Пример публицистического текста: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

Публицистический стиль речи: характеристика, примеры :: SYL.ru

Публицистический стиль речи — функциональная разновидность языка литературы, широко применяемая в самых разных сферах жизни общества. Это журналы, газеты, радио, телевидение, документальное кино, политическая литература, публичные политические выступления, деятельность различных партий и всевозможных общественных объединений.

Терминология

Учебники часто трактуют публицистический стиль речи как газетно-публицистический, просто газетный или общественно-политический. Название чаще всего определяет узкую сферу функционирования данного стиля.

Газетный — происходит из истории становления речевых особенностей политического общения, поскольку именно периодические издания, прежде всего газеты, оформили основные черты публицистического стиля речи. И сегодня можно наблюдать его вполне сложившееся функционирование и в печатных, и в электронных вариантах средств массовой информации.

Другая разновидность — общественно-политический стиль — показывает на связи его с общественной политической жизнью и, помимо политики — спортом, культурой, экологией, деятельностью правозащитных организаций и так далее.

Если иметь в виду понятие литературы, а не лингвистики, то есть содержательные характеристики произведений, то можно все эти ответвления связывать воедино, поскольку публицистический стиль речи имеет все те же особенности.

Что такое публицистика

Этот род журналистики и литературы рассматривает самые актуальные экономические, политические, правовые, а также философские и литературные проблемы, волнующие современную жизнь. Публицистический стиль речи способен повлиять на мнение любых существующих политических институтов, произвести перемены или изменения в их работе в угоду классовым интересам, нравственным или социальным идеалам.

Публицистика исследует всю современную жизнь во всех её проявлениях — в большом и малом, в частном и общественном, отражая своё видение в документах, искусстве, прессе. В литературе и журналистике нет средства, лучше развивающего русский язык. Публицистический стиль речи первым свидетельствует об изменениях в стилистике, демонстрирует создание неологизмов и внедряет новые формулы фразеологизмов.

Актуальные проблемы в текущей общественной жизни — главная тематика, которой и служит публицистика, являясь механизмом влияния на идеологическую, политическую стороны деятельности социальных институтов, средством агитации, пропаганды, общественного воспитания. Главная роль в передаче социальной информации принадлежит публицистике.

Жанры публицистического стиля речи

Словесная и письменная речь, формы изобразительной графики (карикатура, плакат), фотографии и кинематографии (телевидение, документальное кино), драматургии, театра, а также словесно-музыкальных композиций, художественная и научно-популярная литература — всё это сферы, где царствует публицистика.

Публицистическая направленность свойственна любым жанрам, но тут главное — не путать понятия: род литературы — это публицистика, а стиль — это определённая функция языка. Тематика здесь может быть необыкновенно широкой, главное, чтобы проблематика не уходила из центра внимания общества. В зависимости от темы, признаки публицистического стиля речи могут включать в себя специальную лексику, требующую не только пояснений, но и объёмных комментариев.

Множество тем никогда не уходит из общественных обсуждений, и потому словарь языка уже сформировал определённый круг словесных единиц и целых фразеологизмов, присущих только данному стилю. Здесь и политика, информационные мероприятия из сферы деятельности парламента, правительства, материалы о выборах, партийных событиях и так далее.

Стилистический словарь

Регулярно встречаются такие готовые языковые шаблоны (газетизмы): коалиция, фракция, лидер, кандидат, демократия, законопроект, оппозиция, консерватизм, федерализм, радикалы, парламентские слушания, предвыборная кампания, второй тур, оживлённая дискуссия, рейтинг, избирательный штаб, нижняя палата, депутатский запрос, доверие избирателей, общественное согласие, парламентское расследование.

Экономисты не могут обойтись своих текстах без таких слов, как инвестиции, бюджет, аукцион, инфляция, аудит, арбитраж, лицензирование, сырьё, банкротство, акционерное общество, монополия, рынок труда, курс акций, таможенные пошлины и многих других.

Материалы на темы здравоохранения, образования, социальной защиты, журналист не может построить без таких оборотов, как: государственная поддержка, вариативность образования, зарплата учителей, обмен студентами, дистанционное образование, научное сотрудничество, разгрузка школьной программы, медицинское страхование, льготы на лекарства, прожиточный минимум, потребительская корзина, детские пособия, уровень жизни и так далее.

Информирование населения на тему состояния общественного порядка требует собственной терминологии и имеет свои устоявшиеся словосочетания: охрана прав граждан, борьба с преступностью, место происшествия, судебное разбирательство, прокурорская проверка, подписка о невыезде и другие.

Межстилевые связи

Для создания реальной картины событий и передачи читателю или зрителю всех впечатлений журналиста используется художественно-публицистический стиль речи. Одни и те же словосочетания звучат иначе в полицейском протоколе, научной монографии или телевизионном репортаже. Многие слова из данных примеров употребляются и в научном, и в официально-деловом стилях.

Происшествия, стихийные бедствия, аварии освещаются с применением таких слов и готовых клише: тайфун, ураган, наводнение, землетрясение, теракт, захват заложников, столкновение автомобилей, спасательная операция, экологическая катастрофа.

У военных корреспондентов свой словарь: взрывчатка, боевик, минирование, фугас, столкновение, снайпер, бомбардировка, обстрел, тяжёлое ранение, боевой вылет, мирное население, жертвы, разрушения и так далее.

Международная тематика легко отличима от любой другой по использованию таких слов и сочетаний: переговоры, мирное урегулирование, официальный визит, мировое сообщество, многосторонние консультации, напряжённая обстановка, европейская интеграция, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы, территориальная целостность и тому подобное.

Неограниченность тематики публицистического стиля определяет и разнообразие лексики, поэтому публицистика и является в этом смысле богатейшей из разновидностей литературы.

Определение стиля речи

Научно-публицистический стиль речи ограничивает значение слов понятием — чётко очерченным, стабильным, подчёркнуто безэмоциональным. Разговорная речь подвижна, расплывчата. Художественность обнажает внутреннее значение слова, его образность.

Публицистика же помимо эмоциональной составляющей придаёт слову оценочный характер, формирует отношение к рассматриваемому событию, поскольку этот род литературы занимается сугубо общественно-политическими вопросами современности.

Сам предмет обсуждения — политика, жизнь общества, экономика — всегда касается интересов практически каждого человека. Значит, публицистический стиль речи не может быть безразличным и индифферентным. Примеры публикаций о ценах, инфляции, об этнических конфликтах — им не присущи обтекаемые формулировки и вялые выражения.

Задачи публициста

Социальные и политические явления, их процессы и тенденции требуют постоянной оценки. Публицистика всегда активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение. Здесь важно не просто пассивно регистрировать события, но участвовать в них, отстаивать свои идеи открыто и страстно, давать оценку фактам. Газетная речь для достижения экспрессии пользуется целым рядом специфических средств и способов.

Форма экспрессии может быть различной — от подчёркнутой интеллектуальности изложения до прямой агитационности. Также действенен способ сдержанного, спокойного и доказательного изложения сути явления или процесса. Выбор средства зависит от стилистического мастерства журналиста, от того, насколько одарил его богатством русский язык. Публицистический стиль речи обладает двойственными признаками в связи с различными функциями издания, — информационной и чисто воздействующей, — которые весьма неравномерно распределяются по жанрам.

Распределение по жанрам

Относительно устойчивые по тематике, композиции и стилистике типы произведений делятся приблизительно на три группы.

  • Информационные жанры: отчёт, интервью, репортаж, заметка.
  • Аналитические жанры: обозрение, обзор, рецензия, корреспонденция, статья, беседа.
  • Художественно-публицистические жанры: памфлет, фельетон, очерк, эссе.

Начнём с конца. Художественно-публицистический стиль речи характеризуется наибольшей экспрессией. Информационный жанр сух. Аналитический жанр — тоже, но только поверхностному взгляду.

Аналитический обзор

Текст публицистического стиля речи бывает противоречив и неоднозначен. Одна из главных его функций — «промывка мозгов» читателя с помощью СМИ. Автор использует крайнюю доступность изложения и, безусловно, субъективную оценку ситуации, которая, впрочем, безусловно, украшает публицистический стиль речи. Примеры аналитического жанра:

  • Дано: село Эксперименталовка. Местный житель испытал определённый химический препарат на своей курице, в итоге чего она снесла золотое яйцо.
  • Первый вариант: Открытие века! В страшном захолустье, при почти полном отсутствии самой элементарной цивилизации житель села Эксперименталовки придумал препарат, с помощью которого можно заставить кур нестись золотыми яйцами! Наши кулибины могут всё, даже самые величайшие алхимики всех времён и народов не сумели изобрести способ лучше! Экспериментатор от комментариев пока отказывается, поскольку от радости открытия внезапно запил. Однако можно с уверенностью сказать, что именно на таких героях держится земля наша! Впереди стабилизация экономики, более того — лидерство в добыче золота и производстве изделий из него!
  • Второй вариант: Апокалипсис! Мир потрясён открытием запойного живодёра из Эксперименталовки! Корыстные цели привели этого маньяка к бесчеловечной жестокости по отношению к бедным, беззащитным созданиям! Житель захолустного села напичкал своих куриц неизвестным химическим раствором, пытаясь заполучить философский камень. Золото куры снесли, но этим не кончились куриные мучения. Аморальный экспериментатор ничем не помог жертвам своих опытов, уйдя в запой. Такое открытие чревато многими событиями, которых избежать уже не удастся. Судя по характеру поступков новоиспечённого «учёного», он попытается захватить мир.

Прочие аналитические жанры

Статья, рецензия и другие аналитические жанры отличаются не только образностью и эмоциональностью, но и логикой, и оценочностью. Не чужда им и экспрессия призыва. Языковые средства должны соответствовать поставленной жанром задаче: общественно-политическая лексика, синтаксические конструкции разнообразных видов, публицистический стиль речи.

Характеристика эта подходит и к научному рассуждению: ставится глубокая общественная проблема, проводится её анализ и оцениваются пути решения, выводы обобщаются. Материал строится последовательно, по строгой логической схеме, используется особая общенаучная терминология. Итак, публицистический стиль речи.

Примеры текстов

Информационный жанр:

  • В селе Эксперименталовка Недоопытного района Испытательной области произошло чрезвычайное происшествие. Курица местного жителя снесла золотое яйцо. Возможно, курица была не одна, данные проверяются. Есть информация, что на курах был испробован неизвестного состава химический раствор. Комментариев от сельского экспериментатора пока не поступало.

Художественно-публицистический жанр:

  • Если вы переутомились, вкушая сухой научный стиль, запивая двуличностью публицистического, когда хочется насытиться пищей лёгкой и насыщенной и утолить жажду коктейлем из ярких образов и эмоциональных оттенков, вам просто необходим художественно-публицистический стиль речи.

Первые три текста вытекли из одного не слишком жизненного случая. Тем не менее публицистический стиль речи примеры текстов, приведенные выше, помогут опознать, несмотря на разнообразие жанров.

как определить, примеры и особенности

Шрифт A A

Нет времени читать?

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных.  Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

💬 Пройдите небольшой опрос и узнайте мнение других пользователей сайта

Какие слова паразиты раздражают вас больше всего?

  • «Ну блин»
  • «Короче»
  • «Типа»
  • «Это самое»
  • «Ихние»

и узнать результаты

 Загрузка …

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стили текста:

Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется
1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блог

Типы речи:

Тип речиОписание типаВ каком стиле используетсяПримеры
1. ОписаниеСоздаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа.Во всех стилях1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.

2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.

2. ПовествованиеСообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях.Художественный, особенно мемуары, воспоминания.

Публицистический

Разговорный

В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. РассуждениеРассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.Научный

Художественный

Публицистический

Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

Популярные материалы

Урок 52. Публицистический стиль — Стилистика. Функциональные стили

Цели: повторить признаки публицистического стиля речи; показать особенности его функционирования и общественную значимость; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии частицы, подготовленных группой учащихся. )

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам

— Перечислите основные черты публицистического стиля.

— Какие жанры характерны для публицистического стиля?

— Какие функции выполняет публицистический стиль?

  — Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

— Какова роль произведений публицистики в обществе?

2. Лекция с элементами беседы

Основные черты публицистического стиля — устная и письменная форма, общедоступность (понятность для широкой аудитории), общественно-политическая значимость, информативность, актуальность, своевременность, оперативность, эмоциональность, экспрессивность, чёткость и логичность, конкретность, оценочность, образность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), призывный пафос.

Основные жанры публицистического стиля: статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

Основная функция произведений публицистического стиля — функция воздействия, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, убеждения людей, внушения тех или иных идей, взглядов; побуждения к тем или иным поступкам, действиям.

Поэтому понятно, что сфера функционирования публицистического стиля — общество, политика, экономика, культура: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т. д.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики, стереотипных, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительные предложения.

Роль произведений публицистического стиля весьма значительна в любой стране и в любое время. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь политика, писателя, прозвучавшая с экрана телевизора или трибуны митинга, — это факты, влияющие на общественное мнение.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор юристы, политологи, общественные деятели пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Слово публицистический происходит от латинского — publicus — общественный. А главная функция этого стиля — воздействовать на общество: на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Мы не раз обращались к текстам публицистического стиля, выявляли его основные особенности, характерные черты. Некоторые из ваших сочинений тоже могут являться примерами использования этого стиля. Имеет черты публицистического стиля и значительная часть текстов, используемых в тестах ЕГЭ.

Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения — это также проявления публицистического стиля. Именно выражение собственного мнения, собственной позиции — его существенная примета. Иногда мы, подобно господину Журдену (Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника, — тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Здесь, однако, кроется некая опасность. С одной стороны, человек, хорошо владеющий словом, приёмами риторики, способный «зажечь» своей речью людей, может обратить свой талант к добру. С другой Стороны, если человек обладает подобными способностями, но лишён нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда — выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.

Примеров положительного воздействия публицистики на общество можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» («золотое слово» Святослава, князя Киевского, обращённое ко всем русским князьям, призывавшее к объединению русских земель).

(Заранее подготовленный ученик зачитывает соответствующий отрывок из «Слова …».)

  — Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

Комментарии

Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, стихотворения А. С. Пушкина («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», «Клеветникам России» и др.), М. Ю. Лермонтова («На смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.), гражданскую лирику Н. А. Некрасова, «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, «Исповедь», «Не могу молчать» Л. Н. Толстого, статьи и письма В. Г. Короленко, творчество П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, произведения русских религиозных философов (В. С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).

  — Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?

Комментарии

Роль публицистических произведений возрастает в наиболее острые для страны, переломные моменты истории. Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времён Великой Отечественной войны (произведения А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Оренбурга и др.), гражданский пафос демократической публицистики времён «перестройки» (статьи В. Я. Лакшина, Ю. Ф. Карякина, Г. А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики), современная публицистика.

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и всем тем, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формулировать его в условиях современного информационного бума.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма, они призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи (например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определённого кандидата), пользуются не совсем честными приёмами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти.

Нас же интересует прежде всего честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

3. Анализ публицистических текстов

(Для анализа можно использовать тексты из учебника. Некоторые из них могут прокомментировать заранее подготовленные ученики. Можно прослушать два-три доклада-сообщения о выдающихся публицистах: А. Ф. Кони, Д. С. Лихачёве, Н. А. Бердяеве. Можно обратиться к публицистическому наследию писателей, чьё творчество изучается в 11 классе: «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» А. М. Горького, публицистика В. Г. Короленко (письма к А. В. Луначарскому), А. И. Солженицына, Д. А. Гранина и др.

Опорные вопросы к упражнениям

— Найдите в тексте признаки публицистического стиля.

  — Какие языковые средства являются общими с другими стилями речи (научным, художественным)?

  — За счёт чего достигается эмоциональное воздействие на читателя, слушателя?

  — Каковы лексические особенности данных публицистических текстов?

  — Какие характерные синтаксические приёмы вы обнаружили в текстах?

(Далее работа с прессой. Обсуждение заметок, очерков, репортажей, интервью, посвящённых актуальным, злободневным темам.)

Опорные вопросы

— Найдите в тексте приметы публицистического стиля.

— Какова тема текста?

— Какую задачу ставит перед собой автор текста?

  — Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей?

— Какие стандартные фразы вы заметили?

— Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

Домашнее задание

  1. Индивидуальные задания: найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет, сравнить функционирование в газетных текстах других языковых средств.

  2. Подготовить словарный диктант, используя лексику, характерную для публицистического стиля речи.

  3. Опережающее задание (по выбору): написать статью на волнующую вас тему или организовать дискуссию по актуальной, с вашей точки зрения, проблеме.

Примеры журналистских текстов — Лаборатория примеров

Журналистские тексты Это те, которые публикуются в средствах массовой информации, будь то журналы, газеты или новостные порталы.

Его основная функция – информировать, комментировать или анализировать вопросы, имеющие отношение к гражданам. По своему формату, расширению и подходу к теме существуют различные журналистские жанры, такие как новости, хроника или интервью.

Кроме того, они могут заниматься самыми разными темами: политикой, экономикой, международной информацией, спортом, развлечениями, образованием и другими.

Журналистские жанры

  • Новости . Это короткий текст, написанный нейтральным тоном и имеющий целью сообщить какой-то новый и актуальный факт. История должна ответить на вопросы: Что? Когда? Где? Как? Почему? В целом на эти вопросы следует отвечать в первом абзаце текста, чтобы читатель мог составить общее представление о новостном событии.
  • Редакция. Это текст, в котором журналистское СМИ выражает свою позицию по определенному вопросу, обычно являющемуся частью повестки дня. Поскольку это позиция средства массовой информации, а не конкретного журналиста, она никогда не имеет подписи.
  • Мнение . В отличие от редакционной, авторская статья всегда имеет подпись, поскольку в этом тексте журналист высказывает свою позицию, вводя данные и аргументы по определенной теме. Для подготовки этих статей средство массовой информации должно было сообщить о рассматриваемой теме, чтобы у читателя были свои инструменты, чтобы не согласиться или не согласиться с мнением автора.
  • Собеседование . Это беседа между журналистом (который может задавать вопросы) и интервьюируемым (который может только отвечать). Участники интервью не меняются ролями: важно то, что должен сказать интервьюируемый, либо потому, что он релевантная личность, либо в силу своих знаний, идей или опыта. Как правило, эти тексты написаны в формате вопрос-ответ и содержат введение, в котором журналист делает краткий обзор фигуры, контекстуализирует и делится своими впечатлениями об интервьюируемом. В других случаях ответы интервьюируемого перемежаются абзацами, в которых журналист вводит соответствующие или окрашенные данные в дополнение к своим впечатлениям и контекстуализациям.
  • Хронический . Слово «хроника» происходит от chronos , что означает «время». Эти тексты хронологически рассказывают о событиях, происходивших во времени, и характеризуются обширностью, определенными литературными поворотами и обильными описаниями, в которые журналист вносит личные оценки и представления о рассказываемых событиях.
  • Отчет . Это текст, который глубоко затрагивает конкретную тему. Требуется важная предварительная исследовательская работа и подготовка интервью с разными людьми, занимающимися данной темой. Все это содержание должно быть отражено в тексте, который, как правило, объемный и написан определенными литературными средствами так, чтобы он был привлекательным для читателя. Кроме того, отчеты часто включают фотографии, дополняющие информацию.
  • Критика. Это текст, в котором журналист через оценочные суждения выражает свое мнение о каком-либо художественном произведении. Помимо анализа, сделанного журналистом, эти тексты должны включать пояснительную информацию об анализируемом произведении.

Примеры журналистских текстов

НОВОСТИ

  1. Кризис в Чили: Пиньера объявляет, что его страна не будет принимать у себя заседание АТЭС или конференцию КС-25 по изменению климата
  2. Forever 21 подает заявление о банкротстве в США
  3. Мечта спрингбоксов на 2019 год: чемпионы чемпионата по регби и Кубка мира
  4. Николас Мадуро переносит Рождество
  5. До сентября количество пользователей Facebook сократилось на 27%, но число пользователей продолжает расти

РЕДАКЦИЯ

  1. Тюрьмы или притоны?
  2. Брексит, нет определенности
  3. От законного возмущения к неприемлемому терроризму
  4. Необходимо активировать стратегии принуждения, чтобы молодые люди не стремились эмигрировать или погрузиться в преступную деятельность
  5. Голосование, фанатизм и дискомфорт

МНЕНИЕ СТАТЬЯ

  1. Карл и Граучо Маркс в Каталонии
  2. Два века спустя, новая Весна народов?
  3. 28 числа борьба за оставшиеся доллары закончена
  4. Министерство образования должно быть в руках женщины
  5. Проблема управления без глобализации и без популизма

ИНТЕРВЬЮ

  1. Martsín «Я чувствую, что бизнесмены, которые раньше покупали услуги у государства за деньги, теперь делают это с помощью информации»
  2. Из Буэнос-Айреса: эксклюзивное интервью в доме Рикардо Дарина
  3. Интервью The ROLLING STONE: Бонус
  4. Интервью с Аланом Паулсом: «Чтение — это своего рода счастливая зависимость» реальность»

ХРОНИКА

  1. «Да детей», Мартин Капаррос.
  2. Следы костей, Лейла Герьеро.
  3. Travesía del Widki, Альберто Сальседо Рамос.
  4. Asalto la Palacio, Габриэль Гарсиа Маркес.
  5. Хищник Сан-Кристобаля из Синал Альварадо.

РЕПОРТАЖ

  1. 30 лет после падения стены, разделившей два мира: зачем была построена Берлинская стена и что она значила для холодной войны
  2. Драма жизни без воды в Венесуэле
  3. США – Граница с Мексикой: изображения, иллюстрирующие «переломный момент», достигнутый миграционным кризисом
  4. «Исламское государство»: угроза сохраняется
  5. Сальвадор, смерть за каждым углом

ОБЗОР

  1. Человек, который любил собак
  2. The Rolling Stones довели фанатов до безумия в Ла-Плате легкомыслие
  3. Очень хорошо Рецензия на фильм «Богемская рапсодия», фильм о королеве: Мы вас тронем
  4. Мартин Капаррос меряется с Эчеверрией, национальным и трагическим поэтом

Примеры символичных журналистских текстов

  1. Хладнокровный Трумена Капоте.
  2. Новости о похищении Габриэлем Гарсиа Маркесом.
  3. Операция «Резня » Родольфо Уолша.
  4. The Exquisite Left of Mau-Mauandoal Бампер Тома Вулфа.
  5. Интервью с историей Орианы Фаллачи.
  6. Футбольная война и другие репортажи Рышарда Капущинского.
  7. Диктатор, демоны и другие хроники Джона Ли Андерсона.
  8. Страсть по Трелью, Томас Элой Мартинес.
  9. Портреты и встречи Гай Талезе
  10. Ограбление ради короны Орасио Вербицкий.
  11. Десять дней, которые потрясли мир Джон Рид.
  12. Голоса из Чернобыля Светланы Алексиевич.
  13. Самоубийства на краю света Лейла Герьеро.
  14. Голод Мартин Капаррос.

Журналистские тексты: виды, примеры и характеристики

Что такое журналистские тексты?

Характеристики журналистских текстов

Виды журналистских текстов

Примеры журналистских текстов

Журналистские тексты и текущие события

Журналистские тексты в Интернете

Рассказываем, что такое журналистские тексты, каковы их функции и характеристики. Кроме того, типы, которые существуют, и их значение.

Журналистские тексты тексты, опубликованные в печатных СМИ (таких как газеты, журналы или информационные веб-страницы ), основной функцией которых является информирование читателя о теме, представляющей общий интерес.

Существуют различные типы журналистских текстов, среди которых выделяются заметки, интервью, колонки мнений, хроники, обзоры и отчеты, и затрагивают различные темы в таких областях, как политика, экономика, общество, культура, туризм и другие.

Журналистские тексты написаны журналистами или экспертами в данной области  и, хотя их основная функция обычно заключается в информировании, многие из них также написаны для выражения мнений или углубления в тему. Они отличаются от других типов текстов своим намерением и средством, в котором они опубликованы.

Характеристики журналистских текстов

Средства массовой информации делятся на разделы.

Некоторые характеристики журналистских текстов:

  • Они неоднородны . Они касаются самых разных тем и передают политическую, экономическую, образовательную, культурную, социальную и спортивную информацию национального или международного значения. Во многих случаях журналистские СМИ делятся на разделы, а также существуют специализированные СМИ, которые содержат только тексты на определенную тему, например, культурные журналы или спортивные СМИ.
  • Представляют общий интерес  . Они ориентированы не на отдельного читателя, а на общество в целом и касаются актуальных проблем, что отличает их от других типов текстов, например художественных.
  • У них есть один или несколько авторов  . Они могут быть написаны одним человеком или несколькими, и это могут быть журналисты или специалисты в рассматриваемой теме. Другие люди, такие как корректоры или редакторы, также участвуют в процессе создания и публикации текста.
  • Они размещены на различных каналах  . Журналистские тексты могут быть опубликованы в печатных газетах и ​​журналах или на цифровых носителях. Кроме того, многие журналисты передают свои тексты по радио или телевидению.
  • Они состоят из языковых знаков . Журналистские тексты передаются в письменной или устной форме и используют код, составленный из языковых знаков. Текст также может сопровождаться изображениями, схемами, схемами или иллюстрациями.
  • Они используют четкий, лаконичный и правильный стиль  . Журналистские тексты используют формальный и прямой стиль и специализированную лексику, если того требует тема.

Виды журналистских текстов

В некоторых случаях журналистские тексты передаются устно.

В зависимости от функции журналистские тексты могут относиться к следующим публицистическим жанрам :

  • Информационно-публицистические тексты  Это те тексты, основной функцией которых является передача определенной информации. Например: новостная статья.
  • Тексты журналистских мнений  . Это те тексты, в которых писатель выражает мнение о теме или событии. Например: мнение .
  • Смешанные публицистические тексты . Это те тексты, которые включают в себя как информацию, так и мнения. Например: искусствовед.

Примеры журналистских текстов

Некоторые из наиболее важных журналистских текстов:

  • Журналистская заметка

Это  краткий и объективный рассказ о текущем и новом событии или ситуации, которые вызывают интерес у населения, на который ориентировано средство массовой информации. В своем расширении вы должны объяснить, что? кто? когда? куда? и потому что? того, что он описывает.

Обычно пишется журналистом от третьего лица и не предлагает мнений или точек зрения редактора, а представляет информацию в ясной, конкретной и объективной форме. Журналистская заметка представляет информацию от наиболее частного или важного к общему, в так называемой «структуре перевернутой пирамиды». Его расширение варьируется, а его основная структура состоит из заголовка, загрузки и тела.

Внутри газеты заметки классифицируются по разделам в соответствии с такими темами, как политика, экономика, общество, культура, сельская местность и т. д.

  • журналистская хроника

Это журналистский текст, который в хронологической и подробной форме описывает определенное событие  или текущее событие или представляет интерес для читателя. Это гибридный жанр, потому что он включает в себя как объективные данные, так и мнения или точки зрения писателя.

Обычно пишется журналистом или другим лицом, ставшим свидетелем события, а факты излагаются в хронологическом порядке и с  прямой и простой лексикой . Это может быть, например, хроника дня выборов, хроника сольного выступления, хроника войны, футбольного матча или поездки.

  • Обзор

Это журналистский текст, который выражает мнение редактора  о продукте или культурном событии. Обычно это короткий текст, который включает в себя мнения журналиста, а также данные об описываемой работе.

Делаются обзоры  о событиях, книгах, фильмах, сольных концертах или текущей музыке  , которая по какой-то причине вызывает всеобщий интерес. Они пишутся журналистами или людьми, специализирующимися в данной области, и имеют структуру, основанную на записи анализируемого события или продукта и мнении редактора.

  • отзыв

Это публицистический текст, в котором человек представляет свое мнение  об определенной ситуации или актуальной теме, интересующей читателя.

Авторские статьи написаны от первого лица  и могут быть написаны журналистами или людьми, которые являются экспертами в предмете текста, такими как писатели, философы, экономисты, политики, ученые и другие. Они почти всегда подписаны, за исключением так называемых «редакционных статей», которые представляют собой тексты мнений, излагающие точку зрения по какому-либо предмету средства массовой информации, в котором они опубликованы.

  • журналистский интервью

Это публицистический текст, воспроизводящий интервью , которое один человек (интервьюер) дает другому (опрашиваемому) с целью узнать мнение и точки зрения интервьюируемого  по какой-либо теме или событию.

Его структура состоит из первого абзаца, в котором вводится интервьюируемый и раскрываются его основные характеристики,  и затем формат вопрос-ответ. Интервью проводятся с личностями из разных сфер, такими как ученые, художники, политики, спортсмены, исследователи, которые находятся в общественной повестке и по каким-то причинам являются актуальными.

  • Репортаж

Это обширный и подробный публицистический текст, который  посвящен какому-то событию, персонажу или актуальной проблеме  , вызывающей общий интерес. В большинстве случаев этот тип текста сопровождается изображениями и может включать в себя как данные, так и мнения редактора.

Репортаж обычно является результатом журналистского расследования , в котором журналист тщательно исследует проблему, а затем раскрывает ее. Он может касаться различных тем, а его структура основана на названии и основной части или развитии.

Журналистские тексты и текущие события

Актуальные факты относятся к политическим, экономическим или социальным вопросам.

Журналистика занимается актуальными вопросами, однако актуальность события определяется не только временем его возникновения, но и различными факторами:

  • Близость . События, которые происходят в городе или регионе, могут не иметь значения на национальном или международном уровне, но в любом случае быть предметом журналистского текста в местном носителе распространения, поскольку люди интересуются близлежащими событиями, даже если они не имеют большое общее значение.
  • Политические, социальные или экономические факторы . Актуальными считаются факты, которые каким-то образом изменяют политическую, экономическую или социальную панораму сообщества.
  • Слава главных героев . Факты, которые не имеют значения или носят частный характер, могут стать заслуживающими освещения в печати, если они происходят с человеком, который выделяется в какой-либо дисциплине или области и признан значительной частью населения .
  • прогресс . Актуальными считаются факты, подразумевающие существенное изменение в области науки, техники, спорта или любой другой деятельности человека.
  • Конфликт и необычное . Факты, меняющие обычный ход событий, становятся актуальными.

Журналистские тексты в Интернете

С появлением Интернета в прошлом веке журналистика видоизменилась и постепенно колонизировала Интернет . Это привело к снижению потребления бумажных изданий, поскольку население стало быстро и постоянно получать информацию через Интернет.

Развитие цифровой журналистики позволяет людям мгновенно получать информацию со своего компьютера или мобильного телефона и взаимодействовать с другими пользователями сети и средствами массовой информации. Журналистские тексты, опубликованные на этих платформах  объединяйте тексты с изображениями, видео и аудио  и сразу же делитесь ими.

Веб-сайты, которые пользователи выбирают для получения информации , могут быть специализированными блогами, 100% цифровыми газетами и журналами,  или веб-версиями газет и журналов, которые также имеют бумажное издание. Некоторые СМИ предлагают свой контент бесплатно, а другие требуют предварительной подписки.

Несмотря на эти преимущества,  рост журналистской информации в Интернете также представляет риск  для читателя из-за количества доступной непроверенной информации и появления так называемых фейковых новостей – новостей, которые передаются с высокой скоростью через социальные сети и воспринимают как должное то, чего нет.

Чтобы потреблять проверенную информацию в Интернете и не поддаваться на обман и дезинформацию, важно, чтобы читатель обращался к квалифицированным источникам и получал информацию с престижных сайтов или от тех, кто знает происхождение. Читателям также рекомендуется не пересылать информацию, источник или достоверность которой неизвестны, чтобы остановить распространение0016 фейковые новости .

Приведенный выше контент, опубликованный в Collaborative Research Group, предназначен только для  информационных и образовательных целей  и был разработан с использованием надежных источников и рекомендаций экспертов в области технологий. У нас нет контактов с официальными лицами и мы не собираемся подменять информацию, которую они распространяют.

Журналистские тексты: характеристика, структура, виды, примеры — наука

Video: DIFFERENT TEXT TYPE: Informative, Journalistic & Literary-Prose & Poetry

Content

  • Characteristics of journalistic texts
  • The main objective is to inform
  • Clarity
  • Conciseness
  • Correction
  • Виды журналистского текста
  • — Информационные тексты
  • Новости
  • Репортаж
  • Interview
  • — Journalistic opinion texts
  • Editorial
  • Article
  • Letters to the editor
  • Chronicle
  • Structure of the journalistic text
  • Headline
  • Предисловие
  • Подзаголовок
  • Отведение или ввод
  • Тело
  • Примеры журналистских текстов
  • Пример 1
  • Пример 2
  • Ссылки

Журналистские тексты — это те тексты, чьи объекты — информирование о популяции около последних событий. Отсюда можно сделать вывод, что публицистический текст всегда будет письмом о событиях, произошедших в настоящем.

Это уточнение особенно важно при учете носителя, в котором они появляются (газеты, газеты и т.д.) и материала, то есть некачественной, очень дешевой бумаги, где новости массово печатаются и выбрасываются один раз. читать.

Это один из факторов, который отличает их от других типов текстов, таких как эссе, типичных для философии и литературы, где дата не имеет значения, поскольку они не теряют актуальности с течением времени.

В журналистских текстах ссылка на текущие события обязательна, так как и газеты, и газеты публикуют события и события, представляющие общий интерес, чтобы информировать и информировать о них своих читателей.

Характеристики журналистских текстов

Основной целью является информирование

Журналисты или общественные деятели, занимающиеся своей профессиональной деятельностью, пишут определенным образом. Поскольку цель состоит в том, чтобы информировать или сообщать о событиях широкой аудитории, вы должны использовать простой стиль, привлекающий внимание и легкий для понимания.

Но дело не только в том, чтобы заставить людей читать новости, но и в том, чтобы сообщать факты как можно более объективно. В этом смысле дискурсивной модальностью (то есть способом ее выражения) будут экспозиция, описание, повествование и диалог (в случае интервью). Этих общих характеристик три: ясность, краткость и правильность.

Ясность

Журналист должен придерживаться нейтрального стиля, используя стандартный испанский язык, понятный любому носителю языка. Это означает, что вы предпочитаете простую языковую структуру и максимально избегаете региональных идиом.

Краткость

Краткость – это краткость. В целом журналистские тексты кратки, кратки, «сжаты», а информация имеет тенденцию к сгущению.

Исправление

В этом типе текста должен использоваться примерный язык (хотя это не всегда выполняется). Поскольку это «витрина языка», он воспроизводит лингвистические употребления и стандартизирует их, будучи в состоянии сформировать место легитимации языка.

Дело не в том, чтобы не использовать плохие слова, а в том, чтобы правильно использовать слова нашего языка.

Виды журналистских текстов

Различают два основных вида: информационные журналистские тексты и журналистские тексты-мнения.

— Информационные тексты

Эти тексты предназначены для информирования, предания гласности и объяснения недавних событий и событий, представляющих общий интерес. Они подразделяются в свою очередь на новости, репортажи и интервью.

Новости

Новость представляет собой рассказ о том, что произошло недавно и имеет важное значение для общества, поэтому его следует просмотреть. В газетах и ​​газетах новости обычно распределяются по модулям или разделам тематического характера: национальные, международные новости, экономика, общество, здоровье, спорт, культура и т. д.

Представляет собой краткий текст о текущем событии. Мнение автора не отображается и написано от 3-го лица.

Репортаж

Репортаж, в отличие от новостей, не обязательно посвящен текущим событиям. Это похоже на новости, которые объясняются более подробно и имеют место более литературный стиль языка. На нем стоит подпись его автора.

Он гораздо более документирован и всеобъемлющ и является результатом того, что называется «журналистскими расследованиями», когда автор посвящает себя изучению предмета, но всегда представляет интерес для общества.

Интервью

Текст в виде диалога интервьюера и специалиста по теме. В таком случае это называется информационным интервью. Когда человек, которого интервьюируют, представляет интерес, это называется личностным интервью.

Обычно интервьюер делает краткое вступление, представляя интервьюируемого (кто он и соответствующие данные), после чего следует основная часть интервью, то есть вопросы интервьюера и ответы интервьюируемого.

— Журналистские тексты мнений

Эти тексты призваны выражать мнения их авторов, и подразделяются на 4 типа: передовица, статья, письмо в редакцию и хроника.

Передовица

Это тематическая статья без подписи, она может быть написана любым членом совета директоров средства массовой информации и выражает редакционную линию этой газеты или газеты, а также ее идеологию.

Его тон серьезный и вдумчивый, и он касается текущих и актуальных для общества проблем.

Артикул

Имеет большую субъективную нагрузку и выраженную литературную волю автора. В статье писатели, философы, ученые или интеллектуалы, специалисты в различных культурных или социальных областях пишут, комментируют и размышляют о важных проблемах с абсолютной свободой.

Автор высказывает свое личное мнение по предмету, которым занимается, и не обязан следовать линии редакции газеты. В качестве примера можно привести писателя Марио Варгаса Льосу, который обычно публикует статьи в газете 9. 0016 Страна из Испании.

В рамках этого типа стоит упомянуть колонку, которая короче (поэтому и называется колонкой) и пишется постоянным корреспондентом газеты, даже если он не состоит в штате. Примером может служить колонка, которую писатель Антонио Муньос Молина ведет в культурном приложении Страна «Бабелия», которое выходит каждую субботу.

Письма в редакцию

Это письма читателей, выражающие свое мнение по многим темам, в основном актуальным. Иногда они также функционируют как средство протеста или выражения несогласия с некоторыми новостями или темами, освещаемыми в газете.

Хроника

Считается смешанным текстом, между новостями и мнениями. Хотя он написан от 3-го лица, его стиль больше склоняется к литературному, иногда можно использовать 1-е лицо. Он имеет некоторые общие характеристики с отчетом, но обычно сообщает о более недавних текущих событиях.

Наиболее распространенными являются светская хроника, спортивная хроника или полицейская хроника.

Структура журналистского текста

Структура журналистских текстов изменится в зависимости от их типа. Где фиксированная структура наиболее заметна, так это в информационных или новостных текстах: она состоит из заголовка, эпиграфа или предзаголовка (которого может быть, а может и не быть), подзаголовка, лида или вступления и тела.

Заголовок

Официально выделен и всегда будет напечатан крупным шрифтом. Его функция состоит в том, чтобы заинтересовать читателя, а также разграничить новости и обобщить их. В общем, это новость.

Предзаголовок

Если имеется более одного держателя, тот, который предшествует ему, называется предзаголовком. В общем, вы добавляете информацию или можете дорабатывать контент.

Подзаголовок

И презаголовок, и подзаголовок могут появляться или не появляться. Когда есть подзаголовок, он работает как сводка или сводка новостей, с наиболее актуальными аспектами события.

Лид или ввод

Это название первого абзаца текста. Это своего рода введение, которое чуть более подробно, чем заголовки, информирует о том, о чем идет речь в новостях. Здесь содержащаяся информация отвечает на следующие вопросы: что?, кто?, когда?, почему?, для чего? и как?

Тело

Структура представляет собой так называемую «перевернутую пирамиду», где информация разбита на части. Он включает в себя предысторию или последствия того, что произошло, комментарии свидетелей и т. д., ранжируя новости от наиболее важных до наименее актуальных.

Ранее эта структура широко использовалась в газетах, потому что если из новости нужно было что-то вырезать из соображений объема и композиции, то было проще не пропустить важную информацию.

Он продолжает поддерживаться, потому что помогает бегло читать.

Примеры журналистских текстов

Давайте посмотрим на два примера журналистских текстов:

Пример 1

A Новая:

«Карантин находится в республике, дал республику. ключи для прогрессивной постановки (SUBTITLE)

На пресс-конференции Альберто Фернандес вместе с главой правительства Буэнос-Айреса объявил, как он будет постепенно возвращаться к нормальной и привычной жизни в контексте пандемии коронавируса, между 18 июля и 2 августа (ВЕДЕНИЕ ИЛИ ВВОД)

(ТЕЛО) Орасио Родригес Ларрета, глава правительства Буэнос-Айреса, сообщил, что карантин будет открываться поэтапно в шесть этапов, и что после каждого будет проводиться оценка для анализа данных об инфекциях или смертях.

Первый этап продлится две недели, и магазины и мероприятия будут постепенно открываться: церкви и храмы смогут открыть свои двери, хотя количество людей не может превышать 10 человек.

Юристы, парикмахеры и психологи смогут начать работу и обслуживание клиентов. Семейные мероприятия на свежем воздухе также будут расширены в общественных местах и ​​​​парках с понедельника, 20 июля, с 18:00. и 10:00 следующего дня.

Глава правительства города повторил, что очные занятия, а также культурные и спортивные мероприятия будут приостановлены до более позднего этапа, то есть после 7 августа. Аналогичным образом, общественный транспорт будет ограничен только до работники основных секторов экономики, таких как здравоохранение и продовольствие.

Эти постепенные меры связаны с тем, что после попытки вновь открыть карантин число случаев заражения удвоилось с 400 до 800 в день».

Пример 2

Хроника:

«НАВЯЗАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДбородка (ДЕРЖАТЕЛЬ)

Выход в маске стал модой (ПОДЗАГОЛ)

(ТЕЛО) Как и все, навязанное поведение стало привычным По улицам Буэнос-Айреса все ходят с маской или подбородочным ремнем, как бы плохо они его ни носили: многие кладут его под нос, что называется, «дышать», совершенно не обращая внимания на то, что так бесполезно. в открывшихся магазинах, супермаркетах и ​​близлежащих предприятиях представлены разные модели масок, иногда по заоблачным ценам, и изготовленные из самых разных материалов: от полупрозрачной марли до плотных и набивных тканей9.0005

Конечно, продавцы увидели нишу и возможности: есть маски в цветах флагов футбольных клубов, с печатными мемами, в цветах за жизнь или за аборты (т. е. синие или зеленые), с флагом ЛГБТ или любой страны мира.

Вспомним, что Буэнос-Айрес — город-космополит, в котором съезжается большое количество иммигрантов самого разного происхождения: итальянцев, испанцев, англичан, немцев, венесуэльцев, боливийцев, перуанцев, колумбийцев и еще долго-долго и так далее.

Очень часто можно увидеть себя в зеркале с наполовину закрытым лицом, когда вы выходите из дома, и увидеть, что все лица наполовину закрыты.

Сегодня я ушел из дома за хлебом. Мимо меня прошла девушка, и я заметил что-то очень странное, чего не мог определить. Я думал об этом, пока не обнаружил странную вещь: на нем не было маски, и я мог свободно видеть его лицо.

Пришло время вернуться к нормальной жизни».

Каталожные номера
  1. Янес Меса, Р. (2003). Новости и интервью. Подход к его концепции и структуре. Коммуникационный журнал Ámbitos, 9–10, стр. 239–272. Взято с сайта idus.us.es.
  2. Журналистский текст (2020).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts