человека из нашего справочника «Основные свободы».
Основные свободы: Элеонора Рузвельт и Всеобщая декларация прав человека…
Узнайте больше об истории Всеобщей декларации прав человека из нашего справочника «Основные свободы».
Основные свободы: Элеонора Рузвельт и Всеобщая декларация прав человека …
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней изложены основные права и свободы, на которые имеют право все люди.
Разрушения Второй мировой войны пробудили международное стремление к миру. Он также призвал к созданию системы принципов, которые могли бы обеспечить защиту основных прав и достоинства человека. Элеонора Рузвельт, вдова президента Франклина Делано Рузвельта, была одним из первых американских делегатов в ООН. Давний активист от имени меньшинств, женщин, рабочих и беженцев, Рузвельт стал председателем Комиссии ООН по правам человека. Она работала с небольшой группой представителей из стран всего мира, чтобы определить наиболее важные универсальные права и закрепить их в официальном документе. 10 декабря 1948, она призвала Генеральную Ассамблею ООН одобрить Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ):
Одобряя Декларацию сегодня, чрезвычайно важно, чтобы мы четко помнили об основном характере документа. Это не договор; это не международное соглашение. Он не является и не претендует на то, чтобы быть изложением закона или юридического обязательства. Это Декларация основных принципов прав и свобод человека, которая должна быть утверждена Генеральной Ассамблеей путем официального голосования ее членов и служить общим стандартом для всех народов всех стран.
Сегодня мы стоим на пороге великого события как в жизни Организации Объединенных Наций, так и в жизни человечества. Эта Всеобщая декларация прав человека вполне может стать международной Великой хартией вольностей для всех людей во всем мире. Мы надеемся, что его провозглашение Генеральной Ассамблеей станет событием, сравнимым с провозглашением Декларации прав человека французским народом в 1789 году, принятием Билля о правах народом Соединенных Штатов и принятием сопоставимые декларации в разное время в других странах.
В то время, когда существует так много вопросов, по которым нам трудно прийти к общему согласию, важным фактом является то, что 58 государств достигли такого большого согласия в сложной области прав человека. Это следует рассматривать как свидетельство нашего общего стремления, впервые провозглашенного в Уставе Организации Объединенных Наций, поднять людей повсюду к более высокому уровню жизни и к большему наслаждению свободой. За этой Декларацией стоит стремление человека к миру. Осознание того, что вопиющее нарушение прав человека нацистскими и фашистскими странами посеяло семена последней мировой войны, придало импульс работе, которая сегодня приближает нас к моменту достижения. . . .
Эта Декларация основана на том духовном факте, что человек должен иметь свободу для развития своего полного роста и посредством общих усилий поднять уровень человеческого достоинства. Нам предстоит многое сделать, чтобы в полной мере реализовать и гарантировать права, изложенные в этой Декларации. Но представить их нам при моральной поддержке 58 стран будет большим шагом вперед. 1
Организация Объединенных Наций одобрила декларацию, но работа комиссии была выполнена лишь частично. Всеобщая декларация прав человека, по словам Рузвельта, «скажет народам мира: «Вот что, как мы надеемся, права человека могут означать для всех людей в грядущие годы». который будет оформлен в виде договора, который будет представлен народам мира». Каждая страна, ратифицировавшая договор, «была бы обязана изменить свои законы во всех случаях, когда они не соответствовали пунктам, содержащимся в договоре». 2 Комиссия полагала, что договор может быть выработан в ближайшие несколько лет, но эта надежда оказалась слишком оптимистичной. Работа по защите прав человека во всем мире остается постоянной борьбой.
- 1Из Элеоноры Рузвельт, «О принятии Всеобщей декларации прав человека», в «Великих речах американских женщин», изд. Джеймс Дейли (Минеола, Нью-Йорк: Довер, 2008 г.), 128–29.
- 2Из речи Элеоноры Рузвельт «Борьба за права человека», произнесенной 28 и 19 сентября.48, в Париже, Франция, доступно в American Rhetoric, по состоянию на 26 июня 2016 г.
Инфографика ВДПЧ
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней изложены основные права и свободы, на которые имеют право все люди.
Кредит:
Лицом к лицу с историей и самим собой
Вопросы по подключению
- Чем ВДПЧ отличается от международного соглашения или «формулировки закона»?
- Каким образом Всеобщая декларация прав человека была ответом на прошлое? Каким образом это налагало ответственность на будущие поколения?
- Существуют ли индивидуальные права человека, которые имеют приоритет над политикой или декларациями любой нации? Существуют ли общественные потребности, которые могут иметь приоритет над правами личности?
- Что должно произойти, чтобы идеалы, выраженные во Всеобщей декларации прав человека, стали реальностью?
- Идея о том, что существует набор «универсальных» прав для людей во всем мире, остается спорной. Полный текст Всеобщей декларации прав человека можно найти в Интернете. Соответствуют ли права, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека, всем разнообразным культурам и системам верований по всему миру? Какими правами, по вашему мнению, должны пользоваться все люди?
Больше подобных Учебные ресурсы Обучение и события
Использование стратегий из «Facing History» похоже на пробуждение.
— Клаудия Баутиста, Санта-Моника, Калифорния,
ЮНЕСКО и Всеобщая декларация прав человека
Когда в конце Второй мировой войны вслед за Международной комиссией интеллектуального сотрудничества была создана ЮНЕСКО, она исходила из убеждения, что интеллектуальная и нравственная солидарность человечества, уважение справедливости и прав человека необходимо для прочного мира.
В Статье I Устава Организации в качестве первой цели указывается вклад в поддержание «… мира и безопасности путем содействия сотрудничеству между народами посредством образования, науки и культуры в целях содействия всеобщему уважению справедливости, верховенства права и прав человека и основных свобод».
Центральное место универсальных ценностей прав человека в мандате ЮНЕСКО объясняет ее раннюю приверженность разработке Всеобщей декларации прав человека.
В 1947 г. ЮНЕСКО создала комитет по теоретическим основам прав человека, в который вошли ведущие интеллектуалы, философы и политологи. Цель Комитета заключалась в изучении философских основ прав человека, чтобы выявить сближение между различными культурами и школами мысли и тем самым облегчить разработку Всеобщей декларации прав человека.
Политикам и ученым, таким как Мохандас Ганди или Олдос Хаксли, была разослана анкета с целью узнать их мнение об идее Декларации. Главный вывод итогового доклада заключался в том, что, несмотря на культурные различия, государства-члены Организации Объединенных Наций разделяют приверженность «праву на жизнь, свободную от навязчивого страха бедности и незащищенности».
ЮНЕСКО была первым агентством ООН, которое признало специальной резолюцией сразу после принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948, что это имеет очевидные последствия во всех сферах деятельности Организации – образовании, естественных, социальных и гуманитарных науках, культуре, коммуникации и информации. В то же время он обязался как можно шире распространять информацию о Всеобщей декларации посредством программ массовой коммуникации и учебных материалов в школах, а также включить ее в соответствующие программы ЮНЕСКО.
Права каждого и везде
В системе ООН пять конкретных прав находятся в непосредственной компетенции ЮНЕСКО:
- Право на образование — статья 26
Образование лежит в основе миссии ЮНЕСКО и ЦУР. Это расширяющее права право, которое позволяет детям и взрослым выбраться из нищеты и в полной мере участвовать в жизни общества.
Право на образование гласит, что начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Продвигая статьи Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), учебные программы должны укреплять уважение к правам и основным свободам.
В качестве ключевого принципа, лежащего в основе Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и ЦУР 4, право на образование признано важным инструментом для содействия интеграции, а также экономическому, социальному и культурному развитию.
Подробнее…
- Право на участие в культурной жизни — Статья 27
Доступ к культуре и возможность пользоваться ею, не опасаясь последствий, являются необходимыми условиями для обеспечения права на участие в культурной жизни.
Культурная жизнь проявляется в повседневном общении, самовыражении и традициях. Языковые и религиозные меньшинства не должны быть лишены права на участие в культурной жизни ни по какой причине.
Подробнее…
- Право пользоваться результатами научного прогресса — статья 27
Право на участие в научном прогрессе и его преимуществах начинается с инклюзивного обучения, которое поощряет участие в проведении научных исследований.
Людей из маргинализированных сообществ следует поощрять к участию в научном прогрессе, который приносит пользу как их сообществу, так и широкой общественности. Чтобы гарантировать, что все получают выгоду от научного прогресса, необходимо свободно обмениваться информацией, а инновации должны беспрепятственно распространяться в обществе.
Подробнее…
См. также: Рекомендация ЮНЕСКО по науке и научным исследователям
- Право на свободу мнений и их свободное выражение — Статья 19
Право на общение — это фундаментальное право человека, которое лежит в основе самой сути демократии и является ключевым фактором реализации других прав. Государствам запрещено ограничивать свободу слова и убеждений, и они обязаны защищать право на свободу мнений и их свободное выражение.
Он «включает право беспрепятственно придерживаться своих мнений и искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
За последние 10 лет было убито не менее 827 журналистов. На рисунке показана степень риска выражения мнений и распространения информации.
Подробнее…
- Право на воду и санитарию
Право на питьевую воду и санитарию необходимо для полноценной жизни. В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН официально признала право на безопасную и чистую питьевую воду и санитарию правом человека.
Ассамблея выразила глубокую обеспокоенность по поводу 884 миллионов человек, не имеющих доступа к безопасной питьевой воде, и более чем 2,6 миллиарда человек, не имеющих доступа к базовым санитарно-техническим средствам, что составляет 40% населения мира. Отсутствие доступа к воде ежегодно убивает больше детей, чем СПИД, малярия и корь вместе взятые.
Для преодоления серьезных кризисов в области человека и окружающей среды ЮНЕСКО считает доступ к воде и санитарии «необходимым условием для реализации ряда других прав человека, таких как права на жизнь, достоинство, здоровье, питание и адекватный уровень жизни». жизни и образования».
Подробнее…
См. Также: День прав человека, 10 декабря 9003 г.
Глобальная свобода выражения мнений | Система ООН по правам человека
Всеобщая декларация прав человека
Международный пакт о гражданских и политических правах
Международный пакт об экономических и культурных правах
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Конвенция о правах инвалидов
Мягкое право (рекомендации, декларации или принципы)
Международные механизмы
Специальные процедуры
Всеобщая декларация прав человека
Соответствующие положения:
Статья 19:
Каждый человек имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Место/дата заключения: Париж, 10 декабря 1948 г.
Юридическая ссылка: Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), UNGA Рез. 217 А (III) (1948).
Международный пакт о гражданских и политических правах
Соответствующие положения:
Статья 19:
- Параграф 1:
Каждый имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. - Пункт 2 :
Каждый имеет право на свободу выражения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм или любыми другими средствами по своему выбору. - Пункт 3:
Осуществление прав, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, влечет за собой особые обязанности и ответственность. Поэтому на него могут распространяться определенные ограничения, но они должны быть только такими, которые предусмотрены законом и необходимы: (a) для уважения прав или репутации других лиц; b) для защиты национальной безопасности или общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения.
Артикул 20:
- Пункт 1:
Любая пропаганда войны запрещена законом. - Пункт 2 :
Любая пропаганда национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющая собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещается законом.
Место/дата заключения: Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.
Вступление в силу: 23 марта 1976 г.
Статус: Подписанты: (74) Стороны: (168)
Юридическая ссылка: Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) 999 U.N.T.S. 171 и 1057 У.Н.Т.С. 407, вступил в силу 23 марта 1976 года.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Соответствующие положения:
Статья 1:
- Параграф 1:
Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 2:
- Пункт 2:
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Место/дата заключения: Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года
Вступление в силу: 03 января 1976 г.
Статус: Подписантов: (70) Сторон: (164)
Юридическая ссылка: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) 993 U.N.T.S. 3, вступила в силу 3 января 1976 г.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Соответствующие положения:
Статья 5:
- дискриминации во всех ее формах и гарантировать право каждого, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, на равенство перед законом, в частности, в пользовании следующими правами: . . . vii) право на свободу мысли, совести и религии; (viii) Право на свободу мнений и их свободное выражение. . .
Место/дата заключения: Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.
Вступление в силу: 4 января 1969 г.
Статус: Подписанты: (87) Стороны: (177)
Ликвидация всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) 660 U.N.T.S. 195, 5 И.Л.М. 352 (1966), вступила в силу 4 января 1969 г.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Соответствующие положения:
Статья 3:
- Государства-участники принимают во всех областях, в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все надлежащие меры, включая законодательные, для обеспечения полного развития и улучшение положения женщин с целью гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами.
Место/дата заключения: Нью-Йорк, 18 декабря 1979
Вступила в силу: 03 сентября 1981 г.
Статус: Подписантов: (99) Сторон: (189)
Юридическая ссылка: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979) 1249 У.Н.Т.С. 13, 19 И.Л.М. 33 (1980), вступила в силу 3 сентября 1981 г.
Конвенция о правах инвалидов
Соответствующие положения:
Статья 21:
инвалиды могут осуществлять право на свободу выражения мнений и мнений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими и посредством всех форм общения по своему выбору, как это определено в статье 2 настоящего Конвенции, в том числе:
(a) Предоставление инвалидам информации, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, соответствующих различным видам инвалидности, своевременно и без дополнительных затрат;
(b) Принятие и облегчение использования жестового языка, шрифта Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных средств, режимов и форматов общения по их выбору лицами с ограниченными возможностями при официальном общении;
c) настоятельно призвать частные организации, предоставляющие услуги населению, в том числе через Интернет, предоставлять информацию и услуги в доступных и удобных для использования форматах для инвалидов;
d) поощрение средств массовой информации, в том числе поставщиков информации через Интернет, к тому, чтобы их услуги были доступны для инвалидов;
(e) Признание и поощрение использования жестовых языков.
Место/дата заключения: Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г.
Вступила в силу: 03 мая 2008 г.
Статус: Подписантов: (159) Сторон: (155)
Юридическая ссылка: Конвенция о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г.) 2515 U.N.T.S. 3, вступил в силу 3 мая 2008 г.
Мягкое право (рекомендации, декларации или принципы)
- Замечание общего порядка № 10 (статья 19) о свободе мнений и их выражения
- Замечание общего порядка № 11 (статья 20) о запрещении пропаганды войны и разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти
- Замечание общего порядка № 34 (статья 19) о свободе убеждений и их выражения
- Право общественности знать: принципы законодательства о свободе информации
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
- Декларация социального прогресса и развития
- Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы
- Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека