Признаки гиперактивность: Гиперактивный ребенок: симптомы и признаки, что делать родителям

Содержание

Активный и гиперактивный: в чем разница?

Для большинства детей характерны подвижность и повышенная активность. Родителей нередко утомляют неугомонность, беготня, ерзание, нетерпеливость малыша. Следует ли любого непоседливого кроху относить к категории гиперактивных?

О синдроме гиперактивности с дефицитом внимания сейчас много говорят во многих источниках. Так что же: если ребенок полон энергии, иногда становится упрямым и непослушным — он гиперактивен? Нервная система детей — незрелая, не сформированы и центры самоконтроля. Детей быстро утомляют длительные переезды, необходимость долгое время сидеть или стоять на одном месте. С незрелостью нервной и эмоциональной сферы связаны и периоды гнева у малыша, и баловство в общественных местах.

Особенности поведения гиперактивного ребёнка

В чем же заключается отличие ребенка непоседливого и активного от гиперактивного?

Гиперактивный ребенок в любой ситуации и в любой обстановке будет вести себя одинаково — бегать, бесцельно двигаться, не задерживая надолго внимания ни на одном предмете. Не помогают ни просьбы, ни уговоры, так как у гиперактивных деток поведение не зависит от их воли, механизмы самоконтроля у них не налажены. Гиперактивные дети не поддаются увещеваниям, и после наказания их поведение не меняется, даже если сам ребенок этого хочет. Он просто не может себя контролировать. Такие малыши нуждаются в наблюдении и лечении у невролога.

Синдром дефицита внимания

Для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны три составляющие: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  • Невнимательность. Ребенок не способен сосредоточивать внимание на деталях, вслушиваться в обращенную к нему речь, доводить работу до конца, испытывает трудности в процессе организации собственной деятельности, избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, часто теряет свои вещи, легко отвлекается, постоянно все забывает. Такие признаки существуют больше 6 месяцев и проявляются постоянно, мешая ребенку адаптироваться к окружающей среде.
  • Гиперактивность. Малыш суетлив, не сидит спокойно, беспричинно двигает руками и ногами, ерзает на стуле, постоянно оборачивается, ему тяжело сидеть на одном месте, он вскакивает без разрешения. При этом его движения не имеют определенной цели.
  • Импульсивность. Ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав до конца, иногда выкрикивает ответы, вмешивается в разговоры, пристает к окружающим. Эти признаки сохраняются более 6 месяцев и мешают малышу адаптироваться к окружающей обстановке.

Прежде чем требовать правильного поведения от гиперактивного малыша, нужно ему помочь, так как он не в состоянии поддерживать самоконтроль на соответствующем уровне. Вначале необходимо обратиться за консультацией к неврологу.


​Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Помогаем детям справиться с неустойчивостью внимания, импульсивностью, повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Составляем индивидуальную программу коррекции, включающую диагностику нарушений на комплексных консультациях с врачами, аппаратную терапию и домашние задания. Консультируем пациентов по телефону, если возникли вопросы по домашним заданиям. Стремимся обходиться без лекарственных препаратов. Принимаем детей любого возраста.

Показания для обращения

Следует различать обычных активных детей и гиперактивных, которым тяжело удерживать внимание. Если ребенок не сидит на месте, задает вопросы и стремиться узнавать новое — это исследовательская деятельность ребенка, способ познания окружающего мира. Но если ребенок не может сосредоточиться и долго усидеть на месте, портит мебель и предметы интерьера во время игр, не слышит обращенной речи и бесцельно бегает, то на это нужно обратить внимание и проконсультироваться со специалистами.

Основные симптомы СДВГ:

Нарушения внимания: ребенок не может сосредоточиться как в игре, так и при выполнении учебных заданий. Часто ошибается из-за невнимательности, легко отвлекается и не заканчивает начатое. Слушает, но как будто не слышит. Заранее старается избежать задач, требующих длительной концентрации внимания и больших усилий. Теряет и забывает личные вещи.

Гиперактивность и повышенная возбудимость: ребенок суетлив, неспособен усидеть на одном месте. Много двигается без цели: крутится, ерзает, вскакивает. Не может играть тихо и спокойно, много разговаривает. Подолгу не может уснуть, часто просыпается во сне.

Импульсивность: ребенок часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос, вставляет неподходящие комментарии, перебивает. Принимает решения спонтанно, не обдумывает свои действия. С трудом дожидается своей очереди, не сдерживает эмоции.

Заметив у своего ребенка похожие признаки, не спешите паниковать. Напоминаем, что только врач имеет право ставить диагноз, ориентируясь на определенные критерии.

Многолетний опыт сотрудников центра, показывает, что зачастую признаки СДВГ являются маской болезни и характеризуют способы познания и взаимодействия ребенка, исходя из особенностей его восприятия и переработки информации, из представлений об окружающем пространстве и пространстве собственного тела, из самоощущений.

Если вы хотите помочь своему ребенку достигать высоких результатов, сократив затраты его организма, проводить больше совместного времени за увлекательными и полезными занятиями, успевать делать домашние дела и дать ребенку больше самостоятельности, не тратя время на уговоры и воспитательные беседы, обратитесь за консультацией к специалистам нашего центра.

Особенности нашей методики

Индивидуальный подход. При разработке программы коррекции учитываем все особенности ребенка, чтобы закрепить его сильные стороны и подтянуть слабые. Длительность и периодичность занятий в центре определяем после первичной консультации. В центре с ребенком занимаются невролог, психолог, нейропсихолог и игротерапевты. Родителям выдаем домашние задания, обучаем правильному взаимодействию с ребенком, чтобы закрепить результаты работы в центре и наладить взаимопонимание.

Коррекция без лекарств. Добиваемся хороших результатов без лекарственных препаратов. Наши главные инструменты — игровая и аппаратная диагностика. Игровая терапия помогает укрепить психику, снизить уровень стресса и развить умственные и физические способности. Родители в обязательном порядке участвуют в занятиях: родительская поддержка и внимание помогают детям сосредоточиться и довести занятие до конца с удовольствием.

Аппаратная терапия закрепляет результат, полученный на занятиях. Электрокардиограф «Варикард» помогает понять, насколько ребенок устал за занятии, и при необходимости увеличить или уменьшить нагрузку.

Запись на прием

Чтобы получить консультацию специалистов центра «Акме», напишите нам о своей проблеме через сайт или закажите обратный звонок. Перезвоним в ближайшее время, ответим на вопросы, назначим время первичной консультации.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – причины, лечение « «Карповка»

1.    Невнимательность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на каком-то одном предмете или действии, ему скучно выполнять монотонные задания, а вмешательство окружающих проблему не решает – дети устраивают истерики, рыдают или начинают бегать. Дети  испытывают сложности с тем, что бы сидеть на занятиях, они отвлекаются, могут нарушать режим, доставать посторонние предметы из карманов и сумки, отвлекать себя и других детей, не усваивают урок, не запоминают то, что говорит учитель.  Дети постарше откладывают дела «на потом», они не выполняют свои обязанности, начинают сразу несколько дел сразу и ни одно из них не заканчивают.

2.    Гиперактивность. Ребенок находится в постоянном движении, так как он не в состоянии усидеть на одном месте. Таких детей легко визуально определить даже в школьном классе – они постоянно ерзают на стуле, качают ногами, стучат ручкой по парте, не могут долго находиться в статичной позе, предпочитают подвижные игры, любят кидать вещи,  громко разговаривают, активно жестикулируют.

3.    Импульсивность. Ребенок не думает перед тем, как дать ответ на поставленный вопрос, может сказать то, что первое пришло ему в голову, может спонтанно выполнить какое-то действие (например, внезапно выбежать на проезжую часть, или внезапно передумать идти в школу, во взрослом возрасте нередко спонтанно переезжают в другой город или увольняются с работы). Так же могут устроить истерику, не сообщив причину изменения своего настроения.  Иногда дети бросают или ломают предметы. Рвут тетради и одежду. Они очень страдают от того, что не умеют пока сдерживать эмоции или выражать их более спокойно, и после этого часто мучаются чувством вины.

Нередко СДВГ проявляется тревогой, раздражительностью, нарушением школьных навыков, серьезными нарушениями поведения.

Поставить заключение СДВГ могут только специалисты – психологи, педиатры, неврологи. Существует система обследования и тестирования ребенка для подтверждения или исключения данного синдрома. Нужно понимать, что некоторые внезапно возникшие отклонения в поведении ребенка могут быть проявлением определенного этапа его развития, становления как личности, формирования собственной самооценки, а значит они транзиторные и вероятнее всего скоро пройдут,  в этом случает важно помочь ребенку   своим примером, будьте терпеливы с ним, спокойны, учите справляться с проблемными ситуациями по-взрослому, научите просить помощь.

Как помочь ребенку при синдроме дефицита внимания

Коррекция поведения ребенка должна проводиться комплексно, в процессе обязаны участвовать врачи, родители и педагоги – только в таком случае можно рассчитывать на положительные результаты.

Необходимо понимать какие сферы жизни ребенка страдают больше всего при этом синдроме и во время какой  деятельности ребенок нуждается в помощи больше всего. Важно не стараться помочь сразу во всем, надо начинать постепенно, двигаться медленными шагами, и не забывать присваивать даже самые маленькие достижения. Хвалить ребенка за попытки и успехи, для того, что бы закрепить у него понимание, что  все получится.

Важно, чтобы в процессе коррекции СДВГ принимали активное участие родители и другие близкие люди. В комнате ребенка необходимо сделать некоторые изменения – убрать все лишние вещи и предметы, которые могут отвлекать внимание его во время занятий. Также следует  поддерживать ребенка в его начинаниях. Будет здорово, если  занятия и увлечения ребенка будут активно поддерживаться членами семьи, человеку любого возраста важно чувствовать себя уверенно – рисование, лепка из пластилина, вышивание, игра в кубики и с конструктором, занятия спортом, увлечение кулинарией. Также такому ребенку нужно психологическое сопровождение грамотного специалиста, например психотерапевта.

В клинике «Карповка-25» можно записаться на прием к опытным специалистам (детскому неврологу и психотерапевту), пройти комплексное обследование и узнать о том, что такое синдром дефицита внимания, что делать при подозрении на такое отклонение в поведении ребенка, а самое главное, как помочь ребенку самостоятельно.

Коррекционная работа

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет

 

             Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

            Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
           Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
 
1.  Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения

2.  Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.
3.  Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты
4.  Работа с родителями.
5.  Организация контрольных двигательных заданий.
     
        При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
–       Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью
–         Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий.
–        Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
 
                                  Коррекционная работа с гиперактивными детьми                                                                   осуществляется в двух направлениях
 

         Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
         Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением. 

        Второе направление — работа с семьей, которая включает следующие задачи:

·         – Сформировать у родителей  положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного  взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.)

·         – Способствовать активному  материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).


Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада  педагог  должен опираться   на   когнитивное                    развитие ребенка.
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;

· строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

· изменить режим занятий с включением физкультминуток;

·     предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

·    направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

· чаще хвалить;

· ввести постоянный режим дня;

·  избегать завышенных или заниженных требований;

·  использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

·  давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

·  большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

·  создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

·  игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

·  строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

·  помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

·  терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

·  профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить?

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1) специалистами;

2) по достижении ребенком возраста 8 лет;

3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых –упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства. 
Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольникам.
      Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.
        Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых.. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся  только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный  и необходимый элемент игрового сюжета.        Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.
         Работая с гиперпожвижными детьми, постоянно следует помнить , что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.   
         Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.
        Психокоррекционная работа начинается  с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей  в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений ( подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.

 

                                        Игры для детей с синдромом дефицита внимания  и  гиперактивностью

 

1.     «Передай хорошее  настроение» игра-разминка.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой.
2.     «Считалочки-бормоталочки». 
Цель: развитие произвольности психических процессов, внимания.

По просьбе педагога дети повторяют фразу: «Идет — бычок — качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет — бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок — качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1
1.Идет — бычок — качается.
2.Идет — бычок — хлопок.
3.Идет — хлопок — хлопок.
4.Хлопок — хлопок — хлопок. 
Вариант 2
1.Ехал — грека — через — реку.
2.Ехал — грека — через — хлопок.
3.Ехал — грека — хлопок — хлопок.
4.Ехал — хлопок — хлопок — хлопок.
5.Хлопок — хлопок — хлопок — хлопок.
Вариант 3
1.Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.
2.Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — хлопок.
3.Подарил — утенку — ежик — пару -хлопок — хлопок.
4.Подарил — утенку — ежик — хлопок -хлопок — хлопок.
5.Подарил — утенку — хлопок — хлопок -хлопок — хлопок.
6.Подарил — хлопок — хлопок — хлопок -хлопок — хлопок.
7.Хлопок — хлопок — хлопок — хлопок -хлопок — хлопок.
 
3.« Будь внимательным».

Цель: развитие внимания, памяти, формирование самоконтроля двигательной активности. 
Взрослый предлагает детям показать разные движения – упражнения.
После показа  упражнения дети все его повторяют, после показа второго упражнения, дети его запоминают и повторяют сначала первое, затем второе и т.д. до 8-10 движений. Затем взрослый предлагает вспомнить и показать в разброс 5, 8, 4. 

4.«Чужие колени или ладошки».
 

Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности.
 Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. 
 

5. «Встреча» 

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок -здороваемся за руку; два — здороваемся плечами; три хлопка — здороваемся спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры. 

6. «Запомни и повтори».

Цель: развитие внимания, визуальной памяти.
 На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый на несколько минут раздаёт детям карточки с изображением двух-трех предметов ( кубик, мяч, кольцо), затем собирает их. Звучит сигнал: дети произвольно двигаются по комнате, затем, продолжая двигаться выполняют задания:
  собери предметы, которые ты видел– на карточке.
      собери предметы в том порядке в котором они были– изображены на карточке. 

7.«Развивающие кубики».

Цель: развитие внимания, памяти, комбинаторные способности, логическое мышление, пространственное представление и воображение.
Предлагается детям собрать из кубиков различные фигуры, постройки. Взрослый может использовать подсказку в виде крупной картинки, несли задание не трудное, то может показать только на своем примере.
Это малоподвижные игры, направлены на развитие произвольности психических процессов. в тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности. 
 
8. «Кричалки — шепталки -молчалки» (И.В. Шевцова)

Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

8. «Колпак мой треугольный» 

Цель. Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие про­износят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

9. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, -отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

 

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Патология психического развития››

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» (hyperkinetic disorder), «гиперактивное расстройство» (hyperactivity disorder), «синдром дефицита внимания» (attention deficite syndrome), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [Заваденко Н. Н. и др., 1997; Faraone S. V., Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Faraone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

СДВГ и нейронаука | Энциклопедия раннего детского развития

Введение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это широко распространенное среди детей нейропсихиатрическое расстройство, которому, по подсчетам, подвержены от 3 до 7 % детей школьного возраста по всему миру.1 Из-за симптомов СДВГ и зачастую связанных с ними сопутствующих психиатрических нарушений, лица с СДВГ подвержены риску семейных конфликтов, неблагоприятному общению со сверстниками и неудачам в учебной/трудовой деятельности. Тем самым, СДВГ накладывает тяжелое бремя на общество.2 

Проблематика

  • В настоящее время СДВГ диагностируется в соответствии с набором поведенческих критериев,1 что способствует развитию споров о «субъективной» природе диагноза.
  • Лица с СДВГ могут иметь разные клинические картины, что приводит к путанице,  как в клинических условиях, так и в научной работе.
  • Современная классификация не объясняет возникающие в процессе развития вариации симптомов.
  • На данный момент не имеется долговременного лечения.3

Предмет

Понимание сути  такой развивающейся области как детская нейронаука необходимо для перехода от классификации, основанной на клиническом описании симптомов, к модели, базирующейся на причинах расстройства. Считается, что такие механистические модели ведут к объективной характеристике пациентов с более точно определенными подтипами СДВГ и к возможностям разработки эффективного, основанного на патофизиологии лечения.    

Научный контекст

Наиболее продуктивный вклад в понимание СДВГ возможно получить в рамках мультидисциплинарного прикладного исследования, включающего физиологию, психологию, неврологию, психиатрию, биоинформатику, нейрогенетику, клеточную и молекулярную биологию и системную нейронауку.  

Ключевые вопросы 

Среди вопросов, подвергающихся изучению с помощью методов нейронауки, следующие являются центральными:

  • Отличается ли по морфологическим признакам мозг людей с СДВГ от мозга людей без СДВГ из контрольной группы?
  • Функционирует ли мозг лиц с СДВГ по-другому?
  • Отличается ли нейрохимия мозга при наличии у человека СДВГ?
  • Каковы причины предполагаемых дисфункций?
  • Каковы траектории развития аномалий мозга?

Результаты последних исследований

Отличается ли по морфологическим признакам мозг людей с СДВГ?

Ранние исследования с помощью структурных МРТ (магнито-резонансная томография) показали некоторые значимые морфологические отличия у лиц с СДВГ от контрольной группы, хотя получаемые результаты не всегда согласованы между собой.4 Мета-анализ5 продемонстрировал, что участки мозга, в которых находятся самые большие области или отмечено уменьшение объема при наличии СДВГ по сравнению с контрольной группой, включают некоторые специфические отделы мозга, участвующие в организации и контроле движения, так же как и совокупный объем и объем правого полушария. Однако, многие из этих исследований были основаны на изучении одной области, чрезмерно концентрируясь на относительно небольшом количестве легко измеримых структур мозга. Более современный мета-анализ6 воксель-базированных морфометрических  исследований (которые в пространственном отношении объективны) выявил, что лишь уменьшение объема правой скорлупы базального ядра было значимым для всех исследований, хотя это заключение остается предварительным, принимая во внимание ограниченное число (семь) доступных исследований. В последнее время также принимаются во внимание такие ранее не замеченные аспекты, как толщина, кривизна, глубина извилин мозга и форма структур мозга. Сообщается о об атипичной форме и уменьшении площади поверхности, а также аномалии в форме структур, почти не изученных в первых исследованиях, таких как лимбическая система и таламус.7

Наконец, последние исследования диффузионно-тензорной томографии, которая делает возможным количественное изучение белого вещества мозга, указывают на измененную структурную связь в каналах, связывающих правую префронтальную кору с базальными ядрами и поясную извилину с энториальной областью коры.8

Функционирует ли мозг лиц с СДВГ по-другому?

 Литература по функциональной томографии СДВГ слишком обширна, чтобы изложить ее здесь систематически. Мы сообщаем результаты главных доступных систематических обзоров / мета-анализов.

Усредненные данные9 функциональных исследований МРТ показывают лобную гипофункцию, влияющую на разные области коры головного мозга (переднюю поясную, дорсолатеральную, предлобную, нижнюю предлобную и орбитофронтальную), так же как и зависимые области (такие как доли базальных ядер, таламус и теменная кора). Интересно, что эти данные отражают в целом анатомию, выявленную при структурном исследовании МРТ.

Мета-анализ количественного изучения ЭЭГ показал увеличение тета-волн и уменьшение бета-волн у лиц с СДВГ по сравнению с контрольной группой.10 Наиболее надежным результатом исследований вызванных потенциалов является снижение показателя заднего P3 (posterior P3) при выполнении задания на исключение лишнего предмета (oddball task).11 Вместе структурные и функциональные данные указывают на широко распространенные аномалии, охватывающие многие структуры мозга. 

И в самом деле, на данный момент исследователи в данной сфере концентрируют внимание на изучении дисфункции распределенных нейронных сетей мозга. Относительно новый подход, оценивающий функциональную связность в состоянии покоя и в состоянии решения задачи, кажется весьма многообещающим в понимании сути сложных аномалий сетей, предположительно лежащих в основе СДВГ.12 Предварительные данные поддерживают так называемую гипотезу об СДВГ как о вмешательстве в базовый режим работы мозга (default-mode interference), в соответствии с которой неэффективная модуляция колебаний сетей базового режима работы мозга (default mode network) влияет на оптимальное функционирование нейронной цепи, лежащей в основе  выполнения текущей задачи.13

Отличается ли нейрохимия мозга при наличии СДВГ?

Использование совместных данных генетики,  нейровизуализации, нейропсихофармакологии и экспериментов на животных позволяет предположить, что несколько систем нейротрансмиттеров (таких как допаминергическая,  норадренергическая, серотонинергическая и, возможно,  никотиновая холинергическая системы) задействованы в патофизиологии СДВГ.14

В ряде предварительных исследований сообщалось об измененном содержании некоторых соединений (производные холина, N-ацетил аспартат и глутамат/глутамин [регулятор дофамина]) по отношению к креатинину.15

Каковы причины предполагаемых дисфункций?

СДВГ в высокой степени наследуем (наследуемость ~0.76).16 Однако данные генетических исследований на данный момент являются неутешительными. Мета-анализ исследований с полногеномным сканированием выявил значимое для всего генома сцепление лишь для участка на 16-ой хромосоме, предполагая тем самым, что генов, вносящих относительно большой индивидуальный вклад, вряд ли существует много.17 Недавний мета-анализ исследований с применением полногеномного сканирования не смог выявить ни одной значимой связи.18 Маленький, но значимый вклад нескольких отдельных генов-кандидатов, включающих по большей части допаминэргическую систему (DRD4, DRD5, DAT1, HTR1B и SNAP25) был подтвержден в мета-анализах, но для многих других генов-кандидатов данные противоречивы.19 Недавно установленная ассоциация, значимая на уровне полногеномного анализа, и обнаруженное при позиционном клонировании сцепление с подтверждением в независимых репликативных исследованиях свидетельствуют в пользу возможной роли вновь обнаруженного гена латрофилин 3 (LPHN3).20-21

Среди ряда предполагаемых средовых факторов риска недавний систематический обзор22 подтвердил наиболее вероятную роль ранних родов и курения во время беременности.

Каковы траектории развития аномалий мозга?

В результатах недавнего лонгитюдного исследования сообщается о приблизительно трехлетней задержке в развитии мозга при наличии СДВГ. Продолжительный СДВГ был охарактеризован девиантной траекторией развития, в то время как ремиссию склонны были ассоциировать с нормализацией анатомических нарушений.7

Неисследованные области

  • Как соотносятся аномалии структурной и функциональной связности мозговых областей?
  • На каких стадиях развития нарушения нейронных сетей впервые появляются и легко обнаруживаются?
  • Можно ли выявить генетические факторы с небольшим индивидуальным вкладом, если мы соберем достаточно большие выборки? Какими будут соответствующие фенотипы для таких крупномасштабных подходов?
  • Какова роль иных генетических факторов, чем  однонуклеотидные полиморфизмы? В недавнем исследовании было обнаружено увеличение частоты вариаций числа копий (copy-number variations, CNV) при СДВГ.23 Структурные вариации в ДНК, такие как вставки, делеции и дупликации, появляются в популяции часто, но их специфическая клиническая значимость неясна.
  • Как можно наилучшим образом понять взаимодействия генов и средовых (как биологических, так и психосоциологических) переменных?
  • Как различные этиологические факторы приводят к нейронным аномалиям?
  • Каковы потенциальные преимущества основанного на патофизиологии вмешательства? Например, биологическая обратная связь24 и, в меньшей степени, транскраниальная магнитная стимуляция25 – многообещающие подходы, хотя все еще требуются научные данные для подтверждения этого.

Выводы

Результаты исследований в нейронауке недвусмысленно показали, что мозг детей с СДВГ отличается от мозга детей из контрольной группы. С недавнего времени нейробиологические исследования СДВГ сместились с модели, основанной на различиях отделов мозга, к исследованию картины изменения связей между несколькими мозговыми областями. На текущий момент мы все еще по большей части собираем информацию об индивидуальных элементах этих сетей. В ближайшем будущем нам необходимо понять суть того, как эти части соединяются вместе.

Мы также открываем, хотя остаются еще технические и методологические трудности, генетические основы этих дисфункций и возможные средовые факторы, которые сложным образом взаимодействуют с генетическими основаниями. 

Трудоемкие и дорогостоящие лонгитюдные исследования начали поставлять уникальную информацию о траекториях развития аномалий мозга и их взаимоотношениях с симптомами СДВГ. Чем понятнее становятся эти элементы, тем лучше в этой области исследований можно строить этиопатофизиологически обоснованное вмешательство в СДВГ с возможностью долгосрочной эффективности.

Рекомендации для родителей, служб и административной политики

Несмотря на то, что нейронаука помогла расширить наши знания об этиопатофизиологии СДВГ, на данный момент мы не выявили восприимчивых и специфичных нейробиологических маркеров. Следовательно, родителям необходимо знать, что диагноз СДВГ все еще основан на поведенческих критериях.

Тем не менее, бурное развитие исследований СДВГ, основанных на нейронауке, в сочетании с быстрым технологическим прогрессом, сделают следующие годы впечатляющими и плодотворными в понимании СДВГ. Возможно, что будущие нейробиологические тесты на СДВГ не заменят клиническую оценку. Однако в ближайшем будущем службам нужно будет внедрить в лечебную практику методы из нейронауки. Большие сетевые организации исследователей в сфере диагностической визуализации и генетики будут необходимы, чтобы бороться с будущими сложностями в исследовании. Значительное финансирование будет неизбежно необходимо, чтобы поддержать данную работу, но ожидается, что потенциальные результаты и их использование в сфере общественного здравоохранения оправдают экономические затраты.

Литература

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSMIV-TR). 4th ed. Arlington, VA: American Psychiatric Publishing inc; 2000.
  2. Biederman J, Faraone SV. Attention-deficit hyperactivity disorder. Lancet 2005;366:237-248.
  3. Vitiello B. Long-term effects of stimulant medications on the brain: possible relevance to the treatment of attention deficit hyperactivity disorder. Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology 2001;11:25-34.
  4. Castellanos FX. Toward a pathophysiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. Clinical Pediatrics1997;36:381-393.
  5. Valera EM, Faraone SV, Murray KE, Seidman LJ. Meta-analysis of structural imaging findings in attention-deficit/hyperactivity disorder. Biological Psychiatry 2007;61:1361-1369.
  6. Ellison-Wright I, Ellison-Wright Z, Bullmore E. Structural brain change in attention deficit hyperactivity disorder identified by meta-analysis. BMC Psychiatry 2008;8:51.
  7. Shaw P, Rabin C. New insights into attention-deficit/hyperactivity disorder using structural neuroimaging.Current Psychiatry Reports 2009;11:393-398.
  8. Konrad K, Eickhoff SB. Is the ADHD brain wired differently? A review on structural and functional connectivity in attention deficit hyperactivity disorder. Human Brain Mapping 2010;31:904-916.
  9. Dickstein SG, Bannon K, Castellanos FX, Milham MP. The neural correlates of attention deficit hyperactivity disorder: an ALE meta-analysis. Journal of Child Psychology Psychiatry 2006;47:1051-1062.
  10. Snyder SM, Hall JR. A meta-analysis of quantitative EEG power associated with attention-deficit hyperactivity disorder. Journal of Clinical Neurophysiology 2006;23:440-455.
  11. Barry RJ, Johnstone SJ, Clarke AR. A review of electrophysiology in attention-deficit/hyperactivity disorder: II. Event-related potentials. Clinical Neurophysiology 2003;114:184-198.
  12. Castellanos FX, Kelly C, Milham MP. The restless brain: attention-deficit hyperactivity disorder, resting-state functional connectivity, and intrasubject variability. Canadian Journal of Psychiatry 2009;54:665-672.
  13. Sonuga-Barke EJ, Castellanos FX. Spontaneous attentional fluctuations in impaired states and pathological conditions: a neurobiological hypothesis. Neuroscience & Biobehavioral Reviews 2007;31:977-986.
  14. Russell VA. Reprint of “Neurobiology of animal models of attention-deficit hyperactivity disorder”. Journal of Neuroscience Methods 2007;166(2):I-XIV.
  15. Perlov E, Philipsen A, Matthies S, Drieling T, Maier S, Bubl E, Hesslinger B, Buechert M, Henning J, Ebert D, Tebartz Van Elst L. Spectroscopic findings in attention-deficit/hyperactivity disorder: review and meta-analysis. World Journal of Biological Psychiatry 2009;10:355-365.
  16. Mick E. Molecular genetics of attention deficit hyperactivity disorder. Psychiatry Clinics of North America2010;33:159-180.
  17. Zhou K, Dempfle A, Arcos-Burgos M, Bakker SC, Banaschewski T, Biederman J, Buitelaar J, Castellanos FX, Doyle A, Ebstein RP, Ekholm J, Forabosco P, Franke B, Freitag C, Friedel S, Gill M, Hebebrand J, Hinney A, Jacob C, Lesch KP, Loo SK, Lopera F, McCracken JT, McGough JJ, Meyer J, Mick E, Miranda A, Muenke M, Mulas F, Nelson SF, Nguyen TT, Oades RD, Ogdie MN, Palacio JD, Pineda D, Reif A, Renner TJ, Roeyers H, Romanos M, Rothenberger A, Schäfer H, Sergeant J, Sinke RJ, Smalley SL, Sonuga-Barke E, Steinhausen HC, van der Meulen E, Walitza S, Warnke A, Lewis CM, Faraone SV, Asherson P. Meta-analysis of genome-wide linkage scans of attention deficit hyperactivity disorder. American Journal of Medicine Genetics part B: Neuropsychiatric Genetics 2008;147B:1392-1398.
  18. Neale BM, Medland SE, Ripke S, Asherson P, Franke B, Lesch KP, Faraone SV, Nguyen TT, Schäfer H, Holmans P, Daly M, Steinhausen HC, Freitag C, Reif A, Renner TJ, Romanos M, Romanos J, Walitza S, Warnke A, Meyer J, Palmason H, Buitelaar J, Vasquez AA, Lambregts-Rommelse N, Gill M, Anney RJ, Langely K, O’Donovan M, Williams N, Owen M, Thapar A, Kent L, Sergeant J, Roeyers H, Mick E, Biederman J, Doyle A, Smalley S, Loo S, Hakonarson H, Elia J, Todorov A, Miranda A, Mulas F, Ebstein RP, Rothenberger A, Banaschewski T, Oades RD, Sonuga-Barke E, McGough J, Nisenbaum L, Middleton F, Hu X, Nelson S; Psychiatric GWAS Consortium: ADHD Subgroup. Meta-analysis of genome-wide association studies of attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal of the American Academy Child and Adolescent Psychiatry2010;49:884-897.
  19. Banaschewski T, Becker K, Scherag S, Franke B, Coghill D. Molecular genetics of attention-deficit/hyperactivity disorder: an overview. European Child and Adolescent Psychiatry 2010;19:237-257.
  20. Arcos-Burgos M, Jain M, Acosta MT, Shively S, Stanescu H, Wallis D, Domené S, Vélez JI, Karkera JD, Balog J, Berg K, Kleta R, Gahl WA, Roessler E, Long R, Lie J, Pineda D, Londoño AC, Palacio JD, Arbelaez A, Lopera F, Elia J, Hakonarson H, Johansson S, Knappskog PM, Haavik J, Ribases M, Cormand B, Bayes M, Casas M, Ramos-Quiroga JA, Hervas A, Maher BS, Faraone SV, Seitz C, Freitag CM, Palmason H, Meyer J, Romanos M, Walitza S, Hemminger U, Warnke A, Romanos J, Renner T, Jacob C, Lesch KP, Swanson J, Vortmeyer A, Bailey-Wilson JE, Castellanos FX, Muenke M. A common variant of the latrophilin 3 gene, LPHN3, confers susceptibility to ADHD and predicts effectiveness of stimulant medication. Molecular Psychiatry 2010.
  21. Ribasés M,Ramos-Quiroga JA, Sánchez-Mora C, Bosch R, Richart C, Palomar G, Gastaminza X, Bielsa A, Arcos-Burgos A, Muenke M, Castellanos FX, Cormand B, Bayés M, Casas M.Contribution of Latrophilin 3 (LPHN3) to the genetic susceptibility to ADHD in adulthood: a replication study. Genes Brain and Behavior. In press. 
  22. Faraone SV. The aetiology of ADHD: Current challenges and future prospects. Paper presented at the 1st International EUNETHYDIS meeting. 26-28 May, 2010. Amsterdam, Netherlands.
  23. Williams NM. Rare chromosomal deletions and duplications in attention-deficit hyperactivity disorder: a genome-wide analysis. Lancet. In press.
  24. Arns M, de RS, Strehl U, Breteler M, Coenen A. Efficacy of neurofeedback treaArns M, de RS, Strehl U, Breteler M, Coenen A. Efficacy of neurofeedback treatment in ADHD: the effects on inattention, impulsivity and hyperactivity: a meta-analysis. Clinical & EEG Neuroscience Journal 2009;40:180-189.
  25. Bloch Y, Harel EV, Aviram S, Govezensky J, Ratzoni G, Levkovitz Y. Positive effects of repetitive transcranial magnetic stimulation on attention in ADHD Subjects: a randomized controlled pilot study. World Journal of Biological Psychiatry 2010;11:755-758.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

Многие дети имеют признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания (СДВГ). Это состояние сопровождается неврологическими нарушениями, определенными проблемами в поведении ребенка. Гиперактивность характеризуется неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, повышенной двигательной активностью. Дети с подобными признаками нуждаются в проведении комплексного неврологического и психологического обследования.

Синдром повышенной активности характеризуется преобладанием реакции возбуждения над торможением. В результате ребенок может испытывать определенные проблемы с обучением и контролем поведения. Но при проведении грамотной коррекции, профессиональной помощи специалистов удается устранить негативное влияние возбуждающих реакций, добиться правильной обработки и удержания информации в памяти таких детей. СДВГ может иметь несколько клинических течений, быть смешанного, гиперактивного и невнимательного типов. Определить конкретную разновидность состояния может только квалифицированный специалист, используя в том числе данные диагностики.

Показания для обращения к специалисту

Гиперактивность и синдром дефицита внимания начинают проявляться в раннем детстве. Ребенок склонен к высокому мышечному тонусу, может иметь беспричинную рвоту и расстройства сна. Наиболее сложным периодом для детей с гиперактивностью является начальная школа. В первые годы обучения необходимо проявлять высокую концентрацию внимания, что крайне тяжело дается при доминировании процессов возбуждения над торможением.

Основные показания для консультации специалиста:

  • невнимательность ребенка, его неспособность концентрироваться на конкретной цели;
  • выраженные сложности с выполнением домашних заданий без помощи родителей и учителей;
  • рассеянность, склонность к забывчивости и не завершении ранее начатых дел;
  • общая обеспокоенность, повышенная двигательная активность, невозможность сохранять покой в определенных ситуациях;
  • стремление быстрее выполнить задания и дать ответ, не размышляя над правильностью принятого решения.

Гиперактивные дети страдают от эпизодов сонливости, которые возникают после чрезмерного физического или психического возбуждения.

Особенности диагностики и лечения

При наличии признаков дефицита внимания и гиперактивности рекомендуется в первую очередь обратиться к детскому неврологу, психиатру и психологу. Специалисты проведут клинико-психологическую диагностику, поставят точный диагноз и назначат схему коррекции поведения ребенка. В некоторых случаях выявляются дополнительные нарушения в виде гипертиреоза, анемии и других патологических состояний. Для уточнения диагноза проводят электроэнцефалографию.

Лечение дефицита внимания и гиперактивности

Каковы же способы коррекции работы мозга при СДВГ?  Чаще всего используют медикаментозные способы лечения.  Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия.

На сегодняшний день в мировой лечебно-профилактической практике доказана перспективность и эффективность применения метода — Биоакустической коррекции (БАК) у детей с СДВГ.  Эффективность метода основана на том, что ЦНС (центральная нервная система) может регулировать не только физиологические функции организма, но и непосредственно свою активность.

На базе НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН было проведено исследование эффективности применения БАК для реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) без применения медикаментозных способов лечения.

Проведение курса БАК сопровождалось достоверным уменьшением количества клинических признаков по сравнению с первичным обследованием 81,13 %. Выявлена положительная динамика всех показателей: количество признаков невнимательности достоверно уменьшилось у 90,56 %. Количество признаков гиперактивности достоверно уменьшилось у 84,9%. Количество признаков импульсивности уменьшилось у 84,91%.

В медицинском центре «Заботливый доктор» можно пройти курс Биоакустическойкоррекции (БАК), а также получить всю необходимую помощь при гиперактивности и синдроме дефицита внимания. Своевременное обращение к профессионалам предупреждает дальнейшие проблемы с обучением ребенка и его социальной адаптацией.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — причины

Точная причина синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) до конца не выяснена, хотя считается, что причиной является сочетание факторов.

Генетика

СДВГ, как правило, передается по наследству, и в большинстве случаев считается, что гены, унаследованные от родителей, являются важным фактором в развитии этого состояния.

Исследования показывают, что родители, братья и сестры человека с СДВГ чаще страдают СДВГ.

Однако способ наследования СДВГ, вероятно, сложный и не считается связанным с какой-то одной генетической ошибкой.

Функция и структура мозга

Исследования выявили ряд возможных отличий мозга людей с СДВГ от людей без этого состояния, хотя их точное значение неясно.

Например, исследования, связанные со сканированием мозга, показали, что у людей с СДВГ некоторые области мозга могут быть меньше, тогда как другие области могут быть больше.

Другие исследования показали, что у людей с СДВГ может быть дисбаланс уровня нейротрансмиттеров в мозгу или что эти химические вещества могут работать неправильно.

Группы риска

Также считается, что некоторые люди более подвержены риску СДВГ, в том числе:

  • родившиеся преждевременно (до 37-й недели беременности) или с низким весом при рождении
  • с эпилепсией
  • с повреждением головного мозга, в утробе матери или после тяжелой травмы головы в более позднем возрасте

Последняя проверка страницы: 24 декабря 2021 г.
Срок следующей проверки: 24 декабря 2024 г.

Обзор — Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это распространенное психическое заболевание, при котором у человека возникают навязчивые мысли и компульсивное поведение.

ОКР может поражать мужчин, женщин и детей. У некоторых людей симптомы появляются рано, часто в период полового созревания, но обычно они появляются в раннем взрослом возрасте.

Обсессивно-компульсивное расстройство может быть неприятным и серьезно мешать вашей жизни, но лечение может помочь вам держать его под контролем.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР)

Если у вас ОКР, вы обычно испытываете частые навязчивые мысли и компульсивное поведение.

  • Навязчивая идея – это нежелательная и неприятная мысль, образ или побуждение, которые постоянно возникают в вашем уме, вызывая чувство беспокойства, отвращения или беспокойства.
  • Навязчивое действие — это повторяющееся поведение или умственное действие, которое, по вашему мнению, необходимо совершить, чтобы временно облегчить неприятные ощущения, вызванные навязчивой мыслью.

Например, человек с навязчивым страхом ограбления может решить, что ему нужно несколько раз проверить, заперты ли все окна и двери, прежде чем он сможет покинуть свой дом.

У женщин иногда может быть ОКР во время беременности или после рождения ребенка. Навязчивые идеи могут включать в себя беспокойство о том, что ребенок может навредить или неправильно стерилизовать бутылочки для кормления. Принуждениями могут быть такие вещи, как неоднократная проверка дыхания ребенка.

Получение помощи при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР)

Люди с ОКР часто не хотят обращаться за помощью, потому что им стыдно или смущение.

Обсессивно-компульсивное расстройство — это такое же заболевание, как и любое другое, поэтому вам нечего стыдиться или смущаться.Наличие ОКР не означает, что вы «сумасшедшие», и это не ваша вина, что оно у вас есть.

Есть 2 основных способа получить помощь:

Если вы считаете, что у друга или члена семьи может быть ОКР, попробуйте поговорить с ним о своих проблемах и предложить помощь.

Маловероятно, что ОКР поправится без надлежащего лечения и поддержки.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР)

Существует несколько эффективных методов лечения ОКР, которые могут помочь уменьшить его влияние на вашу жизнь.

Основные методы лечения:

КПТ обычно дает эффект довольно быстро. Может пройти несколько месяцев, прежде чем вы почувствуете эффект от лечения СИОЗС, но большинству людей в конечном итоге это пойдет на пользу.

Если эти методы лечения не помогают, вам могут предложить альтернативный СИОЗС или комбинацию СИОЗС и КПТ.

Некоторые люди могут быть направлены в специализированную психиатрическую службу для дальнейшего лечения.

Причины обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР)

Неясно, что вызывает ОКР.Ряд различных факторов может играть роль, в том числе:

  • семейная история – у вас больше шансов развить ОКР, если оно есть у члена вашей семьи, возможно, из-за генов
  • различия в мозге – у некоторых людей с ОКР есть области необычно высокой активности в их мозгу или низкий уровень химического вещества, называемого серотонином
  • жизненные события — ОКР может чаще встречаться у людей, которые подвергались издевательствам, жестокому обращению или пренебрежению, и иногда оно начинается после важного жизненного события, такого как роды или человек, переживающий утрату
  • личность — аккуратные, дотошные, методичные люди с высокими личными стандартами могут быть более склонны к развитию ОКР, а также люди, которые обычно очень беспокойны или имеют очень сильное чувство ответственности за себя и других

Группы поддержки

Жизнь с ОКР может быть трудной.Помимо получения медицинской помощи, вам может помочь обратиться в группу поддержки или к другим людям с ОКР за информацией и советом.

Полезными источниками поддержки могут быть следующие веб-сайты:

OCD Action, OCD-UK и TOP UK также могут сообщить вам о любых местных группах поддержки в вашем районе.

Информация:

Руководство по социальному уходу и поддержке

Руководство по социальному уходу и поддержке содержит советы о том, где вы можете получить поддержку, если вы:

  • нуждаетесь в помощи в повседневной жизни из-за болезни или инвалидности больны, пожилые или инвалиды, включая членов семьи

Последняя проверка страницы: 18 ноября 2019 г.
Дата следующего рассмотрения: 18 ноября 2022 г.

Контрольный список симптомов СДВГ для взрослых и детей: невнимательность, гиперактивность, импульсивность

Что вызывает СДВГ?

СДВГ — это биологическое заболевание головного мозга, которое, согласно исследованиям, вероятно, является генетическим.Исследователи подозревают, что ген, участвующий в выработке дофамина, химического вещества, контролирующего способность мозга поддерживать регулярное и постоянное внимание, можно проследить до синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ). Другими словами, это не вызвано плохим воспитанием, слишком большим количеством сахара или видеоигр.

Как диагностируется СДВГ?

Постановка диагноза СДВГ может быть сложным процессом. СДВГ — это тонкое неврологическое состояние с тремя различными подтипами — невнимательный, гиперактивный/импульсивный и комбинированный тип — и не существует единого теста, определяющего, присутствует ли СДВГ у взрослого или у ребенка.Профессиональный диагноз обычно следует после тестов на симптомы и опроса, тщательного сбора анамнеза и оценки состояний, обычно диагностируемых наряду с СДВ, включая оппозиционно-вызывающее расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, тревогу, расстройство настроения и расстройство аутистического спектра.

Каковы симптомы СДВГ?

Симптомы СДВГ или СДВ у взрослых и детей обычно включают:

  • Короткая продолжительность концентрации внимания, особенно для нежелательных задач
  • Гиперактивность, которая может быть физической, словесной и/или эмоциональной
  • Импульсивность, которая может проявляться как безрассудство
  • Суетливость или беспокойство
  • Дезорганизация и трудности с расстановкой приоритетов задач
  • Плохое управление временем и временная слепота
  • Частые перепады настроения и эмоциональная дисрегуляция
  • Забывчивость и плохая рабочая память
  • Проблемы с многозадачностью и исполнительной дисфункцией
  • Неспособность контролировать гнев или разочарование
  • Проблемы с выполнением задач и частое промедление
  • Отвлекаемость
  • Трудность в ожидании очереди

Чтобы получить более подробную информацию о симптомах СДВГ у взрослых и детей, воспользуйтесь Тестом на симптомы СДВГ для взрослых или Тестом на симптомы СДВГ у детей.

Какие бывают типы СДВГ?

СДВГ — это неврологическое состояние, характеризующееся постоянным характером невнимательности и/или гиперактивной импульсивности, которое мешает ежедневному функционированию как минимум в двух условиях — например, в школе и дома. Это влияет на детей и взрослых, мальчиков и девочек и людей всех слоев общества. Вышеуказанные симптомы представляют собой широкий спектр симптомов, связанных с СДВГ, хотя симптомы различаются для каждого подтипа. 1 СДВГ включает три подтипа:

  • невнимательный тип
  • гиперактивный или импульсивный тип
  • комбинированный тип

Симптомы СДВГ у детей отличаются от симптомов СДВГ у взрослых.Но это универсально: если вы узнаете себя или своего близкого человека в следующих симптомах СДВГ, и эти симптомы постоянно нарушают жизнь в различных условиях, обратитесь к своему медицинскому работнику для постановки диагноза и принесите результаты тестов на симптомы СДВГ ниже с вам на обзор.

[Бесплатное руководство: может ли у моего ребенка быть СДВГ?]

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 2 , по крайней мере шесть из следующих симптомов СДВГ должны нарушать повседневную деятельность в двух или более условиях, чтобы можно было поставить диагноз.

Симптомы СДВГ: Контрольный список невнимательности при СДВ

  • Не в состоянии уделять пристальное внимание деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, работе или других видах деятельности
  • С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр
  • Кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую
  • Не выполняет инструкции и не выполняет школьные задания, домашние дела или обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР) или непонимания инструкций)
  • Имеет трудности с организацией задач и действий
  • Избегает, не любит или не хочет заниматься задачами, требующими постоянного умственного напряжения (такими как школьная или домашняя работа)
  • Теряет вещи, необходимые для выполнения задач или действий (например,г., игрушки, школьные задания, карандаши, книги или инструменты)
  • Легко отвлекается на посторонние раздражители
  • Забывчивый в повседневной деятельности

Чтобы получить более подробные сведения о симптомах невнимательности СДВГ или СДВ у взрослых и детей, пройдите тест на симптомы СДВ для взрослых или тест на симптомы СДВ для детей.

[Бесплатная загрузка: Подробное руководство по невнимательному СДВГ]

Симптомы СДВГ: Контрольный список гиперактивного и импульсивного СДВГ

  • Непоседа руками или ногами или извивается на сиденье
  • Покидает место в классе или в других ситуациях, когда ожидается сохранение места
  • Чрезмерно бегает или карабкается в ситуациях, в которых это неуместно (может ограничиваться субъективным чувством беспокойства у взрослых)
  • Ему трудно тихо играть или заниматься досугом
  • Появляется «на ходу» или действует так, как будто «приводится в движение двигателем»
  • Чрезмерно болтает
  • Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
  • С трудом ожидает своей очереди
  • Прерывает или вторгается в других (например,г., вмешивается в разговоры или игры)

Чтобы получить более подробные сведения о симптомах гиперактивного/импульсивного СДВГ у взрослых и детей, воспользуйтесь Тестом на симптомы гиперактивного/импульсивного СДВГ для взрослых или Тестом на симптомы гиперактивного/импульсивного СДВГ для детей.

Симптомы СДВГ редко исчезают с возрастом; примерно две трети детей с СДВГ становятся взрослыми с СДВГ. 3 Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что распространенность СДВГ среди взрослых выросла на 123% в период с 2007 по 2016 год, а число диагнозов среди взрослых росло в четыре раза быстрее, чем число диагнозов СДВГ среди детей в Соединенных Штатах. 4 Тем не менее, многие взрослые не получают диагноз СДВГ до тех пор, пока диагноз не поставлен одному из их детей. Некоторым взрослым может показаться бессмысленным ставить диагноз, если СДВГ не помешал им вступить в брак, сделать карьеру или завести детей. Но неуправляемые симптомы СДВГ могут привести к потере работы, конфликту в отношениях и злоупотреблению психоактивными веществами. Лучшее понимание СДВГ и трех его подтипов может помочь детям и взрослым поставить точный диагноз и провести эффективное лечение.

Недавнее исследование 5 показало, что СДВГ у взрослых представлен двумя подтипами: невнимательный и эмоциональный.Исследователи обнаружили, что эта схема предлагает более клинически значимый подход к диагностике симптомов СДВГ у взрослых, чем текущие критерии DSM-V, основанные на исследованиях, проведенных на детях в возрасте от 6 до 12 лет. исследование того, как симптомы СДВГ меняются и развиваются с возрастом, и, в частности, как эмоциональная дисрегуляция влияет на взрослых с СДВГ.

Точно так же стратегии лечения взрослых с СДВГ заслуживают дальнейшего изучения.Исследование, проведенное в Нидерландах, недавно показало, что пожилые люди с СДВГ испытывают улучшение симптомов при приеме низких доз стимулирующих препаратов, которые хорошо переносятся и не вызывают клинически значимых сердечно-сосудистых изменений. 6

Источники по симптомам СДВГ

1 Синдром дефицита внимания/гиперактивности. Национальный институт психического здоровья (2019). https://www.nimh.nih.gov/health/topics/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/index.номер

2 Симптомы и диагностика СДВГ. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание. Американская психиатрическая ассоциация (2013). https://www.(d(.gov/ncbddd/adhd/diagnosis.html

3 Джайлз Ньютон-Хоуз. Что происходит, когда дети с синдромом дефицита внимания/гиперактивности вырастают? Журнал Королевского медицинского общества. (2004)

4 Чанг, Уинстон, Мэриленд., MS., и др. «Тенденции распространенности и заболеваемости синдромом дефицита внимания/гиперактивности среди взрослых и детей разных расовых и этнических групп». JAMA Open Network (ноябрь 2019 г.). 10.1001/jamanetworkopen.2019.14344

5 Reimherr, Frederick, et al. «Типы синдрома дефицита внимания / гиперактивности у взрослых: анализ репликации». Журнал клинической психиатрии (апрель 2020 г.). https://www.psychiatrist.com/JCP/article/Pages/2020/v81/19m13077.aspx

(2020). Реакция и побочные эффекты при использовании стимулирующих препаратов у пожилых людей с СДВГ: исследование архива наблюдений. Журнал расстройств внимания . https://doi.org/10.1177/1087054720925884

Сохранять Предыдущая статья Следующая статья

18 Ранние признаки СДВГ у детей

Каждый ребенок временами бывает невнимательным или гиперактивным.Когда они демонстрируют привычку к такому поведению, родители играют большую роль в достижении положительных изменений.

Опубликовано по The Iowa Clinic в пятницу, 29 мая 2020 г.


По сравнению со своими родителями большинство детей кажутся гиперактивными. Они всегда в пути. Их легко отвлечь. И у них бесконечное количество энергии.

Когда родители беспокоятся о том, что у их детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), они, как правило, сосредотачиваются на этой гиперактивности.Но больше внимания следует уделить последнему слову в условии: беспорядок.

СДВГ — это хроническое заболевание. Более 60 процентов детей, у которых он есть, переносят его во взрослую жизнь. Ранняя диагностика может помочь вашему ребенку получить лечение, в котором он нуждается, и дать вам инструменты, которые помогут ему справиться со своим состоянием.

Симптомы СДВГ — это обычное поведение, наблюдаемое у всех детей.

СДВГ сложный. Вы не можете просто отметить несколько симптомов из списка и поставить диагноз.В тот или иной момент каждый ребенок демонстрирует симптомы СДВГ. Вы можете увидеть это и подумать, что что-то не так. Но в целом они демонстрируют нормальное поведение для ребенка их возраста.

Эти виды поведения описаны в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, пятое издание (DSM-5) и делятся на две группы: невнимательность и гиперактивность/импульсивность. В каждой категории есть девять симптомов, связанных с СДВГ.

Признаки невнимательности

Внимание — половина проблемы при СДВГ. Будь то вы или учитель, дома или в школе, детям с СДВГ может быть трудно концентрировать внимание. И это мешает их способности слушать, учиться и даже думать. У вашего ребенка могут возникнуть проблемы:

  1. Внимание к деталям или ошибки по невнимательности
  2. Сосредоточение внимания на задачах или игре
  3. Слушание, когда вы или учитель говорите с ними напрямую
  4. Выполнение инструкций, домашних заданий или работы по дому
  5. Организация задач или действий
  6. Выполнение задач, требующих умственных усилий в течение длительного периода времени и выражающих свое неприятие или полное избегание этих вещей
  7. Следить за своими вещами, такими как школьные принадлежности, очки или телефон
  8. Запоминание вещей в повседневной деятельности
  9. Избегание отвлекающих факторов

Признаки гиперактивности и импульсивности

Возбудимый ребенок с высокой энергией, который действует по каждому своему импульсу, может попасть в группу гиперактивности и импульсивности расстройства.Такое поведение может быть более разрушительным, особенно в школе. Ваш ребенок может:

  1. Нерзать, извиваться и постоянно постукивать руками или ногами
  2. Вставайте со своих мест в школе, церкви или других ситуациях, когда они должны оставаться на своих местах
  3. Бегать и карабкаться в неподходящих местах или ситуациях
  4. Быть не в состоянии спокойно играть или участвовать в досуге
  5. Иметь высокий мотор и всегда быть в пути
  6. Чрезмерно болтать
  7. Выпалить ответы до завершения вопросов
  8. Не могут дождаться своей очереди
  9. Прерывание разговоров и игр

Вы можете посмотреть на эти списки и подумать: «Да, это мой ребенок.«Несмотря на то, что в неправильных условиях многие из этих поведенческих реакций носят деструктивный и даже смущающий характер, они могут быть совершенно нормальными для возраста вашего ребенка. Например, многие родители начинают беспокоиться о СДВГ у своих малышей. Но эти симптомы являются нормальными для детей на этом этапе развития.

Однако признаки могут проявиться довольно рано. СДВГ можно диагностировать уже в возрасте четырех лет. Чтобы поставить диагноз в возрасте от четырех до 16 лет, у ребенка должно быть шесть или более симптомов в течение более шести месяцев, при этом большинство признаков появляются до 12 лет.И поведение должно проявляться более чем в одной обстановке, например, в школе и дома, и вызывать проблемы в этих условиях.

Хотите узнать, нормально ли ведет себя ваш ребенок?

Ваш первый звонок должен быть к вашему педиатру, чтобы вы могли понять, когда нормальное состояние становится разрушительным.

Назначить встречу