Современные дидактические концепции характеристика основных концепций развивающего обучения
Современные дидактические концепции характеристика основных концепций развивающего обучения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 12 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Продуктивное обучение | Статья по теме:
Продуктивное обучение
Богданова Алла Геннадьевна,
Козлова Анна Александровна
учителя начальной школы
ГБОУ Лицей №597
Приморского района,
г. Санкт-Петербург
Продуктивное обучение мы понимаем, как организацию личностной и социальной деятельности учащихся, которая обеспечивает поисковый, творческий, преобразовательный характер учебного познания.
В результате такого обучения накопленный социальный опыт осваивается личностью, как объективно новый продукт.
Одной из ведущих целей продуктивного обучения является развитие мышления ребенка. Мы опираемся на исследования Зинаиды Ильиничны Калинковой, которая доказывает необходимость различия четырех видов мышления: творческого, продуктивного, репродуктивного и непродуктивного. И считает, что продуктивное мышление является основой обучаемости детей. Она рассматривает продуктивное мышление, как интеллектуальную способность к открытию, самостоятельному приобретению знаний, что характеризует интеллект человека.
Репродуктивное мышление отличается меньшей продуктивностью, т. к. на его основе осуществляется решение задач, знакомых учащимся по образцу (по эталону, по алгоритму, правилу).
Творческое мышление рассматривается как высшая степень продуктивного мышления. А низшей степенью продуктивного мышления является непродуктивное.
Таким образом, в начальной школе возникает актуальная проблема определения стартовых возможностей ребенка, преобладающего вида мышления и построение учебного процесса таким образом, чтобы ребенок достигал продуктивного мышления, а потом и творческого. Практика показывает, что драматизм результата обучения в начальной школе в том, что остается большое количество детей с непродуктивным мышлением, Т.е. поставленная ребенку задача превышает его потенциальные возможности, умственные способности решать такого рода проблемы. Задача часто не соответствует его прежнему опыту.
В этой связи нам очень важно, выявить стартовые возможности в l-м классе и детей с непродуктивным мышлением выводить через репродуктивное на продуктивный уровень мышления. Это связано с созданием гибких технологий обучения, с подбором методов соответствующих этому и необходимых средств.
Решая эти проблемы, мы объединяем свои усилия с педагогами основного звена и в этой работе существенную помощь оказывает разработанная в школе модель системы продуктивного обучения. Выделим те функции главных компонентов этой системы, которые объединяют учебную деятельность всех учителей.
Прежде всего, это цели продуктивного обучения:
а) Сформировать у учащихся представление о творческом характере процесса и результата учебной деятельности, создать установку на стремление к самообразованию.
б) Воспитывать моральные качества, необходимые для созидательной деятельности, способность осознания роли и места человека в мироздании истории человечества. (В этой связи интересен опыт воспитательной работы нашей школы, который выражается в участии классов в театрализованном фестивале «Портреты времени»).
в) Привитие навыков терпимости, ненасилия уважения к другому, способности взаимодействия в детском коллективе.
Данный компонент играет ведущую роль в системе продуктивного обучения и в первую очередь на содержание начального образования. Идее продуктивного обучения в начальной школе более всего соответствует развивающая система обучения Л.Б. Занкова, долгое время школа придерживалась именно этой системы, однако со временем методическому объединению учителей начальных классов ближе оказалась работа по учебно-методическому комплекту «Школа 2100», которая так же соответствует идеям продуктивного обучения Занкова.
Особенность системы продуктивного обучения просматривается в тех принципах, на которые мы опираемся в реализации учебного процесса. В начальной школе из 11 принципов системы продуктивного обучения наибольшую значимость имеют следующие:
* целеполагание (позволяет ставить цели, которые определяют направление познавательной деятельности ребенка)
* целостность (он дает возможность связывать процесс обучения и предмет деятельности, т.е. содержание обучения)
* функциональность (мы им руководствуемся при подготовке уроков, когда раскрываются особенности способов познавательной деятельности детей)
* а такой принцип, как объективность четко проявляется в практической деятельности ребенка, когда его познания приобретают материальную форму в виде конечного продукта (шитье, коробочка)
* и, наконец, важным принципом является принцип направленности обучения, на него мы опираемся, когда тесно переплетаем цели и задачи обучения, воспитания и развития. Для обеспечения единства деятельности преподавателя и ученика за счет системообразующих связей взаимодействия, преобразования, функционирования и развития мы используем систему методов, разработанных кандидатом педагогических наук Э. Н. Кирикилицей.
В этой системе для начальной школы очень важны методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, а для развития продуктивного мышления методы соответствующие логике познания: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Подчеркнем, что в модели системы продуктивного обучения для учащихся начальной школы значительными оказываются виды деятельности учителя и учащихся, которые разрабатываются на основе психологической структуры деятельности Инны Васильевны Кузьминой. В конструктивной деятельности для учителя важно разработать гибкую, адаптационную систему обучения с учетом способностей и возможностей детей. А для учащихся важно осмыслить суть, содержание учебной информации зафиксировать ее, согласно своим способностям восприятия, памяти, мышления.
В организационной деятельности, которая особенно значима для младших школьников. Учителю важно обеспечить рациональную организацию рабочего места учащихся, а учащимся важно вовремя включится в темп учебного процесса и следовать ему до конца занятий.
В коммуникативной деятельности учитeлю важно реализовать педагогику сотрудничества в ходе обучения, а ребенку — включится в ролевые его функции, когда мы создаем социальные, производственные и другие ситуации.
Мы не раскрыли полной модели систем продуктивного обучения, это цель специального пособия остановимся лишь на результате. Результат реальной жизнедеятельности этой модели определяется с помощью разработанных критериев, обобщающим критерием является социальная активность ребенка, она имеет две составляющие: трудовая и общественная активность. Целая система критериев заложена в протокольной документации анализа уроков, в одинаковом требовании к оценке.
Серия«Решение проблем с помощью продуктивного мышления»: Продуктивное мышление в принципе
Серия «Решение проблем с помощью продуктивного мышления»: Продуктивное мышление в принципеw3.org/1999/XSL/Format» xmlns:fn=»http://www.w3.org/2005/xpath-functions»/>
Этот курс предоставляет информацию о репродуктивном и продуктивном мышлении. В нем обсуждаются различия между критическим и творческим мышлением, которые представляют собой мыслительные навыки, помогающие в процессе продуктивного мышления. В этом курсе также описываются привычки, которые могут помочь вам извлечь больше пользы из сеансов мозгового штурма. Цели:
Темы:
|
Процессор P500+, 128 МБ ОЗУ; Windows 2000, 2003, XP, минимальное разрешение экрана 800×600, Internet Explorer 5.5 или выше; Проигрыватель Windows Media 9.0 или выше; Flash 8.0 или выше; минимальное соединение 56K; рекомендуется широкополосное (256 кбит/с или выше) подключение; куки включены; Настоятельно рекомендуется звуковая карта с динамиками или наушниками. |
Названия продуктов, упомянутые в этом каталоге, могут быть товарными знаками/знаками обслуживания или зарегистрированными товарными знаками/знаками обслуживания соответствующих компаний и настоящим признаются. Все названия продуктов, которые являются товарными знаками или знаками обслуживания, должным образом написаны с заглавной буквы. Использование имени в этом каталоге предназначено только для целей идентификации и не должно рассматриваться как затрагивающее действительность любого товарного знака или знака обслуживания или как предполагающее какую-либо связь между MindLeaders, Inc. и владельцем товарного знака/знака обслуживания. |
Авторское право © 2009 MindLeaders. Все права защищены.
Понимание творчества и его реализация
Адам Лоутер, Брук Митчелл, Джерард Пуччио и Натан Шваглер
Можно ли включить творческое мышление в учебную программу профессионального военного образования? В нашей статье года «Война на скалах » «Профессиональному военному образованию нужно больше творчества, а не истории» мы утверждали, что это возможно, но не объясняли, как это сделать. Здесь мы предлагаем некоторое представление о развитии творческого мышления, сначала объяснив, что мы подразумеваем под творчеством, а затем предложив шаги для включения творческого образования в совместную программу профессионального военного образования. Наши рекомендации основаны на успешных творческих программах, в которые частный сектор инвестирует для своих сотрудников, на примерах, уже используемых в профессиональном военном образовании, и на научных исследованиях.
Важно отметить, что Объединенный комитет начальников штабов Видение и руководство по профессиональному военному образованию и управлению талантами содержит все необходимые причины для включения успешных элементов творческого образования в системный подход, который вплетает научно обоснованные стратегии творчества в существующую учебную программу. . Это также не требует устранения существующего предмета, а только изменения метода доставки. И стремление к этому уже есть у различных факультетов сервисных школ.
Понимание творчестваСогласно стратегии мышления Леонардо да Винчи, saper vedere , творчество подразумевает «знание того, как видеть» и предполагает рассмотрение проблемы с разных точек зрения. Креативное мышление — это движущая сила, которая подталкивает человека не только к постановке правильных вопросов, но и к определению фундаментальных проблем, требующих конкретных решений.
Развивая подход, Майкл Михалко подчеркивает идею видеть то, что никто другой не видит, и думать так, как никто другой не думает. Для успеха в военных действиях умение перехитрить противника так же важно, если не больше, чем умение просто одолеть противника. Для Соединенных Штатов подавление противника долгое время было более простым подходом, но этот вариант значительно сокращается. Таким образом, следовать указаниям Михалко важнее, чем когда-либо.
Успех в этом начинании зависит от понимания двух типов мышления: репродуктивного и продуктивного мышления.
Во-первых, репродуктивное мышление возникает, когда человек пытается решить текущую проблему, возвращаясь к аналогичным проблемам, с которыми сталкивался в прошлом. Этот тип мышления ведет к решению доктринальных проблем, которое опирается на легко усваиваемые рубрики и другие практические руководства и ограничивается известными решениями. Репродуктивное мышление делает упор на применение уроков прошлого для достижения успеха в будущем. Этот подход не является неправильным по своей сути, но он ограничивает и потенциально опасен, если каждая возникающая ситуация соответствует шаблону истории, игнорируя расходящиеся характеристики, которые сигнализируют об изменении. Репродуктивное мышление ведет к перестрелке с прошлой войной.Напротив, продуктивное мышление требует индивидуального поиска решений с разных точек зрения, часто без использования прошлого опыта. Эйнштейн, например, основывал свою теорию относительности или связанной с ней связи между пространством и временем на подходе к продуктивному мышлению.
Помня об этой концепции творчества и его полезности, следующим логическим шагом будет задать простой вопрос: можно ли научиться творчеству? Исследование предполагает, что да.
Старший уорент-офицер 3 Джеймс Бейкер представляет выводы своей команды генерал-лейтенанту Роберту Брауну, командиру Общевойскового центра, во время первого в истории солярия уорент-офицера, который проводится в Командно-штабном колледже, Форт-Ливенворт, штат Канзас. (Фото армии США)
Доказательства возможности обучения творчествуХотя творчество может показаться противоположным систематическому военному подходу к принятию решений, который, возможно, лучше всего проиллюстрирован в военном процессе принятия решений армии США, творчество абсолютно необходимо для победы с наименьшими потерями и минимальные финансовые затраты. Это кажущееся напряжение не обязательно существует в почти равном мире, где Соединенные Штаты не имеют преимущества подавляющего технологического или численного превосходства и должны перехитрить противника, чтобы победить.
Реальность такова, что все люди биологически запрограммированы на творчество — ключевое конкурентное преимущество нашего вида. Эта уникальная способность мыслить творчески дает людям исключительную возможность реагировать оригинальными, гибкими и эффективными способами на экологические угрозы и меняющиеся условия. Короче говоря, люди умеют творчески решать проблемы. Человеческий прогресс свидетельствует о безграничном потенциале нашего творчества. Например, ни один другой вид не перешел от охоты и собирательства к космическим путешествиям.
Эта уникальная способность мыслить творчески дает людям исключительную возможность реагировать оригинальными, гибкими и эффективными способами на угрозы окружающей среде и меняющиеся условия.В какой-то степени творчество — это навык, которым обладают все люди, и которому можно научиться. Короче говоря, существуют обучаемые и воспроизводимые стратегии, которые, как доказано, повышают уровень творчества человека. В академической и прикладной области изучения креативности программы, которые обучают навыкам, направлены на улучшение индивидуального и командного творчества. Тщательный метаанализ 70 различных исследований, анализирующих эффективность программ обучения креативности, привел к следующему недвусмысленному наблюдению:
Возможно, наиболее четкий вывод, который следует из этого исследования, заключается в том, что обучение творчеству эффективно. В общем анализе был получен не только большой размер эффекта, но и значительные эффекты наблюдались для четырех основных критериев, применяемых при оценке обучения: дивергентное мышление, решение проблем, производительность, отношение и поведение.
Однако этот метаанализ показал, что не все творческие программы одинаковы. Исследователи обнаружили, что наиболее эффективные программы используют когнитивные модели для использования интеллектуальной деятельности, связанной с успешным использованием творческого поведения.
Более того, успех этих программ объясняется тремя ключевыми характеристиками. Во-первых, если творчество представляет собой сложную форму мышления, то обучение творчеству должно начинаться с разбиения этого мыслительного процесса более высокого порядка на конкретные и дискретные когнитивные способности. Во-вторых, введение в принципы творческого мышления должно сопровождаться иллюстрациями реального применения творческих способностей. В-третьих, учащиеся должны практиковать стратегии и принципы творческого мышления в соответствующих упражнениях. Атрибуты наиболее успешных программ творческого образования соответствуют устремлениям, выраженным Объединенным комитетом начальников штабов в их Заявление о видении и руководстве , в котором содержится призыв к офицерам, способным решать проблемы таким образом, чтобы они не были ограничены рамками доктринальных норм.
Как выглядит успешная программа обучения творчеству? Одна из наиболее хорошо зарекомендовавших себя и изученных творческих программ называется «Творческое решение проблем». Эта программа представляет собой прикладную модель процесса, предназначенную для помощи отдельным лицам и командам в разработке и внедрении новых решений насущных проблем. Структура творческого решения проблем разбивает этот навык мышления более высокого порядка на обучаемые единицы как когнитивных навыков (визуализация, постановка проблемы, формирование идей, построение решения, контекстуализация, планирование реализации), так и эмоциональных навыков (мечтание, ощущение пробелов, игривость, избегание преждевременного закрытия, чувствительность к окружающей среде, толерантность к рискам). Этот процесс предоставляет учащимся руководящие принципы, которые помогают сформировать творческое мышление, включая то, как меньше осуждать новые концепции, как более эффективно генерировать оригинальные идеи и как выйти за рамки первоначального решения, которое редко бывает самым креативным.
Возможно, самым важным для творческого мышления является способность к дивергентному мышлению. Это похоже на то, как Михалко видит то, чего не видят другие. Дивергентное мышление — это способность мыслить бегло, гибко и оригинально. Это часто подрывается стандартной образовательной практикой. Однако дивергентное мышление является основным предиктором творческих достижений и эффективности руководства в вооруженных силах.
Неудивительно, что небольшие попытки развивать творческие способности в сервисных школах существуют в рамках отдельных программ или классов. Например, Университет морской пехоты использует исторические тематические исследования, чтобы убедить студентов творчески подумать об альтернативных решениях, которые могли бы привести к лучшим результатам. Командно-штабной колледж авиации предлагает творческий выбор. Школа перспективных военных исследований преподает курс дизайна и включает в программу научную фантастику, упражнения и настольные игры. В Объединенном университете специальных операций находится Центр дизайна и инноваций, в котором проводится серия коротких курсов по дизайну и прикладному творчеству. И почти все школы обслуживания используют варгеймы, будь то настольные или крупномасштабные игры, для поиска новых идей. Однако эти усилия не являются частью систематических усилий по развитию творческого мышления.
Военная игра в Военном колледже Корпуса морской пехоты США в апреле 2019 года. (Джеймс Лейси/Викимедиа)
Для сервисных школ и факультетовНаучно обоснованные психометрические оценки могут быть мощными инструментами для повышения самосознания, эмоционального интеллекта и метапознания. Для преподавателей это потребует инвестиций в профессиональное развитие для формирования необходимых навыков с помощью программ обучения на рабочем месте, конференций и программ получения степени, специально разработанных для обучения учителей, что является первым шагом, прежде чем ожидать, что любая программа профессионального военного образования будет систематически развивать творческих студентов.
Со временем концепции и подходы, используемые в государственном и частном секторах, будут трансформироваться, чтобы соответствовать потребностям ориентированного на оборону практического сообщества, которое включает новые методы в свои передовые методы. Такие усилия действительно могут стать катализатором изменений в методах обучения критическому мышлению.
Творчество никогда не может быть непременным условием профессионального военного образования. История, теория и доктрина являются центральными элементами того, что должен знать любой выпускник объединенной программы профессионального военного образования, но, как ясно заявил Объединенный комитет начальников штабов в последней Политике профессионального военного образования офицеров, основное внимание должно уделяться включению творчества. в результаты совместного профессионального военного образования и прикладные навыки, которые оно обязательно формирует.
Беспокойство по поводу того, что образовательная среда не отражает операционную среду и что учащиеся не могут совершить интеллектуальный переход от общедоступного академического класса к производственной среде, является не более чем пустым аргументом. Допустить, чтобы суровые боевые или оперативные условия превратили совместное профессиональное военное образование в редукционистский суп из обучения и практической доктрины — это пустая трата дорогого образования.
Соответственно, преподаватели и администраторы должны способствовать созданию среды, основанной на том, что ученые-творцы называют «психологической безопасностью», которая создает классную среду, в которой даже диковинные идеи учитываются, а не отбрасываются с ходу — идея, отстаиваемая основателями Air Кессель Ран, знаменитый разработчик программного обеспечения Force, а также председатель Совета по оборонным инновациям.
Несмотря на то, что можно предложить специализированные факультативы по творческому мышлению, междисциплинарным методам проектирования и инновациям тем немногим учащимся, у которых может быть врожденный интерес, более широкие возможности кроются в существующей учебной программе, где эти навыки могут быть внедрены и преподаваться как инструменты для решения проблем. Соответственно, необходим троянский подход к вплетению творчества в существующие курсы и программы. Это логично, учитывая, что нужна инновационная система, а не инструмент.
…большие возможности открываются в рамках существующей учебной программы, где эти навыки могут быть внедрены и преподаваться как инструменты для решения проблем.Характер и состав существующих курсов созрели для разрушения. Профессиональное военное образование может включать модель семинаров в существующую структуру семинаров. Важно проводить больше времени в классе с инструментами и методами и отрабатывать концепции в режиме реального времени в реальных сценариях. Переосмысление семинара создает пространство для когнитивного разнообразия и побуждает к новому мышлению.
Формат семинара также дает преимущество в отношении обратной связи и оценки. Как пишет Паула Торнхилл, студенты профессионального военного образования оказывают медвежью услугу, сосредотачивая свое время и энергию на подготовке научно-исследовательских работ в академическом стиле, тогда как на практике им нужна более быстрая реакция, мгновенная обратная связь, которая подготовит их к работе. будет делать в своем следующем задании. Качественное письмо важно, но оно должно быть адаптировано к результатам, которые служат офицеру в профессиональном контексте, в котором применяется письмо.
Дополнительные способы интеграции творчества включают видеосъемку лидера команды, ведущего групповую стратегическую сессию, а затем анализ записи игры, как это делает тренер с профессиональным спортсменом. Концепция изучения ленты, внесения корректировок и повторения процесса на следующий день очень эффективна. Этот подход не только обеспечивает большую отдачу энергии, но и само образование является активным и основанным на опыте.
Студенты и преподаватели должны увидеть творческое поведение лидеров, если они хотят поверить, что верхнее прикрытие существует для того, чтобы быть творческими и экспериментальными в мыслях и действиях. Администраторы могут, например, поощрять деловую повседневную форму дня. Когда дело доходит до мышления, враг часто невидим, а униформа имеет мощный способ закрепить воображение, а не создавать условия для открытия.
Наконец, сервисные школы должны создать должность под названием «Креативщик в резиденции», которая будет служить в качестве ресурса по запросу, предоставляя контекстно-зависимый творческий и инновационный контент. Этот человек также может при необходимости помогать, а также тренировать и консультироваться с руководством школы для разработки и развертывания мероприятий, специфичных для учреждения, соответствующих уникальной культуре, возможностям и целям организации. Традиционные конференции и семинары, например, держат подавляющее большинство участников в режиме приема целыми днями. Creative-in-Residence может быть поручено переосмыслить и перепроектировать эти впечатления, чтобы они были оптимизированы для творческого мышления и производства, сбора и распространения новых знаний.
Командный сержант. Майор Джимми Дж. Селлерс (David Crozier/USASMA Photo)
ЗаключениеВо всяком случае, эта статья является призывом к профессиональному военному образованию охватить более глубокое, богатое и вдумчивое обсуждение феномена творчества и его интеграции в учебную программу. На самом деле, мы утверждаем, что это важный компонент любого уравнения, которое стремится создать интеллектуальное превосходство в изменчивом, неопределенном, сложном и неоднозначном мире. Преднамеренное вложение средств в творческий подход в рамках профессионального военного образования является значимым шагом на пути к оснащению силовых структур способностью видеть дальше того, что противник может себе представить.
Создание системного подхода в профессиональном военном образовании, который развивает творчество как прикладной навык, является центральной частью достижения вышеуказанных целей. Внедрение творческого подхода к решению проблем для развития творческих навыков в существующую учебную программу; расширение использования варгеймов, упражнений, написания художественной литературы и других инструментов для развития творческого мышления; и развитие опыта преподавателей в области творческого образования — все это часть более широкого подхода к обеспечению того, чтобы Соединенные Штаты продолжали поддерживать интеллектуальное превосходство, обсуждавшееся Объединенным комитетом начальников штабов. Задача непростая, но и не так много таких, которые делают вооруженные силы США лучшими в мире.
Адам Лоутер — профессор политологии в Школе перспективных военных исследований (SAMS) армии США. Брук Митчелл — научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона по ядерной безопасности. Джерард Пуччио является председателем и профессором Международного центра исследований творчества, штат Буффало, Университет штата Нью-Йорк. Натан Шваглер работает по контракту в Объединенном университете специальных операций Командования специальных операций США, где он разрабатывает и проводит курсы по творчеству, инновациям и дизайну. Выраженные взгляды принадлежат только авторам и не отражают официальную позицию армии США, Командования специальных операций США, Министерства обороны или правительства США.
Есть ответ или идея для собственной статьи? Следуйте за логотипом ниже, и вы тоже можете внести свой вклад в Мост:
Вам понравилось то, что вы только что прочитали? Пожалуйста, помогите распространить информацию среди новых читателей, поделившись ею в социальных сетях.