Произвольное внимание это внимание: Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

Содержание

Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Они имеют тесную взаимосвязь и могут пересекаться. В данной статье вы более подробно познакомитесь с характеристикой каждого вида внимания.

Содержание:

  • 1 Непроизвольное внимание
  • 2 Произвольное внимание
  • 3 Послепроизвольное внимание
  • 4 Внешнее и внутреннее внимание

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей. Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.

Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление. Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности.

Произвольное внимание

Понятие произвольного внимания подразумевает сознательное сосредоточение индивида на внешних объектах и явлениях. В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести:

  • целеустремленность;
  • умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты;
  • умение действовать последовательно;
  • способность к организации деятельности.

Механизмом возникновения произвольности является сложная цель, которая в меньшей мере привлекает человека, требуя большего напряжения сознания. Умение произвольно сосредотачиваться преимущественно относится к работе или обучению.

Послепроизвольное внимание

Определение послепроизвольного внимания подразумевает результат сознательного сосредоточения на явлениях и предметах. Когда индивид преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, а деятельность начинает в нем пробуждать интерес. Послепроизвольное внимание обрело также название вторичного произвольного внимания.

На данном этапе воля человека несколько слабеет, при этом интенсивность внимания остается на уровне произвольного. Данный вид внимания является таким же контролируемым, как и в случае с произвольным. В ходе исследований в области психологии стало понятно, что деятельность становится гораздо продолжительней и приносит большие результаты за счет повышения интереса и снижения напряжения. Главным условием во время обучения или работы является умение перейти к послепроизвольному вниманию, чтобы добиться хороших результатов. Обучение чему-либо очень быстро надоедает и утомляет, поэтому важно уметь вызвать у детей послепроизвольное внимание. Основной причиной успешного выполнения учебных задач является появление послепроизвольного внимания.

Внешнее и внутреннее внимание

Внимание может направляться как на внешние явления и объекты, так и на психическую деятельность. Внешнее внимание помогает определить, как отражаются в сознании человека предметы с явлениями, за которыми он наблюдает. Такое внимание может проявляться в выражении лица, движении глаз и готовности выполнять определенные задачи.

Внутреннее внимание предполагает анализ деятельности психических процессов, проявляющихся в воспоминаниях, или мысленных решений задач. Умение концентрироваться на внутренней деятельности обусловлено способностью представить предметы или какие-либо действия. При внутреннем внимании человек будто перестает связывать себя с реальностью и не слышит, что происходит вокруг. При работе или обучении не стоит требовать от людей одновременной работы внешнего и внутреннего внимания, например, вспомнить какое-то название, демонстрируя в это время что-то на доске. Для такого распределения внимания требуется обладать отличными способностями.

Тренажеры Викиум эффективно развивают внимание и другие когнитивные функции.

Какое бывает внимание и для чего оно человеку

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период. Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Содержание

  • Виды внимания
  • Непроизвольное внимание
  • Произвольное внимание
  • Послепроизвольное внимание
  • Принцип работы внимания
  • Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Виды внимания

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик. Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия: эффект сложности восприятия

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10. 1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Уильям Принцметал и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2009 г.Февраль

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10. 1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Авторы

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Абстрактный

Мы предполагаем, что произвольное и непроизвольное внимание влияет на разные механизмы и имеет разные последствия для производительности, измеряемой временем реакции.

Произвольное внимание усиливает перцептивное представление, тогда как непроизвольное внимание влияет на тенденцию реагировать на стимулы в том или ином месте. В парадигме пространственных сигналов мы манипулировали сложностью восприятия и сравнивали произвольное и непроизвольное внимание. Для состояния произвольного внимания пространственный сигнал предсказывал местоположение цели, тогда как в состоянии непроизвольного внимания это было не так. Увеличение сложности восприятия увеличивало эффект внимания при произвольном внимании, но уменьшало его при непроизвольном внимании. Таким образом, произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия при манипулировании трудностью восприятия и, следовательно, вероятно, вызваны разными механизмами.

Похожие статьи

  • Внимание: время реакции и точность показывают разные механизмы.

    Принцметал В. , МакКул К., Парк С. Принцметал В. и др. J Exp Psychol Gen. 2005 Feb; 134 (1): 73-92. дои: 10.1037/0096-3445.134.1.73. J Exp Psychol Gen. 2005. PMID: 15702964

  • Произвольное и непроизвольное внимание по-разному влияет на различение лиц.

    Эстерман М., Принцметал В., ДеГутис Дж., Ландау А., Хазелтин Э., Верстинен Т., Робертсон Л. Эстерман М. и соавт. Нейропсихология. 2008 7 марта; 46 (4): 1032-40. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2007.11.014. Epub 2007 23 ноября. Нейропсихология. 2008. PMID: 18166203 Бесплатная статья ЧВК.

  • Свободная от смещения точность двойного суждения во время пространственного внимания: повышение производительности за счет произвольного и непроизвольного внимания.

    Pack W, Klein SA, Carney T. Пак В. и др. Видение Рез. 2014 Декабрь; 105: 204-12. doi: 10.1016/j.visres.2014.08.004. Epub 2014 23 августа. Видение Рез. 2014. PMID: 25159288

  • Объектное внимание: обзор учебника.

    Чен З. Чен З. Atten Percept Psychophys. 2012 июль; 74 (5): 784-802. doi: 10.3758/s13414-012-0322-z. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22673856 Обзор.

  • Успехи и неудачи в создании эффектов подсказок на основе объектов внимания.

    Реппа И., Шмидт В.К., Лук-порей Е.С. Реппа I и др. Atten Percept Psychophys. 2012 Январь; 74 (1): 43-69. doi: 10.3758/s13414-011-0211-x. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22052445 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Возможные связанные с событиями потенциальные корреляты произвольного и рефлексивного внимания у музыкальной лягушки Emei.

    Ню В., Шен Д., Сун Р., Фан И., Ян Дж., Чжан Б., Фан Г. Ниу В. и др. Биология (Базель). 2022 8 июня; 11 (6): 879. doi: 10.3390/biology11060879. Биология (Базель). 2022. PMID: 35741400 Бесплатная статья ЧВК.

  • Не смотри сейчас! Слепота, вызванная эмоциями: взаимодействие между эмоциями и вниманием.

    Гудхью, Южная Каролина, Эдвардс М. Гудхью С.К. и др. Atten Percept Psychophys. 2022 ноябрь;84(8):2741-2761. doi: 10.3758/s13414-022-02525-z. Epub 2022 14 июня. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 35701659 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Дифференциальное влияние тайны в природе на внимание: окулометрическое исследование.

    Маруа А., Шарбонно Б., Солоси А.М., Уотсон Дж.М. Маруа А. и др. Фронт Псих. 2021 9 декабря; 12:759616. doi: 10.3389/fpsyg.2021.759616. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34955980 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как угроза модулирует мотивационное воздействие вознаграждения на внимание?

    Ким А.Дж., Андерсон Б.А. Ким А.Дж. и др. Опыт психолог. 2021 май; 68(3):165-172. дои: 10.1027/1618-3169/a000521. Опыт психолог. 2021. PMID: 34711076 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние природного опыта на лобно-теменные корреляты нейрокогнитивных процессов, участвующих в направленном внимании: исследование ERP.

    Сахни П., Кумар Дж. Сахни П. и др. Энн Нейроски. 2020 июль; 27 (3-4): 136-147. дои: 10.1177/09727531219

  • . Epub 2021 12 апр. Энн Нейроски. 2020. PMID: 34556952 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

[УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ] Расшифровка Внимание

Перейти к содержимому
  • Посмотреть увеличенное изображение
Мы и без того подвижные и хитрые по своей природе, но в эти времена перенапряжения наша способность концентрировать внимание подвергается серьезным испытаниям. Тем не менее, внимание необходимо для нашей когнитивной эффективности, независимо от того, изучаем ли мы новые вещи или просто выполняем многие из наших повседневных задач. Чтобы сохранить и культивировать его, первым шагом является изучение его удивительных механизмов, чтобы мы могли определить факторы, на которые можно воздействовать, и те, от которых лучше всего отказаться.
Сосредоточь внимание!

Немецкий филолог Готфрид Вильгельм Лейбниц, предшественник психологии, в семнадцатом веке придал вниманию научный статус, предложив понятие «апперцепции», восприятия, которое сопровождается рефлексией и осознанием, в отличие от простого восприятия. . Это одно из первых утверждений о пределах нашего поля сознания. Внимание со временем станет ведущим понятием в гештальт-психологии, когнитивной психологии и когнитивной лингвистике.

Лишь в конце 19 века внимание начали изучать экспериментально. Именно в этот период Герман фон Гельмгольц, прусский физиолог и физик, осознал, что мы можем сосредоточить внимание на объекте, присутствующем в поле нашего зрения, не обязательно направляя на него взгляд. Это наблюдение проложило путь к изучению механизмов внимания независимо от механизмов двигательных действий.

В 1890 году основатель американской психологии Уильям Джеймс предложил влиятельное определение внимания, описав его как «овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или последовательностей». мысли, локализация, концентрация, сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими[…]». Следует отметить, что это определение соответствует сегодняшнему когнитивному подходу, и что уже тогда Джеймс утверждал, что образование «по преимуществу» — это то, что развивает эти способности, заключающиеся в стабилизации внимания.

Начиная с 1990-х годов прогресс в функциональной визуализации мозга (фМРТ) позволил лучше понять механизмы внимания и подтвердить или опровергнуть определенные объяснительные модели, которые были развиты до того времени. Хотя тайны внимания еще не полностью разгаданы, очевидна важность продолжения изучения его механизмов. В 1992 году Майкл Познер, американский психолог и ведущий авторитет в этой области, заявил, что «исследование внимания для понимания сознания является тем же, чем изучение ДНК является для понимания жизни» (Posner, 19).92).

Несколько определений, несколько бесспорных критериев

В области психологии с течением времени было предложено несколько определений внимания. Пиктон и др. (1986) классифицировали их на три категории в зависимости от того, описывают ли они это как «процесс, который выбирает одну информацию и игнорирует другую»; «ресурс, выделяемый психическим процессам, облегчающим отбор информации»; или «состояние ума, в которое мы помещаем себя, чтобы получать информацию и управлять ею».

Несмотря на разнообразие точек зрения, с которых рассматривается внимание, некоторые критерии кажутся неизбежными для его описания. Согласно анализу Poissant, Falardeau и Poëllhuber (1993), внимание, таким образом, «всегда ориентируется в соответствии с целями и потребностями человека (Gibson et al., 1979). …] [Это], следовательно, является ограниченным процессом с точки зрения количества и продолжительности. Он ограничивает доступную информацию и гарантирует, что лишь небольшая ее часть используется для последующего поведения. Без этого ограничения тело было бы переполнено информацией, и поведение развернулось бы во всех направлениях (Саймон, 19 лет). 86). Более того, он может выбирать информацию только в течение короткого периода времени (Грейб, 1986; Саймон, 1986)».

В настоящее время общепризнано, что многомерная природа внимания является функцией отбора, распределения ресурсов, регуляции поведения и контроля над поведением (Possamaï, Bonnel and Shark, 1993 – «L’attention», Encyclopédia Universalis).

Одно ощущение, три сети

Хотя внимание воспринимается как единое ощущение, оно является результатом нескольких механизмов в коре и подкорке, от теменной доли (в задней части мозга) до лобной доли (в передней ). Как и в случае с определениями, было предложено несколько объяснительных моделей для описания лежащих в его основе механизмов. Модель, которая до сих пор служит эталоном, — это модель, предложенная в 1990 Майкла Познера, в который с тех пор были внесены некоторые коррективы благодаря достижениям в области нейровизуализации. Следует добавить, что предложения других исследователей позволили дополнить предложения Познера, проливая свет на подтипы внимания.

Согласно модели Познера, внимание разворачивается в трех физиологически и функционально различных, но взаимосвязанных сетях: бдительность, внимание и исполнительный контроль. Сеть оповещения — это примитивная форма внимания, которая позволяет осуществлять неизбирательную модуляцию бдительности (пробуждение) и мобилизует психические функции, прекращая текущую деятельность, чтобы тело могло оценить новую ситуацию. Проще говоря, сеть оповещения сообщает нам, «когда следует обратить внимание».

Сеть ориентации говорит нам, «на что» обратить внимание. Это соответствует нашей способности выбирать один элемент из многих, как сенсорных, так и ментальных. Ориентация может быть двух типов: эндогенная и экзогенная (Raz, Buhle, 2006; Sieroff, 2015). Оно эндогенно, когда мы фокусируем и произвольно направляем свое внимание на объект, и экзогенно, когда нас «пассивно» или автоматически привлекает внешний раздражитель. Термин «сверху вниз» также используется для описания эндогенной ориентации, тогда как термин «снизу вверх» используется для описания экзогенной ориентации.

Третья сеть внимания — это исполнительный контроль, который говорит нам, «как обрабатывать информацию». Это сеть, которая позволяет активировать все процессы, лежащие в основе планирования, выбора, инициирования, выполнения и контроля целенаправленного поведения (Dehaene, 2014b). Работа над улучшением исполнительного внимания является одним из ключей к лучшему обучению как детей, так и взрослых.

От одного вида внимания к другому

Модель Солберга и Матеера, обычно используемая для диагностики неврологических расстройств, делит внимание на пять компонентов: сосредоточенное, устойчивое, избирательное, чередующееся и разделенное внимание. Сфокусированное внимание, очень близкое к концентрации, соответствует способности целенаправленно реагировать на соответствующий сенсорный стимул, подавляя при этом нерелевантные стимулы. Остальные четыре компонента можно разделить на две группы.

Первая группа включает устойчивое внимание и избирательное внимание, оба из которых относятся к ситуации, когда концентрация должна быть сосредоточена на чем-то одном. Под устойчивым вниманием понимается способность постоянно и неоднократно сосредотачиваться на одном предмете. Можно сказать, что задача требует постоянного внимания, если она длится не менее 15 минут. Избирательное внимание, с другой стороны, относится к способности сосредоточиться на одном объекте, когда нас могут отвлечь несколько других стимулов. И устойчивое внимание, и избирательное внимание связаны с идеей фильтра внимания или контроля «сверху вниз», чтобы противодействовать отвлекающим факторам «снизу вверх».

Вторая группа, включающая переменное внимание и разделенное внимание, относится к ситуациям, когда внимание должно быть сосредоточено более чем на одном предмете. Переменное внимание относится к той умственной гибкости, которая требует переключения внимания между задачами с различными когнитивными требованиями. С другой стороны, разделенное внимание позволяет решать две или более задач одновременно. Именно о последнем мы говорим, когда говорим о «знаменитой» многозадачности (см. «Действительно ли мы хороши в многозадачности?»), то есть о том, что мы можем выполнять несколько задач одновременно.

Важно знать, что система внимания находится под влиянием рабочей памяти (см. 8 типов памяти… чтобы помнить!), которая необходима для наших исполнительных функций и участвует в большинстве наших действий. Однако возможности этой рабочей памяти ограничены (Sweller, 1988; Mousavie and al., 1995). Таким образом, чем более когнитивно требовательна задача, тем труднее ее обрабатывать рабочей памяти и тем больше времени и внимания она требует. Если рабочая память перегружена — так называемая «когнитивная перегрузка», — обмен между тремя вовлеченными областями мозга прерывается (Miller and al., 2018).

Под микроскопом нейронауки

В последние годы нейробиология внесла свой вклад в наше понимание внимания, дав нам доступ к тому, как оно транслируется глубоко внутри нашего серого (а точнее, белого!) вещества. Таким образом, мы немного больше знаем о беспощадной борьбе, которая всегда происходит в нашем мозгу между тем, что мы могли бы назвать «рассеянностью», и тем, что мы могли бы назвать «чрезмерным вниманием».

«На уровне мозга внимание — это акт предпочтения определенной группы нейронов за счет других», — резюмирует Жан-Филипп Лашо, когнитивный нейробиолог и специалист по вниманию. «Роль, цель внимания — сделать выбор. Мы говорим об избирательном внимании: выбор между всем, что с нами происходит, между всеми способами обработки одного и того же стимула, между всеми мыслями, которые у нас могут быть. Вокруг нас джунгли вещей, и нам приходится выбирать; мы можем взять только часть этого, чтобы рассмотреть его глубже. Чем больше вещей вокруг нас, тем сложнее выбрать», — объясняет нейробиолог.

Системы в постоянной битве

Если внимание такое хрупкое, такое «подвижное», то это потому, что наш мозг является ареной беспощадной борьбы между нашими системами «проотвлечения» и «провнимания». Одной из двух наших «продистракционных» систем является теменная доля, играющая ключевую роль в интеграции сенсорной информации. Как иллюстрирует Лашо, эта область мозга подчиняется своему окружению и побуждает нас действовать в соответствии с нашими привычками: «Именно эта система в значительной степени стоит за движениями нашего взгляда [но она также распространяется на ментальные восприятия: например, восприятие телефона вызовет жест использования телефона».

Вторая система, которая дестабилизирует наше внимание, — это схема вознаграждения. В соответствии с нашими желаниями и вкусами эта схема модифицирует «карту важности», своего рода карту мозга элементов нашего окружения, которые, на первый взгляд, заслуживают нашего внимания. Мы можем говорить о системе предварительного внимания, первом фильтре, через который проходят стимулы.

Именно наша «контролирующая» система, исполнительная система, расположенная в лобной доле, должна бороться с этими двумя мощными «отвлекающими» системами. Исполнительная система определяет, как будет обрабатываться выбранная информация. Он управляет набором высокоуровневых процессов, известных как «исполнительный контроль», которые позволяют нам адаптироваться к новым или нестандартным ситуациям: планирование, выбор, инициирование, выполнение и наблюдение за целенаправленным, добровольным поведением.

Однако один элемент усложняет работу исполнительной системы по поддержанию внимания: тот факт, что она сама разделена, так как должна жонглировать несколькими задачами и решать. «Исполнительная система иногда может выиграть игру, — говорит Лашо, — но неудивительно, что довольно часто мы отвлекаемся, потому что другие системы активны и уравновешивают ее влияние». В дополнение к нарушениям дефицита внимания и повреждениям головного мозга существуют и другие условия, которые способствуют отвлечению внимания, такие как стресс, усталость, зависимости, легкие удовольствия, отсутствие психологической гибкости и так далее.

Следует отметить, что созревание исполнительного контроля, которое происходит постепенно в детстве, имеет решающее значение для развития поведения человека. Это связано с тем, что внимание обеспечивает непрерывность и последовательность целенаправленного поведения, а также гибкость поведения в ответ на изменения в окружающей среде (Colliot и др., 2007). Другими словами, без внимания наше поведение не может быть последовательным. Следует также отметить, что проблема контроля внимания отличается от проблемы способности внимания (Крупский, 19). 80). В первом случае человеку не хватает внимания только в определенных контекстах, тогда как во втором случае, независимо от ситуации, он или она остается неспособным оставаться внимательным в течение длительных периодов времени.

Отвлечение: неотъемлемая часть системы внимания

Точно так же, как забывание необходимо для правильного функционирования памяти — вы правильно поняли! (см. Обучение и забывание: новый взгляд на мозг) — «нормальное» отвлечение (не усугубляемое состоянием здоровья или другими состояниями) само по себе не является нарушением работы системы внимания; скорее, это его неотъемлемая часть, и без него мы были бы в серьезном поведенческом невыгодном положении. Это связано с тем, что внимание как механизм отбора подразумевает, что мы делаем себя недоступными на определенное время для информации или действий, отличных от «избранного» — возьмем здесь кавычки, поскольку этот отбор, который происходит несколько раз в во-вторых, чаще всего находится в бессознательном состоянии. Однако это состояние «стабильности» не может длиться слишком долго, рискуя упустить более выгодные возможности… это то, что Астон-Джонс и Коэн (2005) первыми аргументировали, применив дилемму эксплуатации-исследования к работе мозга. Процесс принятия решений.

«Обычно мы развиваемся с набором краткосрочных и долгосрочных целей, которые плохо определены и не имеют четкой иерархии; столкнувшись с таким обилием задач, мозг реагирует рывком», — объясняет Жан-Филипп Лашо о дилемме эксплуатации и исследования, с которой сталкивается каждое живое существо в контексте ограниченных ресурсов.

«Например, если вы найдете источник пищи, вы всегда будете задаваться вопросом, нет ли чего-нибудь по соседству… А если вы не пойдете и не увидите, вы не можете знать! Эта дилемма объясняет, почему стабильность, «застревание» на одном месте, может дорого обойтись», — говорит нейробиолог. С этой точки зрения было бы нормально, если бы через какое-то время, сосредоточившись на одном элементе, мы начали ощущать всевозможные небольшие предупреждающие сигналы, побуждающие нас переключить свое внимание на что-то другое.

Петля восприятия-действия

Наша сенсомоторная система предназначена для обучения, взаимодействуя с окружающей средой посредством так называемого цикла или цикла восприятия-действия, что означает, что любое восприятие (сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное и т. д.) приводит к к действию — чаще всего двигательному или «использующему» жесту, но это также может быть мышление, разговор и т. д. — которые мы можем использовать для обучения. В свою очередь, любое действие ведет к восприятию. В этой петле, которая происходит 3–4 раза в секунду, внимание приходит непосредственно перед восприятием, и во многих случаях, поскольку все происходит очень быстро, действие непосредственно следует за восприятием, без размышлений, и процесс ограничивается реакцией.

Реакцию на воспринимаемое определяют три фактора: привычка, которая заставляет нас реагировать тем или иным образом; общая полезность, которую мы склонны находить полезной или приятной; и ad hoc полезность, которую мы находим полезной для достижения нашей текущей цели.

«В повседневной жизни наши результаты в решающей степени зависят от того, насколько этот выбор [и связанное с ним восприятие и действие] соответствует нашей текущей цели. Вот почему качество нашего внимания так сильно влияет на качество наших действий и достижений», — говорит Жан-Филипп Лашо.

Слепота внимания

В 1999 году психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис провели знаменитый эксперимент в Гарвардском университете. Мы воздержимся от описания видео теста, если вы захотите его пройти. Этот тест на избирательное внимание показывает, что, несмотря на то, что мы чувствуем, что обращаем внимание на все, что происходит в нашем непосредственном окружении, на многие вещи — даже на очевидные вещи! — все еще очень вероятно, что их не заметят.

Это явление называется «слепотой внимания», потому что наше исполнительное внимание, выступающее в роли узкого места, ограничено (Dehaene, 2014b). Таким образом, когда наше внимание привлекает задача, окружающие раздражители, которые не имеют отношения к делу, могут быть обработаны одним из двух способов; они могут либо оставаться видимыми, но затем обрабатываются позже, либо могут стать «невидимыми».

