Психический процесс восприятие: Доклад «Восприятие как психический процесс»

Содержание

Доклад «Восприятие как психический процесс»

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра педагогики и психологии

профессионального образования

 

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Восприятие как психический процесс».

студентки  1 курса  группы 111

направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Института дополнительного профессионального образования

 

Шихановой Валентины Михайловны

 

Руководитель:              ________________________        Е. С. Гринина

 

         Зав. кафедрой

К.пед.н.,доцент :          _________________________      В.А. Ширяев

 

   2018 г.

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….4-12

I. Общая характеристика восприятия……………………………………………4

II. Фазы восприятия……………………………………………………………..4-5

III. Виды восприятия…………………………………………………………….5-8 IV. Основные свойства восприятия…………………………………………..9-10

 V. Феномены восприятия…………………………………………………….10-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

Список использованных источников. ………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.  Вопросы изучения восприятия как психологического процесса   актуальны и в наше время. Многие ученые занимаются изучением процесса восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

 Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. 

Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

II. Фазы восприятия

 Результат восприятия – психический образ объекта.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1.Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит   выделение                   объекта из общего фона раздражителей).

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия.

По модальности:

— осязательное

— зрительное

— слуховое и т.д. …

По форме движения материи:

— восприятие времени

— восприятие пространства

— восприятие движения

Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]

 

 

 

Рассмотрим некоторые виды  восприятия:

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве.

В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

2. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен.

 Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

3.Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положе­нию нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном простран­стве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответ­ствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не мо­жет быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые вер­хушки деревьев и т. п.).

 

IV. Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: 

предметность, целостность, структурность, константность, осмыслен-ность,  избирательность.

 Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Другим свойством восприятия является целостностьВ отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями

Следующим свойством восприятия является константность.

 Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изо­бражения, как если бы он находился рядом.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. 

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность. 

Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

V. Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо най­ти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое.  То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Ваза Рубина

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

 

 

 

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако, существуют случаи, когда восприятие искажено : когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы — в этом случае речь идет о двусмысленных картинках, которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

 Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

 

 

Заключение

        Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники

1.  Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ананьев,

 Б. Г. М.: Наука, 2017. 592 с.

2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Ананьев,

 Б. Г. М.: Просвещение, 2014. 324 с.

3. Веккер, Л. М. Психические процессы / Веккер, Л. М. Л.:

Издательство ЛГУ, 2004. 423 с.

4. Ветер, Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / 

Ветер, Л. А.  М.: Просвещение, 2009. 432 с.

 

 

Восприятие — это психический процесс, заключающий…

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. создатель Mike Soft

1. Внешние

1.1. размер

1.2. интенсивность

1.3. контрастность

1.4. движение

1.5. повторяемость

1.6. новизна и узнаваемость

2. Внутренние

2.1. потребности

2.2. мотивация

2.

3. опыт

2.4. я-концепция

3. Виды восприятия

3.1. зрительное

3.2. слуховое

3.3. тактильное

3.4. вкусовое

3.5. обонятельное

4. Факторы восприятия

5. Основные эффекты восприятия

5.1. эффект стереотипизации

5.1.1. галоэффект

5.1.2. эффекты последовательности

5.1.2.1. эффект первичности

5.1.2.2. эффект новизны

5.2. эффект ожидания

5.2.1. ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё

5.3. эффект проекции

5.3.1. человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

5.4. эффект красоты

5.4.1. внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

6. Свойства восприятия

6.1. предметность

6.1.1. объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

6.2. структурность

6.2.1. предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

6.3. апперцептивность

6.3.1. на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

6.4. константность

6.4.1. постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

6.5. избирательность

6.5.1. преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

6.6. осмысленность

6.6.1. предмет сознательно воспринимается

7. Сложные виды восприятия

7.1. эмоциональное восприятие

7.2. рациональное восприятие

8. Теории восприятия

9. Ассоциация чувственного представления

9.1. Представители

9.1.1. Гельмгольц

9.1.2. Титченер

9.1.3. Вильгельм Вунд

9.1.4. Эрнест Мах

9.2. Суть

9.2.1. воспринимаемый образ является сложным объединения первичных элементов сознания, то есть ощущений. При этом само ощущение понималось как осознание состояния органов чувств, на которые воздействует изолированный внешний раздражитель.

10. Гештальтпсихология

10.1. Представители

10.1.1. Вертгеймер

10.1.2. Курт Коффка

10.2. Суть

10.2.1. се процессы в природе изначально целостны, поэтому процесс восприятия состоит не из элементарных ощущений, а определяется цельным полем действующих на организм раздражителей.

11. Экологический подход Джеймса Гибсона

11.1. Представители

11.1.1. Джеймс Гибсон

11.2. Суть

11.2.1. процесс восприятия – это процесс добывания информации о среде. информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражители.

12. Деятельностный подход

12.1. Представители

12.1.1. Леонтьев

12.1.2. Зинченко

12.1.3. Ломов

12.2. Суть

12.2.1. восприятие ориентируя практическую деятельность вместе с тем зависит в своём развитии от условий и характера этой деятельности.

13. Формы и принципы восприятия

13.1. фигура — фон

13.1.1. восприятие выделяет фигуру из фона.

13.2. константность

13.2.1. объекты длительное время воспринимаются одинаково.

13.3. группировка

13.3.1. однообразные стимулы группируются в структуры.

Понимание восприятия в музыке

В этой статье рассматриваются восприятие и познание, а также объясняется, что восприятие — это нечто большее, чем просто пассивное получение информации.

© University of Oslo

Чтобы понять наш музыкальный опыт, необходимо рассмотреть две психологические концепции: восприятие и познание .

Нелегко дать точные определения двух терминов: восприятие и познание. Также нелегко четко объяснить разницу (и взаимосвязь) между двумя понятиями.

Но мы можем попробовать…

Что такое восприятие?

Восприятие — это широкий термин, включающий получение информации через наши органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание и т. д.).

Но восприятие — это не просто пассивное получение информации. В рамках процесса восприятия мы подсознательно сосредотачиваем свое зрение или слух на интересующих нас событиях и даже способны подавлять нежелательные перцептивные стимулы (представьте, что бы вы сделали, если бы увидели, что кто-то собирается издать громкий звук рядом с вашим ухом). ).

Что такое познание?

Как мы думаем об этом, познание в основном связано с ментальным представлением явлений. Некоторые будут утверждать, что познание является подкатегорией восприятия; часть восприятия, происходящая в мозгу.

Другие, однако, утверждают, что восприятие и познание — две независимые концепции, которые пересекаются.

Несомненно то, что они взаимозависимы и что сознательные и подсознательные психические процессы активны в восприятии; например, такие процессы, как наша память, наши предубеждения и ожидания относительно того, что мы воспринимаем.

Здесь, например, наше культурное происхождение и воспитание вступают в игру, формируя наш опыт.

Традиционный взгляд на человеческое познание

Традиционный взгляд на человеческое познание состоит в том, чтобы думать о человеческом мозге как о компьютере. В такой модели чувства можно рассматривать как «входные данные» для мозга, а мозг выполняет «вычисления», чтобы принять решение о «выходных данных».

Этот способ понимания человеческого познания подразумевает однонаправленный музыкальный опыт, сформированный слуховой информацией от наших ушей, которая «обрабатывается» в мозгу.

Таким образом, музыкальный опыт является «пассивным» в том смысле, что существует однонаправленный поток информации от стимула через наши органы чувств к нашим ушам.

Воплощенное познание

Теоретическая основа для Music Moves следует традиции так называемого воплощенного познания . Эта традиция резко отличается от упомянутой выше «классической» модели познания тем, что рассматривает процесс восприятия как активный процесс.

Вместо того, чтобы пассивно получать сенсорную информацию, воплощенный когнитивный подход основан на идее, что мы воспринимаем мир через все наши тела.

В основе модели воплощенного познания лежит то, что наш опыт жизни в мире формирует то, как мы воспринимаем окружающие нас явления. Американский психолог Джеймс Дж. Гибсон ввел термин аффорданс , чтобы объяснить, как мы приобретаем знания и навыки об окружающем нас мире.

Доступность

Аффорданс – это нечто, предлагаемое воспринимающему объектом, который человек наблюдает или с которым взаимодействует. Таким образом, аффордансы обычно ориентированы на действия.

Например, стул может быть приспособлен для сидения, потому что он позволяет выполнять действие «сидя». Чашка пригодна для питья, потому что она позволяет действию пить. Важно помнить, что аффордансы всегда равны по отношению к воспринимающему .

Итак, стул может иметь разные возможности для ребенка и взрослого.

Кроме того, с точки зрения Гибсона, аффордансы не обязательно положительны: ветка на дереве, например, может быть способна как взобраться, так и упасть. В 1988 году Дон Норман использовал концепцию аффорданса в своей книге «Дизайн повседневных вещей».

Между использованием этого термина Гибсоном и Норманом есть небольшие различия, о которых вы можете прочитать подробнее в этой статье. Норман объясняет аффордансы в этом видео.

Ссылки

  • Гибсон, Дж. Дж. (1979 г.). Экологический подход к зрительному восприятию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Лакофф Г. и Джонсон М. (1980). Метафоры, которыми мы живем . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
  • Леман, М. (2008). Технология познания и опосредования воплощенной музыки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Либерман, А.М., и Маттингли, И.Г. (1985). Пересмотрена моторная теория восприятия речи. Познание , 21(1), 1-36.
  • Пеллегрино Г., Фадига Л., Фогасси Л., Галлезе В. и Риццолатти Г.: Понимание двигательных событий: нейрофизиологическое исследование. Экспериментальные исследования мозга , 91(1), 176-180.

© Университет Осло

Процесс восприятия – Kirkwood SPC-101

«Процесс восприятия» от LibreTexts лицензируется в соответствии с CC BY-NC-SA .

Восприятие – это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, показанный на рисунке 2.1 «Процесс восприятия», включает в себя восприятие выбранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие является в значительной степени когнитивным и психологическим процессом, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?

 

Выбор информации

Рисунок 2.1 Процесс восприятия

Яркость зависит от трех характеристик (Fiske & Tayor, 1991). Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, а также вещи, которые отвечают нашим потребностям или интересам. Наконец, ожидания влияют на то, что мы находим существенным.

 

невербальные приспособления или нервные движения, которые мы делаем, чтобы уменьшить тревогу, например, расхаживание взад-вперед или накручивание волос, могут отвлекать. Помимо того, что мы сводим к минимуму отвлекающие факторы и с энтузиазмом доносим наши сообщения, содержание нашего общения также влияет на заметность.

 

Если вы увлечены интересной видеоигрой, вы можете не заметить других сигналов восприятия. Р. Поллард — текс, играющий в видеоигры — CC BY 2.0.

 

Организация информации

Организация – это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем, на основе врожденных и приобретенных когнитивных моделей. Мы распределяем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Coren, 1980). Что касается близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе. Например, вы когда-нибудь ждали помощи в бизнесе, а продавец предполагал, что вы и человек, стоящий рядом с вами, вместе? Немного неловкий момент обычно заканчивается, когда вы и другой человек в очереди смотрите друг на друга, затем снова на клерка, и один из вас объясняет, что вы не вместе. Даже несмотря на то, что вы, возможно, никогда в жизни не встречали этого другого человека, клерк использовал базовый сигнал организации восприятия, чтобы сгруппировать вас вместе, потому что вы стояли рядом друг с другом.

Поскольку мы организуем перцептивную информацию на основе близости, человек может воспринимать двух людей вместе только потому, что они стоят близко друг к другу в очереди. Викисклад – общественное достояние.

Различия в пунктуации часто могут привести к эскалации конфликта, что может привести к различным проблемам в отношениях (Watzlawick, Bavelas, & Jackson, 1967). Например, Линда и Джо работают в проектной группе, и у них приближается крайний срок. Линда работала над проектом на выходных в ожидании встречи с Джо в понедельник утром. В процессе у нее возникло несколько вопросов, и она написала Джо по электронной почте за разъяснениями и советами, но он не ответил. В понедельник утром Линда заходит в конференц-зал, видит Джо и говорит: «Я работала над этим проектом все выходные и нуждалась в вашей помощи. Я писал тебе три раза! Что вы делали?» Джо отвечает: «Я понятия не имел, что ты написал мне по электронной почте. Я провел все выходные в походе». В данном случае конфликт начался для Линды два дня назад, а для Джо начался только что. Таким образом, чтобы двое из них могли наиболее эффективно справиться с этим конфликтом, им необходимо общаться так, чтобы их пунктуация или место начала конфликта для каждого из них были четкими и совпадали. В этом примере Линда произвела впечатление об уровне приверженности Джо проекту на основе интерпретации, которую она сделала после отбора и организации поступающей информации. Знакомство с пунктуацией — важная часть проверки восприятия, о которой мы поговорим позже. Давайте теперь подробнее рассмотрим, как интерпретация влияет на процесс восприятия.

 

Схемы похожи на линзы, которые помогают нам понять сигналы восприятия вокруг нас на основе предыдущих знаний и опыта. Даррен Шоу — Очки — CC BY-NC 2.0.

Например, если вы делаете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым на основании вашей схемы общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди делают хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Цена правильная , например. Люди идут на многое, чтобы сделать футболки с умными надписями или действовать с энтузиазмом в надежде, что их выберут для участия в студийной аудитории и, возможно, станут участниками шоу.

Мы часто включаем то, чем зарабатываем на жизнь, в наши представления о себе, что затем обеспечивает схему, с помощью которой другие интерпретируют наше общение. Дэвид Уикли — Профессии! — CC BY 2.0.

общение с кем-либо может отличаться, если его или ее представили вам как художника, а не как врача. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы. Мы узнаем больше о том, как культура, пол и другие факторы влияют на наше восприятие, по мере продвижения в этой главе. Таким образом, у нас есть схемы об отдельных лицах, группах, местах и ​​вещах, и эти схемы фильтруют наше восприятие до, во время и после взаимодействия. Когда схемы извлекаются из памяти, они выполняются, как компьютерные программы или приложения на вашем смартфоне, чтобы помочь нам интерпретировать окружающий мир. Точно так же, как компьютерные программы и приложения должны регулярно обновляться, чтобы улучшить их работу, компетентные коммуникаторы обновляют и адаптируют свои схемы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts