Синдром психического автоматизма называют еще синдромом Кандинского-Клерамбо. Это расстройство психического здоровья человека, с параноидно — галлюцинароным характером. Во время болезни человеку кажется, что его телом и разумом управляет другой человек или сущность, при этом его личность подавляется. Пациент не воспринимает себя как индивидуума, не воспринимает свою личность, он считает, что все его поведение является навязанным. Данная проблема может привести к патологиям и как следствие к новым расстройствам. Часть этих патологий необходимо серьезно лечить. В современной медицине известно три типа болезни. Первым видом является автоматизм моторный. Пациенты с таким типом болезни кажется, что все его движения, повороты и жестикуляция осуществляется не им, помимо его воли. У человека проявляется неуверенность и скованность движений. Так же симптомом может быть прерывание речи, так как человек решил, что за него говорит еще кто-то. Эта болезнь проявляется на фоне других психических расстройств, к ним можно отнести шизофрению или психоз. В том случае, когда данное расстройство возникает на фоне такой болезни, то больному прописывается только лечение в стационаре. При этом шансов на точное выздоровление очень мало. В качестве причин называют так же зависимость от наркотиков, отравление алкогольными продуктами, удушье, сильная травма головы и другие. В этих случаях психика пациента в защитных целях вызывает такие псевдогаллюцинации. Иногда данный синдром протекает вместе с болезнью Вильсона, он возникает при накоплении большого содержания меди в человеке. В этом случае поражаются нейроны мозга.Чаще всего данное заболевание проявляться в виде безучастия ко всему или положительных эмоций, преувеличенных эмоций, депрессивных состояний с приступами активности. При этом пациент испытывает огромное количество чувств и от этого ему кажется, что все это вымышлено и им управляет кто-то извне. Главным видом лечения является сочетание у психотерапевта и приема медикаментов. В дальнейшем у пациента появляется навязчивая идея о том, что им управляет кто-то другой. При этом человек старается скрывать свои подозрения о постороннем интеллекте. Позже он уже не контролирует себя и свое поведение. Может возникнуть бред, пациент испытывает сдавленность в органах, озноб и удушье. В некоторых случаях пациент может потерять зрение или слух, а так же перестать быть чувствительным к болевым ощущениям. Иногда человек может причинить своему телу вред. Лечение заключается в различных беседах с врачом — психиатром и лечении медикаментами. « Назад |
Синдром психического автоматизма
Психиатрия
Синдром психического автоматизма (cиндром Кандинского-Клерамбо) — разновидность галлюцинаторно-параноидного синдрома, при котором у пациента есть псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия как психического, так и физического характера и явления психического автоматизма. Пациент утрачивает свои собственные мыслительные, эмоциональные, сенсорные и моторные процессы, пациенту кажется, что он находится под воздействием каких-либо посторонних сил, иногда указывая на того, кто им управляет. Пациенту свои собственные мысли и действия кажутся сделанными кем-то и неестественными.
При развитии синдрома психического автоматизма появляются три разновидности автоматизмов: идеаторные, сенестопатические, моторные.
- Идеаторные автоматизмы — пациент считает, что его мысли принадлежат не ему, что они «вложены» ему в голову, может быть ощущение, что окружающие его люди знают, о чём он думает. Любое сновидение такой пациент будет также считать «вложенным ему в голову». Ярко выражается симптом «эхо-мыслей» — пациент уверен, что окружающие его люди вслух проговаривают его мысли. Пациенты склонны мысленно общаться с людьми,особенно, если считают, что эти люди «вкладывают» им свои мысли и воспоминания.
- Сенестопатические автоматизмы — пациента беспокоят сенестопатии (неприятные ощущения на поверхности тела или в каком-то органе) или естественные ощущения в теле, которые по его мнению, «кем-то вызваны», иногда пациенты рассказывают о космических лучах и магии.
- Моторные автоматизмы — пациенты считают, что ходьба, речь и мимика им неподвластны, всем управляет кто-то другой, указывая, что делать.
Данный синдром развивается обычно при шизофрении и психозах (алкогольный, эпилептический, травматический).
Синдром может развиваться в двух формах: острой и хронической. При развитии острой формы заболевания у пациента развивается образный бред с ярким эмоциональным состоянием: может быть враждебность, настороженность, недоверчивость, страх. У пациента также противоречивые симптомы, они быстро меняются, пациент находится в состоянии возбуждения. Хроническая форма может развиваться годами, включая в себя все вышеперечисленные виды автоматизмов, которые достигают невероятных масштабов (пациент может обвинять врачей в изъятии органов, искать следы внеземных цивилизаций, командующих действиями пациента).
Более опасной считается именно хроническая форма, потому что галлюцинаторно-параноидная картина со временем усугубляется, что в большей мере способствует изменению личности.
Можно не допускать развития данного синдрома у пациентов, обеспечивая правильное лечение вызвавших это состояние заболеваний(шизофрения, алкогольный психоз и т.д.). Диагностику развившегося синдрома Кандинского-Клерамбо осуществляет врач-психиатр, дифференциальная диагностика проводится с галлюцинаторно-бредовым синдромом, в котором присутствуют истинные галлюцинации, но отсутствует сама идея о постороннем влиянии внешних условий на мысли, действия и чувства пациента.
Лечение должно производиться в психиатрическом стационаре. Врач назначает нейролептики, психотропные препараты, антидепрессанты, транквилизаторы. Возможно применение психотерапии.
Источник: Н. Г. Незнанов. Психиатрия.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в соцсетях:
Автоматизм | Тейт
Художественный термин
В искусстве автоматизм относится к созданию произведений искусства без сознательного мышления, доступу к материалу бессознательного как части творческого процесса
Термин «автоматизм» заимствован из физиологии, где он описывает движения тела, которые не контролируются сознательно, например, дыхание или лунатизм. Психоаналитик Зигмунд Фрейд использовал свободные ассоциации и автоматическое рисование или письмо для исследования бессознательного разума своих пациентов.
Идеи Фрейда оказали сильное влияние на французского поэта Андре Бретона, который положил начало сюрреалистическому движению в 1924 году, опубликовав Манифест сюрреализма . В манифесте Бретон определил сюрреализм как
.«Чистый психический автоматизм… диктат мысли при отсутствии всякого контроля со стороны разума и вне всяких моральных или эстетических соображений».
Бретон и другие представили самые ранние примеры автоматизма в своем автоматическом письме, стремясь писать как можно быстрее, не вмешиваясь сознательно, чтобы направлять руку.
Сюрреалистический коллаж, объединяющий изображения, вырезанные из журналов, каталогов товаров, книжных иллюстраций и других источников, был изобретен Максом Эрнстом и стал первой формой автоматизма в изобразительном искусстве.
Более поздний автоматизм сыграл определенную роль в абстрактном экспрессионизме Джексона Поллока и других и был важным элементом в европейских движениях artinformel и arte Nucleare.
Хотя термин «автоматизм» конкретно ассоциируется с художниками двадцатого века, и особенно с сюрреализмом, более ранние художники, такие как Александр Козенс, использовали некоторые элементы случайности для создания работ, в то время как другие, как сообщается, подключались к состояниям визионерства или транса.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Левый Верно
ИЗУЧИТЕ ЭТОТ ТЕРМИН
Левый Верно
Сьюзан Моррис
Сьюзан Моррис подходит к предмету непроизвольного рисования с точки зрения художника, пытающегося сделать визуальную запись того, что ускользает от преднамеренного действия или сознательного намерения или выходит за его пределы.
Дэвид Ломас
Исследуя идею «машиноподобности» и ее влияние на практику автоматического письма, эта статья описывает историю автоматизма с конца девятнадцатого века до наших дней, исследуя пересечения между физиологией, психологией, поэзией и искусством. .
Кристофер Тернер
С тех пор как Леонардо да Винчи призвал художников искать вдохновения в грязи на стенах или полосатых узорах на камнях, они обнаружили, что случайное пятно, случайная отметина или естественное пятно могут стать отправной точкой для каких-то необычных арт
Жан-Франсуа Шеврье
Рассказы о галлюцинациях в искусстве и литературе восходят к Библии, но идея художественной галлюцинации появилась позже. Как показывает автор новой книги на эту тему, территория, охватывающая художников от Уильяма Блейка до Зигмара Польке, «охватывает обширную область переживаний между ужасом и экстазом» и охватывает многие художественные течения, включая романтизм, символизм, экспрессионизм, Сюрреализм и психоделия 19-го века60-е
Искусство обычно создается «рукой художника», но на протяжении веков художники, от Уильяма Блейка и Джорджианы Хоутон до Мэтта Малликана, «руководились» неподконтрольными им силами
Избранные художники в коллекции
Левый Верно
1896–1966
1896–1987
1893–1983
1891–1976
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИИ
Левый Верно
Как работает чистый психический автоматизм в творчестве?
Когда в 1924 году Андре Бретон (1896-1966) опубликовал «Манифест сюрреализма», он объяснил это движение концепцией чистого психического автоматизма . Идея раскованной творческой психики была задумана как образ действий сюрреалистов. Определяя сюрреализм с самого начала как психический автоматизм, он позже переосмыслил его в духе религиозного вероучения, как психический механизм или состояние ума, которое может служить решением жизненных проблем . Первые идеи, возникшие относительно автономной работы психики, исходили от Фрейда , который в своем толковании сновидений объяснил связь между бессознательным, сновидениями и психикой. Для Фрейда сновидение было способом раскрыть бессознательное , потому что наши мысли во сне не осмысливаются рационально. Таким образом, наша бессознательная часть свободно выражается в масках и символах, которые трудно перевести словами, но которые можно передать в образных представлениях. Эти концепции были приняты сюрреалистами, и они составляют основу сюрреалистической теории и ее образов чистого психического автоматизма. 9. Предполагалось, что мысли свободно протекают в бессознательной сфере разума, и сюрреалисты стремились выразить их такими, какие они есть. Термин «психический» в «психическом автоматизме» был выбран Бретоном тщательно, так как он имел медицинское образование, а другая часть механизма — автоматизм — также исходила из его знаний в этой области. [1] До того, как он объявил об этом в области искусства, техника использовалась в психиатрических исследованиях и парапсихологических исследованиях.
Макс Эрнст — L’Ange du Foyer ou le Triomphe du Surrealisme (1937). Изображение из архива Widewalls.
Психический автоматизм сюрреалистов
Теоретик группы Андре Бретон был обеспокоен тем фактом, что, хотя сны составляют важную часть жизни каждого, они не привлекают достаточного внимания. Высшая реальность, или сюрреальность в его терминах может быть достигнута только через сближение живой реальности и сна . [2] Инструментом в достижении этого был сюрреализм, и эта тенденция вскоре привлекла многих творческих людей, которые искали альтернативные способы выражения, освобожденные от визуальных тропов, соответствующих социальным условностям и морали. Бретон определил его как:
«психический автоматизм в чистом виде, с помощью которого предполагается выразить — словесно, посредством письменного слова или каким-либо другим способом — действительное функционирование мысли. Продиктовано мыслью, в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, без каких-либо эстетических или моральных соображений». [3]
Вначале автоматизм рассматривался прежде всего как письменная техника, которая включала непрерывный поток слов. Практика автоматического письма началась в 1919 году и продолжалась на протяжении многих лет с переменным успехом. Даже Бретон писал в своем эссе 1933 года « Автоматическое сообщение », что «история автоматического письма в сюрреализме — это история постоянных неудач». [4] Позже Макс Эрнст предложил способ приближения к визуальным представлениям через автоматизм, основанный на фроттажах, коллажах или граттаже и случайных эффектах, производимых этими техниками. Сюрреалисты, в число которых входили также Андре Массон, Рене Магритт, Сальвадор Дали и Хуан Миро, приняли идеи Манифеста и предложенную в нем технику и отправились в исследовательское путешествие бессознательного, которое было далеко от повседневной реальности, обремененное трудной миссией. обретения смысла после кровавой бойни Первой мировой войны. Художественные приемы, которые они использовали в соответствии с теми, которые предложил Эрнст, включали масляную живопись, рисунок карандашом, включая создание Cadavre Exquis, фотографию, кино и скульптуру.
Жоан Миро — Карнавал Арлекина, 1924. Художественная галерея Олбрайт-Нокс
Необычные совпадения и нереальные деформации сюрреалистического автоматизма
Хотя автоматизм сюрреалистического искусства проявляется в случайном и произвольном сочетании мотивов и элементов, провести некоторые различия между способами использования автоматизма и творческими решениями, которые дает эта техника. Незапланированные композиции или необычные совпадения и сказочные элементы, которые также называют нереальными деформациями можно различить как две группы исходя из различного использования автоматизма. В первом композиции полностью отданы на волю случая и сиюминутных вдохновений, тогда как сказочные композиции достигаются более обдуманно, но тем не менее сохраняют автоматическое сочетание предметов, которые в действительности часто не сочетаются друг с другом. Автоматический элемент больше присутствовал в работах Жоана Миро и Андре Массона , тогда как похожие на сон реалии процветали в картинах и рисунках Рене Магритта, Макса Эрнста и Сальвадора Дали . Однако эти широко понимаемые направления не были столь четкими, как может показаться. Приверженность художников к этим двум направлениям была не столь жесткой, и они часто экспериментировали с обоими, при этом исторически работы 1920-х больше связаны с незапланированными композициями, тогда как в 1930-х преобладали мечтательные стратегии.
Сальвадор Дали — мастер сюрреализма
Автоматизм в художественном творчестве — не просто детище сюрреализма
Хотя психический автоматизм в искусстве в первую очередь связан с сюрреализмом и его использованием снов, гипноза и иногда даже наркотиков для освобождения мысли от ее рациональных ограничений, некоторые предыдущие и более поздние эпохи также видели применение автоматизма в искусстве. Первые формы автоматизма в искусстве восходят к 18 веку и «рисункам-кляксам» Александра Козенса , создававшего пейзажи акварелью из случайных цветовых пятен на бумаге. Уильям Блейк также приписывал некоторые другие силы, помимо своего разума, для создания своих иллюстраций. В 20-м веке другие творческие люди, помимо сюрреалистов, также искали свободное выражение, хотя и не вызывая напрямую психический автоматизм. Джексон Поллок разработал метод, который стал известен как Action Painting, который заключался в капании краски на холст, подчеркивая важность процесса над конечным результатом, в то время как Les Automatistes , франко-канадская группа художников, основывала свои работы на автоматическом письме. . Перед Второй мировой войной многие сюрреалисты переехали в США, где оказали влияние на местную сцену. Американский сюрреализм или магический реализм , как его еще называют, подчеркивал социальные проблемы посредством представления реальности, обработанной в сюрреалистической манере.
Совет редактора : Читатель сюрреализма: Антология идей
Одно из самых влиятельных культурных движений прошлого века, сюрреализм широко изучался в рамках его вклада в искусство и литературу— но его ключевая роль в развитии интеллектуальных идей, как политических, так и философских, еще предстоит полностью изучить. С произведениями 19 в.С 20-х по конец 1990-х годов эта антология — первая в своем роде на английском языке — наконец-то раскрывает разнообразные масштабы сюрреализма, его глубокий вклад в историю идей и его глубокие последствия для современной мысли. Включая эссе ведущих сюрреалистов и других крупных писателей о группе, том затрагивает ключевые темы идентичности, инаковости, свободы и морали, а также поэзии.
Каталожные номера:
- Бодюэн Т.М., (2015), «Продолжающееся несчастье» автоматизма в раннем сюрреализме , Связь +1: Том. 4, статья 10, п.2.
- Anonymous, В какой степени концепция «чистого психического автоматизма» в изобразительном искусстве была недостижимым идеалом? enpleincoeur.