Приведите примеры зрительных слуховых осязательных обонятельных и вкусовых: Приведите примеры зрительных,слуховых,осязательных,обонятельных и вкусовых знаков. Какие типы знаков применяются в человеческом общении?…

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) | Кодирование информации с помощью знаковых систем





Содержание урока

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.3. Кодирование информации


1.2.1. Знаки: форма и значение

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры (они используются в письменной речи), знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.

К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки (они используются в устной речи), а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.

Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации. К разряду осязательных знаков принадлежат также жесты-касания: рукопожатия, похлопывания по плечу и др.

В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением.

Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Компьютер.

Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Иконические знаки и символы

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то без применения специальных методов дешифровки содержание передаваемого текста понять невозможно.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых знаков. Какие типы знаков применяются в человеческом общении?

2. Приведите примеры знаков в форме сигналов.

3. В чем состоит различие между иконическими знаками и символами?

4. Приведите примеры символов, которые могут иметь несколько значений.

Cкачать материалы урока




Кодирование информации с помощью знаковых систем

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.

К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.

Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации.

В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер.

Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ .

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

Таблица 2.1. Иконические знаки и символы

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.

Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак «О» используется в качестве:

    — буквы «О» в русском алфавите;
    — буквы «О» [ou] в английском алфавите;
    — цифры 0 в системах счисления;
    — символа химического элемента «О» (кислорода) в таблице Д. И. Менделеева.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых знаков. Какие типы знаков применяются в человеческом общении?

2. Приведите примеры знаков в форме сигналов.

3. В чем состоит различие между иконическими знаками и символами?

4. Приведите примеры символов, которые имеют различное значение в нескольких знаковых системах.

Знаковые системы

Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом пункте.

Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).

В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.

На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.

Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.

Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.

Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).

Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.

Генетический алфавит. Генетический алфавит является «азбукой», на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.

Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.

Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из четырех различных молекулярных фрагментов (рис. 1.6). Фрагменты образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т}.

Рис 1. 6 Модель молекулы генетического кода

Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса — 0, есть импульс — 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние — 0, другое состояние — 1).

Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).

В 60-е годы XX века в СССР учеными Московского государственного университета была разработана и запущена в производство ЭВМ «Сетунь» (всего было произведено 50 экземпляров) (рис. 1.7). «Сетунь» использовала троичное кодирование информации и, соответственно, состояла из устройств, способных находиться в одном из трех возможных состояний.

Рис. 1.7. ЭВМ «Сетунь»

Каковы 5 типов образов в литературе?

Всякий раз, когда мы читаем книгу, мы переносимся в другие места, в другие времена. Нам кажется, что мы стоим в одиночестве на мощеных улицах Эдинбурга или потягиваем чай с вершины горы Фудзи. Но это гораздо больше, чем картинка в нашем уме или воображаемый звук.

Зрительные и слуховые образы — это лишь две из пяти форм образов. Какие пять типов образов существуют в литературе? Возьми нас за руку, глубоко вздохни с удовлетворением и приготовься прокатить свои чувства по каждой из этих пяти форм образов.

Визуальные образы конфетти, вырывающиеся из книги

Реклама

Визуальные образы

Визуальные образы являются наиболее распространенной формой образов в литературе. По своей сути каждая история состоит из пяти элементов: вступление, нарастающее действие, кульминация, затяжное действие и развязка. С каждым из этих элементов связаны яркие изображения персонажей и пейзажей, что делает визуальные образы не только обычными, но и первостепенными.

Если автор пишет: «У нее были каштановые волосы с мерцающими золотыми оттенками», это визуальные образы, описывающие внешность персонажа. Если автор пишет: «Древние ивы качаются в лунном свете», мы наслаждаемся визуальными образами, когда он или она создает сцену.

Вот прекрасный пример визуальных образов из Паутина Шарлотты от Э.Б. Белый:

В плотно утрамбованной грязи на полпути, после того, как яркий свет погас и люди легли спать, вы найдете настоящее сокровище из кусочков попкорна, замороженных заварных капель, засахаренных яблок, брошенных уставшими детьми, кристаллы сахарной пудры, соленый миндаль, фруктовое мороженое, частично обглоданные рожки мороженого и деревянные палочки леденцов.

Обонятельные образы

Наука доказала, что наше обоняние является нашей самой прочной связью с прошлым. Один дуновение любимого цветка нашей мамы может вернуть нас в прошлое. Неудивительно, что авторы хотят использовать некоторые из них.

Итак, когда главный герой романа заходит на кухню своей матери и улавливает маслянистый аромат лепешек, танцующих в воздухе в знак приветствия, не удивляйтесь, если эта сцена вернет вас к кухонному табурету вашей бабушки из детства.

Роман Патрика Зюскинда, Perfume: The Story of a Murderer основан на главном герое, обладающем сверхъестественным обонянием. В этом отрывке и на протяжении всего романа Зюскинд увлекает нас в удивительное обонятельное путешествие:

В то время, о котором мы говорим, в городах царило зловоние, едва постижимое для нас, современных мужчин и женщин. Улицы провоняли навозом, дворы мочой, подъезды пахли гниющими дровами и крысиным пометом, кухни испорченной капустой и бараньим жиром; в непроветриваемых гостиных пахло затхлой пылью, в спальнях — засаленными простынями, сырыми перинами и остро-сладким ароматом ночных горшков. От дымоходов пахло серой, от кожевенных заводов — зловоние едкого щелока, от скотобоен — смрад запекшейся крови. От людей воняет потом и нестираной одеждой; от их ртов исходил смрад гниющих зубов, от их животов — от лука, а от их тел, если они были уже не очень молоды, исходил смрад прогорклого сыра, кислого молока и опухолевой болезни.

Вкусовые образы

Вкусовые образы связаны с нашими вкусовыми рецепторами. После того, как вы перестанете нюхать эти лепешки, вам захочется вонзить в них зубы. Все дело в вашем чувстве вкуса.

Надеюсь, автор продолжит вести вас по этой сенсорной дороге, пока вы представляете, как откусываете одну из этих теплых лепешек, пока смесь муки, масла и клубничного джема танцует на вашем языке. Если вам повезет, вы даже запьете его сладким глотком медово-лимонного чая. Все в вашем воображении, конечно.

Вы бы не подумали, что вкус грязи понравится автору. Но Габриэль Гарсиа Маркес хорошо известен и любим не просто так. Он ведет нас в новые и захватывающие места. Обратите внимание на соленые слезы и горький вкус земли в этом отрывке, взятом из «Сто лет одиночества» :

В дождливые дни, вышивая с группой друзей на крыльце бегонии, она теряла нить. разговора, и слеза ностальгии посолит ей нёбо, когда она увидит полоски сырой земли и кучи грязи, которые дождевые черви накопали в саду. Эти тайные вкусы, побежденные в прошлом апельсинами и ревенем, вырвались в неудержимое побуждение, когда она заплакала. Она вернулась к тому, чтобы есть землю. Первый раз она сделала это почти из любопытства, уверенная, что дурной привкус будет лучшим лекарством от соблазна. И в самом деле, она не могла терпеть землю во рту. Но она выстояла, преодолевая растущее беспокойство, и мало-помалу к ней возвращался ее наследственный аппетит, вкус первичных минералов, безудержное удовлетворение тем, что было первоначальной пищей.

Реклама

Тактильные образы

Тактильные образы воздействуют на наше осязание. Возможно, продавец в магазине в Ирландии завернет свою покупательницу в кашемировую накидку ручной работы, в то время как шелковистый шерстяной ветерок мягко шепчет ее руку.

Или, может быть, тот же персонаж прогуляется по Шотландскому нагорью и потеряет равновесие, перепрыгнув через ручей и задев колючие кусты ежевики, которые царапают и царапают ее кожу.

Взглянем на всеми любимого американца — Форреста Гампа. До того, как Том Хэнкс сделал его хитом-блокбастером, Уинстон Грум написал захватывающий роман с таким же названием. Не позволяйте всем опечаткам обмануть вас. Просто Форрест есть Форрест. Обратите внимание, однако, на «жгучий» дождь и на то, как он может ощущаться, когда он идет боком:

Дождь начался в один день и не прекращался два месяца. Мы шли сквозь самые разные дожди, будь то мокрый снег или град. Иногда шел мелкий промозглый дождь, а иногда — большой жирный дождь. Он шел боком и прямо вниз, а иногда даже казалось, что он поднимается из-под земли.

Слуховые образы

Наконец, слуховые образы обращаются к нашему слуху. Возможно, счастливая пара подхватит своего новорожденного щенка посреди ночи, потому что его тявканье разрывало их барабанные перепонки — и их сердца.

А когда они выведут щенка на прогулку, холодный осенний воздух будет шептать им по щекам, пока они хрустят листьями на тротуаре, борются с визгом ветра и защищаются от гула городского шума вокруг них.

Вот пример слухового образа. Кричащие птицы и бьющийся прибой почти не ведут нас туда. Наслаждайтесь этим отрывком из романа Германа Мелвилла « Моби Дик :

» Теперь маленькие куры летали с криком над еще зияющей бездной; угрюмый белый прибой бился о его крутые бока; затем все рухнуло, и великая морская пелена покатилась вперед, как катилась пять тысяч лет назад.

Реклама

Live in Literature

Кому нужен фильм-блокбастер, чтобы увлечь нас сенсорной поездкой? Все, что вам нужно сделать, это открыть книгу, чтобы погрузиться в неизведанные миры. Прежде чем вы это осознаете, все пять ваших чувств с громоотводом отправятся в путешествие по шоссе воображения. И не позволяйте путешествию закончиться в конце главы. Позвольте поэзии сделать то же самое с этими образными стихотворениями.

Надписи на страницах не только цепляют читателя за сердце. Это также щекочет наши вкусовые рецепторы, вызывая тоску по булочкам Наны, имитируя ощущение прохладного бриза рядом с обтекаемыми ромашками. Чтобы узнать больше, насладитесь этими примерами образов, созданных Чарльзом Диккенсом и Дж.К. Роулинг.

Штатный писатель

Что такое сенсорная обработка? — Chicago Occupational Therapy

Наши сенсорные системы состоят из семи органов чувств: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового, вестибулярного и проприоцептивного. Сенсорная обработка — это то, как наши тела используют эти чувства для интерпретации окружающего мира и взаимодействия с ним. Наша нервная система получает информацию из окружающей среды (например, изображение, звук, запах, прикосновение), и эта информация поступает в наш мозг, где мы решаем, как реагировать на только что полученную информацию.

Эта реакция может быть быстрой, как рефлекс, или медленной и вдумчивой. В младенчестве и детстве наши сенсорные системы разрабатывают адаптивные способы получения сенсорной информации, ее интерпретации и формирования реакции, которая позволит нам участвовать в деятельности, которую мы хотим и должны делать каждый день.

Зрение

Зрительная система включает в себя остроту зрения, или остроту вашего зрения, а также зрительное восприятие, например способность различать сходства и различия между изображениями, а также сохранять и извлекать визуальную информацию для будущего использования. Зрение также является важным аспектом социальных взаимодействий и интерпретации выражений лица и языка тела.

Слуховая система (слух)

Слуховая система имеет решающее значение для определения качества и направления звуков. Эта информация важна для общения с семьей и друзьями, следования указаниям в классе и интерпретации того, находится ли звук прямо позади нас или в другом конце комнаты.

Тактильная (осязание)

Тактильная система позволяет нам различать, к каким местам нашего тела прикасаются, и является ли это прикосновение безопасным или опасным. Тактильная система встроена в специальные рецепторы на нашей коже и способна чувствовать прикосновение, температуру, давление и боль. Сочетание этих четырех чувств позволяет нам различать разные ощущения, такие как холодная вода или пчелиный укус.

Обоняние (запах)

Система обоняния позволяет нам различать различные запахи в окружающей среде. Эта информация может помочь нам определить безопасные или потенциально опасные ситуации. Например, запах дыма или что-то безопасное для еды.

Вкус (вкус)

Система вкуса позволяет различать четыре разных вкуса: сладкий, кислый, соленый и горький. Наше чувство вкуса тесно связано с нашим обонянием и аналогичным образом позволяет нам определять предпочтительные продукты, которые приятно есть, и те, которые могут быть потенциально опасными.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts