Психология зрительного восприятия: Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. Учебные издания НИУ ИТМО

Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия читать онлайн бесплатно

Здесь есть возможность читать онлайн «Ричард Грегори: Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1970, категория: Прочая научная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Ричард Грегори, известный исследователь зрительной системы, в своей книге делает попытку дать анализ мозговых механизмов зрительного восприятия человека, последовательно останавливаясь на той роли, которую играют в организации зрительного восприятия периферический аппарат глаза и центральные аппараты мозгового анализа и синтеза зрительной информации. Предисловие и общая редакция А.Р.Лурия и В.П.Зинченко.

Ричард Грегори: другие книги автора


Кто написал Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Интервал:

Закладка:

Сделать

1234567. ..96

Ричард Л. Грегори

«ГЛАЗА И МОЗГ»

Психология зрительного восприятия

Предисловие

Ежегодно в Советском Союзе и за рубежом выходит большое число книг, посвященных описанию работы зрительной системы. Глаз — это традиционный объект исследования физиков, астрономов, физиологов и психологов, а в последнее время — математиков и инженеров. Это естественно, так как зрительная система доставляет человеку до 90 % всей принимаемой им информации. Поэтому представителей самых различных областей науки и техники интересуют такие проблемы, как достоверность приема информации зрительной системой, увеличение скорости ее приема, компенсация расстройств зрительной системы, условия зрительного и эстетического комфорта и т. д.

В последние годы во многих лабораториях мира ведется интенсивная работа по созданию технических устройств, хотя бы в некоторых отношениях имитирующих работу глаза. Предлагаются самые различные модели (функциональные, аналоговые, математические), более, а чаще менее достоверно описывающие работу зрительной системы или ее элементов. По мере расширения этой работы все больше и больше выясняется изумительное совершенство зрительной системы, а соответственно и сложность поставленной задачи. Неудачи в ее решении заставляют исследователей изощряться и разрабатывать все более совершенные и тонкие приемы экспериментирования в области зрения. Эта работа ведется по многим линиям: от исследования ответов одиночного рецептора до исследования деятельности зрительной системы в целом и влияния свойств личности на восприятие. Сейчас, пожалуй, едва ли найдется хоть одна область исследования зрения, где не были бы предложены новые методические приемы и не получены чрезвычайно интересные результаты. Примерами может служить изучение влияния длительной сенсорной и перцептивной изоляции на восприятие, изучение сенсорной и перцептивной перегрузки, изучение сенсорных и перцептивных искажений, вызываемых различными оптическими и фармакологическими способами, изучение восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки, изучение процесса восстановления зрения у слепорожденных после удаления катаракты, изучение восприятия пространства и восприятия движений. Этот перечень можно было бы продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы согласиться с тем, что область исследования зрительной системы относится в настоящее время к числу наиболее интенсивно разрабатываемых в современной психологической науке. При этом очень многие исследования зрительной системы имеют первостепенное значение для решения практически важных проблем инженерной и космической психологии, технической эстетики, бионики.

Ричард Грегори, известный исследователь зрительной системы, написал превосходную и очень нужную книгу. Несмотря на ее кажущуюся популярность, это серьезная и вполне современная книга. Ее автор не упрощает проблематики исследования, говорит о теоретических и экспериментально-методических трудностях исследования того или иного вопроса. Он сообщает о новых достижениях и интерпретирует их на фоне традиционных гипотез и концепций. Особенный интерес представляет тот факт, что автор делает попытку дать анализ мозговых механизмов зрительного восприятия человека, последовательно останавливаясь на той роли, которую играют в организации зрительного восприятия как периферический аппарат глаза, так и центральные аппараты мозгового анализа и синтеза зрительной информации. Теоретические положения автора не всегда безупречны, но Р. Грегори не руководствуется никакими предвзятыми философскими концепциями и сам предупреждает о сложности теоретической интерпретации многих новых данных, а также о возможной недостаточной обоснованности некоторых выводов. B целом концепция Р. Грегори, рассматривающего восприятие как активный процесс, безусловно включающий обучение, весьма близка к концепциям зрительного восприятия, которые разрабатывают советские ученые. Однако нужно отчетливо представлять себе, что разработка теории зрения очень далека от завершения. В настоящее время существует более двух десятков теоретических трактовок зрительного восприятия, расходящихся по многим весьма существенным пунктам. И большое число фактов пока не укладывается в хорошо интегрированную теоретическую схему. Это, естественно, сознает и такой интересный и вдумчивый последователь, как Р. Грегори. Он указывает во многих случаях на трудности интерпретации тех или иных фактов. Но главное достоинство книги состоит в том, что она содержит чрезвычайно богатый материал, со вкусом подобранный автором из традиционной и главным образом современной экспериментальной психологии зрительного восприятия. Многие приводимые им данные будут новыми, а порой и неожиданными не только для широкого читателя, но и для специалистов различного профиля, занятых исследованием и моделированием зрительной системы. Хотелось бы отметить, что и собственные исследования автора в области зрительных иллюзий, также отраженные в книге, несомненно, привлекут внимание читателей.

Читать дальше

1234567…96

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Интервал:

Закладка:

Сделать

Похожие книги на «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.


Наталия Никитина

Лев Шильников

Марвин Минский

Дэвид Хьюбел

Оливер Сакс

Ксавьер Нил

Обсуждение, отзывы о книге «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Антикварная книга «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия» Грегори Р Л 1970,

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария.
      Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Грегори Р.

Л.

Иллюстрации

Зрительное восприятие | Департамент психологических и мозговых наук | College of Liberal Arts and Sciences

Зрение является основным порталом мозга в мир, и исследования зрительного восприятия имеют решающее значение не только для понимания мозговых механизмов зрения, но и для понимания того, как люди могут оптимизировать задачи, управляемые визуально. Наша исследовательская группа занимается изучением зрительных процессов среднего и высокого уровня, когда зрение взаимодействует с другими когнитивными и двигательными системами для поддержки разумного поведения. В частности, мы изучаем, как образ внешнего мира, доступный для глаз, трансформируется в осмысленное представление предметов, поверхностей и сцен. Кроме того, мы сосредоточимся на понимании механизмов внимания и контроля внимания, которые позволяют мозгу выбирать объекты, соответствующие текущим целям и поведению.

Группа по исследованию визуального восприятия состоит из трех основных лабораторий Департамента психологии и наук о мозге, которыми руководят профессора Эндрю Холлингворт, Кэтлин Мур, Дж. Тоби Мордкофф и Шон Весера. Кандидат наук. студенты и аспиранты, как правило, живут в одной из четырех лабораторий, но исследовательская группа тесно сотрудничает, и большинство студентов разрабатывают проекты, охватывающие лаборатории и консультантов. В дополнение к четырем лабораториям психологии и наук о мозге существует обширная сеть сотрудничества с другими исследовательскими группами в кампусе Университета Айовы, которые изучают связанные аспекты зрения и восприятия.

Присоединяйтесь к нашей группе, чтобы начать изучать зрительное восприятие вместе с нами в Айове! Мы рекомендуем заинтересованным аспирантам связаться с одним или несколькими основными преподавателями, прежде чем подавать заявку, чтобы обсудить исследовательские интересы и возможности. Студенты официально подают заявки в одну из трех широких областей подготовки выпускников (клиническая наука, когнитивная или поведенческая и когнитивная неврология) или через нашу индивидуальную программу обучения выпускников. Обучение в аспирантуре ориентировано на студентов, при этом программа обучения разработана для каждого студента для достижения его карьерных целей и подготовки к следующему этапу карьеры. Студенты проводят исследования с самого начала своей карьеры в аспирантуре, и им рекомендуется как можно скорее развивать независимые направления работы.

Участвующие преподаватели и их интересы описаны ниже:

  • Эндрю Холлингворт: Лаборатория профессора Холлингворта изучает широкий круг тем, посвященных пониманию взаимодействия между зрительным восприятием, вниманием, движениями глаз и зрительной памятью. Недавняя работа была сосредоточена на механизмах, с помощью которых человеческое внимание и взгляд контролируются для поддержки поведения в реальном мире и роли зрительной памяти в этих процессах. Кроме того, мы изучаем связь между механизмами отбора в зрении и аналогичными механизмами отбора в зрительной и пространственной памяти.
  • Кэтлин Мур:   Лаборатория профессора Мура занимается изучением зрительного восприятия и внимания, уделяя особое внимание тому, как зрительная система структурирует поступающую визуальную информацию (организация восприятия) и как эта структура влияет на другие аспекты визуальной обработки. Мы видим объекты в мире. Но это не та информация, которая воспринимается глазом. Ваши глаза, как и цифровой датчик в камере вашего телефона, регистрируют пространственные паттерны света (например, изменения интенсивности и длины волны в пространстве). Как зрительная система порождает восприятие мира объектов из этих пространственных паттернов света?
  • Дж. Тоби Мордкофф: Основное внимание в лаборатории профессора Мордкоффа уделяется природе ментальной архитектуры, особенно тому, как модули или подсистемы взаимосвязаны и как информация проходит через систему. Эта работа включает различные методы и подходы, в том числе традиционные измерения времени и точности отклика, силы отклика, математическое моделирование и симуляцию, а также психофизиологические измерения (например, потенциалы мозга, связанные с событиями).
  • Шон Весера:   Лаборатория профессора Весеры изучает многие аспекты того, как работает избирательное внимание, при этом большая часть нашей недавней работы сосредоточена на контроле внимания (как внимание знает, куда идти) и отвлечении внимания (как внимание направляется не туда). В нашей последней работе изучалось управление вниманием, основанное на опыте, то есть то, как опыт в рабочей среде помогает «настроить» внимание, чтобы оно стало более избирательным и сопротивлялось отвлечению (т. е. захвату внимания).

 

Простой словесный намек может изменить зрительное восприятие человека, особенно если он очень внушаем.

Новое психологическое исследование показывает, насколько легко повлиять на суждения человека, заставив его думать, что он видит что-то, чего нет. Согласно полученным данным, короткое словесное высказывание может изменить зрительное восприятие человека, особенно если он более подвержен социальному влиянию. Результаты были опубликованы в Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance .

Социальное влияние — мощное явление, способное формировать наше восприятие мира. Например, исследования показывают, что даже простое словесное утверждение может повлиять на то, что мы думаем, что видим перед собой, изменяя наши сенсорные и перцептивные механизмы. Исследователи Эрнан Анлло (@AnlloHernan) и его коллеги отмечают, что распространение фейковых новостей сделало еще более важным понимание того, как слова могут влиять на наше восприятие.

Авторы исследования стремились выяснить, почему некоторые люди более восприимчивы к этому типу социального влияния, чем другие. Исследователи предположили, что ответ на этот вопрос связан с социальной внушаемостью — чертой более высокого уровня, которая описывает склонность перенимать чувства и поведение других.

«Вопросы понимания того, что является строительными блоками нашего восприятия и какова роль предшествующей информации в построении восприятия, увлекательны сами по себе и приобрели решающее значение с взрывом социальных сетей, — сказал Анльо, старший научный сотрудник Парижского университета науки и литературы и член-учредитель Межкультурной когнитивной сети.

«Информация распространяется с беспрецедентной скоростью, и иногда она даже попадает в наши социальные сети против нашей воли. Становится все труднее наблюдать за событиями, не просматривая заранее определенный уровень информации об этих событиях (например, покупая рубашку, но не предварительно прочитав отзывы о ней в Интернете). В нашем исследовании мы смотрим на то, насколько информация, которую вы получаете, будет способствовать построению вашей перцептивной реальности, и, в основном, каковы индивидуальные психологические особенности, которые обуславливают влияние, которое эта информация будет иметь на формирование того, что вы воспринимаете. смотри и думай, нравится тебе это или нет».

«Конечно, мы не говорим о колоссальных эффектах, которые могут полностью исказить мир вокруг вас (например, никакая ложная/неточная информация не заставит вас ошибочно принять маленькую птичку за трехтонный грузовик)», — пояснил Анлло. «Но наше исследование показывает, что если вы достаточно восприимчивы к социальному влиянию (каким мы все являемся, ключ здесь в том, насколько сильно), то ложная информация может немного изменить ваше восприятие в любом направлении, на которое указывает информация».

Анльо и его команда провели лабораторный эксперимент среди 53 молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Эксперимент включал серию испытаний, в ходе которых участникам показывали стимул на экране, состоящем из 100 цветных точек. . В зависимости от испытания каждый стимул содержал разные пропорции двух разных цветов (например, 40% синих точек и 60% желтых точек). Основная задача участников состояла в том, чтобы указать, какой цвет они считают доминирующим и насколько они уверены в этом решении.

Важно отметить, что существовало два разных условия в зависимости от заявления, которое было показано участникам перед каждым блоком испытаний. В условиях предвзятости участникам показывали утверждение, информирующее их о том, что определенный цвет в два раза чаще является доминирующим цветом. Этот намек был правильным только в половине случаев. Во время контрольного условия участники прочитали непредвзятое заявление, в котором говорилось, что каждый цвет имеет шанс 50/50 быть доминирующим цветом.

После эксперимента участники прошли тест на социальную внушаемость и были разделены на группы с высокой, средней и низкой внушаемостью в зависимости от их ответов.

Проанализировав данные, исследователи обнаружили, что предвзятые утверждения повлияли на восприятие участников, поэтому они сместились в сторону восприятия цвета, на который намекали как на доминирующий цвет. В соответствии с гипотезой авторов исследования, этот сдвиг наблюдался только среди людей со средним или высоким уровнем социальной внушаемости.

Полученные данные подчеркивают, что «восприятие представляет собой сложную конструкцию, и информация никогда не является невинным сторонним наблюдателем в этом процессе», — сказал Анлло PsyPost. «Всегда будьте в курсе, но убедитесь, что ваши источники высокого качества и заслуживают доверия. Важно отметить, что когда я говорю «качественный», я имею в виду не источник, которому вы можете доверять из-за эмоциональных причин или социальных связей, а скорее точность информации, которую они предоставляют, и достоверность доказательств».

«Действительно, наш эксперимент показывает, что ваш уровень внушаемости для вашего социального окружения (насколько вы одеваетесь, как ваши друзья, или чувствуете влияние их вкусов в музыке) также предсказывает вашу восприимчивость к изменениям восприятия, вызванным ложной информацией. Это, как и многие другие когнитивные искажения, является частью человеческого опыта, и, по сути, не о чем беспокоиться. Быть восприимчивым к вашему социальному окружению — это на самом деле отличная вещь, которая заставляет нас, людей, процветать как вид, нам просто нужно знать об этом и изо всех сил стараться ограничить наше воздействие плохой информации».

Интересно, что оценки уверенности участников и время отклика также менялись в зависимости от условия смещения. Участники со средней или высокой внушаемостью были более уверены в своих решениях после прочтения предвзятых утверждений по сравнению с контрольными утверждениями, в то время как участники группы с низкой внушаемостью — нет.

С другой стороны, участники с низкой внушаемостью медленнее реагировали на испытания в условиях систематической ошибки, чем в контрольных условиях. Авторы заявили, что это неожиданное открытие может свидетельствовать о том, что участники с низкой внушаемостью были сбиты с толку ложными утверждениями в состоянии предубеждения и испытали своего рода когнитивный конфликт. Эта идея подтверждается тем фактом, что предвзятая информация не повлияла на выбор этих участников. «Участники с низкой внушаемостью сопротивлялись сигналу, в то время как участники с высокой внушаемостью использовали этот сигнал как дополнительную (и непротиворечивую) информацию», — пишут авторы.

Анльо и его коллеги говорят, что эти результаты напоминают гипноз и эффекты плацебо, которые показали, что людьми можно манипулировать, чтобы они воспринимали вещи, которых нет, с помощью внушения. Однако результаты уникальны тем, что на восприятие участников влияли без сложных умственных процедур, которые часто сопровождают гипноз. «В нашей работе мы показываем, что ложных простых словесных намеков и инструкций достаточно, чтобы вызвать сдвиг в перцептивных суждениях, — объясняют авторы, — несмотря на отсутствие схем ассоциативного обучения или умственных упражнений».

Исследователи заявили, что эта тема требует дальнейших исследований.

«Есть много здоровых споров о том, является ли это информационное воздействие чисто перцептивным по своей природе, или, скорее, оно запускает некий набор сознательных и/или бессознательных когнитивных стратегий», — сказал Анлло. «Проще говоря, если я услышу, что красный мяч на самом деле зеленый, буду ли я действительно видеть его немного более зеленым, или я буду убеждать себя, что он зеленее, и действовать соответствующим образом, несмотря на то, что мое фактическое восприятие мяча не меняется?»

«Я бы сказал, учитывая наши результаты, что есть основания полагать, что изменения, вызванные ложной информацией в нашем эксперименте, были перцептивными, но я понимаю, что в настоящее время невозможно окончательно поддержать этот аргумент и оставаться открытым. к альтернативе. Здесь важно то, что ни одна из этих альтернатив не меняет того факта, что введенная ложная информация оказала влияние с точки зрения поведения (участники действительно действовали под влиянием ложной инструкции) и внутреннего суждения (чувство и уверенность участников также следовали за ложной информацией). )».

«Кроме того, основная цель нашего исследования состояла не в том, чтобы понять, изменит ли восприятие ложная информация, а скорее в том, зависит ли ее воздействие от внушаемости социального внушения (насколько вы одеваетесь, как ваши друзья, или чувствуете влияние их музыкальных вкусов). ), что является психологической особенностью очень высокого уровня, и можно было бы инстинктивно предположить, что она имеет мало общего с задачей восприятия низкого уровня, которую мы использовали», — объяснил Анлло.

«Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы попытаться понять, какие другие социальные особенности, которые мы обычно игнорируем при понимании когнитивного восприятия, могут на самом деле играть важную роль в этом процессе, и в какой степени их влияние может быть чисто перцептивным, стратегическим или сочетание того и другого».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts