Развитие произвольности в дошкольном возрасте
- Безугленко Наталья Николаевна, заместитель заведующего по ВМР
Разделы: Работа с дошкольниками
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. За период дошкольного детства ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Во ФГОС дошкольного образования предусмотрено, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: “…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является произвольность поведения. Произвольность действий и произвольность поведения. Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Каждый педагог и родитель стремится развить качества в своих детях, видеть их целеустремленными, настойчивыми и волевыми. Именно эти качества необходимы для обучения в школе, что способствует успешному усвоению школьной программы. Формировать произвольное поведение будущего первоклассника надо с дошкольного детства.
Как же происходит созревание произвольности познавательных процессов, действий и поведения у дошкольников?
В три года действия приобретают намеренный характер, дети начинают действовать с заранее намеченной целью, которая еще может “ теряться”. В этом возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В результате общения с другими людьми и взрослыми развивается самостоятельность и осознанность поведения, затормаживаются его нежелательные формы. К четырем-шести годам окончательно формируются лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности. В результате формируется способность контролировать свои действия. Следовательно у детей этого возраста уже появляется произвольность. Присущая более младшему возрасту импульсивность поведения постепенно преодолевается. Формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, слушать речь взрослых. В игре формируется умение подчиняться правилам.С пяти-шести лет значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова пришли к выводу, что систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе.
Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. Преимуществом предложенных подходов Г.А.Урунтаевой, Е.О.Смирновой являются элементы игр и овладения правилами в них, как путь к овладению своим поведением. Выявлено, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать свое собственное поведение в игре. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Через игру с правилами у дошкольника формируется произвольность.Большое место в жизни детей занимают игры с правилами. Для игр с правилами характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правила. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.
Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. В нашем дошкольном учреждении мы используем развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения; игры на перевоплощения “ Море волнуется, ” Самолетики”, “Птенчики” и др. В таких играх как “Классики”, “Школа мяча”, “Прятки”, и т.д. нужно достичь конкретной цели, данной в определенных условиях (т.е. задачи). Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи. В игре больше, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Ведущее место в 6-7 лет приобретают подвижные игры с правилами без сюжета (“Ловишки”, “Найди себе пару” и др.).Игры с правилами, включающие очередность действий или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: “Уникуб”, “ Сложи узор”; головоломки, блоки Дьенеша, настольно-печатные игры, шашки, домино, лото.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться саморегуляция поведения. Дети способны отказаться от увлекательной игры и заняться непривлекательным видом деятельности, руководствуясь лишь необходимостью выполнения задания. Произвольность проявляется и в умении анализировать свои собственные движения, сознательно приобретать двигательные умения и навыки (рисовать, писать).
Произвольность выражается также в преднамеренном заучивании стихотворения, способности побороть непосредственное желание, отказаться от интересной деятельности, игры ради поручения взрослого. Произвольность проявляется и в мышлении. В этом возрасте дети могут удерживать цель действия до конца, если задание нетрудное и короткое по длительности. Дети стремятся во что бы то ни стало преодолеть трудности отказываются “ сдаться”, то есть обнаруживается высокий уровень целенаправленности.
Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией и все более относится к самому играющему ребенку.
Развитие произвольности поведения у дошкольников
Произвольностью является способность управления своими действиями, умение контролировать своё поведение. Это значит не только следовать заданным правилам, но также и отказ выполнять что-либо запрещенное или нежелательное.
К первым произвольным действиям, которые формируют родители у детей, относятся — умение правильно сидеть, правильно держать ложку. Очень важно формирование произвольности поведения у дошкольников в период подготовки к обучению в школе. Ребенок должен быть способен к началу школьного обучения направлять свои мотивы на выполнение определенного учебного действия, уметь выбирать задания, которые нужно выполнять первыми, т.е. устанавливать приоритет в том или ином действии.
Развитие произвольности — залог и необходимое условие учебной деятельности будущего первоклассника. Если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный период жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.
Эффективным средством для развития произвольности поведения детей являются специально разработанные занятия. Цель таких занятий — формирование общения внеситуативно-личностной формы с взрослыми. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что именно такое общение наиболее успешно влияет на обучение детей произвольной регуляции поведением. В процессе внеситуативно-личностного общения, например, с родителями или воспитателем в детском саду, ребенок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий.
Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но одними словами поведение ребенка не исправишь. Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность. Говорить с ребенком надо, но делать это надо доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности. Такое общение, включенное в определенную деятельность, помогает ребенку осознать свое поведение. В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества — самостоятельность и осознанность, которые являются предпосылками произвольности.
Неоценимым помощником формирования произвольности поведения у детей является игра с правилами. Через конкретные правила, дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение. Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности поведения. Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста. В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. Эти правила дают развитие своеобразным регуляторам действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.
Так же развитию произвольности способствуют занятия продуктивными видами деятельности. С их помощью дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т.е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.
Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее. В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его довести задуманную работу до конечного результата, что ведет к формированию произвольных качеств.
Формирование мотивов произвольного поведения дошкольников хорошо осуществляется и в совместной деятельности со взрослыми.
Представляя ребенку ряд упражнений, взрослый целенаправленно ориентирует ребенка на развитие у него произвольности наряду с саморегуляцией поведения. Цель занятий — добиться, чтобы ребенок мог долгое время придерживаться конкретного для данной ситуации правила.
В упражнениях должны быть установки на развитие самоконтроля за собственным поведением. Особенно будет хорошо, если ребенок в конце занятия будет способен сравнить действия и результат с образцом выполнения упражнения.
Саморегуляция — это не отдельно развиваемая черта личности ребенка, а структурный компонент произвольности поведения. То есть, развитие произвольности прививает малышу навыки саморегуляции поведения, что поможет дошкольнику придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, планировать свои действия на будущее, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности.
Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
Произвольные подкрепления в прикладном анализе поведения
Бризида В.Бризида В.
Сертифицированный поведенческий аналитик
Опубликовано 2 октября 2016 г.
+ Подписаться
Одно из распространенных заблуждений относительно прикладного анализа поведения при лечении лиц с нарушениями развития состоит в том, что это не что иное, как модификация поведения — использование произвольных подкреплений (например, конфет, жетонов, игрушек) для изменения поведения. В сочетании с отсутствием подготовки картина, которую рисует это заблуждение, наносит ущерб области по двум причинам: 1) она противоречит фундаментальным принципам и измерениям прикладного анализа поведения и 2) она может создать культуру псевдонауки, в которой терапевты/практики придерживаются убеждений и практик, отклоняющихся от первоначальных научных принципов и потенциально негативно влияющих на группы населения, которым они служат (Baer, Wolf, & Risley, 19).68).
Во-первых, прикладной анализ поведения в основном фокусируется на использовании или построении естественных непредвиденных обстоятельств подкрепления. Другими словами, основное внимание уделяется обеспечению того, чтобы индивидуум контактировал с подкрепляющими средствами, которые актуальны и легко доступны в его повседневной жизни (например, социальная похвала, улыбки, взаимодействие с другими людьми и удовлетворение их потребностей и желаний). Однако, в то время как похвала может подкреплять ребенка или взрослого, который НЕ находится в спектре аутизма, она может не подкреплять (то есть она не может эффективно увеличить вероятность поведения в будущем) для ребенка или взрослого, который НАХОДИТСЯ в спектре аутизма. В этих случаях может потребоваться произвольное подкрепление для установления новых поведенческих репертуаров и навыков. Таким образом, модификация поведения является компонентом прикладного анализа поведения, но не исчерпывающим аспектом нашей науки. Например, для достижения конечной цели управления сложным поведением или формирования навыков, которые будут устойчивыми в естественной среде, поведенческие аналитики программируют обобщение в начале лечения, тщательно следя за тем, как и когда использовать произвольное подкрепление и если оно используется. имея план заменить его более естественными подкреплениями.
Во-вторых, отсутствие обучения и эффективного распространения этих вопросов среди лиц, практикующих в этой области, может привести к созданию псевдонаучных верований и практик, которые в конечном итоге препятствуют обучению и росту уязвимых групп населения, которым мы служим. Два примера — использование съедобного подкрепления и использование жетонной экономии. Опять же, эти произвольные подкрепления имеют свое место в науке, но важно, чтобы мы были осторожны и концептуально систематичны в том, как и почему мы их используем.
Осведомленность об этих проблемах, критическое отношение к тому, что нам удобно делать каждый день, эффективное обучение персонала и постоянное обсуждение между профессионалами имеют решающее значение для работы в этой области и помогут улучшить лечение.
Бэр, Д.М., Вольф, М.М., и Рисли, Т.Р. (1968). Некоторые современные аспекты прикладного анализа поведения. Журнал прикладного анализа поведения , 1, 91-97.
Советы путешественникам для семей детей с аутизмом
12 марта 2018 г.
Обучение персонала на основе фактических данных
20 ноября 2016 г.
10 правил подкрепления
8 августа 2016 г.
Шесть ключевых показателей качества программ лечения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
7 июля 2016 г.
Новый план правительства Онтарио по лечению аутизма
3 апр. 2016 г.
Увидеть все
произвольно — Англо-русский словарь на WordReference.
com
| Слушайте: Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/ˈɑː r b ɪ tri/US:USA произношение: IPA и переписываниеUSA произношение: IPA/ˈ ɑrbɪˌtrɛri/ ,США произношение: изменение написания( № ′ bi trerē) ⓘ Одна или несколько тем на форуме точно соответствуют искомому запросу на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня
ar•bi•trar•i•ness, n. [uncountable] WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023 ar•bi•trar•y (är ′ bi trer′ē), произношение США прил., п., пл. — траки. прил.
Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers:: произвольный /ˈɑːbɪtrərɪ/ adj
‘ произвольный ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): -ite — Международный кодекс сигналов — Джеймс II — уравнение Лежандра — Огопого — прокрустово — Шелта — Звездная палата — абсолютный — алгебраический — америка — анте — антиискусство — искусственный — поведение — бета — черный акр — бюрократический — седилья — характеристический полином — гражданская свобода — интервал занятий — сложный — контанго — декодер — деспотизм — догматический — господство — фиат — формальный — свобода — кляп — общее решение — грамматический род — своевольный — гипергеометрическое уравнение — индукция — ипсе диксит — ботфорт — язык — свобода — меламин — метол — метрика — минимум — мозаика — налтрексон — любопытный Паркер — оцелот — од Найдите слово «произвольный» на сайте Merriam-Webster Найдите слово «произвольный» на сайте Dictionary. com
На других языках: испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | Арабский Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения |
|