Принцип толерантности и его особенности
Ключевые слова: толерантность, конфессиональные отношения, этнокультура, мировоззрение, гуманизм.
В современном глобализационном мире активно обсуждаются проблемы толерантности как терпимости к различным (обусловленным зачастую несовместимыми различиями образа жизни, традицией, мировоззрением, культурой, политическими взглядами, религиозными убеждениями). Толерантность (терпимость) определенная мировоззренческая нравственно-психологическая установка личности на то в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру. В современной научной литературе дается следующее определение терпимости: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческих индивидуальностей. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Если говорить о проблеме толерантности, то следует заметить, что в философском рассмотрении толерантности вообще и этнокультурной толерантности в частности уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» и «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Уже в легенде о Солоне и Анахарсисе противопоставление эллинов и варваров преодолевается в надэтнической ценности дружбы [2]. Геродот в своем описании разнообразных обычаев и нравов, как эллинов, так и варваров оценивает их с позиции общечеловеческой ценности [3]. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии. В частности можно отметить трактат «О веротерпимости» Д.Локка, открывшего либеральный подход к истолкованию толерантности [4], а также работу «К вечному миру» И.
Канта [5], «Патриотизм или мир» Л. Н. Толстого [6].Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности [7]. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности. Вместе с тем данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий становится объектом критического анализа. Ведь природа толерантности должна быть обращена не только к практикам межкультурного взаимодействия, но и к внутриличностным структурам, к механизмам формирования толерантности как социокультурного феномена.
В настоящее время в исследовании проблемы толерантности, наибольший интерес вызывает функционирование данного принципа в различных сферах человеческой деятельности. Так, реализация толерантности как практического принципа в сфере политики связана с характером вводимых в общество норм. Введение норм неполитического характера сопровождается толерантным отношением к ним со стороны общества. Политические же нормы в принципе не могут быть толерантно приняты всеми субъектами, так как они вводятся в основном с помощью системы принуждения, допускающей насилие в отношении несогласных (индивиды, социальные группы, политические партии). Наличие в обществе несогласных — свидетельство того, что в принятии одной и той же нормы субъекты ведут себя по-разному: гражданское общество и отдельная личность могут быть нетерпимы к норме, в отношении которой власть толерантна [8].
Такое положение объясняется разномасштабностью интересов субъектов и необходимостью их соподчинения друг другу. Отказ от насилия как нормы жизни и части официальной идеологии возможен лишь в условиях демократического режима, который создает условия для полноценного демократического диалога, участником которого является сама власть. С другой стороны, формирование демократии возможно лишь в обществе, разделяющем ценности свободы и терпимости. Следовательно, культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания есть необходимое условие создания демократического режима, который в свою очередь, обеспечивает функционирование в обществе толерантности в качестве этического императива, позволяющего сохранить общественное согласие и социальную стабильность даже в периоды острых социальных кризисов. В мировой политике принцип толерантности проведен в жизнь на уровне равнозначных субъектов, когда социальные противоречия на мировой арене не исключают политических соглашений, компромиссов и сотрудничества для достижения общей цели, или решения проблем глобального характера.Что касается реализации принципа толерантности в области веротерпимости, то следует заметить, что любая религия как форма мировоззрения, изначально содержит данный принцип, но до той пары и той степени, пока не оформляется в социальный институт. Институализация религии есть следствие формирования централизованной государственной власти.
Независимо от специфики связи между институализированной религией и государством в общественном сознании утверждаются различные формы нетерпимости, так как вера подменяется идеологией [9]. С этого времени веротерпимость реализуется в сознании людей чаще всего лишь на уровне личной позиции, или же санкционируется государством в форме юридических законов. В общественном сознании западноевропейского общества религиозная толерантность проведена в интересах государства в форме юридических законов. Но, однако, даже в советских обществах, где существует сильная централизованная власть религии придаётся характер государственной идеологии, таким образом, толерантность в религиозных отношениях проводится непоследовательно, реализовывается в основном на уровне личной позиции как нравственная норма, что приводит к чередованию веротерпимости с конфессиональным фанатизмом и национализмом. Таким образом,Актуальность и трудности обеспечения религиозной толерантности в современном мире обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями, когда вопросы свободы совести решались иногда в угоду политическим интересам государства или определенных партий. Сложным поликонфессиональным полиэтническим составом населения. Необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями, а также между традиционными религиями и новыми эзотерическими. Взаимоотношениями между верующими и неверующими или не определившимися в своих мировоззренческих исканиях, и неизжитой практикой нарушения конституциональных норм проявлениями среди определенных групп населения, в том числе в молодежной среде, экстремизма в различных формах нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам [9].
Воспитание в духе толерантности зависит от объективного и многостороннего учета сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовать отрицательные факторы. Имеет значение и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации. Эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных объективных предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей в межконфессиональных отношениях. Нередко случаи проявления предпочтений одной, как правило самой распространенной религии, что влечет ущемление интересов других и обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоречивые эксцессы.
Для утверждения идей толерантности, чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций, они оказывают на своих приверженцев с самого молодого возраста значительное умиротворяющее воздействие, влияют на формирование их культуры — бытовой и политической. Активная деятельность массовых религиозных организаций, их лидеров особенно необходима при социальных и национальных противостояниях. Важно подчеркнуть, что особое значение имеет форма сотрудничества самих религиозных деятелей различных конфессий их грамотность и умение демократически противостоять радикалистским и экстремистским идеям.
В формировании идей толерантности в обществе немало зависит и от интеллектуальной элиты. Представители различных групп интеллигенции, особенно занятых в средствах массовой информации. Нет необходимости подробно говорить о том, что в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок трудно переоценить значение телевидения, печати, электронных средств информации. Поэтому в сфере этноконфессиональных отношений многое зависит от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков. От характера освещения истории взаимоотношения общностей. При этом следует избегать выпячивания прошлых и нынешних обид, а необходимо объективно раскрывать то хорошее, что было в их отношениях, чем они обязаны друг другу, какие заимствования были осуществлены в области государственной организации, политической культуры, в навыках хозяйствования, торговли, во всем взаимообогащающем диалоге культур. Наиболее сложно принцип толерантности реализуется в сфере этнонациональных отношениях. Трудность реализации данного принципа сопряжена с различным пониманием терпимости, что объясняется спецификой культурных традиций и спецификой исторически сложившихся типов сознания и форм поведения людей. Большинства исследователей данной проблемы считают, что этнические конфликты связаны, прежде всего, с социальной нестабильностью, низким уровнем жизни населения, административно-насильственным способом соединение этносов [9].
Универсального механизма разрешения национально-этнических конфликтов пока нет. Так как каждый конфликт представляет собой тесное переплетение конфликтов ценностей и конфликтов интересов, каждый из которых обладает своей спецификой, а потому требует собственного основания для разрешения. Но, однако, в современном мире существуют предпосылки реализации принципа толерантности в отношениях между этносами и нациями как осознание людьми общности своего происхождения и формирования человечества как целого с развитыми полиэтническими связями.
Соблюдение принципа толерантности позволяет добиться гармоничного сочетания неизбежных интернациональных процессов с закономерными процессами национальной дифференциации. Толерантность в национально-этнических отношениях подразумевает необходимость признания обществом двойного этнического самосознания, присущего человеку полиэтнического общества. Оно должно быть признано как законное человеческое состояние. В таком случае имеющимся национально-культурным отличиям не будет придаваться самодовлеющего и институционного значения, а люди перестанут быть помехой друг для друга. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок мира и гармонии в современном мире.
Литература:
- Обозов Н. Н. Межэтнические отношения. Л., 2010. с-112
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.,1986. с-571.
- Геродот. История М.,1993. с-600.
- Локк Д. Опыт веротерпимости Соч в 3-х т Т-3 М.,1988. с-66.
- Кант И. К вечному миру. М.,1998.
- Толстой Л. Патриотизм или мир Собр соч.М.,1998.
- Декларация принципов толерантности (Париж 16.11.1995) электронный ресурс httр:// www. un. org/ ru/ documehts/ declconv/deciarations/toleranc. shtml
- Магомедова Е. Н. Веротерпимость как форма толерантности. Зерноград.,2000.
- Толерантность. Сб.статей под ред.М.Мчедлова. М.,2004 с-400- 415.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, общественное сознание, принцип толерантности, проблема толерантности, современный мир, толерантность, демократический режим, личная позиция, мировая политика, правильное понимание.
Декларация принципов терпимости — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года,
Преамбула
памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны . .. вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности … и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
- Международный пакт о гражданских и политических правах,
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
- Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
- Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
- Конвенцию о правах ребенка,
- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,
- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,
- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
- Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,
- Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,
- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,
- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5. 14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую
Декларацию принципов терпимости
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,
мы заявляем следующее:
Статья 1 — Понятие терпимости
1. 1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2 Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 — Государственный уровень
2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1. 2).
Статья 3 — Социальные аспекты
3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2 Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4 — Воспитание
4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5 — Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 — Международный день, посвященный терпимости
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.
Декларация принципов толерантности
Изображение juliaf
Допуск. Люди должны уважать друг друга во всем разнообразии верований, культур и языков. Различия внутри обществ и между обществами не следует ни бояться, ни подавлять, их следует лелеять как драгоценное достояние человечества. Следует активно продвигать культуру мира и диалога между всеми цивилизациями.
(Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, сентябрь 2000 г., параграф 6)
Знаете ли вы, что в мире существует более 2000 официальных языков и около 4000 языков коренных народов? Гуляя по многолюдным улицам Нью-Йорка, я слышу множество людей — они здесь живут или это туристы? — говорить на языках за пределами моего понимания. И каждый раз, когда я слышу мелодию незнакомого языка, я улыбаюсь, и мое сердце подпрыгивает… Неспособность понять — прекрасное напоминание о том, что мир намного больше, чем моя собственная односторонняя и узкая перспектива.
Жизнь в Нью-Йорке заставляет меня задуматься о том, что нужно, помимо фактического знания иностранного языка, чтобы передвигаться по такой буквальной Вавилонской башне. Каковы некоторые из составляющих мирного сосуществования среди языкового, культурного, этнического, религиозного и других проявлений разнообразия, чтобы в нашей глобальной деревне мы могли уважать различия и уважать достоинство каждого человека? Изучение и практика толерантности, кажется, является неотъемлемой частью ответа.
Декларация принципов толерантности была принята в Париже в 1995 году государствами-членами ЮНЕСКО – Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Год спустя Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила всем государствам-членам ООН рассмотреть возможность применения Декларации принципов на национальном уровне. Декларация принципов описывает толерантность следующим образом:
1.1 Толерантность – это уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов быть людьми. Ему способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это гармония в различии. Это не только моральный долг, но и политическое и юридическое требование. Терпимость, добродетель, делающая возможным мир, способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Терпимость – это не уступка, снисхождение или снисходительность. Толерантность – это, прежде всего, активная позиция, обусловленная признанием универсальных прав человека и основных свобод других. Ни при каких обстоятельствах он не может использоваться для оправдания нарушений этих фундаментальных ценностей. Терпимость должна проявляться отдельными лицами, группами и государствами.
1.3 Толерантность – это ответственность, которая поддерживает права человека, плюрализм (включая культурный плюрализм), демократию и верховенство закона. Он предполагает отказ от догматизма и абсолютизма и подтверждает стандарты, изложенные в международных документах по правам человека.
1.4 В соответствии с уважением к правам человека практика терпимости не означает терпимости к социальной несправедливости или отказу от своих убеждений или их ослаблению. Это означает, что человек свободен придерживаться своих собственных убеждений и соглашается с тем, что другие придерживаются своих. Это означает признание того факта, что люди, от природы разные по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, имеют право жить в мире и быть такими, какие они есть. Это также означает, что нельзя навязывать свои взгляды другим.
Как преподаватели трансформации, мы призваны учить терпимости и применять ее в своей жизни. Какой шаг может предпринять каждый из нас 16 ноября -го года, чтобы сделать это обязательство более заметным?
Cecile Meijer, rscj, офис НПО
октябрь 2011 г.
Календарь:
- Права человека
- Мир
13. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
(Принята и провозглашена государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, Франция, 16 ноября 1995)
Государства-члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , собравшиеся в Париже на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции с 25 октября по 16 ноября 1995 года.
[…]
Напоминая также , что Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «мнений и их свободное выражение» (статья 19) и что на образование должны способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми или религиозными группами» (статья 26),
Принимая во внимание соответствующих международных договоров, включая:
— Международный пакт о гражданских и политических правах,
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
– Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
— Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
— Конвенция о правах ребенка,
— Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и ее 1967 Протокол и региональные документы,
– Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
– Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
– Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости На основании религии или убеждений,
– Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
– Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,
— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека,
— Копенгагенская декларация и Программа действий, принятые Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития,
— Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
— ЮНЕСКО Конвенция и рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования,
Принимая во внимание цели Третьего Десятилетия борьбы против расизма и расовой дискриминации, Всемирного десятилетия образования в области прав человека и Международного десятилетия коренных народов мира,
[. ..]
Подчеркивая обязанности государств-членов развивать и поощрять соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, национального происхождения, религии или инвалидности, и бороться с нетерпимостью,
Принять и торжественно провозгласить настоящую Декларацию принципов терпимости
Решительно принять все позитивные меры, необходимые для поощрения терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только лелеемым принципом, но и необходимостью для мира и для экономического и социального прогресса всех народов.
Мы заявляем следующее:
[…]
Статья 4 — Образование
4.1 Образование является наиболее эффективным средством предотвращения нетерпимости. Первым шагом в обучении толерантности является обучение людей их общим правам и свободам, с тем чтобы их можно было уважать, а также поощрение желания защищать интересы других.
4.2 Обучение толерантности следует рассматривать как неотложную необходимость; Вот почему необходимо продвигать систематические и рациональные методы обучения толерантности, которые будут направлены на устранение культурных, социальных, экономических, политических и религиозных источников нетерпимости — основных корней насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, а также между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами и нациями.
4.3 Воспитание толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, которое ведет к страху и отчуждению других, и должно помочь молодым людям развить способность к независимому суждению, критическому мышлению и этическим рассуждениям.
4.4 Мы обязуемся поддерживать и реализовывать программы исследований и образования в области социальных наук в духе терпимости, прав человека и ненасилия.