вопросы к зачету по курсу педагогика и психология — МФТИ
ПечатьDOCPDF
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
У ВСЕХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
О.Р. БОНДАРЕНКО
Предмет и объект психологии как науки .Основные понятия
Разделы психологии
Основные этапы развития психологии
Методологические основания гуманитарных наук
Методы психологии
Душа как первый предмет исследования в психологии
Сознание
Возникновение экспериментальной психологии. Первая психологическая лаборатория В. Вундта
Общая характеристика познавательных процессов
Понятие и исследование ощущений
Понятие и исследование восприятия
Понятие и исследование памяти
Понятие и исследования мышления и речи
Воля
Потребностно-мотивационная сфера
Основные концепции мотивации
Эмоционально-чувственная сфера
Понятие нормы и патологии
Психодиагностика
Психосоматика
Основные подходы к пониманию личности
Типы личности. Типологии личности
Я-концепции. Самооценка
Представления о развитии личности
Основные психологические концепции двадцатого века.
Бихевиоризм. Основные положения. Представители
Гуманистическая психология. Основные положения. Представители
Психоанализ. Основные положения. Представители
Основные понятия социальной психологии
Социальная перцепция
Психология малой группы
Общение как социально-психологический феномен
Конфликт как специфическая форма взаимодействия
Понятие о коммуникативной компетентности
Когнитивная психология
Конвергенция наук. Когнитивные науки. Достижения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
Ю.А. ВОЛКОВ
1. Психология в системе наук.
2. Этапы развития психологии.
3. Отрасли психологии.
4. Методы психологической науки.
5. Понятие психики.
6. Развитие психики в филогенезе.
7. Психические процессы.
8. Психические свойства и психические состояния.
9. Психика человека и окружающая среда.
10. Функции центральной нервной системы.
11. Понятие деятельности в психологии.
12. Психологические аспекты в философии Платона.
13. Основные положения трактата Аристотеля «О душе».
14. Механистическая психология Р. Декарта.
15. Физиологическая психология В. Вундта.
16. Становление психологии в России.
17. Бихевиористская психология.
18. Немецкая гештальтпсихология.
19. Основные положения психоанализа З. Фрейда.
20. Инстинкты жизни и смерти в психоанализе З. Фрейда.
21. Структура приема информации у человека.
22. Ощущения и их природа.
23. Классификация ощущений по модальности.
24. Восприятие как психический процесс.
25. Свойства восприятия.
26. Восприятие времени и сенсорная депривация.
27. Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.
28. Нарушения восприятия.
29. Природа и сущность внимания.
30. Свойства внимания.
31. Виды внимания.
32. Психологические упражнения для развития внимания.
33. Память как основа психической деятельности.
34. Процессы памяти.
35. Произвольная и непроизвольная память.
36. Структура памяти.
37. Факторы забывания.
38. Виды памяти.
39. Расстройства памяти.
40. Мышление как форма психического отражения.
41. Развитие мышления в персоногенезе.
42. Допонятийное и понятийное мышление.
43. Виды мышления.
44. Структура мыслительного процесса.
45.
46. Понятие, суждение и умозаключение.
47. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.
48. Индивидуальные стили мышления.
49. Способы активизации мышления.
50. Расстройства мышления.
51. Воображение как психический процесс.
52. Виды воображения.
53. Значение и функции речи.
54. Виды речевой деятельности.
55. Понятие и уровни интеллекта.
56. Оценка интеллекта.
57. Креативность, или творческая одаренность.
58. Сознание как высшая ступень развития психики.
59. Критерии самосознания.
60. Сознание и подсознание.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
О.Я. ДЫМАРСКАЯ
1. Проблема демаркации для педагогики и психологии.
2. Роль и ограничения житейского знания как основы педагогики и психологии.
3. Особенности воспитания и организации школ в древнем мире.
4. Истоки педагогики и психологии в идеях древнегреческих философов.
5. Особенности схоластической педагогики.
6. Психологические представления мыслителей Средневековья.
7. Предпосылки и история возникновение университетов.
8. Педагогика и виды образования в эпоху Возрождения.
9. Характеристика гуманистической педагогики.
10. Особенности образования на Руси.
11. Душа в представлениях мыслителей эпохи Возрождения.
12. Формирование педагогики как самостоятельной дисциплины.
13. Педагогические принципы Яна Амоса Коменского.
14. Исследования души и проблемы познания у Фрэнсиса Бэкона.
15. Выделение сознания как критерия психики. Метод Рене Декарта.
16. Природа аффектов. Учение Бенедикта Спинозы.
17. Теория познания и программа образования Дж. Локка.
18. Представление об образовании и психологии в эпоху Просвещения.
19. Свободное воспитание Жана-Жака Руссо.
20. Идеалы Просвещения в российском образовании и психологических воззрениях.
21. Теория познания и психологические понятия Готфрида Вильгельма Лейбница.
22. Психологические и педагогические идеи в немецкой классической философии.
23. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.
24. Начало научной педагогики и дидактическая модель Иоганна Фридриха Гербарта.
25. Педагогические идеи Иоганна Песталоцци.
26. Индустриальная эпоха и формирование национальных систем образования.
27. Идеи образования и воспитания Адольфа Дистервега.
28. Развитие российского образования в 19 веке.
29. Естественнонаучные предпосылки оформления научной психологии.
30. Выделение психологии в самостоятельную науку.
31. Предпосылки реформирования педагогики конца 19 — начала 20 века.
32. Развитие альтернативных педагогических направлений.
33. Трудовое воспитание Георга Кершенштейнера.
34. Функционализм и педагогика прагматизма Джона Дьюи.
35. Свободное воспитание. Система Марии Монтессори.
36. Теоретическая борьба в научной психологии конца 19 — начала 20 века.
37. Развитие экспериментальной психологии.
38. Поведение как предмет психологии.
39. Взаимовлияние педагогики и психологии в начале 20 века.
40. Развитие педагогики и психологии в России к началу 20 века.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
Л.П. ЗЕРНОВА
1. Предмет и объект курса «Психология и Педагогика».
2. Формы существования психики: функциональные и общие.
3. Назовите и дайте характеристику основным категориям психологии и педагогики.
4. Что изучает предмет «История психологии»?
5. Назовите основные этапы поиска предмета психологии и дайте характеристику особенностей каждого этапа.
6. Структурализм и функционализм, в чём похожи и чем различаются данные подходы в истории психологии. Назовите представителей этих течений.
7. Бихевиоризм, основные положения концепции экспериментальной психологии. Представители и задачи поведенческой психологии.
8. Респондентное и оперантное научение, основные представители, различия и цели методов, практическое применение.
9. Концепция классического психоанализа, как вы понимаете психоанализ с философской и психологической точек зрения.
10. Гештальтпсихология, основные принципы, законы восприятия. Инсайт и метод проб и ошибок, практическая сторона вопроса.
11. Концепция «Теории поля» К. Левина, в чём суть теории.
12. Теория деятельности А. Леонтьева, общее понимание.
13. Действие как единица анализа деятельности, развитие логики доказательства системности теории.
14. Действие как процесс, направленный на достижения цели.
15. Как утверждается принцип активности через понятие деятельности.
16. Классификация мотивов по различным основаниям.
17. Дайте определение понятия мотивации и характеристику мотивационной сферы человека на примере образовательных процессов.
18. Дайте обоснование работы психологического механизма «сдвига мотива на цель», приведите свой пример.
19. Поясните механизм локус-контроля, используя тест Джулиана Роттера.
20. Мотивация на достижение успеха и избегание неудач, (Тест Элерса), поясните, что такое «комплекс Ионы».
21. Закон оптимума мотивации, поясните практическую применимость закона Йеркса – Додсона.
22. Как устроена нервная система человека, её функции.
23. Структура и функции головного мозга.
24. Психика как системное свойство мозга.
25. Сознание как совокупность знаний об окружающем мире.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
Ю.П. ТЕН
1. Появление человека как существа сознательного и способного к развитию, образованию и воспитанию.
2. Зарождение психологии и педагогики в Древней Греции. Взаимосвязь психологии и педагогики.
3. Основные этапы развития психологии. Понятие «классическая и неклассическая психология».
4. Методологические принципы, определяющие подходы к изучению психики человека и ее формированию. Методы психологии: их классификация.
5. Основные историко-философские подходы к решению проблемы соотношения идеального и материального.
6. Психика как «субъективный образ объективного мира». Взаимоотношение телесного и духовного в человеке.
7. Сознание как высший уровень развития психики. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: сознательного, предсознательного и бессознательного.
8. Роль бессознательного в регуляции поведения личности. Концепции З. Фрейда и К.Г. Юнга.
9. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
10. Мозг и психика: проблема взаимосвязи.
11. Отличие инстинктивного поведения животных от сознательных действий человека. Роль сознательного и бессознательного в регуляции поведения личности.
12. Менталитет общества и сознание индивида. Особенности российского менталитета.
13. Психологические концепции поведения человека.
14. Современные психологические теории личности.
15. Личность как предмет психологического исследования. Понятия «человек», «личность» и «индивидуальность» и их соотношение.
16. Психологическая структура личности. Психосоциотипы.
17. Сущность и основные характеристики общения. Средства общения. Функции общения.
18. Стратегии и позиции в общении. Виды общения.
19. Барьеры общения и способы их устранения. Коммуникативная компетентность.
20. Методы психологического воздействия на личность. Психологическая защита.
21. Нравственные основы и нормы этикета в деловом общении.
22. Кодекс делового общения.
23. Понятие способности. Виды способностей. Развитие способностей.
24. Темперамент и его типы. Методы диагностики.
25. Роль темперамента в жизнедеятельности человека. Темперамент и культура поведения человека.
26. Характер и его структура. Акцентуация характера.
27. Ощущение и его виды. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
28. Понятие чувствительности. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.
29. Восприятие, его виды и свойства.
30. Внимание, его виды и свойства. Приемы совершенствования внимания.
31. Мышление и его формы. Виды мышления и их характеристика.
32. Воображение, его механизмы и виды.
33. Память и ее виды. Общая характеристика процессов памяти.
34. Индивидуальные различия памяти людей. Формирование и развитие памяти.
35. Потребности и мотивы, их виды и функции.
36. Деятельность, ее характеристики и виды.
37. Эмоции, их виды и функции.
38. Стресс, его фазы и поведение в стрессовых ситуациях.
39. Фрустрация и виды реакций на фрустрирующие ситуации.
40. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.
41. Психология межличностных отношений. Механизмы межличностного восприятия. Формы межличностного психического взаимодействия.
42. Основные теории межличностного взаимодействия (теория обмена, теория символического интеракционизма, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
А.В. ФОКИНА
1. Современные социокультурные условия обучения.
2. Социокультурные и психологические проблемы современного образования.
3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения.
4. Примеры влияния культурной, социальной или психологической проблемы на образование.
5. Аргументы «за» и «против» теории поколений.
6. Особенности современного взросления.
7. Личность в обществе потребления.
8. Необходимость реформирования образования: «за» и «против».
9. Пример психологической проблемы и ее компонентов.
10. Симптоматическое поведение и его функции.
11. Три вида контакта. Примеры нарушений контакта.
12. Роли выживания, пример человека в роли выживания.
13. Психологическая травма: особенности, примеры.
14. Выживающая, травмированная и здоровая части личности.
15. Основные приемы психологической самопомощи.
16. Параметры семейной системы в психологии.
17. Семейные правила и мифы: примеры.
18. Функциональная и дисфункциональная семья.
19. Особенности дисфункциональной семьи.
20. «Судьба» как предмет психологического анализа.
21. Сценарии по Э. Берну.
22. Примеры проявления сценариев по Э. Берну.
23. Драйверы. Примеры их проявления в поведении человека.
24. Классификация нарушений психического здоровья.
25. Педагогическая запущенность, задержка психического развития, олигофрения.
26. Расстройства личности: пример, аргументация.
27. Расстройства мышления: пример, аргументация.
28. Астеническое состояние vs утомление: пример, различия.
29. Пути повышения качества социально-психологической помощи психически больным людям в России.
30. Когнитивно-бихевиоральные методы самопомощи.
31. Связь когнитивной и эмоциональной сферы.
32. Когнитивный подход к преодолению нарушений эмоционального состояния.
33. Личные границы. Функции личных границ.
34. Нарушение личных границ. Восстановление личных границ.
35. Невербальное поведение: направления анализа.
36. Типы жестов с примерами.
37. Функции невербального поведения.
38. Эмблематические оговорки: примеры.
39. Психологические функции имиджа.
40. Анализ имиджа личности на выбранном примере.
41. Самоанализ имиджа.
42. Политика идентичности, ее примеры.
43. Виртуальная самопрезентация: наблюдаемые феномены.
44. Особенности виртуальной самопрезентации генерального испытуемого в социальной сети.
45. Самооценка и ее влияние на деятельность.
46. Самооценка как интроект.
47. Приемы аутокоррекции самооценки.
48. Примеры адекватной и неадекватной самооценки.
49. Физическая и нефизическая привлекательность.
50. Основные социально-психологические феномены.
51. Примеры социально-психологических экспериментов и их анализ.
52. Конформизм: достоинства и недостатки.
53. Психологические приемы в рекламе.
54. Анализ рекламы на примерах.
55. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции: суть, примеры.
56. Социальная фасилитация и ингибиция: примеры.
Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)
Реферат
по дисциплине «Психология межгрупповых отношений»
Тема: «Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)»
Содержание
1. Введение ………………………………………………………
2. Понятие социального восприятия ………………………………………………..4
3.Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция) …………………7
4. Примеры «каузальной атрибуции» из фильма «Гитлер: Восстание зла»……12
5.Заключение ………………………………………………………………….
6. Список литературы ………………………………………………………………15
Введение
Человек не
может жить обособленно. На
протяжении всей своей жизни
мы вступаем в контакт с
окружающими нас людьми, формируем
межличностные взаимоотношения,
Традиция
исследования социального
В
рамках данной работы
Понятие социального восприятия
Социальная перцепция (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Джером Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальным восприятием стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. [4].
Социальное восприятие включает
в себя восприятие межличностное, самовосприятие
и восприятие межгрупповое. В более
узком смысле социальную перцепцию
рассматривают как
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие — это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка [3].
В социальной психологии иногда
применяется такая формулировка
как «познание другого
Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений [5].
Познание других людей
зависит также и от уровня развития
представления человека о самом
себе (Я — концепция), о партнере по общению
(Ты – концепция) и о группе, к
которой принадлежит или
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия [5].
Таким образом, в целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Механизмы социального восприятия
Механизмы социального восприятия — способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.
В истории социальной психологии выдвигалось немало психологических процессов, призванных объяснить специфику социального восприятия, его содержательные, структурные и динамические характеристики. Поэтому среди работ как теоретического, так и эмпирического плана можно встретить самые различные терминологические варианты для обозначения тех или иных механизмов социального восприятия.
Агеев В.С. (исследователь межгрупповых отношений, межкультурных контактов и социальных стереотипов) разделил механизмы социального восприятия на два типа: межличностные и межгрупповые, т.к. утверждал, что одни механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей (межличностные), в то время как другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми (межгрупповые). Иначе говоря, первые работают при восприятии «ближнего», а вторые — «дальнего». Деление на межличностные и межгрупповые механизмы достаточно условно [1].
К межличностным механизмам социального восприятия относятся: рефлексия, эмпатия, идентификация, аттракция и др.
К межгрупповым Агеев В.С. относит: ингрупповой фаворитизм, физиогномическая редукция, казуальная атрибуция, стереотипизация.
В рамках данное работы рассмотрим понятие каузальной атрибуции.
Казуальная атрибуция (от лат. causa — причина + attribuo -придаю, наделяю) — феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Иначе говоря, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности [4].
Исследователи каузальной атрибуции
исходили из следующих положений: 1)
люди в процессе межличностного восприятия
и познания не ограничиваются получением
внешне наблюдаемых сведений, но стремятся
к выяснению причин поведения
и выводам, касающимся соответствующих
личностных качеств наблюдаемого человека;
2) поскольку информация о человеке,
получаемая в результате наблюдения,
чаще всего недостаточна для надежных
выводов, наблюдатель находит вероятные
причины поведения, соответствующие
черты личности и приписывает
их наблюдаемому человеку; 3. ) такая
причинная интерпретация
Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.
Сущность теорий атрибуции. «Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, — пишет Л.Д.Росс, — рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы» — как он интерпретирует свое поведение и поведение других». Такие широкие цели изучения явились следствием иного представления о человеке, чем это имело место в бихевиоризме или фрейдизме. Исследователями каузальной атрибуции каждый человек рассматривается как интуитивный психолог, равный по статусу психологу-исследователю. Цель профессионального психолога — познать способы восприятия и понимания событий и людей, которые использует интуитивный психолог.
Основоположником исследований атрибутивных
процессов считается Ф. Хайдер. Суть
предложенной им концепции такова.
Человек стремится к
Многие положения концепции
Хайдера были проверены и подтверждены
экспериментально. Сам Хайдер ссылается
на эксперимент М.Циллига, проведенный
еще в 1928 г. В этом эксперименте две
группы детей — популярных и непопулярных
— выступали перед своими одноклассниками
с гимнастическими
В своих исследованиях того, как
мы интерпретируем окружающий мир, социальные
психологи обнаружили обобщенную тенденцию,
которую назвали фундаментально
15 Примеры теории атрибуции (2023)
Теория атрибуции считает, что люди пытаются понять события и действия, приписывая событиям намерения, убеждения и чувства. Также утверждается, что мы склонны разделять причинность на две категории: внутренние (диспозиционные) факторы и внешние (ситуационные) факторы.
Книгу Фрица Хайдера « Психология межличностных отношений » (1958) обычно считают основополагающей работой, положившей начало этой области исследований.
Хайдер предположил, что люди будут объяснять действия как других, так и самих себя с точки зрения либо внутренних диспозиционных факторов, либо внешних ситуационных факторов.
После работы Хайдера другие теоретики предложили модели, пытающиеся объяснить, как и почему люди объясняют результаты, которые они получают непосредственно, и поведение других, за которыми они наблюдают (Jones & Davis, 1965; Kelley, 1967; Weiner, 1985).
Почему мы приписываем поведение причинно-следственной связи?
Считается, что мы пытаемся приписать событиям причинно-следственную связь, чтобы ощутить контроль над окружающей средой. Он преодолевает наш когнитивный диссонанс.
Атрибуционное поведение также может помочь нам разработать курс действий, который может либо сохранить, либо улучшить эту среду.
За последние 50 с лишним лет теория атрибуции сыграла заметную роль в образовании, социальной психологии, клинической психологии и теории управления.
Примеры теории атрибуции
- Проиграв 9 из 10 последних игр, команда начинает сомневаться в лидерских качествах тренера.
- Стелла считает, что ее ребенок невероятно умен, но ее учитель не очень хорош и сдерживает ее.
- Друг Хакима снова опаздывает. Вместо того, чтобы расстраиваться, он просто принимает тот факт, что пунктуальность не является одним из жизненных приоритетов его друга.
- Жасмин проходит мимо бездомного и предполагает, что он, вероятно, вырос в очень неблагополучной семье.
- Болельщики очень расстроены после поражения в близком матче. Они сразу обвиняют судей в плохом судействе.
- Кумар получил высшую оценку в классе на выпускном экзамене по химии, что он приписывает всему тому времени, которое он потратил на учебу.
- Спустя годы после неприятного развода Бет и Эндрю обвиняют друг друга в неудачном браке.
- Эвита выиграла еще одно соревнование по гимнастике, что ее родители приписывают ее отличным генам и природному таланту.
- Бен не может понять, почему его «лучший друг» продолжает говорить о нем плохо за его спиной.
- Мистер Джонс проезжает мимо местного продовольственного банка и обвиняет коррумпированных политиков и жадные корпорации в перемещении всех рабочих мест за границу.
Практические примеры теории атрибуции
1. Корыстная атрибуция
У людей есть базовая психологическая потребность смотреть на себя в положительном свете. На самом деле негативное отношение к себе является депрессивным симптомом и может быть психологически нездоровым.
Хайдер (1976) считал, что корыстная атрибуционная предвзятость широко распространена. Как он заявил,
«Человек склонен приписывать себе хорошие вещи, но страдает, когда приходится приписывать себе что-то не очень хорошее…» (с. 16).
Мезулис и др. (2004) провели метаанализ 266 исследований корыстных атрибуций. Исследователи смогли рассчитать размер эффекта для каждого исследования, что, по сути, является показателем того, насколько сильно одна переменная влияет на другую переменную.
Например, величина воздействия солнечного света на рост растений достаточно велика, тогда как влияние музыки, скорее всего, весьма слабо.
Результаты метаанализа были надежными:
«Общая величина эффекта предвзятости атрибуции была большой (d = 0,96) и может представлять собой одну из самых больших величин эффекта, продемонстрированных в психологических исследованиях познания на сегодняшний день» (стр. 738).
2. Предвзятые утверждения в зале суда
Представление доказательств относительно личности подсудимого может привести присяжных к совершению фундаментальной ошибки атрибуции. Это повышает вероятность того, что присяжные сочтут подсудимого виновным.
Согласно Dominioni et al. (2920), европейская правовая система полагается на вынесение вердиктов судьями, в то время как американская система возлагает ответственность на присяжных:
«Ученые-правоведы спорят о том, какая из этих двух систем лучше…» (стр. 261).
Исследователи провели исследование с использованием виньеток, которые предоставляли доказательства характера или не свидетельствовали о характере для студентов юридических факультетов и будущих судей.
Перефразируя: Результаты показали, что участники, участвовавшие в условиях свидетельских показаний, были более склонны связывать инцидент с поведением подсудимого (или менее склонны связывать его с ситуацией), чем участники с условием отсутствия свидетельских показаний.
Этот анализ также показывает, что студенты-юристы были более склонны приписывать инцидент поведению подсудимого (или менее склонны приписывать ситуации), чем будущие судьи (стр. 254).
3. Предвзятость актера-наблюдателя
Предвзятость актера-наблюдателя — это склонность людей приписывать ситуационные факторы своему собственному поведению, но в большей степени атрибуции, основанные на чертах, для других.
Эта тенденция была продемонстрирована в исследовании Nisbett et al. (1973). Исследователи попросили студентов колледжа подумать о своем поведении и о человеке, которого они знали, например, о своей матери или соседе по комнате.
Затем им было предложено обвести термин, который лучше всего описывает поведение этого человека. Эти термины различались в зависимости от черт характера или ситуации.
Результаты показали, что учащиеся с большей вероятностью обводят ситуационные термины для своего собственного поведения, но термины, основанные на характеристиках, для других.
Существует несколько возможных объяснений предвзятости актер-наблюдатель. Один сосредотачивается на доступности информации.
Например, мы гораздо лучше осведомлены о различных факторах, влияющих на наши собственные решения, чем на решения других людей, и можем просто наблюдать со стороны.
4. Ковариационная модель Келли
Иногда у нас есть значительная информация о поведении другого человека. Здесь в игру вступает ковариационная модель атрибуции Келли. Он исследует влияние нескольких факторов, влияющих на то, как мы объясняем поведение других.
Согласно Келли, мы рассматриваем три основные переменные:
- Консенсус: это связано с тем, как другие люди ведут себя таким же образом в подобной ситуации. Если Радж выглядит расстроенным из-за экзамена, и другие студенты тоже расстроены, то поведение Рэя находится на высоком уровне консенсуса.
- Отличительные особенности: это относится к тому, как человек действует в других ситуациях. Если Джим расстраивается в других ситуациях, эта отчетливость низкая.
- Постоянство: это связано с тем, как человек действует в другое время в ответ на ту же ситуацию. Если Радж расстраивается после каждого экзамена, значит, последовательность высока.
Например, если Радж всегда смеется при просмотре определенного шоу (высокая согласованность), не так много смеется над другими шоу (высокая отчетливость) и другие люди также смеются над этим шоу (высокий консенсус), тогда мы припишем Поведение Раджа к внешним факторам (шоу смешное).
Однако, если большинство людей не смеются над этим шоу (низкий консенсус), Радж смеется над многими шоу (низкая отчетливость) и Радж часто смеется над этим шоу (высокая согласованность), то мы можем приписать поведение Раджа внутренние факторы (Радж любит посмеяться).
5. Локус причинности Вайнера
Бернард Вайнер (1985) сосредоточил свою теорию атрибуции на том, как люди объясняют успех и неудачу. Согласно его теории, объяснения могут быть основаны на личных факторах, таких как способности или усилия, и ситуационных факторах, таких как удача или сложность задачи.
Это привело к схеме классификации 2 x 2:
«Способность описывалась как внутренняя и стабильная, усилие — как внутреннее и нестабильное, трудность задачи — как внешняя и стабильная, а удача — как внешняя и нестабильная» (с. 551).
Однако из-за недостатков этой схемы было добавлено третье измерение, обозначенное управляемостью .
Хотя способность раньше считалась внутренней и стабильной, это может быть не совсем так. Например, в случае со спортом можно улучшить свои способности с помощью практики.
Точно так же, хотя изначально Вайнер считал усилие внутренним и нестабильным, это не всегда так; как в случае с ленивым или вообще немотивированным человеком.
Только принимая во внимание все три аспекта причинности, можно разработать концептуальную основу с истинной объяснительной силой.
См. соответствующую концепцию: Теория локуса контроля
Заключение
Теория атрибуции пытается объяснить, как и почему люди объясняют поведение других и самих себя. За несколько десятилетий исследований было разработано несколько выдающихся теорий и получены последовательные результаты.
Одним из самых убедительных открытий является то, что люди прибегают к корыстным атрибуциям, которые приписывают им успех, но отрицают ответственность за неудачи.
Хотя обычно мы объясняем свое поведение ситуационными факторами, мы склонны рассматривать действия других как производные от таких диспозиционных факторов, как их личность.
Несмотря на кажущуюся безобидность в повседневной жизни, предвзятость атрибуции может иметь серьезные последствия в правовой системе. Присяжные могут быть более склонны считать ответчика ответственным за свои действия и меньше доверять ситуационным факторам.
Ссылки
Доминиони, Г., Десмет, П., и Висшер, Л. (2020). Судьи против присяжных: необъективные атрибуции в зале суда. Cornell International Law Journal, 52, 235-265.
Heider, F. (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.
Хайдер, Ф. (1976). Беседа с Фрицем Хайдером. В JH Harvey, WJ Ickes и RF Kidd (Eds.), New Directions in Attribution Research (Том 1, стр. 3-18). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Джонс, Э. Э., и Дэвис, К. Э. (1965) От действий к диспозициям: процесс атрибуции в социальной психологии, в Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 2, стр. 219- 266), Нью-Йорк: Академик Пресс.
Келли, Х. Х. (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation (том 15, стр. 192-238). Линкольн: Университет Небраски Press.
Мезулис, Эми и Абрамсон, Лин и Хайд, Джанет и Ханкин, Бенджамин. (2004). Существует ли универсальная положительная предвзятость в атрибуциях? Метааналитический обзор индивидуальных, возрастных и культурных различий в корыстной атрибуционной предвзятости. Психологический бюллетень, 130, 711-47. https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.5.711
Нисбетт, Р. Э., Капуто, К., Легант, П., и Маречек, Дж. (1973). Поведение, как его видит актер и как видит наблюдатель. Журнал личности и социальной психологии, 27 (2), 154–164.
Вайнер, Б. (2010). Теория атрибуции. https://doi.org/10.1002/9780470479216.corpsy0098
Вайнер, Б. (1985). Атрибуционная теория мотивации достижения и эмоций. Психологический обзор, 92, 548-73. https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Причинная атрибуция проблем с психическим здоровьем и депрессивных симптомов у пожилых сомалийских беженцев в Финляндии
. 2017 Апрель; 54 (2): 211-238.
дои: 10. 1177/1363461516689003. Epub 2017 1 января.
Сайя Куиттинен 1 , Мулки Мёлься 2 , Райя-Лина Пунамяки 1 , Марья Тииликайнен 2 , Марья-Лиза Хонкасало 3
Принадлежности
- 1 Университет Тампере.
- 2 Университет Хельсинки.
- 3 Университет Турку.
- PMID: 28398194
- DOI: 10. 1177/1363461516689003
Сайя Куиттинен и др. Транскульт психиатрии. 2017 Апрель
. 2017 Апрель; 54 (2): 211-238.
дои: 10.1177/1363461516689003. Epub 2017 1 января.
Авторы
Сайя Куиттинен 1 , Мулки Мёлься 2 , Райя-Лина Пунамяки 1 , Марья Тииликайнен 2 , Марья-Лиза Хонкасало 3
Принадлежности
- 1 Университет Тампере.
- 2 Университет Хельсинки.
- 3 Университет Турку.
- PMID: 28398194
- DOI: 10.1177/1363461516689003
Абстрактный
Причинная атрибуция проблем с психическим здоровьем играет решающую роль в формировании и дифференциации переживаний болезни в различных социокультурных и этнических группах. Цели этого исследования заключались в следующем: (а) проанализировать причинно-следственные связи проблем с психическим здоровьем у пожилых сомалийских беженцев; (б) изучить связи между демографическими и диагностическими характеристиками, косвенными показателями аккультурации и причинно-следственными атрибуциями; и (в) проанализировать связи между каузальными атрибуциями и проявлением сомато-аффективных и когнитивных депрессивных симптомов. Выборку из 128 сомалийских беженцев в возрасте 50-80 лет, проживающих в Финляндии, попросили перечислить три основные причины проблем с психическим здоровьем. Депрессивные симптомы анализировали с помощью шкалы депрессии Бека (BDI). Результаты показали, что наиболее часто подтверждаемыми причинными атрибуциями проблем с психическим здоровьем были джинны, ревность, связанная с полигамными отношениями, и различные жизненные проблемы. Мы определили пять категорий атрибуции: (а) соматические, (б) межличностные, (в) психологические, (г) жизненный опыт и (д) религиозные причины. Наиболее распространенными категориями причинной атрибуции были жизненный опыт и межличностные причины проблем с психическим здоровьем. Мужчины, как правило, связывают проблемы с психическим здоровьем с соматическими и психологическими причинами, а женщины — с межличностными и религиозными причинами. Возраст и прокси-индикаторы аккультурации не были связаны с причинно-следственными атрибуциями. Участники с психиатрическим диагнозом и/или историей лечения сообщили о большем количестве соматических и психологических атрибуций, чем другие участники. Наконец, те, кто связывал проблемы с психическим здоровьем с жизненным опытом (например, с войной), сообщали о незначительно меньшем количестве когнитивных депрессивных симптомов (например, чувства вины), чем те, кто этого не делал. Результаты обсуждаются в отношении биомедицинских моделей психического здоровья, использования услуг, иммиграционного опыта и культурно значимых моделей проявления симптомов.
Ключевые слова: сомалийцы; причинные атрибуции; депрессивные симптомы; объяснительные модели; душевное здоровье; беженцы.
Похожие статьи
Психическое и соматическое здоровье, а также факторы до и после миграции среди пожилых сомалийских беженцев в Финляндии.
Мёлься М., Пунамяки Р.Л., Саарни С.И., Тииликайнен М., Куиттинен С., Хонкасало М.Л. Mölsä M, et al. Транскульт психиатрии. 2014 авг;51(4):499-525. дои: 10.1177/1363461514526630. Epub 2014 19 марта. Транскульт психиатрии. 2014. PMID: 24648488
Психическое здоровье пожилых беженцев: роль травмы, дискриминации и религиозности.
Мёлься М., Куиттинен С., Тииликайнен М., Хонкасало М.Л., Пунамяки Р.Л. Mölsä M, et al. Старение психического здоровья. 2017 авг; 21 (8): 829-837. дои: 10.1080/13607863.2016.1165183. Epub 2016 15 апр. Старение психического здоровья. 2017. PMID: 27080403
Дискриминация и психическое здоровье среди сомалийских подростков-беженцев: роль аккультурации и пола.
Эллис Б.Х., Макдональд Х.З., Кланк-Гиллис Дж., Линкольн А., Струнин Л., Кабрал Х.Дж. Эллис Б.Х. и соавт. Am J Ортопсихиатрия. 2010 окт; 80 (4): 564-75. doi: 10.1111/j.1939-0025.2010.01061.x. Am J Ортопсихиатрия. 2010. PMID: 20950297
Использование медицинских услуг и предпочтение психиатрической помощи среди пожилых иммигрантов из Сомали в Финляндии.
Мёлься М., Тииликайнен М., Пунамяки Р.Л. Mölsä M, et al. Этническое здоровье. 2019 августа; 24 (6): 607-622. дои: 10.1080/13557858.2017.1346182. Epub 2017 3 июля. Этническое здоровье. 2019. PMID: 28669226
Травмированные беженцы: заболеваемость, лечение и предикторы исхода.
Бухманн CB. Буман КБ. Dan Med J. 2014 Aug;61(8):B4871. Дэн Мед Дж. 2014. PMID: 25162447 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Имеют ли значение пол и страна проживания? Исследование смешанных методов причинных убеждений непрофессионалов о посттравматическом стрессовом расстройстве.
Мейер С., Хайнцль Л., Камписиу С., Трилива С., Кнавелсруд С., Стаммель Н. Мейер С. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 14 сентября; 19(18):11594. дои: 10.3390/ijerph291811594. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36141867 Бесплатная статья ЧВК.
Перемещение, многоженство, романтическая ревность и насилие со стороны интимного партнера: качественное исследование среди сомалийских беженцев в Эфиопии.
Абудулай Ф., Пишон М., Буллер А.М., Скотт Дж., Шарма В. Абудулай Ф. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 9 мая; 19(9):5757. дои: 10.3390/ijerph29095757. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35565149 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние на рутинную психиатрическую диагностическую практику внедрения интервью по культурным формулировкам DSM-5: практическое РКИ в Швеции.
Валлин М.И., Галанти М.Р., Невонен Л., Льюис-Фернандес Р., Бернхильм С. Валлин М.И. и соавт. БМС Психиатрия. 2022 25 февраля; 22 (1): 149. дои: 10.1186/s12888-022-03791-9. БМС Психиатрия. 2022. PMID: 35216555 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Мигранты недопредставлены в службах охраны психического здоровья и реабилитации – исследование и результаты регистрации взрослых русского, сомалийского и курдского происхождения в Финляндии.
Кастанеда А.Е., Чиленти К., Раск С., Лилья Э., Скогберг Н., Куусио Х., Салама Э., Лахти Дж., Эловайнио М., Сувисаари Дж., Коскинен С., Копонен П. Кастанеда А.Э. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 27 августа; 17 (17): 6223. дои: 10.3390/Jerph27176223. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 32867157 Бесплатная статья ЧВК.