Без внимания невозможно обучение

Важность внимания имеет решающее значение для обучения, и это также наблюдается на уровне нейронов, как описывает Жан-Филипп Лашо: области очень важны, потому что они поддерживают активность нейронов вместе, что создаст связи между ними, нейропластичность, которая будет действовать на сети. Будет формирование сетей и, следовательно, запоминание».

Хотя механизмы, лежащие в основе внимания, могут быть усилены во взрослом возрасте, именно в детстве незаметно развивается исполнительный контроль. «Поскольку внимание определяет обучение, мобилизация внимания детей является приоритетной задачей», — говорит когнитивный нейробиолог Станислас Дехане, разработавший четыре столпа обучения (см. «Нейронаука: обучение в четыре этапа»).

«[Учитель] также должен следить за тем, чтобы не создавать двойных заданий, особенно для детей с трудностями. Наконец, исполнительный контроль является одним из наиболее важных межпредметных навыков, которые школа может развивать, практикуя, начиная с детского сада, упражнения, чтобы научиться контролировать себя, концентрироваться, обращать внимание на свои пределы (метапознание) и исправлять себя. » он добавляет.

Улучшение внимания во взрослом возрасте

Стратегии улучшения внимания во взрослом возрасте включают: обучение вниманию (и отвлечению внимания!), развитие метакогнитивных навыков (см. Метапознание 101 и Развитие метакогнитивных навыков), а также расстановку приоритетов и сосредоточение внимания на одной цели за раз для от 5 до 10 минут. Жан-Филипп Лашо предлагает нам рассматривать эту трудность стабилизации нашего внимания как недостаток равновесия, требующий наблюдения, такта и чувствительности. По его словам, это более выгодная поза, чем типично западное видение, которое представляет ее как отсутствие силы, требующее (неприятного) усилия концентрации, которое требует «накачки» мозга и работы над выносливостью внимания.

Вызвав образ канатоходца, нейробиолог предлагает новую парадигму: «Мы будем больше говорить не о силе, а о способности наблюдать эти великие системы сил, воздействующих на внимание, наблюдать их в действии; мы будем говорить о чувствительности, т. е. о чувстве, когда сила начинает направлять и брать верх; и мы поговорим о ловкости, тонком контроле, немного похожем на канатоходца». Ссылаясь на название одной из своих книг о внимании, он добавляет: «Мозг канатоходца — это мозг, который перенаправляет свое внимание не как тяжелоатлет, а как канатоходец, небольшими прикосновениями, чтобы все время возвращать свое внимание к своей цели».

Более широкий взгляд на внимание, включая погружение в область философии, несомненно, может побудить некоторых из нас стать более внимательными. «Существует бремя внимания, равно как и бремя благодарности за то, что мы получили», — объясняет французский философ Поль Клавье в Le Point (январь 2020 г.). «Стоическая этика целиком покоится на упражнениях на внимание к тому, что от нас зависит, и на освобождение от того, что от нас не зависит. Внимание — это не только психологический прием, но и добродетель, которую можно развивать. Между уходом в себя, холодным или смертельным, и ошеломляющим рассеиванием, в котором теряешься, мы должны поставить курсор справедливого внимания», — заключает он в двух словах.

Что такое внимание?

Внимание — это овладение умом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или потоками мысли, локализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими[…].

Уильям Джеймс

Автор творческого контента @KnowledgeOne. Вопроситель вопросов. Гипергибкий упрямый. Созерцательный йог.

Катрин Мейлер имеет более чем 15-летний опыт работы в области исследований и написания статей. Работая журналистом и педагогическим дизайнером, она интересуется всем, что связано с обучением: от педагогической психологии до нейронауки и последними инновациями, которые могут служить учащимся, такими как виртуальная и дополненная реальность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts